Введение к работе
Актуальность темы исследования. Переломный характер переживаемого иоторячеокого момента обуславливает настоятельную необходимость уточнения ряда оценок идеологических направлений русской социалистической ииож.- Теы более, что социалзотичеокяв учения в нашей стране сегодня стали объектом критики, что так se требует уточнения традиционных представлении об отношении к народничеству, в частности, к леворадикальному крылу революционного народничества.
Традиционно, реводгщионное народничество иочерпываетоя тремя направлениями, которые представлены в произведениях П.Л.Лаврова, П.И.Ткачева и И.А.Бакунина. Однако существовало множество промежуточных идеологических форм, имелись теории более приближенные к марксизму, подготовившие его формирование в России. Таковой являетоя социология Василия Васильевича (Вильгельма Вильгельмовяча) Берви-Флеровского, Этот шсязтедь практически ускользнул от внимания исследователей как фзлоооф, теоретик социалистической мысли.
Флеровокий традиционно рассматривался в навей наука лак экономист, пли как литератор, литературный критик. Изучение его социологического учения чрезвычайно важно для адекватного восприятия истории.
Кроме того, в оегодшшней общественно-политической оитуа-» ции, носящей характер известной неопределенности, полезен ошгт 'исследования событий недавнего прошлого, периода пореформенной России, периода перехода от феодально-крепостричао-ких отношений к капитализму. Осмыоление этого процесса соа-ременннм' ему теоретиком, поиск им базовых положений, похзтгиэо-* ких приоритетов, и направлений социального, политического и вквномпчеокого развития, представляет сегодня пв только теорем тдчеокйй, но и практический интерес
Степень разработанности тецщ социология В.В.Бэрви-Флв-ровокого'достаточно мало изучалась в иоторгя ооцааляотичеокоЗ. шола Россия.
В 20-е годы вышла две работы О.В.Аптешара, В работе В.В.Бврвн-Флеровокяй'' автор касается ливь бзогрефга Флеров-
ского, приводит высказывания анавпшх Олоровского людей, а собственное творчество филооофа - не было предметом исследования для автора. В работе "Флоровский и Долгушинцы" Аптекыан исследует революционную деятельность Флоровсхого в период сотрудничества с кружком Долгушинцев, его пропагандистскую-деятельность как редактора их подпольной печати, в частнооти, истории, написанной Флоровским, нашумевшей прокламации "О мученике Николае или как должно жать по законам правды".
С соредины 30-х годов, по политическим соображениям, народничество перестало бить предметом научных исследований, практически прекратились публикации материалов по этим проблемам. Негативная трактовка народничества, характерна для "Краткого курса Истории ВКП(б)" стала господствующей среди ученых.
В 60-е годы отношение к изучению народничества стало меняться. Появились н работы, посвященные В.В.Берви-Олеровоко-му. В 1958-1959 годах вышли в печать "Избранные вкононические проввведения В.В.Берви-Флеровского" о предисловием Планида Ы.Ы. Этот же автор опубликовал биографическую работу "В.В.Берви-Фле-ровский" (1959). Заслугой Ы.М.Плакида явилось то, что он . обстоятельно рассмотрел экономическую детерминированность взглядов Флеровского, однако ва пределами этой проблемы Планида М.Ы. традиционно относит Флеровского к утопистам, народникам-общинникам.
