Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Общая характеристика правового чувства С. 10
1.1. Понятие и структура правового чувства С. 10
1.2. Виды правового чувства С. 52
1.3. Функции правового чувства С. 71
Глава 2. Влияние дефектного правового чувства на сферу правоприменения С. 92
2.1. Особенности правового чувства российских граждан . С. 92
2.2. Дефектное правовое чувство властвующей элиты С. 115
2.3.Специфика правового чувства участников организованных преступных формирований 136
2.4. Пути нейтрализации дефектного правового чувства С. 156
Заключение С. 174
Литература С. 179
- Понятие и структура правового чувства
- Виды правового чувства
- Особенности правового чувства российских граждан
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Осуществляемые в России коренные экономические и политические преобразования привели наше общество к состоянию системного кризиса и социального стресса. Качественные перемены отмечаются и в духовном мире российских граждан.
Проблемная ситуация диссертанту видится в том, что существующая теория правосознания, привитая условиями тоталитарной, идеологически ориентированной государственной системы, является малоприемлемой для успешного решения современных научных и практических задач в правовой сфере.
Русский ученый Н.Н. Баженов писал: «В решении вопросов организации государственной власти и управления многомиллионными народными массами обычно упускается из виду или умышленно замалчивается один фактор, несравненно более значительный и более определяющий, чем всякие иные исторические, бытовые или экономические факторы — это фактор психологический»1.
Правовое чувство2 — центральное понятие психологического направления отечественной юриспруденции.
Роль правового чувства как важного фактора упрочения правопорядка в России неизмеримо возрастает. Оно оказывает мощное воздействие на поведение людей, формирует у них необходимые юридические взгляды, ориентиры,
1 Баженов Н.Н. Психология и политика.-М., 1906.-С, 12.
2 Автор рассматривает правовое чувство как высшее ценностное социальное чувство спра
ведливости, обеспечивающее интеграцию сознания, подсознания и поведения.
установки, ценности, связанные с их правомерной деятельностью, освоением правовой действительности.
Но и само правовое чувство нуждается в общетеоретическом осмыслении, комплексном развитии. Его роль в современных условиях может и должна быть усилена во всех отношениях, так как это является одним из важных условий построения правового государства и демократического гражданского общества.
Современное российское правовое чувство отмечается значительной дефектностью, которая объективируется в таких негативных явлениях, как коррупция, организованная преступность, теневая экономика, политический экстремизм. В основе дефектного правового чувства лежит нравственно-правовая деградация.
Правовое чувство — своеобразный духовный центр правовой системы общества. Оно призвано формировать и направлять правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Для этого необходимо последовательно развивать правовое чувство, устремленное к общему благу, истине, добру, красоте, пользе. Правильное представление о правовом чувстве должно способствовать дальнейшему углублению теоретических и практических знаний о механизме правового регулирования в обществе, особенно социально — психологического механизма убеждения. Как верно отмечается в литературе, «в юридической науке много сделано для анализа правового принуждения, но, как ни странно, крайне мало для исследования психологических и социологических механизмов государственного убеждения»1.
Размышляя о будущем правовой теории, призванной продолжить традиции русской правовой школы, С.С. Алексеев подчеркивает важность разработки «таких теоретических концепций, которые бы в полной мере учли психологические факторы правовой действительности (психологическая концепция)»2.
1 Баранов В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики.—Саратов,
1989.—-С. 393.
2 Алексеев С.С. Теория права.—М., 1994.—С. 220.
В силу изложенного, исследование правового чувства является одной из актуальных задач отечественной юридической науки, чем и руководствовался автор при выборе темы диссертации.
Степень научной разработанности проблемы. Комплексных, монографических работ по общей теории права, посвященных непосредственно проблеме правового чувства в российской юридической литературе нет.
Среди представителей российской философско-правовой мысли XIX— XX веков данную проблематику фрагментарно исследовали Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич и др.
