Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Концептуальные основы формирования российской правовой доктрины 15
1. Состояние проблемы правовой доктрины в современной российской юридической науке 15
2. Правовая доктрина: понятие и функциональное значение (теоретико-концептуальный анализ) 42
ГЛАВА 2. Имплементация правовых традиций в правовой доктрине российского государства 66
1. Интеллектуальные традиции российской правовой доктрины как культурно-правового феномена 66
2. Естественно-правовые и нормативно-позитивистские традиции российской правовой доктрины 90
3. Либерально-юридическая традиция современного российского права 114
ГЛАВА 3. Ценности и приоритеты правовой политики по формированию правовой доктрины современной России 136
Заключение 170
Библиографический список литературы 174
- Состояние проблемы правовой доктрины в современной российской юридической науке
- Правовая доктрина: понятие и функциональное значение (теоретико-концептуальный анализ)
- Интеллектуальные традиции российской правовой доктрины как культурно-правового феномена
- Ценности и приоритеты правовой политики по формированию правовой доктрины современной России
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В настоящее время в процессе модернизационных трансформаций, связанных с изменениями идеалов и приоритетов государственно-правового развития, отечественная юридическая наука переживает период своего обновления и самоопределения. В этих условиях вопросы о дальнейших путях развития российской государственности, способах эффективного управления обществом в новых условиях, о самой будущности российской государственности и российской правовой системы становятся для юриспруденции особенно актуальными. Освобождаясь от прежних теоретических догм и упрощенных подходов к определению сущности социально-правовых явлений, современная юридическая наука выходит на принципиально новые рубежи постижения своего предмета, определяя, тем самым, и новые ориентиры исследований, нацеленных на поиск наиболее оптимальных моделей развития российской правовой системы pi российской государственности.
История России с ее приливами реформ и контрреформ не раз испытывала влияние различных правовых доктрин. Реформы Екатерины Великой и М.М. Сперанского несли в себе явную печать влияния законодательства, правовой культуры и ценностей западноевропейской цивилизации, прежде всего, просветительской мысли 18-го века (Монтескье, Вольтера, Беккариа и др.), а также утилитаризма Бентама.1 Заимствование западных образцов было сильным и в реформах 60-х годов IX века. Напротив, консервативная политика при императоре Николае 1 ослабила это влияние и привела к утверждению в российском правовом пространстве позитивной доктрины права, к отказу от масштабных
1 См.: Международные нормативы на российской почве (доклад независимой группы экспертов). М., 2007
изменений в праве, а вместо реформ - к нормативизации порядка уже существующего (Свод и Полное собрание законов Российской Империи). Аналогичные тенденции прослеживались и в советское время.
Современная действительность убеждает нас в том, что переосмысление многих представлений о закономерностях и сущности социально-духовного и политико-правого бытия становится неизбежным. Новое научное мышление развивается на основе качественно новых познавательных парадигм. Сложившиеся ранее познавательные и идейные доктрины, вполне справлявшиеся с осмыслением недавнего прошлого, в настоящем уже не могут представить на соответствующем уровне функционирование и развитие современного российского общества.
В связи с этим в настоящее время представляется особенно актуальным для российской правовой системы найти новую идейную основу, которая воплотится в соответствующей правовой доктрине и которая, тем самым, позволит реализовать в практической плоскости институты и механизмы, в соответствии с общезначимыми ценностями и политико-правовыми идеалами, а также же будет способствовать созданию условий для формирования в России правового государства, эффективной правотворческой и правореализационной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическое
исследование проблемы правовой доктрины как составляющей российской
правовой системы, предполагает осмысление идей, концепций научных
взглядов ученых-теоретиков и ученых, исследующих данное явление с
точки зрения о'фаслевых позиций. В этом плане общая теория государства
и права располагает определенным арсеналом идей, положений и вполне
устоявшихся категорий, имеющих фундаментальное значение для
исследования избранной темы. В этой связи следует отметить, что
значительную роль в создании концепции правовой доктрины сыграли
фундаментальные общетеоретические труды отечественных и
зарубежных авторов, ставшие теоретической основой настоящего
диссертационного исследования. В ходе выполнения диссертационного
исследования были привлечены работы видных отечественных теоретиков
права: С.С. Алексеева, П.П. Баранова, А.Б. Вснгерова, В.И. Гоймана, Н.Л.
