Введение к работе
Актуальность тем н.Глубохие структурные преобразования.переживаемые сегодня нашей страной,с новой-, силой ставят в повестку дня проблемы общественного сознания. Сегодня не является секретом то,что без глубоких качествен-* них изменений в сфере общественного сознания невозможно сколько-нибудь успешное продвижение радикальных реформ в якшо-. мической и социально-политической сферах жизни общества. В. связи с этим перед обществоведами встает задача обнаружить отрицательные духовные явления .которые мешают движению общества вперед, и найти способы юс преодоления.
К числу духовных факторов, тормозящих общественный прогресс, принадлежат социальные мифы, сформировавшиеся в условиях господства административно—командной системы. Они несут в себе апологию отживающего общественного уетройства,мешая общественному сознанию адекватно воспринималь происходящие в обществе процессы обновления. Они заставляют человека искать идеалы в прошлом и опасаться нововведений. Подобные явления следует по возможности преодолевать. .
К числу мифов разрушаемой административно-командной системы принадлежит социальный миф равенства. Вредность этого мифа на сегодняшний день заключается в том, что он паразитирует на идеалах равенства, а в действительности идеологически оправдывает уравниловку, подрывает добросовестное отношение к труду,порождает иждивенческие настроения. Кроме того, данный миф занимает в системе идеологии административно-командной системы центральное место, скрепляя и цементируя собой социалистическую мифологию в целом. Именно поэтому борьба с мифом равенства, на наш взгляд, является сегодня одной из актуальных задач современного обществознания.
Актуальность предлагаемой темы не гораничивается задачами объяснения причин, мешающих обновлению общества. Не . следует также избегать методологического аспекта проблемы, который обладает не меньшей значимостью. Речь идет о растущем интересе к проблемам рациональных и иррациональных форм познания. Многие вопросы данной проблематики, казавшиеся недавно решенными, вновь активно обсуждаются научной общественностью. К ним относится вопрос о соотношении в современном сознании мифологических и научных форм постижения мира.
Актуальность темы подкрепляется необходимость» осмыслить роль и место соииалиама в современном мире. Будуиря роль социализма во многом зависит от способности данного учения очиститься от социальных мифов тоталитаристского характера, в том числе и от социального мифа равенства^.
Степень разработанности проблемы. Проблема мифомышления, в том числе в ее социальной интерпретации, с древнейших времен интересовала философов л поэтов. Новый, импульс разработка проблема получила в 19 в., когда к изучению мифов подключились психологи, этнографы, лингвисты, а с 20 в. - социологи и культурологи. За последние десятилетия вышло в свет огромное количество научных публикаций и монографий. Чтобы хоть,как-то ориентироваться в океане литературы, необходимо выделить только наиболее значительные работы, сыгравшие заметную роль в исследовании проблем мифомышления s нашей стране и за рубежом. Для удобства разделим совокупность данных работ по основным направлениям. .
Общеметодологические вопросы мифомышления нашли отраже4-ние в работах Кессиди Ф.У., Ланга Э., Леви-Бршя Л., Леви-Строса К., Лосева А.Ф., Мелетинского Е.М., їїотебни А.А., Стеблин-Каменского М.И., Тэйлора Э.Б.,' Фрейда 3., Фрейден-берг О.М., Фрезера Цд., Шахновича М.И., Элиаде М., Кнга К., Голосовкера Я.Э,
Изследованию специфики современной мифологии как целостного, явления, отличного от традиционной мифологии посвящены некоторые страницы в монографиях и статьях Гулыги А.В. и Лифшица М.А.
Выявление своеобразия отдельных разновидностей современной мифологии является задачей работ Баткина Л.М., Давыдова Ю.Н., Лебедева В.П., Одуева С.Ф., Филогова М.Н., Чернышевой Т.А., Шестакова В.П.
Отличие социального мифа от других видов мифологии.приводится в исследованиях Сореля Ж., Барта Р., Гуревича П.С. .
Много внимания проблемам социальной мифологии капитализма отводят Анчел В., Данэм Б., Туревич П.С.
Отдельные социальные мифы, сложившиеся в советском обществе, исследуют Бергер П.Л., Бердяев Н.А., Тазман Л., Эткинд А., Исупов К.Г., Травин И.И.
Сопутствующие социальной мифологии явления, такие как утопия, фетишизм, социальный стереотип» рассматривают Баталов ЭЛ., Васильева Т.Е., Грушин Б.А., Гусейнов ГЛ., Козлов ва Н.Н., Копалов В.И., Ольшанский Д.В., Сизов С.С.
