Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Общая характеристика присяги 12
1.1. История развития научных представлений о присяге как о правовом феномене 12
1.2. Юридическое понятие присяги 39
1.3. Классификация присяги 93
1.4. Функциональная характеристика присяги 113
ГЛАВА 2. Проблемы реализации присяги 132
2.1. Эффективность реализации присяги 132
2.2. Кодексы чести как нравственная основа повышения эффективности реализации присяги 159
Заключение 187
Библиография 196
Приложение 216
- История развития научных представлений о присяге как о правовом феномене
- Юридическое понятие присяги
- Эффективность реализации присяги
- Кодексы чести как нравственная основа повышения эффективности реализации присяги
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Присяга является одним из уникальных феноменов правовой системы общества. Данная категория относится к таким явлениям, которые, на первый взгляд, кажутся, понятными и не требующими углубленного научного анализа. Между тем присяга выступает весьма сложной общеправовой категорией, несущей значительную функциональную нагрузку, которая до сих пор не получила должной правовой и научной идентификации.
В механизме правового регулирования современной России присяга получает все большее распространение и, пожалуй, возрождение. Присягу принимают Президент России, губернаторы, сотрудники органов внутренних дел, судьи, адвокаты и многие другие должностные лица. Ее влияние настолько велико, что затрагивает сферы внутренней и внешней политики, военного дела и даже развитие исторического процесса. В действующем российском праве данное явление встречается в различных отраслях. Это позволяет говорить о том, что феномен присяги представляет собой относительно автономный комплексный правовой институт, место которого в системе российского права до сих пор надлежащим образом не определено и с логико-гносеологической позиции в полной мере не оценено.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется также необходимостью расширения средств правового воздействия на постоянно развивающиеся общественные отношения, потребностью гармонизации функционирования всех имеющихся в распоряжении государства правовых регуляторов; потребностью преодоления юридического нигилизма, воспитания патриотизма.
Значимость темы обусловлена законодательными новеллами последнего времени, появившимися в российском и международном праве. Очевидна перспектива расширения сферы действия присяги. Так, ныне в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится на рассмотрении законопроект, согласно которому вступление сенаторов в должность будет сопровождаться принесением присяги на верность Конституции РФ, демократии и народу.
Институт присяги, представляя собой малоизученную область юридической науки, нуждается в специальном общетеоретическом исследовании.
Степень научной разработанности. В современной правовой науке комплексное исследование присяги, ее видов, функций, ценности не проводилось. Отсутствует законодательная дефиниция рассматриваемого политико-юридического и морально-психологического средства, не предложена развернутая классификация присяги. Неизученными остаются проблемы реализации присяги, ее роль и тенденции развития в механизме правового регулирования.
Некоторые аспекты данной темы получили освещение в работах А.В. Атаева, Н.П. Бучко, Ф.П. Васильева, А.А. Глушаченкова, Н.В; Гущевой, С.Л. Дударева, Ю.Н. Емельянова, А.Ю.1 Карташова, Ж.В. Корминой, Н.С. Кос-тоусова, В.М. Кулемзина, О.В. Лысенко, М.В. Никифорова, А.З. Нурутдинова, В.Р. Петрова, Н.Д. Ростова, А.А. Сафронова, П.С. Стефанович, Н.В. Тарасова. Особого внимания заслуживают разработки A.M. Тесленко, О.Ф. Павлова, А.Е. Леднева, Т.В. Никифоровой.
Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе принятия и реализации присяги.
Предметом исследования является присяга как общеправовой феномен, являющийся специфическим инструментом регулирования общественных отношений.
Целью настоящей работы является комплексное общетеоретическое исследование присяги как комплексного правового института.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
— определить основные признаки, присущие присяге как общеправовому феномену;
— сформулировать авторское определение юридического понятия «присяга»;
- исследовать соотношение присяги со смежными явлениями;
— предложить развернутую классификацию присяги;
- выявить функциональное назначение присяги в механизме- правового регулирования;
- исследовать особенности и эффективность реализации комплексного правового института присяги;
— проанализировать нравственную основу функционирования комплексного правового института присяги;
- разработать предложения по дальнейшему совершенствованию материального и процессуального законодательства о присяге.