Гранат, В.П. Казимирчука, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, Н.М.
Кейзерова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, А.Ю. Мордовцева, B.C. Нерсесянца, А.П. , СВ. Полеиной, А.С. Семитко, и др., которые создали научные основы для теоретико-методологического изучения поставленной проблемы.
Особый вклад в научно- теоретическую разработку идеи правовых традиций и их преемственности в отечественной юридической науке внесла плеяда таких выдающихся российских теоретиков права, как Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич и другие. Неоспоримой заслугой этих ученых стало внедрение в отечественное правоведение нового типа юридического мышления и правопонимания, основанного на разделяемой и пропагандируемой ими правовой доктрине.
Бесспорно, что в этом контексте категория «правовая доктрина»
продолжает всесторонне исследоваться российскими учеными,
большинство из которых поддержали идею о необходимости
концептуального ее осмысления в контексте современных
модернизационных процессов, происходящих в российской правовой системе. Среди них виднейшие представители российской науки: М.И. Байтин, В.В. Лапаева Е.А. Лукашова, А.В. Малько, Н.И. Матузов, М.Н. Марченко, Л.А Морозова, Г.И. Мальцев, Г.В. Муромцев и многие другие.
Целый ряд отечественных теоретиков права, таких как В.И. Гойман, Л.А. Лунц, В.В. Макеевым, О.В. Мартышиным, А.А. Погорадзе, Г.С Працко и др., внесли существенный вклад в теоретическое обоснование
концепции правовой доктрины в контексте механизмов устойчивого развития российского общества и правового порядка.
Помимо этого, в рамках общей теории государства и права данной
проблеме уделяется особое внимание авторами учебников и
монографических исследований, традиционно отстаивающие собственные позиции по существу проблемы. В этой связи теоретические исследования разделились на две группы. Первую группу авторов составляют исследователи, развивающие, так называемый широкий подход к проблеме правовой доктрины, рассматривающие ее в качестве образа (модели) политико-правовой действительности, отражающего социальные потребности современного общества и воплощающегося в виде конкретного единства права и государства, права и политики, права и духовно-нравственных начал, права и культуры (С.С. Алексеев, П.П. Баранов, В.И. Гойман, Н.Л. Гранат Д.А. Керимов, Н.М. Кейзеров, Е.А. Лукашева, Н.И. Матузова, А.Ю. Мордовцев, B.C. Нерсесянц, СВ. Полеиной, А.С. Семитко и др.)
Вторую группу исследователей составляют ученые, рассматривающие концептуальные основы правовой доктрины в узком смысле, в контексте такого базового понятия юридической науки как «источник права» (Н.И. Вопленко, В.Н. Карташов, М.Н. Марченко, Т.М. Пряхина, Р.В. Пузиков и др.). Следует отметить, что данная позиция является наиболее разделяемой в научной среде, хотя официальная юридическая позиция государства не признает правовую доктрину в качестве официального источника права.
Тем не менее, несмотря на достаточную изученность правовой доктрины в отечественном правоведении, целостный и конструктивный анализ ее в настоящее время еще не осуществлен, хотя представляется, что данная проблема вполне востребована в рамках программ правового развития новой российской государственности. Категориальный аспект правовой доктрины, как составляющего элемента правовой системы
общества, только сейчас по-настоящему начинает оцениваться и осваиваться представителями современной российской науки и представляет, поэтому, особый интерес.
Объектом диссертационного исследования являются
общественные отношения, обуславливающие процесс развития российской правовой доктрины и связанные с закреплением в правовом пространстве России определенной правовой модели.
Предметом диссертационного исследования является традиции российской правовой доктрины, рассматриваемые с позиции их категориального освоения, и в качестве детерминанты процессов государственно-правового развития российского общества.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексный теоретико-методологический и институциональный анализ правовой доктрины российского общества как элемента российской правовой системы и как феномена , правовой культуры.
В соответствии с поставленной целью в работе определяются следующие задачи:
- исследовать концептуальные основы формирования правовой
доктрины в российской правовой системе;
представить сравнительный анализ научно-теоретического состояния проблемы правовой доктрины в системе современного научного знания;
- раскрыть категориальную сторону понятия «правовая доктрина»,
посредством уяснения ее содержательной стороны, институциональных
характеристик и функционального значения;
- охарактеризовать процесс имплементации правовых традиций в
правовой доктрине современного российского государства;
- конкретизировать в соответствии и историко-правовым контекстом
процесс формирования интеллектуальной правовой традиции как
составляющей правовой культуры российского общества;
- показать специфику воздействия естественно-правовых и
нормативно-позитивных традиций на российскую правовую доктрину и
правовую культуру;
раскрыть содержание и особенности либерально-юридической традиции российской правовой доктрины в условиях модернизации правовой системы России;
определить ценностное значение правовой доктрины как культурно-правового феномена и как элемента российской правовой системы.
