Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы западноевропейской правовой культуры Морозов Вячеслав Анатольевич

Принципы западноевропейской правовой культуры
<
Принципы западноевропейской правовой культуры Принципы западноевропейской правовой культуры Принципы западноевропейской правовой культуры Принципы западноевропейской правовой культуры Принципы западноевропейской правовой культуры Принципы западноевропейской правовой культуры Принципы западноевропейской правовой культуры Принципы западноевропейской правовой культуры Принципы западноевропейской правовой культуры Принципы западноевропейской правовой культуры Принципы западноевропейской правовой культуры Принципы западноевропейской правовой культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морозов Вячеслав Анатольевич. Принципы западноевропейской правовой культуры : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Морозов Вячеслав Анатольевич; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].- Москва, 2009.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/1569

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Сущность, цивилизационная природа и содержание принципов западноевропейской правовой культуры

1. Понятие правовой культуры и ее принципов 15

2. Становление западноевропейской правовой культуры и ее принципов 26

3. Содержание принципов западноевропейской правовой культуры 40

4. Центры культурно-правового влияния в современной Европе.... 54

5. Проблема принципиальной совместимости российской и западноевропейской правовой культуры 66

ГЛАВА 2. Прикладные вопросы функционирования системы принципов западноевропейской правовой культуры

1. Принципы западноевропейской правовой культуры в формировании правосознания 84

2. Выражение принципов западноевропейской правовой культуры в европейском праве 94

3. Роль принципов западноевропейской правовой культуры в формировании международного права и регулировании межгосударственного взаимодействия 110

4. Роль принципов западноевропейской правовой культуры в правотворчестве и правоприменении 121

5. Роль принципов западноевропейской правовой культуры в разрешении проблем глобализации 135

Заключение 145

Список использованной литературы 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одним из наиболее примечательных феноменов второй половины XX века является активное развертывание интеграционных процессов. Указанное обстоятельство обусловливает существенную трансформацию всего правового пространства, а это, в свою очередь, в полной мере оправдывает тот интерес, который проявляет к проблемам современного развития права научная общественность.

Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с развитием и функционированием в условиях интеграции правовых культур, поскольку именно культура традиционно рассматривается как наиболее статичное, консервативное явление правовой действительности, менее всего подверженное каким-либо изменениям. При этом вследствие сложности и многоаспектности соответствующей проблематики, отдельные аспекты трансформации право- культурного пространства, несмотря на важность их анализа, остаются недостаточно изученными. В частности, на сегодняшний день в отечественной правовой науке отсутствуют исследования, в которых была бы предпринята попытка комплексного рассмотрения вопросов функционирования западноевропейской правовой культуры в современных условиях. Как правило, данная правовая культура становится предметом анализа либо в ее содержательном аспекте, в том числе ее соотношении с иными правовыми культурами, либо в отдельных функциональных проявлениях.

Вместе с тем, вопрос о том, каким образом функционирует правовая культура Западной Европы в новых условиях, представляется весьма важным. Во-первых, интеграция.в правовой сфере в значительной степени связана с распространением западных правокультурных идеалов и образцов, а следовательно, понять.сущность происходящих процессов возможно, только выявив современные особенности развития* и функционирования названной правовой культуры. Во-вторых, функциональные проявления западноевропейской правовой культуры обнаруживаются сегодня и на внутригосударственном, и на межгосударственном, международном уровне, что позволяет рассматривать через призму происходящих с ней изменений трансформацию не только национального, но и международного права. В-третьих, общность правокультурных принципов, характерных для Западной Европы, обусловливает возникновение такого интереснейшего и в то же время сложного в силу его уникальности явления правовой действительности как европейское право. Последнее в принципе может быть исследовано только через призму социокультурных факторов, лежащих в его основе.

Несмотря на то, что любая правовая культура является сложным, многогранным явлением и ее исследование в этой связи может проводиться в различных аспектах, наиболее актуальным представляется ее теоретико-правовой анализ через призму функционирования лежащих в ее основе принципов. С одной стороны, принципы, в отличие идей и ценностей, выступают волевыми побудительными установками, и в силу этого их анализ позволяет изучить правовую культуру именно в ее динамике, в воздействии на правовую сферу и отдельные ее стороны. С другой стороны принципы отражают сущностные моменты правовой культуры, и в этой связи в исследовании появляется возможность разграничить существенные и несущественные аспекты ее функционирования.