Методологическую основу диссертационного исследования, составляет диалектический метод научного познания, позволяющий обозначенную проблему рассматривать комплексно, во взаимосвязи и. взаимодействии с иными явлениями окружающего мира. Применение также нашли исторический, логический, конкретно-социологический, статистический, системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Теоретической основой диссертации послужили труды отечественных изарубежных авторов в области общей теории государства и права, международного, конституционного, административного, уголовно-процессуального, гражданского и других отраслей права; а также философии, истории, политологии, социологии и этики.
Мировоззренческую базу проведенного исследования составили положения отечественных специалистов в области теории государства и права С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, П.П. Баранова, Е.В. Васьковского, Н.Н. Вопленко, Р.Б. Головкина, А.Д. Градовского, А.А. Демичева, В.Н. Карташова, К.В. Каргина, В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева, А.В. Малько, А.В. Никитина, В.В. Оксамытного, А.С. Пиголкина, К.П. Победоносцева, СВ. По Лениной, Р. А. Ромашова, В.П. Сальникова, И.Н. Сенякина, В.И. Сергеевича, В.М. Сырых, Н.Н. Тарасова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Толстика, А.Ф. Черданцева, О.А. Чванова, Б.С. Эбзеева, А.И. Экимова и других.
Эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации 1993 года; федеральное конституционное законодательство; федеральное законодательство; правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти; интерпретационные и правоприменительные акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, иных судебных органов; нормативные акты субъектов Федерации; правовые акты локального характера; общие и локальные международные правовые акты; законодательство зарубежных стран.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые проведено комплексное общетеоретическое исследование правовой природы, сущности, видов, функций и многообразных проявлений феномена присяги.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Авторское определение присяги, под которой понимается юридический факт, представляющий собой принятие официальной клятвы (торжественного обещания) соблюдать и исполнять права и обязанности в соответствии с принимаемой должностью, определяющий момент изменения специального правового статуса субъектов и осуществляемый в особом ритуальном порядке на основе специализированных символических действий.
2. Присяга как правовой феномен регламентируется системой норм, которые представляют собой относительно самостоятельный комплексный правовой институт, включающий элементы государственных установлений:
- из конституционного права (субинститут присяги Президента РФ, субинститут присяги судьи Конституционного Суда РФ, субинститут присяги Уполномоченного по правам человека);
- из административного права (субинститут присяги сотрудников ОВД, субинститут присяги сотрудников Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ);
- из уголовно-процессуального права (субинститут присяги сотрудников прокуратуры, субинститут присяги присяжных заседателей).
- из гражданского процессуального права (субинститут присяги судей);
- из уголовно-исполнительного права (субинститут присяги сотрудников РУИН);
- из арбитражного права (субинститут присяги судей);
из военного права (субинститут присяги военнослужащих); - из таможенного права (субинститут присяги сотрудников таможенных органов РФ).
3. Предлагается развернутая классификация присяги:
а) по форме осуществления (устная и письменная присяга);
б) по источникам права, в которых закрепляется обязанность принятия присяги (присяга, установленная: международным договором, Конституцией РФ, федеральным конституционным законом РФ, федеральным законом РФ, законом субъекта РФ, подзаконным нормативным актом, которая, в свою очередь, конкретизируется на присягу, установленную: указом Президента РФ, ведомственным нормативно-правовым актом, актом органов местного самоуправления);
в) по способу приобретения специального правового статуса субъектом, принимающим присягу (присяга, приносимая в связи: с избранием на должность на основе всеобщего голосования; с назначением на должность; с поступлением на специальную государственную службу);
г) по принадлежности к определенному виду государственных органов лиц, принимающих присягу (присяга лиц, являющихся представителями:
законодательной власти; исполнительной власти; судебной власти; присяга лиц, обладающих особым статусом, не относящихся ни к одной из ветвей государственной власти);
д) по отраслям права (присяга в конституционном праве; в административном праве; в уголовно-процессуальном праве; в гражданском процессуальном праве; в арбитражном праве; в уголовно-исполнительном праве и других);
е) по количеству субъектов, принимающих присягу (присяга, принимаемая индивидуально, и присяга, принимаемая коллективно).
