Введение к работе
Актуальность теш лисоепташш в первую очередь определяется необходимостью научной разработки теоретических вопросов социалистического общества и задачами его интеллектуального и духовного возрождения. На этом же акцентировал свое внимание и ХХУШ съезд КПСС, где подчеркнуто, что общество не продвинется вперед по пути обновления, " ... если мы отвлечемся от присущего ей существенного противоречия... Ваяно постичь заложенную здесь диалектику".
В современных условиях, когда наше общество переживает глубокий социально-экономический кризис, исследование проблей и противоречий духовной жизни требует НОВЫХ ПОДХОДОІІ. В частности, в процессе утверждения плюрализма мнений и развития многообразных форм культурной жизни классов и различных социальных слоев становится значимым исследование противоречия общего и особенного. При зтом следует исходить из того, что этот процесс включает в себя не только взаимоисключение, но и взаимопроникновение и существенное Бзаимообогащанио.На наш взгляд, такой анализ крайне важен сейчас, когда сбщест-веішо-полптнческая ситуация в стране требует консолидации всех прогрессиншх общественных сил - наций, классов, социальных групп и слоев, включая аграрный и промышленный отряды рабочего класса.
В свою очередь, исследование диалектики общего и особенного в духовном облике классов и социальных слоев создает возможность учета приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми интересами.
Таким образом, актуальность проблемы определяется, во-первых, необходимостью дифференцированного исследования духовного облика внутриклассовых отрядов рабочего класса в
1.0м.: К гуманному, демократическому социализму/Программное
заявление ХХУШ съезда КПСС / Правда, 1990,15 июля.С.1-3. 2. Горбачев М,0. Идти дальше путем перестройгаї. Политический
отчет Центрального Комитета КПСС ХХУШ съе~цу КПСС и задачи
партии / Правда, 1990, 3 июля. С.2.
ч <
_ 4 _
условиях утверждения многообразия форм собственности и ста-ЫОВЛ01ШО рыночных отношений в нашей стране; во-вторых, необходимостью активизации 'человеческого фактора в процессе перестроит: духовной ЖИЗІШ общества, выявление механизма торможения, преодоление отчужденности человека от духовных цешюстей; в-третьих, неотлог&юстью задач гармонизации отно-шоїшй города и села в условиях перехода к ношм формам экономических отношений.
Практика всех социалышх революций, в том числе перестройки как ее особой форш, убедительно показывает, что без перелома в общественном сознании, без изменения мышления людей нельзя добиться качественного обновления общества. Понять диалектику этого процесса, выявить устойчивые проявляющиеся тенденции в духошом облике классов и социалышх групп общества возможно лишь при познании противоречий, ибо "диалектика, - писал В.И.Ленин, - есть изучение противоречия в самой оущности предметов".
Уровень ТОордтилеской, разработанности проблеми. Проблема противоречий как источник и социального, и духовного прогресса общества являлась предметом многочисленных наследований.
Вопросам социальных противоречий уделено большое внимание в работах А.А.Авмросова, Ы.С.Аженова, Ьі.Н.їуткевича, О.Н.Трубицпна, B.C.Семенова, С.А.Свнявского,.Ц.А.Степаняна, Н.А.Аитова, Л.А.Гордона, А.К.Назимовой и др. в связи с исследованием процессов, происходящих во внутриклассовых отрядов рабочего класса.
Веоомый вклад в исследование различных аспектов духовного облика классов и отдельных социальных груш нашего общества внесли ученые Таджикистана.Отдельные вопросы духов-
-
Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.29. С.227.
-
Обзор литературы см.: Бородкин В.В. Проблемы противоречия в материалистической диалектике/ I.U,I982.-C.I7I-IB3. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки / Вопросы философии, 1987. J53. С.13.
-
Рахимов А. Комплексное развитие деревни в условиях совершенствования социализма.-Душанбе,I9B7; Шарилов И. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане. - Душанбе:Докш, 1983: Іафарова М.К. Еенщины Советского Востока.-ДушанбегИр&он, 1987; Хуморов Д.М. Соотношение общего и особенного в формировании духовного облика рабочего класса. Автореф.дасс. па соиск. канд.филосф.наук.-Душанбе, 1985 и др.
ного облика и социально-политической активности аграрных рабочих рассматріваготся в работах Л.Б.Дэугаева, А.Утамурадова, И.И.Егорова и др.
Близки к исследуемой нами проблеме работы Т.Туйчнева, Х.Пулодова, главным образом ориентированные на изучение социального положения аграрного отряда рабочего класса.
Следует отметить также заслуги исследователей в разработке каторіального аппарата теорій научного социализма.Такие понятия как "духовный мир", "духовный облик", "индивидуальное сознание" и др., исследовались в связи с результатам! социологических исследований.
Вместе с тем, отдав должное заслугам указанных авторов, следует подчеркнуть, что исследование этой проблемы нельзя считать исчерпанным. Во-первых,г. круг рассмотренных вопросов в этих работах не входило изучение механизма взаимодействия и взаимообогащения общего и особенного в духовной жизни аграрного и промышленного отрядов рабочего класса; во-вторых, не определены задачи борьбы за духовное и нравственное возрождение общественной жизни. Указанные проблемы перестройки требуют качественно нового теоретического осмысления.
