Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические проблемы правового отчуждения Соломко Зарианна Владимировна

Теоретические проблемы правового отчуждения
<
Теоретические проблемы правового отчуждения Теоретические проблемы правового отчуждения Теоретические проблемы правового отчуждения Теоретические проблемы правового отчуждения Теоретические проблемы правового отчуждения Теоретические проблемы правового отчуждения Теоретические проблемы правового отчуждения Теоретические проблемы правового отчуждения Теоретические проблемы правового отчуждения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соломко Зарианна Владимировна. Теоретические проблемы правового отчуждения : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : М., 2005 198 c. РГБ ОД, 61:05-12/1012

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие и виды правового отчуждения 17

1. Понятие правового отчуждения: общая характеристика 17

2. Отчуждение позитивного права от общества как вид правового отчуждения 41

Глава 2. Юридическая наука и юридическое образование как факторы правового отчуждения 70

1. "Юридическое мышление" как фактор отчуждения позитивного права 70

2. Юридическое образование и юридическая наука как факторы правового отчуждения в контексте политических и экономических принуждений 90

Глава 3. О путях и способах преодоления правового отчуждения 116

1. Общие предпосылки преодоления правового отчуждения 116

2. Действия contra legem как способ преодоления правового отчуждения 152

Заключение 179

Список использованной литературы 187

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Предмет данного исследования -правовое отчуждение. Под этим научным понятием скрываются обыденные, всем знакомые явления, ставшие частью современной повседневности.

С одной стороны - зафиксированные в Конституции положения о "правовом", "демократическом" и "социальном" государстве, "народном суверенитете", "естественных" и "неотчуждаемых" правах и свободах человека, с каждым годом увеличивающееся число юристов, имеющих якобы своей целью реализацию принципов правопорядка, справедливости и равенства, а также - некритичный пиетет перед законом и закрепленной в нем социальной иерархией, который все еще живет в сознании современного человека и определяет его жизненные выборы.

С другой стороны - непрерывный рост преступности, "телефонное право"; органы юстиции, деятельность которых направлена не против причиняющих наибольший вред противозаконных деяний "власти" и "богатства", а против правонарушений бедных и слабо адаптированных к жизни людей; коррупция, сопоставимая по размерам с доходной частью бюджета; антинародные законы, принимаемые избранными народом представителями; учителя, врачи и ученые, получающие унизительную зарплату; миллионы беспризорных детей и лиц "без определенного места жительства", бытие которых уже не воспринимается общественным сознанием как противоестественное явление; армия, в которой наблюдаются элементы рабства.

Проблема правового отчуждения не ограничивается такими частными парадоксами правовой системы постсоветской России. Она - всемирного значения. Наиболее яркое ее проявление - Всеобщая декларация прав человека, существующая несмотря на то, что в современном мире, вопреки

беспрецедентному уровню развития производительных сил, миллионы людей лишены не только социальных, но и необходимых материальных предпосылок человеческого существования: от голода и отсутствия отнюдь не самых дорогостоящих лекарств на планете каждый день умирают тысячи людей.

Одно из главных и неоспоримых свидетельств тотального характера правового отчуждения - уровень преступности. "Первой и определяющей тенденцией преступности в мире, - пишет известный российский криминолог В.В. Лунеев, - является ее абсолютный и относительный рост"1, причем, как отмечает этот исследователь, "самая высокая преступность значится в наиболее индустриально развитых, социально обустроенных и демократических регионах"2.

Актуальность темы очевидна. Она обусловлена наличием

увеличивающегося разрыва между правом и действительными (или осознаваемыми в качестве таковых) интересами человека и бесплодностью имевших место в истории усилий, направленных на то, чтобы этот разрыв устранить.

Правовая алиенация - непреложный факт социального бытия, одна из основных закономерностей функционирования любой правовой системы, поэтому и научная картина правовой сферы будет неполной без использования понятия, адекватно отражающего сущность этого феномена.

Степень научной разработанности темы. К проблематике правового отчуждения обращались многие мыслители. Не будет преувеличением утверждение о том, что с этой проблемой так или иначе сталкивается практически каждый человек, вовлеченный в серьезное изучение правовой реальности. Тем не менее задачу теоретического осмысления явления

1 Лунеев В.В. Криминальная глобализация // Государство и право. 2004. № 10. С. 32.

