Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Морозов Алексей Сергеевич

Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект
<
Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Морозов Алексей Сергеевич


Морозов Алексей Сергеевич. Правовое и религиозное поведение в пенитенциарной сфере: теоретический аспект: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Морозов Алексей Сергеевич;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ;Казанский (Приволжский) федеральный университет;].- Казань, 2016. - 187 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социальное поведение в контексте юридического и религиозного регулирования 15

1.1 Правовая и религиозная норма: общее и особенное 15

1.2 Юридически значимое поведение человека: понятие, структура и виды 29

1.3 Сравнительный анализ составов юридических и религиозных поступков человека 64

Глава 2. Нормативно-правовая и религиозная основа деятельности в пенитенциарной сфере 84

2.1. Правовое регулирование религиозных отношений в пенитенциарной сфере 84

2.2. Юридические формы «тюремного служения » 94

2.3 Религиозное поведение осужденных, как средство и критерий правовой оценки степени их исправления 115

Заключение 152

Библиографический список 157

Приложение 1

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Поведение человека является одним из наиболее важных объектов правового регулирования со стороны государства. От того, в каком объеме соблюдаются или нарушаются предписания норм права, во многом зависит судьба охраняемых ими прав и свобод человека и гражданина, благосостояние общества и самого государства.

Правомерное поведение человека, соответствующее требованиям закона, продиктованным современными общественными и государственными потребностями, является не только допустимой, но и желаемой, социально-значимой формой поведенческой активности, оно является прочной основой гармоничного сосуществования человека, общества и государства. Неправомерное поведение личности, напротив, подрывает установленный порядок вещей, влечет необходимость соответствующего государственного и общественного реагирования.

На сегодняшний день актуальным является вопрос эффективного применения инструментов стимулирования правомерного поведения в обществе, формирования правомерного поведения у лиц, совершивших правонарушения. Реформирование уголовно-исполнительной системы, криминализация и декриминализация деяний, активно происходящие на современном этапе, свидетельствуют о высокой степени заинтересованности государства в повышении уровня правопослушности его граждан. Традиционным средством стимулирования правомерного поведения личности, на сегодняшний день, выступает мощный комплекс мер государственного принуждения, связанный с установлением ответственности за отклонение от предписаний норм права и поощрения активного их соблюдения. Страх перед наказанием является, для подавляющей части общества, одним из наиболее существенных факторов, влияющих на воздержание от совершения правонарушений, но малоэффективным средством воздействия в отношении лиц, отбывающих уголовные наказания, связанные с лишением свободы, т.к. их

правовое положение существенно ухудшиться уже не может. Применение стимулирующих методов формирования правомерного поведения, связанных с возможностью улучшения положения осужденных, также не всегда является эффективным, т.к. в результате длительного срока отбывания наказания, такое состояние, зачастую, становится для осужденного привычным. Данное обстоятельство вынуждает обращаться к иным, формально не закрепленным средствам формирования правомерного поведения осужденных, способным оказать на них положительное воздействие.

Религиозные, моральные, этические, криминально-субкультурные и многие другие правила поведения оказывают значительное влияние на формирование модели поведения лиц, отбывающих уголовные наказания, ориентируя их поведение как в законное, так и противозаконное русло. Одним из наиболее значимых регуляторов общественных отношений в среде осужденных можно назвать норму религиозную. Это объясняется большой властью религии над умами верующих, ее влиянием на формирование мотивов человеческого поведения, его социально-значимого содержания. Сложность регулирования поведения человека в правовой и религиозной сфере заключается в независимости и качественно отличительной природе самих регуляторов: юридической и религиозной нормы.

Сложность данных отношений связана с юридической независимостью государства от церкви, выраженной в статье 14 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». При этом, по оценкам ученых, сращивание их механизмов происходит как «de-facto», так и «de-ure». Обоснование значимости наблюдаемого симбиоза незатруднительно: сближение государства и церкви имеет социально-значимую направленность – использование духовного потенциала для достижения общественных интересов1. Несмотря на то, что религиозные организации действуют в условиях конституционного отделения церкви от государства и

1 См.: Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России : дисс. ... д-ра философ. наук – М. 2009. – С. 436.

школы от церкви, государство не отдаляет их от себя, вступает с ними в партнерские отношения при решении множества проблем, особенно социальных (религиозное образование, борьба с алкоголизмом, детской преступностью и наркоманией, работа среди заключенных, благотворительность и т.д.) 1.

Религиозное поведение не рассматривается законом ни как средство исправления осужденных, ни как критерий оценки степени их исправления, но на практике играет важную роль в этом процессе. Участие осужденных в деятельности религиозных организаций, связанное с соблюдением религиозных норм поведения, формирует у них прочную психологическую установку, препятствующую дальнейшему нарушению как религиозных, так и юридических норм поведения. Несмотря на существенные различия религиозных и юридических регуляторов общественных отношений, общность целей религиозных и юридических норм поведения обусловливает достижение ими единого общественно-полезного результата в морально-нравственном, религиозном и правовом воспитании осужденного. В этой связи для современного российского государства особую значимость приобретает решение вопроса о влиянии религиозного поведения на исправление лиц, совершивших правонарушения, формирование у них правопослушного поведения.

Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день вопрос квалификации правомерного поведения человека остается одним из наиболее спорных и малоизученных в юриспруденции. Если неправомерное поведение находит свое отражение в юридической доктрине, то поведению правомерному не уделяется должного внимания. Этот факт можно объяснить тем, что общество и государство в первую очередь обеспокоены выделением моделей поведения неправомерного, правонарушающего, поскольку, как правило, именно неправомерными поступками причиняется вред охраняемым общественным отношениям, нарушается нормальный порядок

1 См.: Гайнутдинов Р.И. Ислам в современной России: Опыт философского анализа: дис ... канд. филос. наук – М. 2003. – С. 79.

функционирования органов государства, взаимодействия субъектов права. Правомерные поступки, в свою очередь, воспринимаются как обыденные, непримечательные, т.к. «большинство участников общественных отношений ведут себя правомерно, то есть нормально, ничего не нарушая, соблюдая законы страны, пользуясь своими правами, свободами и исполняя обязанности»1.

Проблема влияния религиозного поведения на формирование правомерного поведения лиц, отбывающих уголовные наказания ранее не получила широкого освещения в правовой доктрине и не рассматривалось в качестве единого объекта научного познания. Ранее теоретиками права не уделялось должного внимания проработке вопросов взаимного влияния государственных и религиозных норм поведения на формирование общественно-полезных, социально-значимых моделей активности человека.

Работы, относящиеся к теме исследования, можно разделить на три основные группы.

Первая группа содержит труды, посвященные исследованию правомерного и неправомерного поведения с теоретико-правовой точки зрения. Самостоятельным объектом исследования правомерное поведение человека стало относительно недавно (См.: Оксамытный В.В., Тюрина Н.И., Казаков В.Н., Бондаренко М.В.), в то время, как неправомерное поведение находит довольно широкое научное освещение (См.: Грызунова Е.В., Федорова А.Н., Старков О.В., Башкатов Л.Д.). Зачастую, указанные категории рассматриваются параллельно, как неотъемлемые противоположности друг друга (Ковалева Е.Л., Фролова Н.Ю.).

Вторая группа работ связана с исследованием поведения человека через призму религиозных норм. При этом, область научных интересов в данной сфере имеет довольно обширный характер: религиозные течения рассматриваются как в отдельности (Слободской С., Бондаренко Г.Г., Дьяченко Г.), так и во взаимосвязи (Максимов Ю.), освещаются вопросы

1 Тюрина Н.И. Правомерное поведение как объект юридического исследования: дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2003. – С. 4.

взаимодействия религиозных и правовых норм как регуляторов общественных отношений (Головкин Р.Б., Посашкова А.Л.), соотношение религии и нравственности (Соловьев В.С., Болбас В.С., Нефедов Г.) в контексте их взаимного влияния на формирование и развитие друг друга, религиозный этикет, как особый процессуальный порядок реализации религиозных предписаний (Калинина Г.).

В третьей группе трудов изучается взаимосвязь юридических и морально-нравственных норм в процессе регулирования общественных отношений (Анисимова А.М., Кучков Д.С., Абросимова О.К., Алиева М.Н., Шапиева О.Г., Цыбулевская О.И., Малиновский А.А.), уделяя особое внимание их влиянию на формирование личности сотрудника Уголовно-исполнительной системы (Казак Б.Б.) и исправление осужденного (Кужеков А.Ю., Герасимов А.М.).

Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, урегулированные юридическими и религиозными нормами поведения, складывающиеся в процессе пенитенциарного воздействия на личность осужденного.

Предмет исследования – юридические и религиозные нормы, регулирующие поведение человека в период отбытия им уголовного наказания.

Цель диссертационного исследования – создание теоретических основ для нормативно-правового закрепления религиозного поведения осужденных в качестве средства формирования у них правомерного поведения и критерия оценки степени их исправления. Цель и предмет настоящего диссертационного исследования предопределили необходимость постановки следующих задач:

  1. Выявить тождественные и отличительные признаки составов юридических и религиозных норм поведения.

  2. Дать понятие юридически значимому и религиозному поведению человека, установить их структуру и виды.

  3. Охарактеризовать сходства и отличия механизмов регулирования общественных отношений религиозными и государственными нормами поведения в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации.

  1. Выявить факторы, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии религиозных организаций на формирование юридически значимого поведения лиц, отбывающих уголовные наказания.

  2. Рассмотреть возможность применения религиозного поведения осужденных в качестве средства формирования их правомерного поведения.

