Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Талант как социокультурная проблема Миронова, Галина Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миронова, Галина Анатольевна. Талант как социокультурная проблема : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.02 / АН УССР. Ин-т философии.- Киев, 1987.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 88-1/3001-4

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Ускорение социально-экономического развития страны, перестройка всех общественных отношений на качественно новой основе являются стержневим направлением, необходимым этапом прогрессивного движения советского общества по пути коммунистического созидания. Диалектика реального развития такова, что главным, системообразующим звеном этого процесса является "всемерная активизация человеческого фактора". Именно человек - итог, смысл и главный фактор коммунистических преобразований стоит сегодня в центре внимания нашего общества, является ядром всех намечаемых социальных программ.

Апрельский /1985 г./ Пленум ЦД КПСС нацелил на то, что "рь шить слоание масштабные задачи современного этапа можно лишь сгш раясь на живое творчество народа, на его разум, талант и труд". Поэтому на повестку дня самой жизнью поставлены вопроси, связан ные с всемерной активизацией человеческих творческих способностей, с возможностями и способами их формирования и актуализации.

Возрастает сегодня роль и значение индивидуального вклада и индивидуальной ответственности кавдого человека во всех сфера* общественной жизни. Задачи социально-экономического и культурно -го строительства в современный период требувт качественно нового подхода к проблеме формирования личности, поскольку именно лнч-ностные свойства каждого человека определяют совокупный общественный эффект. На повестке дня непосредственно стоит задача формирования в массовом масштаба творчески развитой личности, реализующей Ъ процессе творческого созидания все богатство своей индивидуальности.

В связи с этим проблема таланта - его сущности и развины. механизмов формирования - выходит за рамки чисто академического интереса и приобретает принципиальное шгровоззренческое и практическое значение. Она органично связана с реальностями современного социализма, когда неизмеримо расширяются .возмокно/т и д. і, творчества не избранных одиночек, а целых инее трудящегося нзро -да, а активизация человеческого творческого потенциала еганоып ся главным фактором нормального функционирования (;оцнаніі.?піч.-::. кой общественной системы.

Актуальной остается задача осмислення восинтніечиїи?.. ии:? можностеп социализма по реализации на^гоятольноИ оЯ^.етпнимп

потребности - целенаправленного формирования творческой личности в кассовой масштабе, изучения и обобщения имеющегося в этой области практического опыта. Объективная потребность времени - создание такой концепции формирчвания нового человека, которая конкретизировала бы марксистское понимание человека вплоть до обоснования принципов практического воспитательного процесса.

В современную эпоху проблемы исторических перспектив и путей общественного развития, формирования человека и возможностей его совершенствования находятся в центре идейного противоборства. Поэтому социально-философский анализ формирования творческой индивидуальности с последовательно марксистских позиций имеет важное значение для аргументированной критики различного толка эли-таристских концепций, для ведения контрпропаганды по всему спектру личностной проблематики.

Степень изученности проблемы. Содержание научной проблемы, поставленной в диссертации, отражает реальное, сложившееся в науке о человеке, его творческих способностях, противоречие - мевду пониманием творчества как сущностной характеристики человеческого бытия и особым вычленением таланта /олицетворяющего высшее проявление человеческих творческих способностей/ как внеисторического образования, целиком связанного с особенностями развертывания изначальной природной уникальности отдельного индивида. Первая интуитивная попытка разрешить это противоречие в рамках построения единой философии Человека была предпринята Гельвецием. Марксизм обострил понимание проблемы, так как дал надежный методологический инструментарий для ее решения - концепцию материалистического понимания истории. Однако непосредственно задача теоретического осмысления вопроса встала тогда, когда возникла практическая проблема активизации творческого потенциала кавдого человека.

Традиционно сильной в исследовании таланта является концептуальная линия, отстаивающая природную предопределенность талантливости. Общая установка этой позиции заключается в том, что никакие идеальные условия не создадут гения без природных задатков /Кочкаров D.C., Ковалев А.Г., Спиркин А.Г., Полис А.Ф., Савостьянов Е.И., Тимаков В.Д., Бочков Н.П., Довбуш Р.А./. При этом сущность природных задатков определяется как анатомо-физиологические врожденные образования /Теплов Б.М., Крутецний В.А./, как психо-

физиологические предпосылки способностей /Платонов К.К., Ыяси-щев В.Н., Костюк А.Г./, Ряд психологов разрабатывают вопрос о сущности и содержании природных задатков в формировании различны* способностей /Теплов Б.1І. - музыкальных, Платонов К.К. - летних, Крутепний В.А, - математических, Левитов Н.Д., Кузьмина Н-В. -педагогических, Уманский Л.И. - организаторских, Якобсон П.М. -технических, Кириенко В.И. - художественно-изобразительшх/. В психологии творчества исследуются различные психологические составляющие творческой индивидуальности - эмоции, чувства, вдохновение, интуиция, мировоззрение /Гордиенко А.Т., Левчук Л.Т., Ку-дин В.А., Илиади A.M., Симонов П.В., Кедров Б.М., Налчаджян А.А., Громов Е.С., Алякринский Б.С./.