Представляется, что изложенными обстоятельствами в полной мере подтверждает актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы диссертации. Анализ существующего научного аппарата по проблемам развития и функционирования западноевропейской правовой культуры в современных условиях позволяет говорить о наличии существенных лакун в их теоретико-правовой разработке. Вопрос о принципах западноевропейской правовой культуры и их функционировании в современных условиях в отечественной правовой науке в качестве самостоятельного не ставился и не разрешался.

Разработка проблем, связанных со становлением и развитием правовой культуры Западной Европы, осуществлялась такими учеными, как Е.В. Бычкова, A.M. Величко, И.Н. Глазунова, Г.Д. Гриценко, С.Б. Зинковский, H.H. Лебедева, В.П. Малахов, М.Н. Марченко, И.Н. Мукиенко, В.В. Оксамытный, А.Х. Саи- дов, В.П. Сальников, М.В. Сальников, М.К. Сигалов, М.Б. Смоленский, В.М. Розин, М.Г. Тюрин, С.М. Чаморро, а также другими исследователями.

Отдельные аспекты функционирования западноевропейской правовой культуры в современных условиях нашли свое отражение в посвященных актуальным проблемам развития европейского и международного права трудах В.В. Агеева, Н.К. Барчуковой, М.М. Бирюкова, В.В. Бойцовой, В.В. Иванова, И.В. Гетьман-Павловой, P.A. Каламкаряна, А .Я. Капустина, O.E. Лапиной, A.A. Моисеева, Г.И. Тункина, Г.Р. Шайхутдиновой, A.J1. Шевцова, M.JI. Энтина и других ученых.

Вопросы, связанные с воздействием на современную правовую жизнь, в том числе на развитие и функционирование правовых культур, интеграционных процессов, рассматривали в различной постановке A.C. Блинов, Ж.Н. Выпряж- кина, Н.Ю. Ильин, И.И. Лукашук, Е.Г. Лукьянова, Е.А. Лукашева, В.В. Маклаков, Б.В. Макогон, C.B. Поленина, Е.Э. Сурова, Н.Б. Шеленкова и другие .

Объектом исследования выступает современная правовая действительность, взятая в трех различных срезах (национальном, общеевропейском и международном) и в ее связи с западноевропейской правовой культурой и принципами последней.

Предметом исследования является содержание и функционирование принципов западноевропейской правовой культуры как факторов, оказывающих существенное влияние на развитие права, правосознания, правотворческой и правореализационной практики.

Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы установить, каким образом в современных условиях посредством системы характерных для нее принципов функционирует западноевропейская правовая культура, какое влияние соответствующие принципы оказывают на развитие национальных правовых системах европейских государств, европейское и международное право.

Достижение поставленной цели представляется возможным посредством решения следующих исследовательских задач: выявления сущности правовой культуры, определения места и роли в ней принципов, а также характера взаимосвязи принципов с правовыми ценностями и идеями; изучения цивилизационной природы, генезиса и содержания принципов западноевропейской правовой культуры; выявления характера соотношения западноевропейской правовой культуры с близкими ей (с учетом исторической и географической близости) восточноевропейской и российской правовыми культурами; изучения места и роли принципов западноевропейской правовой культуры в формировании правосознания, исследования культурно обусловленных закономерностей и тенденций его развития в современных условиях; анализа функциональных проявлений принципов западноевропейской правовой культуры в национальном праве европейских государств и праве Европейского Союза; определения степени воздействия западноевропейской правовой культуры и ее принципов на становление и развитие международного права, а также исследования механизмов, посредством которых такое воздействие осуществляется; изучения влияния принципов западноевропейской правовой культуры на правотворческую и правоприменительную практику; выработки представления о роли принципов западноевропейской правовой культуры в разрешении проблем глобализации.

Методологическая основа исследования. Для достижения поставленных целей использовались как общенаучные (системно-структурный, функциональный, аксиологический, инструментальный), так и специальные (историко- правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический) методы исследования.

Историко-правовой метод дал возможность проанализировать эволюцию западноевропейской правовой культуры и ее принципов, способствовал адекватному пониманию особенностей их функционирования на современном этапе.

Сравнительно-правовой метод позволил выявить особенные черты западноевропейской правовой культуры, а также ее специфические функциональные проявления.

Формально-юридический метод использовался в анализе вопросов, связанных с влиянием принципов западноевропейской правовой культуры на позитивное право.