4. Функциональный анализ присяги позволяет выделить две группы функций, осуществляемых данным правовым институтом: общие, присущие присяге как разновидности клятвы, и специально-юридические, характерные для присяги как правового феномена. (
К общим функциям присяги относятся: интегративная, дифференцирующая, мотивационная, символическая, политическая, идеологическая, информационная.
К специально-юридическим функциям присяги относятся: правореализационная, правонаделительная, правопрекращающая, регулятивная, охранительная, координационная, фиксирующая.
5. Механизм реализации присяги представляет собой последовательность стадий:
- информационное воздействие;
- формирование воли субъекта на основании ценностно-мотивационно-го воздействия;
- вступление в конкретные специализированные правоотношения;
- осуществление самоконтроля и внешнего контроля.
6. Эффективность реализации присяги - это качественная характеристика степени достижения целевых ориентиров, закрепленных в тексте присяги.
7. Факторы, снижающие эффективность реализации присяги:
- низкий уровень системности и унификации в правовом регулировании содержания и процедур реализации присяги, отсутствие в современном российском законодательстве единого нормативно-правового акта, который бы закреплял концептуальные основы данного феномена;
- неразвитая нравственная основа института присяги, в качестве которой выступают деонтологические кодексы;
- слабая заинтересованность субъектов; принимающих присягу в соблюдение требований моральных и иных социальных норм;
- недостаточное использование письменной формы присяги;
- невысокий уровень правосознания и правовой культуры субъектов; принимающих присягу;
— низкий уровень осуждения гражданами и должностными лицами фактов нарушения присяги.
Автор предлагает меры преодоления степени их негативного воздействия.
8. Деонтологические кодексы выступают нравственной основой реализации присяги и средством повышения ее эффективности:
9. Под деонтологическьш кодексом следует понимать упорядоченное изложение системы моральных норм (в ряде случаев включающее локальные юридические нормы), содержащее требования к профессиональному поведению субъекта, его моральным качествам и принципам, отражающее сущность определенного среза нравственной системы.
Выделяются следующие виды деонтологических кодексов по содержанию:
- этические кодексы — содержащие только моральные нормы;
- смешанные кодексы — содержащие моральные нормы и нормы права.
10. Назрела необходимость принятия федерального закона «О присяге», в котором желательно закрепить:
- концептуальные основы правового регулирования данного института;
- дефиниции присяги, клятвы, правового долга;
- круг лиц, для которых устанавливается обязательность принятия присяги;
— факт принятия присяги в качестве предварительного условия принятия или изменения,специального правового статуса;
— правовые последствия, которые влечет принятие присяги;
— основные элементы ритуала приведения к присяге (необходимые атрибуты принятия присяги, категории субъектов, обязанных присутствовать при принятии присяги, символы, обеспечивающие торжественность церемонии, обязательность личного произнесения текста присяги и т. д.);
— место и время принятия присяги;
— необходимые структурные элементы текста присяги;
— категории лиц, которые должны принимать присягу в письменном порядке;
— категории субъектов, кому передается на хранение подписанный текст присяги;
— возможность обнародования факта принятия присяги;
— возможность получения присягнувшим лицом специального знака, символизирующего легитимность полномочий присягнувшего лица.
