Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политические и правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" Илариона - митрополита киевского (ХI в. ) Погосбекян Дмитрий Рубенович

Политические и правовые идеи в
<
Политические и правовые идеи в Политические и правовые идеи в Политические и правовые идеи в Политические и правовые идеи в Политические и правовые идеи в Политические и правовые идеи в Политические и правовые идеи в Политические и правовые идеи в Политические и правовые идеи в
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Погосбекян Дмитрий Рубенович. Политические и правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" Илариона - митрополита киевского (ХI в. ) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Москва, 2003 183 с. РГБ ОД, 61:04-12/839

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Идейно-политические истоки творчества Илариона 28

1. Политико-правовая организация общественной жизни в Древнерусском государстве 28

2. Жизненный и творческий путь Илариона 44

3 Идейно-теоретические источники формирования политико-правового мышления Илариона 52

4. Состав произведений Илариона: их рубрикация, тематика и жанр 67

Глава 2. Иларион о происхождении, сущности и форме верховной власти 75

1. Иларион о происхождении верховной власти, форме ее организации и способах реализации 75

2. Образ Великого князя, как носителя верховной власти христианского государства 81

Глава 3. Закон, Правда, Благодать и Истина в истолковании Илариона 89

1. Термины «закон» и «правда» в понимании Илариона 89

2. Экзегетика терминов «благодать» и «истина». Соотношение понятий: закон, благодать и истина в концепции Илариона 101

3. Вселенский характер Истины 118

4. Влияние политико-правовых идей Илариона на развитие политической и правовой мысли в России

Заключение 121

Использованные источники и монографическая литература 149

Список сокращений 181

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования

В общем комплексе идейного наследия России значительная роль принадлежит правовым и политическим теориям и учениям. «В них сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены идеи и основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики государства». Этот опыт имеет огромное значение для современного осмысления понятия права и государства, в которых «в научно-абстрактном (сжатом и концентрированном) виде содержится определенная теория, теоретико-правовой смысл и содержание определенной концепции (и типа) юриспруденции... только вся система понятийного знания о праве и государстве и есть конкретное и полное раскрытие понятия права и соответствующего правового понятия государства в виде определенной целостной теории»1.

В плане изучения знаний о государстве и праве значительный интерес представляют политико-правовые идеи и теории, связанные с легитимацией и прогнозированием государственно-правовых институтов и учреждений на самых ранних этапах их формирования.

Для истории политических и правовых учений особый интерес представляют политико-правовые идеи и теории, связанные с самыми ранними этапами в развитии государственно-правовых институтов, учреждений и правовых категорий, являющиеся фундаментом для дальнейшего развития политико-правовой мысли.

1 Нерсесянц B.C. Основные концепции права и государства в современной России.( По материалам «круглого стола» в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН).// Государство и право. 2003. №5.С5.

Наряду с настоящим, для общества и государства всегда имело немаловажное значение прошлое, ибо только осознание политико-правового опыта и память о нем позволяют человеку всесторонне понимать действительность и с учетом накопленного и обобщенного опыта прогнозировать дальнейшее политико-правовое строительство.

Идеалы в обществе, в том числе и политико-правовые, обычно формируются с учетом исторического опыта. В литературе неоднократно отмечалось, что забвение традиций, утрата исторической памяти неизбежно приводят народ к нравственному и духовному обеднению. Характер народа складывается веками и поэтому вполне возможно для историка в отдаленных событиях, а также и в осмысляющих их учениях, доктринах и теориях, найти ответ на насущные вопросы современности, и именно в этом содержится тайна исторической памяти, сохраняющаяся в непрерывной идейной связи поколений.

«Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона, жившего в XI в., - первый политико-правовой трактат, дошедший до нас в полной сохранности и завершенном виде. Произведение Илариона как по кругу затронутых в нем проблем, так и по способам их толкования и разрешения, а также блистательной форме изложения, во многом определило дальнейшее направление развития основных категорий политической и правовой теории. К сожалению, на сегодняшний день, как справедливо отмечают современные ученые, в России гораздо лучше известны произведения средневековых мыслителей Запада, нежели представителей русской политико-правовой мысли. В результате обстоятельства сложились таким образом, что, «как это ни странно (и не печально - Д.П.) - творчество Илариона до самого последнего времени было явлением, неведомым даже высокообразованным людям» .

2 Кожинов В. Творчество Илариона и историческая реальность. // Альманах библиофила № 26. Тысячелетие русской письменности (988-1988). М, 1989. С.15.

В настоящее время в науке отсутствуют сомнения, как в подлинности этого, древнейшего в истории политико-правовой мысли политического трактата, так и в авторстве Киевского митрополита Илариона.

Фигура митрополита, его труды и деятельность, как сподвижника реформатора такого масштаба, каким был Ярослав Мудрый, на протяжении последних двух с половиной веков, вызывали большой интерес у ученых различных научных профилей. Самого Илариона исследователи характеризуют как «литературного гиганта», выросшего в развитой культурной среде, отмечая, присущий его произведениям «блестящий стиль изложения, глубину мысли, выдающуюся эрудицию, позволяющую говорить о знакомстве автора «Слова» с памятниками не только византийской, болгарской, чешской, но и западноевропейской культуры - все это дает право характеризовать Илариона как выдающуюся личность... при дворе Ярослава Мудрого» . Д.С. Лихачев называет «Слово» исключительным произведением, отмечая при этом его оригинальность, ибо «таких богословско-политических речей не знала Византия. Там только богословские проповеди, а здесь - историософская, политическая речь, утверждающая существование Руси, ее связь с мировой историей, ее место в мировой истории^ Это поразительное явление, объяснение которому Д.С. Лихачев находит в наличии «богатейшей основы в виде фольклора и в виде сложившейся правовой системы»4.

Илариону удалось, как справедливо отметил А.Макаров, создать облик своей эпохи и запечатлеть ее в «Слове о Законе и Благодати», поскольку «нравственные основы его творчества питались не столько заимствованными идеями, сколько глубинными связями со своим народом и

3 Горский В. Образ истории в «Слове о Законе и Благодати». // Альманах библиофила
№26. С.65

4 Лихачев Д.С. Тысячелетие культуры. // Альманах библиофила №26. Сб.

его культурой»5. Киевский митрополит сумел в своих произведениях аккумулировать философские, политические и правовые идеи, волновавшие его современников, определить задачи, стоявшие перед властью, найти на них ответы и выразить весь комплекс своих идей в соответствии с теми формами мышления, которые были характерны для его времени.

«Слово о Законе и Благодати» в дальнейшем приобретает значение образца, некой модели, на которую равняются практически все политические мыслители.

Значение этого произведения исключительно велико для истории политической и правовой мысли, но, к сожалению, исследование его содержания производилось, в основном, учеными неюридических дисциплин: богословами, философами, литературоведами, искусствоведами и историками.

