Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патернализм в российском правовом менталитете Вовк Виктор Николаевич

Патернализм в российском правовом менталитете
<
Патернализм в российском правовом менталитете Патернализм в российском правовом менталитете Патернализм в российском правовом менталитете Патернализм в российском правовом менталитете Патернализм в российском правовом менталитете Патернализм в российском правовом менталитете Патернализм в российском правовом менталитете Патернализм в российском правовом менталитете Патернализм в российском правовом менталитете Патернализм в российском правовом менталитете Патернализм в российском правовом менталитете Патернализм в российском правовом менталитете
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вовк Виктор Николаевич. Патернализм в российском правовом менталитете : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Вовк Виктор Николаевич; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т].- Краснодар, 2010.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/515

Содержание к диссертации

Введение 3

Теоретические предпосылки исследования Глава

патернализма в российском правовом

ПЕРВАЯ.

менталитете 22

Российский правовой менталитет как предмет

1.1.

изучения 22

Патернализм в правовом менталитете России: 1.2.

концептуализация понятия 45

1.3. Патренализм, как теоретико-правовая категория 64

Становление и эволюция установок на Глава

патернализм в российской правом ентальной

ВТОРАЯ.

системе 88

Исторические корни патернализма в российском 2.1.

государственно-правовом менталитете 88

Взаимодействие государственного патернализма и

2.2. патерналистских установок в правовом менталитете

в советский период 113

Проявления патернализма в условиях формирования 2.3.

нового правового пространства современной России.. 134

Заключение 164

Список

литературы 171

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В теоретическом плане актуальность темы исследования определена необходимостью исследования закономерностей формирования российской правовой системы, особенностей применения и понимания права. В предметно-практическом плане актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего формирования современной российской правовой системы с учетом национального правового менталитета.

Формирование, понимание и применение права - часть более общего процесса реализации права. В теории государства и права это специальный способ регулирования общественных отношений, применяемый ввиду недостаточности моральных и иных негосударственных регуляторов. Как конечный результат, реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить действие или воздержаться от них и суммой фактически последовавших действий1. Этот процесс начинается в законотворчестве, но им не ограничивается. Граждане и иные субъекты права активно участвуют в процессе реализации права, применяя его к конкретным отношениям.

Не смотря на то, что сегодня доминирует юридический тип правопонимания, право понимается как равная для всех мера и масштаб свободы, система власти изменена, а власть разделена, деятельность законодателя во все большей степени обособляется от целей и задач политической элиты, а правотворчество посредством механизма выборов имеет связь с обществом, мы наблюдаем недостаточную эффективность некоторых правовых предписаний в сфере

1 Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 1996. С. 355.

4
государственно-правового строительства, социального и

экономического управления.

Мы полагаем, что одна из причин в том, что норма не учитывает особенность правового менталитета, в рамках которого происходит выбор законодателем нормы и ее применение. Это приводит к тому, что сегодня наблюдается отторжение, игнорирование некоторых правовых требований. Причем не только субъектами правового регулирования. Этот процесс объективно существовал всегда, поскольку субъективное правопонимание всегда совпадало не полностью с государственной волей выраженной в норме. Игнорирование некоторых правовых требований мы наблюдаем в действиях органов государственной власти. Об этом свидетельствуют многочисленные мониторинги состояния законности, проводимые прокуратурой, контрольно-надзорными органами, а так же данные судебной статистики, указывающие на существенное увеличение доли дел по обжалованию действий и решений органов государственной власти и должностных лиц2.

Как результат — социологи фиксируют низкий уровень правосознания и правовой культуры, криминалисты отмечают рост преступности, часть предпринимателей не видят Россию объектом инвестирования капитала.

Это, конечно, не означает, что право утратило свою роль или несоблюдение нормы приняло всеобщий характер. Но это указывает на тенденцию на недоверие части граждан к закону, институтам власти, государству.

На современном этапе формирования общественных регуляторов - в условиях значительных изменений в государственной политике,

2 См.: Отчеты Управления судебного департамента Верховного Суда РФ «О рассмотрении дел судами общей юрисдикции Российской Федерации» за 2004 -2009 г. //

5 расширения взглядов на государство, роль и значение права вырастают.

Право становится не только формулой власти, но основанием для ее

актуализации и единственным ее ограничителем. В этой связи вопрос о

смысловом наполнении права, о соотношении права с нормами морали и

культуры российского общества видится закономерно актуальным.

