Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое освоение в системе категорий теории права. Пономаренко Елена Витальевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пономаренко Елена Витальевна. Правовое освоение в системе категорий теории права.: диссертация ... доктора Юридических наук: 12.00.01 / Пономаренко Елена Витальевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет»], 2018.- 377 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы правового освоения 32

1.1. Освоение как проблема в современной философии России 32

1.2. К обоснованию категории правового освоения в современной теории права 48

1.3. Понятие правового освоения в объективном смысле 64

1.4. Понятие правового освоения в субъективном смысле. 74

1.5. Правовое освоение: цели, задачи, принципы, функции, условия востребованности в теории права 89

1.6. Концепция правового освоения в теории права 99

Глава II. Правовое освоение: основания возникновения и процесс саморазвития 121

2.1. Правопознание и правопонимание как основания возникновения правового освоения 121

2.2. Юридический позитивизм и социология права как основания возникновения правового освоения 142

2.3. Естественное право как основание возникновения правового освоения 157

2.4. Динамика саморазвития правового освоения в теории права 164

Глава III. Общая характеристика многообразия форм и единство процесса правового освоения 176

3.1 .Многообразие форм правового освоения 176

3.2.Единство процесса правового освоения 189

3.3.Субъект правового освоения как элемент процесса правового освоения 200

3.4. Объекты правового освоения как элемент процесса правового освоения 214

3.5. Способы правового освоения как элемент процесса правового освоения 223

Глава IV. Теоретические аспекты взаимодействия категории правового освоения и категорий теории права 231

4.1 .Правовое освоение: взаимосвязь и взаимодействие с категориями теории права 231

4.2.Сущностно-правовой аспект взаимосвязи и взаимодействия категории правового освоения с категориями теории права 245

4.3. Доктринально-правовой аспект взаимосвязи и взаимодействия категории правового освоения с категориями теории права . 252

4.4. Интеллектуально-волевой аспект взаимосвязи и взаимодействия категории правового освоения с категориями теории права 263

4.5.Место и роль правового освоения в науке теории права 270

Заключение 307

Литература 323

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Совре-

менной теорией права накоплен внушительный объем правового знания, требующий познания, осмысления и освоения, причем не только учеными-исследователями, но и другими участниками реальной правовой жизни. Для этого необходимо определиться с содержанием, классификацией и систематизацией данного знания, путями и способами его получения, основополагающей линией осуществления исследований от понимания права к правовому освоению. Подобного рода философско-теоретическое и методологическое исследование позволяет объединить широкий круг вопросов и проблем, касающихся большинства аспектов современной теории права, связать эти вопросы с анализом правовой действительности, правового бытия, правового пространства.

Дальнейшее развитие юридической науки, и, прежде всего, современной теории права в контексте от правопознания к правовому освоению являются одним из значимых и одновременно сложных вопросов.

Идеи гуманизма, гуманитарные, человеческие ценности, сам человек прошли путь от возможного к должному, благодаря правам и свободам человека. Сегодня существует значимая обосновывающая человека в правовой системе теоретическая, социальная, философская, правовая проблема. Решение этой проблемы позволит перейти от отчуждения человека от власти, собственности, права и правовой системы к правовому освоению конкретным индивидом (homoюридикус) окружающей действительности с помощью права и совокупности юридических средств.

Проблема отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве была сформулирована С.С.Алексеевым в работе «Теория права»1. Происходящие в России перемены потребовали переосмысления утвердившихся представлений о соотношении права и человека. Такое переосмысление, по мнению С.С. Алексеева, должно было отвечать объективно назревшим и реально происходящим процессам решения проблемы отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве.

Суть проблемы отчуждения заключается в том, что в ходе общественного развития из-под власти человека как бы вырываются и в этом смысле отчуждаются определенные формы его деятельности – собственность, институты власти, право, институты культуры2. Это приводит к отчуждению самого человека от права и правовой системы; отчуждению человека – конкретного индивида от собственного правового интеллекта; отчуждению человека-конкретного индивида от своего правового интере-

1 Алексеев С.С. Теория права. – М.: Изд-во БЕК, 1993. – С. 17.

2 Караченцева Т.С. Человек как субъект освоения мира // Социально-философские
проблемы освоения новых территорий: Сборник научных трудов. Тюмень, 1988. С-25;
Батенин С.С. Человек в истории. – Л., изд-во ЛГУ, 1976. - С. 18.

са, восприятие правового интереса как стремления к удовлетворению потребностей; отчуждению человека-конкретного индивида от правовой воли и отсутствие интеллектуального содержания правовой воли.

Решение проблемы отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве связано с категорией правового освоения. Правовое освоение является самостоятельной формой жизнедеятельности конкретного индивида в праве, позволяет перейти от отчуждения к освоению человеком не только права и правовой системы, но и правового интеллекта, правового интереса и правовой воли. Оно конкретизирует, индивидуализирует самого человека как единицу социума.

Понимание права как духовной (одухотворенной) формы освоения мира связано с возрастанием нравственных начал права. В.Н. Синюков подчеркивает, что в широком плане право «есть самостоятельная форма духовного освоения мира»1. То есть правовое освоение является самостоятельной формой жизнедеятельности человека в праве.

Реальный практический процесс освоения следует рассматривать в качестве опосредованных правом преобразований, формирования новой правовой культуры, новой правовой системы как бесконечного нового, в том числе и в виде изменений действующего законодательства.

В практическую юриспруденцию и обыденное правосознание постепенно воплощаются правовые идеи освоения гуманизма человеком и обществом. Существенная роль в данном направлении отводится человеческим ценностям, под лозунгом которых прошел ХХ век, которые и изменили правовую точку отсчета ценностей на Земле.

Для этой категории главным является тезис о возникновении и развитии природы человека как ценности, его месте в реальной структуре ценностного мира, о человеке как центре этого мира, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и человеком как таковым.

Категория «правовое освоение» позволяет индивидуализировать, персонифицировать человека в теории права, в системе ее категорий, исследовать человека как ценность во всем многообразии человеческой деятельности.

В реальной действительности идея правого освоения формируется как постепенное изменение соотношения понятий «право» и «человек». Смысл идеи заключается в преобразовании постсоветской правовой системы в российскую правовую систему, центром которой является человек, его права и свободы.

В условиях постперестроечного периода характер экономических, политических и социальных процессов, направленных на изменение и

1 Синюков В.Н.Российская правовая система. Саратов, 1994. – С.213; Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н.И. Мату-зова. – Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. – С. 31; Шагиева Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе: Авто-реф. дисс. докт. юрид. наук. – М., 2006. – С.8-9.

развитие российского общества, серьезно изменил представления о приоритетах и ценностях в правовой системе. Наиболее значимыми направлениями исследований оказались: наполнение существующих юридических категорий новым содержанием; структурирование теории права; гуманизация правовой системы. В основании всех изменений, на наш взгляд, должно находиться правовое освоение. Это имеет не только теоретическое, но и важное практическое, и даже прикладное значение. В современный период развития отечественной теории права правовые явления все больше рассматриваются как рационально-критические, интеллектуальные преобразования. Постепенно преодолевается подход к праву только как к продукту государственной власти. Каждый «шаг» от отчуждения к освоению человеком форм жизнедеятельности в праве, гуманизация правовой системы, правовые идеи освоения гуманизма человеком и обществом, а это и есть ее правовое освоение, способен приблизить человечество к совершенно новому ценностному юридическому мировоззрению, способствующему духовно-нравственному возрождению человека и общества, их осмысленно-ценностному существованию в правовой действительности.