В истории и теории права, а также истории политических и правовых учений, идеи Илариона изучались лишь фрагментарно, в соответствующих разделах учебных курсов и в отдельных статьях в специализированных изданиях. Между тем, творчество Илариона оказало большое влияние на формирование политической, а особенно правовой теории, не только в его время, но и в последующие эпохи. Им было разработано понимание права как «правды», характеризующейся наличием юридического и нравственного содержания. Поставлен вопрос о необходимости соответствия «правды», как правил непосредственно регулирующих отношения в обществе, Закону в его сакральном значении, как установлению высшего содержания. Осмысление Иларионом категорий закона - права - правды и до настоящего времени до конца не выяснено и специально не исследовано. Многие ученые и правоведы второй половины XIX и XX веков высказывали суждения о том, что именно Иларионом было

5 Макаров А. Нравственные воззрения Илариона Киевского. // Альманах библиофила №26. С.87.

заложено такое представление о «правде», как праве в широком значении этого термина, которым окрашено все дальнейшее развитие правопонимания в России. Выработанные на ранних стадиях развития правовой теории, представления о праве, правде, законе имели надындивидуальный характер и явились отличительной чертой правосознания российского общества на протяжении практически всех последующих веков.

Б.П. Вышеславцев, отмечал, что не случайно в отечественной политико-правовой теории родился такой непереводимый термин как «правда», вмещающий в свое содержание одновременно понимание закона, права и справедливости. Б.П. Вышеславцев, утверждает, что впервые именно Иларионом были сформулированы положения о соотношении права, закона и нравственности, которые составили в дальнейшем ядро «православного правопонимания в России»6.

Идеи Илариона были настолько глубоки и оригинальны, что сохранили свою актуальность в теоретическом плане и до сегодняшнего дня. Современный теоретик права А.В. Поляков обратил внимание на то, что пути современного правопонимания глубоко своими корнями уходят в прошлое, ибо идея разграничения широкого права и закона, отличия права и неправа, равно как и положение о соотношении права и нравственности, восходят именно к Илариону, впервые поставившему и разрешавшему эти проблемы в своем творчестве7. Наличие связи с современностью отмечает и А. Макаров, утверждающий, что «проповедь Илариона, прозвучавшая в XI в. не потеряла интереса и до сих пор, т.к. она исполнена душевного подъема и духовной высоты гражданских устремлений, исполнена глубокой веры в «благодатность» новых перемен в духовной жизни». Макаров обращает

6 См.: Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1999. С. 173. 7См.: Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2001. С. 317,319.

также внимание на разработку Иларионом таких категорий, как право и нравственность и выяснение их соотношений8.

Духовная культура не стареет и не умирает, глубинная память обеспечивается терминологией, которая, хотя и подвержена изменениям, обладает способностью сохранять и передавать из поколения в поколение накопленные знания.

Современные теория права, история государства и права и история политических и правовых учений находятся в поисках определения права, выяснения его сущности и установления целого ряда категорий, так или иначе, с ним связанных. Это, прежде всего, «понимание и понятие права, и соответствующее правовое понимание (и понятие) государства как форм выражения принципа формального равенства, а именно — как всеобщих форм свободы, равенства и справедливости в общественной жизни людей» 9.

В настоящее время для юридической науки представляет интерес выявление источников формирования права, различение права и закона, соотношение права и нравственности, изучение форм правовой легитимации реализации властных полномочий в государстве. Тем более интересным представляется тот факт, что много веков назад Илариона волновал приблизительно такой же корпус проблем.

Небезынтересно для современников и разрешение киевским митрополитом вопросов, связанных с целями и задачами правосудия и пенитенциарной политикой государства.

Актуальность настоящего исследования, в значительной степени, определяется поисками исторических истоков и традиций современного понимания права, форм его реализации, взаимосвязи с этическими категориями.

Макаров А. Нравственные воззрения Илариона Киевского. // Альманах библиофила № 26. С.88. 9 См.: Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М., 1999. C.XI - XII.

В диссертации поставлена задача рассмотреть произведения Илариона с позиций историко-правового анализа его основных теоретических положений с помощью инструментария, выработанного юридическими науками, опираясь при этом на багаж знаний, накопленный за последнее пятидесятилетие в области изучения средневековой русской культуры в целом и политико-правой мысли в частности.

В настоящее время существенно расширены представления о русской средневековой государственности (ее происхождении и этапах развития), сделаны серьезные открытия в области археологии, археографии, источниковедения, которые привели к значительному увеличению корпуса источников и уточнению их переводов на современный русский язык с применением новых приемов текстологического анализа.

На сегодняшний день опубликованы все известные сочинения Илариона по рукописям XII - XVIII вв., уточнен их перевод, воссоздана ритмическая организация текста, восстановлена орфография первоначального текста первой редакции Слова. Сумма данных обстоятельств позволяет преодолеть сложившиеся в историко-правовой науке «дефекты восприятия прошлого которые, не позволяли историкам права (и историкам политических и правовых учений) до настоящего времени реконструировать подлинную картину состояния русской средневековой теории права»10. В юридической науке не осталось сомнений в насущной необходимости воссоздания средневековой картины русской правовой теории, ибо это не только необходимо в научном плане, но и своевременно для всестороннего выявления истоков российского юридического менталитета и выяснения преемственности его основных категорий. Е.А. Лукашева в своем выступлении на Дискуссии по основным концепциям права и государства в современной России обратила внимание

10 Рогов В.А. «Закон» и «обычай» в древнерусской правовой терминологии. Фемис .№2. Ежегодник истории права и правоведения. М., 2001. Вып.2. С.77.

на многовековые споры, ведущиеся по вопросам правопонимания в науке на протяжении столетий, отметив их актуальность на сегодняшний день и влияние на качество законодательства11.

Данные обстоятельства и обусловили обращение к подробному, всестороннему и объективному анализу «Слова о Законе и Благодати», как первому политико-правовому трактату, написанному Киевским митрополитом Иларионом в XI веке.

Объект настоящего исследования - процесс формирования политико-правовых взглядов Илариона на фоне всего динамичного комплекса исторических и политических обстоятельств и отношений, характерных для первоначального этапа развития России, оказавших влияние на мировоззрение Илариона и становление его политико-правовой теории.

Предмет настоящей диссертации - совокупность взглядов Илариона на происхождение, сущность и назначение верховной власти в государстве и понимание им содержания таких категорий, как закон — правда — благодать-истина и взаимоотношений между ними.

Целью диссертационного исследования - выявление и оценка взглядов Илариона на власть и право на фоне развития русской средневековой государственности и культуры в целом, с учетом особенностей, характерных именно для этого периода, а также выявление степени влияния политико-правового учения Илариона на все последующее развитие политической и правовой мысли в России.

Для достижения данной цели на разрешение поставлены следующие задачи:

1. Раскрытие идейно-политических истоков творчества Илариона в контексте актуальных для его времени проблем, оказавших влияние на его

Лукашева Е.А. К вопросу о правопонимании. (По материалам «круглого стола» в Центре теории и истории государства и права ИГП РАН). //Государство и право 2003. №5.С8.

творчество; характеристика связей этих источников с политико-правовой и общественной организацией Древнерусского государства.

  1. Анализ политических положений Илариона, утверждавших идею суверенности русского государства, понимание которой в средневековом обществе тесно связывалось с сочетанием политической и религиозной властей в едином центре.

  2. Определение круга политико-правовых проблем, рассмотренных Иларионом в его произведениях.

