Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблемы и задачи коренного повышения качества подготовки и использования специалистов с виспим образованием, подлинных интеллигентов, носителей национальной, общечеловеческой культуры является важным объектом исследования обществоведов и самъм непосредственным образом связаны с дальнейший ходом перестройки.
Специалист конца XX - начала XXI века должен выработать новое сознание л мьшление, основанные на общечеловеческих, общегуманистических ценностях, с целью глубокого осмысления и решения сложных, глобальных проблем, осознать свою ответственность за судьбы своего народа и мировой цивилизации, твердо уяснять, что проблемы современности сходятся на ценности самого человека и его лизни, преломляются через человека, его культуру, нравственность и гуманизм.
Задачи формирования у студенческой молодежи - будущих специалистов научного мировоззрения, фундаментом которого выступаат общечеловеческие и классовые ценности, в которых человек предстает как наивысшая ценность и самоцель исторического развития, составляют основу диссертационного исследования, поскольку деформированный социализм породил пренебрежительное отношаниэ к человеку как высшей ценности всего сущего.
Падение престижа образования и квалификации специалистов, юс дарований и творческого мастерства ухи отрицательно сказывается на темпах развития экономики л социальной сферы, вызвало интел -жектуальный кризис общества, подорвало его духовные и нравственные устои. Зозврат к ленинскому облику социализма означает к возврат ж самой ценности человека, к его сложному, противоречивому я неизмеримо богатому духовному миру, к определению цели и смысла его существования. Поэтому одной иэ ааянейшх задач перестройки высаей зкоды является утверлдение приоритета такого мировоззрения, в системе которого чэловеп на деле выстунает хая главная цель и ценность социалистического общества.
В современных условиях духовного и подйт-нчзского раскрепощения больгоэ значение приобретает способность системы высвэго і.-бр*зов«йи>ї ка только кауедо образовивать, но и формировать цзя-кости духовной культуры k&s определяющую предпосылку участия жжямоти в еоцдаякстичэсхой общественном самоуправлении, ее по- '
- 4 -литическоЯ культуры и активности, раскрепощения ее талантливости и способности творчески мислить.
Такая постановка проблемы в современной научной литературе рассматривалась как одно из направления исследования духовного мира личности, причем из всего марксистско-ленинского учения о диалектике общечеловеческого и классового в науке и образовании как неотъемлемых составных частях единой общечеловеческой культуры преимущественно выделялись классовые ценности и идеологи -ческие ориентации.
Актуальность проблемы социальных ценностей в формировании духоЕной культуры студенческой молодежи обусловлена и тем, что перестройка, Есколихнув все сдои советского общества, породила но только широкий плюрализм мнений, но и способствовала появления различного рода неформальных обьединеннй, движений, уклонов "правого" и "левого" толка, деятельность антисоциалистических, националистических сил. <імн предпринимается различные попитім сформировать /особенно у мояодго поколения/ иное, критическое и пессимистическое представление о системе гуманистических ценностей и идеалов.
В становлении будущего специалиста, который должен обладать не только достаточной профессионадьноГ: подготовкой, но и быть воспитателем человеческих душ, глубоко убежденным в идеалах и социальных ценностях социализма, в формировании его духовной культуры как никогда раньше требуется утверждение научного, диалектического взгляда на происходящее, а тахае утверждение общечеловеческих гуманистических ценностей в выработке мнроеоззре}, ческих ориентации и активной жизненной позиции.
Указанные обстоятельства определили научную и практическую потребность исследования проблемы социальных ценностей л ах роди в формировании духовной культуры студенчества.
Степень разработанности проблеми. Анализ литература во про* лемэ социальных ценностей и их роди в формировании духовной культуры студенческой молодежи свидетельствует, что общественные науки отстает с анализом особенностей социалистических ценностей в разных сферах человеческого бытия,, недостаточно реагируют на новые условия, хогда многие общечеловеческие ценности приобретают приоритетное значение. Ученые-обществоведы не выработали общепризнанного, достаточно однозначного определения тавше важных философских категорий, как "ценность", "цошгетиов отлодянда", "оціяхл", "система ценностей" а др., жотв & вовявд-
ниє двадцать лет вьсяло немало статей, монографических работ, диссертационных исследований по данной проблематике. Большая часть работ приходится на 70-е годы. Прежде всего следует назвать работы С.В.Анисимова, О.Н.Бах'радэе, Л.П.Буевой, В.А.Василенко, Д.И. Дубровского, О.Г.Дробницкого, И.В.Демина, В.З.Мшзе-ниерадзе, И.С.Нарского, В.С.Пазенка, А.П.Федосовой, К.П.ТУгари-нова, А.И.Яценко и других исследователей.
