Введение к работе
Актуальность текы обусловлена потребностями познания по-
тенциала общества з его глубинных, суцкостных отношениях. Методологические и теоретические- основания этой научной проолемь; принадлежат к числу фундаментальних вопросов социологии :: теории социализма. Кзученнэ источников, объективных условий и субъективные факторов, дзтеркинкруЕцік жизнеспособность социальной спстєї.21, всегда находилось в центре мировой социально-пели-тпчесней Ї.КСЛ.'!. О.Ксит, Г.Спенсер, Л.Уорд, Н.Бебор, 3.,ДирКГвйіі, ІІЛіозглессЕїЗІ, И.ШпггЙловгппЯ, ІЇ.ДанилевскиЯ, П.Сорокиї, А.Сєн-Сс:оя, П.йурьо, Р.Оусн, Л.Герцэп, В.БеяшсккЗ, Н. Чєрншевсгпй п другпэ видниз предсїйпктєлп оападноевропеПспоП и российской со-цпально-бі'лссобспоГ; и сзпкально-подптглсскоП теория пнесд::, '
КЗСІОТрЛ І''" ОГр~-ЇІГч5"П!05"Ь І МСТОДОДСГІЯЄСПОЙ бази, з&метикЗ
г'.:лад п г.огтгі:от.цу стгл ос:-:овсполага:аціте вопросов.
06i't? пр:гі5*2пі пгелодспаянл зтей проблеми ка дкадетіпго-їг-.терпалнсті^гспсП osreso представлены з трудах ІІ.Епряеа, 5. Енгельсі п В. П. Ленина, з потсры: дама примера научного екалп- . за состопк::.':.її Дїенаьеккн зконоіїікесхого, социального, псдігаиче-спего, духовного поїєнпкілов различкіле сбцественкі.х бор:. Енес-тє с те::, з ке теорогичосхс:* окислении классический карпепз" пе бил састрехокзи а от огеиеігтоз субъоптизкзий к утогоезка. Устрзлпв коре:шсЯ недостаток сзоігс предг.есгвекюжсз - ісесдксти-чосний подход п историк, - он сиг, к соїхялештз, но избегал ошибок в оценка:: гглзизслоссбностк конкретные общественны: устройств к процессов. Поэтому d нем, наряду со строго объективными оценками, есть неподтвердивзисся прогнозы относительно сроков, темпов и последствий привеса старого и возникновения, становления
нового социального качества1. Л
Предметом постоянного внимания в классическом марксизме всегда были проблемы идеологической сферы общества. Обоснование универсальных закономерностей, выявление противоречий и механизмов распада старых и развития новых духовно-идеологических систем, анализ их не только гносеологических и аксиологических, но и праксиологических функций имеет з марксистской литературе давние традиции. Однако, несмотря на это обстоятельство,разработка концепции идеологического потенциала общества актуальна и сегодня по ряду причин.
Зо-первых, основы марксистской концепции идеологической сферы общества нуждаются в творческом развитии, в новом осмыслении в контексте мирового опыта и современного социального знания, накопленного человечеством. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что многие кризисные ситуации в становлении нового общественного строя в существенной степени дзтермкнироваш недостаточной теоретической проработанностьп отой концепции и связанными с отиа политическими ошибками, проявляющимися как в недооценке жизнеспособности старого, таї: и в искусственном завышении потенциала нового общества. Это выдвигает эту научнуи проблему d ряд насущных вопросов социально-политической теории, обусловливает ее исключительно еееноо практическое значение.
Во-вторых, актуальность темы обусловлена потребность» развития нового взгляда на роль и значение идеолог::чзс::ого потенциала общества как фактора его Еганеобеспечєния и преодоления в с^ой связи концептуальных крайностей девдеологгааторскпх схем технократического сознания с одной стороны и вульгарно-доп/.атичесхого гклеркдеологизарства - с другой. Научное исследование сущности
I. Ленки З.И. Полн.собр.сеч. Т.І5. С.249.
идеологического потенциала позволяет познать объективные обцесо-циолопгческие, формациокнке и фазозые закономерности развития л функционирования идеологической сферы с точки зрения ее познавательных, социаяьно-оркентиругціх и срганизаторско-кобилкзируютюс потенция, реальных возможностей воздействия на динамику других сфер общественной г.иэни.
В-третьих, ватпность проблема определяется также те;.:, что необходимость сущностного обновления советского общества, ВКЛЮ-чаюдая в себя наряду с другіз.ш целями придание подлитого социалистического качества его идеологической сфере, актуализирует потребность в создании каде:пной концепции подхода и перехода к её новому состолнга. -
ганде, массовом сознании получают широкое распространение представления о кризисе-крахе социалистической идеи, полном исчерпании её гносеологического, аксиологического и праксиологического потенциала, усиливается стремление искать идейные альтернативы за пределами социалистического идеала. В этих условиях особое значение приобретает объективная оценка состояния классического теоретического наследия, реальных возможностей саморазвития марксистской методологии и теории, условий и механизмов восстановления её статуса как субъекта истории.
