Введение к работе
Актуальность исследования. Изменившиеся под воздействием всеобъемлющее научно—технической революции реалии последних трех десятилетие XX века, охватившие без исключения все страны современного мира, наряду с проблемами глобальными: экологическими, энергетическими, продовольственными, войны и мира з современную эпоху, - обусловили целый комплекс условии, породивших социально-политический и социокультурный феномен "этническое возротдение". Началом этого слотлого и противоречивого процесса принято считать рубеж 60-7С-Х годов XX вет*з.
Сущностью этнического возрождения является, с одной стороны, усилившаяся тенденция этнокультурной дифференциации этнонапкональ-кых групп, проявляющаяся в стремлении остановить там, где это еще возможно, процесс культурно? девальвации, или возродить, казалось, уже "потерянную" культуру там, где этот процесс зашел слишком далеко. С другой стороны, этническое возрождение - это авто -номисткческие политические движения, борющиеся за приобретение политико-правовых гарантій" сохранения и развития своей этнокуль -турной целостности, за ликвидацию расово—этнической дискриминации.
Примерами тому могут служить то вспыхивающая то затухающая-проблема самоопределения англоязычных и франкоговотэгдттх канадцев, борьба за национально—культурную автономию бретонцев во Франции, басков в Испании, уэльсцев в Англии, конфликты между фламандцами.к валлонами в Бельгии, с требованием заменить общебельгийские институты / где доминируют валлоны и французская речь / на четко равные валлонскую і: фламандеггую части. Это и этнорелигиозные конфликты в Индии, и курдская проблема в странах Среднего Востока. Таково и усиливающееся самосознание негритянских, мексиканских, индейских, японских и других групп в США, для которых в прошлом были харак -терны сознательное стремление, а порой к реальная тенденция к полной, казалось бы, ассимиляции.
Не остались в стороне от мировой тенденции и многонациональные страны Восточной Европы. На памяти драматические события Гражданской воины в ІЗгоелавки, Болгарии, где по воле болгарского дик -татора турки-болгары в одночасье были объявлены болгарами, в силу чего оказались выну-хценымп к массовой эмиграции в Турцию. Это и наметившаяся суверенизация Словакии в составе бывшей Чехословакии. Не является исключением в этом ряду и Советский Союз.
.Следует отметить, что этнокультурное возрождение как в странах бывшего социалистического лагеря, так и в нашей стране в силу из -вестных -причин приняло форму этнонационального возрождения, выразившегося в стремлении этнонациональных групп решительно покончить с' тоталитаризмом в сфере национальных и межнациональных отношений.Данное движение, вылившееся в сплошную суверенизацию национальных групп, привело к возрождению "национальной идеи" как идеи национального государства - явления исторически- соответствующего скорее времени восходящего капитализма, чем эпохи НТР. Тем не менее эти процессы, особенно ярко обозначившиеся во второй половине 80-х годов, также мо -гут быть определены в качестве процессов, составляющих феномен "этнического возрождения".
В этой связи актуальность исследуемой темы этнокультурной идентичности личности, на наш взгляд, обусловлена рядом взаимосвязанных .. обстоятельств. Во-первых, сложностью межнациональной и межэтнической'" ситуации в стране, детерминированной ростом, национального самосознания, высоким уровнем этническ.ой^лрлит)язации, конфликтности, Во-вторых, наличием настоятелм^й'^бЩ^еети-"в осмыслении и прогнозиро -вании возможного этнополитй'чесйогоразвития, связанного с судьбами российской и союзной федерации. В-трєтьих, тем положением, ролью личности, в которой она оказалась в условиях глобальной научно-технической революции, глубоко вторгшейся в социальную, духовную области, резко меняющей место этнокультурной определенности личности, человеческого фактора. В-четвертых, попыткой выхода из сложившегося теоретического застоя в исследованиях межэтнических и межнациональных отношений.
Степень научной.разработанности темы. Этническое возрождение явилось той новой реальностью, с которой столкнулись в свое время не только западные обществоведы, но и ученые социально-гуманитарного знания в нашей стране. Его появление, по сути, было полной нео -жиданкостью для большинства из них, продолжавших мыслить в традиционной мировоззренческой парадигме политического модернизмз, предрекавшего эрозию социальным, в том числе, этническим,сеязям людей в процессе модернизации всех сфер общественной жизнедеятельности. Однако, как известно, реальность превзошла "либеральное ожидание" обществоведов, полагавших, что социокультурные признаки, разделяющие
- З -
группы потеряют свою важность. Новые условия, анализ которых необходимо потребовал сегодня учета этнического фактора, породил острейшую потребность в совершенно новых понятиях и концептуальных подходах, которые смогли бы обеспечить адекватность результатов научных исследований как рассматриваемой реальности, так и практических рекомендаций по управлению этими сложнейшими процессами социума.
