Введение к работе
Актуальность темы исследования. Необходимость гыхода из кризисного состояния, приведение социально-духовной практики страны к общечеловеческим нормам и ценностям предполагает эффективный поиск новых путей демократизации духовной сферы общества, раскрытие творческого потенциала личности. Переотроііка поставила человека в центр общественного развития, обеспечивая возможности его всестороннего развития и духовного расцвета.
В современных условиях не только создаются реальные предпосылки реализации этих- возможностей, но и возрастают требования к социальным качествам личности, одним из которых является ее художественная культура.
Негативные тенденции, вызвавшие застой в общественной жизни страны, деформировали развитие художественного процесса е обществе. Только в условиях последовательной и углубленной демократизации создаются реальные условия для возрождения художественной культуры на базе общечеловеческих ценностей. Демократизация художественной культуры, интенсивность ее развития, вызывают к иизни новые явления,отражающие диалектическую взаимосвязь общечеловеческих ценностей, национальной специфики с социально-классовыми интересами.
Особую актуальность приобретает формирование художественной культуры у молодежи, ибо молодежь оказалась в состоянии отчуждения от культуры сильнее, чем другие слои общества. В общем ряду социальных пройдем, проблема "молодежь и культура" всегда актуальна, но в условиях революционной.перестройки она имеет особое значение. Отчуждение от культуры привело к тому, что на фоне преодоления глубоких деформаций в социалиотичеоком обществе продолжали нарастать негативные тенденции десоциализмизации, биосоциальной деградации и дегу-манизацш.в молодежной среде. И как следствие - рост пьянства, антикультурных явлений, распространение наркомании, увеличение' преступности..
Осознание важности и неотложности решения этих задач привело к изменению отношения к проблемам молодежи в стране. Обсуждение в Бер-
I. Горбачев М.С. Идти вместе дорогой перестройки,- Прагла. - 1990. -II апреля.
ховном Соеєтє СССР законопроекта "Об общих началах государственной молодежной политики" является первым реальным шагом в выработке целостной концепции, создании условий и стимулов для реализации творческого потенциала молодежи, преодоления явлений потребительства, бездуховности и деформации идеалов.
Будущее страны будет определять молодежь и важнейшим звеном в ее подготовке и воспитании является высшая школа. Однако, сложившаяся система Еыошего образования не удовлетворяет требованиям духовного обновления всех сфер общественной жизни.
Практическое осуществление концепций перестройки поставило перед высшей школой новые задачи, требующие обновления содержания образования, критической переоценки сложившейся вузовской системы подготовки кадров высшей квалификации. Реализация перестроечных принципов в высшей школе есє больше актуализирует значение художественной культуры как важного принципа гуманизации и гуманитаризации образования, развития духоеного мира личности и ее общей культуры.
Важность практических задач определяет актуальность теоретических исследований художественной культуры студенческой молодежи,тем более, что до недавнего времени, многие научные работы по этой проблеме носили подчас общетеоретический неконкретный, абстрактный характер, игнорировали необходимость рассмотрения процесса формирова- . ния художественной культуры будущих специалистов в динамике, в реальных противоречиях художественной жизни общества.
Это и определяет актуальность исследования как в теоретическом, так и практическом отношениях. В обоих направлениях она выходит к конкретным вопросам выработки принципов формирования художественной культуры будущих специалистов, углублению представлений о современных тенденциях развития личности.
Степень разработанности проблемы. До конца 80-х годов в научных разработках полностью так и не были определены те факторы,которые влияют на становление художественной культуры студенчества. Практически нет работ, где личность студента-рассматривалась бы в тесной взаимосвязи с процессами, происходящими в художественной жизни общества.
Теоретические проблемы художественной культуры как самостоя-' тельного феномена основательно разработаны советскими учеными. В первую очередь здесь можно выделить работы Ю.Я.Барабаша, Ю.Б.Борева, Э.Ф.Володина, А.Я.Зися, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, О.В.Лармина,
Ю.А.Лукина, Ю.В.Петрова, У.Ф.Суна, Ю.А.Фохт-Бабушкина и многих других.
Конкретные социологические исследования художественной культуры достаточно -широко представлены в работах Ю.Н.Давыдова, Г.Г.Дада-мяна, Д.Б.Дондурея, Л.Н.Когана, Л.И.Ноеожилоеой, С.Н.Плотникова, А.Н.Сохора, А.Н.Семашко, ВіС.Цукермана и других.
Несмотря на наличие обширной литературы в этой области, пока еще остро ощущается недостаток научных разработок инновационно-созидательного характера в контексте молодежных- студенческих проблем, отвечающих духу обновления социализма, демократизации всех сфер художественной культуры.
Обращение к литературе свидетельствует, что студенческая проблематика навша широкое освещение е работах Б.Г.Ананьева, Б.П.Богдановой, Л.П.БуеЕой, А.В.ДмитриеЕа, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, С.М.Ольхоеского, П.И.Пасько, А.Н.Руткеви-ча, А.Н.Семашко и других.