Теоретическую основу работы составили положения, выработанные отечественной правовой наукой, прежде всего общей теорией государства и права и теорией международного права. Методология исследования и формируемые в его ходе теоретические обобщения опирались на научные достижения российских ученых-правоведов, в числе которых В.В. Агеев, P.C. Байниязов, М.М. Бирюков, A.C. Блинов, Е.В. Бычкова, A.M. Величко, И.Н. Глазунова, С.Б. Зинковский, P.A. Каламкарян, А.Я. Капустин, Д.Н. Кордик, O.E. Лапина, И.И. Лукашук, Е.Г. Лукьянова, Е.А. Лукашева, Б.В. Макогон, В.П. Малахов, М.Н.

Марченко, И.Н. Мукиенко, В.В. Оксамытный, А.Х. Саидов, В.П. Сальников, М.В. Сальников, М.К. Сигалов, М.Б. Смоленский, В.Е. Пшидаток, В.М. Розин, Г.И. Тункин, А.Б. Турсункулов, М.Г. Тюрин, A.JI. Шевцов, Н.Б. Шеленкова, M.JI. Энтин и другие.

В своем исследовании автор опирался также на работы H.A. Бердяева, Ф.Г. Войтоловского, Н.Г. Воробьева, Г.Д. Гриценко, И.А. Исаева, М.В. Котене- вой, В.В. Леонтовича, В.П. Макаренко, И.А. Мальковской, Ю.И. Семенова, О.В. Сазанова, B.C. Соловьева, М.М. Сперанского, Е.Э. Суровой, Т.З. Уразме- това и ряда других философов и ученых, которыми вопросы, связанные с проблематикой исследования, рассматриваются в философском, социологическом, политологическом, культурологическом, историческом аспектах.

В ходе исследования также широко использовались работы зарубежных авторов, таких как Ж. Баландье, Г.Д. Берман, Й. Благож, Ж. Бодрийяр, Дж. Бридж, П. Бурдье, М. Вебер, А. Гарапон, Р. Генон, Р. Дворкин, Г. Еллинек, Т. Карлейль, К. Леви-Строс, Д. Ллойд, И. Нойманн, Э. Фромм, Л. Фуллер, Г.Л.А. Харт, Т.К. Хартли, М. Хиршлер, Б. Циммерман и других.

Нормативной основой диссертационного исследования послужили учредительные договоры ЕС и Европейских сообществ и договоры, изменяющие и дополняющие их, нормативные акты институтов ЕС, законодательство государств-членов Европейского Союза, а также источники международного права.

Анализу были подвергнуты судебные решения и консультативные заключения Суда ЕС.

Научная новизна работы определяется как самой постановкой диссертационной проблемы, так и предложенным подходом к ее решению.

Автор предпринимает попытку исследования западноевропейской правовой культуры через призму лежащих в ее основе базовых принципов, что позволяет дать характеристику не только ее содержанию, как это принято в отечественной правовой науке, но и функционированию, влиянию на различные сферы правового бытия.

Комплексный анализ обширного исторического, фактического и юридического материала позволяет проследить особенности становления и эволюции принципов западноевропейской правовой культуры, а также выявить их функциональные проявления в современном праве, правосознании, правотворческой и правореализационной практике. При этом проведенный анализ позволяет убедиться в том, что в современных условиях вследствие интеграционных процессов сфера функционирования принципов западноевропейской правовой культуры существенным образом расширяется, а количество направлений их воздействия увеличивается.

Принципы западноевропейской правовой культуры исследуются в их влиянии на развитие национальных правовых систем европейских государств, европейское и международное право. Однако особое внимание в ходе теоретико-правового анализа уделяется вопросам, связанным именно с функциональными проявлениями правовой культуры в европейском праве как специфическом феномене. Возникновение системы европейского права рассматривается в качестве одного из наиболее значимых последствий развертывания интеграционных процессов в условиях единства базовых правокультурных принципов взаимодействующих правовых систем.

Диссертант последовательно обосновывает мысль о том, что возможности принципов западноевропейской правовой культуры формировать за счет своего воздействия на право, правосознание и правовую практику единую духовно-культурную основу интеграции правовых систем не беспредельны, их трансляция за пределы того правового пространства, в котором они исторически складываются и действуют, существенно затруднена.

Избранный подход позволяет сделать ряд новых выводов относительно особенностей воспроизводства и функционирования западноевропейской правовой культуры в современных условиях, а также объективно оценить, насколько вестернизация права в тех глобальных масштабах, которые она приобретает, объективно может способствовать разрешению возникающих сегодня актуальных проблем развития национальных правовых систем и межгосударственного взаимодействия.

