Введение к работе
Актуальность темы исследования. Стремление к современному уровню развития - наиболее яркая всеохватывающая черта сегодняшнего мира. Большинство стран сегодня включены в этот процесс, осуществляя модернизацию или развивая собственные традиции в русле современности. Для Казахстана, поручившего независимость в результате распада Союза Советских Социалистичоскил Республик ;СССР1 и оказавшегося- в условиях глубокого системного кризиса, осуществление модернизации - актуальнейшая задача, позволяющая республике выйти на качественно новую ступень развития.
Переход казахстанского общества от тоталитарной административно-командной системы к более демократической начался с 1986-года.
Именно с этого времени берут свое начало коренные изменения в социально-экономической и политической сферах нашего общества, которые мы наблюдаем сегодня. С 1986 года начинают происходить сдвиги в общественном сознании, изменяться менталитет нашего общества.
Процесс реформ в Казахстане положил начало формированию современного духовного облика.казахстанского общества и, соответственно, "нового казахстанца". Этот процесс предусматривает, с одной стороны, перспективы идеологической направленности нашего общества, с другой - личностное отношение к каждому члену нашего общества. Другими словами, наряду .о интересами всего общества должны браться во внимание интересы отдельной личности. .
Динамика реформ в -нашей стране показывает формирование своего "казахстанского пути" развития, выражающегося в качественной трансформации социально-экономической и политической системы. Идет быстрыми темпами разработка "казахстанской моде-пи развития".
Однако Процесс реформ в Казахстане идет не просто. Он сопровождается определенными издержками во всех сферах общественной лизни. Кризис в экономике сильно сказался на социальной сфере общественной жизни.
Свою специфику накладывает и особенности Казахстана. Сырьевая направленность его экономики, многонациональный состав населения и геополитическое положение республики требуют выработки специфических методов и стратегии в построении казахстанской государственности.
Сегодня, когда процесс реформ обрел черты реальности,
становится очевидной необходимость строгого научного анализа
проблем, связанных с эволюцией Казахстана как независимого' го
сударства, с комплексом нерешенных научных вопросов взаимосвя
зей экономической, социальной и политической систем общества,
с совокупностью объективных и субъективных факторов, действую
щих в этих системах. i ,
Тема диссертации имеет не только научное, но и практическое значение. В сознании людей произошла чрезмерная идеализация роли рынка в общественном обустройстве. * понятие свободы порой граничит с произволом, общечеловеческие ценности начинают отходить на второй план, создавая почву для духовной деградации общества. На практике это обуславливает деструктивную направленность реформ, проводимых в стране.
В рамках гипотезы следует обратить внимание на разработку или исследование таких проблем как плюрализм свободного рынка и государства, развитие "смешанной" экономики как условие формирования образа постиндустриального общества, социальное государство как цель социальной политики правительства. разумное совмещение свободы и ответственности как способ его социального самоопределения, социальная переориентация интересов (ценностей) людей как путь к полноценной жизни, выработка націю-
кал пой идеи. С таких позиции важно рассмотреть как ьзаюча д'гйстьуь/г экономическая, социальная п духовная сфери оощеоіва.
Пр-vu1. іГаі;МаЯ Ді!' оа рТДПИЛ ПрО,0ОТЗВДЯЄТ (УЮСЙ І [' Uli-i; і У L40,;
ти 'іеко': .;'іаі- раздал а доо лан^вку и разработку актуальных пришлем социально-экономических и духовных рргч№рргча_ чр~иач'сдддд:у;
b ІісішоМ шлник'ГИн «РТ?ЛОСВ Si! CTMGTilTL, Ч'іи paOoMwipelb есе
возникающие проблемы в рамках обозначенной темы социально-экономических и духовных основ становления казахстанской государственности в границах одной работы невозможно. Поэтому автор диссертации сосредотачивается на основных проблемах практического, теоретического и методологического порядка, старается сформулировать возможные імгдрпвленил дальнейшей научной разроет г.н т^мы.
Егелши>_.^іізр.аботан!Юстн_те!пл. Сдадут отметтть, чао др./. лема осідіальнот:од>тіі;чаоких и духовных основ становления га еударственноетн в и зрехздник период в достаточной степени нзу чепа в философской і! социально-политической литературе как Казахстана, гак и ближнего и дальнего зарубежья.
В этом смысле представляют особую ценность произведения классиков мировой Философской мысли. Современники, свидетели зарождения капитализма в Западной Европе внесли неоценимый вклад в разработку данной темы. В первую очередь следует упомянуть философов Нового времени - Ф.Бэкона. Т.Гоббса, Дж.Лок-ка, Б. Спинозу, Г.Декарта, Г. Ь. Лейбница. Далее следуют предста вителн Французского просвещения - П. Рассекли, Ф.М. А. Вольтер, t.m. Руссо, Г.Лессинг, Д. Дидро, Ж. 0. Ламетри.К. А. Гельвеций, д. А. Гольбах, Ш. Л. Монтескье.