Методологической и теоретической основой исследования являются произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленкна, в которых содержатся актуальные и в современных условиях сущностные характеристики идеологической сферы, сформулированы основополагающие принципы исследования духовно-идеологических процессов, выявлены механизмы реализации потенциала социалистической идеологии.
Достоверность исследования основана также на использовании Еирокого круга различных научных источников. Ва-п-юз место принадлежит публикация;.! советских ученых, осуществивших в последний период научные проработки теоретических проблей экономического, трудового, научного, военного, социального, духовного потенциалов общества. Это работы Э.Горбунова, Б.Григорьева, А.Панкратова, Г.Сергеева, Л.Чюкова, Ы.Скарзинского, Й.Балаидина, А.Тязіова, .. Г.Доброва, В.Клименко, А.Смирнова, А.Савельева, Г.Вороновича, Л.Соханя, В.Овчинникова, И.Носовой, А.Лоснка, А.Надкшва, О.Сичи-екцы и других авторов.
5 работе использованы научные публикации марксистов других ет-ал, (иеицие отнесение к исследуемой проблеме. Это работы л.Гр=:.~к, Д.Лукача, Д. Тольятти, 2. Дгкло, Э.Еерлингуэра, Н.Марле, -..'.^.яова, Г.Стоичева, Н.Ирибадкакова, В.Иаллера, Е.Вятра, Д.Гыр-
'дева, Э.лаана, Е.Анчел и других..
Ванным источником язлеттся материалы науздо-теоретических и научно-практических конференций по вопросам духовной жизни, идеологической работы,' перестройки идеологической сферы, статистические данные, материалы периодической печати, данные опросов общественного І.МОНИЯ-
pa, которые создали пирокие -эвристические возможности для создания такой концепции. В их числе: принцип истинности идеологии как главного условия реализации ее потенциала, принцип соответствия идеологии социальным интересам ее носителя, принцип единства идеологии и пропаганды, теории и практики.
Вместе с тем, в освещении этой проблемы они не избегали оценок, отпеченных налетом утопизма и революционного романтизма. Известной однолинейностью и безальтернативностью отличаются некоторые ice прогнозы, связанные с характеристикой возможностей идейно-пскхологических факторов в реализации созидательных задач социальной революции, темпов формирования идеологического потенциала социалистического типа в тех или иных странах и т.д.
В работах 30-х - начала 50-х годов, посвященных различным аспектам развития духовной сферы советского общества, постепенно усиливалась,одерживая верх над объективным анализом, антинаучная линия. Она в конечном счете, привела к отказу от диалекткко-мате-риалистических воззрений на сущность'социалистических духовно-кдеплогических отнесений. Утверждение тоталитарной идеологии в качестве идеологической доминанты сопровождалось разрывом с творческим марксизмом, его методом, догыатизацкей отдельны:-: элементов социалистической доктрины и фронтальным теоретическим интервенционизмом со стороны идей, заимствованные ідеологами репина в консервативно-реакционных утопических проектах идейных и политически предшественников социально-политической теории.марксизма. Для '^идаальней политической идеологии этого периода характерны риту-ая;-.ко-!.:іііологические оценки сущности, состояния и динамики идеоло гичвекого потенциала советского общества,волантаристские рекомен-~л:-;-м пс его глобализации. С другой стороны, получили распространенно крайне упрощенные взгляды на идеологическую сферу буржуазно го ?v--rCTB=, далекие от науки яыводы о её необратимом и постоян-
ко углубляющемся кризисе.
Утвердившаяся в советском обцестге монополия тоталитарной идеологии и пропаганды с гкперболизирсванны.'. и практически неог-рзніяенньм пространством действия в течение десятилетий выступала в качестве предмета исследования официального отечественного идерлоговедения и неизменно трактовалась км как реально социалистическая. Любие сбои в ее функционировании объяснялись отставание;-! г.гояешія от білая, влиянием буржуазной идеологии и пропаганды или отдельной недостатка:-!!! в работе идеологических учреп-
ского строя. На основе этого несостоятельного с точки зрения со
циальной науки политического вывода сложившаяся доминантная иде
ологическая система рассматривалась как социалистическая в глав
ном и основном. Социально-политическая теория на атом этапе не
ставила вопроса о необходимости качественного преобразования су
ществующих идеологических отношения, не выдвигала задачи смены
моделей развития идеологической сферы. Более того, предприняв
первые попытки преодоления силового поля тоталитаризма, она не
сумела застраховаться от волюнтаристских, субъективистских оце
нок состояния и перспектив наращивания идеологической сферой со
циалистического качества, не избежала завышенных оценок идейно-
психологической готовности общества к слому бюрократических
структур, не преодолела до конца традиционного вульгарно-социоло
гического гиперидеологкзарстЕа. Во многих работах, того времени
получили псевдотеоретическое обоснование иллюзии "большого скач
ка" , утопические надежды на .массовый энтузиазм народа как долго
временный и стабильный фактор "коммунистического строительства"
в СССР. Одкшсо, з целом этот этап а развитии советского идеолого-
ведения следует считать плодотворным, а конструктканые*идеи,
сформулированные тогда, могут и долг/лы быть включены в современ
ный познавательны,, арсенал. .