Подходы к социальной действительности, правовой действительности претендуют на новизну и неизбежно вызывают необходимость обогащения традиционных юридических понятий. Они вырабатывают новые общие положения, имеющие характер научной концепции. Обращение ведущих ученых-юристов к категории, «правовое освоение» свидетельствует о необходимости обоснования и введения в научный оборот теории права категорий высокого уровня абстрактности, так как иным путем невозможно обозначить то новое и специфическое, что раскрывается в результате научного исследования. Если авторы прибегают к категории правового освоения для углубления теоретических знаний, для широкого использования философских и общенаучных понятий, то это развивает и совершенствует саму науку, вводит в научный оборот новые понятия и категории1.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В мировой философской мысли термин «освоение» в различной интерпретации применяется много веков, сегодня можно говорить о своеобразной истории его формирования. Многие мыслители прошлого оперировали этим понятием и описывали его содержание.

По Демокриту освоение связано с единством «космоса» и «микрокосма» и рассматривается как цель человеческого существования. Цель считается достигнутой, если человек стал адекватным миру в результате своей независимости и деятельности по преобразованию мира. Аристотель, напротив, выдвинул “принцип властвования” (т.е. подчинения, иерархии), который послужил теоретической и идеологической основой для вывода о постоянном расширении человеческого властвования над

Алексеев С.С. Указ. соч. – С. 28-29.

миром.1 В эпоху ранних буржуазных революций резко расширились масштабы человеческого воздействия на мир. Дж. Локк, Т. Гоббс в своих исследованиях обозначили идею освоения, но при этом обозначении этой идеи забыли про человека. В ХХ веке с возникновением аксиологии и аксиологического аспекта философии и социологии прежняя идея освоения субъектом мира и самого себя, выросшая в философское, социологическое и специально научное понятие, приобретает категориальный статус.

Однако правовое освоение в системе категорий теории права как тема исследования в отечественной теории права не разрабатывалась.

Освоение природной среды и среды человеческой жизнедеятельности непосредственно или косвенно затрагивает интересы человека и связано с воспроизводством им духовно-нравственных благ и ценностей. Поэтому в диссертации освоение предлагается рассматривать в качестве одной из форм человеческой жизнедеятельности.

Если эта жизнедеятельность человеческая, то человек должен занимать центральное место и играть ведущую роль в освоении. Освоение как человеческая жизнедеятельность опосредована правом, должна воплощать духовно-нравственные блага и человеческие ценности, формировать и закреплять в источниках права правовой интерес в виде духовно-нравственной пользы для человека и общества. Формирование интереса человека как духовно-нравственного блага актуализирует самого человека как центра любого явления и процесса, актуализирует качества человека как осознанного (интеллектуально-волевого) деятеля всего процесса правового освоения.

Настоящее исследование предполагает анализ правового освоения как категории в теории права. Автор определяет место и роль категории правового освоения в системе категорий теории права.

Динамичность правового освоения, позволяет рассматривать, эту категорию как-то без чего невозможны, преобразования в соотношении понятий «право» и «человек», проблематична гуманизация правовой системы в целом, так как ни что не происходит само по себе.

Правовое освоение рассматривается как категория, появившаяся в связи с влиянием идей гуманизации и естественного права на становление и развитие правовой системы Российской Федерации. С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законе о гражданстве и в других нормативно-правовых актах.

С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования общественных отношений, которое в прежние времена было доведено до абсурда. В настоящее время происходит

Аристотель. Сочинения в 4-х томах. – М., Мысль, 1984. - Т.4. – С. 780-830.

выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения соотношения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

Объект диссертационного исследования – общественные отношения и производные от общественных межчеловеческие взаимодействия, связанные с правопознанием, формированием правосознания и правового мышления на основе духовно-нравственных благ и общечеловеческих ценностей.

Предметом диссертационного исследования являются философские, социально-ориентированные, юридические, направления правопо-знания человека и общества для формирования правосознания и создания интеллектуальных представлений о такой правовой системе, где бы в центре внимания был человек, его права и свободы; начало решения проблемы об отчуждении человека от форм жизнедеятельности в праве; формирование правопознания конкретного индивида – homoюридикус; взаимосвязь, взаимодействие правового освоения с категориями теории права.

Цель диссертационного исследования заключаются в теоретико-правовом анализе проблем правового освоения, на основе представленных в работе путей и способов познания, в обосновании и рассмотрении правового освоения как одного из самостоятельных направлений развития правового знания в теории права.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи, отражающие основные идеи и аспекты исследования:

- обосновать место и роль категории правового освоения в совре
менной теории права;

разработать понятия правовое освоение в объективном смысле;

разработать понятия правовое освоение в субъективном смысле;

выявить условия востребованности правового освоения для категорий теории права;

- обосновать и разработать концепцию правового освоения с ис
пользованием современного философско-правового инструментария;

- дать анализ основаниям возникновения правового освоения,
определить тенденции его развития;

- определить и классифицировать формы правового освоения, дока
зать единство процесса правового освоения;

выявить соотношение понятий правовое освоение, правопознание и правосознание;

обозначить аспекты взаимосвязи и взаимодействия правового освоения с категориями теории права.

Методологическая основа диссертационного исследования состоит в том, что автор ориентировался на понимание методологии как учения о принципах построения, форм и методов познавательной дея-

тельности1. Использовал общефилософские методы, а именно, материалистической диалектики, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Для обоснования проблемы отчуждения человека от права и правовой системы автор использует метод материалистической диалектики, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Метод материалистической диалектики позволил сделать необходимый вывод, прийти к логическим обобщениям и решению проблемы отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве и правовой системе. Метод восхождения от абстрактного к конкретному помог автору индивидуализировать человека в правовой системе, позволил построить логическую связь от всеобщего понятия человек к особенному – личность, гражданин, единичному – конкретный индивид (homoюридикус).

Общенаучные методы исследования - анализ и синтез, дедукция и индукция, системно-структурный, исторический, социологический повлияли на необходимые построения, обобщения и выводы в работе. Анализ позволяет доказать, что человек отчужден от собственного правового интеллекта, правовой воли, правового интереса. Синтез обосновывает понятие правового освоения для усовершенствования и преобразования человека в российской правовой системе, рассматривает конкретного индивида (homoюридикус) как единицу социума. Дедукция предполагает, что для воплощения правовых идей освоения гуманизма необходимо изменить соотношение понятий «право» и «человек», изменить назначение человека в правовой системе. Индукция изучает человека как конкретного индивида - homoюридикус способного к самоопределению, признанию своей собственной человеческой оригинальности. Исторический метод способствует изучению истории проблемы правового освоения. Социологический метод обосновывает взаимосвязь и взаимодействие социума и конкретного индивида в правовом освоении.

Специально-юридические методы, а именно, метод сравнительного правоведения позволил определить соотношение правового освоения с правопознанием и правосознанием, выявить их отличия друг от друга и характерные особенности. Технико-юридический метод способствовал созданию понятия, детальному раскрытию признаков правового освоения, построению концепции правового освоения.

Теоретическую основу исследования составляют работы связанные с философскими взглядами на проблему освоения, которые представлены в работах Аристотеля, Платона, Сократа, Н.А. Бердяева, М. Вебера, Г.В.Ф. Гегеля, В. Гессена, Ф.Ф. Зигеля, И. Канта, В.О.Ключевского, Н.М.Коркунова, Д. Локка, Т. Гоббса, Р. Лукича, Н.И. Лазаревского, Ш. Монтескье, Н. Макиавелли, С. Муромцева, Л.И. Петражицкого, В.С. Соловьева, В.И. Сергеевича, М. Фуко, М. Хайдеггера, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича.

1 Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2001. – С.59.