  3. Исследование взглядов Илариона на происхождение и назначение верховной власти в государстве, а также его представлений о форме ее организации.

  4. Интерпретация понимания Иларионом категорий: закон - правда

- нравственность в их взаимоопосредованиях.

6. Объяснение Иларионом трактовки таких терминов и
обозначаемых ими понятий как Благодать и Истина в связи с принятым в XI
веке их употреблением.

  1. Выявление своеобразия взглядов Илариона на соотношение закона, правды, благодати и истины.

  2. Изучение специфики влияния политико-правовых идей Илариона на последующее развитие политической и правовой мысли в России.

Степень разработанности проблемы

«Слово» было известно еще Н.М. Карамзину, который читал его по хартейной рукописи XVII в., назвав «Житием св. Владимира». Затем список «Слова» в 1842 г. был открыт A.M. Кубаревым в пергаментном сборнике XIV

- XV вв. из библиотеки И.Н. Царского. В этом списке под одной из частей
рукописи была обнаружена ссылка на подпись Илариона.

В 1844 г. в журнале «Памятники духовной литературы времен князя Ярослава» «Слово о Законе и Благодати» было напечатано сразу по четырем спискам: Синодальному (XVI в.), Троице-Сергиевой Лавры (в Минеях-Четьях за июль по списку XVI в.) и двум академическим сборникам XV и начала XVI вв.

В 1844 г. А.В. Горский публикует «Слово» в качестве самостоятельного издания, снабжая его переводом на современный русский язык. В 1848 г. О. Бодянский публикует список «Слова», открытый A.M. Кубаревым, В этом же году в седьмом номере журнала «Чтения в Московском обществе истории и древностей российских» публикуется несколько вариантов «Слова» по спискам из хранилищ Синодальной библиотеки, за этим следуют публикации из собрания Ундольского, императорской публичной библиотеки. В 1888 г. А.И. Соболевский издал «Слово» в сборнике «В память 900-летия крещения Руси». В 1894 г. Ф.Г. Калугин опубликовал «Слово о Законе и Благодати» в «Памятниках древнерусской церковно-учительной литературы», снабдив свое издание подробным списком всех предшествующих публикаций12. В 1903 г. И.И. Срезневский опубликовал отрывок из произведений Илариона по самому древнему списку, который он датировал XII веком . И, наконец, в 1906 г. Ф.И. Покровский публикует отрывок из «Слова» по списку XII - XIII вв.14

После такого количества публикаций «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона начинает активно изучаться. Вначале исключительно богословами, как церковно-учительное произведение, а затем постепенно занимает постоянное место в трудах по истории, филологии и философии.

12 См.: Калугин Ф.Г. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения. СПб., 1894. Вып.1. С. 59-76.

См.: Срезневский И.И. Сведения и замечания о малоизвестных памятниках. Записки Академии наук. СПб., 1903. T.XVIII. № 46. Вып. 1. С. 1-38.

14 См.: Покровский Ф.И. «Отрывок Слова митрополита Илариона о Законе и Благодати в списке XII - XIII вв». Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук (ИОРЯС). 1906. Т.ХІ. Кн.З. С.412 -417.

На основании проведенного историко-сравнительного и лингвистического анализа, было обосновано утверждение о подлинности данных текстов и принадлежности их перу Киевского митрополита Илариона15. Подлинность «Слова о Законе и Благодати» и авторство Илариона не вызывают сомнений у современной научной общественности.

Л.П. Жуковская отмечает, что, несмотря на то обстоятельство, что «Слово» было создано около десяти веков тому назад, до настоящего времени дошло более пятидесяти его списков, которые она рассматривает как его «древнерусские издания», утверждая, что если принять во внимание всю совокупность обстоятельств российской средневековой жизни: войны, усобицы, пожары, пренебрежение к древнерусской книжности (и даже ее активное уничтожение), особенно после Церковной реформы 1654 г., то «реконструкция тиража» творений Илариона приближается к пяти тысячам16.

Н.А. Мещерский, изучавший лексику «Слова», пришел к однозначному заключению о том, что при сопоставлении всех списков, известных на настоящее время, установлена аутентичность «Слова о Законе и Благодати» и принадлежность его к древнейшему языковому пласту, а потому, «приписываемое митрополиту Илариона «Слово о Законе и Благодати», справедливо признать одним из ценнейших произведений древнерусской литературы в начальный период ее развития»17.

К доказательствам подлинности «Слова» исследователи относят множество упоминаний о нем в литературных произведениях XII - XVII вв., цитирований и даже заимствований целых словесных формул из его лексики, не говоря уже о развитии тех идей, которые составляли предмет

15 См.: Соболевский А.И. Списки Ундольского.//Чтения в обществе истории древностей
российских (ЧОИДР). 1888. Кн.2. Отдел 2. С.45-58.; Мещерский М. А. К изучению языка
«Слова о Законе и Благодати». (ТОДРЛ.).Т. XXX. 1976. С.231; Демин А.С. Древнерусская
литература XI - перв. трети XIII вв. // Под ред. A.M. Курилова. М., 1983. С. 15-16 и др.

16 См.: Жуковская Л.П. Сколько книг было в Древней Руси. // Русская речь. 1971. №1.
С.73-80.

размышлений Илариона. И хотя архетипа на сегодняшний день не обнаружено, у исследователей на протяжении последних веков (XIX - XXI) подлинность исследуемых произведений и их принадлежность перу Киевского митрополита Илариона, не вызывали сомнений. Нам не известно «в какую книгу первоначально входило «Слово о Законе и Благодати», но до нас дошел пергаменный лист XII - XIII вв. с фрагментом этого произведения и полные его списки в книгах XIV - XVI вв.»18

Дореволюционные исследователи и публикаторы произведений Илариона А.В. Горский, О.М. Бодянский и И.И. Срезневский также были уверены в подлинности памятника. И.И. Срезневский, опубликовавший старейший по времени, из числа дошедших до нас рукописей «Слова», из так называемых «Финляндских отрывков», датируемых XII — XIII вв., утверждал, что в этой старейшей рукописи содержится центральная часть произведений Илариона19. Мнение Срезневского было поддержано Н.А. Мещерским, которым было проведено сопоставление всех известных на момент изучения списков «Слова» и установлена аутентичность и принадлежность их к древнейшему языковому пласту. Он выявил «большую архаичность в употреблении словоформ» в произведениях Илариона (Финляндские отрывки), установив, что «первоначальная древнейшая языковая основа памятника типична для восточнославянского речевого употребления, для которого характерно систематическое использование восточнославянской лексики. В более поздних изданиях восточнославянские флексии были заменены на церковно-славянские»20.

Мещерский М.А. К изучению языка «Слова о Законе и Благодати». ТОДРЛ. Л., 1976. Т. ХХХ.С.231.

18 Демин А.С. Древнерусская литература XI - первая треть XIII в. С. 15 - 16.

19 См.: Срезневский И.И. Сведения и замечания о малоизвестных и неизвестных
памятниках. Записки Академии наук. СПб., 1903. T.XVIII. №46. Кн. 1. С.1 - 38.

См.: Мещерский Н.А. К изучению языка «Слова о Законе и Благодати». С.231 - 237; С. 234-235.

