Введение к работе
І. Актуальность темы диссертации. Деятельность религиозных
объединений в течение всей истории развития Российского государства играла существенную роль в построении отношений между обществом и государством, так как она способствовала выражению и реализации потребностей значительной части общества - верующих граждан, а также иных лиц, находившихся на территории государства.
Сегодня реформирование отношений религиозных организаций (объединений) с государством на основе норм демократического правового светского государства, в котором признается и гарантируется не только индивидуальное, но и институциональное осуществление свободы совести, не завершено. Российское законодательство предусматривает обязанность государства не только не препятствовать, но и содействовать деятельности религиозных организаций. Однако довольно часто религиозные организации сталкиваются с отсутствием правовых норм, на основании которых могло бы осуществляться правовое регулирование их деятельности и отношений с государством, а также с иными, отличными от религиозных, общественными институтами.
Это обусловлено рядом факторов, в частности, недостатком историко-правовых и теоретических исследований, посвященных реализации и охране прав и свобод религиозных организаций в России, на основании результатов которых возможно построение оптимальных именно для Российского государства отношений с религиозными организациями.
Русская православная церковь Московского Патриархата является самой многочисленной по количеству лиц, выражающих принадлежность или отдающих предпочтение этой религиозной организации, а также по количеству зарегистрированных местных религиозных организаций. В большинстве случаев проблемы правоотношений между государством и Русской православной церковью представляются типичными для отношений государства и иных религиозных организаций, поэтому возможно обращение преимущественно к опыту и реалиям отношений между государством и Русской православной церковью. Несмотря на то, что наименование «Русская православная церковь Московского Патриархата» появилось лишь в XX веке, автор диссертации счел возможным не употреблять ранее действовавшие наименования.
1 " *
Степень научной разработанности темы и круг исследованных
источников. Выбранная тема является не в полной мере разработанной в историко-правовом аспекте.
Вопросы истории правового регулирования отношений государства и религиозных организаций, в частности, Русской православной церкви, были исследованы в работах отечественных дореволюционных правоведов, историков, теологов, философов: И. Д. Беляева, И. С. Бердникова, М. Ф. Владимирского-Буданова, П. В. Гидулянова, епископа Никодима (Милаша), А. С. Павлова, протоиерея В. Г. Певцова, Н. С. Суворова, Д. А. Хомякова и других.
Имеется ряд правовых, исторических, социологических работ советского периода, посвященных деятельности религиозных организаций, а также их отношениям с государством (Н. П. Гаевой, В. Н. Калинина, С. В. Юшкова и др.). Работы советского периода в подавляющем большинстве включали не столько правовой анализ нормативных правовых актов по проблеме, сколько их идеологическую оценку (М. Г. Кириченко, В. В. Клочков, Н. М. Никольский, Ю. А. Розенбаум и другие).
Существенный вклад в развитие научных знаний о конституционно-правовом и административно-правовом регулировании государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации внесли диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Лупарева Г. П. (Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (Теория и практика). - М, 1992), Ловинюкова А. С. (Административно-правовая охрана свободы совести. -М., 1994).
Тщательное изучение имеющихся диссертаций по проблемам правового регулирования государственно-конфессиональных отношений позволило автору данного исследования сделать вывод о том, что с момента вступления в силу в 1997 г. действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в наибольшей мере пр оанализир ованы:
- взаимовлияние правовых норм государства и христианских конфессий - в кандидатских диссертациях по теории и истории права и государства, истории правовых учений Т. А. Антоненко, Л. А Тищенко, Ю. В. Бондаренко, Н. А. Липского;
некоторые этапы в развитии регулирования отношений государства и религиозных организаций, в частности, Русской
православной церкви, в работах Г. В. Арсеньевой, Е. А. Муравской, А. А. Дорской, Е. Д. Ковалевой;
- с конституционно-правовых, исторических и теоретико-правовых позиций - государственно-конфессиональные отношения в субъектах Российской Федерации, особенно, с преобладающим влиянием исламской религии: по Хабаровскому краю - С. Ю. Симорот; правовое регулирование отношений государства с Русской православной церковью и мусульманскими организациями исследовалось Р. М. Ахмедовым и А. М. Магомедовым;
исторические и современные административно-правовые проблемы деятельности религиозных организаций, гражданско-правовые проблемы их создания, ликвидации - в конституционно-правовых исследованиях С. Ю. Симорот, И. Н. Вишняковой, Т. Ю. Архирейской.