Данная тема в том или ином значении затрагивалась теоретиками права. Концептуальные идеи, связанные с исследованиями человека в праве, естественными началами права, духовно-нравственными основаниями права, отражены в трудах таких исследователей современности, как С.С. Алексеев, А.М. Васильев, Н.В. Витрук, И.В. Грязин, В.Д. Зорькин, Г.В. Игнатенко, В.П. Казимирчук, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, С.В. Поленина, А.С. Пиголкин, О.А. Пучков, Ф.М. Раянов, А.П. Семитко, В.Н. Синюков, Л.И. Спиридонов, В.М. Сырых, Н.Н. Тарасов, Ю.А. Тихомиров, В.А. Туманов, Р.О. Халфина, В.М. Шафиров, Л.С. Явич.

На формирование «правового освоения» как категории в теории права повлияли исследования представителей современной юридической мысли: «Нравственные основания современного российского права» -Цыбулевская О.И.; «Методологические проблемы юридической науки» -Тарасов Н.Н. «Субъект права» - Архипов С.И.; «Юридическая антропология и развитие науки о государстве и праве (теоретические основы)» -Пучков О.А.; «Естественно-позитивное право. Введение в теорию» - Ша-фиров В.М. Они создали новые научные импульсы и доказательства в необходимости существования категории правового освоения в системе категорий теории права.

Нормативную основу исследования составляют нормативные акты действующего российского законодательства, подзаконные нормативные акты и акты толкования, нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления (диссертант принимал участие в разработке ряда законодательных и иных нормативных правовых актов Тюменской области и органов местного самоуправления).

Эмпирическую основу исследования включает материалы правоприменительной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции, министерств и ведомств, других органов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что освоение как философская и общенаучная категория, содержательно формировалась в классической эпохе как фундаментальная характеристика отношения «человек-мир». Понимание освоения как овладения предметом воспроизводило мир, в котором собственность, обладание, власть были стержневой ценностью человеческого существования.

В современном контексте философских исследований категория «освоение» представлена двумя традициями. В рамках первой традиции освоение рассматривается как овладение собственностью и властью. Такое понимание освоения приводит к отчуждению человека от окружающего мира. В соответствии со второй традицией освоение рассматривается в человеческом контексте как человечность или очеловеченность процесса освоения. Оно позволяет решить проблему отчуждения человека от форм жизнедеятельности, перейти к освоению конкретными индивидами

духовно-нравственных благ, человеческих ценностей. Человек становится таковым, приобретая право на самого себя, свою телесность и духовность не только через атрибуты власти, собственности, но и другие феномены, опосредованные правом и воспроизведенные в нормах права1, актах судебной практики: нравственность, добросовестность, справедливость, добродетель и т.д.

Человеческий контекст идеи освоения послужил основанием для изучения категории «правовое освоение» в системе категорий теории права. Самостоятельное значение категория «правовое освоение» получает как опосредованные правом действия человека по преобразованию социальной действительности, ибо право создано человеком и преобразовано в процессе его жизнедеятельности.

Следует различать «правовое освоение» действительности как деятельность, которая осуществляется индивидом с помощью права и всей совокупности правовых средств и «правовое освоение» как деятельность индивида, направленная на познание, понимание самого права и всех правовых явлений. Разумеется, это взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного явления и категории. Их отличие носит весьма условный характер и проявляется только во времени и последовательности правового освоения индивидами правовой материи и окружающей действительности, формирующейся под воздействием права.

По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1.Правовое освоение в объективном смысле выражает совместную рациональную, активную деятельность людей по использованию правовых средств в преобразовании общества, государства и права. Составляющими этой деятельности выступают усилия конкретных индивидов по освоению правовой действительности.

Признаками правового освоения в объективном смысле являются: -рациональная деятельность как компонент активной, предметной, целенаправленной, социально-ориентированной, заранее продуманной деятельности людей. Прежде всего, рациональная деятельность отличается своим целенаправленным характером, то есть это такая активность людей, которая всегда направлена на достижение сознательно поставленной цели. Рациональная деятельность заключается в способности человека и объединений людей заранее продумывать свои действия и возникает не вдруг, а предполагает несколько этапов и активизирует правовой рационализм.

-деятельность по усовершенствованию человека-конкретного индивида в правовой системе способствует решению проблемы отчуждения человека не только от общества и государства, но и от его (человека) пра-

1 Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ (ред. От 4.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53. Ч.1. Ст.7627.

вового интеллекта, правового интереса, правовой воли. Сквозь призму данного признака можно рассмотреть человека как конкретного индивида, способного к самоопределению в обществе, признанию своей собственной человеческой оригинальности.

-деятельность, направленная на гуманизацию правовой системы, которая формируется как постепенное изменение соотношения понятий «право» и «человек». Смысл идеи заключается в «очеловечивании» правовой системы, в создании такой правовой системы, где-бы в центре внимания были человек, его права и свободы. Фундаментальный принцип неотъемлемости, неотчуждаемости прав человека, закрепленный в п.2 ст.17 Конституции РФ, последовательно находит реализацию в действующем законодательстве и практике правоприменения.

-деятельность, осуществляемую с помощью правовых средств (норм права, принципов права, ценностей права) для достижения поставленной цели и удовлетворения правового интереса человека.

2. Правовое освоение в субъективном смысле выражает активность человека как интеллектуально-волевого деятеля, способного к познанию права и правовых явлений и стремящегося к духовно-нравственным благам и общечеловеческим ценностям. Следует отличать правовое освоение в объективном смысле от правового освоения в субъективном смысле, так как объективный смысл предполагает внешние факторы, а субъективный смысл непосредственно связан с правосознанием и правовой волей человека.

Признаками правового освоения в субъективном смысле являются:

-правопознавательная активность, которая может быть выражена способностью вырабатывать мыслительные, умственные навыки у человека в правовой сфере. Мыслительные, умственные навыки – элемент разума человека; помимо него ни один субъект мыслить не может, мышление субъекта о праве, правовом должном и т.д. происходит в человеческой, а не в чьей-либо другой голове. Мыслительные, умственные навыки существуют в качестве начал действующего законодательства, и неслучайно п.2 ст. 6 ГК РФ требует в осуществлении гражданских прав проявлять такое человеческое качество, как разумность.

-интеллектуально-волевая активность в виде осмысленной, умопостигаемой способности человека, существующей для извлечения интеллектуальной пользы. Интеллектуальную пользу могут доставлять новые аспекты изучения правового гуманизма, правовой аксиологии, культурно-правовой инновации, естественных прав и свобод. Интеллектуально-волевая активность способна выявить такие качества и свойства конкретного индивида как биосоциодуховность, гуманность. Правовая воля должна иметь интеллектуальный характер и может быть выражена в осознанных желаниях, сформированных правовым интеллектом. Действующее законодательство предусматривает биосоциодуховные характеристики человеческого существования (ст.ст.150-152 ГК РФ) и содержит такие

термины, как «жизнь», «здоровье», «честь», «достоинство», «деловая репутация», «нравственные страдания», что свидетельствует о наличии интеллектуально-волевых начал в жизненной оболочке человека.

-активность человека, направленная на формирование правовых идей, стремлений на основе духовно - нравственных начал, связана с нематериальными благами (добросовестностью, справедливостью, честностью, свободой, свободой воли и т.д.). Она предполагает осознание, осмысление интеллектуальных стремлений, способствует возникновению правопознавательного интереса, содержит мысли человека о том, как использовать по назначению нематериальные блага для себя и общества в правовой системе.

3. Для определения места, роли и назначения правового освоения в
теории права в работе обоснованы принципы, задачи и функции правового
освоения
. К принципам следует отнести: принцип свободы правопознания
и правопонимания для преобразований в правовой системе; принцип един
ства ценностей; принцип гуманизации правовой системы; принцип соци
окультурного совершенствования человека; принцип опережающего раз
вития как самостоятельной формы жизнедеятельности человека в пра
ве; принцип индивидуализации человека.