Теоретико-методологическую основу диссертационного
исследования составляют классические методы общенаучного познания,
такие как диалектический метод, исторический, логический, системно-
аналитический, , в также специальные: сравнительно-правовой, историко-
юридический, социологический, структурно-функциональный,
моделирования и другие. Оперирование общими и частными методами позволило дріссертанту осуществить в интересах достижения поставленной цели комплексный анализ традиционной основы российской правовой доктрины.
Проведенный в работе, помимо этого, системный, компаративный, структурно-функциональный и институциональный анализ позволил показать особенности правовой доктрины, определить ее место и роль как одного из системообразующих элементов в процессе формирования и развития российской правовой системы и раскрыть ценностную характеристику правовой доктрины как культурно-правового феномена.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: исследованы и обоснованы концептуальные основы
формирования российской правовой доктрины в условиях модернизации правовой системы; проведен комплексный анализ научно-теоретического состояния проблемы правовой доктрины путем соединения в последовательных характеристиках различных аспектов ее теоретического и практического видения в качестве феномена российской правовой культуры; осуществлен категориальный анализ понятия «правовая доктрина» посредством его конкретизации через дефиницию и рассмотрения содержательного, ценностного и функционального аспектов; выявлены особенности процесса имплементации правовых традиций в правовое пространство современного российского общества и их опосредование в российской правовой доктрине; обосновано значение интеллектуальной традиции в формировании российской правовой доктрины; показано влияние естественно-правовых и нормативно-позитивных традиций на формирование правовой культуры российского общества и российской правовой системы; исследованы содержание и особенности либерально-юридической традиции российской правовой доктрины в условиях модернизации правовой системы России; раскрыто и обосновано ценностное значение правовой доктрины в процессе реформирования российской правовой системы.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Правовая доктрина представляет собой систему идей, взглядов и положений, основополагающего и концептуального характера, которые разрабатываются юридической наукой, опосредованы юридической практикой, и которые в силу этого имеют общезначимый характер для правовой системы, так как основываются на общепризнанных принципах и ценностях, отражают закономерности и тенденции государственно-правового развития страны, разделяются авторитетным мнением ученых-юристов и, таким образом, формируют определенный тип правопонимания, в соответствии с которым функционирует и развивается российская правовая
система. С содержательной стороны правовая доктрина представляет собой комплексную и системную категорию, включающую следующие составляющие: правовые знания, правовые ценности, правовые догмы, правовые идеи, правовые традиции, и правовой опыт (практику), которые, в конечном итоге и определяют соответствующие модели правового регулирования в конкретном государственно-правовом пространстве.
Концептуальное осмысление правовой доктрины складывается из трех составляющих. Во-первых, правовую доктрину следует рассматривать как самостоятельную правовую категорию, имеющую основополагающее значение для российской юридической науки. Во-вторых, концептуальное выражение правовой доктрины позволяет рассматривать последнюю в качестве системы детерминант, являющиеся критериями развития, российской правовой системы, степени свободы личности, ее защищенности от произвола со стороны государства и обуславливающие механизмы взаимной ответственности государства и человека в трансформирующемся российском социуме. В- третьих, правовая доктрина в правовой системе проявляется и как культурно-правовой феномен, отражающий качество и специфику современно правовой жизни, уровня развития российского законодательства, совершенствования юридической практики, что способствует процессу гармонизации российского общества и его интеграции общемировое пространство.
Правовая доктрина как элемент российской правовой системы, выступает в качестве стабилизирующего фактора организации государственно-правового развития страны, показателем степени ее управляемости в процессе решения проблем и противоречий, а также возрастанию роли права в жизнедеятельности российского общества. При этом расширение сферы доктринального измерения права связывается с распространением действия права как на совершенно новые, недавно возникшие области социально-правовой действительности, так и на те
сферы общественных отношений, которые не находились в поле зрения
российского законодательства (например, информационное
законодательство, космическое право, законодательство об энергетике, медицинское законодательство и т.п.)