Вместе с тем очевидно, что проблема принципиально неразрешима без учета ее социального контекста, интеграции частно-научного знания о ее отдельных аспектах в рамках социологической кон цепции. Конкретно-научное и психологическое исследование проблема таланта выводит з область взаимоотношений индивида и социального целого, упирается в необходимость анализа исторического процесса общественного становления человека и человечества. Уке в.рамках марксистского социально-психологического подхода убедительно про водится щэнцепция культурно-исторического происхождения высших психических функций, деятельностная теория формирования психо-фи зиологических механизмов способностей /Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Соколянский И.А., Мещеряков А.И., Ильенков Э.В., Михайлов Ф.Т., Артемьева Т.Н./. Врожденным у чело века А.Н.Яеонтьев считает только тип нервной системы, который в принципе индифферентен к содержанию способностей. Материальным субстратом способностей являются функциональные новообраэопанил, прижизненно складывающиеся психические органы деятельности /Леон тьев А.Н., Дубинин Н.П., Косолапов Р.И./. Исследования, проведенные под руководством А.Н.Леонтьева, установили, что человеческий способности имеют общественно-историческое происхождение н что формирование их у каждого отдельного человека возможно лишь бла годаря овладению общественным опытом. Установлено, в частности, что отдельные способности могут быть сформированы специальными приемами обучения.

Известный советский педагог и психолог БЛ.Никитин еце в 1969 году выдвинул свою гипотезу возникновения творчдскипс С.ІІПСҐХІ

-4-. ностей, где на основе собственного, целенаправленно организованного педагогического опыта убедительно показал, что специфика человеческой нервной системы обеспечивает каждому здоровому ребенку развитие любых человеческих способностей и до любых достижимых людьми высот; вскрыл явление нувэрса /необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей/, возникащее в результате асинхроната - разрыва во времени между моментом созревания психики и началом целенаправленного развития способностей ребенка. Современные психолого-педагогические исследования в этом направлении подвели к мысли об особой значимости первых лет жизни для нормального, своевременного /= талантливого/ развития ребенка /Венгер Л.А., Амонашвили Ш.А., Волков И.П./. Таким образом, уже в рамках психологической науки поставлен вопрос об общественно-историческом происхождении психофизиологических механизмов, обеспечивающих процесс развития индивидуальности в общественно заданном направлении /Леонтьев А.Н., Косолапое Р.И./.

Философская метолологическая позиция, концептуально обобщающая конкретно-научные разработки /Шинкарух В.И., Шумилин А.Т., Ильенков Э.В., Косолапов Р.И., Дубинин Н.П., Москаленко В.В., Павлов Т., Сэв Л./, ориентирует на рассмотрение таланта в контексте исторических закономерностей общественного вычленения индивидуальности, на выведение уникальности таланта прежде всего из конкротно-исторических особенностей развития творческой сущности человечества. При таком подходе степень и формы присвоения отдельной личностью социокультурного опыта человечества оказываются непосредственно связанными с характером и степенью развитости общественных отношений, в которых формируется личность, а проблема таланта выходит на уровень социокультурного исследования.

Именно в таком понимании отого феномена четко вырисовывается новый аспект исследования -.в рамках категорий и законов научного коммунизма. Талант предстает как родовая черта человека, норма человеческого развития, заданная его творческой сущностью. Историческая тенденция, направленная на разрешение противоречия между родом и индивидом, s условиях современного этапа социализма вступает в стадии практической реализации и'впервые выражается в качестве общественной потребности активизации творческих '.'пособнпстей всех трудящихся, целенаправленного формирования из

- б -

кавдого индивида развитой,'творческой индивидуальности, целостной, всесторонне развитой личности.

Учитывая актуальность темы, степень ее изученности, диссертант ставит перед собой цель - раскрыть сущность человеческих творческих способностей, выявить механизмы формирования талантливой индивидуальности с учетом особенностей современного этапа развития социалистического общества. Реализация данной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

проследить становление проблемы таланта в историческом контексте;

связать процесс формирования таланта с всеобщими законами общественного воспроизводства человека, личности, индивидуальности; вцделить этапы социокультурного движения этого феномена;

вычленить социологические и индивидуально-психологические механизмы становления талантливой индивидуальности, показать обществ еішо-историческуа пряроду онтогенеза;

исследовать гуманистическую функцию социализма по формированию творческой индивидуальности каждого человека, условия и факторы активизации творческого потенциала социалистической личности, ее проблемы;

проанализировать социально-педагогический аспект проблеми таланта, возможности и пути целенаправленного воспитания в современных условиях талантливой индивидуальности.

