Введение к работе
Актуальность исследования. Йнташапионализация духовной куль-рурн социалистических наций и народностей в соответствии с ленинским положением о взаигообусловленгости социалистического развития а интернапдошлизацшг приобретает особое значение в современный іериод революционной перестройки. -Этот процесе составляет неотьеы-теадую часть концепции реконструкции, обновления социалистического эбщества.
Особого внишния требует данная ХХУП съездом КПСС оценка сложившейся в развитии общественных наук ситуации, когда обществозяа-гае в течение десятков лет не всегда адекватно отражало развитие >бщества, "отставало" от практики, что явилось причиной застойноо-га, консервативности общественных наук, привело их к отрыву от ірактики, к недостаточной разработанности ряда насувцшх теорети-їєских проблем развития общества , в том числе проблей интернапис— іализации духовкой культуры.
Современный анализ межнациональных отноеэний показывает, что
этрпцание национальных интересов мояет привести к возникновению
злозшых, негативных, а порой непредсказуемых драматических событий.
)трицание национального в пользу интернационального присуще цзнтра-
шзованной авторитарно-бюрократической системе, когда под прикры
тием общесоюзных интересов принимаются решения ущемлящпе интересы
)тдельннх народов. '
Возрастание многообразия к нротиворечивости процессов интвряа-даоналкзапии духовной культура в условиях перестройки Гіідвзггает на
; С?л.: Ленин В.И. Поли.собр.соч. T.2S. С.162.
' См.: ї.'зтеркалн ХХУП съезда Кокгтшстпческой партии Советского Со^за. - М.: Политиздат, "386. - С.П8.
первый план необходимость глубокого.их изучения и теоретического обобщения.,Эти проблемы порождены противоречиями общественного развития, затрагивают интересы всех наций и народностей. От их решения в значительной степени зависит судьба нынешнего и будущих поколений.
Исторический анализ показывает, что ошибки в подходе к проблемам интернационализации были заложены ещё в годы культа личности. Возникает естественный вопрос о причинах несостоятельности многих теоретических полояений. Поиск этих причин сдедует начать с анализа сложившегося взаимодействия социально-экономической теории с ! практикой, а в особенности с её социально-экономической составляющей. Одну из главных причин сложившегося полонекия мы усматриваем в неадекватности отражения социальной теорией реальной действительности в развитии национальных отношений. В условиях недегократич-ности принятия решений бюрократизированной сферой управления открывалась возможность использования односторонних теоретических поло-еэний в качества целей развития отдельных наций и народностей. Поэтому теория интернационализации как никакая другая социальная теория нуждается сегодня в рефлексивной деятельности по отношению к самой себе, в переосмыслении её научных основ.
Анализ современного состояния национальных отношений в сопоставлении с опытом прошлого предостерегает от навязывания извне ка-ютмшбо разработок и рекомендаций. Внутреннее же разрешение поставленных вопросов возмояно лишь тогда, когда они будут рассматриваться как взаимосвязанные тенденции более общего процесса - становления интернациональной духовной культуры.
Степень разработанности проблемы. Проблемы, так или иначе, связанные с рассмотрением актуальных вопросов взаимодействия напио-налькнх культур, интернационализации духовной культурі, развитием
3 .
мезнациональных отношений в социалистическом обществе, исследованием отдельных сторон духовной жизни народов СССР, в советской общественно-политической литературе традиционно являются предметом широкого обсуждения.
Многообразие точек зрения обусловлено разносторонностью подходов к рассматриваемым вопросам в анализе явлений общественной жизни и такое положение дел лишний раз подтверждает остроту проблемы и заяность её решения, что вызывает зтвой интерес исследователей.
Ибо "... ОбщеСТЗО, ИДУЩев К СВОЄМУ КаЧеСТВЭКНО НОВОМУ СОСТОЯНИЮ,
нуждается в целостной концепции развития, видении диалектики про-
т цессов, противоречивости их отражения..." .
Исследования проблем интернационализации духовной культуры, проводившиеся у кас в стране до настоящего времени,, не :.sryr пока дать исчерг-ЫБандуа картину-её состояния и представить научно обоснованный прогноз дальнейшего развития.
Значительный вклад з разработку данной проблематики внесли авторы: А.И.Арнольдов, Р.Г.Абдулатшгов, Э.А.Багрзмов, Э.А.Еаллер, Ю.З.Бромлей, Г.Ю.Бурмистрова, М.С.Джунусов, Л.М.Дробпжева, С.Т.Кал-тахчян, М.И.Кулкченко, К.ХДаназароз, С.Ш.Шермухамедов и др. Работы указанных авторов имеют весьма содержательные и интересные подходы к рассматриваемым вопросам.
