Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современных условиях, когда в стране идет осмысление всех просчетов, ошибок, допущенных в прошлом, процесс формирования общественного мнения, мировоззрения Социального субъекта обусловлен изменениями, охватившими все сферы общественной жизни. В центре этих процессов -проблема развития нового мышления, переоценка ценностей, поиск путей оздоровления духовной жизни общества. Создание широкой гуманитарной культуры, отсутствие которой нередко порождает примитивное социальное мышление, отказ от технократизма, который игнорирует глубинную человеческую потребность в самореализации,созидании и творчестве, будут способствовать упрочению духовности нашего общества. Для этого необходимо перестроить общественное сознание, психологию, решительно отказаться от догм, сложившихся стереотипов мышления, ибо именно они являются одним из важнейших элементов механизма торможения прогресса нашего общества.
Утверждение принципов диалектико-мотериалистического мировоззрения возможно лишь в общем контексте развития духовной сферы общества. Следовательно, атеистическое воспитание и самовоспитание личности, требуя огромной духовной работы по'овладению :ировой и отечественной культурой, постоянному расширению знаний о мире и обществе, о роли и месте религии в обществе,' о причинах ее существования в современных условиях, обуславливает необходимость осознанной, научно-материалистической позиции личности.
Актуальность атеистического воспитания ощущается особенно сегодня, когда в нашу жизнь все шире входят понятия добра, милосердия, любви, сострадания, сочувствия и других общечеловеческих ценностей, когда мы стали нетерпимы к бездуховности, равнодушию, к утрате іфавственньїх идеалов. Исходя из понимания, что "атеизм есть гуманизм , что он "положителен" и "утвердителен" и "возвращает природе и человечеству то значение, то достоинство, которое отнял у них теизм", что он является неотъемлемым элемен-
-
Маркс К., Энгельс $. Соч.2-е изд. // Т.42. - С.169.
-
Фейербах 1. Иэбо.философ.произв. в 2-х тт. //Т.2. - Coo?..
том духовной культури, т.е., такого атеизма, который несет человеку истину, образованность, культуру, способствует его всестороннему и гармоничному развитию, нужно говорить о необходимости формирования атеистического общественного мнения.
Атеистическое воспитание и формирование атеистического общественного мнения в современных условиях утверждения свободы со-BeqTH, а с другой стороны, активизации церковной деятельности, нестабильности общества и отсюда оживления религиозности приобретает особую актуальность и носит не только теоретический, но и практический характер. В этих сложных условиях необходимо изменить ориентиры в атеистическом воспитании.
Главное в атеистической деятельности - это возвращение к общечеловеческим принципам взаимоотношения с религией, церковью, верующими, совместные усилия верующих и неверующих, атеистов в решении задач по изменению условий жизни, которые унижают человека, по созданию общественной атмосферы, способствующей выработке высоких духовно-нравственных качеств человека, возрождению веры в гуманистическое общество, изменение отношения к самому понятию "атеизм".
Решению перечисленных задач в немалой степени будет способствовать атеистическое общественное мнение. Особенность этого социального феномена заключается в том, что он, являясь своеобразным механизмом связи духовных начал человека с его практическими действиями, способен формировать атеистически направленные ценностные ориентации личности, стимулировать интеллектуальное развитие, повышать социальную активность людей, препятствовать воспроизводству религиозности.
Очевидна необходимость целенаправленной работы по формированию атеистического общественного мнения, успех которой зависит во многом от деятельности идеологических кадров, от осознания ими этой проблемы и готовности к этой работе. Действительность же показывает, что в условиях нового мышления большая часть кадров ни в психологическом, ни в мировоззренческом плане не подготовлена к этому. Отсюда становится ясной актуальность задачи подготовки кадров, способных вести атеистическое воспитание на уровне, отвечавшем требованиям времени.
Дальнейшая разработка теоретических и практических проблем общественного мнения по вопросам атеизма и религии, атеистического общественного мнения является одним из важных направлений развитіщ науки об обществе в современных условиях.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию общественного мнения, его сущности, структуры, функций, роли посвящены работы многих советских и зарубежных исследователей. В трудах Л.С.Байдака, Д.Ганчева (НРБ), М.К.Горшкова, Л.И.Горячевой,. Б.А.Грушина, Б.А.Ерунова, Т.М.Джафарли, М.Х.Игитханяна, В.С.Ко-робейникова, В.К. Падерина, Р.А.Сафарова, А.А.Тарасенко, И.И. Удовенко, А.К. Уледова и др. разработаны теоретические и методологические основы изучения общественного мнения как социально-психологического явления.