К числу задач относятся: интеллектуальное овладение в процессе правового освоения сферой правового знания; критичность правового освоения для преобразования фактов правовой жизни; проведение правовых исследований на основе интеллектуального творчества и правопозна-вательной деятельности для решения проблемы отчуждения человека от его правового интеллекта, интеллектуально-правовой воли и правопозна-вательного интереса.

К функциям правового освоения относятся: онтологическая, познавательная, функция систематизации, прогностическая, практическая.

4. Концепция правового освоения – это основная идея, теоретиче
ское построение,
соединяющее различные компоненты (элементы) каче
ственные характеристики познанных, осмысленных и воплощенных в
рамки правовой системы фрагментов социальной действительности. Кон
цепция правового освоения выражает правовые идеи освоения гуманизма
человеком и обществом; категории правового освоения; источники по
знания права
.

В концепцию правового освоения включаются следующие компоненты: правовые идеи освоения гуманизма человеком и обществом, сформированные в правовом интеллекте и воспроизводящие интеллектуально-правовую волю и правопознавательный интерес человека; категории правового освоения; источники познания права (идеи о правовом освоении, содержащиеся в действующем законодательстве; правовом обычае; правовом прецеденте; правилах делового оборота; нормативно-правовом договоре).

5. В качестве новых научных категорий в работе обосновывается
форма и процесс правового освоения. Форма правового освоения является

внешним выражением правового освоения и может быть классифицирована по различным основаниям. По целям следует выделять социально-культурную, идеолого-политическую, логическую форму правового освоения. По субъектам - ученый, законодатель, практик. По геополитическим основаниям - российскую, европейскую, американскую формы правового освоения.

Процесс правового освоения - это динамичная, рациональная, интеллектуальная активность и самостоятельная форма жизнедеятельности конкретного индивида и общества по правопознанию и формированию правосознания, выраженная в причинно-следственных, пространственно-временных связях, направленная на усовершенствование и преобразование общества, государства и права.

Центральной категорией процесса правового освоения выступает субъект - это человек, персона (конкретный индивид, коллектив), обладающий интеллектуально-волевым, правопознавательным характером деятеля, преобразующий с помощью права фрагменты социальной действительности.

Объекты правового освоения - это нематериальные, духовно-нравственные блага и общечеловеческие ценности (добросовестность, справедливость, честность, свобода, свобода воли и т.д.), к которым направлена правопознавательная активность конкретного индивида для их интеллектуального использования по назначению в правовой системе.

6. В диссертации определены аспекты взаимосвязи и взаимодействия правового освоения с категориями теории права: правопознанием, правосознанием.

Правовое освоение направлено на правопознание и формирование интеллектуальных представлений о социальной действительности, возникающих в правосознании конкретного индивида. Соотношение правопо-знания и правового освоения заключается в следующем.

Субъект правового освоения - это конкретный индивид, коллектив, социум, обладающий интеллектуально-волевым, правопознавательным характером деятеля, преобразующий с помощью права фрагменты социальной действительности. В понятие субъекта правопознания входят такие феномены как, человек, коллектив, социум. Названные субъекты познают право и формируют, как правило, общественное, групповое, индивидуальное правопознание. Отличие заключается в том, что в качестве субъекта правопознания конкретный индивид не изучается. Следовательно, субъект правового освоения по сравнению с субъектом правопознания по объему шире.

Объект правопознания связан с потребностями, стремлениями к удовлетворению потребностей, усвоением правовых норм и оценками правовой действительности. В отличие от объекта правопознания объект правового освоения включает нематериальные, духовно-нравственные блага и общечеловеческие ценности как элементы правовой системы.

По уровню - правовое освоение соответствует правовому рационализму. Правовой рационализм связан с последовательностью процесса познания правовых явлений, с определением логики получения знаний о правовых явлениях. Необходимо учитывать, что в самом окружающем мире должен существовать порядок, логика и закономерности человеческого бытия.

По уровню - правопознание соответствует правовому эмпиризму и правовым эмоциям. Правовой эмпиризм включает опытное, донаучное восприятие, созерцание. Существование правового эмпиризма (обыденного, донаучного) объяснимо следующим. Он позволяет ответить на вопрос, что положено в основу правовых изысканий и выводов. Определяет пути познания правовых понятий, категорий, явлений и процессов. Правовой эмпиризм предоставляет правопознанию «опытные» данные о фрагментах социальной действительности. Таким образом, правовое освоение соответствует правовому рационализму, а правопознание - правовому эмпиризму.

7. Соотношение правового освоения и правосознания автор определяет на основании следующих компонентов (элементов): правовой идеологии и правовой психологии правосознания и правового интеллекта и интеллектуально-правовой воли правового освоения.

Правовое освоение связано с рациональной активностью и деятельностью конкретного индивида и общества, предполагает структуру их правопознавательной активности для формирования правосознания – правовой интеллект, интеллектуально-правовую волю и правопознава-тельный интерес.

Правосознание формирует в сознании субъекта не только представления о праве – правовая идеология, но и чувства, эмоции о праве и правовых явлениях - инстинктивные правочувствования. Для человека инстинктивные правочувствования являются правом потребностей. В таком контексте представления о праве существуют абстрактно, в отчуждении от правового интеллекта человека. Правовое освоение рассматривает человека как конкретного индивида, обладающего интеллектуально-волевым характером деятеля, способного, прежде всего, мыслить и уже, потом формировать чувства на основе общечеловеческих благ и духовно-нравственных ценностей, предполагает наличие правового интеллекта, интеллектуально-правовой воли, правопознавательного интереса.

Правовое освоение связано с правовым интеллектом. Правовой интеллект вырабатывает интеллектуальные представления, созданные в результате правопознания человеком в виде правовых идей, версий, гипотез и воспроизводящие интеллектуально-правовую волю и познавательный интерес.

Правовая психология как элемент правосознания воспроизводит стремления, в которых отражает эмоциональное отношение человека к праву и правовым явлениям. В этом смысле эмоциональные стремления и установки человека являются оторванными, отчужденными от интеллек-14

та, в итоге неосознанными, необдуманными, неотображенными в интеллекте желаниями.

Правовое освоение связано с интеллектуально-правовой волей. Интеллектуально-правовая воля предполагает заранее осмысленные, осознанные, обдуманные желания, установки, выработанные правовым интеллектом человека, сформированные в правосознании и выраженные в правовых знаниях, правовых текстах, правовом статусе и поступках.

Таким образом, правовое освоение отличается от правосознания правовым интеллектом и интеллектуальным характером правовой воли.

8. В работе обоснован сущностно-правовой аспект взаимосвязи и
взаимодействия категории правового освоения и категорий теории пра
ва.

Для усовершенствования сущности права необходимо преобразовать понимание его основных аспектов. Интересы и волю человека в современном российском праве следует рассматривать как правовой интеллект, сформированный при помощи правопознавательного интереса и преобразующий правовую волю в интеллектуально - правовую волю. Формированию правового интеллекта способствует правопознавательный интерес человека.

Правовой интеллект возникает под воздействием правового интереса как импульса. Правовой интеллект человека бывает различным. Критерием определения уровня правового интеллекта следует считать интеллектуальные способности человека, его (человека) представления о духовно-нравственных благах и общечеловеческих ценностях. Человек может иметь интеллектуальные представления о праве и правовой системе, понимать, осознавать и осмысливать право, испытывать интеллектуальную пользу от удовлетворения жажды правопознания. А неосознанная потребность человека, сформированная вне правового интеллекта, является произволом по отношению к человеку правовым инстинктом.