11. Необходимо формирование института конституционной ответственности за нарушение принятых, в том числе моральных, обязательств присяги. В качестве меры данного1 вида юридической ответственности может быть предусмотрена возможность отстранения от должности на основании совершения аморального проступка, несовместимого с дальнейшим осуществлением профессиональной деятельности.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что сформулированными положениями и выводами представляется возможным дополнить отдельные разделы теории государства и права, такие как теория правотворчества, правовые символы, правовая культура и правовое воспитание, теория реализации правовых предписаний.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы:
— в учебном процессе при чтении курсов лекций по теории государства и права, отраслевым юридическим дисциплинам;
— в процессе совершенствования российского законодательства;
— в юридической практике;
— в организационно-научной и в воспитательной деятельности, в частности в Нижегородской академии МВД России.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в ряде статей, тезисов докладов на III межрегиональной научно-практической конференции юридического факультета КФ МГЭИ (г. Киров, 12 июня 2006 г.), на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности и культуры сотрудников правоохранительных органов» (г. Брянск, 6 октября 2006 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Избирательное право и избирательное законодательство России: история развития, современное состояние, пути совершенствования» (г. Нижний Новгород, 24 октября 2007 г.). Теоретические разработки, выносимые на защиту, обсуждались на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин и кафедры юридической психологии и. педагогики Нижегородской академии МВД России. Материалы диссертационного исследования используются при проведении лекций, семинарских и практических занятий с курсантами Нижегородской академии МВД России.
Основные положения диссертации нашли отражение в 9 научных публикациях автора объемом 10,24 п. л.
Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложения.
История развития научных представлений о присяге как о правовом феномене
Становление процесса возникновения и развития присяги как правового феномена проходило достаточно длительный период и испытывало влияние различных обстоятельств. Как отмечают Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, историческое происхождение присяги «в смысле клятвы именем Божиим весьма древнее»1. С момента зарождения государства и в целях регулирования исполнительной дисциплины в системе власти устанавливаются единые требования о принятии присяги (клятвы) как определенными государственными должностными, так и иными лицами. Проведенный анализ показывает, что в России становление процесса принятия присяги в государственной системе проходило достаточно длительный период.
Первоначальные традиции принятия присяги начались со стороны верующих людей, дающих клятву перед Богом. В дальнейшем принятию присяги подвергались должностные лица различных уровней, церковноприходские люди, военнослужащие и полицейские, а также граждане определенных категорий. Обязательную присягу те или иные лица в России проходили в княжеские, царские, постсоветские и современные периоды. Возникновение необходимости принятия присяги существует в различных социально-правовых случаях, причем она традиционно принималась каждым по его вере и закону, начиная с самых истоков возникновения данного феномена. Как отмечают Ф.П. Васильев и Н.Ф. Бережкова, содержание присяги (клятвы) и процесс ее принятия развивались параллельно. Данное мероприятие постепенно приобретает значение необходимого явления. Устоявшееся и закрепленное теми или иными нормативно-правовыми актами, оно прошло длительный путь своего развития1.
Языческая Русь использовала оружие и доспехи, и её клятва носила ярко выраженный военный характер. Упоминаемые в договоре предметы — щит, меч и «обручи» — имели символическое и магическое значение. Поскольку особенно известна присяга с помощью оружия у германцев, то сначала преобладающим было мнение о скандинавских корнях заклятия представителей Руси. Позднее, однако, были указаны и другие аналогии — у сибирских остяков, авар, древних болгар и чехов. Все они базировались на идее гибели от собственного оружия, как воздаяния за некие проступки2.
Крещёная Русь клялась с помощью церкви и креста. В учебнике «Закон Божий» говорится, что, осеняя себя крестным знамением, мы «кладем сложенные такь пальцы на лоб для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи для освящения наших сил телесных»3. То есть лицо, дающее клятву («наносящий на себе крест»), должно проявлять свои действия мысленно осознанно, брать на себя ответственность и, в связи соответствующих обстоятельств, клясться в их исполнении. Причем, первоначальные традиции принятия присяги начались со стороны верующих людей, дающих клятву перед Богом.
