Введение к работе
Актуальность темя послекования. Современный этап развития советского общества, противоречивые особенности социально-экономической, политической ситуащш раскрывают огромную важность духовной сферы, имеющей несомненное отношение ко всем областям социальной жизни. В условиях проявлений бездуховности, переоценки ценностных ориентации, падения роли идеологического фактора в обществе наметились тенденции к поиску новых духовных ориентиров, тяготение к достижении стабильных и устойчивых общественных структур. Зто обусловило актуализацию значения фактора национальной жизни, национального самосознания, обращение народов к определенному символизму идеалов национальных культур.
Возрастание интереса к проблемам духовной культуры и, в частности, к проблемам национальных культур сказалось и в активизации научно-исследовательских поисков в данной области.
Выбор томи исследования, почти не рассматривавшейся s ~ специальной литературе как предмет особого изучения, вытекает из осознания той роли, которую имеет национальный фактор п развитии современного'общества.
Национальная культура включает в себя, помимо национально-особенных элементов, и интернациональные, и общечеловеческие черты. Выделение компонентов национальной специфика духовной культуры позволяет вычленить ее для сравнения о другими культурами, углубляет познание сущностных сторон человеческого бытия. Исследование локального многообразия культурного развития актуализировано тагсго л обстоятельством необходимости учета неповторимого своеобразия культурно-исторического социального опыта жизнедеятельности того пли иного относа, зараженного понятием национально-специфического в его духовной культуро, Гонение этой задачи выступает одним из значительных условий научно обоснованного воздействия па протекание социальных процессов, в том числе разворачивающимися в сферо межэтнических отношений.
Степень разработанности тонн. Во множестве научных работ, предметом исследования которых выступали проблемы духовной
культуры, вопросы ее национальной специфики затрагивались гораздо реже и, как правило, в контексте рассмотрения таких, ставших уже традиционными, направлений, как проблемы сущности и предмета, форми и содержания, а в области проблематики национальных духовных культур - вопросы диалектики национального и интернационального.
По существу, вопросы структуры национальных духовных культур, соотношения традиционно-специфического к инновационного, места и роли их зтноспецнфкческих компонентов в переплетения всеобщих и регионально-особенных условий жизнедеятельности, выходили за ратая строго очерченных границ обцестЕознания. Тем не менее объективные социально-исторические условия, об-наяазїїно наличие проблем такого рода, неизбежно существовали. В определенной степени они становились пред".:ето!л рассмотрения таких наук как зїкографяя, психология, социология, а также начавших формироваться смежных дксцапчкн.
В настоящее время учеными специалистами в области философского знания, этносоциологик, этнографии, этнопсихологии и к-чьтурологии признается, что проблема детальной разработки феномена национально-специфического в духовной культуре все более актуализируется. Но во всех известных на сегодняшний день более или менее значительных работах, в которых так или иначе затрагиваются аспекты этой проблемы, феномен национально-специфического рассматривается чаще как констатация его наличия, признается необходимость его исследования.
Обзор современных исследований, тем не менее, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время происходит процесс . энцоптуального оформления научно-исследовательского поиска в этом направлении /Артановский С.Н., Арутюнов С.А., Арутвнян Ю.В., Байбучш В.Н., Бромлей D.B., Виноградский В.П., Гачзв Г.Д., Гумилев Л.Н., Дгмениа О.Н., Дробияева Л.М., Дмитриев О.А. Маркарян Э.С., Masyea В.М., Мкртумкн Ю.И., Петров М.К. и др./.
Цель и задачи исследования. Основной целью написания диссертационного исследования является выявление сущности и роли' нациокально-специфичоского в духовной культуро на материале Якутской-Саха ССР.
В соответствии с основной целью диссертации автор пред-
принял попытку разрешить следующие задачи:
обосновать применение исторического подхода я рассмотрению феномена духовной культуры в анализе сущности sa национально-специфического- компонента;
выработать принцип дифференциации общего и особенного в культурно-историческом процессе через понятие исторических условий жизнедеятельности этноса;
рассмотрев отношения культурно-исторической преемственности как фактора развития духовной культуры этноса;
показать роль информационно-коммуникативных отношений, как основы, создания компонентного разнообразия структуры духовной культуры этноса;
уточнить сущность и понятие национально-специфического в духовной культуре.