3 работах указанных авторов в этой сложной и многогранной теме научного исследования трактовались общие проблемы теории ценностей, а также ее применение в теории культуры, этики, эстетики, в науковедении с сопутствующей критикой буржуазных ак-сеологических концепций.
Учение других стран, в частности болгарские философы В.Про-данов, А.Стоиков, Л.Коприанов, Л.Димитров и др., уделили значительное внимание ценностным подходам в этике, эстетике, науко -ведении, что нашло отражение в изданной на русском языке коллективной монографии по этике. Неыецкие ученые в 1975 году издали коллективную монографии, посвященную современный моральньв* ценностям. Марксистской теории оценок и ценностных ориентации посвятил свое монографии чешский философ В.Брокек.
В работах советских философов проблема ценностей разрабатывалась как проблема ценности самого человека, ценности его деятельности, его труда, смысла и логики исторического процесса, общечеловеческого содержания природы социалистических ценностей. Время, перестройка настоятельно требует избавления от застоя, апатий и бездуховности, возровдения подлинно социалистических ценностей и идеалов, фундаментом которых выступают общечелове ческие ценности л идеалы, где цель жизни человека, всестороннее развитие его определяют ведущее место как главнейшей ценности из всех ценностей, как самоцели общественного развития. Для каждого человека, и в особенности для студенчества, это означает оптимальную самореализации, развитие и гуманистическое применение сеоих потенциальных сур^остных сил и способностей на благо общества, своей Родины, общечеловеческой культуры. Методология марксистско-ленинского понимания ценностей, их природы и проис-коядения "самым непосредственным образом затрагивает коренныа сбросы кавэго марксистского иировоззрения, проблемы коммуннс-«тезеного воспитания... воэбуддают острый интерес к цели к емкзл'у хиани, идеалу и дейстситольности, отношении человека к HCMpK'SscMwy прагаяему, современности и будущему, личности п
- б -
обществу .
В публикациях последнего времени односторонняя оценка давалась и духовной культуре личности студента, духовной культуре общества в целой. За оптимистической, радужной картиной духовной сферы советского общества исчез, растворился живой, конкретный человек, не исследовался механизм его включения в систему общественных отношений, его духовный мир л духовная культура.
Последовательно осуществляется исследование сущности личности социалистического общества л ее духовного мира киевской иколой философов и Институтом философии АН УССР в особенности. Ими проанализированы актуальнейшие проблемы становления, развития и совершенствования духовного мира личности /в том числе и студенческой/ через призму системы вазовского образования и воспитания. Это в первую очередь работы А.Н. Алексюка, В.П.Андрущенко, В.Г. Антоненко, В.Л.Василенко, А.А.Вадуйского, Н.В.Гончаренко, В.А.Зо-ца, Я.С.Кадахуры, Д.А.Канкщенко, Н.Г.Кириченко, В.А.Кудина, А.А.Лысенко, А.Е.Ыанохи, И.Ф.Надольного, А.А.Невмердицкого, Б.З.Осичнюка, В.С.ГІазенка, і.М.Рудича, А.Н.Семашко, Л.В.Сохань, Н.Ф.Тарасенхо, Л.С.Тупчиенко, В.Й.Шинкарука, Л.Е.иІкляра, А.И.Яцеи ко и др, Все хе в работах указанных авторов духовный мир и духовная культура студенчества разрабатываются как общая фидософско-ыировсээренческая и фнлософско-истораческая проблема, а потому остается областью малоисследованной.
Осуществляемый нами подход предполагает осмысление сущностной основы категорий "социальные ценности", "духовный мир" и "духовная культура" личности студента, "общечеловеческие и гуманистические ценности" в новых исторических условиях, особенности ценностных ориентации в духовной культуре студенчества в строительстве гуманного демократического социализма, решение гдобаль-ных проблем мировой цивилизации, а также определение решающей ряди высшего образования в этом процессе. Анализируемый подход в исследуемой проблеме частично осуществлен в научных публикациях А.И.Арнодьдова, Э.А.Баллера, В.А.Бааднина, Е.Ы.Б&босова, Л.П.Бу-евой, А.П.Ветоашша, В.В.Герчиковой, Й.Т.йовчукл» Л.Н.Когана, Д.Г.Квиткина, І.И.Кохановича, В.Т.Лисовского, Г.А.Михеева, Ы.Н.Руткевича, Д.Я.Рубиной, Т.Е.Старченко, В.F.Судимова, К.Игарке и др.