В качестве, первого аспекта сущности права предлагается преобразование права потребностей в правовой интеллект, формирование правопознавательного интереса как интеллектуальных представлений человека о том, как по назначению использовать духовно-нравственные блага и общечеловеческие ценности.

Вторым аспектом сущности следует считать межчеловеческие взаимодействия на основе гуманизма, воплощение человека в центре правовой системы.

В целом сущность современного российского права предлагается рассматривать как интеллектуальные взаимодействия человека и общества, направленные на формирование представлений о преобразовании и усовершенствовании человека в правовой системе на основе духовно-нравственных благ и общечеловеческих ценностей.

9. Интеллектуально-волевой аспект взаимосвязи и взаимодействия
категории правового освоения с категориями теории права заключается в
обосновании правопознавательного интереса, в формировании этого ин-
15

тереса в правосознании человека для рациональной деятельности. В контексте исследования в понятие «воля» необходимо вкладывать осознанный интеллектуальный смысл, который может быть воплощен в правосознании человека.

В интеллектуальном значении необходимо рассматривать правосознание человека как правовой интеллект, сформированный при помощи правопознавательного интереса и воспроизводящий его интеллектуально-правовую волю. Формирование правового интеллекта обусловлено правопознавательным интересом человека. Без правопознавательного интереса невозможно существование человека в праве, невозможны отношения человека и общества.

10. Правовое освоение оказывает влияние на теорию права как науку. Для того, чтобы обозначить место правового освоения, в науке теории права необходимо обозначить место правового освоения в предмете и категориях данной науки.

Правовое освоение, как концепция должна стать одним из направлений развития современной теории права. Как направление развития современной теории права правовое освоение характеризует то, что конкретный индивид – homoюридикус, интеллектуально-волевой, правопо-знающий деятель, преобразует и усовершенствует правовые идеи освоения гуманизма человеком и обществом в правовой системе. То есть, осуществляет активную, рациональную деятельность и формирует свой правовой интеллект, интеллектуально-правовую волю и правопознаватель-ный интерес в правовой системе. Если правовой интеллект обрабатывает и обобщает результаты полученной правовой информации, то правопо-знавательный интерес наполняет полученную правовую информацию общечеловеческими ценностями. В этом случае интеллектуально-правовая воля формирует в правосознании умопостигаемые желания, установки и находит отражение в правовых знаниях, правовых текстах, правовом статусе и правовых поступках.

Таким образом, правовое освоение способно преобразовать правовую идею в правовую концепцию, правовую доктрину и выделить составляющие элементы и закономерности их строения. В работе доказано, что правовое освоение обладает структурой и выявлены такие элементы, как правовой интеллект, интеллектуально-правовая воля, правопознава-тельный интерес.

Правовое освоение является началом решения проблемы отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве и правовой системе и его следует рассматривать одним из направлений развития правового знания.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что до настоящего времени в теории права не предпринимались попытки сформулировать концепцию «правового освоения». Эти исследования не были связаны с обоснованием правового освоения, как категории, как концепции для получения правового знания.

«Правовое освоение» как правовая категория необходима для развития правопознания и формирования правосознания с помощью правового интеллекта, интеллектуально-правовой воли, правопознавательного интереса. Ее задача заключается в формировании правопознания и правосознания конкретного индивида. Исследования в области правового освоения осуществляются с учетом естественных прав и свобод человека, которые имеют социальное, человеческое происхождение, обладают прогрессивным характером «как мера свободы и справедливости». Имеют практическое значение, так как формируют в правосознании конкретного индивида рациональные, интеллектуальные начала правовых идей, правовых сделок, правовых поступков.

Конечным результатом «правового освоения» определенным человеческим сообществом в формально-юридическом плане являются законность и правопорядок, в социально-правовом – общественное правосознание и правовая культура.

Результат «правового освоения» в формально-юридическом плане правовое освоение как активная, рациональная деятельность по использованию правовых средств в преобразовании общества, государства и права позволяет формировать правомерное поведение индивидов, режим законности и правопорядка. Человек - конкретный индивид осознает, осмысливает необходимость соблюдения правил поведения, формирует свое отношение к данным явлениям и осуществляет рациональную деятельность, целью и интересом, которой является правомерное поведение, соблюдение режима законности и правопорядка. На основе выработанных правовым интеллектом представлений о гражданском, служебном долге осуществляет должное правомерное поведение как ценность права и внутреннее стремление к нравственной добродетели.

Результат «правового освоения» в социально-правовом плане выражен в развитии общественного правосознания и правовой культуры. Прежде всего, правовое освоение как познание права и правовых явлений формирует правосознание человека с помощью правового интеллекта, интеллектуально-правовой воли, правопознавательного интереса. Конкретный индивид в правопознании с помощью своего правового интеллекта, правопознавательного интереса и интеллектуально-правовой воли вырабатывает интеллектуальные представления о возможном и должном правосознании, возможной и должной правовой культуре. При последовательной реализации этого направления, с помощью категорий возможное и должное, обоснована правопознавательная активность человека – конкретного индивида.

В работе предпринята попытка, раскрыть сущность и значение права, правовых явлений в контексте правопознания и формирования правосознания, обосновать правовое освоение как самостоятельную форму жизнедеятельности человека в праве, используя нетрадиционный понятийный аппарат. Именно это направление исследования определяет ос-

новной замысел и центральную задачу, которая представляется актуальной для любого периода развития государства, права и общества.

Таким образом, представленная работа нацелена на решение проблем отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве. Правовое освоение рассмотрено в объективном и субъективном смысле. Структура концепции правового освоения включает правовые идеи освоения гуманизма человеком и обществом; категории правового освоения; источники познания права и может быть направлена на правопознание и формирование правосознания конкретного индивида.

Исследованы эмпирические материалы, послужившие толчком к практической реализации замысла.

Степень достоверности и апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации отражены в трех монографиях и других публикациях автора, изложены на научно-практических конференциях и научных семинарах. Результаты исследования использованы в основе курсов и учебных пособий по «Теории государства и права», «Проблемам теории государства и права», «Правам человека», «Истории и методологии юридической науки».

Основные положения настоящей работы получили признание оте
чественных и зарубежных авторов и были опубликованы в коллективной
международной монографии – «Studies in Legal Systems: Mixed and Mix
ing». Editors. Kluwen Law International. – The Hague. London. Boston, 1996,
статьях – «Legal development in the context of the humanization of the Rus
sian legal system». // SINTENTIA. European journal of humanities Social Sci
ences 2014, «Освоєння: до обґрунтування проблеми в сучасній філософії і
теорії права» // Актуальнi проблеми юридичноi науки та правозастовчоi
практики: Материалы международной научно-практической

конференции. Частина 1. / Iнститут фундаментальных дослiджень (26-27 вересня 2013 р., Харькiв, Украiна), а также в монографиях – Правовое освоение действительности в системе юридических категорий: научное издание. – Тюмень: Высшая школа МВД РФ, 1995; Правовое освоение действительности / Под ред. д.ю.н., профессора В.Д. Перевалова. - Тюмень: Изд-во «Вектор Бук». 1999; Правовое освоение в системе категорий теории права: монография. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010.

Структура исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, подразделенных на двадцать параграфов, заключения и списка используемой литературы.

К обоснованию категории правового освоения в современной теории права

С течением времени меняются подходы к правовым явлениям. Вновь приобретают остроту ранее исследовавшиеся проблемы (юридических механизмов защиты прав и свобод человека, свободного усмотрения правоприменителя и др.).

Проблема отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве была сформулирована С.С.Алексеевым в работе «Теория права». В эпоху глобальных перемен необходимо было переосмысливать подходы к правовым явлениям. С.С.Алексеев всегда анализировал правовые явления исходя из широкого социально-культурного контекста права. Он обращал внимание на ранее не исследование проблемы в юридической науке.