  3. Разработать рекомендации по совершенствованию норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере пенитенциарно-религиозного регулирования.

Теоретической основой исследования послужили идеи, концепции, подходы, содержащиеся в трудах таких специалистов в области права, как: Н.С. Таганцев, В.Н. Кудрявцев, В.С. Нерсесянц, В.В. Оксамытный, Р.А. Ромашов, Р.Б. Головкин, Л.Д. Башкатов, О.В. Старков, А.А. Малиновский и др.

Авторские представления о правомерном поведений, как самостоятельном объекте научного познания сформировались на основе работ Е.А. Лукашевой, С.Н. Сабиенкова и И.С. Самощенко, ставших одними из первопроходцев в этом направлении. Существенное влияние на формирование представлений о составе и особенностях неправомерного поступка, оказали изданные в начале XX века работы таких известнейших отечественных юристов, как Н.С. Таганцев, П.Д. Калмыков, А.Н. Трайнин, М.Е. Мокринский, С.В. Познышев, а также труды С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, Е.В. Грызуновой, А.Н. Федоровой, опубликованные во второй половине XX столетия.

При рассмотрении вопросов соотношения правомерного и неправомерного поведения, как составляющих одного целого, особую значимость приобрели идеи Е.А. Лукашевой, А.С. Пиголкина, А.Р. Ратинова, Н.Ю. Фроловой; при выявлении воздействия религиозных и правовых норм на общественные отношения, складывающиеся в Российской Федерации, значимыми стали концепции, предложенные М.А. Василенко, Е.П. Гарановой, Р.Б. Головкиным, Н.А. Заозерским, В.С. Нерсесянцем, Р.А. Ромашовым, Е.Н. Слыгиной. Раскрытию сущности религиозных преступлений послужили труды В.Л. Ефимовских, С.В. Познышева, Л.Д. Башкатова и О.В. Старкова.

Методологическую основу диссертационного исследования составили следующие общенаучные и частнонаучные методы:

  1. Логико-структурный метод – применялся при составлении плана и последовательности изложения текста работы: формировании глав, параграфов, а также внутреннего их содержания.

  2. Метод анализа и синтеза – послужил разделению категорий (правовое, правомерное, неправомерное, религиозное поведение, деяние, поступок и т.п.) на составные элементы с последующим их изучением и формированием выводов о сущности юридически значимого и религиозного поведения человека.

  3. Метод дедукции и индукции проявились в наделении понятий, относящихся к категории «вида» (поступок, деяние) признаками понятий, относящихся к категории «рода» (поведение).

  4. Системный метод – позволил оценивать воздействие юридических и религиозных норм поведения на поведение осужденных, в качестве единой системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

  5. Метод абстрагирования – был применен в целях установления сущности исследуемых категорий путем устранения их незначительных признаков.

  6. Метод экстраполяции – позволил использовать выводы, полученные при изучении нескольких мировых религий, в отношении иных религий, не подвергавшиеся изучению.

  7. Сравнительно-правовой метод выразился в сопоставлении, сравнении юридических и религиозных норм поведения, выявлении общих и отличительных механизмов регулирования ими общественных отношений.

  8. Формально-юридический (нормативно-догматический) метод применялся при изучении юридических норм, регулирующих порядок формирования правопослушного поведения осужденных, а также норм, закрепляющих критерии оценки степени их исправления.

  1. Метод правового прогнозирования позволил установить возможные пути дальнейшего взаимодействия государственных и религиозных институтов по формированию правомерных моделей поведения в пенитенциарной системе.

  2. Статистический метод – применялся при проведении статистического исследования, направленного на установление мнения осужденных, тюремных священнослужителей, сотрудников исправительных учреждений о целесообразности взаимодействия пенитенциарных и религиозных учреждений по вопросам реализации конституционного права человека на свободу вероисповедания.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате анкетирования осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях Сибирского федерального округа (Республика Бурятия, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область) и Приволжского федерального округа (Республика Башкортостан, Республика Татарстан) (278 опрошенных), данные, полученные в результате анкетирования сотрудников исправительных учреждений Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (150 опрошенных), данные, полученные в результате бесед с десятью священнослужителями, окормляющими исправительные учреждения Кемеровской и Самарской областей, данные, полученные в результате личных встреч с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях Кемеровской области, при оказании им юридической помощи в рамках программы «юридической клиники».

Научная новизна исследования заключается в том, что это первое целостное юридическое исследование, ориентированное на установление степени воздействия религиозных правил поведения на поступки лиц, отбывающих уголовные наказания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Юридические и религиозные нормы направлены на достижение общих целей, связанных с регулированием поступков человека в правовой и

религиозной сфере, формированием поведения, не причиняющего вреда общественным интересам. В связи с тем, что поведенческие предписания юридических и религиозных норм преимущественно совпадают, следует сделать вывод о том, что соблюдение человеком религиозных норм опосредованно служит соблюдению им норм правовых.