В социологической и социально-психологической отраслях запад -ного, главным образом американского, обществознания таким понятием, начиная с 80-х годов, явился термин "идентичность", ставший одновременно и культурным клише в операциональной категорией.
Свои.; появлением теория идентичности обязана трудам видного, а для отечественного обществоведения практически неизвестного, представителя новой волны фрейдизма, американского психолога и антрополога Эрика Гомбургера Эрикеона.
Общепризнанной в научном мире заслугой Эрикеона является разработанная им теория эго-идентичности, исследующая процесс формирования осознаваемой индивидуумом своей самотокдественности и целостности, и признаваемой социально значимым окружением человека. Эго-идентичность, по глубокому убеждению Эриксона, является необходи -мым условием адекватного функционирования человека в обществе.
Неоспоримым свидетельством теоретической значимости предлокен-ной Эрикеоном концепции является тот факт, что после его исследований появилось пять независимых линий изучения идентичности, каждая из которых выбирает своих предшественников в прошлом: З.Фрейд и психоанализ; Дк.Х.Мпд и символический интєракционизм; А.Щщ и от -дельные аспекты классической и интерпретивной социологии; Э.Дюрк-гейм и аспекты классической и структурно-функциональной социологии, и, наконец, К.Маркс и критическая теория.
Рассматриваемая в западной обществоведческой литературе идентичность стала исследоваться в трех различных аспектах: эго-иден -тичностк, личной идентичности и социальной идентичности. Параллельно, в это еє время, в социальной психологии, этнопсихологии и этнологии была сформулирована самостоятельная научная проблема этнокультурной идентичности личности как один из компонентов социальной идентичности, ставившая задачу ответить на вопросы о содержании, структуре и процессах формирования, развития и изменениях собственно этнической сущности человека.
Чтс касается степени разработанности исследуемой проблемы в отечественном обществоведении и комплексе этнологических наук, то здесь следует особо подчеркнуть, что социологический и социально-психологический анализ этнокультурной определенности личности плодотворно разрабатывался в незначительный по времени период конца 60-х - второй половины 70-х годов.
В этот период в плоскости социально-психологического анализа активно исследовались этнокультурные установки, аутостереоткпы, национальные чувства и настроения людей. Крайне плодотворными в плане дальнейших разработок и изысканий в качестве самостоятельных тек исследований могли стать идеи, высказанные Арутюняном С.М..Баграмо -вым Э.А., Губогло М.Н., Дашдамировым А.Ф., Дробижевой Л.М..Козаковым А.А., Коном И.С. и др. Наиболее близко к пониманию тех проблем, которые в западной психологической антропологии оформились как проблемы зтноі:ультурной идентичности личности подошел в своих ранних работах академик А.Ф.Дашдамиров. Тем не менее в силу известных причин социально-психологические исследования этяонзцконадьной субъект-ности личности, анализа межнациональных отношений как отношений межличностных практически сошш на нет, вытесненные литературой по проблемам определения уровня и степени интернационализации, образа жизни отдельных народов. В подавляющей массе монографических рэбот по этнонациональной проблематике исследователи были занять' обоснованием идеологического положения о "неуклонном сближении, расцвете и слиянии социалистических наций и народностей страны'.', в свое время вьюка занного И.В.С талинык.
Ущерб, нанесенный "заздравным" застоем в этой области научных исследований, привел., к тому, что в настоящее время мы оказались застигнутыми врасплох неудержимым натиском межэтнических конфликтов, которые могли быть вовремя спрогнозированными, и, следовательно,разрешенными .
Пелыо диссертационного исследования является комплексное рассмотрение широко представленной различными концептуальными направлениями западной социологии и социальной психологии теории социальной идентичности применительно к этнокультурной определенности личности.
