Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема взаимодействия культуры и человека - одна из самых древних и непреходящих. Взаимная обращенность человека к культуре и культуры к человеку изначальна, оаа заложена в самой природе культуры, в основах существования человека и общества. Искажение этой связи, утилитарно-прагматическое использование культуры, превращение человека в средство достижения чуждых ему целей неизбежно деформирует систему общественных ценностей, способно стать одним из истоков экономического, социально-политического, нравственного кризиса. Для нас это стало одним из источников кризиса социализма.
Обострение межнациональных конфликтов, оке ".точение ладей, доведенных до отчаяния битовой неустроенностью, разгулом преступности и насилия требует выхода из сложившейся ситуации. Выход один - в возвращении к человеку, в решительном повороте экономики и политики к интересам и нуждам человека, в человеческом отношении к прароде, обществу, друг к другу, в действительном возвращении человеку национальной и мировой культуры.
Решение этой задачи по силам только всему обществу, в его составе системе народного образования, в первую очередь средней школе. Именно в юности человек задается поисками смысла квзнй, своего места в ней, и здесь первым помощником и учителем становится ничем не заменимое искусство, художественная культура. Она формирует в человеке гуманистические идеалы и побуждает к их практической реализации. Кризис школы, всей системы народного образования вызвал широкое обсуждение школьной проблематики, стратегических принципов развития школи, гуманизации обучения и воспитания и в прямой связи с этим - места и роли художественной культуры в воспитании юных поколений.
С другой стороны, современный етал научно-технической, революции, необходимо требующий интенсификации производства за счет непрерывного наращивания наукоемкссти технологии, нуждается в квалифицированном, инициативном, универсально образованном, творческом работнике, способном масштабно и ответственно мыслить и действовать, сочетать в себе р.ысочанщую лис-цшітеїшровпинос'гь с артистичном, которн'Л сродни художественному їлогчр'їтку. Подс^таП работник неделим вня широкой обр.г-Я
культуры, на базе которой должна формироваться культура профессиональная. Обиекультурная база так или иначе иредполагает свободное владение всеми существенными сторонами культуры, умение ориентироваться в ней, чувствовать и творчески использовать ее.
Эта задача мокет быть решена прежде всего школой, путем все более глубокого "погружения" в культуру, при пар&олельном, гармонически взаимоувязанном изучении основ естественно-научных, технических и гуманитарных дисциплин, полноправном введении в школьные программы, в сему школьную атмосферу живого искусства, эстетического перекивания и освоения мира. Уровень художественной культуры личности - это уровень ее человечности и гражданственности, один из факторов ее профессионализма. Это качество личности, коль скоро оно достигнуто и оценено человеческим сообществом, в дальнейшем подлежит сознательному воспроизводству в ноелс поколениях, каждый раз в новых исторических условиях. Именно этим и обусловливается непреходящая научная и практическая актуальность'данной тематики.
Степень разработанности пхоблемы. Художественная культура, представляющая собой сложное, многоплановое явление, изучается различными общеетвенннш науками: филеесфгай, историей, эстетикой, этикой, социологией, психологией, педагогикой, искусствоведением. В этом проявляется и связь художественной культуры со всем массивом культуры общества, общественно-экономической практикой, и разделение научного труда, и предметная структура объекта изучения.
Анализируя научную литературу под углом зрения теш диссертации, мы исходили из того, что рассмотрение художественной культури в отрыве от культуры в целом невозможно. Мы допытались правде всего охватить литературу, посвященную понятию культуры. Необходимо было учесть по возможности все исследования, относящиеся к пониманию места культуры в духовной и материальной практике общества и человека. С этой целью мы обращались к трудам А.И.Арнольдоэа, О.А.Баллера, М.А.Булатова, Б.Е. Давидовича,-О.А.Кданова, А.А.Зворыкина, Н.С.Злобина, М.Т.Иоь-чука, N).C.Кагана, Л.Н.Когана, В.Е.Келле, Э.С.Маркаряна, В.М. Мехуева, В.А.Толстых к ряду другі- исследователей.
Общая позиция советских исследователей культуры заключается в признании постоянно воспроизводящейся в обществе, в ходе его эволюции, связи между культурой, фиксируемой в качестве совокушости материальных л духовных ценностей, и деятельностью лодей. Речь, иными словами, идот о способе взаимодействия человека с ценностным миром культуры, обеспечива.оцим ее "жизнь" и воспроизводство. По нашему мнению /здесь мы не расходимся с большинством исследователей/ абсолютным предварительным условием развития культуры является соединение массива культуры с ее субъектом - действительным человеком.
Научные труды ряда советских философов: А.Л.Андреева, А.О.Еремеева, В.В.Куравлева, А.Я.Злея, Э.В.Ильенкова, В.А.Конева, О.А.Кривцуна, М.А.Лифшица, Ю.А.Лунина, А.3.Руседкого, А.К.Уледова а др., посвящены постижению места художественной культуры в системе целостной культуры, ее роли в формирован:!!! человека как субъекта- истории.
