Введение к работе
Актуальность tombIju В годы тоталитарного режима происходили
духовная деградация и нравственный распад, что обернулось трагедией для национального самосознания народов, их традиций и норм жяз-ни, которые вырабатывались вехами. Происходила подмена ценностей, когда в сознании и психологии стали утверждаться ложные представления, слова и дела все более расходились с действительностью. Происходило упрощение и стандартизация национальных духовных ценностей однообразием, одноликостью.
Одним из путей деформации явилось отрицание специфики национального развития. Рост национального самосознания пробуждал интерес к истории, исторической памяти своего народа, его культурным ценностям и традициям. Однако удовлетворению этих потребностей теоретически и практически мешал официальный курс партии и государства на форсированное сближение и слияние наций, утверждение о якобы полной и окончательной решенности национального вопроса.
Гуманистические тенденции национального воспитания, формирование личности стали забываться. Это может привести к ущемлению, принижению значения нациолального, .что чревато с возможностью трансформации нации не. в лучпута сторону. Высокомерное пренебрежительное отношение к национальным традициям ость ущемление национального достоинства, принижение значения самой нации.
Сохранение национальных традиций и обычаев - результат многовековой воспитательной деятельности народов. Через систему национальных традиций каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, особенности национальной психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Если в силу каких-то обстоятельств прерывается связь поколений, когда молодое поколение утрачивает позитивний традиции и обычаи старых поколений, то трудно или же совсем невозможно их восстановить, тогда теряется качество народа, происходит его ассимиляция.
Выл прав академик Ю.В.Бромлей, когда подчеркивал, что "наряду с борьбой за мир, экологическими проблемами, вопросами здравоохранения, этнические, национальные сюжеты все более выдвигаются на передний край, приобретая гіюбальга^Г^^аЕа_ктер." .1
^Бромпей Ю.В. Нациолольныв процессы в СССР: я поисках новых подходов. М.19Э1, С.4 (подчеркнуто - авт.)
В этой с?язи является актуальным раскрытие роли национальных традиций и их компонентов (в том числе и национального спорта) в формировании и развитии патриотизма.
Беєм известно, что сегодня многие устоявшиеся нравственные принципы и традиции как бы выпали из реалий нашей жизни. Понятия патриотизма, служения Родине потонули в неразберихе всевозможных помок, и перемен. В наше время идеалы патриотизма, служение народу, Родине заменяется погоней за сверхнажлвой или просто за выживание. Все это поглощает основные помыслы и надежды людей, делает ни к чему идеалы общества. Культ денег, культ обыденной лизни, массовой культуры и порнографии неизбежно ведут к опустошению жизни и деградации молодежи.
Приобретение суверенитета я независимости Республики Казахстан и постепенное изменение всех сфер жизнедеятельности общества требуют обновления духовных начал, глубокого познания исторических ценностей, героического и трудового прошлого нашого Отечества, высокой самодисциплины, воли, гражданского мужества и физического воспитания. Патриотическое воспитание, в том числе воспитание на национальных традициях как раз и призвано способствовать решению этих задач.
Сейчас создается атмосфера творческого поиска путей повышения эффективности патриотического воспитательного воздействия на формирование у населения, особенно молодежи, патриотического сознания. Нужны взыскательньш, принципиальный пересмотр достигнутого в области идейно-воспитательной работы, теории и практики патриотического воспитания, рашителькая борьба с догматизмом, формализмом и показухой, чрезмерным увеличением нерезультативными массовыми мероприятиями и шумными псевдопропагандистскими мероприятиями.
Жизнь требует внесения целого ряда кардинальных корректив s содержание патриотического воспитательного процесса. Оно должно исходить из современных реалий - суверенитета и независимости республики, развертывания демократии, нового политического мышления.
Одно из важнейших направлений - переход от экстенсивного к интенсивному патриотическому воспитательному процессу, сориентированному на привитие любви конкретной личности к Республике Казахстан, высоких политических, морально-психологических, нравственных и физических качеств.
Отсутствие новой идеологии (как системы новых идей и ценностей) , отсутствие ясного видения в государственной политике мо.-кет иметь очень опасные последствия, поскольку вакуум в сознании людей, образовавшийся с исчезновением командно-административного социализма стараются занять теперь идеи великодержавного, радикал-националистического сознания, сепаратизма. В этих условиях небыЕа-ло возрастает роль национальных традиций в формировании и развитии у личности патриотизма.