В западной юриспруденции отдельные вопросы, связанные с правовым чувством, рассматривали Р. Ваймер, Г. Гине, К. Грауман, Ж. Гурвич, Л. Дюги, Ф. Жени, Г. Исай, Ф. Кауфман, Ф. Клейн, М. Криле, Ф. Кюбель, Р. Лаутман, К. Левеллин, Н. Луман, А. Лунштедт, П. Люблинский, X. Мейер, К. Оливекрона, Б. Рассел, М. Ребиндер, А. Росс, К. Соколов, Н. Тимашев, Р. Циппеллиус, Д. Фрэнк, П. Хек, А. Штурм, Е. Эрлих.
При разработке темы автор опирался на труды отечественных и зарубежных правоведов С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, М.М. Байтина, П.П. Баранова, Н.А. Буры, В.Д. Зорькина, В.Б. Исакова, В.П. Казимирчука, В.Н. Карташова, Н.И. Козюбры, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, Р. Лукича, Д.И. Луковской, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, Г.С. Остроумова, А. Подгурецкого, И.Ф. Покровского, А.Р. Ратинова, М.И. Рейснера, И. Сабо, В.П. Сальникова, В.А. Сапуна, А.П. Семитко, И.Н. Сенякина, П.И. Стучки, В.А. Туманова, И.Е. Фарбера, В.А. Щегорцева, A.M. Яковлева.
Важное значение для осмысления автором феномена правового чувства имели работы ученых-психологов: Ф.Е. Василюка, В.П. Зинченко, Л. Колберга, Р.С. Немова, Б.Д. Парыгина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и др.
Особое внимание уделено работам в области юридической психологии В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, И.М. Мостовой, В.В. Романова, Ю.В. Чуфаров-ского и др.
Объект исследования — правовая сфера духовного мира человека.
Предмет исследования — правовое чувство как специфическая и относительно самостоятельная часть правовой сферы духовного мира человека.
Цель исследования заключается в научном осмыслении и анализе правового чувства как целостного, многогранного, многофункционального явления применительно к современным практическим реалиям российской юридической действительности.
В соответствии с целью и предметом исследования определены задачи, решение которых составляет содержание данной работы:
провести теоретико-правовой анализ различных подходов к пониманию сущности правового чувства и предложить определение его понятия;
раскрыть структуру правового чувства;
разработать классификацию правового чувства;
проанализировать основные функции правового чувства;
исследовать особенности правового чувства россиян;
описать процессы влияния дефектного правового чувства властвующей элиты и членов организованных преступных формирований на сферу правоприменения;
сформулировать организационно-правовые предложения по нейтрализации дефектного правового чувства.
Методологическую основу исследования составляют принципы познания социальных явлений в их историческом развитии и в связи с современной юридической практикой.
Автор использовал в своем исследовании такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, дедукция и индукция, а также ряд частно-научных
методов: описательно-исторический, сравнительно-правовой, анкетирования, статистический, синергетический.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что предпринята первая в современном отечественном правоведении попытка системного рассмотрения общеюридических и практических проблем экспликации данной категории, находящихся на стыке ряда отраслей знания: общей теории права, криминологии, юридической психологии.
С привлечением новых достижений в области социальных наук, развивая идеи основателя психологической теории права Л.И. Петражицкого, автором предпринята попытка обоснования целостной теоретико-правовой концепции правового чувства, как центрального понятия психологического направления современной российской юриспруденции.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов общей теории права, криминологии, юридической психологии. Исследуемые в диссертации проблемы правового чувства определяют теоретически важный, во многом пробельный, аспект современной юридической науки, а их новое осмысление обуславливает теоретическую значимость проделанной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе рекомендации могут найти практическое применение в нормо-творческой деятельности, в правореализации, в правовоспитательной работе. Кроме того, материалы исследования могут использоваться в учебном процессе по курсам общей теории права, философии права, юридической психологии, других юридических дисциплин.
Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждалась на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин, кафедре философии и кафедре юридической психологии НЮИ МВД РФ. Практическая апробация результатов исследования осуществлялась в ходе проведения учеб-
ных занятий со слушателями НЮИ МВД РФ и студентами юридических вузов. Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на научно-практической конференции «Социально-педагогические и медико-психологические аспекты деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних» (Ростов-на-Дону, 23—24 мая 1997 года); «Круглом столе» журнала «Государство и право», посвященном 47-й годовщине Дня прав человека, на тему: «Принципы, основания и пределы ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» (Нижний Новгород, 10—11 декабря 1997 года); 4-й Нижегородской сессии молодых ученых (Нижний Новгород, 3—6 октября 1999 года); Международной научно-практической конференции «Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений» (Санкт-Петербург, 26—28 ноября 1999 года). Основные положения, выносимые на защиту:
1. Правовое чувство — сложное социально-психологическое явление, со
провождающее человечество на протяжении всей истории его развития. Оно
может быть представлено в виде двух борющихся компонентов: интуитивного
(естественно-правового), в основе которого лежит установка на правовую со
весть и официального (позитивно-правового), имеющего ориентацию на закон.
Оба компонента находятся в диалектическом единстве, которое и определяет
развитие правового чувства. Первый компонент соотносится со вторым, как
содержание и форма. Интуитивный компонент является основным в структуре
правового чувства.
Правовое чувство — это самоорганизующаяся система установок правового (обязательно-притязательного) характера, основанная на общепризнанном идеале добра и справедливости.
2. Правовое чувство можно классифицировать: по уровню (элементарное,
развитое и мировоззренческое); по носителю (индивидуальное, микрогруппо
вое, групповое, массовое); по направленности (положительное и деформиро-
ванное). Правовому чувству свойственны внешние и внутренние функции. К внешним функциям относятся распределительная и организационная, к внутренним —регулятивная и воспитательная.
Дефектное правовое чувство — это самоорганизующаяся система асоциальных правовых (обязательно-притязательных) установок, в основе которых лежит конфликт между официальным и интуитивным компонентами.
Особенностью правового чувства россиян является ориентация на интуитивный компонент (установка на правовую совесть). Дефектное правовое чувство властвующей элиты является катализатором криминализации правового чувства граждан России.
Наиболее распространенными видами дефектного правового чувства властвующей элиты являются «ритуальный» (бюрократизм) и «инновационный» (коррупция). Последний вид дефектного правового чувства присущ членам организованных преступных формирований. Причины этих негативных явлений коренятся в дефектах нравственно-правовой сферы личности, условиями являются различные несовершенства человеческого бытия.
«Теневое преступное право» — это, находящаяся в состоянии борьбы с официальным правом, самоорганизующаяся система асоциальных правовых (обязательно-притязательных) установок и асоциальных правовых символов, посредством которых эти установки объективируются. В роли асоциальных правовых символов могут выступать: устные суждения преступного характера; правовые преступные знаки; писаные преступные законы; противоправная деятельность; криминальный уклад отдельных институтов общества, его социально-политическая организация.
Структура диссертации, Поставленная проблема, объект, предмет и цели исследования предопределили внутреннюю логику и структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Понятие и структура правового чувства
Право, законодательство, правовая система ориентированы на регулирование социальных процессов, организацию жизни общества. Однако они не обладают способностью непосредственного воздействия на социальные структуры и протекающие в них процессы. Социальный эффект и сама возможность правового регулирования зависит не только от характера правового воздействия, но также от способности и желания людей воспринимать и усваивать его, строить в соответствии с ним свои поступки и взаимоотношения.
Человек включается в систему правового регулирования в своем социальном качестве как личность, субъект общения, являясь объектом правового воздействия и его реализатором, испытывает детерминирующее влияние со стороны правовой системы и одновременно реализует свои собственные потребности и интересы, используя правовые возможности для достижения своих целей. При этом юридический механизм правового регулирования, все его составляющие взаимодействуют с проявлениями человеческой психики в их многообразии индивидуальных и коллективных (групповых) форм.
Результат правового регулирования, его эффективность во многом зависит от того, насколько учитываются и используются психологические факторы, влияющие на познание и понимание людьми правовых норм, усвоения содержащихся в них предписаний, формирование к ним позитивного отношения, готовности соотносить и сообразовывать с ними свое правовое поведение и взаимодействие в системе социально-правовых связей.