Одни,» го главных "и актуальных направлений исследований зысту-
* Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Сопза. - М.: Политиздат, 1988. - С.25.
2 Коммунизм и нации. ^;М., 1985; Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. - М.", 1988; Социалистическая культура з духовный мир человека. - Минск, IS85; духовная культура социалистического общества (перевод с немец.). - М., 191; Интернационализм духовной культуры социалистического общества и критика его буржуазно-
' 4 '
пает в настоящее время, с одной стороны, дальнейшее обогащение теории интернационализации духовной культуры в условиях обновления социализма, посредством анализа как богатейшего конкретного материала, накопленного частными общественными дисциплинами, так и современной общественной практики, а с другой - существенное yi лублешв наших представлений о характере рефлексивной деятельности рассматриваемой теории по отношении к самой себе.
Эти два аспекта исследований неразрывно связаны между собой.
Действительно, умение правильно подойти к осмыслению явлений об
щественной яизни, и прежде всего новых явлений, невозможно без
раскрытия целостного характера общественного развития, что в свої
очередь показывает недостаточность сложившихся в науке взглядов і
представлений. ?
Характерной особенностью интернационализации духовной культуры в условиях революционного обновления социализма выступает её многоплановость. Имеются различные, а иногда и прямо нротивоголо: ныв точки зрения на природу интернационального и национального1.
(прододнвнин сноски)
2 -националистическиг. фальсификаций. - Киев, 1984; Духовная куль тура социализм и идеология. - Саранск, 1984; Культурный прогресс: Философские проблемы. - М., 1984; Социально-культурный облик советских наций: по результатам этносоциологического исследования. - М«, 1986; Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни. - 1985; Интернационализация духов ной жизни советских народов в современных условиях. - Вильнюс, 1985; Советская культура за ТО лет развития. - М., 1987; Интер национализация духовной яизни советского народа. - Ташкент,198 Культура в общественной системе социализма. - М., 1984; Интернациональные и культурные связи трудящихся СССР. - М., 1981.
1 Баграмов Э.А., Бролшз Я.С, Константинов Ф.Т., Смирнов Г .Л., Тадевосян Э.В., Халлик К.С, Шлрматова Г.Ш. и др.
5 '
втори всох ісс вносят свой зклад з дальнейшую разработку позкзіпуі зссматркваегак проблем п их взаимосвязи с другий прсблогатш.
Естественно, нэ молвт стоять па одном косте тэорг-я, отгагявгдя аавашшо проблзгш. Оші долякн бить посгояшо во вшсшгаи общасгвд-здов. 3 далькэйиой разработка проблс-м духовкой культур соцкаляс-ігчоского общества,~з подзедзігап итогов ішучнік иссдздодзшііі соват-ИЕс учШшх, в сбсуддонші дискусспонішл: тзоротдчэскзг-: вопросов ультури болклоэ зиачениз :аэпг материала шудш-тоороткческкх и аучио-практігеесосс . яокфорэпгой, "круглюс столой". Только за пос-:едшш 2-3 года после ГОН съззда' ЙйСС з шутю~?еорої~;--йсчтас кур-алах "Вопросы истории КПСС, "Вопросы философии", "1тучл"й кожу-зам", "Советская эткогргфгл", з рядз роспублакаксіглх гздл^й опуб-зжоваш гдтордалн "круглих столов" по актуальнії?.' вопросам напгс-жлыглх откозгаїпй с уіастпсм зэдудрх учЗілк.
Среди научиш: трудов близких г; томз дагаюго песдодо^зявд нг^б-:одіі',:о назвать монографии и статьи М.Дзшэвз, С.Атамурздсв'з, '.И.Ерэ'.эя, Д.Р.Мямэдогл, Б.Нормурадовз, Г,Шзр:,атонсй, Д.В.Эдзбое— ;Ої* и др., гдз показано форетровзшю соцпалнетпчоского ЕКтерка:*но~ ализга з процессе развитая и ебл;шэнш кашюкпльгак культур порогов СССР, освещзвтея закономерности продосса кнтзрі-ацкопалііззігтя ровной жизни, гутдажстЕческая сущность соияалистичэской культутц, ісобагогасти взадасобогадегак нзішоладьгоп: искусств.
Анализ литэрзтурц позволяет сделать внвод о том, что интэрпа-стсоналіізащія общественной жзгог приобретает черты универсальной .'ондонцга современности, об гфзявлоїшз в духовной поти o6:q9CT;:a тодвзргаотся вез болев шітансстному кзучегсш.
