Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое регулирование конфессиональных отношений в Республике Казахстан Тойлыбекова Эльмира Орынтайкызы

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тойлыбекова Эльмира Орынтайкызы. Правовое регулирование конфессиональных отношений в Республике Казахстан: диссертация ... кандидата Юридических наук: 12.00.01 / Тойлыбекова Эльмира Орынтайкызы;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»], 2019.- 188 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико - правовые основы конфессиональных отношений в Республике Казахстан 15

1.1. Основные характеристики конфессиональных отношений 15

1.2 Состояние правового регулирования государственно конфессиональных отношений в Республике Казахстане 34

Глава 2. Содержание и особенности правового регулирования межконфессиональных отношений в Республике Казахстан 75

2.1. Возникновение особенностей правового регулирования межконфессиональных отношений в Республике Казахстан 75

2.2. Правовое восприятие свободы вероисповедования в Республике Казахстан 98

Глава 3. Законодательные акты в Республике Казахстан о свободе вероисповедования и религиозных объединениях 116

3.1. Законодательное регулирование статуса религиозных объединений в России и Казахстане 116

3.2. Реализация правового статуса религиозных объединений в Казахстане 136

Заключение 157

Список использованных источников и литературы 165

Основные характеристики конфессиональных отношений

В аспекте основных характеристик конфессиональных отношений автором предлагается начать рассмотрение с анализа категории религиозных отношений в сфере свободы вероисповедания.

В теории общественных наук есть разные точки зрения в формулировании понятия «религиозные отношения»5. Все они утверждают, что это вид общественных отношений, «складывающийся в соответствии с религиозным сознанием и реализующийся посредством религиозной деятельности» 6.

Неслучайно в нем используется термин «общественный», ориентирующий нас на определенный выбор субъектов.

Так, субъектом общественных отношений может, без сомнений, являться любое дееспособное физическое лицо вне зависимости от достижения им установленного для вступления в правовые отношения возраста. Кроме того, субъектами общественных отношений являются различные организации. В данном случае мы должны выделить органы государственной власти, общественные организации (коммерческие и некоммерческие), органы местного самоуправления.

Структура современного общества, согласно Э. Дюркгейму7, обусловлена общественными отношениями, и сама, в свою очередь, обусловливает существование многих видов общественных отношений. В их число входят: производственные (материальные отношения), социальные (классовые, национальные и международные), идеологические отношения (правовые, политические, нравственные, религиозные и др.). Следует отметить, что выделение религиозных отношений среди другого типа идеологических отношений обусловлено не только в рамках социологических исследований, но и подтверждается анализом современной юридической практики (К.В. Каргин в своей монографии «Юридические документы», описывая классификацию документов, отражающих различные сферы деятельности современного общества, выделяет такую разновидность как «религиозные документы»)8.

Производственные отношения в отличие от идеологических отношений есть отношения материальные. По мнению П.А. Рачкова и П.Б. Афанасьева материальными являются не только элементы производственной системы, но и «производственные отношения как объективные связи между людьми»9.

Каждое общественное отношение, представляющее собой связь между людьми или их организациями, характеризуется каноническим трёхзвенным строением. Это субъект – участник отношений, объект – на него направлены потребности и интересы участников и, наконец, содержание, которое включает в себя прежде всего определенные действия указанных субъектов. П.А. Рачков заявляет, что показателями общественных отношений любого формата являются следующие факторы: предмет (объект) отношений и субъект, их структура, динамика их развития и функционирования10.

Приводимая выше точка зрения представляется обоснованной и расширяющей наше понимание состава общественных отношений.

В свою очередь, религиозные отношения представляют собой разновидность надстроечных идеологических отношений. Они формируются «в соответствии с религиозным сознанием и реализуются посредством религиозной деятельности»11.

Особенности религиозных отношений включают в себя следующие аспекты:

1) «какие из сторон общественных отношений обусловили появление и существование религиозных отношений;

2) что характеризует сознание, в соответствии с которым складывается определенный вид идеологических отношений;

3) каковы содержание и структура религиозной деятельности, посредством которой реализуются те или иные религиозные потребности;

4) какие индивиды, группы, институты, организации были носителями религиозных отношений в различных исторических условиях;

5) как взаимодействуют религиозные отношения с другими видами общественных отношений»12.

Указанные стороны религиозных отношений нами будут последовательно описаны в соответствии с задачами настоящего диссертационного исследования.