Наряду с позитивными переменами в общественной жизни, правовой и судебной реформами, вместе с закреплением в конституции страны статуса правового государства имеют место просчеты и ошибки в области правового регулирования, несоответствие правового обеспечения реформаторских преобразований особенностям восприятия культурных символов «хорошо» - «плохо», «справедливо» -«несправедливо», характерных именно для россиян. Это определяет, в том числе, существующую сложность и непредсказуемость социальных процессов, объясняет относительную и фрагментарную действенность правовых ценностей, дезориентацию в правовой сфере как на уровне принятия государственных решений, так на уровне правового поведения граждан.

«Право - отмечает В. К. Марача - не стало безусловной составляющей культуры»3 и это определяет не только острую необходимость поисков символов права в обществе и закономерностей их объективации, но и потребность в учете этих символов в широком спектре законодательной деятельности, в процессе обоснования ценности, реальности и эффективности нормы при ее формализации законодателем, выбора ее как единственной из возможных, в процессе применения права.

3 Марача В. К. Социокультурный анализ институциональньк аспектов политико-правового пространства Методологические проблемы. Автореф. ... канд. филос. наук. М., 2004. С. 12.

Мы полагаем, что один из возможных путей изменения негативных тенденций в области правового регулирования — путь поиска практических шагов в учете особенностей правовой ментальности при реализации передовых правовых идей, развитие ценностного сознания в общей и правовой культуре законодателя и субъектов права.

Современное состояние российского общества и перспективы его
развития предполагают повышение социальной значимости правового
сознания и правового менталитета в целях формирования и укрепления
правовых начал отечественной государственности. Только эффективно
используя ресурсы правосознания, его идейный потенциал,
законоуважающие ментальные установки, можно осуществить эти
непростые задачи. Осознание происходящего в правовой жизни через
«призму» правового менталитета позволяет всесторонне

проанализировать и выявить существующие закономерности российской государственно-правовой действительности.

Складывающиеся приоритеты в иерархической структуре национальной системы правовых ценностей представлены и в механизме власти, и в системе отношений между индивидом, обществом и государством, и в политической, и в правовой культуре, и в деятельности субъектов правотворческого и правоприменительного процессов.

На пути адаптации к новым условиям общественной жизни большим препятствием является осознанная и неосознанная неготовность общества воспринимать те ценности, которые соответствуют сложившейся правовой действительности. Данное препятствие в правоментальной сфере россиян явилось причиной конфликта ценностей и как следствие - углублением кризиса всех сфер

7 жизни общества, обусловив рост преступности и этнонациональные

конфликты, идейные противоречия в обществе.

Правосознание - это духовно-ментальная и мировоззренческо-идеологическая основа правовой действительности. Без нее любой правовой процесс и институт невозможны, юридические акты немыслимы. Это в полной мере относится и к правовой реальности России . Правовой менталитет теснейшим образом связан с правовым сознанием и правовой культурой. Исследование патернализма как имманентной черты российского правового менталитета и правосознания является составной частью решения крупной обществоведческой проблемы - типологизации российского социума, его правовой идентификации.

Понятие «патернализм», часто используемое в современной философии и социологии, в теоретическом правоведении не нашло широкого распространения. Однако оно вполне объясняет некоторые явления правовой жизни, поскольку подразумевает особенное содержание отношении между властью и личностью. При этом в строгом смысле слова значение имеет не форма осуществления власти и не ее уровень (государственная власть, власть работодателя и т.д.), а содержание отношений, соотношение прав и обязанностей. Психологический словарь определяет патернализм как особенности социальных взаимоотношений и взаимодействий на производстве. Составители современного экономического словаря попытались объединить различные взгляды и определили патернализм как:

1) покровительственное отношение государства к своим гражданам, фирмы к своим работникам, одной страны к другой;

4 Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России. Автореф. .. .докт. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 22.

8 2) убеждение в том, что государство, правительство обязаны

заботиться о гражданах, обеспечивать удовлетворение их потребностей

за государственный счет, принимать на себя все заботы о благоденствии

граждан5.

С точки зрения юриспруденции, у этих определений есть общая черта: стороны, участвующие общественных отношениях, юридически не равны. А если они не равны, то неизбежно возникает возможность ограничения свободы. Это ограничение будет иметь место до тех пор, пока ресурсы сторон не будут уравновешены и не установится новое соотношение свободы в ее кантовском понимании, свободы - как осознанной необходимости, свободы как меры взаимной ответственности.