Достижение поставленной цели потребовало решения следуюшнх задач:
- на основе историографического анализа исследований по проблемам эго-идентичностЕ и социальной идентичности личности выявить
содержание понятия "идентичность";
раскрыть супностъ понятия "этнокультурная идентичность личности" ;
рассмотреть структур;/, содержанке и динамику зтноігудьтуркой идентичности личности;
сформулировать определение понятия "кризис этнокультурной идентичности личности";
проанализировать факторі.', внзьгвашпе кризис этнокультурной идентичности личности, а такне условия, способствующие сохранение и Еоддернаккю культурной идентичности как группы, так г личности;
прогестп комплексный анализ связей, возкикэпз'их иекду раз -лпчнкмк состояниями этнокультурной идентичности личности и социальны/; статусом этнической группы, и их воздействием на выбор страте -
ГИИ ПНДИВПДуаЛЬНОЙ ЫСбПЛЬНООТП ЛИЧНОСТИ.
Предлагаемый в работе подход к определении понятия "этнскулътурная идентичность личности" как осознание индивидуума.; своз:" целостности и тс::;дествань:остн в рамках того культурного круга, основные характеристики и параї гетры которого человек разделяет несете с другими представителями с едкости, признанеє!; з нем его культурігуя идентичность, закономерно вытекает из двух взгимодспелнятхг.::': друг .друга парадигм, лека цих в методологической плоскости данного две -сертанпенного исследования. Суть их заключается в тог-:, что "Ссцп -адьная орган;зацпя является принципом самоорганизации, и сое они объясняют социальное поведете"1. Другая парадигма исходит из того, что психика человека неразрывно связана с миром, в котором мнвет человек, составляя с этим миром так называемую Диналгичеокув Пелоес-кость."
Следует такте отметить, что в методологическом плане автор старался на известное марксистское положение с типолог:;:; социальных связей человека в культуре, в котором второй тип - сопнал-атоми -стпческип - собственно и является содержанием того феномена, ака -
I.Eeigert A.J.,2eitge L.S.,T=itge О.ХІ. Society and Identity.^ »<1'., 1986.- p.5.
-
Кедзсьев В. Системные принципы порождения психической деятельности.-вестник л±У,- Л., 1988.- серия .и Є'.-Ьнп. J' 2.
-
Подсобно см: Вадимов Г,С. Социальные связи человека в культуре// Культура, человек и картина мира. - К., 1987. - С. SG-I3o.
лиз которого получил теоретическое и конкретно-социологическое развитие в западной социологической и социально-психологической литературе как исследование "проблемы идентичности", обозначенной Э.Эрпк-соном в качестве характерологической черты современного общества. Научная новизна исследования заключается в следующем:
-
Впервые предпринята попытка введения в научный оборот советского обществознания понятия "идентичность" как наиболее гносеологически адекватного современным национальным и этнополитическим проблемам, отличающегося высоким! интегративными свойствами.
-
На основе социально-психологического подхода к анализу содержания, структуры и динамики процессов этнокультурной идентичности личности дана теоретическая проработка понятия "этнокультурная идентичность личности".
-
Раскрыто содержание понятия "кризис этнокультурной идентичности личности", выработана его дефиниция.
-
В результате анализа динамики этнокультурных процессов выявлена система факторов социально-экономического, политического и культурно-информационного порядка, вызывающих кризисное состояние этнокультурной идентичности как группы, так и личности.
-
Рассмотрен комплекс зпзловий, способствующих сохранению и поддержанию витальности этнической группы, воздействующей на социально-психологическое состояние этнокультурной идентичности.
-
На основе сопоставительного анализа понятий "этническое самосознание" и "этнокультурная идентичность личности" преодолевает -ся известная ограниченность кх места и роли в отечественном обществоведении.
Практическая значимость результатов исследования состоит в углублении знаний о внутренних процессах развития этнокультурной определенности личности, геополитических процессов, создавших возмож -ность для оптимального прогнозирования этнополктической ситуации в обществе. Материалы диссертации могут быть использованы комиссиями по мекнациональным отношениям при Советах народных депутатов различных уровней и регионов при выработке конкретных мер этнической политики. Они могут также получить применение в преподавании курсов "Социология" , "Политология" , "Социальная психология" в вузах при организации спецкурсов и спецсеминаров.
Апробация результатов и основных полонений диссертаций была осуществлена в публикациях автора, в сообщениях на методологическом се-
минаре, а такне на заседаниях аспирантского объединения. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры политологии ГЖУ имени В.И.Ленина / 1991 г./.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.