Введение к работе
Актуальность исследования темы обусловлена тем, что очевидной представляется необходимость изучения как природы бизнеса и предпринимательства, так и его мировоззренческих ориентиров, принципов, ментальности, исповедуемого предпринимательством духовно-практического жизненного кредо. Философия не вправе отказываться от изучения и объяснения современного ей исторического континуума, поскольку она по своей природе, как писал Гегель, есть эпоха, схваченная мыслью. Для нас, современников интереснейших и сложнейших исторических коллизий, свидетелей крушения тоталитарной социально-экономической системы и ее идеологии, граждан страны, впервые обретшей подлинную независимость, государственность, суверенитет и свободу, обращение к социально-философскому анализу современности и ее институтов - задача не только в высшей степени актуальная, но и ответственная, поскольку не только прошлое нации, но и ее настоящее и будущее требуют бережного отношения и непредвзятого подхода.
Выбирая аспекты и возможные перспективы изучения предпринимательства в контексте социальной философии, автор стремилась прежде всего обратить внимание на то, что не только бизнес, но и исповедуемые им принципы, его этика, идеология, мировоззрение имеют вполне определенные основания, будучи укорененными в тех социально-экономических порядках, в условиях которых бизнес осуществляет себя как вид деятельности.
Общество пронизывает нас реальностью, которую мы ощущаем с достаточной очевидностью. Еще в молодости К. Маркс, например, писал: «Именно общество мыслит во мне». Принимая это, автор предположила - актуальным будет не просто обнаружение «человека-предпринимателя», «предпринимательского сообщества» или констатация наличия «философии бизнеса», но актуальной как раз будет попытка распознавания типологического в духовном «движении» той сложной и подвижной социальной группы, которая именуется предпринимателями. Причем, рассматриваяфилософию бизнеса как форму «производства» и «транслирования» этой группой определенных социальных и ментальных норм, ценностей и принципов, «идеологем», автор достаточно скептически отнеслась к тому, чтобы трактовать ее исключительно как «манифест» людей, стремящихся к выгоде, наживе любым способом. Конечно, оснований для
такого рода суждений, бытующих в обществе и в литературе, найдется немало, поскольку, действительно, успех и практические цели бизнеса связаны с получением прибыли от различных видов предпринимательской деятельности. Но нельзя также не видеть, что философия бизнеса есть, например, исповедание вполне реальной социальной ответственности, имеющей ряд модусов - форм проявления. С другой стороны, философию бизнеса нельзя рассматривать и как некое социально-этическое или психологически-альтруистическое оправдывание предпринимательства, этакое теоретизирование о гуманизме и человеколюбии - оно, думается, в такого рода «оправдываниях» не нуждается.
Таким образом, актуальность приобретает некоторое как бы уравновешенно-отстраненное исследование предпринимательства и его философии, стремящееся к возможно большему объективизму и полноте анализа, что и составило одну из внутренних исследовательских установок автора, полагающего, что достоверность приходит не с эмоциями, а с последовательной и вдумчивой рефлексией.
Сама по себе тема предпринимательства является достаточно давним предметом внимания и описания - об этом свидетельствуют Эисторические хроники, заметки путешественников и т. д. Историки, законодатели, политики античности и арабского Востока, ученые Ренессанса и в особенности всех следующих за ним эпох, но прежде всего конечно же экономисты, пристально вглядывались в условия жизни и характер деятельности этой социальной группы, исследуя природу и черты предпринимательства, его назначение и значение в системе хозяйства, принципы, которым оно следует, его образ мыслей. Но, предположив, что философия бизнеса является продуктом все-таки достаточно развитой рыночной системы хозяйства, автор посчитала справедливым говорить о том, что философия бизнеса как таковая являет ся продукт ом новоеврої іейск.ой ци-вилизации XV-XVIII и следующих веков.