Во второй половине XX в. отмечается новая волна публикаций произведений Илариона, связанная с уточнением их состава, реконструкцией текста, а в ряде случаев и новой техникой перевода. Расширение источниковой базы, привлечение новых списков, тщательное исследование лексики, грамматического строя, риторических и стилевых приемов, выявление объема словарного запаса позволило исследователям тщательно идентифицировать сам текст «Слова о Законе и Благодати».

Серьезный вклад в разрешении этой проблемы внесли работы Н.Н. Розова, опубликовавшего Синодальный список сочинений Илариона (наиболее полный) в Праге в 1963 г. Розов снабдил публикацию полным перечнем всех ранее изданных произведений Илариона и их литературоведческим анализом21. Публикация производилась на языке оригинала без перевода на современный русский язык.

В 1984 г. в Киеве вышло издание произведений Илариона по всем известным спискам, подготовленное A.M. Молдованом22. Молдован провел тщательный текстологический лингвистический анализ, который позволил ему полностью подтвердить выводы Н.Н. Розова о том, что «Слово о Законе и Благодати» с «полным основанием приписывается перу выдающегося деятеля эпохи Ярослава Мудрого - Киевскому митрополиту Илариону».

Если у некоторых дореволюционных исследователей и возникали сомнения (не в подлинности источника), в авторстве именно Илариона , то в настоящее время, благодаря многочисленным исследованиям по источниковедению и литературе Киевской Руси, все они преодолены и «Слово о Законе и Благодати» рассматривается как подлинное произведение, а авторство Илариона утверждается как бесспорное.

См.: Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона - русского писателя XIв Slavia pro slovanskou philology. Praha, 1963. Roc. XXXII .Ses.2. S. 152-175. 22. См.: Молдован A.M. Слово о Законе и Благодати». Киев, 1984.

23 См., например, Барац П.М. Истоки «Слова о Законе и Благодати» и евангельской песни. К вопросу о еврейском элементе в древнерусской литературе. Киев, 1916. С.7.

Таким образом, на сегодняшний день проблемы подлинности «Слова о Законе и Благодати» и авторства Киевского митрополита Илариона считаются положительно разрешенными.

В 1985 г. перевод, сделанный Т.А. Сумниковой, опубликован институтом философии АН СССР в журнале «Культура как эстетическая проблема» (ротапринтное издание), затем в 1986 г. в Сборнике института философии «Идейно-философское наследие Илариона Киевского» (4.1) вновь публикуется «Слово о Законе и Благодати»24. Вторая часть этого Сборника содержит статьи, посвященные изучению различных аспектов творчества Илариона. Внимание авторов в основном, как отмечено в «Предисловии редактора», уделяется анализу творчества Илариона «как философского источника». Авторы Сборника признают, что произведение Илариона злободневно и посвящено политико-правовым проблемам, но их внимание по большей части сосредоточено на выяснении философско-религиозных вопросов. В работах содержатся тонкие разработки процесса изменения мышления в связи с переходом от языческого мировоззрения к христианскому; предприняты также попытки герменевтического анализа религиозной христианской терминологии, применительно к словам, наиболее часто употребляемым Иларионом.

В.В. Мильков рассмотрел философскую концепцию Илариона на фоне современной ей древнерусской мысли; А.И. Абрамов изучал содержание «Слова о Законе и Благодати» «как русскую историософскую реакцию на христианско-идеологическую экспансию Византии»; Н.А. Кормин, Т.Б. Любимова, и Н.Б. Пилюгина исследовали характер философского мышления Илариона в целом; А.И. Макаров анализировал нравственные воззрения Илариона. Политико-правовые взгляды Илариона в данном Сборнике анализу не подвергались, хотя вопрос о необходимости

См.: Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М, 1986. 4.1.

профессиональных исследований подобного профиля был поставлен практически всеми участвовавшими в нем авторами.

В 1989 г. вышел Альманах библиофила № 26, изданный в связи тысячелетием русской письменной культуры (988 - 1988 гг.), полностью посвященный исследованию творчества Илариона25. Произведения киевского митрополита подвергались изучению филологами, историками и философами. К сожалению, историки права не участвовали и в этой работе, а, следовательно, политико-правовые взгляды Илариона, с помощью инструментария, характерного для юридических наук, изучены не были.

Следует отметить, что многими авторами, участвовавшими в подготовке и издании этого Альманаха (философами, историками и литературоведами), были обнаружены новые прямые и косвенные доказательства, с наибольшей вероятностью свидетельствующие о подлинности «Слова о Законе и Благодати» и авторстве Илариона.

В 1994 г. В.Я Дерягин издает полный текст «Слова». В данном варианте предложена реконструкция текста с восстановлением его «основного ритмического рисунка», сделанного Л.П. Жуковской. Публикация снабжена предисловием и комментариями, составленными В.Я. Дерягиным и А.К. Светозарским26.

Таким образом, можно прийти к заключению о том, что в исследование памятника наибольший вклад был внесен литературоведами, лингвистами, философами, историками и искусствоведами. Произведение Илариона изучалось, прежде всего, как древнейший памятник древнерусской

См.: Альманах библиофила. Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988). М. 1989. №26. С. 6-250.

26 См.: Иларион. Слово о Законе и Благодати. М., 1994. Реконструкция древнерусского текста Л.П. Жуковской, Вступительная статья: «Иларион. Жизнь и Слово» В.Я. Дерягина; Комментарии к тексту В.Я. Дерягина и А.К. Светозарского.

письменности и литературы ; тщательно исследовались все списки, в которых содержался памятник; проводились глубокие лингвистические исследования; выяснялся жанр произведения и способы художественного изображения тематики «Слова» в программе храмовой росписи Собора св. Софии в Киеве ; исследовалось влияние «Слова о Законе и Благодати» на дальнейшее развитие отечественной литературы.

Творчество Илариона рассматривалось на фоне исторической реальности эпохи, выяснялись черты национального мышления, присущие как самому автору «Слова», так и его эпохе в целом, особенно в период перехода от языческого мировоззрения к христианскому. Изучалась роль Илариона в отечественном летописании, уточнялись дата и место создания памятника (и произнесения Иларионом проповеди) и ряд проблем, касающихся его философской и исторической характеристики.

Однако, несмотря на все эти публикации и исследования, многие проблемы изучения творчества Илариона продолжают оставаться на сегодняшний день неразрешенными, и важнейшим среди них является как раз «вопрос об идейно-политическом содержании «Слова» или, точнее, о политико-правовых идеях, в нем рассмотренных29.

27 См. Жданов И.Н. «Слово о Законе и Благодати» и Похвала кагану Владимиру. Соч.
СПб., 1904. Т.1; Истрин В.М. Очерки истории древнерусской литературы. Пг., 1922;
Орлов А.С. Древняя русская литература XI - XII вв. М.-Л., 1945; Гудзий Н.К. История
древнерусской литературы М, 1953; Еремин И.П. Лекции по древнерусской литературе
Л., 1960; Лихачев Д.С. Человек в древней Руси М., 1970; Лихачев Д.С. Развитие русской
литературы X - XVII вв. М., 1970; Водовозов Н.В. История древнерусской литературы. М.,
1973; Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья в
XI - XIII вв. М.,1980; Демин А.С. Древнерусская литература XI - перв. треть XVIII вв. //
История русской литературы XI - XX вв. Под ред. A.M. Курилова. М., 1983; Ужанков
А.Н. Лекции по истории русской литературы XI - XVII вв. М., 1999.