Применение избранной методологии дает возможность по-новому взглянуть на проблему совместимости европейской и российской правовых культур, выявить основные факторы, объективно затрудняющие интеграцию России в европейское правовое пространство.

Анализ проблем, связанных с принципами западноевропейской правовой культуры, через призму их проявлений в международном праве позволяет также выявить ряд закономерностей, характерных для становления, развития и функционирования в современных условиях незападных правовых культур.

Новизна диссертационного исследования в концентрированном виде находит свое выражение в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Содержательно специфика принципов обусловливается особенностями ценностно-идейного строя правовой культуры. Особенности ценностно- идейного строя, в свою очередь, оказываются предопределенными своеобразием взятых в единстве и взаимосвязи исторических, религиозных и идеологических факторов, под воздействием которых складывается и эволюционирует соответствующая правовая культура;

Вследствие специфики ценностно-идейного строя западноевропейской правовой культуры ее базовыми принципами на современном этапе выступают индивидуализм, рациональность, политичность, либерализм, гражданственность, законность, неотъемлемость прав человека. Перечисленные принципы образуют целостную систему, в рамках которой существуют не только функциональные, но и содержательные взаимосвязи и зависимости. Однако при этом логически правокультурные принципы не могут быть выведены друг из друга;

Формирование принципов правовой культуры представляет собой длительный эволюционный процесс. В этой связи изначальная общность этимологически-генетических корней сама по себе не является достаточной предпосылкой для сближения правовых культур. Чем более существенным по своему содержанию и длительным по времени ранее являлось расхождение между системой исторических, религиозных и идеологических факторов, формирующих правовые культуры, тем менее вероятной оказывается возможность их интеграции на современном этапе;

Сфера влияния принципов правовой культуры Западной Европы не ограничивается лишь западноевропейским правосознанием. В силу того, что принципы не только усваиваются в процессе правовой социализации, но и распространяются посредством формируемой на их основе политико-правовой идеологии, появляется вероятность их проявления в правосознании обществ, имеющих иные правокультурные традиции, но вступающих во взаимодействие с государственно-правовыми системами Западной Европы. При этом, однако, политико-правовая идеология лишь в потенции выступает эффективным инструментом распространения лежащих в ее основе принципов; реальное их воспроизводство возможно только при условии пересечения систем правовых ценностей взаимодействующих обществ;

Право Европейского Союза и национальное право государств, являющихся его членами, за счет общности лежащих в их основе правокультур- ных принципов в своем единстве и взаимодействии формируют европейское право как особый социокультурный феномен современной эпохи. Принципы западноевропейской правовой культуры по отношению к европейскому праву выполняют функцию духовно-культурной основы, лежащей в основе его норм, а также обеспечивают стабильность и единство его системы;

Принципы западноевропейской правовой культуры оказывают формирующее воздействие не только на европейское, но и на международное право. Будучи призваны выступать системообразующим началом международного права, придающим ему целостность, структурную упорядоченность и устойчивость, на практике они тем не менее выступают разъединяющим элементом — особенно тогда, когда речь идет о регулировании отношений между государствами, относящимися к разным правовым культурам;

Проблема интеграции правовых систем принципиально не может быть решена посредством унификации позитивного права и правореализацион- ной практики, приведения их в соответствие с едиными стандартами. Обязательным условием интеграции является унификация правокультурных принципов. Протекание интеграционных процессов в поликультурном правовом пространстве влечет за собой негативные последствия как для дальнейшего межгосударственного взаимодействия, так и для развития самих национальных правовых систем, может стать объективной причиной свертывания указанных процессов;

Принципы западноевропейской правовой культуры выступают единой духовно-культурной основой легитимации правотворческих и правоприменительных органов и осуществляемой ими деятельности — как на национальном уровне, так и в рамках ЕС;

В условиях денационализации европейского права под воздействием принципов западноевропейской правовой культуры происходит ослабление суверенитета парламентов как субъектов, ранее обладавших монополией на осуществление правотворческой деятельности. На современном этапе суд фактически превращается из исключительно правоприменительного органа в перманентно действующего созаконодателя;