Так, например, в Священном Писании неоднократно говорится, что призывание Бога для свидетельства, когда оно совершается должным образом, представляет собой один из способов Его прославления. Так, Исайя говорит об ассирийцах и египтянах, которые в войдут в Божью Церковь: они «будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом» (Ис 19:18), то есть, клянясь именем Господа, они тем самым объявляют, что считают Его своим Богом. Об умножении Божьего царства Исайя пишет так: "Кто будет просить о процветании, будет просить о процветании в Боге; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины" (Ис 65:16). Иеремия провозглашает: "И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим... как они научили народ Мой клясться Ваалом, - то водворятся среди народа Моего" (Иер 12:16). Обычай требовать подтверждения чьих-то слов клятвой именем Господа был весьма распространён и в иудаизме. Об этом свидетельствует, в частности, эпизод из Евангелия от Иоанна, когда фарисеи потребовали этого у прозревшего слепого: "Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу" (Ин 9:24). Св.Писание учит нас страху перед ложной клятвой, который мы должны испытывать, когда произносим: "Жив Господь!" (1 Цар 14:39, 45), "Вот какое бедствие от Господа!" (4 Цар 6:33), "Бога призываю во свидетеля на душу мою" (2 Кор 1:23). Эти формулы убеждают нас, что если Бог призван в свидетели наших слов, то Он отомстит нам за ложную клятву
Юридическое понятие присяги
Присяга - это активно развивающийся в настоящее время юридический феномен, который находит отражение во многих отраслях действующего российского права. Постепенно развиваясь, он выходит на такой уровень развития, когда явление.приобретает общетеоретическое значение.
Весьма важно, что понятие «присяга» имеет конституционное закрепление. В частности, в ст. 82 Конституции России установлена Присяга Президента Российской Федерации: "Клянусь при осуществлений-полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации,- защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу" (ст. 82 Конституции РФ). Юридическое значение принятия данной присяги состоит в том, что, во-первых, вступление в должность без принесения присяги невозможно. Во-вторых, моментом принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации обусловливается и прекращение исполнения полномочий действовавшего до этого момента Президента.
В настоящее время вновь избранный Президент РФ не считается вступившим в должность до момента принятия им присяги. Неопределенность его правового статуса подтверждается тем, что имело место издание ряда нормативных актов, направленных на его урегулирование. Так, например, действующим Президентом РФ издан Указ от 3 марта 2008 »№295 «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации»1, в котором закреплена обязанность ряда структурных подразделений в обеспечении его деятельности, предоставлении охраны и официальной резиденции.
В настоящее время феномен присяги активно используется в сфере теории и практики международного права. В Регламенте Европейского Суда по правам человека содержится присяга или торжественное заявление судьи данного суда: «Клянусь» - или «Торжественно заявляю» — «что буду выполнять свои обязанности судьи честно, независимо и беспристрастно и буду хранить в тайне содержание всех совещаний судей»1. Эту присягу перед вступлением в должность приносит Суду каждый избранный судья на первом пленарном заседании, на котором этот судья присутствует, или в случае необходимости председателю суда.
Институт присяги в последнее время имеет тенденцию к расширению. Идет процесс обсуждения законодательных новелл, увеличивающих сферу использования данного правового феномена. Так, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ рассмотрен в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального ; Собрания РФ», в соответствии с которым, вступление сенаторов в должность будет сопровождаться принесением присяги на верность Конституции РФ, демократии и народу. В случае его принятия, присягу сенаторы будут приносить сразу после подтверждения их полномочий Советом Федерации РФ. Данная мера восстанавливает историческую традицию, так как члены Государственного Совета царской России также приносили присягу.