Заметную роль в изучении общественного мнения сыграл Институт общественного мнения, созданный в начале 60-х годов при редакции газеты "Комсомольская правда". Вашым шагом в выработке наиболее совершенной системы его изучения на всех уровнях (местном, региональном, отраслевом, центральном) явилась организация в конце 80-х Всесоюзного центра изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам при ВЦСПС и Госкомтруде СССР.
В научной литературе общепринятым является определение общественного мнения как одного из способов существования и проявления массового сознания, в котором выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы. Мы присоединяемся к позиции большинства исследователей, считающих, что общественное мнение, формируясь по вопросам, требующим, как правило, своего практического разрешения, является своеобразным механизмом связи различного рода духовных образований с практическими действиями, звеном перехода от осознания к практической деятельности. Предметом оценки могут быть и явления, относящиеся к религиозной сфере, атеистическому воспитанию в той мере, в какой они затрагивают интересы общества в целом или отдельных социальных групп.
Развертывание социологических исследований в сфере религии и атеизма и описание их результатов выявили необходимость уточнения и дальнейшей разработки понятийного аппарата. Мы разделяем точку зрения, что назрела необходимость более четкого разграничения понятий: "общественное мнение по вопросам религии и атеизма" и "состояние религиозности и атеизма".
I. Философский словарь // М. - 1987. - С.332.
Проблемы общественного мнения по вопросам религии и атеизма стали предметом специального анализа лишь в ряде научных работ , которые не снимают необходимости дальнейшей теоретической разработки проблем атеистического общественного мнения с точки зрения новых аспектов, рожденных новой исторической и социальной ситуацией.
В современной литературе по данной проблеме имеется ряд стереотипов. Большинство исследователей исходило из ошибочного тезиса о советском обществе как обществе массового атеизма, в котором уже господствует научно-материалистическое мировоззрение. Диссертант считает, что атеистическое общественное мнение в нашем обществе если и существует, то только на уровне оценочного суждения, но не как реальная общественная сила, способная оказать воздействие на личность.
І. Аверичев Е.П. Особенности формирования и функционирования атеистически ориентированного общественного мнения на селе. - Автореферат дисс. .канд.филос.наук. - М. - 1987; Гудыма А.Н., Григорьев И.М. Атеистическое общественное мнение и особенности индивидуальной работы с верующими. См. в кн.: Конкретно, творчески, эффективно // М. - 1986; Данилов Д.Г., Кобецкий В.Д. Общественное мнение и научно-атеистическая пропаганда //Л. -1976; Каратаев А.А. Атеистическое общественное мнение и его роль в преодолении религиозности. Автореферат дисс...канд.филос.наук // М. - 1978; Кобецкий В.Д. Социалистическое изучение религии и атеизма //Л. - 1978; его же. Изучение атеистического общественного мнения в трудовых коллективах // Ji. - 1984; Мухатов Т.Д. Общественное мнение как фактор атеистического воспитания: методологические и практические проблемы. Автореферат дисс. .канд.филос.наук // М. - 1987; Научный атеизм и общественное мнение // М.: Акад.обществен.наук при ЦК КПСС. Ин-т научн.атеизма. - 1987; Пициль и.С. Сущность атеистического общественного мнения и факторы его формирования в условиях социалистического села. Автореферат дисс. .канд.филос.наук // Киев. - 1982; Радченко В.А. Место и роль общественного мнения в преодолении религиозных пережитков. Автореферат дисс...канд. филоснаук // Киев. - 1975; Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции // М. - 1970;
Савченко Л.В. Роль периодической печати в формировании атеистически ориентированного общественного мнения. Автореферат дисс. ..канд.филоснаук. // М. - 1987; Серая Н.С. Условия и факторы формирования и особенности функционирования атеистического мнения в промышленных трудовых коллективах. Автореферат дисс... канд.филос.наук.// Киев. - 1986; Соловьёв B.C., Хлебников Е.А. Формирование атеистического общественного мнения. В кн.: "Атеистическая работа на селе" // М. - 1987.
Другой стереотип - рассмотрение атеизма как антирелигии, а. не как мировоззренческую ориентацию личности.
Недостаточно в литературе освещены функции общественного мнения по вопросам религии и атеизма в современных условиях. Требует своего разрешения проблема совершенствования мировоззренческого воспитания, определение в нем места и роли атеистического воспитания. Необходимо выявить и рассмотреть факторы, препятствующие перестройке атеистической работы, вскрыть причины сохранения и воспроизводства религиозности в современных условиях.
Обойдены вниманием также вопросы зависимости эффективности формирования атеистического общественного мнения от степени атеистической зрелости, убежденности, выработанного атеистического поведения уидеологического актива.
Учитывая, что атеистическое общественное мнение еще не приобрело необходимой зрелости и активности в борьбе с религиозностью, по действенности уступает религиозному мнению, необходимо рассмотреть причины, сдерживающие его формирование. Очень важным представляется рассмотрение форм и методов воздействия религиозного и атеистического общественного мнения не только на личность верующего, но и на неверующих, особенно индифферентных.