Патриотическое воспитание в условиях суверенитета и независимости Республики Казахстан приобретает все более ценностное качество. Патриотизм - это не только воспитание определенных чувств к своей Родине, но и желание, стремление ее защищать. Президент Н.А.Назарбаев подчеркивает, что "внедрение в сознание граждан идеологии единства и согласия является нашей магистральной задачей на ближайгсие годы. Казахстан - общая родина для всех национальностей и народностей, проживающих на ее бескрайних просторах. Вот эта простая и основополагающая формула должна глубоко укорениться в сознании нынешних граждан, представляющих многие нации и грядущих потомков".1 В то же время Н.А.Назарбаев выразил тревогу в связи с недостаточностью, нечеткостью в проведении воспитательной работы среди молодежи "в духе высокого и благородного чувства патриотизма, любки ге своей Родине, к народу, к земле".2
Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о роли национальных традиций в патриотическсм воспитании до сих пор в лите-ра"ТРе но разработан. В общественной жизни широко распространены национальные традиции, однако, проблемы их развития и механизма' действия до сих пор мало исследованы. К тому же в советской общественной науке допускались крайности, когда считали, что национальные традиции только "прикрывают собой классовые контрасты общества", "становятся громадной консервативной силой". Для Казахстана была присуща и такая крайность, когда большинство исторических "проьлых" традиций народа считали феодально-байскими, то есть реакционными.
1 См.! Ордабасы - символ единств» // Казахстанская правда, 1993 г., 1 июня
2 Там же.
Общие проблемы традиций и в том числе национальных, а также патриотического воспитания нашій отражения в работах А.К.Алиева, Ю.В.Еромлея, В.И.Брудного, М.Н.Губогло, М.С.Джунусова, Л.М. Дроби-жевой, Л.В. Метелицы, П.М.Рогачева, И.А.Свердлина и других.
Среди казахстанских ученых проблемы национальных традиций и патриотического воспитания, в той или ином аспекте затрагивают Ж.Е.Абдильдин, Р.А.АБсатаров, М.С.Аженов, Г.Г.Акнапбетов, Н.Д.Джангильдш;, А.С.Калкырзаев, Д.К.Кшибеков, А.Ц.Пысанбаев, Т.С.Сарсенбаев, О.Сегизбаев, М.М.Сужяков и другие.
Непосредственно исследованием традиций занимается Н.С.Сарср.н-байЕ.1 В его работах проелвживаются исторические этапы формирования и развития народных обычаев и традиций, исследуются объективные причины их возникновения.
Происходящие изменения после распада СССР и возникновения суверенных и независимых государств яо-иовому ставит проблемы исследования национальных традиций и патриотизма. До настоящего времени их изучение было втисігуто в тесные идеологические рамки и в основном освещалось через призму только классовых аспехтов, отрицалось преемственность в развитии национальных традиций и патриотизма, обеднялись и выхолащизились их истерические корни. Иногие исследователи, как праЕило, делали выво.ч подобно Р.Я. Ыирскому: "Во все времена патриотизм преломлялся -через призму социально-классовых отношений, сложившихся в обществе. Патриотизм носит социально-политический характер, выявляет классовые черты сознания людей".2 При рассмотрении сущности патриотизма нельзя резко противопоставлять классовое и естественно-историческое. Естественно-историческое - ато,в совокупности социальные, национальные и природные условия бытия людей, национальных общностей.
Кроме того, в условиях распада СССР и образовакнл псоавнеш-шл государств не только устарепи, по и не верны многие методологические и теоретические разработки патриотизма, так как уже нет такого государства как СССР, которому посвящены многие работы; отрицалась взаимосвязь патриотизма с национально-этническим; провозглашался абстрактный классовый патриотизм советского народа, при укаяонші значения национального патриотизма.
СарсеиСаев Н. Обаочаи и традиции я развитии. Алма-Ата, 1965; его же. Обычаи, традиции и общественная жизнь, Алма-Ата, 1974. 'Мирскнй Р.Я. Патриотизм советского ченодека. М. 1988. С. 18.
Л0-_сих_прл_Ш)^6л^іш_^оли_лшЩШналлш_іх__тр^^идагі^
схем бо^питаноті_н_е_^ьніа__щ^дметр_м_^пєн^
SAHu5^^T^_jTO_ente_jHe_jp_ajpA6o^Airei_:aK^
ігия. так и конкретные подходы к: нему. Q то время как велика роль
национальных традиций в патриотическом воспитании потому что через них люди приобщаются х национальной психологии своего народа, через них осуліествляотся трансформация а аккумуляция материальных и дуовных ценностей народа.
Совершенно нет работ по фиэическо-патриотичесхому (спортивному) воспитанию в современном Казахстане, мало уделяется внимания разработке проблем физическо-патриотического воспитания учащейся, студенческой, рабочей и сельской молодежи. Нет работ, посвященных филососЬскс-социологическому анализу физическа-патриотичесхого воспитания, особенно сущности, структуры патриотического воспитания, комплексному раскрытию роли национального спорта в патриотическом воспитании.
Цель, основные палачи_и_объект исследования.