10. В условиях глобализации принципы западноевропейской правовой культуры выступают эффективным средством стабилизации европейской правовой системы и национальных правовых систем государств-членов ЕС. Одновременно в силу того, что принципы объективно не носят универсального характера, они не способны стать единой в общемировом масштабе духовно- культурной основой интеграции права и правосознания.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования. Изучение принципов западноевропейской правовой культуры имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что она вносит определенный вклад в развитие теории государства и права. Исследование позволило расширить сложившиеся в отечественной правовой науке представления о западноевропейской правовой культуре, обосновать закономерный характер ее проявлений в различных сферах правового бытия. Дальнейшая разработка соответствующей проблематики с учетом полученных в ходе исследования результатов, как представляется, позволит выйти на новый уровень теоретико- правового анализа вопросов, связанных с сущностью, содержанием и развитием современных правовых культур.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные в нем теоретические положения, выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы для определения перспектив и форм сотрудничества Российской Федерации с ЕС и государствами, являющимися его членами; для осмысления и корректировки внутренней и внешней правовой политики Российской Федерации, в том числе совершенствования механизма интеграционного сотрудничества в рамках двусторонних и многосторонних договоров; для выработки конкретных практических мер, направленных на повышение эффективности деятельности наднациональных или координационных органов различных межгосударственных объединений.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется также возможностью использования его материалов в учебной деятельности, в рамках изучения курсов теории государства и права, международного права, конституционного права зарубежных стран, а также при разработке соответствующих учебных и учебно-методических пособий.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, получили апробацию в опубликованных работах, были обсуждены и одобрены на заседании кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих десять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Понятие правовой культуры и ее принципов

Прежде чем непосредственно перейти к исследованию принципов западноевропейской правовой культуры, полагаем необходимым уточнить содержание категории «правовая культура», являющейся ключевой для проводимого исследования.

Необходимость решения поставленной задачи обусловливается множественностью трактовок понятия правовой культуры в отечественной правовой науке , которая, в свою очередь, предопределяется отсутствием единого понимания культуры в целом. По свидетельству П. Моля, на 1967 г. в европейской и американской литературе существовало более 250 определений культуры ; подсчетом их количества в трудах отечественных исследователей, к сожалению, никто не занимался.

Различия в понимании сущности и содержания правовой культуры предопределили формирование нескольких самостоятельных направлений в ее исследовании, при этом наиболее широкое распространение получили аксиологический, деятельностный, функциональный и семиотический подходы.

В рамках аксиологического направления правовая культура рассматривается как сложная система ценностей, созданных человеком в сфере права. Такой подход обеспечивает характеристику правовой культуры как меры гуманизации человека и общества , позволяет четко отграничить правовую культуру от других взаимосвязанных с нею явлений и феноменов правовой действительности. В силу того, что аксиологический подход основывается на философском изучении ценностного содержания культуры, он дает возможность «определить социальные основы правовой культуры, объективные свойства ее нормативности, духовные и нравственные аспекты» , а также позволяет проследить «связь правовой культуры и нравственности членов общества, без которой правовая культура невозможна» .

Деятельностный подход к исследованию правовой культуры рассматривает ее через призму различных сторон и характеристик человеческой деятельности. С точки зрения данного подхода правовая культура отождествляется с творческой деятельностью человека в правовой сфере, рассматривается как воплощение творческих сил общества. При этом деятельность граждан признается «необходимым условием для производства, распространения и освоения ценностей культуры» .

Достаточно широкое распространение имеет функциональный подход, предполагающий рассмотрение правовой культуры как совокупности всех элементов правовой надстройки в их динамике . Преимуществом данного подхода является то, что он позволяет говорить о связи содержательной стороны правовой культуры со степенью развитости социальных качеств субъектов права, а также исследовать активную преобразующую роль человеческого мышления в сфере правовой культуры .

В последнее время все большее распространение получает семиотический подход, в рамках которого предметом научного анализа становится знаковая, текстологическая и символическая составляющая правовой культуры. Однако, использование данного подхода характерно в основном для неюридических общественных наук. Примером успешного использования указанного подхода является, в частности, диссертационное исследование Т.З. Уразметова .

Помимо описанных, существуют и иные подходы к пониманию правовой культуры. Так, например, A.B. Поляков определяет ее как правовую среду обитания людей, совокупность текстов, когда-либо легитимированных как правовые, и механизм по их созданию, хранению и трансляции .

Становление западноевропейской правовой культуры и ее принципов

Сущность правовой культуры и ее качественное своеобразие, находящее выражение в системе принципов, определяются в первую очередь факторами, оказавшими влияние на процесс становления и развития данной культуры. Правовая культура в полной мере может быть понята лишь в общем контексте социального прогресса, она безжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой истории. А это означает, что отправным пунктом в исследовании принципов западноевропейской правовой культуры целесообразно избрать изучение цивилизационных истоков последней.