Мыслители Нового времени и Французского Просвещения во главу угла ставили проблему разумного общественного обустройства и занимались разработкой методов и атрибутов построения -ідеального государства. В частности, Гоббс выступал активным
защитником единого, централизованного и сильного государства. Он считал, что именно государство является единственным гарантом сохранения основных прав человека - права на жизнь, собственность и свободу. Только объединившись в единое государство', люди способны обеспечить себе достойную жизнь - вот один из основных постулатов Гоббса. Основной побудительной силой, которая заставляет людей жить вместе,, под единым началом в лине государства, являются их опасения за собственную кизнь, собственность и свободу.
Дж.Локк впервые систематизировал и дал глубокий анализ осноеных прав человека. Он участвовал в составлении Билля о правах человека Тринадцати Объединенных Штатов Америки первой конституции в истории человечества. Его можно считать одним из отцов западной демократии. Он утверждал, что соблюдение основных прав человека является незыблемым условием существования любого цивилизованного, демократического государства. При этом все три основных права человека находятся в диалектической взаимосвязи: каждое из прав со строгой необходимостью вытекает из другого, т.е. какое-либо из прав.имеет смысл лишь при условии соблюдения остальных.
Мыслители того периода глубоко задумывались над природой современного им человека и над духовно-идеологической ситуацией, царившей в обществе. Наряду с прогрессивными сдвигами в сознании человека они отмечали и упадок нравов, меркантилизм и постепенное наступление власти денег. Они писали, что титул, знатность и родовитость как таковые потеряли свое былое значение, уступив место деньгам и капиталу.
Ш. Л.Монтескье особо подчеркивал роль общественной среды, которая совпадала у него с понятием политического строя и законодательства. Он выступал идеологом политического компромисса буржуазии и дворянства, разработал принцип разделения влас-
теи и выдвинул идею умеренной конституционной монархии.
Б целом, важнейшим составным элементом и своего рола завершением учения философов этого периода о человеческой-! природе стали глубокие рассуждения об общественной сущности человека.
іірндгтнуители Немецкой Классической философии ь лице И.Канта, И.Г.Фихте, Г.Гегеля, Ф.В.Шеллинга, Л.Фейербаха также рассуждали о сущности человеческой природы и принципах государственного устройства. В частности, Гегель считал, что частная собственность является материальным условием свободы-человека, а гражданские законы - гарантом разумного общественного устройства,' ибо see это есть выражение воли Абсолютного і'азу-ма. Человек, его общественная сущность, государство как так; вые, сугь инструменты в руках Абсолютного Духа. 3 государственном управлении Гегель выступал за абсолютную монархии'"-, считая ее идеальной формой государства.
Представляют определенный интерес мыслители XX столетия, рассуждения которых явили собой своего рода рефлексию на развитие современного западного общества. Здесь можно привести такие имена как О.Шпенглер, К.Поппер, Ж.П.Сартр, Й.Хейзинга, М.Хайдеггер, А.Камю. Г. Исааке и др. В их работах нашли отражение социальные и. духовные проблемы современного общества. . В частности. Шпенглер говорит об общем упадке культуры в XX столетии. Он говорит о том, что за динамикой экономического роста скрывается обеднение человеческого духа. Возвышенность человеческого творчества, его духовная красота и совершенство есть достояние прошлого, а не нынешнего времени. А. Камю говорит о человеческой фатальности в век экономической конкуренции и техники. В своих произведениях Камю с присущим ему желчным афоризмом рассуждает об утере человеком всякого смысла и интереса к своей жизни. Так или иначе общим для них всех является
- в -
пессимистическое отношение к духовному будущему человечества.
Особый интерес представляют работы зарубежных теоретиков экономической мысли в лице Н.Фридмана, Ф. А.Хайека, Дж.М.Кейн-са. И.Т.Паттерсона, Д. В. Пирса и др. Фридман и Хайек - представители неоконсервативной экономической школы - последовательно выступали за политику невмешательства государства в экономическую жизнь. Фридман считал', что для нормального развития общества необходимо максимально ограничить влияние государственной власти в хозяйственную деятельность. Хайек выступал со своей теорией "расширенного порядка человеческого сотрудничества", где он напрочь отвергал какое-либо планирование в хозяйственной деятельности, считая, что общество развивается по одному единственному закону - закону спонтанного самопорядка. Кейне, напротив, выступал за политику большего вмешательства государства в экономическую жизнь. Он считал, что для этого у государства есть вполне цивилизованные экономические инструменты воздействия и регулирования экономики.
Следует отметить что в исследованиях ученых стран Содружества независимых гоударств, прежде всего Российской Федерации, значительное внимание уделялось изучению социально-экономических и духовных основ развития буржуазного общества. В этой связи следует указать на таких исследователей как Т.И.Ой-зерман, А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль, В.Н.Кузнецов, В.С.Барулин. В. С. Вдовина, В.В.Соколов, Г.М.Тавризян, М.А.Киссель, В.Ф.Асмус, П.П.Гайденко, В.В.Сильвестров.и другие. В своих работах они пытались раскрыть предпосылки возникновения капитализма и соответствующую ему духовную атмосферу.