Обратимся к классификации «религиозных отношений в зависимости от субъектов, участвующих в них13:

- отношения между физическими лицами – членами данного религиозного объединения в рамках данного религиозного объединения;

- отношения между физическими лицами – членами данного религиозного объединения и физическими лицами – членами иного религиозного объединения;

- отношения между физическими лицами – членами данного религиозного объединения и физическими лицами, не являющимися членами того или иного религиозного объединения;

- отношения между физическими лицами – членами данного религиозного объединения и общественными объединениями, не являющимися религиозными, либо органами государственной власти, государством в целом;

- отношения между двумя и более религиозными объединениями;

- отношения между религиозными объединениями и органами государственной власти в лице их должностных лиц, государством в целом»14.

Исходя из задачи систематизировать религиозные отношения нами было представлено шесть типов религиозных отношений, основанных на признаках участвующих в них субъектов.

Безусловно, любая классификация ограничена. Так, ориентируясь на иные параметры (время, сфера реализации) религиозные отношения можно подразделить на краткосрочные и долгосрочные, на внутренние и внешние и т.д.

Любое определение конфессиональных (религиозных) отношений, как и любое иное определение, ограничено в своей сути мировоззренческой позицией его автора, используемой автором методологией и господствующей научной парадигмой. Поэтому при определении сути религиозных отношений следует учитывать все перечисленные факторы.

Ввиду того что религиозные отношения представляются объектом междисциплинарного исследования, то считаем невозможным дать единое, универсальное, полное определение этой категории. Далее попробуем представить некоторые возможные варианты их определения, раскрывающие ту или иную отличительную особенность данного явления. Отталкиваясь от межотраслевого характера нашего исследования, используем полипарадигмальный подход как попытку объединить различные концепции на основе рационалистической.

Определение религиозных отношений возможно в зависимости от занимаемой по отношению к религии позиции: светское и религиозное. В зависимости от принадлежности к тем или иным областям человеческого знания дефиниция может быть отнесена к одному из следующих типов: социологические, психологические, теологические, религиоведческие, юридические дефиниции.

Отметим, что в ходе исследования мы обнаружили, что имеющиеся научные источники не содержат более или менее стандартного определения рассматриваемого явления через перечисление его существенных признаков. Поэтому нам пришлось использовать наличествующую информацию для формирования и выражения авторского видения данного вопроса в комплексе.

Полагаем, что в зависимости от сферы реализации все религиозные отношения делятся на внешние и внутренние15.

Внутренние религиозные отношения в «узком» смысле раскрывают суть религиозного мироощущения - это религиозные отношения, которые определяют как отношения, возникающие между земными субъектами и сверхъестественными божественными силами. Например – это отношения между насельниками монастыря и их духовным наставником, отношения между священнослужителем и прихожанами храма во время службы и т.д.

Внешние религиозные отношения – это отношения по поводу реализации религиозных потребностей между субъектами, из которых хотя бы один является участником собственно религиозных отношений, примером чего является взаимодействие между территориальным органом юстиции и религиозной группой, представитель которой обратился туда с целью зарегистрировать некую религиозную организацию.

Возникновение особенностей правового регулирования межконфессиональных отношений в Республике Казахстан

Республика Казахстан в 90-х годах XX века начала проводить суверенную национальную политику, сформировала политико-правовые условия для формирования демократического государства и гражданского общества.

Постсоветские государства в XX - XXI в. прошли сложный путь формирования отношения к религии и чувствам верующих. Провозглашение социалистического государства в октябре-ноябре 1917 г. сопровождалось, помимо прочего, принятием актов об отделении церкви от государства и школы от церкви. В частности, декретом ВЦИК и СНК от 31 (18) декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и введении актов состояния»162 и особенно декретом СНК от 2 февраля (20 января) 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»163 запрещалось принимать какие либо местные законы и постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести либо устанавливали бы какие-то преимущества или привилегии по признаку вероисповедной принадлежности граждан. Церковь отделялась от государства, т.е. утрачивала статус государственной церкви, с упразднением государственного управления ею. Больше не требовалось указывать религиозную принадлежность в официальных документах. Становилось невозможным сопровождение религиозными церемониями государственных и иных публично-правовых мероприятий. Акты гражданского состояния поручались исключительно гражданской власти.