Этот список можно было бы продолжить, поскольку к настоящему времени нет ни одного издания по Древнерусской литературе, в котором не содержалось бы раздела, посвященного рассмотрению «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона, как памятника древнейшей русской письменности.

28 См. Пуцко В.Г. Древнейшие иллюстрации к Сказаниям о Киево-Печерском монастыре.
М-Л„ 1985. ТОДРЛ. Т. XXXVIII. С.65-85.

29См.: Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона - русского писателя XI в. С. 142.

Практически все исследователи светского направления в изучении памятника пришли к выводу, что «Слово» по своему содержанию представляет собой «первый, дошедший до нас политический трактат Древней Руси», «политическую речь, аккумулирующую все наиболее значимые государственно-политические идеи и концепции», в центре которых сосредоточены государственные задачи, стоявшие перед Великим

киевским князем . Ученые отмечали, что внимание Илариона сосредоточено именно на проблемах соотношения «мудрости и власти», границах закона не только в религиозном, но и в конкретно политическом смысле31. Нет сомнений в том, - утверждает В. Колесов, - что под видом церковной проповеди «Иларион в сущности поднял крупнейшие государственно-правовые вопросы своего времени»32.

В связи с вышеизложенным, особый упрек в недостаточности изучения содержания «Слова о Законе и Благодати» справедливо делается именно правоведам, и в особенности, историкам права и правовой и политической мысли.

Такая лакуна в истории политических и правовых учений России отчасти объясняется тем, что в течение долгого времени отечественная политико-правовая мысль, сопровождавшая и прогнозировавшая ранние этапы развития русской государственности и права, практически не интересовала историков права и политических и правовых учений. Многие усматривали в ней только разрешение богословской тематики, а некоторые вообще отрицали ее значение для общего развития мировой и отечественной политико-правовой мысли. Так, в знаменитом курсе «Истории политических учений» Б.Н. Чичерина отсутствует даже упоминание российских

См.: Покровский B.C. История политических учений. // Под ред. К.А Мокичева. М., 1960. С. 134; Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. М, 1973. С.115.

31 См.: Тихомиров М.Н. Русская культура X - XVIII. М., 1968. С.133.

32 Колесов В. «Умное слово» Илариона Киевского // Альманах библиофила № 26. С.97.

средневековых учений о государстве и праве. Н.М. Коркунов полагает, что научная разработка теории права в России началась с Десницкого33. У П.И. Новгородцева в «Лекциях по истории новой философии права XVI - XIX вв.» также отсутствуют упоминания о русских мыслителях, хотя обзор начинается с изложения учения Н. Макиавелли34. Это, к сожалению, не только прошлое, но отчасти и современное состояние юридической науки по исследуемой проблеме. Так, в «Хрестоматии по истории политических и правовых учений» (1966 г.) из русских мыслителей средневекового периода упомянут только И.С. Пересветов; в «Хрестоматии по истории политических и правовых учений» (1980 г.) русская правовая мысль представлена лишь мыслителями XIX в.; в издании с многообещающим названием «Хрестоматия по теории государства и права, политологии и истории политических и правовых учений» (2000 г.), подбор произведений русской политической и правовой мысли начинается с Юрия Крижанича то есть с середины XVII в., а все достояние политико-правовой мысли русского средневековья (XI -первая половина XVII вв.) осталось за гранью этого многопрофильного хрестоматийного издания35.

Однако следует отметить, что последние десятилетия в курсах по дисциплине «История политических и правовых учений» древнерусская политико-правовая мысль стала находить достойное место36, появились также и отдельные статьи, в которых исследовались те или иные аспекты

33 См.: Коркунов Н.М. Философия права. СПб., 1915. 4.IV. С. 272.

34 См.: Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. ХУ1 -XIX вв. М. 1912.

35 См. Мухтаров Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии и истории
политических учений. М., 2000.

36 См. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение // Под ред.
B.C. Нерсесянца. М, 1986. Гл.ГУ; История политических и правовых учений. М., 1997. //
Под ред. B.C. Нерсесянца. Гл.ІУ; История политических и правовых учений. М., 1999. //
Под ред. О.Э. Лейста. Гл. VII.

творчества Илариона37. В.А. Рогов в статье «Закон» и «обычай» в древнерусской правовой терминологии» посвятил раздел исследованию «понятия закона в концепции митрополита Илариона»38.

Однако подробному, системному и всестороннему анализу корпус произведений Илариона в историко-правовой науке, до настоящего времени не подвергался. Все вышеперечисленные статьи в специальных изданиях и параграфы в учебных курсах по дисциплине «История политических и правовых учений» носят фрагментарный характер, преследуют учебно-ознакомительные цели и не ставят задач глубокого и всестороннего анализа политико-правовых идей этого многозначного памятника.

В последнее время наблюдается активизация интереса к русской политико-правовой мысли в зарубежной историографии.

Интересна в этом отношении работа Ч. Гальперина, исследовавшего влияние политико-правового мышления, сформировавшегося в Киевской Руси на развитие политико-правовой теории в Московском государстве39. Творчество Илариона в ней непосредственно не изучалось, но вопрос о его роли и влиянии на развитие политической идеологии Московского государства, поставлен. Проблема интересная и не исследованная ни в русской, ни в зарубежной историографии.

Действительно, весьма знаменательно, что генезис русской политико-правовой мысли связан с таким глубоким по содержанию и многозначным по тематике произведением, каким является «Слово о Законе и Благодати», во многом определившим впоследствии круг обсуждаемых тем и общее направление развития политико-правового мышления в стране.

37 См.: Золотухина Н.М. «Слово о Законе и Благодати - первый русский политический трактат киевского писателя Илариона».// Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии. М, 1984. С.36-51; см. также: Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985. С. 10-19.

См.: Рогов В.А. «Закон» и «обычай» в древнерусской правовой терминологии. // Фемис. №2. Ежегодник истории права и правоведения. М., 2001. С.79-83.

Представляется, что современному человеку интересно узнать политико-правовые идеи далекого предка, который, перешагнув через национальную ограниченность, думал о русском народе как о части всего человечества. Широкий универсализм Илариона позволил ему воспринять крещение, как естественное развитие мировых событий, в общую канву которых вплетена история его страны и народа, создав единую картину взаимодействия всех народов в целом.

Изучение политико-правовых идей, возникших в Киевской Руси, и, в частности, непосредственно принадлежащих Илариону, позволит выявить традиционные основы на базе, которых складывалось в дальнейшем отечественное политическое и правовое мышление и формировался российский юридический менталитет.

В свете разрешения сегодняшних вопросов особое значение представляет разработка Иларионом проблемы о форме ответственности правителя за управление страной и народом (как формулировал сам Иларион: «за труд паствы людей его»); не менее современно звучит и постановка вопросов о соотношении таких категорий, как закон - право - правда (то есть, говоря современным языком, различение права в широком и узком значениях), взаимодействии закона и истины.