2 Там же. С. 32.

3 Здесь и далее термины "отчуждение" и "алиенация" используются как взаимозаменимые.

негативного опредмечивания в правой системе нельзя признать вполне решенной.

В рамках юридической науки правовое отчуждение обычно не являлось основным предметом анализа исследователей. По этой причине оно осознавалось и рассматривалось большинством авторов односторонне,

абстрактно, зачастую — только на феноменальном уровне. Обнаружив алиенацию в правовой системе, многие правоведы останавливались на изучении и описании лишь ее внешней стороны, не пытаясь проникнуть в ее сущность. Именно так, например, следуя требованиям своего метода, поступают юристы-позитивисты. Нередко теоретики и философы права занимались осмыслением только отдельных измерений этого феномена.

Нельзя, однако, не заметить и того, что данная проблема получила в гуманитарной науке и конкретную разработку - эта заслуга принадлежит, на наш взгляд, социальной теории марксизма. Но в центре диалектико-материалистических исследований отчуждения находилось прежде всего отчуждение труда. Что же касается проблемы правового отчуждения, то она изучена не столь детально, соответствующие идеи распылены по разным произведениям, и это объективно затрудняет их распредмечивание. Кроме того следует признать: инициированный марксизмом дискурс об отчуждении практически не затронул поля отечественной юридической науки. В эпоху советского общественного строя эта проблема была окружена "заговором молчания" (видимо, из опасений, что она может пролить свет на истинную сущность "социалистического" режима). Если об отчуждении и заходила речь, то только в контексте критики буржуазных правовых систем, относительно же советской реальности утверждалось, что "в социалистическом обществе внутренняя согласованность права достигается не за счет нарушения точности

отражения экономических отношений, а благодаря ему" . Поэтому окруженная недомолвками, умышленным или неумышленным заблуждением истина о правовом отчуждении зачастую воспринималась с недоверием2.

В постсоветском обществе появились отдельные работы, как
непосредственно посвященные этой проблематике, так и затрагивающие ее
косвенным образом (например, рассматривающие отчуждение позитивного
права от реальности через призму таких понятий, как правовой нигилизм,
правовой произвол, правовой беспредел, правовой идеализм). Но на этом пути,
как представляется, остается еще немало неисследованных и спорных
вопросов. И причина, на наш взгляд, заключается в том, что в настоящее время
"заговором молчания" окружена методология исторического

материализма, то есть - наиболее сильная на сегодняшний день методология в общественных науках.

После распада советского строя многие ученые отвергли не только догмы вульгарного марксизма и конъюнктурные идеи ряда советских теоретиков, но и отказались от признания и использования таких понятий, как класс, разнонаправленный и антагонистический интерес, разделение труда, способ производства, капитализм, эксплуатация и угнетение. Поэтому редкие опыты современных российских правоведов в области анализа правового отчуждения (если сравнивать их с достижениями аутентичного марксизма и западных правоведов марксистского толка, в том числе школы критических правовых исследований) являются, с нашей точки зрения, по большей части шагом назад на пути от относительного заблуждения к относительной истине и во многих отношениях скорее затемняют проблему, чем проясняют ее.

1 Халфина P.O. Право как средство социального управления. - М.: Наука, 1988. С. 143.

Наличие правового отчуждения в СССР показано, к примеру, в монографии А.А. Тилле "Право абсурда. Социалистическое феодальное право" (М.: Конт, 1992).

Представляется, что наиболее адекватные определения для характеристики общего состояния проблемы алиенации в российской юридической науке сегодня - это метафизичность и противоречивость.

Таким образом, в современных условиях существует настоятельная необходимость, с одной стороны, в восстановлении диалектико-материалистической теории правового отчуждения, а с другой - в ее дальнейшем развитии, опирающемся на изучение современных тенденций алиенации в праве.

Все теоретические работы, так или иначе затрагивающие проблематику правового отчуждения, можно объединить в две группы.

Первая группа включает исследования, которые условно можно назвать философскими (если не сводить философию лишь к теории познания, а рассматривать ее как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления).