Именно категория свободы, как мера прав и обязанностей, мера автономии и мера общественного, обуславливает необходимость и возможность включения понятия «патернализм» в контекст теоретико-правовых исследований.

Либертарная концепция права, как меры свободы и справедливости опирается на два основополагающих юридических принципа: свободы воли и равенства сторон. Понятие современного гражданского общества — результат построения социальных отношений на основе этих принципов. Идеологемы гражданского общества это: право человека на автономию и на защиту этой автономии со стороны общества и государства.

Право, как инструмент социального регулирования обладает двумя сторонами: формальной (нормативность, иерархичность, государственное принуждение) и материальной (соотношение прав и

5 Современный экономический словарь / Под ред. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. 3-е изд. испр. М., 1999. С. 127.

9 обязанностей, обусловленное обычаями, традициями и т.д.) При этом

именно материальная сторона права придает ему общественный авторитет. Отсюда вытекает необходимость закрепления в материальной стороне права авторитетных в данном обществе взглядов, традиций, обычаев, и, возьмем на себя смелость утверждать, менталитета, как совокупности неосознанных привычек сознания.

Поскольку право не существует отдельно от общества, и правоотношения возникают в момент урегулирования общественных отношений нормами права, постольку именно содержание нормы определяет состояние отношений в обществе.

Патерналистские отношения могут осуществляться в любой форме
(правовой, внеправовой). Но, задаваясь вопросом о типе или о сущности
отношений между властью и личностью, невозможно обойти стороной
право из-за той же идеологемы гражданского общества - права на
защиту автономии личности со стороны общества и государства. Ведь
ограничителем любой власти является право.

Значит, с точки зрения юриспруденции, вопрос о патерналистских отношениях - это вопрос о юридическом статусе и о соотношении прав и обязанностей. Соответственно, ответ на вопрос о наличии патерналистских отношений может быть найден путем сравнительного анализа норм и способов правового регулирования в обществе и в национальном законодательстве.

Патерналистские установки как разновидность социальных установок стали специфическим элементом правового менталитета. Устойчивость патернализма наблюдается и в современных российских условиях. Сложившаяся в постсоветский период ситуация демонстрирует потребность граждан в опеке со стороны государства, в гарантиях социальной помощи и защиты, которые он рассматривает как нечто априорное, как обязательную функцию власти. Некоторые

исследователи видят в этом проявление особой субкультуры — культуры

бедности, связывая ее с политикой советской власти, все годы
боровшейся с богатством своих граждан, возводя аскетизм в ранг
базовых социальных ценностей. Вместе с тем, патерналистские
установки в правовом менталитете граждан — это результат действия
устойчивых стереотипов поведения, культурных традиций,

психологических установок и теоретических воззрений, сложившихся в российской ментальности задолго до установления советской власти.

Распространенным стало утверждение, что россиянам свойственен особый правовой склад, что существует некий русский тип пра-вопонимания, т. е. устойчивое национальное отношение к праву, созданное практикой мобилизационного развития общества и соответствующих форм управления им. Отмечается, что русскому правосознанию свойственен общинный и коллективистский образ мышления, патернализм на государственном, хозяйственном и семейном уровнях. Однако патернализм как элемент правовой культуры и правового менталитета представляет собой специфический исторический опыт, запечатленный в памяти целых социумов и отдельных людей, их ориентацию и навыки в правовой сфере, влияющие на политическое поведение. Его проявления свойственны не только россиянам, поскольку это значимый компонент общества традиционного типа и, как его рудимент, может проявляться даже в самых модернизированных социумах.

В вопросах правосознания, правового менталитета общества коренятся многие узловые вопросы российской правовой реальности. К сожалению, в юридической литературе не всегда уделяется этому должное внимание. Более того, в рамках общей теории правосознания отсутствует концепция российского правового менталитета. Даже при

рассмотрении правосознания понятие правового менталитета, зачастую, просто не берется во внимание.

Тем самым, на сегодняшний момент в российской юриспруденции существует явный пробел в исследовании отечественного правового менталитета, правосознания как духовного и культурного феномена.

Степень научной разработанности проблемы. В современной отечественной теории права проблема патернализма в правовом менталитете пока еще не стала предметом отдельного исследования.