Теотзетичрскпе и методологические основы диссертации. При написании работы был использован : лрокий круг источников, содержащих философско-социологические, историко-этнографическиз, искусствоведческие, филологические и литературоведческие данные, некоторые этносоциологические и этнопсихологические сведения. В частности, использованы общие теоретико-методологические труды С.Н.Артановского, А.Г.Агаева, С.А.Арутюнова, Ю.В. Бромлея, А.Я.Гуревича, М.С.Кагана, Ю.М.Лотмана, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, М.К.Пэтроза и др.; работы по проблемам культур этносов-в целом и отдельных национальных культур Арутюняна Ю.В., Серебряковой Ю.А. и Серебрякова А.А., Мордашова А.Е., Луковце-ва B.C., Макарова Д.С, в том числе историко-этнографические труды и отдельные статьи И.А.Аргунова, В.Н.Байбурлна и А.Л.Топоркова, Л.Н.Гумилева, А.И.Гоголева, В.И.Козлова, А.П.Окладникова, Э.А.Паина, А.А.Сусоколова и др.; критические искусствоведческие и литературоведческие труды и статьи П.А.Слепцова, Н.С.Сивцевой, В.Г.Петрова, М.А.Кумахова и З.Ю.Кукаховой; введен некоторый этносоциологическгй и этнопсихологический материал на основе данных У.А.Винокуровой, Д.Г.Братиной, В.В.Аршав-ского, В.В.Ротенберга и др.
Рассмотрению национально-специфического во взаимодействии социально-психологических компонентов духовной культуры, национальных черт характера и национальных особенностей пспхологии
посвящены работы А.О.Бороноева, Л.М.Дробижевой, Н.В.Исакозой, Г.Ширматовой, А.Б.Элебаевой и др.
Методология написания работы определялась применением таких диалектических принципов как историзм, единство исторического и логического, системность и целостность на основе супестаугаего уровня развития философско-социологической мысли.
Научная новизна диссертации. Моментами, составляющими определенную научную новизну данного исследования и выносимыми на защиту, являются:
применение исторического подхода к рассмотрению сущности национально-специфического в духовной культуре этноса ка современном этапе;
анализ понятия историчеиких условий жизнедеятельности как теоретико-методологического инструментария, позволящего охарактеризовать общечеловеческое и национально-специфическое в структуре и содержании той или иной национальной культуры;
наделение к анализ этапов развития якутской национальной духовной к^'.-атуры d соответствии с предложенной диссертантом периодизацией;
филооофоко-социологическое обобщение историко-этнографячес-кого материала, некоторых этнопсихологических, этнолингвистических и медико-биологических сведений, их комплексное рассмотрение;
-рассмотрение информационно-коммуникативных отношений как основи создания компонентного разнообразия структуры духовкой культуры якутского относа;
- конкретизация понятия национально-специфического в духов
ной культуре; обоснование такого его понимания, где оно вы
ступает как особое сочетание внешних и внутренних социально-
психологических характеристик структуры духовной культуры
этноса.
Практическая значимость работы. Теоретические выводы и положения диссертации могут быть использованы при анализе процессов, происходящих в духовном развитии народов Сибири и Дальнего Востока, народов, вошедших в структуру современного
общества с уровней патриархально-родовых и феодальных отношений, в спецкурсах и исследованиях по вопросам межэтнических отношений, в области этносоцяологии, искусствоведения, этнографии и культурологии, в разработках практических программ по решению проблем, стоящих перед народами Северо-Востока Сибири.
Аггообагмя диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на з..задании кафедры теории современного общества философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Некоторые положения и выводы работы нашли отражение в опубликоваяных автором статьях. С изложением отдельных сложений исследования автор выступал на Первом региональном /Сибири и Дальнего Востока/ научно-практическом семинаре на тему "Актуальные проблемы интернационального и патриотического воспитания молодежи" в 198Э году в г.Якутске; на расширенном заседании Головного совета Ми-ЗУЗа РСФСР по история КПСС на тему "Социалистическое строительство в Сибири, на Дальнем Востоке и революционная перестройка" в 1989 году в г.Якутске; на Всесоюзной научной конференции "Национальные отношения в регионах СССР: история и современность" в 1991 году в г.Якутске; на республиканской научно-практической конференции молодых ученых-специалистов в 1987 году в г.Якутске; на научно-практической конференции "Проблемы малочисленных народов советского Севера " в рамках Первого Всесоюзного фестиваля культуры и искусства народов Севера в 1988 году в г.Якутске.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.