Эти труды, в свою очередь, тоже можно разделить на две подгруппы. В первую входят произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Н.И. Бухарина, Г.В. Плеханова, К. Каутского, Р. Люксембург, неомарксистов и постмарксистов. Существенный вклад в развитие теории отчуждения сделали такие представители неомарксизма, как Г. Лукач, К. Касториадис, Э. Фромм, Э. Томпсон, Г. Маркузе, Т. Адорно. Глубокие исследования диалектико-материалистической концепции отчуждения принадлежат Б. Олману и А. Курелле. Данная тематика затрагивается также в произведениях И. Мессароша и А. Шаффа. Из философов советского периода следует в первую очередь назвать Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева, М.А. Лифшица, Т.И. Ойзермана, И.С. Нарского.

Вторая подгруппа объединяет работы приверженцев других методологий, внесших вклад в разработку понятия алиенации. Традиционно

этот перечень начинают с имени К.А. Гельвеция (хотя корни искомого понятия можно обнаружить уже в трудах философов Древней Греции, например, Демокрита и софистов). К наиболее видным представителям этой плеяды теоретиков следует также отнести Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха, Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Мунье, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, М. Фуко и таких современных мыслителей, как П. Бурдье, Д. Ролз, Ю. Хабермас, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Дебор.

Вторая группа - это источники, которые условно можно назвать специально-юридическими: они имеют основным своим объектом правовую систему и непосредственно затрагивают явление именно правового отчуждения.

В первую очередь сюда входят работы, в основе которых лежит методология исторического материализма. К ним следует отнести труды И.П. Разумовского, П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, М.А. Рейснера, написанные в советский период произведения В.Е. Гулиева, а также труды таких представителей школы критических правовых исследований, как Р. Куинни, Д. Кеннеди, Р. Ангер, П. Габель. К ним примыкают труды сторонников иных познавательных парадигм. Среди них на первом плане стоят исследования представителей социологической школы права: Р. Иеринга, Ф. Жени, Р. Паунда, К. Ллевеллина, Д. Фрэнка, Б.Н. Кардозо. Кроме того проблематика правового отчуждения широко представлена в текстах предвозвестников и представителей естественно-правовой школы. Думается, что пока еще не оценен по достоинству вклад в теорию правовой деалиенации русского мыслителя И.А. Ильина.

В российской юридической теории имеется пока только одна работа, в которой авторы попытались представить проблему правового отчуждения в целостном, всестороннем изложении. Речь идет о книге В.Е. Гулиева и А.В.

Колесникова "Отчужденное государство: проблемы политического и правового отчуждения в современной России" (М.: Манускрипт, 1998)1. Однако эта работа базируется на отличной от лежащей в основе нашей диссертации методологии и имеет более узкий предмет исследования.

Объектом исследования является правовое отчуждение как имманентное свойство социальной реальности классового общества.

В гражданском праве термин "отчуждение" традиционно используется для обозначения еще одного явления, а именно: согласно общепринятому в цивилистике определению, отчуждение - это "передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения принадлежащим ему имуществом"2. Заметим, что данный феномен не является объектом нашего исследования. Отчуждение в узкоюридическом смысле и рассматриваемый нами феномен "негативного опредмечивания" не находятся в необходимой взаимосвязи. Далеко не всегда опосредуемое правом "отчуждение имущества" приводит к негативным для человека (социальной группы) последствиям, и всякий поиск сущностного родства между этими явлениями был бы необоснованным3.

Предметом исследования является сущность правового отчуждения, наиболее общие формы его проявления, основные предпосылки и способы его преодоления.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы, используя достижения гуманитарных наук, провести диалектический анализ правовой алиенации и сформулировать понятие, наиболее конкретно отражающее сущность этого феномена.

Этой монографии предшествовала статья А. В. Колесникова "Отчуждение в праве". См.: Государство и право, 1993. № 6. С. 133-140.

2 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.:
ИНФРА-М, 1999. С. 467.

3 См. об этом, например: Ильенков Э.В. О "сущности человека" и "гуманизме" в понимании
Адама Шаффа // Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. С. 192-193.