Несмотря на то, что многие работы включают, в том числе, историко-правовой анализ регулирования отношений между государством и религиозными организациями, для них является характерным исследование не столько нормативных правовых актов по теме, сколько изучение ранее вышедших работ. В то же время, наименее исследованными остаются: вопросы правового регулирования деятельности религиозных организаций до середины XVI в. Так, наблюдается явное несоответствие между теоретическим выводом исследователей о том, что свобода совести не всегда имеет внешнее выражение в деятельности индивида или коллектива и, как следствие, не может быть урегулирована посредством правовых норм, и выводом о том, что для Древней Руси было характерно полное отсутствие каких-либо правомочий свободы совести. Более того, не является верным вывод о том, что до начала XVIII в. отсутствовали гарантии деятельности для каких-либо религиозных организаций, кроме Русской православной церкви. Представляется, что для данного этапа было характерно отсутствие закрепления нормами права отношений государства и неправославных религиозных организаций, которые, тем не менее, существовали; законодательное закрепление одного из правомочий свободы совести — веротерпимости, в начале XVIII в. Многие авторы связывают нормативное закрепление веротерпимости с началом деятельности Синода, хотя это произошло несколько ранее; меры уголовно-правовой охраны деятельности религиозных организаций, правомочий свободы совести на современном этапе; последствия лишения религиозных организаций собственности, статуса юридического
лица, и, соответственно, возможности приобретать собственность, ограничения всей деятельности религиозных организаций рамками отправления культа в специально для этого предназначенных культовых зданиях и сооружениях на советском этапе правового регулирования деятельности религиозных организаций, для современного этапа правового регулирования отношений государства и религиозных организаций. Также практически отсутствуют историко-правовые и теоретико-правовые исследования, посвященные анализу правового обеспечения деятельности религиозных организаций в рамках гражданского, земельного права. Хотя здесь можно отметить статьи И. А. Куницына, И. В. Понкина, А. В. Стадникова.
В процессе подготовки диссертации автором исследованы отечественные научные труды по теории и истории права и государства, истории правовых и политических учений, по конституционному, административному, гражданскому, земельному, налоговому праву, в том числе работы: М. В. Баглая, И. Н. Барцица, С. А. Боголюбова, А. В. Васильева, Р. Ф. Васильева, Е. И. Голубевой, Б. П. Елисеева, И. А. Иконицкой, А. Д. Керимова, И. О. Красновой, М. Н. Кузнецова, И. Н. Куксина, М.-П. Р. Кулиева, О. Е. Кутафина, Ю. И. Лейбо, Г. В. Мальцева, М. Н. Марченко, Т. Д. Матвеевой, В. С. Нерсесянца, С. И. Носова, А. В. Пчелинцева, О. Н. Садикова, С. В. Соловьевой, Л. А. Стешенко, М. Ю. Тихомирова, Т. М. Шамбы, Д. Ю. Шестакова, А. И. Экимова, Б. С. Эбзеева, В. В. Ярославцева, И. С. Яценко и др. Большинство данных ученых не занимались конкретным исследованием правоотношений Российского государства и религиозных организаций. Однако изучение их работ позволило диссертанту более четко выявить специфику правоотношений государства и религиозных организаций.
Современные отечественные социологические, исторические, экономические, философские исследования деятельности религиозных организаций представлены публикациями В. В. Бойко, Н. Н. Лисового, Е. С. Терлеевой, Л. Ходова, Г. М. Шмелева и др.
Из зарубежных теоретико-правовых, историко-сравнительных и конституционно-правовых исследований отношений государства и религиозных организаций можно выделить работы таких авторов, как: Гарольд Берман, Либеро Джероза, Роберт Корд, Дэриен Мак-Вертер, Франческо Руффини.