4. Россия является носительницей самостоятельной правовой
традиции, а, следовательно, и юрисдикции, которая органично сочетает в
себе черты естественно-правовой доктрины, нормативно-позитивистской и
либерально-юридической доктрины. Вместе с тем, претерпев в XX в. крах
в нравственной, религиозной и традиционной преемственности в своей
эволюции, Россия должна опираться на правовую доминанту в социальном
регулировании, основанную на преемственности тех правовых и
интеллектуальных традиций, которые всегда были свойственны
российскому менталитету и составляли суть национальной идеи. Именно
правовые традиции способствуют созидательному и конструктивному
развитию российского общества, так как только право способно к гибкой
и мобильной нормативности по сравнению с другими, во многом
утраченными социальными регуляторами.
5. Особое влияние на формирование российской правовой системы
оказала нормативно-позитивистская доктрина, в соответствии с которой в
государственно-правовой жизни российского общества утвердились
нормативные начала, в основе которых были заложены объективные
потребности общества - осознанность и необходимость порядка,
эффективность правового регулирования, общественная
заинтересованность и т. п. При этом, российская правовая система,
изначально избрала в качестве концептуальной идейной основы для
своей нормативно-регулятивной системы закон, то есть нормативно-
правовой акт универсального действия. Следовательно,
институционализация нормативно-позитивистской доктрины в
российской правовой системе реально выразилась в том, что в рамках
правового поля России была создана достаточно совершенная система законодательства, был обеспечен и поддерживается режим законности, основанный на единообразном применении правовых предписаний ко всем субъектам права.
Для российской правовой системы естественно-правовая доктрина дала толчок к новому направлению правовой мысли и творческого поиска, сориентированных на выявление ценностно-этической, мировоззренческой основы, на поиск правовых основ и корней в самой природе и реальной жизни социума. Реализация нормативно-позитивистской доктрины в правовом пространстве современной России связана с утверждением нормативных начал, основанных на осознании необходимости порядка, эффективности правового регулирования, унификации законодательства, правопорядка и законности и т.д. Влияние либерально-юридической традиции на современную российскую правовую систему сказывается, во-первых, в закреплении принципа формального равенства, когда основным критерием формирования и развития законодательства становится идея субъективных прав человека, которой подчинен основной нормативный массив правовой системы, а, во-вторых, в незамедлительном реагировании правоохранительной и правообеспечительной системы на все случаи нарушения в государстве прав и свобод человека pi гражданина.
Правовая доктрина, являясь идейной основой российской правовой системы, в то в тоже время выступает в качестве направляющего вектора развития правовой политики. Правовая доктрина, осуществляет трансформацию правовых традиций в современную политико-правовую жизнь российского общества и обуславливает создание в правовой жизни россиян ценностно-нормативной основы. Наиболее значимые для россиян ценности (благосостояние, справедливость, свобода, законность правопорядок, безопасность и многие другие), составляющие смысл и содержание российской правовой доктрины, должны быть
последовательно реализованы в правовой политике российского государства в виде ее приоритетов, которые разделяются и защищаются государством, охраняются правом, в соответствии с которыми осуществляется деятельность государства в сфере правового регулирования.
Научно-теоретическая и практическая значимость
диссертационного исследования. Предпринятый в диссертационном
исследовании теоретико-методологический анализ правовой доктрины и ее
интеллектуальной составляющей, позволил диссертанту
систематизировать существующие в отечественной юридической науке представления о правовой доктрине, определить ее роль в качестве структурного элемента российской правовой системы, осознать ее специфику как культурно-правового феномена и выявить тенденции ее дальнейшего развития в условиях реформирования и модернизации российской правовой системы и проведения правовой реформы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий, лекционных курсов и спецкурсов по теории государства и права, истории государства и права, истории политических и правовых учений, а также отраслевым юридическим дисциплинам.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертационного исследования выступали предметом обсуждения на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского социально-экономического института. Отдельные теоретические и практические выводы исследования докладывались на научных конференциях и «круглых столах». По теме диссертационного исследования автором опубликовано 5 научных статей (общий объем 2 п. л.).
Структура диссертационного исследования. Поставленная проблема, объект, предмет и цель исследования определили логику и структуру диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.