Много столетий отделяет нас от «золотого века» Ярослава Мудрого, а волновавшие наших предков государственные, правовые и нравственные проблемы сохраняют свое значение и по настоящее время.

Академик В.Л. Янин в своей речи на новгородской конференции, посвященной юбилею славянской письменности, анализируя идеи «Слова о Законе и Благодати», обратил внимание на присущее Илариону «удивительное взаимопроникновение патриотизма и интернационализма», отметив, что и в наши дни эти понятия не могут быть разделены, в том

39 Halperin Ch. Kiev and Moscow. An Aspect of Early Muscovite Thought. N.Y. 1980; См. также: Senderovich S. Russia Literatura North - Holland., 1988. №24. C.39.

случае, «если страна и народ желают сохранить чувство достоинства и самоуважения»40.

На протяжении веков неоднократно отмечалось, что забвение традиций, подмена их сиюминутными нуждами неизбежно приводит народ к нравственному тупику, в результате которого, как сказал бы мыслитель XVI в. Иван Тимофеев, «все честное всячески переменилось на бесчестное, а бесчестное, наоборот, как раз в несвойственную и противоположную ему ризу оделось».

Утрата вековых устоев грозит духовным обеднением личности, ибо личность, как и народ, воспитываются веками. Ш. Монтескье утверждал в «Духе законов», что если дворянство, которое, по его мнению, является носителем чести (в идеале), почему-либо погибнет, на его воссоздание потребуется не менее 300 лет. «Дух народа» совсем не простое понятие, ибо он вмещает, как бы сказал Г.В.Ф. Гегель, в снятом виде весь жизненный опыт поколений. Именно поэтому в событиях, происшедших тысячу лет назад, возможно найти ответ на насущные вопросы современности. Наши предки всегда знали об этом. Так, писатель XVII в. «государев дьяк» Иван Тимофеев написал свой «Временник» исключительно для того, чтобы «с течением лет не забылось воспоминание о нынешних трагических событиях и тех людях, чья жизнь вскоре померкнет», а «слово, которое имеет в самом себе жизнь» не позволит прерваться исторической памяти4 .

Источниковая база исследования представлена известными на сегодняшний день, опубликованными работами Илариона, а также произведениями современных ему мыслителей и трудами мыслителей последующих поколений, развивавших идеи Илариона.

Цит.: по ст. Дьяконова И. Слово объединяющее и слово разъединяющее. Заметка с праздника славянской письменности и культуры в Новгороде. // Альманах библиофила №26. С.239. 4|См.: Тимофеев И. Временник. М, 1951. С.291-292.

Методология исследования включает совокупность общенаучных, специальных и частных (юридических) методик. При употреблении частных методик, автор использовал методологический инструментарий, выработанный именно историко-правовыми науками. Применение совокупности этих методов позволило комплексно и системно подойти к решению поставленной задачи, связать исторические формы развития государственно-правовых категорий непосредственно с политико-правовыми взглядами Рїлариона и показать значение его воззрений для средневековой и современной истории и теории государства и права и истории политических и правовых учений.

Новизна исследования состоит в том, что была предпринята первая в российской науке истории политических и правовых учений попытка комплексного, системного исследования политико-юридических взглядов Илариона с использованием историко-юридического инструментария. Подробному анализу подвергнут весь круг политических, правовых и нравственных проблем, разрешаемых этим средневековым мыслителем в «Слове о Законе и Благодати». К их числу следует отнести такие вопросы, как происхождение власти, ее сущность и употребление, а также формы ее организации и способы реализации. Особое внимание уделено изучению правовых категорий, в частности, таких понятий, как закон и правда, выяснению экзегетики терминов «благодать» и «истина», которые имеют для Илариона ключевое значение.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Выдвижение Иларионом идей, определяющих формы взаимодействия независимых церковной и светской властей в государстве, содействовало идейно-политическому обоснованию суверенности страны во внутреннем и внешнем статусе. Такая позиция составила важный компонент в истолковании киевским мыслителем роли и значения

Древнерусского государства в мировой истории и тесно связана с христианской версией оправдания идеи независимости и равноправия отдельных народов и стран, оказавшихся на стадии приобщения к евангельскому учению (приобщились к Благодати и стали на путь Истины).

2. Анализ всей совокупности политических и правовых проблем,
рассмотренных Иларионом, позволяет утверждать, что в его творчестве
нашел отражение процесс формирования нового типа мышления,
свойственного средневековому русскому христианскому мировоззрению с
сохранением некоторых языческих взглядов. Это сказалось, отчасти, на
понимании Иларионом термина Закон в его сакральном библейском
значении и обособлении его традиционных юридических свойств в виде
зафиксированных правовых обычаев и княжеских уставов.

3. Особенно плодотворным следует считать вклад Илариона в
обсуждение фундаментальных тем средневековой русской политико-
правовой мысли, касающихся таких проблем как верховная власть, ее
сущность и назначение в обществе, ответственность облеченных высшей
властью персон за исполнение своего долга перед Богом и людьми.

4. Своеобразие подхода Илариона к пониманию и употреблению
термина «правда» выразилось в обозначении им совокупности правил,
обеспечивающих реализацию власти в государстве и такого регулирования
общественной жизни, которое осуществляется не в нарушение Закона (в
широком сакральном значении), а в его исполнение, ." " :

5. Илларион сумел обсудить в своих произведениях такой комплекс
проблем, который оставался актуальным в течение всего средневекового
периода и не утратил своего значения и для Нового времени. Проблемы эти
дополнялись новым содержанием, соответствующим иным историческим
реалиям, но идейный круг, намеченный Илларионом, сохранился.

Научно-практическое значение диссертации состоит в углублении и расширении знаний о воззрениях Илариона на верховную власть, ее сущность и назначение, право и нравственность и их взаимодействие, а также выявлении значимости его взглядов для дальнейшего развития истории политико-правовой мысли в России.

Исследование проводится на основе разделяемой автором либертарно-юридической теории права, разработанной сектором истории государства, права, политических и правовых учений Института государства и права Российской академии наук.

Положения и выводы диссертации призваны восполнить пробел, который образовался в истории русской средневековой политико-правовой мысли.

Теоретические результаты настоящей работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях отечественной политико-правовой мысли, при чтении лекций по данной дисциплине, а также истории государства и права России и теории государства и права, особенно при подготовке спецкурсов по истории русской средневековой политико-правовой мысли и проведении семинарских занятий.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации отражены в публикациях диссертанта: Политико-правовая тематика в «Слове о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона. Вестник Университета Российской академии образования. Серия Правоведение. №3. М., 2001. С. 61 — 80; Проблемы права и нравственности в первом русском политическом трактате «Слово о Законе и Благодати» (XI в.). Государство и право. №6. М., 2002. С. 98-103.

Структура работы, определяется поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и монографической литературы.

Политико-правовая организация общественной жизни в Древнерусском государстве

Первый политический трактат, созданный Иларионом, отличается большим разнообразием и сложностью тематики. Это обстоятельство является безусловным свидетельством того, что проделанная им квалифицированная разработка политических и особенно правовых проблем, возможна только на определенной ступени государственно-правового развития.

