Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Сущность, предпосылки возникновения и периодизация истории консервативной правовой идеологии России 31
1.1. Понятие консервативной правовой идеологии России 31
1.2. Сущность и основные течения консервативной правовой идеологии России 68
1.3. Генезис и этапы развития консервативной правовой идеологии России 140
1.4. Гносеологические и аксиологические основания консервативной правовой идеологии России 171
1.5. Консервативная правовая идеология в России и Западной Европе: сравнительный анализ 202
Глава 2. Традиционное государство в консервативной правовой идеологии России 218
2.1. Происхождение и сущность государства в консервативной правовой идеологии России 218
2.2. Самодержавие как идеальная форма правления в трактовке консервативной правовой идеологии России 249
2.3. Идея империи в консервативной правовой идеологии России 298
2.4. Идея народоправства в консервативной правовой идеологии России322
Глава 3. Консервативная правовая идеология о сущности права 336
3.1. Понятие права в консервативной правовой идеологии России 336
3.2. Источники права в консервативной правовой идеологии России... 364
3.3. Субъективное право как нравственное самоограничение в консервативной правовой идеологии России 391
3.4. Концепция общественного права в отечественной консервативной правовой идеологии России 407
Глава 4. Консервативная правовая идеология в правовой системе России: значение и перспективы 418
4.1. Функции консервативной правовой идеологии России 418
4.2. Консервативная правовая идеология России как формальный источник права: исторические аспекты 446
4.3. Традиционные правовые архетипы российского правосознания в интерпретации отечественных консерваторов 464
4.4. Концепция «консервативной стабилизации» в российской консервативной правовой идеологии 491
Заключение 518
Библиографический список
- Генезис и этапы развития консервативной правовой идеологии России
- Самодержавие как идеальная форма правления в трактовке консервативной правовой идеологии России
- Субъективное право как нравственное самоограничение в консервативной правовой идеологии России
- Традиционные правовые архетипы российского правосознания в интерпретации отечественных консерваторов
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Еще в XIX в. М.Н. Катков, видный представитель отечественной консервативной теории заметил, что в российском обществе слова «консерватизм», «охранительство», «реакция» используются как ругательные и нет большей беды для ученого человека, интеллигента как прослыть консерватором, реакционером. Прошло более сотни лет после высказанных слов, но по-прежнему консерватизм вызывает, чаще всего, отрицательные оценки. Как справедливо пишет современный правовед А.С. Карцов, отечественному консерватизму не повезло, по сравнению с другими социально-политическими и правовыми учениями. Российская наука первенство отдала либеральным и неолиберальным политико-правовым концепциям, а консерватизм воспринимается не более как ретроградство и своего рода течение, интересное только с точки зрения археологии мысли - истории идей и политико-правовых концепций.
Сегодня интерес к правовой идеологии отечественных консерваторов обусловлен продолжающимся поиском национальной идеи России. Либерально-демократический идеал, экспортированный в Россию из Западной Европы, показал за последние 20 лет свои разрушительные последствия для российской духовности и государственности. Попытки внедрения либеральной идеологии наткнулись на мировоззренческий барьер. Российскому сознанию либеральные идеи оказались чужды на уровне менталитета, исторически сформировавшихся духовных ценностей. Актуальность консерватизма для юриспруденции очень точно подметил А.С. Карцов: «Актуальность обращения к правовой идеологии консерватизма определяется присутствием отдельных черт в коллективном правосознании российского общества»1.
В таком ракурсе изучение консервативной правовой традиции в России, безусловно, служит формированию общей национальной идеи, укорененной в российской истории и духовных традициях. Актуализация творчества отечественных традиционалистов в немалой степени обусловлена политическими реалиями. Часть политических сил России стала в своих политических программах утверждать консервативные идеалы или пользоваться традиционными символами - религиозность русского народа, имперская природа России, идея преемственности и стабильности политике-правового развития и т.п. При этом, зачастую в политическом дискурсе ошибочно воспринимается наследие российского традиционализма, а политические силы пользуются им в целях привлечения общественного внимания, а не для действительного возрождения традиций России.
В середине 2000-х гг. Правительство России взяло курс «консервативной стабилизации», отдавая предпочтение стабильности, эволюции, преемственности в государственном развитии. В целом ряде программно-целевых документов Российской Федерации ключевыми началами российской политики определены
Карцов А.С. Правовая идеология русского консерватизма (II половина XIX - начало XX веков). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2008. С. 4.