Эти и ряд других проблем, требующих теоретического и практического ос;.шсления, обусловили выбор данной темы в качестве диссертационного исследования.
-
Дзугаев Л.Б. Тенденции развития аграрного отряда рабочего класса под воздействием агропромышленной интеграции. Диссертация. -!Д., 1985; Утамуродов А. Влиянио агропромышленной интеграции на рост культурно-технического уровня аграрного отряда рабочего класса. Диссертация. -Ташкент, 1986; Егоров И.И. Совершенствование социально-профессиональной струкїурн и облика аграрных рабочих физического труда.Диссертация. -М., 1984.
-
Пулодов X. Развитие села и становление социальной однородности советского общества /на тада. яз./ - Дугзнбе: Ирфон, 1985; Туйчиев Т. Аграрный отряд рабочего класса
./натадж. яз./ - Душанбе:Ирфон, 1982.
3. См. напр.: Акопов М.А. Духовный мир советского человека.-
Киев: Бъпца школа, 1985; Бабосев Е.М. Духовный мир совет
ского человека. -Минск, 1983; Духовный мир социалистичес
кого производственного коллектива.- Фрунзг, 1985; Духов
ная сфера социалистического общества. -М.:Мысль,1987; Ду
ховный мир советского рабочего. -М.,1972: Духовный мир
социалистического общества. -U.:Наука, 1977; НТР и фор
мирование духовного облика советского табочего. - Киев.
1982 и др.
1 I
- б -
Поль п задачи исследования. На осново даффереіщированно-го исследования духовного облиіса внутриклассовых отрядов рабочего класса Таджикистана, выявить существующие противоречия и определить пути их преодоления. В соотвотствии с главной целью в исследовании решается ряд конкретных и взаимосвязан-ішх задач, среди которых выделим следующие:
изучить специфические формы проявления противоречия общего и особенного в духовном облике аграрного и промышленного отрядов рабочого класса в условиях формирования новых экономических отношений;
определить пути разрешения противоречий общего и особенного в духовном облике аграрного и промышленного отрядов рабочого класса в условиях Таджикистана;
рассмотреть демократизацию общества как важный фактор процооса перестроШсн, ускоренного преодоления отчужденности челоБОка от духовных ценностей;
исследовать ноше аспекты соотношения объективного и субъективного в процессе преодоления противоречий духовного облика отрядов рабочого класса Таджикистана в процессе переотройки общественных отношений;
изучить механизмы взапмообогащения и взаимопроникновения общего и особошюго в условиях обновления нашего общества;
проанализировать диалектику общего и особенного в образе жизни аграрного и промышленного отрядов рабочего класса в условиях возрождения прогрессивных традиций и обычаев в культурной жизни города и: деревни. .
Научная цовпзна работы заключается в том, что впервые в советской социально-философской литературе:
выявляется теоретическая и методологическая ошибочность искусственного нивелирования процесса сближения духовного облика классов и социальных групп общества;
анализируется и конкретизируется духовный мир рабочего класса в условиях развития социалистической демократии, утверждения плюрализма мнений.
Следовательно» сформулированные выводы, по.нашему мнению, позволяют, во-первых, глубже раскрыть диалектику обновления духовного облика аграрного и промышленного отрядов рабочего класса в условиях утверждения социалистического плюралнзга; во-вторых, выработать механизмы преодоления отчужденности ра-
_ 7 -
бочих от духовных ценностей в условиях республики, имеющей специфическую социально-экономическую, культурно-демографи-ческую ситуацію.
Методологической и теоретической основой работы, явились труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Прі анализо изучаомой проблемы автор опирался на труда советских социологов и философов, посвпщешшв вопросам теорш научного социализма, а также проделал критический разбор материалов периодической печати.
Фактическим материалом послужили статистические данные Госкомстата СССР, Таджикской ССР, а также результаты конкретно-социологического исследования, проведенного автором в 1987-1988 гг. В исслодовшши использована десятипроцентная выборка. Анкетному опросу были подвергнуты аграрные и промышленные рабочие.ряд хозяйств АПК республики, в общем количестве 2000 человек.
Практическое значение диссертации состоит в том, что основные ее положения и выводы могут быть использованы в лекционном курсе по теории научного социализма.
Некоторые разделы диссертации уже используются кафедрой философии и теории научного социализма душанбинского госпединститута им. Т.Г.Шевченко. Матеріали диссертации могут найти применение в практической деятельности лекторов и пропагандистов.
Результаты и вывода диссертационного исследования могут послужить исходной базой для дальнейших исследований духовного облика внутриклассовых отрядов рабочего класса.
Аггробапия таботн. Основные положения диссертации отражены в докладах на ежегодных общеинститутских научно-теоретических конференциях 1986-1990 гг., а также на Республиканских научно—практических конференциях молодых ученых и специалистов Таджикистана (1989-1990 гг..гг.Душанбе, Лонинабад),
Структура таботы. Диссертациошюе исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной ли*-тературы.