Исходя из этого вопрос о степени разработанности проблемы автором связывается с источниковедением относительно тех трудов, в которых исследуется именно упомянутый период истории и социально-экономического уклада. Поэтому основной исторический «фон» составили труды, например, Ф. Броделя, К. Маркса, М. Блока, А. Маршалла, М.А. Барга, А. Смита, Й. Шумпетера и других. Поскольку социально-философский анализ предпринимательства невозможен иначе, как посредством исследования социо-
культурных и ментальных реалий, автор обратилась к работам М. Вебера, Л.С. Гребнева. Дж. Бьюкенена. Й. Хёйзинги, Э. Фромма. Предметом отдельного внимания стали некоторые труды философов того времени, когда рынок и предпринимательство обрели окончательно доминирующее положение не просто в экономическом порядке, но даже и в этических и социо-объясняющих теориях. Поэтому автор обратилась к произведениям Д. Юма, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля.
Рассмотрение бизнеса в системе общества и экономики, атакже самого бизнеса как системы обусловило необходимость обращения, например, к работам А. А. Богданова и И. Пригожина, а вопрос о бизнесе как деятельности определил выход не только на труды классиков экономической и философской наук, но и на разработки такихученыхкакГ.С. Арефьева, Т.И. Заславская, М.С. Каган, Т. Шанин, Г. Саймон и др.
Однако главный предмет интереса - философия бизнеса, как оказалось, представлен в литературе не столь уж часто. Так, например, непосредственно значащий материал можно найти в трудах А.И. Ракитова, Л.С. Гребнева, Р.С. Апресяна, В.И. Бакштановского и некоторых других авторов. При всей пестроте и многообразии имеющейся у нас теперь зарубежной литературы пожалуй из наиболее близких к данной теме разработок можно выделить труды М. Вебера, Ф.А. Хайека, Дж. Хикса, коллективную монографию-учебник «Современный бизнес» (в 2-х томах - М, 1995), работы В. Зомбарта, Ф. Роджерса, Б. Синто, Т. Веблена, К. Р. Поппера, Дж. Гэлбрейта и т.д.
В конечном счете для формирования и представления в работе своей позиции автором большое фактическое значение имели труды по философии и организации хозяйства С.Н. Булгакова, Ю.М. Осипова, Э. Дюркгейма, опять же - К. Маркса, Ф. Броделя, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, Л. Гребнева, М. Вебера.
Из отечественной, казахстанской литературы непосредственное значение для автора имело знакомство с исследованиями и разработками по социологии Н.А. Аитова, социальным структурам М.С. Аженова, философии и деятельности А. К. Касабекова, культурологии Б.Г. Нуржанова. Некоторые вопросы современных социально-экономических реалий и отношений анализировались с использованием идей, представленных в работах А.А. Хамидова, Н.А. Амрекулова, Ж.Ж. Молдабекова, СЮ. Колчигина, Г.Г. Акмам-бетова, Т.Х. Габитова, Е.Б. Жатканбаева и т. д.
Насколько может судить автор, проблематика философии бизнеса не стала предметом диссертационных исследований последних двух-трех лет не только в Казахстане, но и даже в России. Тем более отрадно было отметить, что в контексте данной темы особого внимания должна заслуживать кандидатская диссертация Ж. К. Медеуова, в которой проанализирована этико-экономическая теория Хайека - эта работа может быть отнесена к числу весьма редких, если не единственных исследований за ближайшее время, выполненных на стыке философии и экономики, философии человека и общества и этики.
Коротко говоря, на фоне богатейшей отечественной и зарубежной литературы оказалось не так уж много трудов, близких или совпадающих с предметом данной работы. С одной стороны, это создавало определенные трудности, но с другой - стимулировало самостоятельность, в том числе и в выборе аспектов исследования, объектом которого является философия бизнеса как духовно-практический феномен, мировоззренческая позиция предпринимательства, форма его рефлексии над социально-экономическими, политико-правовыми, этнокультурными реалиями и саморефлексии, направленной на осмысление собственного социально-экономического, ментального, ценностно-ориентационного статуса. А предметом исследования является социально-философский дискурс над природой бизнеса, мировоззрения и менталитета, аксиологии и духовно-практического «кредо» предпринимательства.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать и изложить основы, источники и содержание философии бизнеса как духовно-практического феномена цивилизации, которая, с одной стороны , есть «мировоззрение определенной деятельности» (А.И. Ракитов), своеобразная форма «социальной онтологии» предпринимательства и форма производства и транслирования исповедуе-мых им норм, ценностей, предпочтений, принципов жиэнедеятель-^ ности, хозяйствования, рефлексии над социальной реальностью и над самим собой; а с другой - форма философского постижения бизнеса как представителями социо-гуманитарных отраслей науки, так и самими предпринимателями как «философами» и «идеологами» бизнеса.