Для достижения этой цели в исследовании решается ряд взаимосвязанных задач:

анализируются основные философские подходы к определению понятия отчуждения как особой формы опредмечивания;

разрабатывается наиболее общее определение понятия правового отчуждения, уточняется содержание и объем этого понятия;

- осуществляется классификация видов отчуждения позитивного права и
дается их общая характеристика;

- проводится конкретный анализ наименее изученной разновидности
отчуждения позитивного права от реальности - первоначального
необходимого отчуждения, исследуются его социологические и
гносеологические корни;

анализируются алиенационные процессы в сфере юридической науки и юридического образования;

исследуются и уточняются объективные и субъективные предпосылки ослабления и преодоления правового отчуждения;

- изучается проблема допустимости использования действий contra
legem в качестве деалиенационного средства.

Теоретическая и методологическая основа исследования. По убеждению автора, специфика затронутой проблемы требует использования в процессе исследования прежде всего не традиционных специально-юридических методов, а инструментария других общественных наук.

Самая общая методологическая база работы - гуманитарное направление, которое может быть условно определено как субъект-объектная концепция социальной реальности1. Из множества теорий, составляющих это направление общественной мысли, самое значительное влияние на логику

1 См. об этом, в частности: Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999. С. 388; Московичи С. Машина, творящая богов / Пер. с фр. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998; На Досках. Публичные лекции по философии Г.П. Щедровицкого. - М.: Изд-во Шк. Культ. Полит., 2004.

настоящего исследования оказал марксизм в его аутентичном варианте — именно он лежит в основе той "онтологической картины", от которой отправляется автор.

Важную роль в становлении авторской позиции сыграли и неканонические версии материалистического понимания истории (идеи Г. Лукача, К. Касториадиса, Э. Фромма, Э.В. Ильенкова, М.А. Лифшица, Ю.И. Семенова), а также — другие теории, входящие в состав субъект-объектной концепции реальности, а именно: конструктивистский структурализм П. Бурдье, некоторые идеи Г.П. Щедровицкого и А.А. Зиновьева, С. Московичи, Ж.-П. Сартра, психологическая и философская теория С.Л. Рубинштейна.

Использование в работе широкого круга неюридических теорий является не результатом случайного и не вполне осознанного выбора, а сознательным шагом. В основе этой позиции лежит приверженность диалектике, требующей, чтобы любое явление рассматривалось "с точки зрения тотальности общественного бытия" (Г. Лукач)1. Применительно к правовой науке это означает, что "не может существовать вызывающей доверие правовой теории без социальной теории"2.

Заметим также, что предмет настоящего исследования является частью предмета теории права и государства. Эта оговорка необходима по той причине, что, с точки зрения некоторых правоведов, правовое отчуждение должно изучаться не теорией государства и права, а философией права. Данная позиция является эпифеноменом позитивистской методологии и противоречит основным принципам диалектики, согласно которым каждая

Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Пер. с нем. И.Н. Буровой и М.А. Журинской. -М.: Прогресс, 1991. С. 281.

2 Пракаш С.С. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. / Пер. с англ. - М.: Академия, 1996. С. 248 (этими словами С.С. Пракаш передает один из основных тезисов школы КПИ).

положительная наука должна освоить свой предмет во всей его полноте . В порядке "самозащиты" отметим, что сходного понимания содержания предмета теории государства и права придерживаются, в частности, Д.А. Керимов2 и О.В. Мартышин3, а также известный французский правовед Ж.-Л. Бержель4.

Научная новизна исследования видится в том, что в диссертации представлена попытка систематического диалектико-материалистического рассмотрения сущности и основных форм проявления правового отчуждения, общих и специфических (характерных для современной эпохи) закономерностей развития этого феномена, предпосылок и способов его ослабления и преодоления. Впервые в отечественном правоведении в систематическом изложении представлена роль современной юридической науки и юридического образования в качестве факторов воспроизводства правовой алиенации.