Состояние проблемы правовой доктрины в современной российской юридической науке
Правовая доктрина во многих правовых системах признается одним из важнейших источников права. Еще в Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении правоприменительных решений на труды наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана, Модестина и др. Именно в римском праве, которое исторически и географически стало определяющим при формировании многих правовых систем, прежде всего, континентальной, а также латиноамериканской, скандинавский, российской и смешанных правовых систем, впервые в истории человечества широко стало использоваться профессиональное мнение ученых-юристов, приобретшее в последующие времена статус источника юридически значимого решения. Вместе с тем, в английских судах также при разрешении конкретных случаев и создании юридического прецедента считались возможными ссылки на работы известных ученых-юристов, таких как Кок, Брэктон, Гленвилл и другие, труды которых в большинстве своем носили ярко выраженный доктринальный характер, но, тем не менее, получили весьма широкое признание среди юристов того времени, а, следовательно, имели высокий престиж. Изложенные в них правовые положения, идеи и представления ученых-юристов о действующем праве и законодательстве своей эпохи имели в судах Англии столь значимый авторитет, что рассматривались наравне с английским законом.1 Кроме того, в мусульманских странах эту задачу решала мусульманско-правовая доктрина, которая, как одна из шариатских наук складывалась из трудов известных богословов, формирующих основу мусульманской юридической науки, сохраняя при этом ярко выраженную религиозную направленность. Вместе с тем, на протяжении веков мусульманско-правовая доктрина была основным, а нередко, единственным источником мусульманского права, наиболее приемлемой формой, в которой религиозно-этический идеал мог взаимодействовать с правом. Не следует забывать и о том, что по мере развития и совершенствования права и законодательства во многих правовых системах, начиная с конца 19-начала 20 в., все большее значение в качестве источников права стали иметь не столько отдельные выказывания или мнения отдельных ученых, пусть даже самых выдающихся юристов сколько «цельные систематизированные концепции, сложившиеся в результате многолетней академической и практической деятельности» юристов. В странах англо-саксонской правовой семьи, например, таковой является доктрина верховенства парламента, а также многие другие доктрины, которые были сформированы в результате вынесения судами целой серии однотипных судебных решений. В частности, проф. М.Н. Марченко в своем фундаментальном труде «Источники права», рассматривая положение о роли юридической доктрины в системе источников права, приводит в пример подобные доктрины. Однако, несмотря на то, что понятие «правовая доктрина» широко используется в юридической науке и является, на наш взгляд, достаточно устоявшимся понятием, как в правотворческом, так и в правоприменительном процессе, тем не менее, в отечественной юридической науке до сих пор отсутствует общепризнанное определение данной категории. Изучение данной проблемы, которая, как нам представляется, напрямую связана с процессом формирования права и правовых систем, следует начинать с самой констатации идеи о правовой доктрине и определении ее статуса и роли в правовой системе государства. Здесь следует еще раз обратиться к мысли, высказанной Р. Давидом и К. Жоффре-Спинози о том, что «доктрина имеет первостепенную важность, так как именно она создает в различных странах разный инструментарий для работы юристов». При этом, реализуя поставленные исследовательские задачи, мы ставим перед собой цель найти такую оптимальную систему средств, такой инструментарий, который придал бы проблеме правовой доктрины абсолютно новое качество и позволил бы ей стать системообразующим элементом российской правовой системы и основой для формирования современной правовой политики российского государства. Сегодня в российской юридической науке разработаны частные правовые доктрины. Но, вместе с тем, как утверждают некоторые авторы, и мы не можем в этом с ними согласиться, они не связаны общими установками, целями, стратегическими направлениями развития государства и права, поэтому можно сказать, что общеправовой российской доктрины, определяющей вектор развития права, пока еще нет. Поэтому нам представляется, что отсутствие четкой идеи правовой доктрины в российской правовой системе может негативным образом отразиться на процессе формирования тех общих идеалов и целей, к которым необходимо стремиться российскому обществу. Как правило, отсутствие этих идеалов, не имеющих чёткой ориентации и не отражающих перспективу дальнейшего развития российского государства, безусловно, скажутся на эффективном и поступательном характере развития российской правовой системы, что является недопустимым в условиях обновления российской государственности и формирования в России цивилизованного гражданского общества.