Актуальность, научная и практическая значимость, а также необходимость раз' іботки проблемы патриотизма в новых условиях суверенитета и независимости Казахстана обусловили цель и задачи данной работы.
Главной целью исследования является раскрытие в комплексе роли национальных традиций в патриотическом воспитании. Достижение цели исследования определило постановку и решение тедующих задач:
-
раскрытие сущности общенациональной идеологии для полиэтнического Казахстана и места в ней общеказахстанского и национального патриотизма; анализ общечеловеческой, в том числе казахской идеи патриотизма; определение ценности отечества
-
определение сущности общенационального и национального патриотического созі .ния, воспит'чия, основных принципов;
-
показ природы национальных традиций и и. роли в патриотическом воспитании;
-
выделение причин, определяющих национальный спорт как традиции народа, его элементы, главные функции, роль в патриотическом воспитании молодежи;
5. экспериментальная выработка целевых комплексных программ
улучшения через национальный спорт физическо-патриотического вос
питания казахской молодежи;
6. показ взаимосвязи патриотизма и совершенствования культуры
межэтнического общения молодежи.
Объектом экспериментальной выработки целевых, комплексных программ физическо-патриотического воспитания казахской молодежи явились учаїциеся старших классов Лхжарской, Ак-Сайсксй, Буденов-ской. казахских средних школ Свердловского района Жамбульской области, Луговской детско-юношеской спор-і-івной школы. Диссертантом были проведены понхретно-социологические исследования общественного мнения студентов 3-4 курсов факультета физической культуры Карагандинского педагогического института.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые раскрывается роль национальных традиций в патриотическом воспитании и вклад автора заключается:
в выявлении места патриотизма в системе общенациональных идей новой идеологии полиэтнического Казахстана в условиях суверенитета и независимости;
в раскрытии патриотических идей казахских мыслителей как общечеловеческих ценностей;
в исследовании общенациональных и национальных компонентов структуры патриотизма, что в полиэтническом обществе общенациональный патриотизм формируется на основе развития национального патриотизма;
в выделении основных принципов становления общеказахстанского патриотизма и сочетания национальных патриотизиов, главных направлений общеказахстаыского патриотического воспитания;
в раскрытии механизм^ национальных традиций в. патриотическом воспитании;
в выделении причин, определяющих национальный спорт как традиций народа;
в исследовании роли национального спорта в патриотической воспитании;
в раскрытии взаимосвязи патриотизма и культуры межэтнического общения среди молодежи.
!LeopSTi%K
На_запрітх^ьпірс_я^яя_следуюдіи^_^оложения|.
-
При кардинальном изменении политической системы и государственного устройства в Республике Казахстан закономерно формируется но^ая идеология ках система взглядов и идей, в хоторых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу. Особое место занимает в системе таких идей и принципов ках упрочение гражданского мира и межнационального согласия, прагматизма, демократии и свободы личности, социального ' партнерства, гармоничного сочетания прав нации и прав человека занимает идея общенационального, общеказахстанского патриотизма.
-
Прежние подходы х раскрытию сущности патриотизма были не точны и даже ошибочны потому, что господствовала идеология узко хпассового, а также абстрактного (общесоветсхого) патриотизма, при умалении значения национального патриотизма, т.е. патриотизма хои-
-кретного народа - хазахского, русского, узбекского и т.д. В условиях приобретения суверенитета и независимости в Республике Казахстан должна формироваться идея, идеология общенационального патриотизма, органически включающая общее самосознание для всех национальностей, что Казахстан - Отчизне всех этносов, проживающих в республике, обогащенная национальнр-специфичесхим патриотизмом казахской нации и других нациоь._льных общностей республики.
-
Как у любого народа, стремящегося к свободе и независимости у казахского народа бкли сильно развиты чувства патриотизма и этот менталитет данный народ пронес через веха. Доказательством этого являются патриотические идеи казахских 'мыслителей Ч.Валиха-нова, И.Алтынсарина, А. Кунанбаева и других, занимающие определенную нишу как общечеловеческие ценности. При этом важный является преодоление негативных черт родо-жузовского делания на пути национальной консолидации казахов.
-
Патриотическое сознание - это сложная управляемая система взглядов и идей, связанных с позитивный отношением к Отчизне, трудовым, боевым и другим традициям и принципам поведения, чувства и
10 настроения людей, социальных групп, национальных общностей, направленных ка развитие и защиту Отечества.
К основным ценностям Отечества - суверенной, независимой Республики Казахстан относятся: личность саыого человеха, ее жизнь и деятельность; казахский народ, русская, уйгурская и другие национальные общности республики; неделимость, целостность территории республики; ценности экономической, социально-политической и духовной жизни.