ДробшцкиЯ О.Г. Мцр ошши. иргдаэтов: Проблема цвнїй»о«і и да^зивтоад фцдоеофкя, -kg., 1967. - С.4.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть сущность становленая социальных ценностей и их роль в формировании духовной культуры студенчества.
Основываясь на степени изученности проблемы социальных ценностей, духовных ценностей в воспитании студенческой молодежи, для решения были выдвинуты следующие задачи:
изложить методологию осмыоления объективной сущности исследуемого явления, раскрыть содержание понятий "общечеловеческий" и "классовый? характер социальных ценностей;
исследовать процесс формирования общечеловеческих и классовых ценностей в духовной культуре студенчества;
проанализировать специфику л своеобразие духовной культуры студенчества, обобщить положительный педагогический опыт в аспекте исследуемой проблемы социальных ценностей;
выявить недостатки в организации учебно-воспитательного процесса в вузах с точки зрения духовного становления студенчества, показать воздействие учебно-воспитательного процесса "в выработке ценностных ориентации в духовной культуре студенческой молодежи;
разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузах.
Методологической и идейно-теоретической основой диссертационного исследования служат труды основоположников марксизма-ленинизма. Важной методологической основой является марксистско-ленинская концепция сущности человека, положения и выводы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.й.Ленина о классовом подходе к явлениям общественной гизни, о соотношении классовых и общечеловеческих начая а развитии. В жизни нет существующих вне реального бытия общечеловеческих ценностей; скисл их в том, что они не изолированы от классовьк отношений.
В диссертационном исследовании использованы материалы и ре-дашин ХХУП и ШШ сьаэдоэ КПХ; материалы Пленумов ЦК КПСС, Постановления ЦК КПСС, материалы XIX Всесоюзной партийной конференции, труды советских и зарубежных авторов по проблемам социальных и духовных ценностей, духовной культуры личности, материалы пзшодшггской печати, конкретных социологических исследований, у еяьамсткчмсккз данные.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в тс-,*, что вгзраые общефилософская теория ценностей и понимания $ї^'У>:/й bysrv^yps «гэдоявка применена для анализа процесса фзриа-
- к -
роьаіігл духокао:: культури студенческой г.олодегхл в учебно-ЕОспя— татель.чс:.; процессе;
к:деле;:;і ь::чгі;чо !-'.того:;_." цо;::іостгЛ і? качестве, делтг'.^ть-пого с:-сг.'о::от:їт"'.ру;т;сго '"актора ь процессе 'Іор.';:роЕа::::я духоїкой культурі: студспчссгг.а;
;:схо::я г.з с-:і:гi.j;-<ч :ого поиі'ланпя духоьньгх ценностей, диссертант определяет :.:есто клтсгорпй ".:;yxoi;.!:r.*. .::::" і: "духовная культура" студенчества, "г}:.:анпот::часк::о ценности" 2 структуре об.;оіі ;: лроїосопопальі-ой культу:і: специалиста енс.-ой ізол;гТ::ка-цип;
установлена ^.уііиц'.оа^чьі'ля згіиснгость г. взаимообусловленность познавательного процесса к научного мировоззрения как духовних ценностей студенчества;
показано, что ведудой тенденцией развития духовной культуру студенчества является осгліслонив учебно-воспитательного процесса через прпзцу гуманистических ценностей. Гуманистические ценностк расс:.!ятрпшотся как с:лкслово$. стержень всей обновлен-ноіі воспитательной работы в вузе;
в диссертации показана тенденция к политизация системы ценностей студенчества, вследствие чего наука не является верх-гной ценностно]: епстеіш студенчества,
Топт>от)тчрсзуя у практігческая значимость гяготн. Результаты диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе при разработке проблем подготовки специалистов г. вцепил образованием, в совериенствоЕанин программь' процесса воспитания и образования в вузах.
Материалы диссертации могут быть использованы также в лекционной и пропагандистской работе партийных, кро,'.соизи;х, г.оло-деглше и других обцестввшшх организации по актуальный проблемам воспитания молодежи, в курсах политологии, социальной психологии, педагогики.
Апробация работн. Диссертация подготоачона к обсуждена на кафедре теории социализма и политология ^илосо-їскогс факультете. Киевского государственного университета им. ї'.Г.ПІйвчєкхо.
Основные полоаендя диссертации излажена в публикациях автора, список в конце автореферата.
Структура работа. Б соответствия с целью и задачами исследования определена его структура. Работа состоит из введения, двух глав, заклвчения и списка основной испольооваквой литературы.