Происходящие в России перемены потребовали переосмысления утвердившихся представлений о соотношении права и человека. Такое переосмысление, по мнению С. С. Алексеева, должно было отвечать объективно назревшим и реально происходящим процессам возвышения человека в жизни общества.

Суть этого отчуждения заключается в том, что в ходе общественного развития из-под власти человека как бы вырываются и в этом смысле отчуждаются определенные формы его деятельности - собственность, институты власти, право, институты культуры1.

В современный период развития отечественной теории права правовые явления все больше рассматриваются сквозь призму рационально-критических, интеллектуальных преобразований. И это справедливо. Постепенно преодолевается подход к праву только как к продукту государственной власти. Каждый «шаг» по пути гуманизации правовой системы, правовые идеи освоения гуманизма человеком и обществом, способны приблизить само человечество к совершенно новому ценностному юридическому мировоззрению, способствующему духовно-нравственному возрождению человека и общества, их осмысленно-ценностному существованию в правовой действительности.

Таким образом, мы видим четыре части проблемы отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве.

1 .Отчуджение самого человека - человек как абстракция. 2.

Отчуждение человека - конкретного индивида от собственного правового интеллекта. 3. Отчуждение человека-конкретного индивида от своего правого интереса, восприятие правового интереса как стремления к удовлетворению потребностей. 4.

Отчуждение человека от собственной воли (воля в заблуждении, воля в подчинении, воля в подавлении).

Для решения проблем отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве, преодоления отчуждения, для изучения человека как конкретного индивида в современной российской правовой традиции, необходимо пересмотреть некоторые представления о человеке и о мире, в котором он живет и который осваивает.

Идеи гуманизма, гуманитарные, общечеловеческие ценности, сам человек прошли путь от возможного к должному благодаря правам и свободам человека и общества. Сегодня нет более значимой обосновывающей гуманизм в современном понимании философской, теоретической, социальной концепции, чем концепция правового освоения, понимаемая как преодоление отчуждения человека от власти, собственности, права в контексте духовно-нравственных ценностей, правового гуманизма.

На пути к решению проблем отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве мировая гуманитарная наука накопила значительный опыт конструирования понятия «конкретный индивид» в теории и проверила его на практике. Основные направления этих исследований должны быть тщательно проанализированы для использования их в современной российской правовой традиции.

К решению проблемы конкретного индивида были более близки представители западных школ философии права -постмодернисты (Ю.Хабермас, М.Фуко, Г.Бек, Кьеркегор). Они выдвинули концепцию человека как индивидуализированного существа и противопоставили абстрактную конструкцию субъекта, в его действительном отношении к вещам и к природе как к вещи. Предложили концепцию человека как реального субъекта истории, в его (человека) отношении к другому человеку и человека к самому себе, своими действиями преобразующего формы абстрактного существования.

Определяя свои идеи философией экзистенциализма, они посчитали необходимым отказаться от того, что существование человека является абстрактным и изучили такое сущее, которое находится в прямом отношении человеческому бытию. Выступая, по выражению Кьеркегора, как «отношения к самому», человек отличается от {{погруженного в непосредственное существование» животного мира. В отличие от животного человек стремится вырваться из мира, имеющихся в действительности явлений, «отталкиваясь от поверхностного уровня бытия, приближается к его основе . Экзистенция здесь приобретает значение выхода из абстракции».

Современный европейский экзистенциализм прибавляет к пониманию конкретного индивида способность человека к осознанию реального правового бытия. Данный подход к человеческой индивидуальности показывает, что правовое бытие является не далеким, «иным», а начинается внутри самого человека, с его (человека) познавательной, мыслительной умственной активности2.

Фундаментом для экзистенциального самоанализа является двойственность ситуации, в которой находится человек. С одной стороны, его истинная сущность скрыта от него, с другой, он находится как бы на полпути к самому себе. Экзистенциализм рассматривает человека как активного деятеля самого себя.

Современные представления экзистенциализма о конкретном индивиде разделяют взгляды одного из представителей этого направления Э. Гуссерля. В его «Логических исследованиях» была поставлена задача, определить природу и назначение личности при помощи различных методов: логики, психологии, обыденной жизни, феноменологии. Исследование основывалось на естественном опыте и поисках мыслительных перспектив и смысла человеческого существования3.

Для решения проблем отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве, для изучения человека как конкретного индивида в современной российской правовой традиции, необходимо пересмотреть некоторые представления о человеке и о мире, в котором он живет и который осваивает.

Концепция правового освоения может стать основанием для изучения категории «человек - конкретный индивид» в теории права. Она позволит изменить представления теории права о человеке в правовой системе, обосновать необходимость категории «конкретный индивид» для преобразований на нравственных, гуманизационных началах российской правовой системы из постсоветской в правовую систему, центром которой является человек, его права и свободы.

Таким образом, необходимо изучить и выявить качества и свойства человека - конкретного индивида, которые характеризуют его как реального, интеллектуально-волевого, а не номинального деятеля всего происходящего. Под человеком следует понимать конкретного индивида, так как он по своим объективным качествам способен преодолеть обезличенное и отчужденное существование. Под конкретным индивидом в контексте исследования следует понимать реального действительного индивида - деятеля интеллектуально-волевого характера, лицо, реализующее правовые качества в окружающем пространстве, признающее собственную человеческую оригинальность, способное к осознанию правового бытия (правовой интеллект) и устремленное к свободе интеллектуально-правовой воли как нравственной добродетели.

Юридический позитивизм и социология права как основания возникновения правового освоения

Для исследования необходима подробная характеристика концепций правопонимания как основания возникновения правового освоения. Проведенный анализ позволит синтезировать вывод о направлениях перехода правопознания к правовому освоению.

Ведущим в теории права является юридический позитивизм.

Для исследования позитивизма необходимо обратиться к теории права. В юридической науке позитивизм сформировался в XIX веке . Его основные положения сводятся к следующему:

- объективно существует только позитивное право (совокупность норм, издаваемых государством), все остальное представляет собой лишь моральную оценку позитивного права;

- познание именно такого права ориентировано на изучение правовых явлений, понятий, принципов и категорий теории права в субъективном смысле и вне зависимости от их субъективной сущности;

- предметом исследования является право в собственном смысле, то право, которое догматически излагается в нормах;

- такое право считается чисто логической формой, не связанной с другими социальными явлениями, а знания о праве заключаются в общем, понятии права.

Позитивизм происходит от латинского positives -положительный. Следовательно, основой взглядов позитивистов явилось утверждение о том, что государство устанавливает законы и через них "делегирует" юридические права и устанавливает обязанности . Оно как бы предопределяет и обозначает в основных источниках закона само право. Гносеологические аспекты права жестко детерминированы государством. В свою очередь, сам закон служит толчком и источником к возникновению ряда общественных отношений.

Юридический позитивизм придает ведущее значение норме права, которая выполняет теоретико-познавательную функцию. С помощью данной конструкции право достигает внутреннего единства. Высшим уровнем развития и выражения права является конструкция, содержащая нормы права.

Именно такие основные положения юридического позитивизма отстаивали в своих работах Г.Кельзен, Х.Л.А.Харт, Дж. Остин, К.Бергбом. Возникновение юридического позитивизма в мировой юридической науке оказало влияние и на развитие данной концепции права в России. В этой связи стоит отметить, что развитие России во многих направлениях отличалось от западного и тем самым наложило определенный отпечаток на юридическую науку. По своему территориальному положению Россия соединяла Европу со странами третьего мира, «охраняла» ее от набегов кочевников, позволяла, таким образом, последовательно развиваться европейской цивилизации и культуре. Такое территориальное расположение России обусловило и качественно иное развитие фундаментальной классической науки о праве. Если в Европе существовали идеи преемственности и развития научных взглядов от предшественников (Демокрит - Платон - Аристотель)1, в России развитие таких взглядов можно охарактеризовать, как «вспышку», «очаг», когда твердые устои канонического права перерастают в юридический позитивизм, социологическую школу и т.д.