В процессе исследования были сформулированы и обоснованы следующие положения, выносимые на защиту:

1. Правовое отчуждение - одна из всеобщих закономерностей функционирования правовой системы в классовом обществе, проявляющаяся в том, что деятельность человека в правовом поле и ее результаты в некоторой

"... "частным" наукам вменяется обязанность выяснять "частные и особенные" связи вещей, не трогая "всеобщих" "универсальных" связей между ними (это-де прерогатива "философии"!)... Взгляд этот обрекает "частные" науки на ущербное существование, поскольку, по существу, запрещает им доискиваться до диалектики в составе своего предмета...", - писал по этому поводу Э.В. Ильенков (Ильенков Э.В. Диалектика и мировоззрение // Ильенков Э.В. Философия и культура. С. 356-357). См. также об этом: Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Сочинения. В 50 т. 2-е изд. Т. 20. - М.: Политиздат, 1961. С. 25.

См.: Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т. 2. Философия права. - М.: Соврем, гуманит. ун-т, 2002. С. 23,28,31.

3 См.: Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение //
Государство и право. 2004. № 7. С. 9-Ю.

4 См.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. -
М.: NOTA BENE, 2000. С. 16-20.

части превращаются в самостоятельную силу, враждебную человеку и господствующую над ним.

2. Феномен правовой алиенации не сводится только к отчуждению норм
позитивного права. Отчуждение позитивного права, являясь наиболее
очевидным измерением правового отчуждения, опосредуется широким
кругом негативных процессов, протекающих в сферах правотворчества,
реализации права, юридической науки и юридического образования. По
аналогии с отчуждением труда, правовое отчуждение включает: а) отчуждение
деятельности человека в правовой системе; б) отчуждение продуктов этой
деятельности (в том числе - норм позитивного права, актов применения
позитивного права, юридической науки и правовой идеологии); в) взаимное
отчуждение людей - участников коммуникаций правового поля.

3. Существуют следующие виды отчуждения позитивного права от
реальности: а) отчуждение необходимое и случайное (основание
классификации - характер отчуждения); б) отчуждение первоначальное и
последующее (основание классификации - время возникновения) в)
отчуждение позитивного права от человека, класса (в широком смысле),
общества в целом (отчуждение от реальности) (основание - субъект,
испытывающий отчуждающее воздействие); г) отчуждение нормы, института,
отрасли, системы права (основание - объект отчуждения).

4. В настоящее время одной из главных проблем и "мира
повседневности", и юридической науки становится первоначальное
необходимое отчуждение позитивного права от общества (реальности).
Специфика данного вида алиенации состоит в том, что позитивное право, не
отражающее действительного соотношения общественных сил и интересов,
оказывается отчужденным от реальности уже в момент своего появления. Оно
не реализуется, так как степень его несоответствия реальности изначально
характеризуется некоторой критической величиной. Ближайшими причинами

этого вида отчуждения являются: сознательное (преднамеренное) искажение реальности в праве, вызванное желанием приукрасить действительность; непреднамеренное искажение реальности в праве, обусловленное ее неадекватным познанием; объективная невозможность согласования общественных интересов.

  1. Отчужденное от реальности позитивное право не является бесполезным, полностью лишенным функциональности, институтом: оно играет роль стабилизатора социальной системы, способствует сохранению в неприкосновенности существующего порядка. Так как и обыденное, и теоретическое сознание современного общества находятся под огромным влиянием "юридического мировоззрения", то превратившиеся в фетиши правовые представления оказываются одной из тех преград, которые препятствуют становлению нового, более справедливого и разумного, общественного устройства.

  2. Одной из важнейших закономерностей функционирования современных правовых систем является отчуждение теоретического юридического знания (правовой науки) от действительности. Ближайшая гносеологическая причина этого - господство в правовом поле позитивистской методологии, а ближайшая социологическая причина - объективная близость полей юридического образования и науки к полям экономики и политики.

7. В современных условиях главной предпосылкой ослабления всех
необходимых видов правового отчуждения является более равномерное
распределение основных социальных капиталов - собственности на средства
производства, политической власти и знания, а главной предпосылкой
ликвидации необходимой правовой алиенации - открытый марксизмом путь
уничтожения любого необходимого отчуждения, связанный с ликвидацией
разделения труда.