Приступая к изучению цивилизационных истоков западноевропейской правовой культуры и свойственных ей принципов, полагаем-необходимым исходить из того, что при их интерпретации следует учитывать три основных ориентира. Во-первых, исторические предпосылки развертывания права и правовой системы в целом; во-вторых, религиозное сознание и религиозную культуру как одно из существенных оснований любой правовой культуры; в- третьих, идеологические условия развертывания системы ценностей, идей и принципов, характерных для данной правовой культуры.

Представляется, что изучение именно перечисленных моментов в наибольшей степени позволит приблизиться к пониманию того, почему в Европе сформировалась единая и действующая по сей день обязательная правовая культура . Av следовательно, оно позволит наиболее полно раскрыть сущность западноевропейской правовой культуры- как сложившейся- в процессе длительной эволюции системы духовно-нравственных ценностей, отражающейся Bt содержательно определенных принципах.

Рассматривая предпосылки развертывания правовой культуры как феномена европейской цивилизации, следует отметить, что она складывалась путем эволюции в течение длительного периода. И хотя процесс этот вряд ли можно считать завершенным, имеются все основания для того, чтобы подвести некоторые итоги и показать своеобразие исторических, религиозных и идеологических корней современной западноевропейской правовой культуры.

Начало формированию правовой культуры Западной Европы было положено античностью. Западноевропейская правовая культура восприняла многие образцы и традиции древнегреческой и - даже в большей степени — древнеримской культуры.

Древняя Греция дала миру философию права, которая, наряду с римским правом и юридической наукой, обусловила вызревание специфического типа правовой культуры, в значительной степени предопределяющего облик современного западноевропейского права и установки западного правосознания.

Древнеримская культура, в свою очередь, дала Западной Европе уникальное в технико-юридическом аспекте право и блестяще разработанную догматическую юриспруденцию. Совершенство последних и их прогрессивность для своего времени предопределили то, что они с неизбежностью оказались включены в содержание западноевропейской правовой культуры, став ее органичной частью.

Следует отметить, что между Востоком и античным Западом можно провести немало параллелей, связанных с тем, что государство и общество еще не обособились, и существовало убеждение в наличии некоего всеобщего природного закона (Дао - в Китае, Логос - в Греции). Однако, уже тогда появилась разница во взглядах на принципы социальной организации.

На Востоке ведущим принципом является патернализм, регулирующий поведение неравных. Поскольку не могут быть равными старшие и младшие, высшие и низшие, государство есть дело отца - res pater. В таком государстве ценятся покорность и преданность со стороны подвластных и забота со стороны правящих. В античном обществе дух коллективизма также силен. Однако античный коллектив - это общение равных на основе общей для всех меры. Поэтому в греко-римской традиции государство есть дело народа — res publica. В таком государстве ценится гражданская доблесть, которая включает в себя уважение к законам.

Следствием разного понимания коллектива выступает различное восприятие соотношения морали (естественного права) и права позитивного.

Восточной культуре свойственно их противопоставление как добра и зла. Закон воспринимается как нечто внешнее и навязываемое людям. Поэтому он либо вреден, как у Конфуция, ибо человек добр по природе, либо необходим, как у Шан Яна, для обуздания пороков злых по природе людей. «Если управлять с помощью закона и обеспечивать порядок посредством наказаний, люди будут стараться уклоняться (от наказаний) и не будут испытывать стыда...», - учил Конфуций . Шан Ян ему возражал: «Если управлять людьми путем наказаний, они станут боязливы, не осмелятся творить злодеяния. Если же наставлять с помощью справедливости, то они избалуются, а когда люди избалованы, рушится порядок...» . Мы видим, что в обоих случаях право отождествляется с законом, а закон — с насилием и наказанием.

В античной традиции мораль и позитивное право объединяются одной общей справедливостью. Конфликт между ними мыслим, но отнюдь не предопределен. Отдельные несправедливые законы возможны, на сам порядок, основанный на законах, внутренне справедлив. Жить по закону - значит жить справедливо. Вот как об этом говорил Сократ в изложении Ксенофонта: «Государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное время благоденствует, и на войне неодолимо... Если граждане соблюдают их, то государства бывают очень сильны и благоденствуют... Обратимся к частной жизни: кто реже подвергается наказанию со стороны государства, кто чаще получает награды? Тот, кто повинуется законам. Кто в суде реже проигрывает дела, кто чаще выигрывает? Кому лучше можно доверить охрану имущества, сыновей, дочерей? Кого государство в целом своем составе признает более заслуживающим доверия, как не того, кто соблюдает законы?