Для достижения указанной цели автор ставила и пыталась решить следующие основные задачи:
- рассмотреть общецивилизационные объективные и субъективные детерминанты философии бизнеса;
рассмотреть содержание и «природу» предпринимательских «философем» и «идеологем» относительно как самого бизнеса, так и социально-экономических, политико-правовых реалий, в которых существует бизнес, диалектику взаимосвязи бизнеса с этими реалиями;
рассмотреть аксиологическую и этическую проблематику философии бизнеса, его ценностно-ориентированное «кредо», стремясь при этом отыскать ключевой элемент предпринимательской этики в его социально и индивидуально значимом контексте;
рассмотреть практические аспекты реализации философии бизнеса;
-попытатьсяопределитьпрблематику и возможные перспективы дальнейшего исследования данной проблемы, ее «узкие места» и «точки роста» в условиях современного развития Республики Казахстан.
Поскольку основная проблема работы сформулирована как анализ социальных оснований философии бизнеса, то ее рассмотрение осуществлялось по возможности на стыке социального, философского, экономического, исторического, политического, правового круга явлений и закономерностей. Поэтому методологическую основу исследования составили наблюдение различных фактов действительности и их сравнение, сопровождаемые историческим и логическим анализом как этой действительности, так и гуманитарного знания, ее отражающего. Но определяющая роль оставалась за принципами деятельности, детерминизма, развития и системности, посредством которых автор надеялась представить некоторую целостную концепцию относительно предмета своей работы. При этом автор разделяет идею методологического плюрализма и толерантности по отношению к различным, в том числе и конфронтирующим между собой точкам зрения, пытаясь по мере возможности показать прежде всего значимые для исследования темы стороны этих подходов.
Теоретическую основу диссертации, как это отчасти уже показывалось при изложении степени разработанности проблемы в научной литературе, составили труды и идеи классиков мировой философской, экономической мысли, специалистов Казахстана, России, США, Германии, Франции, Италии; использовались работы государственных деятелей, предпринимателей, концептуально-аналитические материалы, отечественная и зарубежная периодика.
По мнению автора, статусом научной новизны обладают:
-
Собственно постановка в отечественной философской науке проблемы исследования социальных оснований и содержания философии бизнеса и попытка рассмотрения некоторых ее аспектов применительно к современной ситуации социально-экономического развития Казахстана, нашим политико-правовым и этно-культур-ным реалиям.
-
Направленность исследования на то, чтобы показать: бизнес есть факт действительности, а философия бизнеса есть «вопроша-ние» не о факте, а о принципе этого факта, о его предпосылках и необходимых предположениях о нем. В этом же контексте автор стремится показать, что философия предпринимательства - это еще и своеобразное «поле борьбы умов» и эта «борьба» способствует выработке определенного отношения к бизнесу, его порядку, организации, роли в рбщественной жизни, его ценностям и ментальности. Отсюда следует, что Философия бизнеса есть результат интенсивного духовно-практического освоенияопыта предпринимательства, из которого выкристаллизовывается определенное «понятие» о жизни общества и личности и ее, этой жизни, философия.
-
Попытка представить философию бизнеса не только как мировоззрение, но и как своеобразную «социальную онтологию» предпринимательства, в которой реализуются присущие философствованию об обществе и человеке принципы, отчего ее нельзя сводить исключительно к этике бизнеса.
-
Стремление автора обосновать положение о том, что стержнем этического начала в философии бизнеса является социальная ответственность и такие ее модусы, как сознание, вкус, совесть.