Несомненно, прав был Г.В.Ф. Гегель, обсуждая характер связи философской мысли и современной действительности, когда утверждал, что каждый человек - «сын своего времени. Таким образом, философия есть точно такая же современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». Не затрагивая спорный и до настоящего времени вопрос о происхождении Древнерусского государства и формирования в нем политической власти, коснемся здесь лишь тех форм, которые эта власть приняла в период жизни и деятельности Великого князя Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.) и его сподвижника по проведению реформ - Киевского митрополита Илариона.

В настоящее время расширение источниковой базы, проведенное трудами российских историков, этнографов, археологов, и применение новых исследовательских методик позволило во многом изменить представление об уровне экономического, политического и культурного развития Древней Руси. Значительно раздвинуты хронологические границы образования государственности. «Примерно к VIII - IX вв., - утверждает Б.А. Рыбаков, - в структуре и деятельности Руси начинает осуществляться государственное начало»43.

Объединение Новгорода и Киева (IX в.) явилось важной вехой в развитии древнерусской государственности, позволившее проводить единую политику на весьма значительной территории. Столица была перенесена в Киев, а княжеская власть стала распространяться на другие славянские племена и земли. По-видимому, тогда же возникло и древнерусское право, о котором как о «Законе Русском» сохранились упоминания в Договорах Руси с Византией.

Реформы Великой княгини Ольги установили новую административно-территориальную систему (погосты, станы, ловища) и нормировали налоговое обложение населения, определив его приблизительный размер и приурочив собирание дани к строго определенному временному циклу.

Появились первые правовые формы деятельности княжеской администрации в виде княжеских Уставов. Уже к концу X - началу XI вв. завершается распад племенных территорий, и племенные князья признают власть Великого князя киевского.

Великие киевские князья стали уделять больше внимания внутригосударственной деятельности - строительству новых городов, мостов, дорог и крепостей. Усиливается роль Великого князя в урегулировании социальных и политических противоречий и конфликтов между князьями и между князьями и населением.

Особое значение в развитии государственности приобретает законотворческая (систематизация обычного права) и законоприменительная (судебная практика) деятельность Великого князя и его администрации.

С дальнейшим развитием экономических отношений верховная власть стала опираться не столько на насильственные формы, сколько на авторитет, поддерживаемый религией, традицией и всей системой духовных ценностей, складывавшихся к тому времени. Постепенно великокняжеская власть становится наследственной и единоличной. В «Повести временных лет» отмечается единоличный характер власти Ярополка в Новгороде Владимира в Киеве («и нача княжити Володимир в Киеве един»)44. Верховная власть укрепилась и в значительной степени стабилизировалась. Христианская религия в православной конфессии, способствовала процессу сакрализации института власти45, которая уже не персонифицируется, а как бы отделяется от определенной личности и превращается в самостоятельную политическую силу. Однако обаяние отдельных правителей, память о деятельности которых еще жива в памяти, особенно в историческом аспекте, явно присутствует в произведениях XI - XII вв.

Княжеская власть при Владимире I (980 - 1015 гг.) и особенно при его сыне Ярославе (1019 - 1054 гг.) качественно отличается от власти первых князей.

Жизненный и творческий путь Илариона

Дата рождения Илариона не установлена, но предположительно считается, что будущий митрополит родился еще в X веке. Вначале он был священником, а затем принял монашеский постриг; вел жизнь скромную и подвижническую, как и предполагает чин его служения. Сведения о его жизни скудны, но, тем не менее, позволяют представить его духовный облик и даже степень участия в политической жизни страны.

Иларион служил пресвитером в церкви Святых Апостолов, что в селе Берестове, тогдашнем предместье Киева, где была расположена резиденция Великого киевского князя и, возможно, какое-то время, был его духовником и советчиком.

Летопись характеризует берестовского священника как человека благостного, книжного и постника («Ларион, муж благ, книжен и постник»). В бытность своего священства на Берестове, он на берегу Днепра «ископал пещерку малу в дву сажень», там где «ныне ветхий монастырь Печерский» и затем посещал «печерку», «хожаше с Берестовского на Днепр, на холм». Впоследствии эту «печерку» занял Антоний, ранее странствующий на Афоне, где он был пострижен в монахи и с благославления Святогорского игумена вернулся в Киев. «Прейдя к Киеву, и мыслише где бы жити?» В поисках пристанища он обошел много мест и, наконец, «Бог показал» ему «холм, иде же бе Ларион ископал пещерку, и возлюби место се, и вселися в не...и копаше не давая себе покоя во дни и в нощи». Таким образом, у основания Печерского монастыря первоначально стояли два человека:

Иларион и Антоний. Подтверждение этому факту содержится как в летописных сообщениях, так и в древнейших иллюстрациях к Сказаниям о Киево-Печерском монастыре

Высказываются предположения, что Иларион был человеком «очень близким к Великому князю Ярославу Мудрому и глубоко ему преданным»75, к тому же разделявшим его реформаторские идеи и планы и даже участвовавшего в их реализации. Эти обстоятельства и подвигли Великого князя на нетрадиционный для его времени шаг, нарушавший сложившийся порядок поставлення митрополитов на Руси Константинопольским патриархатом и обязательно «из греков».

Летопись скупо и точно описала это событие: «постави Ярослав Лариона митрополитом, русина родом, в Святой Софьи, собрав епископы». Это событие летописец объяснил божественным провидением: «Бог князю вложи в сердце, и постави он митрополитом в Святой Софьи» Илариона, в связи с чем Иларион « печерку свою он оставил»76.

Поставление Илариона митрополитом означало учреждение независимой Киевской митрополии со своим Собором епископов и собственным митрополитом, что, безусловно, ограничивало вмешательство Византии в политику русского государства. По средневековым понятиям такая акция равносильна утверждению государственной независимости.

Вместе со своим митрополитом «князь Великий Ярослав, сын Владимиров сгадал... греческий Номоканон»77, то есть они совместно с Иларионом написали Церковный Устав, бывший по своему содержанию судебником церковного права, в котором к византийским каноническим положениям добавлялись нормы местного права, что позволило «придать этому чужезанесенному законодательству до некоторой степени национальный характер».

Исследователи высказывают обоснованное, как представляется, предположение о том, что «Иларион принимал самое активное участие и в составлении Русской Правды». В.Я. Дерягин характеризует Илариона как «высокообразованного и нравственного политика», законодателя, философа и литератора79.

Немецкий исследователь Л.Мюллер усомнился в беспрецедентном поставлений митрополита на Руси, предпринятом Ярославом, заявив, что «нигде не сказано, что избрание митрополитом Илариона совершилось иным способом, нежели избрание всех других митрополитов Константинопольской церкви домонгольского периода. А именно: постоянным Синодом Константинопольской патриархии». Мюллер высказал предположение о том, что Ярослав попросил Синод через византийского императора Константина (своего шурина), чтобы Синод «избрал его любимца высокообразованного монаха Илариона митрополитом. Император исполнил просьбу Ярослава, а Синод исполнил просьбу императора: избрал Илариона в Константинополе, а в Киеве он был посвящен и интронизован, как он сам говорит в Приписке»»80.