Отметим ряд исследователей, которые енєсли ьесомый еклэд в разработку вопросов худокэствзнного воспитания: это исследования Э.А.Абдуллина, А.И.Бурова, Л.А.ВолоЕИча, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана, И.А .Константинова, Н.Л'.ДэйзароЕа, Д.П.Павловой, А.Н.Сохора и других.
В большинстве рабо'т, исследователи,' рассматривающие факторы становления художественной культуры студенчества, делают упор на условия формирования их в вузе, игнорируя другие элементы этой системы. Обзор имеющихся материалов по проблеме исследования дозволяет констатировать, что анализ особенностей формирования художественной культуры студенчества не получил достаточного освещения е научной литературе. Сложилась явная диспропорция между огромным эмпирическим материалом и его общетеоретическим, философским осмыслением. Современное состояние разработки проблемы определило цели, задачи и структуру 'исследования.
Цель и задачи исследования. На основе анализа художественной культуры общества на современном этапе развития еыяеить доминирующие факторы, определяющие специфику формирования художественной культуры студенческой молодежи.
Реализация этой -цели предполагает постановку и решение следующих задач: - определить специфику и сущность художестЕенной культуры, ее Езаи-
- 4 -::одойстгд;е с ,,р.:г:_.::: злзлонїа;.іи систзлк культура;
раскрыть ослоглг:е тзлделцлп демократизации художественной культурі'. .: coLpe;.:c::;iO.: соллокультурлой ситуации;
рассмотреть па;оиин::е студенчества ь политической системе социалистического об^еетіа;
ьиявгть [отчі':р-;.х^;: ^ктор::, олрёделял^е особенности формирования художественной ї^льтур:: студенческой молодежи;
проанализировать осноыгле противоречия, трудности и рычаги тормозе кия е процессе художественного ьосгштания е гілсшей вколе;
изучить реальное состояние художественной культуры студенчества и обосновать /применительно к задачам перестройки/ более эффективные пут::, методі: и форж ее формирования.
Теоретическое к :іетодолог::чаояой осноеой исследования явилось идейно-теоретическое наследие г-ыдавдихся .утолителей, чьи исследования по-праЕу счлтаютсл достоалием человеческой цивилизации, оцениваются кап общечеловеческие ценности. В разработке и решении постзе-леннкх задач важное значение имели содержащиеся е документах ХХУШ съезда партии к Пленумов ЦК КПСС, материалах СъездоЕ народных депутатов оценки и выводы о возрастающей роли художественной культуры е современных условиях, о формировании творческой личности, о гуманизации и гуманитаризации системі: образования.
В диссертации использоезлись работы советских философов,социологов, педагогов, исследователей в области худоаестаенного Боепитания, материала научных конференций, периодической печати.
Научная новизна работи состоит е том, что в ней выявлены особенности ^орлироьания художественной культуры студенческой молодежи е условиях перестройки. Основываясь на изучении жизненных реа-ліііі и конкретных противоречий социальной практики, в исследовании предпринята попытка отойти от тенденциозно-приукрашенного подхода к процессам Нормирования художественной культуры студенчества.Но-Еизна работы определяется и тем, что е диссертации:
- на основе сущностных характеристик современной социокультурной
ситуации, сделана попытка выявить тенденции демократизации худо
жественной культуры;
>- студенчество рассматривается не только как неотъемлемая составная часть политической структуры общества, но и как специфический субъект художественной деятельности;
- на осноеє. анализа доминирующих факторов определены особенности
-5'-
формирования художественной культуры студенческбй молодежи;
вскрыты противоречия,трудности и рычаги.торможения в процессе художественного воспитания в высшей школе; - .
введен в.научный обиход новый социологический.материал, который позволяет- выявить особенности процесса формирования художественной культуры студенчества вконкретных условиях, высказаны рекомендации по его совершенствованию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и.выводы.диссертация могут быть привлечены для дальнейшей разработки проблемы развития художественной культуры студенческой молодежи. Материалы работы представляют практический интерес с точки зрения возможности их использования'в учебно-педагогическом и воспитательном процессе в вузе. Положения исследования могут также быть использованы в лекционной и просветительской деятельности.
Апробация работы. Содержание и основные выводы работы излагались автором на секционных заседаниях УТ /I9S8 г./ и УП /1989 г./ Республиканской школы молодых философов в г.Алма-Ате, в выступлениях на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Чимкентского'педагогического института культуры.
Выводы работы были-положены в основу учебного курса /до выбору/ "ХудокаоБвенная культура молодого специалиста" для-студентов библиотечного факультета Чимкентского педагогического института культуры. Методические рекомендации по проблеме исследования внедрены в работу Чимкентской областной организации общества ГЗнание"
Структура и объем диссертации. Цели и задачи, решаемые в диссертации определили структуру работы. Диссертация /136 страниц основного текста/ состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы /234 названия/.