  1. Поведение человека в целом не должно подлежать правовой оценке. В силу неоднородности совершаемых человеком поступков, различной степени их правомерности и противоправности, поведение человека, представляющее собой совокупность его поступков, не должно оцениваться как правомерное, либо противоправное. Правом может оцениваться исключительно поступок, как минимальная единица поведения человека. При этом, латентные поступки, не получившие реакции со стороны правоприменительных органов, независимо от их социальной полезности или общественной опасности, должны признаваться юридически безразличными.

  2. Участие в деятельности религиозных организаций, в отличие от традиционных средств исправления, связано с меньшим уровнем сопротивления со стороны осужденных. Криминальные нормы поведения, распространенные среди осужденных, не позволяют им действовать в интересах администрации исправительного учреждения, следовать советам и рекомендациям сотрудников пенитенциарной системы. Священнослужители, напротив, воспринимаются большинством осужденных положительно, вследствие чего, проводимая ими воспитательная работа имеет большее исправительное воздействие. Об этом свидетельствует низкий уровень пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива преступлений среди верующих осужденных.

  3. Традиционные средства исправления направлены, преимущественно, на формирование маргинальной формы правомерного поведения осужденных, связанной со страхом ответственности за совершение неправомерных поступков, либо корыстным желанием улучшения своего правового положения. В результате, большая часть освобожденных от отбывания наказания, в том

числе условно-досрочно, не имея внешнего инструмента оказания на них воздействия, вновь становится на преступный путь. Участие осужденных в деятельности аккредитованных религиозных организаций, напротив, формирует у них социально-активное правомерное поведение, что характеризуется прочной психологической установкой личности на воздержание от совершения правонарушений, глубоким осознанием необходимости совершения правомерных поступков, и, как следствие, приводит к снижению уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива правонарушений.

  1. Необходимо нормативно-правовое закрепление правового положения представителей религиозных организаций, осуществляющих религиозное служение в исправительных учреждениях России, связанное с установлением их права беспрепятственного прохода в исправительные учреждения, встречи с осужденными в условиях, необходимых для проведения обрядов, материальным вознаграждением в адрес прихода и т.д.

  2. При заключении соглашений между территориальными органами Федеральной службы исполнения наказаний России и религиозными организациями субъектов Российской Федерации, следует учитывать поликонфессиональность российского населения, наличие национальных субъектов с преимущественным проживанием граждан, представляющих религиозные меньшинства.

Теоретическая значимость работы состоит в выделении общих закономерностей совместного регулирования пенитенциарных общественных отношений религиозными и государственными нормами поведения в Российской Федерации, что достигается при помощи формально-теоретического подхода автора к рассмотрению понятийного аппарата правомерного и неправомерного поведения, в их логико-лингвистическом анализе. Сделанные автором выводы могут лечь в основу дальнейших научных исследований.

Практическая значимость в силу специфики рассматриваемой тематики представляется наиболее значимой. Выводы, сделанные в работе, могут быть полезны в практической деятельности сотрудников исправительных учреждений, занимающихся воспитательной работой с осужденными, духовном служении представителей религиозных организаций, взаимодействующих с пенитенциарными учреждениями по вопросам исправления осужденных, работе иных социальных служб, участвующих в процессах формирования правомерного поведения граждан.

Дидактическая значимость настоящей работы также представляется немаловажной. Основные ее положения и выводы целесообразно использовать при преподавании дисциплин теоретико-правового цикла, формировании у обучаемых целостного представления о взаимодействии государства и церкви при регулировании поведения человека в обществе.

Апробация результатов исследования произошла в процессе личного участия автора в научно-практических конференциях, проводимых на базе Кузбасского института ФСИН России, Псковского юридического института ФСИН России, Вологодского института права и экономики ФСИН России, Владимирского юридического института ФСИН России, Самарского юридического института ФСИН России, Самарской и Сызранской епархии, встречах с представителями религиозных организаций, взаимодействующими с пенитенциарными учреждениями ФСИН России, а также публикации им научных работ по направлению темы исследования в ведущих научных журналах юридической направленности. Неоднократно основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования затрагивались автором в процессе преподавания дисциплин государственно-правового цикла. В результате лекций-бесед со слушателями заочной формы обучения, являющимися практическими работниками исправительных учреждений ФСИН России, у них формировалось целостное, но, одновременно, критичное восприятие наиболее значимых вопросов правомерности поведения в пенитенциарной сфере. В результате обратной связи, предложения и замечания,

сделанные ими, были учтены автором при формировании окончательных выводов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Юридически значимое поведение человека: понятие, структура и виды

Понятие норма употребляется в различных отраслях знаний: юриспруденции, социологии, медицине, физике и иных. В этой связи все нормы принято подразделять на две основные категории: социальные и несоциальные (технические) . Различие между ними проводится по объекту регулирования: социальные нормы регулируют отношения в обществе, возникающие между людьми; несоциальные же нормы определяют установленные правила работы с техническими аппаратами, приборами, т.е. в их предписаниях отсутствуют закрепленные взаимоотношения между живыми людьми, органами власти и государства в целом.