Постановка и углублбятюз изучение особенностей Ш'гернзниопзл:.;-jdirini духовкой -гультурц я условиях обношгекдя соцзалвзод з ІШСТ0Л-:;go прогот ortyc'foivToiici двумя ооно^шеи факторами: во-парвык, штраб-
ностьп практики и, во-вторых, логикой развития самой теории национальных отношений. Поэтому интерес к этой проблеме следует рассматривать как закономерный.
Цель и задачи исследования. Актуальность темы, её недостаточная разработанность применительно к современному этапу развития межнациональных отношений в СССР, в том числе и в региональном аспекте определили основную цель данного исследования - дать обоб-щащий социально-политический анализ проблем интернационализации духовной культуры в процессе революционного обновления социализма на примере Узбекской ССР, где чётко проявляется и типичное и особенное, характерное для всех республик на современном этапе. Достижение этой цели предполагает постановку и решений следующих задач:
рассмотреть диалектику национального и интернационального в духовной культуре в. современных условиях с позиций нового политического мышления;
проанализировать действие объективной тенденции взаимосвязи, взаимовлияния национальных культур в процессе развития общества;
проследить роль и влияние современных социально-экономических и политических преобразований на процессы развития национальных культур;
-проанализировать отражение в духовной культуре негативных тенденций проявившихся в сфере экономики и социальной жизни;
- показать, что демократизация всех сфер жизни общества даёт
вх>вый импульс развитие Советской Федерации, создаёт новые благо
приятные условия для свободного и равноправного развития наций и
их культур.
Теоретико-методологической основой таботц является труды клас сиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС, материалы
съездов партии, XIX Всесогоной конференции КПСС, пленумэв ЦК КПСС, решения I и П съездов народних депутатов СССР, гартнйно-правитель-ственные документы Союзних республик, выступления руководителей партии и правительства. В диссертации широко использована труда советских и зарубежных исследователей по проблешм экономического, политического, социального и духовного развития народов СССР и презде всего среднеазиатских республик, а такжз данные архива ЦГА Узбекской ССР.
В диссертационном исследовании использованы материалы всесоюзных и региональных теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов по проблемам диалектики национального в внтврна-циовального з духовной культуре социалистических наций и народностей, интернационализации духовной жизни, интернационального воспитания; данные конкретно-социологических исследований, проводёнкнх Институтом философии и права АН Узбекской ССР.
Научная новизна работы заключается в сяедупцем: -' конкретизируется проявление диалектики национального а гя-тернапионального в духовной культуре социалистических наций s народностей э условиях Перестройки;
дан концептуальный анализ объективного процесса выравнпга-ния национальных культур (во всей его противоречивости з шогосто-ронности), как одного из важнейших сторон интеряационалпзащи духовной культуры; * *
рассмотрен объективный процесс интернационализации духош-гсй культуры в неразрывном единстве с пэрестроечнкш! процоссатст, происходящими з эконмличзской,-политической, социальной сфэрэж;
проведено комплексное рассмотрение воздействия демократизации и гласности, как неотъемлемых факторов революционного обновления социализма на процесс интернационализации духовной культуры
' 3
советских нардов.
Теоретическая.к птактическая значимость исследования определи-отся ею непосредственной связью о решением в позитивном плане ак-дуальных задач» поставленных в партийных документах перед общественными науками, обществом-в целом» Материалы а вывода днссерта-ции иозеолякс глубже понять особанностп интарнацпоиаякзациЕ духовной культуры, способствуют уточнению содержания ряда категорий теории социализма и национальных отношений к могут бить использованы для решеюія актуальных теоретических к тактических шпросов а такяе при проведении ноняретно-сотхдолотачоекпх исследований.
Положения и наводи диссертационного исследования могут найти применение в практической деятельности партійная:, государственных профсоюзных, ао&юоглольских оргатізаций по штернацдоьйяьному воспитания советских людей, особенно молодёжи і а такко в еоЕорсэист-вовакки школьной и вузовской программ по изучению истории народов СССР, *>-;огуг бить использованы в курсе "Актуальные проблемы некна-циокальшес отношений" и др.
Апгобашш работы. Основные положения и вывода диссертации излагались з выступлениях автора, на IX Есессквкых философских что ни ях молодых учёных (Москва, I98S г.); о-ггакоин з ряда паучннх публикаций? обсуждались на кафедре теории научного коауішз?,а философского факультета МГУ, нироко использовались в процессе лекцпон но-пръпагандкетской ро.боты..
Диссертация обсуздаш'на заседании кафедры творит научного со циализыа философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова в феврале 1990 года к рекомендована- к защите.
Структура и объём работа. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использоваїшой литературы.