Прогнозируя развитие дальнейших событий, можно предположить, что вскоре после этого могут появиться высказывания о введении института присяги депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Данное суждение можно формулировать, учитывая опыт других государств. Так, например, присягу принимают депутаты Палаты депутатов Чешской республики. Причем она имеет закрепление в Конституции Чешской Республики. В этом государстве присягу единого содержания принимают и депутаты, и сенаторы на первом заседании органа, в котором они осуществляют свои полномочия. Звучит она следующим образом: «Клянусь в верности Чешской Республике. Клянусь, что буду соблюдать ее Конституцию и законы. Клянусь своей честью, что свой мандат буду осуществлять в интересах всего народа, руководствуясь своими убеждениями и совестью»1.
Следовательно, реалии российской правовой действительности свидетельствуют о том, что присяга является довольно распространенным правовым феноменом.
В ст. 332 УПК РФ закреплена присяга присяжных заседателей. Понятие «присяжный заседатель» происходит от слова «присяга» - торжественная клятва, которую дает каждый из них сразу же после избрания старшины2. Текст ее заключается в следующем: «Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку». Из смысла данной статьи следует, что только после принятия присяги присяжные заседатели приобретают права, предусмотренные ст. 333 УПК РФ3.
Эффективность реализации присяги
Анализируя проблемы, связанные с исследованием феномена присяги, следует отметить, что отдельного внимания заслуживает рассмотрение ее реализации и эффективности данного процесса.
Понятию реализации в праве уделено достаточно внимания. Изучению данной проблемы в разное время посвящали свои исследования многие ученые-юристы. Реализация (от латинского realis - вещественный) буквально означает овеществление, воплощение2. Еще Р.Иеринг отмечал, «что не переходит в действительность, что находится лишь в законах, на бумаге, то является одним фиктивным правом» .
Современная, правовая мысль интерпретирует категорию «реализация права» в двух направлениях:
1. Для анализа специально-юридических примеров и средств перевода права из «должного» в «сущее» (из предписаний в реальное поведение субъектов права) - формально юридический аспект.
2. Для определения социальной значимости права через обращение к анализу массовидных действий субъектов в сфере права, для установления меры эффективности права в решении стоящих перед государством и обществом целей и задач .
Учитывая специфику исследования, в основе осуществляемого анализа будем руководствоваться указанными двумя аспектами.
Реализация норм права фиксирует связь между содержанием нормы права, спецификой установленного правила и действиями субъектов, претворяющих эту норму в свое поведение. Основные закономерности данного процесса заключаются в- следующем. Как отмечает М.Ф. Маликов, реализация права начинается с постановки целей, задач и заканчивается достижением определенного результата1. Раскрывая данный постулат, Ю.Г. Ткаченко отмечает, что- момент реализации права, связан с правомерным поведением, которое является его результатом2. Такое понимание отражает устоявшуюся в юридической науке тенденцию, которая в представленном исследовании будет принята за основу. Исходя из отмеченного, подчеркнем, что реализация права направлена на воплощение его содержания- в правомерное поведение субъекта. Следовательно, институт присяги реализуется посредством перехода ее установлений в правомерные поступки людей.
Перед осуществлением анализа рассматриваемой проблемы, отметим ряд закономерностей; на которых будут базироваться рассуждения и выводы:
1. Институт присяги состоит из правовых норм, закрепляющих ее-содержательные характеристики, которые предопределяют специфику процесса ее реализации, так как нормативно-правовые акты, закрепляющие сущность и процедурные моменты присяги содержат кроме норм права также и моральные установления.
2. Кроме того, исходя из понятия присяги, необходимо акцентировать внимание на двух моментах: с одной стороны важно определить особенности реализации, норм права, регулирующих феномен присяги, акцентируя внимание на ее регулятивной1 природе, с другой- стороны, при этом необходимо учитывать специфику правоустанавливающей и фиксирующей функций присяги. Реализация права в зависимости от характера правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, происходит в таких традиционных формах как соблюдение, исполнение, использование и применение права. При этом соблюдением реализуются запрещающие нормы, исполнением — обязывающие предписания, использование права направлено на осуществление правомочий лица, и правоприменение выступает особой формой реализации права, в виде комплексной властной деятельности по реализации правовых норм. Проводя некоторую аналогию, следует заметить, что формами реализации присяги могут быть исполнение и соблюдение.