За последние два десятилетия защищено несколько диссертаций на данную тему. В основном диссертационные исследования посвящены социальным и философским мифам, возникающим в условиях буржуазного общества.
В своем исследовании диссертант использовал также ряд англоязычных источников, не переведенных на русский язык.. К их числу следует отнести работы Делейси Ф., Марри I.» Полака Ф., Робертсона Дж., Скоурера И., Винера А. и Пэйти Р.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ социальной мифологии, сложившейся в условиях "реального социализма".
Для осуществления этой цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть проблему социального мифа и его места в общественном сознании современного общества;
выяснить причины, порождающие интенсивную мифологизацию общественного сознания в условиях социализма;
проанализировать механизм возникновения и развития; социалистических мифов;
на примере одного из социальных мифов проследить процесс складывания и функционирования социального мифа в условиях социализма. Для чего:
а/ обосновать и проанализировать понятие "миф равенст*-ва",
б/ определить место мифа равенства в системе социалистической мифологии и в механизме торможения процесса обновления ,
в/ вскрыть материальные и духовные факторы, способствующие сохранению и воспроизводству мифа равенства в общественном сознании;
- вскрыть тенденции и перспективы демифологизации обще
ственного сознания в условиях перестройки, разработать прак
тические рекомендации по преодолению социальных мифов, и в
том числе, социального мифа равенства.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения диалек-
тдческого материализма и социальное теории марксизма о том, что человеческое знание формируется объективно существующей реальностыв,как природной,так и социальной, и что в конечном счете духовная ситуация в обществе определяется политически— ни и экономическими интересами взаимодействующих социальных групп.
Исходным принципом явилось понимание социального мифа как исторически сложившегося социокультурного феномена, настаивающего на своей абсолютной истинности и в этой решительной претензии не подтверждаемого общественной практикой, однако, не смотря на аго, используемого господствующими социальными силами в интересах своего политического диктата.
Эмпирическая основа диссертации представлена опубликованными статистическими данными, результатами всесоюзных и региональных социологических исследований, а также материалами конкретного социологического исследования, проведенного автором на ряде предприятий и учреждений г.Ленинграда. В работе также обобщаются публикации переодической печати.
Научная новизна исследования.
-
Б работе предпринимается одна из первых в советском обществоведении попыток осуществить целостный анализ социа- . льной мифологии социализма.
-
Предлагается оригинальная структурная модель глобального социального мифа, позволяющая свести воедино многочисленные локальные социальные мифы и увидеть их внутреннее родство с социальными стереотипами массового сознания.
-
Обосновывается новое понятие "миф равенства", даєтеся его развернутый научный анализ. Показывается объективная несовместимость данного феномена с процессом происходящих в стране преобразований.
-
Предлагается метод проведения социологических исследований по данной проблематике, позволяющий установить зависимость уравнительных стереотипов от некоторых материальных факторов.
-
Сделан вывод о том, что полное преодоление социальной мифологии возможно лишь с преодолением явлений социального господства и социального отчуждения, но существуют способы, позволяющие значительно ослабить влияние социальных мифов.
6. Сделана допитна дать конкретные рекомендации, напра-; вленные на вытеснение из общественного сознания социальных мифов отживающей адиинистративно^командной системы. Указывается на возможность новой мифологизации общественного сознания.
Практическая значимость рабо-т ы. Полученные в процессе исследования научные результаты могут быть использованы при проведении практической работы органов государственной власти и управления, направленной на обеспечение в обществе социальной справедливости.
Некоторые положения, изложенные в дисвертации, могут быть использованы также для повышения эффективности средств массовой информации и пропагандистской деятельности политических организаций, имеющих социалистическую и социад-деио-кратическую ориентацию.
Методика, статистические данные- и анализ результатов конкретного социологического исследования, проведенного автором, могут послужить отправной точкой для проведения более масштабных социологических исследований, посвященных проблемам духовной жизни советского общества.
Материалы работы могут быть также использованы для разработки некоторых тем в курсе теории современного социализма и социологии, а также при чтении спецкурсов и в лекционно-просветительской работе.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории социализма Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена в марте 1990 г.
Основные положения и выводы диссертации докладывались на научно-теоретических Герценовских чтениях в апреле 1989, апреле 1990 и апреле 1991 г.г.
По теме диссертационного исследования имеются 2 печатные. работы. .
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, приложения, список источников и литературы.