Иларион о происхождении верховной власти, форме ее организации и способах реализации

В форме церковной проповеди Иларион разрешал ряд серьезнейших политических проблем своего времени, а именно вопросы, касающиеся происхождения и сущности верховной власти, формы ее организации и способов реализации, а также выяснения, стоящих перед ней целей и задач. Он первым в истории политических и правовых учений сформировал представление об образе верховного правителя христианского типа, поставив вопрос об его ответственности перед Богом за управление страной и людьми.

При определении происхождения верховной власти, Иларион придерживался традиционной христианской ориентации, обосновывая идею божественного происхождения власти144. Носитель верховной власти -Великий князь киевский - представляется ему прямым выразителем божественной воли и даже более того, «сопричастником» небесного царства и непосредственным «наместником» Бога на земле Замещение престола, по его мысли, имеет законный характер только в том случае, если престол переходит по наследственной преемственности и «славный от славных родится, благородный от благородных». Так, Владимир «славен происхождением», ибо он сын Святослава и внук «старого Игоря». Только наследственное происхождение, исключающее захваты и насилия признается правильным и законным. Родословие современных князей Иларион исчисляет от «Старого Игоря». К тому же, рождаясь от благородных родителей, наследник еще с раннего детства («от детские младости») всей системой воспитания и образования приготовляется к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми. Наследственное происхождение является к тому же и обеспечением продолжения политики и дел предшественников. К этой мысли Иларион обращается, когда непосредственно касается родословия и деятельности Ярослава, подчеркивая, что он был достойным продолжателем дел и начинаний его отца Владимира «Георгий (Ярослав) его ведь Господь сотворил наместником тебе (Владимиру) твоему владычеству, не рушащим твоих уставов, но утверждающим, не умаляющим твоего благоверия сокровищ, но более их умножающим, не говорящим, но совершающим, как Соломон дела Давидовы. Он, дом Божий великий Его святой премудрости, создал на святость и священне граду твоему, его же всякою красотой украсил златом и серебром, и каменьем дорогим, и сосудами святыми»146. Украшение столицы Иларион отмечает с похвалой.

Успехи в государственном строительстве, Иларион прямо связывает с наличием у верховного правителя образованности и книжного знания. Здесь Иларион, как бы перекликается с Платоном, который в своем трактате «Государство», утверждал, что избавиться от «зол» возможно, лишь в том случае, если у власти окажутся философы подготовленные всей системой воспитания и образования к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми - управлению государством. («Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государствам не избавиться от зол»)

Идея наследственной преемственности власти выражена Иларионом достаточно ясно. В. Мильков полагает, что «идея наследственно-родовой власти, согласно которой право на княжение определяется исключительно кровной принадлежностью княжескому роду, полномочия которого распространялись на вполне конкретную территорию - землю своих предков» представляет собой концепцию, имеющую «одинаковый онтологический статус в отношении к настоящему и будущему. Прошлое через реально длящееся настоящее, как бы проецируется в будущее, а прославление княжеского рода уходит в традиционализм языческого сознания» . Представляется, что этот вывод не достаточно обоснован, поскольку во многих странах, еще ранее Руси принявших христианство, наследственное происхождение власти считается одним из почитаемых и престижных способов замещения престола и скорее восходит к христианской, нежели языческой традиции.

Термины «закон» и «правда» в понимании Илариона

Центральное место в трактате Илариона занимают его рассуждения о законе, правде, благодати и истине, которые являются ключевыми понятиями в его правопонимания Прежде чем приступить к анализу взглядов Илариона, необходимо исследовать термины, посредством которых он обозначал эти понятия.

Отсутствие такого анализа в правоведении привело к тому, что ученые различных научных профилей трактуют эти термины, и обозначаемые ими понятия, неоднозначно, затрудняя, тем самым, понимание содержание политико-правовых взглядов Илариона.

Для воссоздания картины возникновения и дальнейшего развития правовых теорий, историки права и правовых учений пришли к выводу о необходимости обращения к языку эпохи средневековья с целью выяснения истоков формирования юридической лексики и фразеологии, используемой в исследуемый период.

В эпоху средневековья лексика и фразеология языка юридических актов и, соответственно, политических и правовых доктрин, имела особую терминологическую организацию. При этом необходимо учитывать, что обычно термины характеризуются особой связью с обозначаемыми ими понятиями. Термин мог обозначать одно понятие, передавая единым словом сложное смысловое содержание или представлять целую формулу, состоящую из группы слов. Ю.С. Степанов, например, отмечал, что «в традиционно русское понимание термина «закон» автор «Повести временных лет» включает обычай и предания отцов» . Обычай, часто в юридических документах обозначается как «старая пошлина». В Русской Правде понятие закон также выражено двумя терминами «закон» и «покон», но оба они тесно соединены с концептом обычай. Историки права, в настоящее время, обратили серьезное внимание на формирование терминов и обозначаемых ими понятий176, особенно таких как «право - правда», выясняя те смысловые аспекты, которые были характерны для периода, когда эти понятия возникали. В.А. Рогов заметил, что обращение к термину «право» встречается в «Повести временных лет». «Летописец употребляет слова с корнем «прав» в точном значении юридических акций. При заключении договоров князья клянутся на кресте соблюдать принятые обязательства «в правду» . Рюрик был приглашен для того, чтобы он владел славянскими племенами и судил их «по правде». Еще ранее эти термины употреблялись Иларионом в «Слове о Законе и Благодати»: быть «облаченным правдой» (о деятельности Великого князя); в его словаре встречаются слова: «праведность», «праведный», а уже в «Повести временных лет» и «Поучении» Мономаха слова с этим корнем образуют устойчивую формулу: «судить в правду», которая будет неизменно повторяться в юридических документах: В Новгородской и Псковской Грамотах , во всех Судебниках XV - XVII вв. и Соборном Уложении 1649 г., где в ст. 1, гл. X прямо предлагается «...судить боярам и окольничим и думным людям, и судьям всякая росправа делати всем людям Московского государства, от большего чина и до меньшего в правду» (курсив мой - Д.П.).

Великий князь Иван III, наставляя Дмитрия-внука, также пользовался этой терминологией: «люби правду и милость и суд правый»180.

Суд «в правду», по закону и справедливости и есть единственно праведный (справедливый) суд. Такое понимание нашло свое наиболее полное выражение в концепции Максима Грека о «праведном царстве»: «три добродетели наипаче творят православное царство земское: правда, сирень прав суд иже на лице тяжущихся не смотрит, ниже мзды приемлет; целомудрие, сиречь чисто сжительство с воздержанием богоугодным движения естественна обузовая; и третие к подручникам кротость (курсив мой - Д.П.), растворена с утешением государьским на исправление их, а не на погубление. Иже тремя сими добродельнми правит жизнь свою, суще воистину царь православень, образ одушевлен самого царя небесного»181. В этих трех добродетелях Максим Грек как раз и соединил: правду, праведный суд с нравственным обликом верховного правителя православного вероисповедания и милостивым отношением к подданным. Содержание этих формул соответствует тому, о чем писал Иларион и передано практически в той же терминологии с привнесением в нее некоторых оттенков, отражающих уже время, в которое жил и писал сам афонский старец в Москве.

Похожие диссертации на Политические и правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" Илариона - митрополита киевского (ХI в. )