"сферы общества. З отих работах теоретическая глубина и значимость марксистского полонення о революционно-преобразующей сущности социалистической идеологии упрощалась и превращалась в догму. По-суцеству не признавался диалектически противоречивый характер развития революционной тоории, не фиксировался и не анализировался се растущий разрыв с потребностями общества, практикой, с реалиями социальной действительности. Познавательней, аксиологический и праксиологический потенциал социалистической мысли, :.;е>:аш:е:.:ы его реализации не стали предаете:.: глубоких на-учніл: исследований. З отой связи в литературе получили скрекое распространение легковесные представления о функционирующей в СССР идеологической системе, доглинкровалн разного рода "доказательства" ее высокой зрелости, соцналнстгаесксй развитости. Сло-ипг-аяся з стране кдеолепгческая демшзнта отождествлялась с суднзетннмк характерлстіпсомп социализма.
истории, теории и проблемах -становления и развития идеологичес
кой сферы советского общества, И хотя часть их в трактовке от
дельных вопросов отличается некоторой торопливостью мысли и пуб
лицистической резкостью оценок, они, тем не менее, ВЫПОЛНЯЕТ
конструктивную функцию в познании объективной историк идеологиче
ской жизни в СССР и создании предпосылок для разработки целост
ней концепции идеологической сферы-нового общества. Это работы
Э.Баталова, А.Бутенко, А.Зотова, Ы.Капустнна, Н.КоэловоЛ, В.Мотя-
ыова, Б.Ракитского, Н.Симония, Б.Орепкна, А.Рубцова и других.
Однако сегодня продолжает оставаться судзстЕЭНним разрыв
мезду потребностями комплексного осмысления теоретических и прак
тических проблем становления, развития и использования идеологи
ческого потенциала социализма в быстро изменетцемся обдестве.
Более того, в условиях, когда реальностью становится усилизакзая- .
ся тенденция "деадеолопаация" общественна: отношений, происхо
дит определенное дистанционирозанио представителей социально-
политической теории от разработки проблем, связанны; с новым ви
дением идеологической сферы в псстпсрестроачкой подели социализ
ма, от исследования духовно-идеологичоскоЛ пробдємітіпи4 пзрохед- ,
ного периода. '
Для реализации поставленной цели представляется необходимым резить следующие основные задачи:
определить понятие потенциала общества, проанализировать его сущность, систему и структуру;
выявить сущность, определить систему, структуру и функции идеологического потенциала;
охарактеризовать систем идеологических потребностей общества, механизмы id: выявления, изучения и реализации;
исследовать систему противоречий идеологической сфери общества переходного типа как внутреннего источника ее развития;
определить основное условия социалистического обновления идеологической сфери советского общества, формирования и использования теоретгао-познавательного, социально-ориентирующего к социально-организующего потенциала социалистической идеологии.
Научная нопнзна работы. В представляємо:.: диссертационном [«следовании реализовал повій подход it анализу идеологической сфері,! общества з контексте' диалектики действительности и возможности и. их взаимопревращения п процессе развития. На основе разработанной в диссертации концепции идеологического потенциала проанализировали наиболее актуальнее теоретические и социально-политические ПрСбдеНН СОНКаЛНСТИЧесКОГО Обновления ІЇДЄОЛСГКЧЄС-
кеЯ сферы советского общества, показан внутренне противоречив}-?. характер стаго .процесса, заключающий з себа многообразие возмоп-нсстеЛ развития.