Нормы присяги, содержанием которых выступают обязательства совершения» каких-либо действий, реализуется в форме исполнения. Такая форма реализации характерна для установлений, требующих обязательного совершения» каких-либо действий. Например, в. присяге сотрудника ОВД, закрепляется правило: «.... клянусь достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником; хранить государственную и служебную тайну. Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок...»1. Положения проведенного исследования позволяют утверждать, что слово «клянусь» следует рассматривать в аспекте «обязуюсь».
Кодексы чести как нравственная основа повышения эффективности реализации присяги
Текст присяги включает исходные нормы и оценочные понятия правового и нравственного характера. При этом правовые нормы конкретизированы в действующем законодательстве.
Нормы морали - это неписанные правила, которые живут в сознании людей и передаются от поколения к поколению, но при этом могут значительно варьировать. По этой причине в ряде случаев возникает потребность единообразного понимания их содержания, так как нравственное установление, будучи средством принуждения, не всегда совпадает с личной склонностью. Поэтому важно найти такие средства, которые способствовали бы переходу социальных мотивов в мотивы личные, такую роль применительно к институту присяги играют кодексы, закрепляющие нормы морали1. В последнее время все активнее используется их регулятивный потенциал.
Институт присяги и деонтологические кодексы (кодексы чести) функционируют как взаимосвязанные парные категории и взаимодействуют с законодательными актами в смежных сферах общественных отношений. Подтверждением данного суждения служит позиция, высказанная В.Н. Кудрявцевым, который отмечает, что «...правовая информация для гражданина должна дополняться другой позитивной социальной информацией, направленной к той же цели».
Соприкосновение морали и права в процессе регулирования поведения субъектов права в большинстве случаев имеет взаимодополняющий характер. В .ряде случаев их взаимодействие повышает совокупный регулятивный потенциал регламентации общественных отношений. В литературе весьма справедливо отмечается, что «... право ... представляет собой явление глубоко морального порядка и его функционирование оказывается невозможным без прямого включения в ткань права моральных критериев и оценок»
Думается, что данное высказывание не сводится только к выводу о необходимости совпадения требований норм права и норм морали. Их соотношение должно пониматься более широко. Вследствие этого необходимо отметить, что регламентация общественных отношений с помощью норм права должна сопровождаться комплексом моральных требований: Неразрывная связь юридических и моральных норм, правовой и нравственной культуры современной России предопределяет использование закономерностей их соотношения при осуществлении исследования.
Мораль, и право являются очень, тесно взаимодействующими категориями. Как справедливо отмечает С.С. Алексеев «...право... представляет собой явление глубоко морального порядка и его функционирование оказывается невозможным без прямого включения в ткань права моральных критериев и оценок» .
Данную закономерность подтверждает еще одно удачное высказывание: «Внутренняя моральность права — одно из важнейших условий его эффективности» . Проанализируем, в чем заключается понятие «моральность права»? С одной стороны вполне закономерен вывод о том, что требования норм права.должны совпадать с требованиями моральных норм. Но, с другой стороны, полагаем, что данную зависимость права и морали следует понимать более широко в том смысле, что для большей эффективности реализации права этот процесс должен сопровождаться реализацией комплекса моральных норм. Право и мораль — очень близкие и, вместе с тем, весьма различные системы нормативной регуляции. Каждый из этих регуляторов имеет свою сферу действия, свои механизмы и объективно-субъективные пределы воздействия на волевое поведение человека, хотя довольно часто объекты регулятивного» воздействия права и морали совпадают1. Но, вместе с тем, механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувством справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам2. Соблюдение норм морали обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия; но в первую очередь человек руководствуется своим внутренним убеждением.