В законодательстве первых лет советской власти чувствовалась, с одной стороны, необходимость считаться с тем, что подавляющая часть населения была верующей, с другой стороны, начало проявляться враждебное отношение новой идеологии к религии. И поэтому вроде бы проявлялась терпимость к исповеданию религии, но вместе с тем религия стала считатся пережитком буржуазного прошлого. Новый «советский человек» объявлялся личностью, лишенной пороков прошлой эпохи; он – уже не индивид, а обязательно член коллектива, который строит социалистическое общество. В этом обществе нет места человеческому уединению, следовательно, и религиозные ценности не нужны.

Особенно хотелось бы обратить внимание на следующее. Декрет 1918г. провозглашал, что никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения юридических норм советского времени. Неизбежность борьбы большевиков за идеалы социализма через установление диктатуры пролетариата заставляла всех граждан Советской России беспрекословно подчиняться жестким нормам нового формирующегося законодательства, которое формулировало ценности атеистического государства. Декретом СНК РСФСР от 4 января 1919г. «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям»164 лицу предоставлялось право по решению народного суда заменить таковую на определенный срок призыва его сверстников санитарной службой преимущественно в заразных госпиталях или иной соответствующей общеполезной работой по выбору самого призываемого.

Показательна для того времени норма ст. 13 Конституции РСФСР 1918г.: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Как видим, нормой вводятся понятия религиозной и антирелигиозной пропаганды, т.е. воинствующее начало соперничества, поскольку известно, что пропаганда – это активные действия. Между тем по отношению к религии, если уж это частное дело, лучше говорить о распространении взглядов, чем о пропаганде.

На тот момент прогрессивной стала ст. 13 Конституции 1918 г., которая допускала пропаганду религиозных догм и взглядов, тем самым приравнивая ее к антирелигиозной пропаганде. Религия провозглашалась частным делом.

В первые годы Советской власти воинствующий атеизм поставил под угрозу физического существования все институты церковно-религиозного характера. Массовый террор 30-х годов не обошел стороной духовенство. Преданность вере стала поводом для политической расправы в обществе, где институты правосудия абсолютно не работали. Преобладание тоталитарного метода руководства государством на всех уровнях политической власти сделало юридические механизмы регулирования обществом практически не нужными.

Последнее десятилетие XX века в государстве явилось временем не только демократизации общественного строя, изменения политической и социальной сущности государства. Произошли радикальные изменения в отношении к религии, в обеспечении равной защиты и гарантий при осуществлении религиозных прав.

Постсоветские государства использовали жесткие рычаги в регулировании религиозной сферы165. Эти шаги показывают, что органы государственной власти давно пытались решить вопросы, касающиеся религиозной политики.

Очень взвешенные шаги были сделаны политическим руководством Казахстана. 1 декабря 1991 года в результате первых всенародных выборов Президентом Казахстана был избран Н.А. Назарбаев. 2 декабря на пресс-конференции Президент, касаясь роли Казахстана в межгосударственных отношениях, отметил, что государство, имеющее срединное положение в стране, должно стать мостом между Европой и Азией. Он подчеркнул, что республика хотела бы иметь экономические и политические связи со всеми государствами мира, подчеркнув ее открытость и необходимость разумного баланса между Европой и Азией166.

16 декабря 1991 г. в Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан» Казахстан был провозглашен суверенным государством. Это дало возможность 31 декабря 1991 г. передать Генеральному Секретарю ООН Заявление Республики Казахстан о приеме в члены ООН. Впервые получив суверенную государственность, Казахстан, входя в глобальный мир, должна была создать новое законодательство, опираясь на нормы-принципы международного права.

В основу были положены международно-правовые акты о правах и свободах человека, а также акты и соглашения, которые содержали положения, касающиеся свободы вероисповедания и религиозных объединений. К их числу относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948)167, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960)168, Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)169, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981)170, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975)171, Итоговый документ Венской встречи представителей государств участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1986)172, Документ Копенгагенской встречи – Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1990)173.

В этот период было важно опереться на уже имеющийся опыт государств как Европейских, так и Центрально-Азиатских. Изучался не только опыт полиэтнических государств, но и моноэтнических. Важно было при этом учесть регионально-конфессиональную специфику.

Одновременно некоторые государства стали проводить политику навязывания новых идеологических смыслов. К тому же экспансия представителей межправительственных организаций создавала очаги религиозно-идеологической напряженности на территории всего Казахстана.