Социальными нормами называют как стихийно сложившиеся, так и установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социальной деятельности людей, направленной к достижению одобряемых ими социальных ролей , а также «установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей, осуществляемого для достижения стоящих перед организацией целей» .

Несоциальными нормами называются правила, предопределяемые объективными закономерностями развития природы и отражающие достигнутый уровень развития производительных сил, прежде всего, науки и техники, которые должен соблюдать человек в отношении к окружающему миру, а не в отношении другого человека .

На основании проведенного анализа следует сделать вывод о том, что предложенное в социальной философии разграничение норм на социальные и несоциальные по объекту регулирования «человек-человек» и «человек-предмет» представляет трудности в юридической сфере, т.к. юридические нормы традиционно относятся к группе социальных, но регулируют как межличностные отношения, так и отношения человека к предметам окружающего мира: например, правила безопасности при обращении с оружием, нарушение которых может повлечь причинение вреда человеку, и, соответственно, влечет наступление юридической ответственности. Правила поведения, закрепляющие порядок обращения человека с предметами окружающего мира, в подавляющем большинстве случаев действуют в интересах самого человека или иных лиц, и регулируют отношения в цепочке «человек-предмет-человек», в которой второй субъект отношений фигурирует косвенно, опосредованно. Таким образом, следует признать социальными юридические нормы, регулирующие отношение человека к предмету, в случае, если их нарушение или исполнение способно повлечь социально-значимые последствия.

Социальные нормы являются одними из наиболее значимых регуляторов общественных отношений и действуют на человека совместно, комплексно, благодаря чему, зачастую приобретают общие признаки: юридические нормы обладают качествами, сочетающими в себе требования норм морали, норм-обычаев и, даже в некоторых случаях – религиозных норм .

Юридические нормы качественно отличаются от остальных социальных норм способом регулирования общественных отношений, связанным с возможностью применения властного принуждения со стороны государства за их нарушение. Они формально определены, подлежат изменению, благодаря чему регулируют фактически существующие в обществе отношения. Юридические нормы являются одними из самых значительных видов социальных норм, которые образуют отдельный самостоятельный институт со своей структурой и формой , они в наибольшей степени участвуют в регулировании общественных отношений, являются одними из наиболее значимых регуляторов жизнедеятельности человека, лежат в основе моделей поведения отдельных членов общества.

Все признаки правовых норм можно подразделить на общие, присущие всем социальным нормам, и специальные, относящиеся исключительно к нормам права. Такими признаками являются следующие : правовые нормы регулируют наиболее важные для общества и государства отношения; они формируются специальным государственным органом, наделенным полномочиями в особом порядке; нормы права содержатся в конкретных актах, излагаемых в письменной форме; их нарушение влечет возможность применения принудительной силы со стороны государства в лице его органов и учреждений.

Учеными предпринимались неоднократные попытки дать определение юридической норме, но в силу многогранности, сложности этой категории, единого определения до сих пор не выработано. Обобщив присущие юридической норме признаки, можно охарактеризовать ее как формально-определенное общеобязательное правило поведения, установленное и охраняемое государством.

На сегодняшний день в Российской Федерации провозглашается идеологический и политический плюрализм, право граждан на свободу совести и вероисповедания. Но, несмотря на светский характер власти в государстве, связанный с множеством историко-географических предпосылок формирования современной российской государственности, на второе место по значимости, после нормы права, можно поставить такой регулятор общественных отношений, как религиозное правило поведения. Данное обстоятельство во многом имеет историческую обусловленность. Так, Ю.В. Тихонравов писал, что право в конечном счете представляет собой итог эволюции религиозных оснований человеческой активности и возникает в результате насильственного подчинения одних верующих другим . Р.Б. Головкин и М.А. Василенко также рассуждали об исторической преемственности правовыми нормами моральных принципов, закрепленных в религиозных текстах, отмечая, что ни для кого не секрет, что заповеди «не убий», «не укради», «не пожелай жены ближнего» и другие нашли отражение практически во всех правовых системах .

Социальная природа норм права и религиозных норм поведения человека обусловливают общность их признаков, связанных со структурой нормы, ее целью, объектом регулирования и функциями. Религиозные нормы, представляющие собой один из видов социальных норм, в своей родовой составляющей тождественны нормам права. Но, при этом, различие прослеживается в их видовых характеристиках, в специфике осуществления регулятивного воздействия со стороны религиозных норм: они регулируют весь спектр общественных отношений, включая мысли, эмоции, чувства; действуют независимо от территориальных границ; устанавливают общий принцип действия, а не описание самого действия; религиозная ответственность в подавляющем большинстве случаев наступает на основе добровольного согласия нарушителя; основываются не на субъективных правах и юридических обязанностях, а на представлениях людей о добре и зле, справедливости, честности и т.п .