Правовая доктрина: понятие и функциональное значение (теоретико-концептуальный анализ)
В научной юридической литературе конца 90-х годов стал формироваться новый подход в оценке понятия «правовая доктрина», последователи которого предпочитают отходить от традиционно устоявшихся узко прикладных взглядов на данный культурно-правовой феномен. В этой связи представляется, что правовую доктрину государства могут составлять не только формальные источники права, а образовывать выработанная юридической наукой устойчивая и целостная система взглядов на проблемы правового развития государства и общества, их институтов и т.д. Учитывая всю значимость рассматриваемого нами понятия «правовая доктрина», следует отметить, что в российской юридической литературе данная правовая категория должна иметь самостоятельное значение. В целях ее конкретизации мы, в рамках осуществляемого исследования, попытаемся представить существующие точки зрения на проблему «правовая доктрина» в систематизированном варианте. В этом смысле вполне можно говорить о том, что данное понятие в современной российской юридической науке употребляется в двух значениях: в широком и в узком смысле. Нам представляется, что правовую доктрину в широком смысле слова можно отразить: а) как важнейшую часть правовой системы российского общества, представленную в виде систематизированных и общепринятых идей, взглядов, концепций и представлений о праве, государственно-правовых явлениях, о процессе правового воздействия на общественные отношения и т.д., которые нашли свое отражение в правоположениях, имеющих нормативное содержание и выступающих регуляторами общественных отношений; б) как складывающийся в государстве образ политико-правовой действительности, отражающий социальные потребности современного общества и устанавливающийся в виде конкретного единства права и государства, права и политики, права и духовно-нравственных начал, наконец, права и культуры; в) как практическое воплощение политико-правовых преобразований, соответствующие идеалам, принципам и требованиям современного социального развития, способствующие воплощению данного идеала в правовое пространство государства, в силу чего данный идеал становится составляющей государственно-правовой действительности. Правовую доктрину в узком смысле слова принято рассматривать в контексте такого базового понятия юридической науки как «источник права». Большинство отечественных ученых-правоведов придерживаются именно этой точки зрения.1 Между тем правовая система российского государства не признает правовую доктрину в качестве официального источника права. Вместе с тем, вряд ли найдется хотя бы один уважающий себя юрист- практик, будь-то следователь, прокурор или судья, который при необходимости вынесения правоприменительного решения, например, связанного с квалификацией преступления, не преминул бы заглянуть в комментированное законодательство - УК или УПК, отражают доктринальное видение учеными российского права и законодательства и, по сути, являющиеся неофициальными источниками права. Исходя из изложенного, нам представляется, что рассматривать правовую доктрину в соответствии с ее назначением в российской правовой системе, необходимо с широкой точки зрения, что, в свою очередь предполагает ее категориальное обоснование. В этой связи, можно предложить следующее определение правовой доктрины, которое, по нашему мнению, должно быть включено в категориальный аппарат современной юридической науки. Итак, правовая доктрина представляет собой систему идей, взглядов и положений, основополагающего и концептуального характера, которые разрабатываются юридической наукой, опосредованы юридической практикой, и которые в силу этого имеют общезначимый характер для правовой системы, так как основываются на общепризнанных принципах и ценностях, отражают закономерности и тенденции государственно-правового развития, разделяются авторитетным мнением ученых-юристов и, таким образом, формируют определенный тип правопонимания, в соответствии с которым функционирует и развивается российская правовая система. Исходя из предложенного определения, нам представляется, что рассмотрение правовой доктрины только лишь в качестве источника права, существенно сужает плоскости ее концептуального значения. Представляется, что правовая доктрина есть явление полиморфное. Это явление государственно-правовой жизни, а, значит, и явление, формирующее, прежде всего, правовую культуру данного государства и общества и являющееся своеобразным феноменом этого государства и общества. В целях конкретизации понятия «правовая доктрина», нам представляется целесообразным рассмотреть, прежде всего, его содержательную сторону, раскрыть функциональное назначение правовой доктрины, а также определить ее место и роль как культурно-правового феномена в правовой системе российского общества. Таким образом, изучение правовой доктрины в качестве правовой категории, занимающей самостоятельное место в понятийном аппарате современной юридической науки, предполагает ее рассмотрение в следующих аспектах: а) анализ правовой доктрины с содержательной стороны; б) анализ правовой доктрины с функциональной точки зрения; в) анализ значения правовой доктрины как структурного элемента правовой системы общества.