Переход от Феодального слособа производства к капиталистическому обусловил глубокие изменения в социальной и духовной сфере общества. Этот процесс затронул даже такую, казалось бы, устойчивую сферу как религия. Протестантизм породил протес-
"чрлі/ур ?ТИ!'У, '""Т"Г~ЇЇ, Л Г'Г'іЬ ііЧіфсЛЬ, ЯШІЛаСЬ ПДЄО.ПО! П':Й ЛІ ) ^д.ЛЛЛЛ' Л Л>ЛЛ.УЛЗИЛ. D/рлУгЛЛІЛ ЇІВИЛа СООЛЙ НилЫИ ІірЛірЛі.ЛЛи! чиї» i/n? ^ т"іТ.~,рііЯ (гІЛ іі;і!.-!.!Н ЛігЛЛЛ- ІкіВяСЇИ ."і і. и-Ік.И і >; 'і'і і: є Лл' ЇЛ ЛЛрЛИ'ЛЧЛшіЛП., 'ЛЛЛЛЛЛОЇЬ П ДИНЛМНЛШ^Л^ cTuJiii
непременным атрибутом преуспевания и респектабильности.
"сргдзллс :.",uCwm»oji»i. т'.віуи «"^.>Ш'Ми в ?.ракгл.рд? сбідс^тга,. выступили глашатаями новых общественных порядков, генераторами и выразителями новых идой. Это были идеологи нового строя, в котором каждому индивиду предоставлялись равные права и свободы для достижения жизненного успеха.
В отечественной философской литературе также уделялось достаточно внимания развитию ойщЬг.тнрнной мысли в Кассхсто;.'.--
МН'.ГО іг!',. Л; Л'.-.НПМГ.ЛИ.Л. И'К ЛгіДОЬсНИЯМП рЛЛКрОГЛЛЛЛЛЛЇЛ і!,,''И
село .ДчМ,.:- ллл лл-л;н клзлхліл>П' ллілллл формирования ллллл г.ли
Г.'і-'УЛгі;;і'Тг тіігі л.Т.'! И раСННТІІЛ цУ>ЛЬЛЛЙ КУЛЬТУЛЛ ІШІІЛП „Трл,ш
Этими арлллмлми лшималпль таки-.' казахстанские учліьл ьл: А. М лодпльлііи, К 1J. Бь'йО"Мбниь. М. С. ЬурабаоБ, Г. л\ РЛшлі., Л з Лимлїлл А. К Глсабсклв. А. X. Насимжаноь, М. К. Кезыоас-ь, 0. А', Сепілаев, К. ili. Шуломоаев и другие.
Также в настоящее время многг -,г,тороп залил лютілі псллл-мами развития соврес.енн.пл1 КлллХ'Ллп. В их лиол- М'іжно назвать таких исследователей как К.А. Абишев,' И. А.Айтымбетов. Г. Г. Акмамбетов, Л. А.Байдильдинов, Р. К. Кадырканов, А.Г. Косичен-ко, АК.Котге, К. Е. Кушерб itn, Г. Ь.Малншш, с. л. Нурмурлтяь, А.Н Нисаноанв, Мл' ооыноекон. Г.М. Сужикова и другие, В связи с переживаемым кризисом делаются попытки разработки стллюв противостояния тому духовному кризису в обществе, свидетелями которого мы все являемся. В некоторых научных публикациях проводится мысль о том, что для успешного развития и консолидации нашего общества нужна общенациональная идея, которая бы соответствовала реалиям сегодняшнего дня и отвечала бы интересам
каждого каэахстанца.
Сложность и многоплановость исследуемой проблемы, наличие нерешенных и дискуссионных вопросов, объективная необходимость их научного осмысления и анализа предопределили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.
Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и научно-практических вопросов развития Казахстана как независимого государства в "переходный период, изучение механизма становления казахстанской государственности сквозь призму социально-экономической и духовной сфер казахстанского общества, эволюции капитализма за рубежом.
Основные задачи, вытекающие из цели исследования:
изучение основных положений теории, объективных закономерностей становления капиталистической системы западных и отечественных школ;
исследование развития кониепцни человека, основных прав человека, становления идеи государственности и правосознания в философской традиции с плохи Нового времени до наших дней;
.анализ и раскрытие существующих социальных проблем в казахстанском обществе;
выработка возможной методики 'оценки социальных угроз, имеющих место в обществе:
исследование основных возможных перспектив {развития Казахстана как независимого государства;
изучение Феномена "социального государства" в приложении к "казахстанской модели" развития.
Предметом исследование является процесс развития нашего государства в переходный период сквозь призму социально-экономической и политической ситуации в казахстанском еЛжсгве. мирового опыта развития.
Объектом исследования является развитие Казахстана в пере
ходный период, а также его социально-экономические и полип; ческие основы.'