8. Единственно возможным способом решения проблемы правовой
алиенации является организованная и активная борьба доминируемых классов
за свои действительные интересы. Одно из эффективных, а в некоторых
условиях и единственно возможных, средств борьбы с правовым отчуждением
- действия contra legem. Под влиянием буржуазной идеологии в сознании
доминируемых прочно укоренилось предубеждение против нарушающей
позитивное право освободительной практики. Так как в современном мире
возможность для негосподствующих социальных групп вести эффективную
классовую борьбу легальными способами либо сводится к минимуму, либо
попросту отсутствует, то существует настоятельная необходимость в
развенчании неадекватных представлений о действиях contra legem и изучении
их потенциала.

9. Преодоление правового отчуждения возможно только как классовая
практика - "проект большинства". Но перспектива создания общества без
отчуждения будет тем реальней, чем большее количество "здесь и сейчас"
живущих людей осознает свою личную ответственность за нерешенность этой
глобальной проблемы, воспримет идеал неотчужденного общества в качестве
своего личного "творческого задания"1 и будет претворять его в жизнь на
уровне своего повседневного существования.

Теоретическая и практическая значимость работы видится в том, что в ней содержится комплексный анализ феномена правового отчуждения, через систему взаимосвязанных определений предпринимается попытка раскрытия понятия правового отчуждения, обосновывается необходимость использования этого понятия в процессе диалектического познания закономерностей развития и функционирования правовой реальности, вводится ряд новых терминов.

1 Термин И.А. Ильина.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут сыграть определенную позитивную роль в процессе практического преодоления основных видов негативного опредмечивания, наблюдаемых в современном правовом поле.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы нашли отражение в научных публикациях автора, излагались в выступлениях на научных и научно-практических конференциях (Международная научная конференция "Социальная роль права: история и перспективы" (г. Руза, 2002 г.); Межвузовская научная конференция "Конституционализм и эволюция отечественной государственности: проблемы и перспективы" (г. Москва, 2004 г.); Научно-практическая конференция "Молодая наука в современной России" (г. Москва, 2004 г.); Всероссийская научная конференция "Проблемы развития российского законодательства" (г. Покров, 2004 г.) и др.) и были использованы в процессе преподавания курсов теории государства и права и теории правового и социального государства в Московском государственном социальном университете.

Понятие правового отчуждения: общая характеристика

Исследование сущности правового отчуждения невозможно без предварительного обращения к концепциям "отчуждения вообще", которые были выработаны в рамках гуманитарной мысли, в первую очередь -философской: именно в пределах этой формы общественного сознания накоплены основные запасы теоретических сведений, имеющих отношение к феномену алиенации.

В истории классической философии проблема отчуждения неразрывно связана с именами Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Но наиболее весомый вклад в разработку понятия отчуждения, как справедливо принято считать, внес Г. Гегель. В концепции немецкого мыслителя (прежде всего - в "Феноменологии духа") отчуждение предстает главным образом как один из способов отношения "чистой логики" к результатам ее самовоплощения в различных пространственно-временных формах1, а именно: "отчуждение - это отношение "«чистой логики» к «своему другому», рассмотренное с точки зрения этого «другого»"2, когда "предмет выступает не таким, каков он есть сам по себе, в себе и для себя, а как явление, феномен человеческого сознания"3.

В диалектико-материалистической теории, поддержавшей, переработавшей и развившей гегелевскую идею, алиенация понимается как "социальный процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему" . "Дело, если его искусственно не усложнять, - пишет об этом феномене философ-марксист Эвальд Ильенков, - довольно несложно. Ибо в самой общей форме категория "отчуждения" означает вообще довольно распространенный факт -факт превращения продукта деятельности людей, продукта их рук и мозга, в некоторую самостоятельную, уже независимую от них самих силу - т.е. в некоторое образование, живущее уже по своей собственной логике и потому действующее то и дело уже наперекор желаниям и воле своих собственных творцов"2.

Другими словами, сущность "отчуждения вообще" заключается в том, что в своей деятельности человек преследует некоторые цели, обусловленные его интересами, но в силу различных причин то и дело случается так, что результаты его активности не соответствуют его ожиданиям. Более того -иногда они обращаются против своего творца, обретают характер самостоятельных сил, враждебно противостоящих человеку, его целеполаганиям и, в конечном итоге, разрушающих его человеческую сущность.