Объектом исследования является совокупность урегулированных правом отношений, складывающихся между государством и религиозными организациями, в историческом развитии.
Предмет диссертации составляют нормы права, регулирующие отношения между государством и религиозными организациями, в частности, Русской православной церковью.
Цель исследования составляет комплексный анализ становления, развития и правового закрепления правомочий, характерных для института свободы совести, на различных этапах развития нашего государства.
Задачи диссертации заключаются в проведении:
историко-правового исследования особенностей становления и развития правового регулирования деятельности Русской православной церкви вX в. — начале ХУШ в.;
историко-правового анализа изменений в правовом положении религиозных организаций, связанных с законодательным закреплением одного из правомочий свободы совести — веротерпимости, в начале ХУЛІ в.;
историко-правового исследования усиления роли правовой регламентации деятельности религиозных организаций, связанного с увеличением числа законодательно закрепленных правомочий свободы совести;
исследования современных особенностей правового регулирования деятельности религиозных организаций в сравнении с предыдущими этапами развития правоотношений государства и религиозных организаций;
анализа современных направлений совершенствования законодательства, касающегося реализации свободы совести религиозными организациями.
Источниковедческую базу диссертации составляют исторические документы, представленные в собраниях, сводах, сборниках российского законодательства. Так, в числе основных правовых актов конца X в. — начала XVIII в., исследованных в данной работе, можно выделить Устав князя Владимира Святославича; Устав князя Ярослава; Русскую Правду; Грамоты Великого Новгорода и Пскова, а также акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - нач. XVI в. и др.
В диссертации анализируются правовые акты начала XVIII в. -начала XX в. Например, Манифест Петра I «О вызове иностранцев в Россию»; «Регламент или Устав Духовныя Коллегии, по которому оная знать долженства своя, и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оныя Управлению Духовному подлежат, и при том в отправлении дел своих поступать» и др. Правовые акты эпохи Екатерины II: «О разделении духовных имений и о сборе со всех Архиерейских, монастырских и других церковных крестьян с каждой души по 1 рублю 50 копеек» с приложением Манифеста «О подведомстве всех Архиерейских и монастырских крестьян Коллегии экономии, и штатов по духовной части»; «О строении лютеранских и католических церквей на порозжих землях в округах, заселяемых колониями; об определении в сии церкви пасторов и о содержании их»; «Об отмежевании к церквам земель» и иные.
Начала XX в. - конца XX в.: Указ Императора «Об укреплении начал веротерпимости»; Постановление Временного правительства «О свободе совести»; Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»; Постановление Президиума Всероссийского Центрального исполнительного комитета «О религиозных объединениях»; Постановление Совета Министров СССР «О монастырях в СССР»; Инструкция по применению законодательства о культах, утвержденная постановлением Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и постановлением Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР; Конституции СССР и РСФСР и др.
В диссертационной работе исследованы современные правовые акты, имеющие нормативный характер: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»; иные законы и подзаконные акты федерального уровня и субъектов Российской Федерации; правоприменительные акты; законопроекты по теме исследования.
С целью проведения сравнительно-правового исследования проблем правового регулирования взаимоотношений Российского государства и религиозных организаций, автор диссертации обращался к зарубежному законодательству, как в историческом плане, так и к действующим нормативным правовым актам.
В диссертации проанализированы источники конфессионального права Русской православной церкви.
Методологической основой диссертации послужили общенаучные методы изучения (анализ, синтез и иные методы формальной логики), а также частнонаучные методы (историко-правовой, сравнительно-правовой, ретроспективной реконструкции), с позиций которых наиболее ярко выявляются закономерности, особенности, тенденции развития правового регулирования отношений между государством и религиозными объединениями в России, в том числе с Русской православной церковью. Данные методы применялись с учетом требований объективности, историзма, всесторонности, которые широко используются для выявления и изучения основных закономерностей государственно-правовых явлений.
Так, в первую очередь, аналитический метод применялся для выявления совокупности урегулированных правом отношений, складывающихся между государством и религиозными организациями, среди иных урегулированных правом отношений, а также неурегулированных нормами права отношений между государством и религиозными организациями. Историко-правовой метод позволил выявить специфические черты, присущие конкретным этапам развития правового регулирования отношений между государством и религиозными организациями.