Интеллектуальные традиции российской правовой доктрины как культурно-правового феномена
Доктринальное измерение российской правовой действительности складывалось непросто. Исторически отношение в России к праву было, по меньшей мере, двойственным. Идея закона хотя и существовала, но ассоциировалась в своем восприятии скорее с верховной государственной властью, нежели с правовыми нормами; при этом воля монарха, как правило, превалировала над законодательными органами, приобретая тем самым исключительные права, игнорируя принципы целесообразности и исторические традиции. Таким образом, говоря о двойственном отношении к правовой реальности, имеется в виду следующее. Русская культура - явление всеобъемлющее, по своей сути уникальное. Именно на этой основе и формировался российский менталитет, национальное сознание, а также доминирующие механизмы мышления русского человека. Существование таких понятий как, «русский национальный характер», «личность русского человека» и т.д., во многом определили ментальное измерение российской правовой действительности. Особенностью российского сознания являлось то, что в нем необычайно глубоко закреплялось особое отношение к власти и праву, что стало характерной, если не сказать традиционной чертой национального менталитета.1 С одной стороны это отношение носило сакральный характер (всякая власть от бога, а носитель высшей власти -«помазанник божий») и, следовательно, высшая власть выступала как священная истина, являясь се источником и одновременно отождествляясь с истиной и правдой. Право и закон воспринимались, следовательно, как установления свыше. При этом сама власть не подлежала моральной оценке, а всякое обличение вышестоящего как носителя власти граничило с ересью, осуждалось и наказывалось особенно жестоко. Однако, с другой стороны, такая идея власти и закона несла в себе элементы отчужденности в мировосприятие людей и никогда не воспринималась народом как высшая справедливость, а расценивалась им всего лишь как атрибут высшей власти государства. Именно здесь проявляется одна из наиболее ярких черт русского характера -стремление к воле и духовной свободе. При этом возникает неординарное явление: не имея возможности открыто выражать свое непримиримое отношение к высшей власти, народ формирует к ней свое особенное отношение, выражая при этом протест в своем творчестве, особенно в фольклоре. Таким образом, посредством этого в национальном сознании формируется определенный тип правопонимания, наиболее ярко проявившегося в своеобразном отношении русского народа к праву и правопорядку. В массовом сознании закон воспринимался как неоспоримое проявление высшей власти, но, тем не менее, на индивидуальном уровне он осознавался как некий предел, поставленный свободе воли или действию, и был, таким образом, мерой несвободы. Оспорить его нельзя - он непререкаем, но обойти его можно, так как он ставит препятствия для реализации свободы и воли человека, а, следовательно, по утвердившемуся в массовом сознании миропониманию, являющийся бессмысленным. Представляется, что при анализе процесса становления и развития российского права и российской правовой доктрины, особенно необходимо учитывать то обстоятельство, что, данный процесс происходил не только по общим законам, присущим происхождению и развитию любого права, любой культуры, а был сопряжен с рядом особенностей (связанными с формирование особенных представлений 0 праве и не праве, справедливости и моральности и т.д.), истоки которых были заложены еще в мифологии, в рамках которых тот или иной этнос осознавал окружающую природную и социальную действительность, - как справедливо замечает А.П. Семитко. Кроме этого, поразительной способностью российского народа, являлось, используя языковые конструкции (т.е. фольклор и мифологию, являющуюся его составной частью) определять картину мира для каждого человека, формируя при этом определенный тип восприятия действительности, который незамедлительно посредством фольклорных и мифологических текстов опосредовался в национальном сознании, утверждался в нем, воплощался в качестве культурно-правовой традиции, формирующей не только ценностно-правовые ориентации, но и правовую идею российского общества. 1 Постепенно, устоявшиеся и утвердившиеся культурно-правовые традиции выступают уже в качестве средств социального регулирования юридически значимого поведения людей, влияющие в свою очередь на правосознание общества в целом и становящиеся неотъемлемым элементом национальной правовой культуры. Таким образом, начало этапа формирования российской правовой доктрины можно отнести к еще к периоду ранней российской государственности, когда при помощи языковых средств и конструкций, встречающихся в мифологических и фольклорных текстах, происходило их опосредование в правовом сознании и формировались так называемые «предправовые» образы и представления, соответствующие российскому менталитету.