Попытку теоретического осмысления и критического анализа возможных объяснений взаимосвязей между правом и психологическими явлениями предпринял Р. Лукич1. Он анализирует три подхода в объяснении отношений между такими явлениями и правом, понимаемом как система юридических норм:
во-первых, психологическим явлением можно считать само право;
во-вторых, можно не относить его к числу психологических явлений, однако говорить о его обусловленности этими явлениями;
в-третьих, можно считать, что оно связано с этими явлениями каким-то иным способом (право создается и познается при помощи определенных психологических процессов, играющих также известную роль в правоприменительной деятельности; важное значение в процессе правоприменения имеет психологическое состояние субъектов, например, умысел).
Приведенная классификация основана на обобщении теоретических концепций психологической теории права Л .И. Петражицкого1, антропологической и реалистической школы права.
В Новое время Р. Декартом была заложена философия, противопоставлявшая рациональное иррациональному, т.е. разум бытию и предполагавшей в одном только разуме найти всю полноту знания.
Этой философией человеческий разум представлялся незыблемой основой, способной только логикой своей постигнуть истину. Г. Гегель со своей тщательно разработанной системой потерпел неудачу, кода столкнулся с иррациональным в истории и не смог с ним справиться. Реакция на эту неудачу во всем научном мире была решительная. Возник другой крен, крен иррационализма. Русский философ-правовед И.А. Ильин в 1911 году писал: «В настоящее время философия переживает тот момент, когда понятие прожило свое богатство, изменилось и протерлось внутренне до дыры. Понятие голодает по содержанию все сильнее и сильнее; оно вспоминает те времена, когда в нем жило бесконечное богатство, ... понятие жадно тянется к иррациональному, к неизмеримой полноте и глубине духовной жизни. Не погибнуть в иррациональном, а впитать его и расцвести в нем и с ним - вот чего оно хочет»1. Это писалось в эпоху крушения рационализма, эпоху реакции на рационалистические, диалектические метафизические философские системы, эпоху повышения интереса и устремления к иррациональному, бессознательному, к феноменальному.
Основная психологическая идея «философии воли» А. Шопенгауэра, равно как и концепции Ф. Ницше, построенной на противоречии «диогенов-ского» и «сократовского» начал, состоит в противопоставлении воли и интеллекта или инстинкта и разума. В этом противопоставлении «воля представляет собой зерно и сущность мира человека, точно так же как и всякого другого существа, тогда как интеллект (разум) представляется лишь второстепенным и дополнительным, представляется слугой воли и ее бледным светильником»2. Принципиально и по существу отличаясь от механической и рационалистической психологии позитивизма, психологическая аргументация и психологическое существо философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше служат, таким образом, в качестве основы иррациональной философии мышления.
Виды правового чувства
Вопросы типологии возникают во всех науках, однако особенно сложно решать эту проблему в социальных науках, в которых в отличие от естественных, отсутствует возможность проведения «чистых» экспериментов, а также существуют трудности методологического характера. Поэтому единой типологии, как полного и однозначного отображения такого явления как правовое чувство, сегодня не существует. Мы попытаемся предпринять попытку хотя бы частично осветить этот вопрос.
Правовое чувство является сложным социально-психологическим образованием, поэтому целесообразно провести его классификацию по уровню (элементарное, развитое, мировоззренческое), носителю (индивидуальное, микрогрупповое, групповое, массовое) и направленности (положительное и деформированное).
Считая интуитивный компонент ключевым в структуре правового чувства (установка на правовую совесть), мы считаем возможным подробнее рассмотреть степени моральных суждений индивида.
Так, американский психолог Л. Колберг выделяет три основных этапа нравственного развития человека:
доморальная зрелость (нормы морали еще не усвоены);
согласие с нормами социальной системы;
автономная мораль.
На каждом из этапов различно отношение субъекта к нормам морали и права, различно понятие справедливости. Этот анализ был предложен и углублен финским ученым К. Хелькама, который попытался соединить этапы морального развития личности с чувством ответственности субъекта за свои поступки. На эмпирическом материале он показал, что степень осознания социального значения ответственности прямо связана с уровнем нравственного развития1.