Сравнительный анализ составов юридических и религиозных поступков человека

В.В. Оксамытный выражал уверенность в том, что лишь практические дела человека дают возможность обществу познать его внутренний мир, его интересы, отстаиваемые им ценности . Большое влияние на формирование человеческих мотивов поведения оказывают государственные способы управления обществом и его отдельными элементами. В связи с этим интересным представляется позиция П.А. Сорокина, писавшего о восходящей прогрессии качества мотивации, сформулированной еще Л.И. Петражицким, а именно о том, что степень приспособленности человека к социально-полезному поведению обратно пропорциональна принудительной силе закона . Социально-нужное поведение, по его мнению, добывается «беспощадной карательной мотивацией»: при помощи применения грубых приемов, жестокости карательных мер, либо обилием наград. В дальнейшем, по мере улучшения поведения человека, изменяется и система мотивации. Средства достижения социально-активного поведения являются более благородными, связаны с отсутствием необходимости применения принудительного воздействия .

Подводя итог сказанному выше, следует констатировать, что состав юридически значимого поступка, независимо от его правомерности или противоправности, включает в себя общие элементы: объект, субъект, объективную и субъективную сторону.

Поведение людей в религиозной сфере, подобно поведению в сфере действия права, может соответствовать предписанию нормы, либо противоречить ей. Юридически значимое и религиозное поведение имеют множество общих признаков, что обусловливается тождеством характеристик норм, на которых эти виды поведения основываются: они являются видами поведения социального; основываются на документально зафиксированных носителях; направлены на охрану и регулирование единых общественных отношений, защиту общих интересов; имеют общую цель, выражающуюся в нравственном воспитании граждан, в упорядочении и охране общественных отношений, предупреждении причинения вреда охраняемым общественным интересам; могут повлечь наступление ответственности за совершение поступков, противоречащих предписанию нормы.

Наибольшее внимание, как со стороны представителей религиозных организаций, так и теоретиков права, традиционно уделяется поступкам, нарушающим предписания религиозных норм. Такие поступки именуются «грехами». В меньшей степени изучены поступки, соответствующие предписаниям религиозных норм, получившие название «добродетель».

Запрещенные религиозными нормами поступки часто определяют через поступки, разрешенные, или предписываемые: любое зло представляет собой отрицание добра, в связи с чем всякий грех есть отрицание противоположной ему добродетели . Так, В. Самсонов в противопоставление каноническому списку грехов приводил неканонический перечень добродетелей: гордыне – смирение, прилежание; жадности – щедрость; зависти – любовь; гневу – доброту; похоти – самоконтроль, целомудрие; чревоугодию – умеренность и воздержание в еде, а лени – усердие . Состав религиозного поступка во многом совпадает с составом поступка юридически значимого и включает в себя субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.

Важным элементом религиозного поступка является его субъект, т.е. лицо, непосредственно участвующее в процессе его совершения. В теории права и религиоведении не встречается единообразного описания признаков субъекта религиозного поступка. Опираясь на принципы выделения субъекта поступка, используемые в юридических науках, следует сделать вывод о том, что субъектом религиозного поступка может быть исключительно человек, обращенный в то или иное вероисповедание. При этом следует учитывать тот факт, что люди во многих случаях проходят ритуал инициации без собственного на то волеизъявления, будучи в младенческом возрасте. Поэтому, помимо наличия вероисповедания, необходимо осознание человеком характера распространяющихся на него норм поведения, в противном случае он не может нести ответственность за их несоблюдение. Примером тому может послужить то обстоятельство, что деликтоспособность, в большинстве случаев возникает значительно позже факта приобретения человеком гражданства, лишь при достижении им определенного возраста.

Лицо должно быть способным осознавать характер действующих в отношении него предписаний, возможность наступления в отношении него негативных последствий в случае их неисполнения. Так, например, предполагается, что человек способен осознавать недопустимость совершения тяжких и особо тяжких преступлений при достижении возраста 14 лет, а преступлений небольшой и средней тяжести – с 16 лет. В случае достижения данного возраста, но отсутствия осознания, понимания лицом характера своих деяний, он не признается субъектом правонарушения . Зачастую, человек способен осознавать недопустимость совершения правонарушений и в более раннем возрасте, но закон устанавливает крайний возраст, при достижении которого должен сформироваться минимально необходимый уровень правосознания личности.