Заявил о себе юридический позитивизм в России в конце XIX - начале XX веков с появлением ряда работ по праву таких ученых, как С.В.Пахман, Г.Ф.Шершеневич. Именно в этот промежуток времени юридический позитивизм стал рассматриваться в качестве теории о формально-догматической юриспруденции, которая выражает волю властных субъектов в законодательстве .

Существенный вклад в данную теорию внес Н.М.Коркунов. В его представлении "право ... норма свободы личности, система правил, размежевывающих свободу этих личностей" . Российские ученые не только восприняли идеи позитивизма, но и попытались модернизировать это учение, применив его к традициям российского права. Благодаря этому появилась возможность описать отличительные признаки юридического позитивизма, основанного на принципах российской культуры.

Во-первых, он основан на формально-догматической юриспруденции. Главное место в нем отводится догме права. Она, в свою очередь, создает приемы формально-догматической обработки законодательного материала. Важнейшим элементом обработки считается описание, обобщение и создание юридических конструкций.

Во-вторых, одним из свойств юридического позитивизма следует считать феноменализм. Г.Ф. Шершеневич отмечал: " ...построения науки должны быть результатом только наблюдения над явлениями действительной жизни" . Высказывание ученого подчеркивает формальность и эмпиричность позитивизма. В данном контексте любое правовое явление берется из эмпирического материала и наделяется рядом свойств, занимает место в системе юридических категорий.

В-третьих, предметом изучения науки считается право в собственном смысле, право, существующее в качестве образца, масштаба и независимо от нашего сознания.

В-четвертых, центральное место в теории занимает общее понятие права как формальное и общеобязательное. Составным элементом права является норма. Юридический позитивизм понимает под правом нормы, правила поведения, выражающие требования, обращенные государством к подчиненным. Право совокупность общеобязательных норм, обеспеченных принудительной силой государства. Так, Г. Ф.Шершеневич, считал право - "правилами общежития, поддерживаемыми государственной властью" .

Юридический позитивизм был воспринят советской юридической наукой и довольно быстро занял господствующее место в правовой идеологии государства. Формирование позитивизма происходило под влиянием марксистско-ленинской философской теории. Это предполагает восприятие сущности права через концептуальные основы позитивизма о классовой сущности права, его обусловленности экономическим базисом государства.

Право рассматривается как система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают и призваны обеспечивать классово-определенную свободу поведения в ее единстве с ответственностью и сообразно этому выступают в качестве государственно-властного критерия правомерного и неправомерного поведения. Именно такое понятие права утвердилось в качестве ведущего и господствующего в юридическом позитивизме. Понять сущность определения возможно через анализ признаков явления, которые названы в нем в качестве основных.

Это, прежде всего, классово-волевой характер. Через него выражается возведенная в закон государственная воля того класса, который осуществляет политическое господство. В классово-волевом характере отражается классовая сущность права. Этому тезису отводится главенствующее место в марксистско-ленинской теории: "...Ваше право, - подчеркивая классовую сущность права, писали К.Маркс и Ф.Энгельс, - есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса"1. Следовательно, право выступает не только как воля господствующего класса, а, реализуясь через государственно-властные предписания, становится такими правилами поведения, в которых заключается государственная воля, не зависимая от воли отдельных представителей.

Объекты правового освоения как элемент процесса правового освоения

Духовно-нравственные блага и общечеловеческие ценности это не материальные объекты, составляют социально-ценностную основу общественных отношений для всех сфер жизнедеятельности человека в праве, экономике, политике, познании, творчестве. Они являются не только тем, на что направлены действия субъекта, но и осуществляют регулирование общественных отношений, проявляются в результате осознанной, интеллектуальной деятельности людей.

Как справедливо отмечает И. П. Малинова, известные гуманисты утверждают, что «к добродетели необходимо принуждать» - эти регламентирующие поведение людей нормы, глубоко связаны с фундаментальными, архетипными человеческими мотивациями. И. Ильин утверждал, что «свобода есть духовный воздух для человека; но для недуховного человека она может стать соблазном и опасностью. Культура без свободы есть мнимая культура, праздная видимость ее; но некультурный человек обычно воспринимает ее как «право на разнуздание» или как призыв к произволу»2

Духовно-нравственные блага и общечеловеческие ценности обладают абсолютность, самостоятельностью по отношению к их материальным носителям, независимостью от материального мира. Каждая ценность связана с одним типом ситуации и становится актуальной тогда, когда возникает необходимая ситуация. Например, духовно-нравственные ценности получают признание, когда в социуме существует «адекватно настроенное сознание» . Таким образом, духовно-нравственные блага и общечеловеческие ценности абсолютны, над историчны, неизменны, оказываются независимыми от реального исторического процесса. Только их реализация и осуществление определенным образом связана с практической жизнью людей.

Современное российское право, при всех его недостатках, имеет прочные нравственные и духовные корни, гуманистическую природу. Образуют социально-ценностную основу общественных отношений1.

Духовно-нравственные блага содержатся в большинстве категорий теории права, осуществляют преобразование содержания категорий теории права и воплощают в них общечеловеческие начала и требования. Духовно-нравственные блага являются активным инструментом преобразования фрагментов социальной действительности.

Принципы и функции права устанавливают социальную солидарность на основе поддержания общечеловеческих ценностей и приоритетов. Преобразование принципов и функций права заключается в наполнении их моральным содержанием.

Существенное влияние на категории теории права оказывают ценности цивилизации и культуры, правовой гуманизм и правовая аксиология. В практическую юриспруденцию и обыденное правосознание постепенно воплощаются высокие правовые абстракции и идеалы. Существенная роль в данном направлении отводится общечеловеческим ценностям, под лозунгом которых прошел XX век, которые изменили «точку отсчета» на Земле. Ценности - это специфическое социальное определение объектов окружающего мира, выявляющих их положительные и отрицательные качества для человека и общества (благо, добро, зло), заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

Идеи гуманизма возникли с момента разрушения идеологических устоев общества в древние века. Кризис афинской демократии заставил Сократа поставить вопрос о том, что есть благо.

Для гуманизма главным является тезис о возникновении и развитии природы человека как ценности, их месте в реальности и структуре ценностного мира, о человеке как центре этого ценностного мира, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой человека. Основной категорией теории является человек как ценность и общечеловеческие ценности, т.е. все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений. Они могут выступать в качестве "предметных ценностей", т.е. оцениваться в плане добра и зла; истины и не истины; красоты и безобразия; допустимого и запретного; справедливого и несправедливого и т.д.

В культурно-исторических процессах /древних веков, средних и т.д./ существовала иерархия ценностей, которые определялись общественным сознанием. Всякое явление получало преобразование в деятельности человека, становилось элементом определенной культуры, приобретало значение и смысл для социальной общности. Каждая общность характеризовалась специфическим набором и иерархией ценностей, их система выступала в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.

Идеи гуманизма обозначают, что человек не имеет простого, одномерного бытия, его нельзя как природу описать в терминах свойств вещей физического мира. Человек существует как троичное единство тела, души и духа как биосоциодуховная сущность.

Гуманизм рассматривает человека не просто субъектом, а конкретной индивидуальностью, человеческой оригинальностью.

Воплощение идей гуманизма в праве связано с проводимыми в обществе, государстве и праве преобразованиями. В праве идеи гуманизма формируются как постепенное изменение соотношения понятий «право» и «человек». Смысл идеи заключается в «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания были человек, его права и свободы1.