В отечественной литературе существует много работ,

посвященных рассмотрению менталитета, где данная категория
раскрывается в философском аспекте (Е. А. Ануфриев, Л. В. Лесная)6, в
социально-психологическом (А. А. Еромасова, И. Г. Дубов) , в

социокультурном ( И. В. Мостовая, А. П. Скорик) , в

историческом (Л. Н. Пушкарев)9, в политологическом (Р. А.

Лубский, Т. М. Полякова)10.

Среди немногочисленных публикаций, непосредственно анализирующих тот или иной аспект правового менталитета, заслуживают внимания труды известных правоведов Р. С. Байниязова11,

6 Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и
духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. №3; Кукоба О. А.
Доминанты российского национального менталитета // Вестник ВГУ. Секция
«Гуманитарные науки», 2004, № 2, С. 203-208.

7 Еромасов А. А. Ментальность русского человека как феномен национальной
культуры ) философско-антропологический анализ). Автореф. ...докт. филос. наук.
СПб., 2007; Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы
психологии. 1993. №5, С. 22-26.

8 Мостовая И. В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальносте //
Политические исследования. 1995. № 4, С. 71-76.

9 Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки //
Отечественная история. 1995. №3; Пушкарев Л.Н. Проблемы менталитета в
школьном преподавании истории // Преподавание истории в школе. 1995. №2.

10 Лубский Р. А. Политический менталитет: методологические проблемы изучения и
российские реалии: Дис. ...канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 1999; Полякова Т. М.
Менталитет полиэтнического общества как фактор политического процесса в
России: Дис. ...докт. полит, наук. - М., 1998.

Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России. Автореф. ...докт. юрид. наук. Саратов, 2006; Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в

A. Ю. Мордовцева12, кандидата юридических наук Р. М. Овчиева13, а

также историка Т. В. Шатковской14, рассматривающей проблему правового менталитета в историческом аспекте. Представляют интерес диссертационные исследования последних лет философов М. И. Бородиной, Ю. Ю. Бугаенко, А. А. Гирько.15 Важное значение для осмысления правового менталитета имеют труды правоведов

B. М. Баранова, П. П. Баранова, В. Ю. Верещагина, Н. Н. Вопленко,
И. А. Иванникова, А. А. Контарева, А. В. Малъко, Г. В. Мальцева,
Н. И. Матузова, В. С. Нерсесянца, А. И. Овчинникова, а также
мыслителей прошлого Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина,
Н. О. Лосского, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого.

Патернализм в отечественной социальной и гуманитарной мысли начал изучаться достаточно активно только в 90-е гг. XX века. Но в целом тема патернализма остается на периферии внимания. Термин «патернализм» применяется в различных областях социального знания в

России: введение в общую теорию. - Саратов, 2001. — 342 с.

Мордовцев А. Ю. Российская государственность в ментально-правовом измерении. Автореф. ...докт. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2004; Мордовцев А.Ю. Национальный правовой менталитет. Введение в проблему. - Ростов н /Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002; Мордовцев А.Ю. Национальный правовой менталитет: методологические проблемы //Юридический вестник. 1999. № 1; Мордовцев А.Ю. Юридическая ментальность и исторические традиции генезиса российского государства // Проблемы теории и практики в социально-экономических, политических, правовых преобразований на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 2000.

Овчиев Р. М. Правовая культура и российский правовой менталитет. Автореф. .. .канд. юрид. наук. - Краснодар, 2006.

14 Шатковская Т. В. Правовая ментальность российских крестьян второй половины
XIX века: опыт юридической антропометрии. - Ростов-на-Дону: РГЭУ-РИНХ. 2000.
-224 с.

15 Бородина М .И. Ментальная компонента правовой культуры: социально-
философский аспект. Автореф. ...канд. филос. наук. - Волгоград, 2004. Бугаенко Ю.
Ю.
Правовая культура в современной России (социально-философский анализ). Автореф.
.. .канд. филос. наук. - Краснодар, 2007Бугаенко Ю. Ю. Правовая культура в современной
России (концептуальный анализ) // Социально-гуманитарные знания. №11, 2006. Бугаенко
Ю. Ю.
Базовые основания российской правовой культуры // Всероссийский научный
журнал «Теория и практика общественного развития». - Краснодар, 2006; Гирько А.
А.
Влияние российского менталитета на правовое сознание граждан в современных
условиях. - Ставрополь, 2005.