Юридические формы «тюремного служения

Изложенное выше позволяет утверждать, что нормативно-правовое регулирование правомерного поведения граждан во многом зависит от категории лиц, на которых оно направлено. Средства формирования у человека модели поведения более высокого уровня, зависят от уровня, которому соответствует его поведение. П.А. Сорокин писал о восходящей прогрессии качества мотивации, о том, что примитивное социально-полезное поведение добывается путем применения принудительной карательной мотивации в совокупности с обилием наград, игрой на «низменных струнах души». Затем, по мере роста правосознания человека, средства стимулирования социально-полезного поведения приобретают качественно иной характер: принуждение исчезает, поведение обретает добровольные начала .

В настоящее время средства исправления, предусмотренные уголовно-исполнительным законом, преимущественно носят принудительный характер, вызывая тем самым сопротивление со стороны осужденных. При отсутствии аппарата принуждения на свободе, существенно снижается возможность возложения ответственности за совершенное правонарушение, что влечет трансформацию правомерного маргинального поведения в поведение неправомерное. Находясь в стенах исправительного учреждения, в отношении осужденного действует мощный аппарат принуждения, направленный на сдерживание внешнего проявления его преступной активности, благодаря чему достигается относительно стабильный уровень соблюдения осужденными норм права. Но такой положительный эффект в подавляющем большинстве случаев является результатом внешнего, а не внутреннего регулирования поведения осужденного, в связи с чем в большей степени характеризует продуктивность работы администрации учреждения, чем самих лиц, отбывающих наказание. В связи с этим, он не может в полной мере характеризовать личность человека, определять степень его исправления.

После освобождения от отбывания наказания, вне исправительного учреждения существенно снижается контроль за поведением осужденного, а, следовательно, и его страх ответственности перед наказанием. Зачастую, после освобождения от отбывания наказания граждане попадают в криминогенную среду лиц, ведущих противоправный образ жизни, соглашательство с которым неизбежно приводит к формированию у них противоправной модели поведения. Оба эти обстоятельства обусловливают высокую степень риска перехода от маргинального и конформистского поведения к поведению противоправному. Можно сделать вывод, что отсутствие пенитенциарного рецидива не всегда может в полной мере свидетельствовать об исправлении осужденного и гарантировать его правомерное поведение после отбытия наказания. Исправление не должно охватывать исключительно пенитенциарную сферу жизнедеятельности осужденного и проявляться лишь в недопущении пенитенциарного рецидива. Исправление осужденного должно заключаться в создании прочных, устойчивых мотивов не совершения им преступления после отбытия наказания, вне зависимости от возможности наступления ответственности за его совершение. Требуется формировать у осужденных социально-активную модель правомерного поведения, основанную на внутренней убежденности лица в недопустимости совершения преступления. Иллюстративным в данном случае представляется следующий пример положительного воздействия религиозных норм на формирование правомерного поведения личности: человек, находящийся более двух лет в федеральном розыске за подделку ценных бумаг, уверовал в Бога, после чего решил покаяться и сообщил свой адрес правоохранительным органам. По сообщению управления внутренних дел (далее – УВД), в письме послушник сообщил, что узнал о розыске случайно, после чего принял решение понести наказание за прошлые грехи. Свою вину он полностью признал .

В этой связи актуальной представляется мысль А.С. Макаренко о том, что «хорошие качества создаются годами, нельзя создать характер каким-нибудь особым быстродействующим приемом или методом» .

Нельзя забывать и о том, что осужденным свойственно приспосабливаться к условиям отбывания наказания с целью условно-досрочного освобождения от его отбывания, либо повышения своего положения в системе социальных лифтов – переводе на иные, более легкие условия отбывания наказания и т.п., что не всегда свидетельствует об их перевоспитании, а в большинстве случаев связано с желанием удовлетворения личных потребностей. Для лидеров как положительной, так и отрицательно направленности, характерен высокий уровень альтруизма, который в подавляющем большинстве случаев является маской, за которой осужденный скрывает свои личные эгоистические цели . Таким образом, следует учитывать тот факт, что мотивация поведения осужденных при внешне положительном своем проявлении, может носить маргинальный, а не социально-активный характер.

Принуждение, как средство формирования у осужденных правомерного поведения, в большинстве своем, ориентировано на создание базового уровня поведенческой активности, связанного с воздержанием от совершения преступлений из страха наступления негативной юридической ответственности. Мотивы маргинального и конформистского поведения осужденных, связанные со страхом применения в отношении них наказаний, либо соглашательством с поведением окружающих, трудно отнести к прочным, фундаментальным основам, препятствующим совершению противоправных деяний в дальнейшем. Они могут быть продуктивны в условиях пенитенциарного контроля и надзора со стороны администрации учреждения, исполняющего наказание, но перестают действовать после освобождения от отбывания наказания.