Духовно-нравственные блага и общечеловеческие ценности связаны не с внешними свойствами - человеческими действиями и поступками, а с внутренними качествами человека-конкретного индивида, показателями его правового интеллекта, интеллектуально-правовой воли.

Добросовестность, справедливость, нравственность, добродетель, общее благо, самозащита, свобода договора, свобода воли, добро, безопасность, здоровье, честь, достоинство, нравственные страдания, защита нравственности, добровольность - это неисчерпывающий перечень тех духовно-нравственных благ и общечеловеческих ценностей, существующих в окружающем мире.

Так, например, добросовестность нашла отражение в ст.1 ГК РФ как обязанность действовать добросовестно при установлении, осуществлении и защите гражданских прав . Добрая совесть или добросовестность следует относить к субъективной нравственности. В этом случае, нравственный долг связан не с внешними целями или требованиями, а вытекает из внутреннего чувства должного, из оценочных показателей совести (с доброй совестью, вестями о добре).

Мыслеформы, мыслеобразы о доброй совести историчны. Римское право считало добросовестность добрыми нравами, правилами приличия, народными убеждениями.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.1

Доктринально-правовой аспект взаимосвязи и взаимодействия категории правового освоения с категориями теории права

Реформы, происходящие в России, приобретают постоянный и поступательный характер. Требуют от государства и общества решительных действий, которые обеспечили бы рациональные подходы к разрешению возникающих проблем. Они ставят перед политиками и учеными-юристами сложные задачи. Ведущую роль в данном направлении должна сыграть юридическая наука современная теория права, призванная синтезировать опыт, накопленный человечеством, и обогатить его новыми теориями, концепциями,доктринами, парадигмами.

Преодоление отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве, правопознание и формирование представлений о праве неизбежно влияет на правовую доктрину. Правовое освоение как преодоление отчуждения человека от форм жизнедеятельности в праве, как самостоятельная форма жизнедеятельности может способствовать переосмыслению многих концептуальных позиций правовой доктрины.

Правовая доктрина в теории права - это одна из форм реализации правовой политики России, которая позволяет предвидеть характер и направления развития реформационных процессов, а, следовательно, и выбрать стратегию их правопознания и формирования в правосознании. Определить направления развития событий в социуме, свести к минимуму влияние деструктивных факторов, неизбежно сопровождающих коренные социальные изменения1.

Правовые доктрины историчны и национальны, поскольку зависят от традиций правовой культуры, идеологии, политической ситуации. Они могут сложиться в конкретной ситуации, превратиться в основополагающий принцип, стать основой основ.

Для современной России необходимо учитывать национальный характер правовой доктрины, современной российской правовой традиции, многонациональный состав страны.

Правовая доктрина как особая форма теоретической концепции гарантирует трансформацию фундаментальных положений теории в практическую плоскость. Она на современном этапе становится важным фактором самоограничений в праве, позволяет формировать духовно-нравственные и общечеловеческие ценности.

Повышенный интерес к доктринальной форме изложения различных концепций права не случаен. Признание конвенциональности любой терминологии не отрицает того факта, что понятия - это мыслительные образы сущности явлений, отражают его основные составляющие, а не формулируются произвольно . Обычно правовая доктрина оценивается как теория, к которой прибегают юристы, политические деятели, интерпретируя правовые нормы2.

Теория права на современном этапе развития демократична. Она развивается благодаря наличию споров, различных точек зрения, взглядов на ту или иную проблему правоведения. Каждый подход имеет право на существование. Правовая доктрина, объединяя разнообразные подходы, производит своеобразный отбор учений применительно к конкретной общественно-политической ситуации. Политические и правовые аспекты включаются в правовую доктрину, так как вне политики и права деятельность государств невозможна. В этом смысле, роль теоретика не сводится к констатации государственно-правовой действительности. Задача заключается в право познании закономерностей общественного развития, их сущности и возможности преобразований и усовершенствований.

Роль правового освоения как правопознания для формирования правовой доктрины обусловлена комплексным характером взаимодействия права и социума, необходимостью постоянного уточнения выдвинутых теорий, мониторинга степени эффективности их воздействия на социум.

Существование правовой доктрины обусловлено динамикой развития государственно-правового бытия. Сама правовая доктрина непосредственно связана с государством, правом и действующим законодательством. Субъекты правотворчества, в сущности, конкретные индивиды на правопознавательном уровне учитывают концепции, теории, взгляды, суждения, убеждения в своем правовом интеллекте, правопознавательном интересе, интеллектуально-правовой воле.

Правовая доктрина на правопознавательном уровне у конкретного индивида формирует представления, мы еле фор мы, мыслеобразы о правовых понятиях, категориях. Она позволяет осознавать, осмысливать умопостигаемые желания, формировать способности для выполнения поставленных юридических задач.

Правовая доктрина не является источником права, но существует как неотъемлемая часть правовой системы. Она оказывает значительное влияние на развитие теории права, науки теории права и необходима не только для систематического и аналитического право познания и право понимания, но для формирования правосознания конкретных индивидов.

Неотъемлемой часть науки стали качественно новые элементы, такие как методологические проблемы современного правоведения ; теоретические основы юридической антропологии ; теория юридического процесса ; нравственные основания современного российского права 3; естественно-позитивное право 4; субъект права 5.

Правовое освоение непосредственно связано и оказывает влияние на ценности цивилизации и культуры на современном этапе развития Российского государства и права, позволяет формировать в рамках правовой системы идеи правового гуманизма и правовой аксиологии. В практическую юриспруденцию и обыденное правосознание постепенно воплощаются высокие правовые абстракции и идеалы.

Существенная роль в данном направлении отводится общечеловеческим ценностям, под лозунгом которых прошел XX век, которые изменили «точку отсчета» правовых ценностей на Земле. В нашем представлении правовые ценности должны соответствовать духовно-нравственным благам и общечеловеческим ценностям. Они представляют специфическое социальное определение объектов окружающего мира, выявляют их положительные и отрицательные качества для человека и общества (благо, добро, зло), заключены в явлениях общественной жизни и природы.

Авторы настоящего исследования предлагают для усовершенствования правовой системы Российской Федерации новую правовую доктрину «современный правовой гуманизм».

Правовая доктрина «современного правового гуманизма» должна содержать представления о человеке как конкретном индивиде, его правовом интеллекте, интеллектуально-правовой воле и правопознавательном интересе.

Правовая доктрина «современного правового гуманизма» должна рассматривать человека не просто субъектом, а конкретной индивидуальностью, человеческой оригинальностью. Человек должен существовать как троичное единство тела, души и духа, быть биосоциодуховным существом.

Воплощение правовой доктрины «современного правового гуманизма» в правовую систему должно быть связано с проводимыми в обществе, государстве и праве преобразованиями. В правовой системе идеи современного правового гуманизма должны формироваться как постепенное изменение соотношения понятий «право» и «человек». Смысл идеи заключается в «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания были человек, его права и свободы1. Человек, его права и свободы является центром преобразований государства, права, правовой системы, правотворчества, правореализации, правоприменения, правового регулирования, источников права, отраслей права, юридического процесса в целом.

Воплощение правовой доктрины «современного правового гуманизма» в правовую систему существует пока в качестве правового возможного. Органично требуют от исследователей обоснования, введения в научный оборот такой категории как «правовое освоение».

Правовая доктрина «современного правового гуманизма» должна быть направлена на преобразование всего правотворческого процесса в соответствии с общечеловеческими ценностями, должна воплотить в нем человека как центра и ценности одновременно, должна перевести процесс правотворчества на гуманную, духовно-нравственную основу.

Для преобразований в правотворческом процессе следует постепенно изменить его концепцию, его принципы и стадии.