13 самых различных смыслах. Его содержательное наполнение включает и

наиболее общие взаимоотношения между сложными составными

субъектами (например, государство), и отдельные варианты властных и

производственных взаимоотношений, и непосредственные

межличностные взаимодействия. Такой разброс значений может быть

объяснен тем, что ученые-гуманитарии опираются на концепты,

сформулированные в разных научных областях гуманитарного знания, в

разных научных дисциплинах.

К тому же, на соображения отечественных исследователей о

патернализме сильное влияние оказывает советская научная традиция,

для которой патернализм - это явление буржуазного общества, один из

способов манипуляции работниками на производстве. В современной

литературе советскому представлению о патернализме придано

расширительное толкование. Патернализм представляет собой, прежде

всего, традицию, сложившуюся в русской культуре, особый код

поведения, выработанный отечественной историей.

Из новейшей литературы, посвященной проблемам

патернализма, следует отметить труды культуролога и историка

Т. Ф. Ермоленко , психологов С. А. Литвиной, О. И. Муравьевой ,

М. И. Воловиковой,18 политолога М. Н. Афанасьева19, социологов

Ермоленко Т. Ф. Патернализм в России: опыт культурно-исторического анализа. -Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1999; Ермоленко Т .Ф. Патерналистские сюжеты русской истории//Научная мысль Кавказа. 1997, № 2, С. 49-55; Ермоленко Т. Ф. Патерналистские традиции и модернизационные новации в России (30-50-е годы ХГХ)//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996, № 4, С. 77-80; Ермоленко Т. Ф. Патерналистские традиции российской культуры и модернизация России//Гуманитарный ежегодник. Вып. 3. Ростов-на-Дону, 2004, С. 114-127.

17 Литвина С. А. Установки на патернализм по отношению к политической власти
как коммуникативные образования и их взаимосвязи. Автореф. ...канд. психол.
наук.- Томск, 2005; Литвина С. А., Муравьева О. И. Патернализм как установка по
отношению к власти и ее взаимосвязь с измерениями культуры//\у\у\у. auditorium.
ru/cont/

18 Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском
менталитете/ЯТсихологический журнал. 2004, № 5, С. 16-24.

14 П. В. Романова20, Н. В. Шушковой21, историка и правоведа

Е. А. Богдановой22.

Самостоятельных работ, посвященных комплексному исследования

патернализма в российском правовом менталитете, в российской

юридической литературе пока что нет.

Таким образом, недостаточная изученность проблемы патернализма в правовом менталитете предопределяет постановку цели и задач исследования.

Цель исследования - комплексный научный анализ соотношения и обусловленности патернализма и российского правового менталитета.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические предпосылки изучения российского правового менталитета.

  2. Раскрыть теоретико-методологические подходы к осмыслению и концептуализации феномена патернализма в правовом сознании и правовом менталитете.

  3. Показать исторические корни патернализма в российском государственно-правовом менталитете.

Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность: исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. 2-е изд. - М.: МОНФ, 2000. Афанасьев М.Н. Государев двор или гражданская служба? //Полис, 1995, № б, С. 67-80.

20 Романов П. В. Формальные организации и неформальные отношения: кейс-стади
практик управления в современной России. Саратов, 2000.

21 Шушкова Н. В. Патернализм как социальный институт в переходном обществе.
Автореф....канд. социол. наук. - Пермь, 2004; Шушкова Н В. Этот ускользающий
патернализм: попытка построения концепции //Социологический журнал, 2007, № 1
//www. socjournal. ru/

22 Богданова Е А. Регулирование правовых отношений в условиях неправового
общества: опыт последних десятилетий//Интернет-журнал «Культура и общество»
//www. inforeg/ ru/; Богданова Е. А. Советская традиция правовой защиты, или в
ожидании заботы //www. nz-online. ru/ 2005/1/

4. Выявить взаимодействие государственного патернализма и

патерналистских установок правовом менталитете в советский период

  1. Обнаружить проявления патернализма в современной российской правовой системе и условия его воспроизводства в государстве и обществе.

  2. Рассмотреть взаимодействие ментальных патерналистских установок с правовыми принципами формирующегося в России гражданского общества.

Объект исследования - российский правовой менталитет как составная часть духовной сферы государства.

Предмет исследования - феномен патернализма в российском правовом менталитете.

Новизна исследования:

  1. Систематизированы основные подходы в осмыслении российского правового менталитета.