Значительный -вклад в изучение особенностей восприятия произведений искусства, влияния их на развитие воображения и творчества'у детей, молодежи внесли советские психологи: Л.И.Божович, Д.С.Выготский, П.Я.Гальперин, ИХ.Кон, В.А.Кру-тецкий, Н.С.Яайтес, А.Н.Леонтьев, А.Р.Дурия, А.В.Ыудрик, С.Х.Рашюлсрт, П.И.Якобсон и др.
Среда исследователей советской системы народного образования, в частности, иходы, необходимо назвать таких авторов, как О.С.Аббасоза, В.И.Андреев, А.П.Владкславле'в, В.Ы.Димоы, С.Н.Еремин, В.А.д'амин, И.В.Захаров, Л.Я.Рубина, М.Л.Руткевич, Ф.Р.Филиппов и ряд других. Вместе с тем, надо сказать, что разработанность проблематики среднего образования нельзя признать полной. В частности, нуждается в развитии и да>;о пере-осмыслении представление об универсальном образована'.!, мести художественной культуры в системе школьного образования, роли искусства в воспитании личности.
В диссертации использованы работы социологов, социологические исследования, статистика по вопросам трудового, нравственного, политического и Бстэтического воспитания МОЛОДЁЖИ. Здесь, безусловно, есть очень нужные а интересные исследования таких авторов, кгк А.Д.Вахєметса, В.М.Петров, С.її.Плоти/-
ков, л.Л.Саар, У.Ф.Суна, М.Х.Титма, Ю.У.Фогт-Бабушкин, Ю.В.Шаров и ряд других. Тем не менее, социологических исследований, способных обеспечивать обществоведческую теоретическую мысль достаточно обширным по охвату опрашиваемых и хорошо обобщенным статистическим материалом пока мало, мало их в нужном объеме и по нашей /специальной/ проблематике. Кроме того, нужно учитывать и то, что в силу ряда причин социология развивалась у нас в некоей конфронтации с теоретическим обществоведением. Эта "болезнь" сохранилась до сих пор, в результате чего любое прикладное исследование страдает отсутствием полноты эмпирической базы.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью работы являются поиски путей насыщения школьного образования гуманистическим содержанием художественной культуры, формирования личности через искусство.
Это определило следующую совокупность методологических и конкретных задач:
определить место и роль художественной культуры в системе культуры в целом, специфику ее воздействия на человека;
осмыслить роль и задачи средней школы и учительства в деле формирования личности;
определить действительную степень влияния и возможности влияния художественной культуры на воспитание нравственного восприятия труда, эстетического мироотнсшения личности современного школьника;
исследовать возможности воспитания искусством национального, интернационального и патриотического самосознания школьной молодели.
В качестве теоретических и методологических основ диссертационного исследования послужили труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, работы крупнейших представителей домарксистской философии, а также наиболее значительные монографические труды зарубежных и советских ученых, посвященные проблемам культуры, искусства, образования. В процессе исследования изучен и проанализирован широкий круг источников: монографии,' сборники научных трудов, материалы научно-практических конференций, "круглых столов"', диссертааионныа исследования. Про-
анализированы материалы обширной и разнообразной пресен, статистические материалы, даяние социологических исследований.
Эмпирическув базу диссертации составило социологическое исследование, проведенное автором в 1989 году в пяти средних школах и в пяти профессионально-технических училищах города Улан-Удэ. Опросом была охвачена 1 тыс. школьников и учащихся ПТУ. 880 анкет, прошедших обработку, обеспечили репрезентативность исследования. Анализ результатов, полученных в ходе анкетного опроса, был положен в основу рекомендаций руководству учебных заведений, что характеризует практическую значимость исследования. Результаты исследования могут служить источником при разработке учебных пособий, комплексных программ эстетического воспитания для средних школ и ПТУ, при составлении лекционного курса и спецкурсов по теории социализма, социологии, теории культуры. Исследование, таким образом, можот быть полезно научным работникам, преподавателям вузов, учителям, а также пропагандистам.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
в конкретизации места художественной культуры в целостной культуре человечества, в обосновании вывода о том, что художественная культура способна играть роль интегратора, синтезирующего естественно-научную, техническую и гуманитарную культуру;
в обосновании роли и значимости художественной культуры в формировании универсальной личности школьника;
в конкретизации понятия универсального развития личности и соотношения универсального и специализированного образования; '
в обосновании вывода о том, что универсальное образование в школе, основанное на тенденции к синтезу знания, и производственной практики, овладении богатством мировой культуры может стать одним из путей преодоления кризиса образования;
в характеристике тенденции к элитарному и равному образованию в современной школе;
в выявлении, на основе социологического исследования, проведенного автором, зависимости между глубоким усвоением достижений художественной культуры и формированием у школьной МО-
лодежи нравственного восприятия действительности, отношения к труду, ее политической и гражданской зрелости.
Апробация работы выразилась в обсуждении диссертации на заседании кафедры политологии и социологии МПГУ имени В.И.Ленина. Отдьльные положения исследуемой проблемы нашли отражение в выступлениях автора на межвузовской научно-практической конференции в городе Лешшабаде /апрель 1990г./ и на республиканской конференции в городе Улан-Удэ /октябрь 1990г./
Основные теоретические положения диссертации отражены в опубликованных автором работах.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.