Исходя из общефилософского понятия отчуждения, можно предложить следующее определение правовой алиенации: правовое отчуждение - одна из закономерностей функционирования правовой системы, заключающаяся в том, что деятельность человека в правовом поле и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Данное понятие является наиболее абстрактным, его объем охватывает собою всю совокупность явлений и процессов алиенации в правовой системе, каждый элемент которой обладает собственной спецификой (объект, субъект, характер) и нуждается в более конкретном определении. Поэтому очень важно не сводить правовое отчуждение исключительно к отчуждению норм позитивного права (чем, как представляется, грешат многие исследователи). Так, например, учитывая то обстоятельство, что активность человека в правовом поле бывает не только правотворческой и правореализующей, но и чисто теоретической, можно и необходимо говорить не только об алиенации в сфере правотворчества и правовой практики, но и о процессах отчуждения в сфере юридической науки и юридического образования, о соотношении и взаимосвязи этих измерений правовой алиенации. В связи с этим предлагается различать правовое отчуждение в вышеназванном и узком смысле. В узком смысле под отчуждением предлагается понимать отчуждение норм позитивного права. В пределах первой главы работы с помощью терминов "правовое отчуждение", "отчуждение права", "правовая алиенация", если не оговорено иное, будет обозначаться именно узкое понятие изучаемого феномена.

"Юридическое мышление" как фактор отчуждения позитивного права

В современной российской юридической литературе вопрос о роли юриста в процессе отчуждения права не находит должного осмысления. Видимо, в том числе и по той причине, что позитивный ответ на поставленные выше вопросы явно или неявно подразумевается: ведь он лежит в основе "профессиональной чести". Поэтому в разных вариациях встречается утверждение: "Юристы должны играть ведущую и направляющую роль в преодолении правового кризиса!"1 Но так ли обстоят дела на самом деле?

Тезис, который мы попытаемся обосновать, идет вразрез с официальным оптимизмом теоретического правового сознания и заключается в том, что явление отчуждения норм позитивного права, помимо прочего, имеет основания в сферах юридической науки и юридического образования, в логике их функционирования, что современный юрист не только не способен адекватно осмыслить правовой кризис, но и активно участвует в его воспроизводстве.

В силу слабой разработанности в современном отечественном правоведении этой проблематики следующие ниже размышления будут носить наиболее общий и, возможно, несколько эклектический, характер. В главе затрагиваются только основные сюжеты темы. Методологической базой исследования остается исторический материализм. Эмпирической основой является, помимо прочего, личный опыт автора.

Чем объясняется скептицизм в оценке функций и возможностей современной юриспруденции? Прежде всего в его основе лежит осознание того факта, что специфическое "юридическое мышление", которым так гордятся лица, причисляющие себя к этому сословию, объективно не способно выработать истинное представление о правовом кризисе (отчуждении позитивного права) и наметить реальные, а не иллюзорные пути его преодоления. Обусловлено это совокупностью разнопорядковых причин. Попытаюсь обосновать свою мысль.

Социальная реальность - не совокупность разрозненных, независимых друг от друга сфер, а целостная система. Если какая-то из составляющих этой целостности приходит в противоречие с ней, "отчуждается", то устранение этого несоответствия с необходимостью требует анализа всех (в идеале) или, по крайней мере, существенных причинно-следственных связей, его вызвавших. Другими словами, в этом случае следует "рассмотреть самую вещь во всех ее "опосредованиях", связях и отношениях и притом - в развитии, причинно обусловленном со стороны всего породившего эту вещь мира явлений" . Или, как точно выразил эту мысль Б. Олман, "реальность, являющаяся цельной и находящаяся в постоянном движении, не может быть понята по кускам и обрывкам" .