  2. Введено в проблемное поле теории и истории государства и права понятие патернализма в его взаимосвязи с российским правовым менталитетом.

  3. Впервые предпринята попытка рассмотреть исторические корни патернализма в правовом менталитете.

  4. Представлен всесторонний анализ проявления патерналистских установок в советском политико-правовом пространстве.

  5. Выявлены и осмыслены проявления патернализма в современной правовой действительности России.

  6. Показаны сущность и особенности конфликтного взаимодействия патернализма и правовых принципов формирующегося гражданского общества в России.

Положения, выдвигаемые на защиту:

1. Осознание через «призму» правового менталитета
происходящего в правовой жизни России позволяет уточнить и более
адекватно проанализировать существующие тенденции и
закономерности правового регулирования в современной российской
государственно-правовой действительности. Правовой менталитет
определяется как совокупность исторически сложившихся наиболее
типичных и устойчивых представлений, оценивания и реагирования на
объекты государственно-правовой действительности. Правовой
менталитет выступает как глубинное отражение сложившихся правовых
реалий. Компонентами правового менталитета как системы стереотипов
мышления и поведения являются: правовые представления, правовые
стереотипы, ценностно-правовые ориентации, правовые установки.
Правовой менталитет оказывает влияние на правовое поведение,
поскольку его содержание проявляется как в характере мышления, так и
в образе действий.

2. Патернализм - это социально-психологический и
социокультурный феномен, в основе которого - стремление человека
жить за счет государственной поддержки и одновременно доверять
государству обустройство собственной жизни, поступаясь при этом
частью своих прав. Патернализм в теоретико-правовом измерении это
соотношение прав и свобод, определяемых системой взаимной
заинтересованности государства в личности и личности в государстве,
при котором объем этих прав устанавливается государством в
зависимости от степени востребованности того или иного
принадлежащего лицу ресурса для поддержания ситуации власти.
Патернализм правовая категория является значимой чертой российского
менталитета, в том числе правового, и тесно связан с правовой
культурой и правовым поведением. Сущность патерналистских

17 установок заключается в наличии темы долженствования опеки со

стороны государства и мифологизации власти. Патернализм превращает

человека не в гражданина, а в подданного, порождая иждивенческие

отношения в обществе и приучая человека к пассивному выжиданию, он

ограничивает самостоятельную инициативу. В конечном итоге вопрос о

патерналистских отношениях - это вопрос о юридическом статусе и о

соотношении прав и обязанностей, об отношении людей к праву и

закону.

3. Формируясь исторически, менталитет определяет модель
социального и правового поведения, соответствующую правовую
культуру.. Патернализм исторически был заложен в генотип правовой
культуры и правового менталитета и обусловлен особенностями
культурно-исторического развития государства и общества: а)
противоречивым взаимодействием личностно-центрического
(европейского) и социоцентрического (восточного) социокультурных
типов; б) этатистской ориентацией правовой культуры и тенденциями
державносте при отсутствием развитой городской культуры и
гражданского общества; г) противостоянием либеральных и
патриархально-традиционалистских ценностей. Мировоззрение,
нацеленное на патернализм, способствовало деформации правового
сознания. Подсознательная неуверенность в своих силах и надежда на
помощь «сверху», лежащие в основе патернализма, накладывались на
правовой нигилизм и неразвитость правовой культуры. Соответственно,
чрезмерная терпимость к действиям государственной власти сочеталась
с неуважением к закону как сверху, так и снизу.

4. Октябрьская революция 1917 г. стремилась утвердить
социальную справедливость путем уничтожения остатков феодализма и
принципа частной собственности. В советских конституциях 1936 г. и
1977 г. в достаточно полном виде были декларированы основные права