Ценности и приоритеты правовой политики по формированию правовой доктрины современной России
В настоящей главе мы намереваемся обосновать тезис о взаимообусловленности правовой доктрины с ценностями и приоритетами современной правовой политики. Как известно, и правовая доктрина, и правовая политика являются вполне самостоятельными категориями современной юридической науки. Во всяком случае, в рамках настоящего диссертационного исследования нами была предпринята попытка обосновать данный тезис.
В этой связи ним представляется, что категориальный анализ понятия «правовая доктрина» невозможен без анализа одного из важнейших составляющих данной дефиниции - ценностей и приоритетов. Поэтому, обозначив ценностно-приоритетный аспект проблемы, мы намереваемся доказать взаимообусловленный характер этих двух категорий, взяв за основу общее положение: и правовая политика, и правовая доктрина относятся к явлениям духовного (мировоззренческого) характера, то есть являются структурирующими элементами российской правовой системы.
Вместе с тем, и правовая доктрина, и правовая политика, безусловно, относятся к явлениям субъективным. Рассматривая субъектно-объектные отношения, взывающие к жизни многие социальные явления духовного мировоззренческого характера, следует обратить особое внимание на механизм формирования этих явлений и объектов, то есть природу человека.
В современной науке существует постоянно проявляющаяся субъективная сторона, без учета которой трудно понять, почему люди в рамках сходных социально-экономических или исторических обстоятельств, принадлежа к одному слою или группе и исходя из общих интересов, ведут себя по-разному. Значение такой стороны политической мотивации емко выразил B.C. Соловьев: «Есть у народа интерес, есть у него и совесть», без которой, действительно, невозможно установить пределы действия, реализации этого своего, столь важного для человека или социальной общности интереса. 2
Если такие регуляторы отсутствуют, политика и властная сфера вообще становятся полем игры эгоистических инстинктов, что ведет общество к разрушению, а политика перестает быть силой социальной интеграции. «Человеческое лицо» политики в значительной степени зависит от мира ценностей — субъективных предпочтений людей, их представлений о желательных или нежелательных событиях и предметах, которые выражают их значимость для человека.
Именно ценности служат ядром важнейших направляющих компонентов юридической деятельности, а, следовательно, и правовой политики. Например, в идеологии - это система ценностей и групповых предпочтений и убеждений; в политико-правовой культуре - модели ориентации и поведения в политике, включающей познания, эмоции, оценки и служащей критерием отбора политической информации; в правовой системе - ценности и институты, определяющие характер организации и осуществления государственной. Вместе с тем и сама политика часто определяется как установление и распределение ценностей в обществе авторитарным способом.
Такая роль ценностей определяется тем, что в мир политики люди постоянно переводят свои собственные представления о наиболее желаемом или, наоборот, нежелаемом (а ценности как раз и представляют собой «желаемые события, цели-события»).
Вполне понятно, что не все ценности являются политическими, а таковыми их делают три признака: возможность реализации ценностей только в результате совместных коллективных действий людей; активное влияние ценностей на все аспекты существования механизма государственной власти, та или иная форма связи ценностей с единым интересом социальной общности.
В ценностной системе координат, как нам представляется, люди формулируют наиболее значимые для себя каналы взаимодействия с политической, социальной и правовой средой. Эта система включает в себя, во-первых, интересы как инструментальные ценности, способствующие достижению основных целей, во-вторых, цели, то есть модели представления о будущем формируются на основе ценностных представлений: нежелательное событие или состояние не может быть целью политических действий, в-третьих, идеалы, или цели, обладающие высшей ценностной значимостью для человека, в-четвертых, приемлемые способы их достижения отбираются на основе не только прагматических, но и ценностных критериев.
Результатом преломления ценностной составляющей становится координация действий субъектов сообразно с устоявшейся системой ценностей, то есть в соответствии с их ценностными представлениями. При определении возможностей дальнейших действий достижение одних из этих предпочтений может блокироваться как несоответствующих избранным ценностям, других наоборот, стимулироваться в результате благожелательного к ним отношения. Таким образом, исключительно на ценностной основе решается дилемма вхождения в контакт или воздержания от контактов с социально-политической и правовой средой.
Ценности в явной или скрытой форме присутствуют в политических декларациях, влияют на процессы принятия решений, составляют основу политического воспитания, воздействуют на выбор способов разрешения политических конфликтов и ведения политических диалогов. По способам воздействия на политическую деятельность их можно условно разделить на две группы: ценности-цели и ценности-средства.