. Оспавине пнводц диссертации, обладающие научной новизной, заключается в следующем:
- Понятие потенциала общества становится гахзкэЯ категорией социз-
лопкесксЯ и соцнілмїо-полктнчзсксЯ теории марксизма. С.чо отра
жает диалектику действительности и позмзмнестн общественного
строя и :г: вза:?:опрегращек;:2. Потенциал общества как реаль-
ность - сложная динамическая- система,„основными подсистемами. которой являются сущностные объективные потребности общества, исторически сложившаяся система общественного производства во всем многообразии ее основных разновидностей, а таюке способность социальной системы, её субъектов реализовывать имеющиеся в ней реальные возможности. Выступая соответственно ыотиваци-онно-инициирущей, инструментальной и операционально-информационной подсистемами потенциала общества, они, в их органическом единстве, определяют кнзнеспособность общества, количест-Еекно-качественныэ характеристики его совокупной социальной силы, его готовность к реализации общественных целей и задач. - Категория "идеологический потенциал общества" характеризует как действительные, так и возможкостныэ аспекты идеологической системы, их диалектику. Идеологический потенциал как неотъемлемый элемент потенциала общества - сложное, богатее по содержании социально-историческое образование. Еыступая продуктом объективных идеологических потребностей общества, он находится
в органическом единстве с его экономическим, социальны! и поли-
кия и потребления идеологических ценностей к проявляется одновременно как крюке теореткко-методологкчееккй, управленческий и институциональный. Кдєктіфикация вдеологическей сферы этого общества как многоукладной" является основой для дифференциации качественно различных типов кризисного развития: кризиса-краха домінантного идеологического уклада тоталитаризма и кризиса развитая, перевиваемого идеологическим укладом социализма.
Практическая значимость -диссертационного исследования состоит в топ, что полученные результаты вносят определенный вклад в марксистскую социологи» и теорию современного социализма. Они дакт возможность по-новому оценить сложные и многоаспектные про-, блемы идеологической сферы общества, концентрируют внимание на механизмах ее обновления, прогнозируют её парадигмы. Основные положения диссертации могут быть использованы в последукик исследованиях прсблеш потенциала общества, закономерностей его идеологической жизни. Материалы и выводы диссертации будут полезны для разработки соответствующих разделов курсов социологии, политологии, теории современного социализма, в ксследовательс:-:ой деятельности научных организации и учревдений, оеніакшцікся проблемами духовной сферы. Конкретные рекомендации, сфоруул:іропаклкз в диссертации, представляв? интерес для партийных органов, государственных и общественных организаций, осуцестзлясцкс перестройку своей идеологической работы.. Материалы исследования кспю рекомендовать для сирокого использования з пропагандистских цеддх. В этой связи материалы диссертации погут быть использованы дляпуб- ' ликации в периодической печати, в передача радио и телевидения.
Аптобагмя иср-тскопаниг. Диссертация обсуждена и рс::с:.:зндо-вана к заці:те кафедрой социологии Нижегородского политехнического института, кафодрол социально-политкчзсг.оП теории Н;г:.ог-ородского госуниверситета і':.і.НЛІ.Лобачевского.
Основные положения диссертации опубликованы в монографии "Кг.еолопжсг.пл потенциал социализма" и п другие: научім; публикациях, об'а,їл< сб-іем кстссіл еоставЛ5;;;т 25 п.л.
Результаты і.'сследо^г-лпя дехладив.'ілпсь :>:; следу-'"',5- u.yjv:-—:
лософскгас чтениях колодах ученых. (Москва, 1965), Всесоюзной научной конференции" "Перестройка: теория, методология, практика" (Новосибирск, I9S3), Всесоюзной научной конференции "Проблем перестройки гааления и педологии" (Горький, 1988), на мзтпрегио-кальню: философских симпозиумах в г.Горьком (І9ЄЗ-І989 гг.), кг региональные конференциях в Чите (1934), Уфе (І9Є5), Уфе (1987), Горьком (T9S7), Саратове (1983), Костроме (1990), на республиканских совещаниях докторантов в Иоскве (1965), Ростове-на-Дону (I5S3), КуЛ&.гове (I9S9), на конференциях преподавателей научного ксуму;і:::;:.*% Вузов Вэдго-Зптского региона (І985-І9Б9).
Екгоды и рз::с::с:гіуЯі диссертации использовались в работе пдоолсг:ггес::сго отдела Нижегородского областного комитета КПСС, ІЬрзгсзеггого F2{ ІП7СС Н.тгзгорэдекс.Ч области, парткома объедшзния "Л^тсгсз", пг.рті'Зпіг: комитетов первичных партийных организаций її:г:::гго. ЬГсг?орг."л, сйтастнего общества "Знамкз", Университета пол:гг:г::'С:::л :г,:лт>тугі!.
Л"--"?""""-''-"'- ттерналц наїзди отражение в лекционньк и се-;.::г:ар;~т" с;;ї.тг:'.тї ::г.Т.здр:і социологии НТИ, в выступлениях автора П-рзд с.ітсл.гг'.п УН",з пропагандистской работе по линии общества "спапп:".
Стгуктуггг лнссоатаг^:и." работа состоит из введения, четырех разделов» заклйчення и списка использованных литературных источников,