18 и свободы личности, однако многие статьи имели декларативный

характер, не находя реального подтверждения в государственно-правовой практике. Существуя номинально, право не выполняло своей функции регулирования социальных отношений. Обычной нормой стало нарушение прав и свобод граждан, преследование «инакомыслящих» и политических оппонентов, нарушение «презумпции невиновности», частое превращение суда в инсценировку, а также осуждение граждан без суда и следствия. Политическая доктрина заменила систему права. Правосознание и правовой менталитет формировались на основе полного подчинения личности государству, осуществляющему политическую доктрину. В российском политическом и правовом менталитете государственная власть ставилась выше закона, что формировало неверие в закон в качестве воплощения справедливости и средства борьбы со злом. Примат государства над законом порождал, с одной стороны, правовой нигилизм и произвол, с другой - терпимость советского человека и его страсть к порядку. Предпосылками патерналистских установок в правовом менталитете стало отсутствие ситуации выбора и ограниченность потребностей и запросов граждан. На уровне массового сознания формировались и воспроизводились установки на социальное иждивенчество, патерналистское восприятие государственной власти. Патернализм ослаблял необходимость в собственных усилиях, люди отказывались принимать ответственные решения, требуя от власти заботы, социальной защиты и других гарантий. Ценность социальной защищенности, возведенная в абсолют, служила оправданием диктата государственной власти и тоталитарного контроля над личностью. Все это способствовало воспроизводству крепостнической психологии, гражданской пассивности, установок не на саморазвитие, а на приспособление и ориентацию на государство при решении жизненных проблем.

5. На основе исследования современных правовых представлений,

стереотипов и ценностно-правовых ориентации прослеживается воздействие установок предшествующих эпох на формирование нового правового пространства. Процессы правотворчества и правоприменения в России в значительной степени «наследуют» традиционную для менталитета опору на патерналистские установки. Социологические опросы свидетельствуют, что в России существует выраженный слой граждан, которые, обладая ностальгической устремленностью в прошлое, являются носителями квазитрадиционалистских ценностей и патерналистских установок, продолжая рассчитывать на «отеческую заботу государства» и эти граждане - не только субъекты права, но и выборщики законодателя.

6. Наиболее негативной установкой правового менталитета
является правовой нигилизм, в котором переплетены правовая
неосведомленность и неверие в закон и право. Правовой нигилизм,
коренящийся в архетипических характеристиках российского
правосознания и правового менталитета, причудливо смыкается с
патерналистскими установками, присущими современному российскому
правовому менталитету.

7. Для современной России, переживающей переходный период с
характерной для него сменой базовых ценностно-нормативных
ориентации, изучение взаимодействия ментальных патерналистских
установок и правовых принципов гражданского общества имеет особое
значение. Успехи модернизации, направленной, в том числе, на
утверждение ценностей права во всех сферах общественной жизни,
непосредственно зависят от того, насколько реформирование
соответствует основополагающим ценностно-нормативным
ориентациям. Основные ценности правовой демократии все более
активно входят в структуру гражданского общества, правового сознания

20 и правового менталитета россиян. Однако в современных условиях

налицо устойчивость системы ценностей и стереотипов менталитета и

поведения, сформировавшихся в ходе предшествующего развития,

прежде всего, государственно-патерналистский комплекс

представлений, выработанный привычкой жить и действовать в

условиях распределительной системы. Подобная совокупность

патерналистских установок, которая в современных условиях нередко

актуализируется в зависимости от экономической и социальной

обстановки, приходит в конфликтное взаимодействие и противоречие с

принципами гражданского общества, затрудняет его формирование,

становление современного правосознания и правовой культуры.

Авторитарные и патерналистские традиции очень глубоки и их

изживание займет немало времени на пути продвижения к правовому

государству.

Теоретико-методологической основой исследования стали системный, конкретно-исторический, сравнительно-правовой методы познания. Использованы также методологические принципы научной классификации, экспертных оценок, систематизации, анализа.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы диссертации развивают и дополняют ряд разделов общей теории права, позволяют более широко и всесторонне рассмотреть один из важнейших правовых феноменов — правовой менталитет.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в дальнейших теоретических разработках, в учебном процессе в вузах в ходе преподавания профильных дисциплин на юридических и политологических отделениях, при подготовке учебно-методических материалов и пособий, в правовой пропаганде и юридическом просвещении населения, в правовой политике

21 государства, в процессе правотворческой, правоприменительной

деятельности государственных органов и должностных лиц.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора:

  1. Патернализм в российском правовом менталитете // Юрист-правовед, № 2. 2009.

  2. Проявления патернализма в условиях формирования нового правового пространства в России // Сборник работ молодых ученых. РАП, 2008.

  3. Патерналистские черты российского экономического законодательства // Инновации в образовании . № 2, 2008.

  4. Правоментальность и патернализм. Сборник работ аспирантов РЮИ РПА Минюста России. 2008.

  5. Формирование патернализма в российской правовой культуре // Сборник работ КУб АГУ. 2009.

  6. Взаимодействие патерналистских установок и правовых принципов гражданского общества // Вопросы судебной реформы. № 3 ,2009.

Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.