Принципы западноевропейской правовой культуры в формировании правосознания

Глобализационные процессы с неизбежностью обусловливают обновление национальных правовых систем и всей мировой системы. При этом происходящие изменения влекут за собой не только позитивные, но и негативные последствия, что обусловливает актуальность анализа проблем трансформации западной правовой системы в условиях глобализации и поиска путей разрешения проблем, возникающих вследствие глобализации проблем. В этой связи интересным представляется вопрос о том, могут ли принципы западноевропейской правовой культуры в процессе своего воздействия на право, правосознание, правотворчество и правоприменение каким-либо образом способствовать разрешению проблем глобализации.

Сама по себе проблема трансформации правового пространства в условиях глобализации представляется чрезвычайно сложной и многогранной. Это подтверждается, в частности, тем, что в последнее время появилось множество исследований, посвященных проявлениям глобализации в праве, совершенно самостоятельных как по сформулированным целям и задачам, так и по предлагаемым способам их решения .

Сложность и многогранность глобализационных процессов обусловливает то, что проблемы трансформации европейской правовой системы под их воздействием требуют самостоятельного исследования через призму характерных для данной системы правокультурных принципов. Проанализировать их в рамках настоящей диссертации таким образом, чтобы получить исчерпывающее и полное представление о возможностях разрешения возникающих проблем, объективно невозможно. В этой связи мы не ставим соответствующей задачи, а рассматриваем по существу именно вопрос о том, насколько возможным и, главное, эффективным может быть разрешение глобализационных проблем за счет принципов западноевропейской правовой культуры.

В первую очередь, необходимо отметить, что большинство проблем, которые влечет за собой глобализация для развития правовых систем, обусловлены высокими темпами происходящих изменений.

С одной стороны, глобализационные процессы, происходящие в политической, экономической, технической и иных сферах требуют своего юридического оформления, которое может быть обеспечено только за счет модификации права, а также перестройки всей правовой практики. Однако, с другой стороны, такая перестройка может быть обеспечена только при условии существенной трансформации правосознания, которая объективно не может протекать с той же скоростью, с какой происходят экономические, политические, технические и иные глобализационные изменения. В описанных условиях объективно возникает противоречие, влекущее за собой рассогласование компонентов правовой системы.

Исследования в области этносоциологии свидетельствуют о том, что народ, сохранивший традиционные ценности, гораздо уютнее чувствует себя в эпоху глобализации, чем тот, который с ними расстался. В частности, установлено, что при сравнении США и Японии японский образ жизни, базирующийся на традиционной правовой культуре, оказывается несравненно более эффективен. Это происходит, как считают ученые, за счет того, что японцы сохранили исторически свойственную им систему регулирования, связанную с представлениями об ответственности и справедливости, понятиями коллективного блага и свободы и т.д. .

С учетом изложенного представляется, что избежать негативных последствий глобапизационных изменений в правовой сфере, обеспечить гармоничное развитие национальных правовых систем государств Западной Европы и всей европейской системы целом в изменяющихся условиях окажется возможно только в том случае, если происходящие существенные изменения будут «уравновешиваться» за счет действия стабилизирующего фактора, каковым способна выступать именно правовая культура со свойственными ей принципами.

О том, что посредством последовательного воплощения важнейших правокультурных принципов в действующем праве, правотворчестве и правореа- лизации объективно возможна стабилизация развития правовой системы в условиях глобализации, свидетельствуют, в частности, современные тенденции развития европейской системы и европейского права.

Успешное развитие общеевропейского правового пространства в значительной степени было обусловлено тем, что процессы интеграции на европейском континенте изначально охватывали собой лишь страны-носительницы западноевропейской правовой традиции. Именно единство важнейших право- культурных принципов обеспечило возможность создания в процессе интеграции единого права, по своим признакам более походящего на национальное, нежели международное, обеспечения единства правореализации, и прежде всего - судебной правоприменительной практики.

Вместе с тем, в дальнейшем вхождение в ЕС государств Восточной Европы, которым изначально были присущи несколько иные правокультурные традиции и право которых, соответственно, воплощало принципы иной правовой культуры, в целом негативно повлияло на развитие общеевропейской системы.

Цель, которую преследовали отцы-основатели ЕС, — объединение всех народов континента в единую европейскую семыо, окончательно так и не была достигнута, и прежде всего, вследствие отсутствия общих правокультурных принципов, которые бы обеспечивали единство правотворческой и, даже в первую очередь, правореализационной практики. Формирование двух культурных центров — западноевропейского и восточноевропейского — в рамках правового пространства ЕС негативно сказалось на целостности европейской правовой системы и, соответственно, эффективности функционирующих в ее рамках институтов.