В этот же период появляются ряд работ, посвященных литературной деятельности В.В.Борви-Фдеровского. Это статья Зиновьева Ы.Д. "Роман В.В.Бервя-Флеровского "На жизнь и смерть" (1967), Каминокиіі В.И. -."Флеровский в русском общественно-датературном движении" (1959); Пинаев Ы.Г. - "На жизнь к смерть" В.В.Берви-Олеровокого" (1968)( Плакида М.Ы. "В.В.Берм-Флеровокий как драматург" (I960); Б.Эйхенбаум "Лев Толстой я Бервн" (1959). Эти работы посвящены творчеству Флеровокого как пясателя-романиота, драматурга в литературного критика» частично касаяоь, как к примеру Камянокий, его втичеоких взглядов, разработки Фдеровским в романах принципов революционной
Фмоосфокому творчеству В.В.Берви-Флеровокого поовящено очень мало работ. Прежде всего, краткая обзорная статья в "Очерках по мотори философской и общественно-политической мысли народов СССР" (1956)« и более подробная работа, посвященная
критико ^леровским механицизма и позитивизма, в частности философии Эдуарда Гартмана, это статья и.удрова А.И. "О философских взглядах З.В.оервн-і'леровского" (I960).
О революционной деятельности v-леровского в 1958 г. опубликована статья Рязанцева Т.С. "*;леровский в русском революционной движении". Статья носит описательный характер, и хотя дает массу информации об архивных материалах о ілеровском, на касается его теоретических изысканий, и работа Б.Штейна "Іі.В.Борви-і'леровский а -ікобсон" аналогичная по характеру.
Совершенно отсутствуют исследования, посвященные его итеистическим взглядам, хотя ^леровский уделял много внимания критике религии и церкви. Нет специальных исследований по этике, социологии, политическим воззрениям. Богатое наследие Ь.В.Берви-Улеровского, насчитывающее более 70-ти печатных работ слабо исследовано.
Еадачей диссертации явилась попытка исследовать многогран-.ную социологию В.Б.Берви-^леровского на материале его теории революции и определить место этого мыслителя в истории социалистических учений России.
Для достижения решения этой задачи автор, предполагает рассмотрение следующих проблем:
воззрения В.З.Берви-^леровского на положения трудящихся в пореформенной России, с точки зрения их революционности
представления В.Б.Берви-Олеровского о формировании революционной интеллигенции
видение В.В.Берви-ілеровским способа взаимодействия двух революционных сил в России: революционной разночинной интеллигенция и народа
фактическое обоснование социалистической революции Фле-ровским, прежде всего исследование и критика крестьянской общины
воззрения Флеровского на роль государства в социалистической революции
вопроси революционной этики В.В.Бервн-Флеровского, как духовнее-нравственного обоснования социалистической революции
материалы Флеровского; его философоко-ентропоюгичесма основы революционной теории
- революционная программа Олеровского, рассмотрение им
вопросов о двмущих силах революции, о классах я классовой
борьбе, о формах осуществления революции, о революции социаль
ной и политической.
Научная новизна иослодования состоит в том, что в диссер-тацин исследован процесс формирования народнической идеологии, в трудах одного ва сравнительно мало изученных теоретиков революционного народничества В.З.Борвз-ч'леровского:
социология В.В.Борви-^лоровского рассмотрена, как промежуточное звено между революционным народничеством и русским наркоишои
в работе исследованы социальные и теоретические иоточ-вякв тоории социалистической революции В.В.Борви-Олоровского, которая является центральной проблемой его социологии
в двооертацзи рассмотрев ряд принципов философской антропологии я революционной этики, рааработавиые В.В.Берви-Флеровскпы.
Методологические основы и"теоретические источники диосер-щц соотавили произведения русских революционеров-демократов, произведения классиков марксизма, использованы труда, русских в зарубежных философов 19 века, результаты монографических исследований, статей современных авторов.
Практическая значимость исследования.. Содержащийся в работе материал может быть испольвовав при подготовке ш проведении лекций и оемиваров в курсе истории философии и в курса истории социалистических учений.
Апробация теоретических положений диссертации. Диссертация обоуждова на кафедре "Теории современного общества" фидооофокого факультета СПбУ и рекомендована к защите. Ряд положений диссертации использовались при проведении аашггий ва кафедра политологии ЛЫК, при чтении лекций по ноторин России в ЛИШ, -в лекторской'работе по линии общества "Знание".
Структура работы. Диссертация состоит иа 2-х глав, введения, ваключения, библиографии. .