В большинстве постсоциалистических стран наблюдаются схожие процессы. После периода либерализации государственно-конфессиональных отношений в этих странах начинается пересмотр политических принципов государства, выработка новых вариантов развития указанных отношений. Каждая страна при этом преследует свои собственные цели, основываясь на роли религиозных институтов в обществе, отношении к правам и свободам человека.

Правовое восприятие свободы вероисповедования в Республике Казахстан

Правовое восприятие общественных явлений - это один из видов правопонимания, формирующего правосознание и правовую культуру индивида и общества в целом на конретно-историческом этапе своего развития196.

Научная категория правопонимания отражает этапы процесса мыслительно-познавательной целенаправленной интелектуальной деятельности человека, в ее основе лежит познание права в целом, его оценка (восприятие), что в конечном итоге формирует отношение к праву как целосному социальному явлению.

Субъектом правопонимания, как правило, выступает конкретный человек, но именно его познание общественных явлений в контекте общих воззрений, например религиозных, формирует правосознание отдельной группы единомышленников. Если же мы говорим о правовом восприятии явлений в рамках исследований коллективных процессов, то субъектами могут стать и разные социальные группы, в том числе по их этнической принадлежности. Для выявления специфики необходимо учитывать историческую среду изучаемого явления.

Для понимания специфики правового восприятия свободы вероисповедования в Казахстане остановимся на особенностях этносоциальных отношений в Восточном Казахстане в начале 1990-х - 2000-х годов. Эта территория, сопредельная с территорией России, исторически на ней соседствуют разнообразные этнические группы казахов и русских, исповедующих разные религии. Во многом общественные процессы на этой территории являются значимыми для политических векторов развития как в России, так и в Казахстане.

Можно опереться на труды ученых, которые изучали вопросы присоединения Казахстана к Росии, а значит, процесс становления и развития русско-казахских отношений197.

В постсоветское время важность приобрели вопросы государственно-территориального размежевания народов Центральной Азии как фактор становления этнических вслед за ними и этнических границ198.

Проблемы полиэтнического состава территории обострились в периходный период – последние годы существования Советского Союза и первые годы обретения независимости Казахской ССР. Это связано, во первых, с религиозными свободами, которые обрели народы бывшегно Советскогот Союза после 70-лет атеизма, с одной стороны; с другой – идеологический вакуум в духовно-нравственных ориентирах миллионов некогда советских людей необходимо было заполнить иными смыслообразующими ценностями. Во многом такими ценностями и стали религиозные постулаты традиционных религий народов, населяющих территорию Восточного Казахстана – ислам и православие.

«Интересны сведения о взаимовлиянии этнических групп в религии (на данной территории). По данным на 2006 г. только 87,2 % опрошенных казахов бывшей Семипалатенской области (ее Центра) относило себя к исламу; 12.8 % - к христианству; 82,8 % - русских исповедовало – христианство; 17.2 – ислам»199.

Противоречия обозначенного периода в межконфессиональных и межэтнических отношениях стали обостряться с принятием Конституции 1993 года, где казахский язык признавался в качестве государственного. Со стороны русскоязычного населения, навязывание казахского языка воспринималось как ущемление национальной идентичности, а для православных - это еще и вызывало опасение в возможности безпрепятственно проводить богослужения на родном языке.

Эта ситуация столь взрывоопасного периода послужила в дальнейшем стимулом для органов государственной власти в скорейшей разработке концепции языковой политики Республики Казахстан. Неожиданно языковая политика государства стала инструментом урегулирования или, наоборот, разжигания религиозной розни. Уже в те годы политические элиты осознали, что необходимо проводить грамотную систематическую разъяснительную работу среди населения по адекватному пониманию законодательных норм, т.к. любая норма принимается для регулирования общественных отношений, а не их уничтожение.

В Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных оъединениях» есть статья 7 «Религиозные обряды и церемонии». Примечательно, что законодатель попробовал сформулировать юридические нормы в преломнении к религиозно-этническим традициям, связанным, например, с едой: «Казахи как мусульмане предпочитают баранину и не едят свинину. Они питаются в основном мясом (бешпармак), в то время когда у русских распространены овощи в сочетании с мясом (борщ)200. Эта норма была и в предыдущем законе «О свободе вероисповедования…». Следование ей и через десятилетие говорит о правильности подходов государственной власти и желание вероисповедующих идти навстречу не только религиозным, но и юридическим нормам.