Научная новизна исследования.. В диссертации разработана целостная концепция таланта как социокультурного феномена, раскрывающая его общественно-историческую природу и закономерности формирования в историко-культурном процессе. Предложенная концепция нашла свое выражение в следующих исследовательских результатах:

- обосновано социокультурное понимание сущности талантли
вой индивидуальности, определяемой через объективное, историчес
ки конкретное общественное отношение между индивидом и социумом,-
на общественно-историческом и инди'.ндушшю-ппихологичесноц уров
нях. При этом обнажается соотносительная роль понятия "талант",
которое обозначало в историко-культурном процесса уникальные слу
чаи адекватного отражения родового в индивидуальном, сущности -

в существовании;

- доказывается тезис о потенциальной всеобщности творчест
ва, выявлена Тг)Ц\~<іц,іл ис/орнческого движзшш творческой суіцнос-

- б -

ти человечества, направленная на перспективу овладения творческим потенциалом рода каждым конкретным индивидом на уровне, определяемом сегодня как талант;

- как этап на пути реализации этой тенденции раскрывается
гуманистическая функция социализма в постановке и решении пробле
мы таланта как практической социокультурной проблемы приобщения
каядого члена общества к активному освоению и производству куль
туры, которая вырастает из практического осуществления общекомму-
нистического принципа "от каждого - по способностям";

- обоснованы и раскрыты воспитательные возможности социа
лизма по целенаправленному формированию талантливых индивидуаль
ностей в массовом масштабе. Выделение воспитательного аспекта
проблемы требует уточнения принципиальной стороны воспитательной
практики по двум пунктам: современная система социалистического
воспитания на всех его направлениях и уровнях может существовать
только как I/ процесс целенаправленного формирования творческой
.индивидуальности, причем, 2/ воспитательным воздойствием, имеющим

в виду реализацию этой цели, должен быть охвачен кэдцый индивид, безотносительно к какому-либо искусственно возведенному масштабу. Методологической и теоретической основой диссертации являются выработанные в работах классиков марксизма-ленинизма идеи общественно-исторической природы человека, его изначальной творческой сущности, диалектичности взаимосвязи единичного и общего в историко-культурном процессе. Автор опирается на важнейшие теоретические положения по вопросу формирования нового человека, реализации творческих способностей трудящихся в процессе социалистического строительства, сформулированные в партийных документах - новой редакции Программы КПСС, материалах ХХУП съезда КПСС, последующих Пленумах ЦК КПСС. Методологическим инструментом исследования является концепция культуры, развиваемая В.М.Мекуевым, В.П.Ивановым, М.А.Булатовым, В.Г.Табачковским, Н.Ф.Тарасенко, а также ценные идеи об органической связи уровня развития способностей с совокупностью конкретно-исторических общественных отношений /Шумилин А.Т./; о потенциальной талантливости каждого индивида, возможности раскрытия которой целиком связаны с условиями задействования человека в производство культуры /Ильенков Э.В., Шумилин А.Т./; об этапах формирования талантливой индивидуальности и настоятельной необходимости овладения социалистическим общзст-

- 7 -вом механизмами социализации личности /Шинкаругс В.П./.

Для решения поставленных задач привлекаются исследования формирования социалистической личности в контексте реализации ею тиорческік способностей /Глезерман Г.Е., Смирнов Г.А., Буева JUL, Косолапов Р.II., Надольный И.Ф., ІСон II.С, Спасибенко С.Г., Со-хань Л.В., Мялкин А.В., Довбуш Р.А./; современные данные по психологии становления личности /Виготский Л.С., Эльконии Д.Б., Ло--мов Б.Ф., Матюшкин A.M., Ковалев А.Г., Ананьев Б.Г., Андреева Г.М./; материалы, отражающие опыт работы передовых педагогов по воспитанию талантливых личностей /Сухошшнский В.А., Амоншави-ли Ш.А., Шаталов В.Ф., Волков И.П., Щетинин М.П., Соловейчик C.JL , Ильин Е.Н., Гребельник С.Г., Караковекий В.А., Лыеенкова С.Н., Никитин Б.П./.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ей основные положения и выводи могут бить использованы:

при дальнейшем теоретическом исследовании проблей» творческих способностей - создании целостной, концептуально обобщенной теории талантливой индивидуальности, разработке системы пони тий и законов, отражающих процесс функционирования творческой индивидуальности;

% качестве методологических для конкретно-научных и пен -хологических изысканий в этом направлении;

в преподавательской работе при подготовке лекцій в icjpce общественных дисциплин по вопросам формирования личности, а также при разработке спецкурсов, посвященных проблемам коммунистического воспитания для педагогических учебных- заведений;

для научного обоснования совершенствования социалистического воспитания. Автор считает настоятельным требованием вре мени проведение реформы дошкольного вослиташя, способствующей наиболее полной реализации чёловекоформирумцих потенций социаллс тической культуры;

в пропагандистской работе,»-ориентированной на руководило-лай и воспитателей различных рангов, на молодежь и творческую об щественность.

Структура диссертации определяется целью и основными аадн--чаш исследования и включает в себя; введение, три раздела, заключение, список литературы. Во введении дается обоснование и он рвдялеиие подхода к научаемой проблема. Логическое построение ра-