Поскольку позитивное право является частью социальной системы, то необходимым условием недопущения или преодоления его отчуждения является анализ системы права и правовой системы в контексте социальной реальности как целостности. А это возможно лишь с привлечением знаний, по меньшей мере, всех гуманитарных наук. Целостный характер общества требует "целосообразного" (термин, услышанный мною от философа Льва Науменко) анализа, то есть анализа, сообразного с целым. Лишь такой анализ может привести к выявлению и разоблачению объективированного в позитивном праве (законе в широком смысле) ложного сознания или, используя терминологию К. Касториадиса, его (позитивного права) "воображаемой составляющей", автономизация и доминирование которой обусловливает отчуждение института, его автономизацию и доминирование в отношении всего общества. Только в ходе такого анализа, производимого через призму "тотальности", "конкретно-исторической всеобщности", анализа, выявляющего "единство в многообразии", может быть открыто то самое "естественное" право, которое, говоря словами Демокрита, существует "по правде", а не согласно лишь "общему мнению"1.

Общие предпосылки преодоления правового отчуждения

Преодоление правового отчуждения — это та заветная цель, к которой во все времена пыталась "прорваться" искренняя и живая политико-правовая мысль. Соответственно, в копилке истории политико-правовых идей хранится множество рецептов, которые отличаются по своему содержанию, причем иногда - до прямой противоположности. Систематизировав наиболее часто предлагаемые решения этой проблемы, можно сказать, что все они представляют одну из двух точек зрения и, в свою очередь, зависят от того, что рассматривается в качестве основной причины алиенации в праве.

Если авторы ищут причину правового отчуждения в самой правовой системе, то и решение этой проблемы они связывают с изменением этой системы или каких-то ее компонентов. К примеру, как уже отмечалось выше, широко распространено представление, согласно которому правовое отчуждение можно минимизировать или даже ликвидировать, если отменить отчужденные от реальности нормы позитивного права. Известный правовед Р. Иеринг в своем произведении "Борьба за право" отмечал: "Сущность права заключается в практическом осуществлении. Юридическая норма, никогда последнего не получавшая или переставшая его получать, теряет право на свое название, обращается в механизме права в излишнюю пружину, которая не участвует в работе и удаление которой не внесет ни малейшего изменения. Это положение одинаково относится ко всем частям права, к государственному праву так же, как и к уголовному или гражданскому; его специально санкционировало римское право, признавшее desuetudo основанием для отмены закона; ему соответствует исчезновение конкретного права путем продолжительного непользования (поп usus)" . Современные приверженцы этой точки зрения не раз призывали к отмене "декоративных" норм Конституции РФ 1993 г.

С другой стороны, преодоление правового отчуждения многие связывают с укреплением "механизма реализации" позитивно-правовых установлений, ужесточением санкций за правонарушения, расширением полномочий органов по борьбе с преступностью, увеличением расходов на правоохранительную деятельность, с изменением сознания людей, в том числе - посредством правового обучения и воспитания, то есть так или иначе решение видится во внутренней реформе правовой системы.

Другой вариант решения проблемы правовой алиенации сводится к тому, чтобы изменять не правовую систему, а систему социальную - саму общественную реальность, поскольку причины первоначального необходимого правового отчуждения, его факторы находятся в конечном итоге не внутри права, а вне его - в социальной целостности. Правовая система является частью этой целостности, но такой частью, которая соединена множеством диалектических взаимосвязей со всеми другими ее частями, и которая поэтому не может быть модифицирована без изменения ее внешних детерминантов. Скажем, невозможно ослабить или преодолеть правовое отчуждение посредством отмены декоративных норм, поскольку само их бытие не является случайностью, оно необходимо, ибо нереализующиеся нормы, как мы видели, выполняют определенную социальную функцию: объективированное в праве "воображаемое" стабилизируют наличное состояние социума и поэтому, вопреки авторитетному мнению Р. Иеринга, оно не может быть просто из него изъято без того, чтобы что-то изменилось в самом социуме. Если, предположим, в современной России мы в целях ослабления правовой алиенации попытаемся максимально приблизить позитивное право к реальности, то в этом случае принцип формального равенства придется заменить принципом формального неравенства и объективировать в позитивном праве множество тех норм обычного права, которые уже давно определяют действительное бытие нашей правовой системы. Полуфеодальный характер российского общества станет еще более очевидным и, следовательно, пошатнутся конституирующие его идеологические основы, а это не может не дестабилизировать саму социальную систему.