Научная новизна диссертации определяется, в первую очередь,
особенностями избранного предмета исследования. С учетом новых
теоретических и историко-правовых работ, современного
законодательства, комплексно исследовано развитие правового регулирования отношений между нашим государством и Русской православной церковью, выявлена зависимость правового регулирования государственно-церковных отношений от становления, развития и правового закрепления правомочий, характерных для института свободы совести, на различных этапах развития нашего государства.
Теоретические положения, практические выводы и предложения, обладающие элементами научной новизны, выносимые на защиту:
1. Для современного этапа развития правовой мысли характерно выделение в структуре института свободы совести внутреннего (мировоззренческий выбор, взгляды, убеждения относительно религии) и внешнего проявления (действия, обусловленные отношением к религии), индивидуальной (единолично) и совместной (коллективно, группой лиц) формы выражения. Совместная форма выражения свободы совести
является наиболее развитой конструкцией, ее реализация на практике связана с наличием большого числа правомочий свободы совести, предоставляемых государством. Более того, современные российские нормы, регламентирующие институт свободы совести, в отличие от норм предыдущих этапов, не содержат конкретный перечень правомочий свободы совести, что обусловило необходимость их историко-правового и теоретико-правового изучения с тем, чтобы выявить содержание свободы совести в России на современном этапе как предопределенное историей становления различных правомочий свободы совести на различных исторических периодах.
Диссертант считает неверным утверждение о том, что в Древней Руси отсутствовали правомочия свободы совести. Во-первых, внутренний аспект свободы совести является принципиально нерегулируемым правом. Во-вторых, на начальных этапах развития правового регулирования отношений государства и религиозных организаций (X в. -начало XVIII в.) являлась характерной минимальная регламентация правомочий совместной формы выражения свободы совести. В отношении Русской православной церкви такая регламентация была связана с тем, что на нее были возложены многочисленные правовые функции, что потребовало материально-финансового обеспечения ее деятельности.
-
Диссертант обосновывает, что во всей истории развития правового регулирования отношений государства и религиозных организаций решающую роль для совместной формы выражения свободы совести играла правовая регламентация материально-финансового обеспечения деятельности религиозных организаций.
-
Выделены такие основные правомочия свободы совести на современном этапе, как свобода вероисповедания и свобода убеждений (атеистических, либеральных и прочих). При этом теоретическая конструкция свободы совести имеет важное значение при определении направлений правового регулирования деятельности религиозных и иных идеологических организаций. Так, при регулировании деятельности религиозных организаций, особенно, Русской православной церкви на современном этапе, необходим учет норм Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», ряда иных нормативно-правовых актов, предусматривающих самообеспечение деятельности религиозных организаций, а также отсутствие препятствий со стороны государства в имущественных правоотношениях при реализации
правомочий свободы совести религиозными организациями Русской православной церкви.
4. Автором диссертации выявлены и комплексно изучены
современные несоответствия земельного, налогового законодательства
нормам Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О
свободе совести и о религиозных объединениях».
5. Систематизированы основные направления совершенствования
правового обеспечения деятельности религиозных организаций,
обсуждаемые в научной литературе и средствах массовой информации.
Сформулированы собственные предложения по совершенствованию
правового регулирования земельно-имущественных отношений
государства и Русской православной церкви.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, направлены на совершенствование правового регулирования отношений между государством и религиозными организациями, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.
Материалы исследования могут использоваться в процессе преподавания теории и истории права и государства, конституционного, гражданского, земельного права.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы изложены в выступлениях на международных, всероссийских научно-практических и аспирантских конференциях: «Государственность и государственная служба России: пути развития» (Москва, 26 апреля 2002); «Российское законодательство и религиозное образование в светской школе» (Москва, 20 ноября 2003); «Россия: приоритеты выборов и выборы приоритетов» (Москва, 20 — 21 ноября 2003); «Конституция Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 3 декабря 2003).
Результаты исследования обсуждены и одобрены на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также отражены в научных публикациях диссертанта.
Структура работы определена логикой и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.