-
Попытка развернутого определения понятия и феномена «философия бизнеса», ее черт и характерных особенностей, а также попытка показать нетолько практическую укорененность, но и прак-трически-ценнисі ную значимое! ь-филоеофии-биэнеось
Таким образом, автором выносятся на защиту положения:
1. Которые, по мнению автора, претендуют на новизну в пределах
избранной специальности и в рамках традиций казахстанской фи
лософской науки.
2. В которых рассматривается и доказывается, что философия
бизнеса как форма мировоззрения определенной социальной груп
пы и форма философической рефлексии над бизнесом является
исторически закономерным продуктом духовно-практической ори
ентации людей, принадлежащих цивилизации, в которой доминиру-
ют рыночный характер экономики и соответствующие ему общественные отношения. Основными социальными детерминантами философии бизнеса являются пространство-время цивилизации; рынок как естественная среда ее формирования; бизнес как труд и социально-экономический «мир» как единая целостная система, «минимальным масштабом» которой является город; проявляющаяся специфическим нелинейным образом социальная причинность, таковое качество которой обусловлено наличием индетерминирую-щих факторов, таких каксвободавыборадеятельности, предпочтений в сфере бизнеса, свобода волящей собственное творческое самоопределение личности, а также обусловлено спецификой социальных и экономических интересов предпринимателей.
-
О том, что философия бизнеса с точки зрения ее социальных оснований может рассматриваться в некотором роде и как «история», и как «социология» предпринимательства, которые обнаружили вкус к общим идеям и наделены чувством реальной возможности построения мировоззренческих философем.
-
Согласно которым в работе утверждается, что если философию в целом называют «любовью к мудрости», то автор готова назвать философию бизнеса «любовью к мудрости бизнеса», которая стремится сделать предметом ясной, осознанной рефлексии (=достоверно представить) духовно-практические стороны жизнедеятельности предпринимательства и тем самым становится одним из аспектов философствований о человеке и обществе. В ней, как освоении опыта предпринимательства, есть свои «пограничные полосы», где уже видны его «боги» и «демоны», его «добро» и «зло», его «жизнь» и «смерть». В ней, видимо, уже можно отыскать своих апостолов павлов и платонов, достоевских и ницше, кантов и кон-тов, швейцеров и Сартров, диалектиков и метафизиков, критиков и апологетов.
-
Философия бизнеса является не только отражением социально-экономической реальности и мировоззренческим духовно-практическим опытом предпринимательства об обществе и общества о нем. Она также есть и форма осуществления социальной критики и экономических, но главным образом политических и правовых условий, в частности тех, при которых государство и его служащие берут на себя функции «предпринимателя», обеспечивая себе особые условия чаще всего компрадорской деятельности. Таким образом, философии бизнеса не чужда определенная идеологическая нагруженность и направленность.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит, по мнению автора, в том, что она в некотором роде открывает перспективы для актуальных и нетривиальных исследований современного общества и личностных ориентации и предпочтений в республике. Она может стать основой для плодотворной преподавательской деятельности в вузах, колледжах, средних учебных заведениях по профилям экономических, обществоведческих и философских специальностей, быть использованной в преподавании специального курса по философии и этике бизнеса, социологии и истории предпринимательства.
Диссертация может представлять известный интерес для разработки концептуальных моделей личности предпринимателя, а также в практической работе по подготовке и реализации современных моделей организации бизнеса в нашей стране с учетом этно-реги-ональной специфики.
Апробация результатов исследования и некоторых идей, изложенных в работе, осуществлена автором в процессе обучения на семинарах в КИМЭП в 1994 г., на секционном заседании по проблемам социальной философии, философии культуры и философской компаративистики на II Международном симпозиуме «Восток-Запад: диалог культур» (Алматы, КазГУ, октябрь 1995 г.), на кафедре философии и культурологии ИПК КазГУ.
Диссертация подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и культурологии ИПК преподавателей высшей школы Казахского государственного национального университета им. Аль-Фараби. Основные идеи и материалы исследования используются автором, находя практическое применение в работе в системе компании «Астана-Холдинг».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.