Религиозное поведение осужденных, как средство и критерий правовой оценки степени их исправления

Параллельное сосуществование государственных и религиозных регуляторов общественных отношений обусловливает возникновение сложных видов поведения человека, заключающихся в соблюдении предписаний одних норм в ущерб требованиям других, на основании чего можно выделить религиозно-предписываемое неправомерное поведение и религиозно-запрещенное правомерное поведение человека. Предписываемое религиозной нормой неправомерное поведение человека, несмотря на соблюдение требований религиозных норм, противоречит государственным и общественным интересам, является недопустимым, общественно-опасным. К рассматриваемому виду поведения следует отнести деятельность представителей различного рода экстремистских организаций религиозной направленности: исламизм, ваххабизм и т.п., основывающуюся на формальном предписании религиозной нормы. Поведение, ориентированное на нарушение религиозной нормы в целях соблюдения нормы государственной, оценивается правом как допустимое, правомерное, а, в ряде случаев, и как социально-полезное. Так, неисполнение религиозного предписания, связанного с необходимостью посещения храма, воздержание от участия в отправлении религиозных таинств по причине исполнения должностных обязанностей, занятости в трудовой деятельности, с формальной точки зрения является поведением правомерным, но запрещенным религиозной нормой. При этом, в большинстве случаев такое поведение одобряется представителями религиозных конфессий, находит свое компромиссное разрешение.

Осужденные, отбывающие уголовные наказания в местах лишения свободы относятся к особой категории лиц, в отношении которых действуют не только юридические и религиозные, но и субкультурные (криминальные) нормы поведения. Особенность процедуры формирования модели правомерного поведения осужденного связана с необходимостью преодоления его изначальной противоправной направленности. Религиозный служащий, в отличие от представителя администрации исправительного учреждения, способен в большей степени оказать влияние на осужденного, поскольку религия является общим регулятором, в равной степени признаваемым как сотрудниками, так и осужденными. Правовое воспитание со стороны администрации учреждения сталкивается с психологическим барьером, установкой осужденных не воспринимать правила поведения, навязываемые противоборствующей категорией лиц. С представителями религиозных организаций таких барьеров не возникает. Посредством участия осужденных в деятельности аккредитованных религиозных организаций, опосредованно достигаются социально-значимые цели, преследуемые юридическими нормами, что положительно сказывается на формировании у них модели поведения, соответствующей предписанию юридической нормы.

Применяемые на сегодняшний день средства формирования правомерного поведения осужденного направлены на воздержание его от совершения правонарушения по мотивам боязни наступления ответственности со стороны администрации исправительного учреждения, в результате чего снижается уровень пенитенциарного, но повышается уровень постпенитенциарного рецидива. Маргинальное правомерное поведение, формируемое посредством традиционных средств исправления, нельзя отнести к устойчивым формам поведенческой активности человека. Одним из нетрадиционных средств формирования правомерного поведения осужденных, отбывающих наказания в пенитенциарных учреждениях России, является их участие в деятельности религиозных организаций. Суть религиозного воздействия состоит в том, чтобы добиться осознания осужденным вины и раскаяния в ней. Такое восприятие полностью ложится на функциональное предназначение современной российской уголовно-исполнительной системы, находящейся в переходном состоянии от карательной к пенитенциарной.

В отличие от традиционных средств исправления, направленных на развитие маргинального правомерного поведения личности, связанного со страхом ответственности за совершение правонарушения, религиозное поведение ориентировано на формирование социально-активного правомерного поведения осужденного, оно характеризуется прочной психологической установкой человека на воздержание от совершения противоправных поступков. Таким образом, использование религиозного поведения в качестве средства исправления осужденного способно положительно отразиться на снижении уровня постпенитенциарного рецидива среди лиц, освобожденных от отбывания наказания.

Нормативно-правовое закрепление участия осужденных в деятельности религиозных организаций в качестве критерия оценки степени их исправления может существенно повысить уровень правомерности поведения осужденных. Закрепление участия осужденного в деятельности религиозных организаций в качестве элемента системы социальных лифтов, способно стимулировать осужденных к посещению религиозных организаций, приобщению к религиозным ценностям, способствовать совершению правомерных поступков.

На сегодняшний день, несмотря на наличие договоренностей между зарегистрированными в установленном законом порядке религиозными организациями и государством, имеются неопределенности в вопросе правового положения священнослужителей во время работы в исправительном учреждении. С целью устранения данного пробела требуется принятие нормативных правовых актов, регламентирующих требования, предъявляемые к священнослужителям, окормляющим исправительные учреждения.

Принцип светскости российского государства следует применять ориентируясь на фактически складывающиеся отношения в обществе, учитывая максимально возможное количество факторов, влияющих на выбор человеком поведения соответствующего предписанию правовой нормы, в связи с чем нельзя упускать из внимания религиозную составляющую поведения человека, находящуюся за рамками регулирования права, но оказывающую существенное влияние на поведение человека, урегулированное правовыми нормами.