Единое представление о правовом восприятии свободы вероисповедования в Казахстане можно сформировать и сформулировать на основе динамики внутреннего законодательства и отслеживая изменения зарубежного законодательства, которое влияет на внутреннее. Этому способствует правовой мониторинг201.

Он необходим с целью получения значимой информации о состоянии реализации уже принятых норм, анализа и оперативного законодательного реагирования на изменения политической ситуации с целью сохранения, поддержания безопасности общественного развития.

Существует недостаточная научная разработанность проблемы правового восприятия внутреннего законодательства постсоветскими государствами для взаимоотношений в рамках СНГ и для международных отношений202. Во многом это касается законодательства о свободе вероисповедования и деятельности религиозных организаций.

Такой анализ способствует на фактической основе укреплению коллективной безопасности.

Однако происходящие в нашей стране масштабные процессы демократизации зачастую неверно трактуются представителями отдельных религиозных организаций, воспринимаясь ими как вседозволенность.

Отдельные представители религиозных объединений откровенно игнорируют достаточно либеральное законодательство Казахстана в области конфессиональных отношений.

Можно привести немало примеров нарушения религиозными объединениями, в том числе и зарубежными, законодательства РК. А именно: в Шымкенте (город Абайского района) в 2008 году миссионер, имеющий статус гражданина иностранного государства, в общественном объединении «Интерлинк Ресорсинг» проводил мероприятие незаконного миссионерского характера. Прокуратура инициировала по данному факту проверку в части применении закона РК «О свободе вероисповедования….». Мероприятие оперативно-профилактической направленности (при активном участии специалистов акимата ЮКО, штатных сотрудни Абайского УВД и УБЭСТ ДВД ЮКО) выявило граждан Республики Узбекистан – 15 человек. Они без официальной регистрации в местном исполнительном органе занимались проповедованием вероучения, несущее протестантские, христианские ценности. Их действия явились основанием для административного дела (ст. 394 ч.2 КоАП РК).

В соответствии с нормами ст. 1 ч. 5 Закона РК 2011 г. «О свободе вероисповедования и религиозных объединениях» «миссионерская деятельность – проповедование и распространение посредством религиозно-просветительской деятельности вероисповедания, которое не содержится в уставных положениях религиозного объединения, осуществляющего свою деятельность на территории Республики Казахстан»203. Граждане Казахстана, иностранцы и лица без гражданства осуществляют миссионерскую деятельность только после прохождения соответствующей регистрации. Следовательно, лицо, занимающееся миссионерской деятельностью, должно иметь статус гражданина другого государства. Миссионер также может быть со статусом лица без гражданства. К миссионерской деятельности допускаются и граждане Казахстана.

В Атырауской, Актюбинской, Костанайской областях выявлены факты деятельности незарегистрированных филиалов религиозного объединения «Свидетели Иеговы». Были выявлены и зарегистрированы в большом количестве факты ввоза на территорию страны литературы, содержащей на религиозной основе призывы к антиконституционной подрывной деятельности. Выявлены факты в Актюбинской области: правоохранительным органам удалось пресечь несколько попыток ввоза религиозной литературы экстремистского толка. Данная литература принадлежала незарегистрированным религиозным объединениям «Ильинцев-иеговистов»204 и др.

Реализация правового статуса религиозных объединений в Казахстане

Правовой принцип соотношения государства и религиозных объединений стал основой в определении правового статуса разнообразных религиозных объединений в России и Казахстане. Сущность и внутренне строение права позволяет выделить два вида правового статуса религиозных объединений в государстве: публично-правовой и частно-правовой.

В теории права правовой принцип конфессионального безразличия лежит в основе определения частно-правогого статуса религиозной организации, а принцип конфессионального предпочтения, соответственно, лежит в основе публично-правового статуса религиозного объединения288.

В целом национальное законодательство определяет правомочия деятельности религиозного объединения. Как законом, так и договором может быть определен его объем, содержание правомочий.

По утверждению И.А. Шершневой-Цитульской, правовое положение не всегда так однозначно: иногда религиозное объединение - часть государственного механизма (например, Русская Православная Церковь в синодальный период), в другом случае им отводится исключительно социально–культурная функция (таково положение религиозных объединении в современной России)289.

Политико-юридическая ситуация, сложившаяся в современной сфере государственно-конфессиональных отношений, может быть оценена предложенным методологическим подходом наиболее точно.