Для нас является важным вывод Л. Колберга о том, что во всех культурах существуют одинаковые, инвариантные формы нравственного мышления индивидов, универсальные моральные принципы, нормы и ценности. «Все индивиды во все эпохи опираются на одни и те же моральные категории, понятия и принципы, все индивиды в любой культуре проходят один и тот же путь морального развития, одни и те же стадии, хотя они и различаются в темпах и во времени этого развития»2.
По всей видимости, истоки общности моральных императивов лежат в коллективном (сверхличном) бессознательном. Их можно представить в виде архетипов, — «наиболее древних и наиболее всеобщих формах представлений человечества, которые являются коллективными именно потому, что они отделены от личного и являются абсолютно всеобщими, и потому, что их содержания могут быть найдены повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных переживаниях»3.
Л. Колберг разделяет точку зрения И. Канта, а также Р. Хеара, что такие моральные принципы, как благоразумие, стремление человека к самореализации, забота о благе других и т.д. служат универсальной формой выбора, что им должны следовать все люди во всех ситуациях.
По всей видимости правовому чувству свойственны те же уровни (этапы) развития, что и моральной зрелости, разработанные Л. Колбергом.
Особенности правового чувства российских граждан
В своей работе «Социология»1 М.М. Ковалевский, рассматривая исходные моменты в развитии семьи, собственности, права, политической власти и деятельности, считал, что они сложились в древнем мифологическом сознании каждого народа и сохраняются на всем протяжении его исторического развития, становились как бы «генетическими связями» поколений и определяют национальные особенности общества. Эти связи проявляются в преемственности традиций социальной и политической жизни, задающих рамки политическим объединениям, определяют теорию и практику государственной власти, влияют на формирование у элиты тех или иных моделей управления обществом.
Русский философ и правовед Б.П. Вышеславцев не без оснований утверждал, что «русский народ и русская судьбы все еще остаются полной загадкой для Европы. Мы интересны, мы непонятны; и, может быть поэтому особенно интересны, что непонятны. Однако таковыми мы являемся не только для иностранцев, но и для самих себя. Мы и сами себя не вполне понимаем, и, пожалуй, даже непонятность, иррациональность поступков и решений составляют некоторую черту нашего характера» .
Интерес Вышеславцева к иррациональной стороне русского духа не носил мимолетного характера, как те привычные оговорки о непознаваемости славянской души, которые можно найти буквально у каждого, кто пишет о психологии и поведении русских. Народный характер, по мысли философа, «необычайно устойчив», за всеми колебаниями его можно отыскать одни и те же «скрытые, но не всегда присутствующие потенции так, что из глубокого понимания характера можно прочесть всю его судьбу1. Настойчиво подчеркивая скрытость человеческого характера, Вышеславцев объясняет непознаваемость его тем, что основа характера коренится «не в отчетливых идеях, не в содержании сознания, а, скорее, в бессознательных силах, в области подсознания». Именно в этой области, «подпочве», по его словам, подготавливаются катаклизмы, проявляющиеся потом во внешнем поведении. Именно такого рода чертами наделены русские люди.
Разгадку национально-правовых черт характера, вероятно, следует искать в бессознательной сфере народной психологии. Основываясь на учении 3. Фрейда, русский философ полагает, что бессознательное раскрывается в снах. Сны «развертывают художественные символы скрытых сил нашей души». Таким образом, чтобы понять душу народа, надо проникнуть в его сны. «Но сны народа — это его эпос, его поэзия, его пословицы и поговорки...» В снах обнаруживаются и наши устремления, и наши страхи, возвышенное и низменное — они беспощадно правдивы, как реальность. Образное отражение национального и правового склада характера имеется и в сказках, и в пословицах — этом ярком народном творчестве.
Одним из образцов, приводимых исследователем, является сказка о «хитрой науке», о якобы легком хлебе, который можно получать, овладев ее навыками. Эта «хитрая наука» оказывается просто-напросто искусством воровства. Тема воровства присутствует и в мифологии других народов, однако, «в русской душе есть еще... бессознательное чувство, что это путь дьявольский».
Сказка выставляет на свет Божий то, что скрывает казенное благочестие и социальная идеология. Она, по мнению философа, разоблачает социальную вражду и жажду социальной утопии.