Исходя из актуальности и недостаточной разработанности указанного круга вопросов, соискатель определил их в качестве предмета своего диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования: - раскрыть особенности атеистического общественного мнения как своеобразного механизма связи духовных начал человека с его практическими действиями; - определить место и роль атеистического общественного мнения в формировании мировоззрения, духовного мира личности; - исследовать направления дальнейшего совершенствования атеистического воспитания.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
на основе материалов конкретно-социологических исследований осуществить анализ степени зрелости атеистического сознания интеллигенции, идеологического актива, способности проводить атеистическое воспитание с учетом требований времени;
рассматривая атеистическое воспитание в общем контексте развития духовной сферы общества, уточнить его цели и задачи с учетом современных реалий;
определить факторы, способствующие поддержанию религиоз-
5"
ности, воспроизводству ее в новых поколениях и тормозящие процесс формирования атеистического общественного мнения;
- рассмотреть принципы формирования атеистического обществен
ного мнения и их реализации в деятельности социальных институ
тов (в частности, семьи, детских дошкольных учреждений, школы);
- определить роль личностного фактора в процессе формиро
вания атеистического общественного мнения.
Методологическая основа и источники исследования.Основой решения поставленных задач являлась марксистско-ленинская теория общественного развития, в том числе по вопросам общественного сознания, формирования мировоззрения, атеистического воспитания. В диссертации использованы методологические положения следующих работ: К.Маркса "Немецкая идеология", "К еврейскому вопросу"; письма Ф.Энгельса об историческом материализме; В.И.Ленина "Социализм и религия", "О значении воинствующего материализма", "Беседа с защитниками экономизма", "Письма Горькому", а также Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, Г.В.Плеханова и др.
В диссертации использованы в качестве эмпирической базы материалы конкретно-социологических исследований, в том числе исследования НИИ ВКШ при ЦК ВЛКСМ, Волго-Вятского регионального центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ), социологической лаборатории Горьковского государственного университета им.Н.И.Лобачевского, а также исследования, проведенные в различных регионах страны. В значительной мере работа выполнена на материалах социологических исследований, проведенных автором в г.Горьком, личных его наблюдений за отправлением религиозного культа членами горьковской общины евангельских христиан-баптистов (ЕХВ).
В существенной части выводы основаны на критическом рассмотрении современной религиозной периодики, в том числе нового еженедельника патриархии "Московский Церковный вестник", религиозной литературы.
Эмпирическая основа работы. Диссертантом и при его участии с 1982 по 1984 гг. было проведено ряд исследований по выявлению состояния атеистического сознания различных категорий населения: учащаяся и работающая молодёжь, работники промышленных предприятий и учреждений, учебных заведений (всего исследованием было охвачено 1554 человека). Основной же эмпирической базой диссер-
тации было конкретно-социологическое исследование, объектом которого явились идеологические работники (опрошено 1078 человек), характеристики которых адекватно отражали весь состав идеологического актива Московского района г.Горького. Инструментарий исследования был разработан автором, им же проведено само исследование в I9B5-I986 гг., с повторным опросом по сжатой выборке в 1989 г.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
впервые дан критический анализ состояния атеистического сознания отдельных отрядов интеллигенции, идеологических работников;
сделана попытка показать особенности проявления религиозного общественного мнения и его воздействие на сознание личности;
элементы новизны внесены в определение места и роли детских дошкольных учреждений как социального института в системе мировоззренческого воспитания; - осуществлена попытка на новой основе раскрыть процесс формирования атеистического общественного мнения и выявить факторы, тормозящие этот процесс; - выявлена роль личностного фактора в процессе формирования атеистического общественного мнения.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что её основные положения и выводы могут быть использованы в работе по формированию атеистического обіцественного мнения, применены в педагогической деятельности в детских дошкольных учреждениях и школах, в пропаганде атеистических знаний по линии районного общества "Знание", а также послужили теоретико-методологической базой при апробации двухгодичного курса в системе школьного политического просвещения "Теория, методика и практика атеистического воспитания в школе".
социологического исследования может послужить также основой более фундаментального исследования по определению уровня мировоззренческой зрелости интеллигенции, всех работников, непосредственно занимающихся воспитанием населения.
Апробация работы. Основные положения работы изложены автором на ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ГГУ им.Н.И.Лобачевского (1987, 1988, І9В9, 1990 гг.); на Региональной научно-практической конференции (июнь 1969 г. г.Чебоксары). Отдельные выводы диссертационной работы, результаты исследования выносились на совещания
идеологического актива, использовались на семинарских занятиях в университете марксизма-ленинизма при Горьковском ОК КПСС.