Выражение принципов западноевропейской правовой культуры в европейском праве

Европейский Союз основан на согласии его участников. В основе такого согласия - презумпция, что государства-члены играют по одним правилам: они должны быть готовы принять нормы права Сообщества, противоречащие их устремлениям, но отвечающие интересам других государств-членов, если последние готовы сделать то же самое, когда баланс интересов будет, не в их пользу. Следовательно, право ЕС должно иметь одинаковое значение и действие на всем его пространстве. В свою очередь, предполагается, что последней инстанцией, призванной разрешать возникающие разногласия, должен быть единый суд, юрисдикция которого распространяется на все сообщество.

Реализация описанных условий возможна только в случае построения права ЕС на основе концептуальных принципов, которые близки для всех государств-членов. Такими принципами объективно могут выступать только принципы западноевропейской правовой культуры, которая является общей для всех государств-членов, в то время как другие элементы их правовых систем могут характеризоваться весьма существенными различиями.

О том, что принципы западноевропейской правовой культуры выполняют интегрирующую функцию, свидетельствуют и другие обстоятельства.

Отличительной особенностью европейского права выступает его своеобразная двухполюсность. Европейские сообщества, воплощая новый и оригинальный правопорядок, основывают свое существование и функционирование на особой и самостоятельной (автономной) системе права. Однако сама эта система создается и действует не в правовом вакууме, а самым тесным и непосредственным образом взаимосвязана с национальными правовыми системами государств-членов. В этой связи непременным условием успешного функционирования европейского права как регулятивной системы является взаимодействие и сотрудничество двух полюсов европейского права - права ЕС и национального права его государств-членов.

Поскольку речь не может идти о копировании национальных установлений правом ЕС и наоборот о простом воспроизводстве норм права ЕС в национальном праве, взаимодействие обозначенных двух полюсов может быть обеспечено только при условии общности лежащих в их основе принципов. Такими принципами, опять же в силу различий, существующих между правовыми система государств Западной Европы, на сегодняшний день могут выступать исключительно принципы западноевропейской правовой культуры. Только в силу общности последних для права ЕС и права государств-членов право Европейского Союза приобретает обязательную силу в рамках национальных правопо- рядков и оказывается по отношению к государствам-членам не только «внешним», но и одновременно «внутренним» .

Единство принципов западноевропейской правовой культуры обеспечивает не просто эффективное взаимодействие национального права государств- членов и права ЕС, а именно их интеграцию в единую систему. В том числе и в силу того, что оно позволяет безболезненно снимать существующие между ними противоречия.

Одна из основных норм права ЕС заключается в том, что это право всегда имеет прямое действие и преимущественную силу по сравнению с положением национального права. Правовая норма ЕС применяется независимо от того, когда она была принята - до или после принятия национальной нормы: национальная норма во всех случаях должна уступить место праву Сообщества .

Суд ЕС постановил, что в обязанности национального суда входит обеспечение имплементации положений Сообщества, а не применение каких-либо противоречащих им положений национального права, даже если эти положения национального права были приняты впоследствии. Суд ЕС также постановил, что национальный суд не должен дожидаться, пока конституционным судом или законодательным органом будет аннулирован соответствующий национальный закон Кроме того, по мнению Суда ЕС, на государства-члены возложено позитивное обязательство аннулировать противоречащие национальные законы, даже если они не применяются .

Следует также отметить, что полномочия государств-членов могут быть ограничены, даже когда имеет место косвенное или потенциальное противоречие.

Таким образом, Суд ЕС в своих решениях обосновал принцип верховенства и прямого действия права ЕС в национальных правопорядках государств- членов. В частности, в решении по делу №106/77 Симменталь II от 9 марта 1978 г. он определил, что право Сообществ «является интегральной частью юридического порядка, подлежащего применению на территории каждого из государств-членов и занимающего в,нем высшее-место». Не имея возможности отменять нормы внутреннего права, противоречащие- праву Сообществ, он в том же решении уделяет особое внимание обязанности национальных судов? квалифицировать такие нормы в, качестве недействительных. Причем для этого

им «не нужно ни требовать, ни дожидаться того, чтобы такие нормы были сначала отменены законодательными или какими-то иными конституционными средствами» . Кроме того, суд установил, что положения права Сообщества могут действовать непосредственно и устанавливать индивидуальные права, которые национальные суды должны защищать.