Конституция Российской Федерации и действующее законодательство России предполагают частно-правовой статус всех религиозных объединений на территории РФ. Но в зависимости от текущей социальной, политико-юридической ситуации, степени общественной значимости какого-либо религиозного объединения, масштаба его влияния на общественные процессы определяется различное правовое положение религиозных объединений290. Исторически на территории современного российского государства доминирующую роль играло православие, при этом и ислам имел огромное влияние. Это положение отразилось в преамбуле ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»: «Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания291».

Федеральный закон в ч. 2 ст. 6 устанавливает две формы религиозных объединений – «религиозные группы» и «религиозные организации» 292. Первая не предполагает образование юридического лица, вторая дает более широкие возможности для религиозной деятельности, т.к. предполагает государственную регистрацию в качестве юридического лица (ч. 1, 2 ст. 7).

Партнерство государственно-конфессиональных отношений в настоящее время в Российской Федерации определяется главным образом соглашениями. Практика реализации такой системы проявила как достоинства, так и недостатки подобной формы сотрудничества. Так, на федеральном уровне и уровне субъектов РФ распространилась практика заключения договоров и соглашений между религиозными организациями и органами государственной власти, воинских структур с православными, мусульманскими, иногда протестантскими религиозными организациями, но приоритетными в таких соглашениях являются отношения РПЦ, заключенные на федеральном уровне с Министерством образования России, Минобороны России, МВД России, ФСБ России и другими министерствами и ведомствами293. Часто эти соглашения между госорганами и релизиозными объединениями порождают права и обязанности третих лиц. Например, если реализовывается соглашение в области образования, то основная нагрузка возлагается уже на административно-управленческий персонал школ. С точки зрения системы российского права в таком случае не признается источником норм права, обязательным для третих лиц, подобного рода соглашения о сотрудничестве, заключаемые между органами власти и религизовными объединениями. Порой такие соглашения приобретают декларативный характер, к тому же нарушают принцип равенства религиозных объединений либо противоречат самому принципу светского характера государства. В подобных ситуациях контроль над соблюдением законодательства тем или иным религиозным объединением подменяется «партнерством особого рода»294.

Таким образом, правовой статус религиозного объединения - это основанное на конституционно закрепленном принципе соотношения властных институтов государства и религиозных организаций правовое состояние, порождающее права и обязанности религиозного объединения как субъекта права.

Так как «...правовой принцип соотношения государства и религиозных объединений универсален и единственен в пределах юрисдикции конкретного государства»295, то, следовательно – правовое положение религиозного объединения можно считать совокупностью реализованных прав и обязанностей в конкретной ситуации, связанной с наличием определенных фактов, и гипотетически возможных намерений.

Российская Федерация и Республика Казахстан - полиэтнические и поликонфессиональные государства. Такой историко-политический фактор сформировал общую специфику национального законодательства: многообразие религиозных объединений порождает различные нюансы в рамках правового статуса религиозного объединения в зависимости от специфики национального законодательства определенной исторической эпохи.

В соответствии с пунктом «б» ч. 1 ст. 72 Основного закона «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав человека и гражданина...обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности»296.

Изучение реестра нормативных правовых актов субъектов России показало, что далеко не во всех субъектах приняты законы, регулирующие вопросы защиты прав граждан, свободы совести и вероисповедования. Например - это Закон Ивановской области от 19 апреля 1995 г. «Об ответственности за разжигание социальной, расовой и национальной розни, иных проявлениях фашизма и политического экстремизма»; Закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 г. «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»; Закон Тюменской области от 8 февраля 2001 г. «О деятельности религиозных объединений в Тюменской области»; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2001 г. «О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности»; Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 г. «О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области»297.

В соответствии со статьей 132 часть 2 Конституции Российской Федерации, «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству»298.

Данное обстоятельство не учтено в большинстве вышеперечисленных законодательных актах субъектов Российской Федерации.

Еще в Законе СССР 1990 года «О свободе совести и о религиозных организациях» была установлена норма о документах, на основании которых действуют религиозные организации. Ст. 12 Закона СССР говорит, что такими документами являются устав (положение) религиозной организации, который в соответствии с гражданским законодательством определяет ее правоспособность, подлежит регистрации в порядке, установленном законом, и содержит перечисленные в законе сведения, и иные документы, определяющие вероучительную сторону деятельности, решающие прочие внутренние вопросы религиозной организации, которые не подлежат регистрации в государственных органах299.