5. Главными направлениями общеказахстанского патриотического
воспитания в современных условиях должны явиться: 1. Выработка но
вой идеологии суверенного и независимого Казахстана; 2. глубокое
усвоение гражданами республики этой новой идєолоіиіі, осознание
Республики Казахстан как своей Родины; 3. систематическое планиро
вание и контроль за эффективностью работы по патриотическому вос
питанию со стороны общественных организаций, социальных и государ
ственных структур; 4. изучение и распространение опыта коллекти
вов, где хорошо поставлено общеказахстанское патриотическое воспи
тание; 5. совершенствование роли общественных движений, партий,
государственных структур в общеказахстанском патриотическом воспи
тании; б. воспитание у каждого гражданина сознания принадлежности
к единому народу Республики Казахстан, воспитание чувства общена
циональной гордости гражданина республики; 7. формирование у граж
дан чувства патриотического долга ответственности: перед Республи
кой Казахстан, защиты его интересов; 8. воспитание всех граждан
страны в духе непримиримости к национализму, шовинизму, экстремиз
му, сепаратизму.
Основными принципами становления общеказахстанского патриотизма и сочетания национальных патриотизмов является: равноправие, взаимообогащекие, добровольность, взаимопомощь, интеграция, гармоническое сочетание национальных и общечеловеческих (интернациональных) интересов.
6. Проблемы патриотического воспитания могут быть решены че
рез использование механизма воздействия на людей национальных тра
диций. Это обусповлеио тем, что национальные традиции способствуют
приобщению людей к материальной и духовной культуре народа; вос
становлению исторической памяти народа; укрепляют черты националь
ной психологии, тем самый воспитывают у людей уважительное, почти
тельное отношение к своему народу, к своей Родине.
7. Национальные виды спорта являются традициями потому, что
они отвечают общим требованиям категорий традиций по ряду причин!
они складываются исторически, исходя из потребностей нормального
функционирования народа, в частности, из потребности его физичес
кого развития, готовности к защите Родины; они передаются из поко
ления в поколение через механизм воспроизводства социальных инсти
тутов и норм, при котором поддержание национальных традиций обос
новывается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом,
а также к современными потребностями; овладев умами и чувствами
людей, они становятся реально ощутимой силой, сплачивают и объ
единяют людей. устанавливают устойчивые нормы поведения у нацио
нальной общности; способствуют привитию членам национальной общ
ности чувства долга, чести, гордости, патриотизма; национальные
виды спорта способствуют закреплению определенных норм церемоний,
обрядов и ритуалов, усиливающие их эмоционально-психологическое
воздействие на людей.
8. Роль национального спорта в патриотическом воспитании сос
тоит в том, что несет две главные функции: нормативно-регулятивные
(социально-физическая регуляция) - передачи опыта, устойчивых при
емов, навыков, рчтуалов: как признанных национальных норм, правил,
образцов; познавательно-информационные - аккумуляция опыта соци
ально-физического, патриотического воспитания, определенных духов
ных ценностей прошлого и трансформация их от поколения в поколе
ние. Также важна роль национального сперта в патриотическом воспи
тании, состоящая в том, что ему присущи такие обид j черты традиций
как повторяемость, передаваемость, устойчивость, массовость; он
носитель множества специфических национальных традиций и обычаев
(ритуалов) с их социально-психологическими чертами, потому закреп
ляет и раэпивает у личности, коллективов людей признаки националь
ной психологии, приобщает к исторической памяти, к его образу жиз
ни.
9. В полиэтническом обществе прослеживаете: непосредственная взаимосвязь между общенациональным патриотизмом и культурой межнационального общения. Уровень патриотического сознания молодежи современного Казахстана и культуры межнационального общения характеризуется противоречивостью, выражающееся в ситуации межнационального согласия и в то же время в элементах роста межнациональной напряженности.
ттзучно-таорйтическое и практическое значение диссертационной работы заключается в той, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей, на новых принципах, научной разработки проблей патриотизма, а также могут быть использованы при чтении лекций по курсу "Философия человека и общества", спецкурсах по теории нации и патриотического воспитания, в деятельности различных учреждений, занимающихся патриотическим и физическим воспитанием.
Дпробация работы. Основное содержание, выводы и рекомендации отражены в публикациях, выступлениях на региональной научно-практической конференции "Гуманизация образования и воспитания" (г. Караганда, 1992); научно-практической конференции по физическому воспитанию молодежи (г. Кзьш-Орда, 1992); конференции молодых ученых и аспирантов института философии Национальной Академии Наук (г. Алмати, 3 993); межвузовсхой научной конференции "Кризис общества: экономика, политика, культура" (г. Темиртау, 1994).
Основные выводы диссертации нашли отражение в двух брошюрах, одной статьи и четырех тезисах.
Структура диссертации определялась задачами исследования. Диссертация состоит из введения, шести параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка литературы.