консервативные установки: устойчивое развитие, государственная и общественная безопасность, стабильность, забота о сбережении народа, сохранение традиционной семьи, патриотизм, державность, опора на традиции и духовные ценности российского общества и т.п. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальная безопасность определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» .
В начале XXI в. консервативная правовая мысль интересна в условиях новой волны «модернизации российской экономики», когда снова актуален конфликт стабильности и динамизма, прогресса и реакции, новаций и традиций, либерализма и консерватизма4. Очевидно, что консерватизм в таких общественно-политических условиях ценен своими рецептами по сохранению центральных духовных ценностей, политико-правовых идеалов и институтов, которые обеспечивают органический, естественный ход развития без сползания в катастрофу и анархию5. Как показывает опыт ряда государств, модернизация экономики может происходить при сохранении духовной культуры, традиций и государственно-правовой самобытности народа (Япония, Китай, Сингапур и др.).
Объектом настоящего исследования выступает консервативная правовая идеология в России.
Предметом работы являются закономерности генезиса, развития и функционирования консервативной правовой идеологии в России.
Цель предпринятого исследования заключается в изучении возникновения, эволюции, сущности и форм проявления консервативной правовой идеологии России.
Задачами диссертационного исследования выступают:
изучение сущности консервативной правовой идеологии;
анализ ценностного содержания, гносеологических установок российской консервативной правовой идеологии;
- изучение течений, школ и персоналий российской консервативной
правовой мысли;
- выявление предпосылок появления и эволюции охранительной правовой
идеологии России;
- определение периодизации истории консервативной правовой мысли
России;
См: Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г.//Документ опубликован не был; Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г.//Собрание законодательства РФ. 15.02.2010 г. № 7. ст. 724.; Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г.//Собрание законодательства РФ. 24.12.2012 г. № 52. ст. 7477.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г.//Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. № 20. ст. 2444
Мартышин О.В. Конституция и идеология//Государство и право. 2013. № 12. С. 41 - 44.
Шатко вская Т.В. Традиция и модернизация в праве: сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права. 2014. N4. С. 45-56.
- сравнительный анализ российской и европейской консервативной
правовой идеологии;
- изучение функций консервативной правовой идеологии в России;
- анализ регулятивного потенциала традиционалистской правовой мысли
России;
- изучение консерватизма как формально-юридического источника
российского права в исторической ретроспективе;
раскрытие интуитивного механизма действия охранительных правовых идеалов через национальное юридическое мировоззрение;
обоснование консервативной концепции происхождения и понимания государства;
изучение самодержавия как идеальной формы правления в охранительной традиции России;
изучение сущности права в консервативной правовой концепции;
изучение концепции обычного права как господствующей формы права в учении консервативных мыслителей России;
анализ консервативной теории субъективного права;
изучение консервативной концепции общественного права как альтернативы делению системы права на публичное право и частное право;
анализ концепции «консервативной стабилизации»;
разработка предложений по совершенствованию российского государства и права с учетом консервативной правовой идеологии.
Автором работы выдвигается гипотеза о том, что в российском правосознании, позитивном праве по-прежнему преобладают традиционалистские правовые ценности и архетипы, оказывающие идеологическое и регулятивное воздействие на социальный порядок и правовую систему в современной России.
Степень научной разработанности политико-правового наследия российских консерваторов, несмотря на наличие целого ряда глубоких и интересных исследований, нельзя признать удовлетворительной. Консерватизм в России в целом остается белым пятном в научной мысли: социальной философии, истории, политологии, правоведении.
Среди трудов, посвященных российскому консерватизму, преобладают работы философов, историков и политологов. Так, в работах А.В. Репникова, В.А. Гусева, С.А. Шестакова, СВ. Лебедева, В.Э. Багдасаряна, И.А. Исаева, A.M. Руткевича, П.Ю. Рахшмира, А.А. Ширинянца, О.А. Платонова, А.Н. Савельева, В.Я. Гросул раскрывается концептуальное ядро, мировоззренческие идеалы и ценности отечественного консервативного социально-политического течения.
Исторические и ценностные аспекты консервативной идеологии в России раскрыты в трудах А.В. Репникова, В.Я. Гросула, А.Н. Боханова, А.Ю. Минакова. В работах А.Н. Боханова детально проанализированы не только биографии русских монархов, но и раскрыта самодержавная теории отечественного традиционализма6. А.В. Репников и А.Ю. Минаков затронули генезис и сущность консервативной идеологии России на рубеже XIX - XX вв. и в начале XIX в.
Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. - М: «ТИД Русское слово - PC», 2002. 352 с.
соответственно . О.А. Платонов в основном касается экономической составляющей в учениях консерваторов, в особенности, идеи нестяжательской
о
организации хозяйства, артельных форм кооперации . А.Н. Савельев в своих произведениях затронул политические идеи российского консерватизма -империю, сбережение российского народа, национальный вопрос, форму государственного устройства, а также сконструировал модель использования опыта традиционализма в современной России9. Высокий уровень научной глубины характерен для работ A.M. Руткевича, подробно рассмотревшего природу консервативной идеологии и основные течения консервативной идеологии на Западе в XX в10.
Вместе с тем, правоведческие аспекты консерватизма в России практически не исследовались представителями философии, истории, политологии и других научных дисциплин. Вероятно, недостаточное внимание к собственно-юридическим вопросам в рамках консервативной идеологии России связано с тем, что право в отечественном традиционализме не играло первостепенной роли, как в либерализме. Кроме того, отечественные охранители за редким исключением не стремились к созданию целостных социально-политических, философских и правовых концепций, испытывая скептицизм по отношению к отвлеченному доктринерству.
И.А. Исаев в своих трудах значительное внимание уделил сущности и основным течениям европейского традиционализма, затронул особенности русской консервативной мысли XIX - XX вв. Особое значение представляют рассуждения ученого о соотнесении консервативной традиции России с ретроспективной утопией, сущности евразийской государственно-правовой концепции11. Одним из первых к проблематике консерватизма обратился В.Г. Графский, который вместе со своими учениками уделил внимание таким
мыслителям как И.А. Ильин, св. П. Флоренский, славянофилы и др. Наиболее полно консервативные политико-правовые идеи в учебной литературе по истории политических и правовых учений отражены в учебниках В.Г. Графского, И.А. Исаева и В.В. Лазарева13.
По-прежнему, среди исследований российского консерватизма преобладают документально-биографические очерки жизни и творчества отдельных консерваторов или их течений (И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, славянофилов,
Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М: Academia, 2007. 520 с; Минаков А.Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2011. 560 с. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. 800 с. Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. - М: Логос, 2005. 800 с.
Руткевич A.M. Консерваторы XX века. - М.: Изд-во РУДН, 2006
Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX - начало XX века). - М: Наука, 272 с; Исаев И.А. Господство: очерки политической философии. - М: Норма, 2008. 352 с; Исаев И.А. Идея порядка в консервативной ретроспективе. - М: Норма, 2010.
См: Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников, (истоки и эволюция). - М.: Наука, 1993.; Графский В.Г. История политических и правовых учений. М.: Проспект, 2005.
История государственно-правовых учений. Учебник / Баскин Ю.Я., Корнев А.В., Лазарев В.В., Липень СВ., и др.; Отв. ред.: Лазарев В.В. - М: Спарк, 2006. - 672 с.
почвенников) . Так, Е.В. Тимошина в солидном исследовании по истории русской правовой мысли пореформенного консерватизма сконцентрировала внимание лишь на взглядах К.П. Победоносцева. При несомненной пользе и значении таких трудов, очевидно, не хватает комплексных, целостных исследований российского консерватизма, в том числе в вопросах политике-правового характера.
К более обобщающим трудам можно отнести произведения А.С. Карцова и А.В. Корнева. В монографии А.С. Карцова показана целостная концепция русской консервативной правовой идеологии в конце XIX - начале XX в., выявлены идеалы и ценности русского правового консерватизма15. Однако, автор не ставил себе задачи проследить предысторию консерватизма в России и развитие неоконсервативной правовой мысли в XX - XXI вв. К сожалению, в исследовании А.С. Карцова не показаны прогностические и прикладные возможности использования консервативной правовой идеологии в современной правовой системе России.
В работах А.В. Корнева аналогично рассматривается консервативная правовая мысль рубежа XIX - XX вв. Автор особое внимание обращает на сопоставление консерватизма с либеральной правовой теорией, показывает соотношений полицейского и либерального правового государства16. Правда, в работе слабо анализируется борьба консервативной теории с социалистическими и анархическими учениями, не затрагивается государственное учение консерватизма, специально-юридические вопросы в консерватизме (источники права, система права, субъективное право) и практически не предложены рецепты для совершенствования российского государства и права с опорой на достижения отечественного традиционализма.
В недавно защищенной докторской диссертации Н.И. Биюшкиной раскрыты идейные, организационные и правовые начала охранительного курса в 1870-1890-ее гг. при жизни императора Александра III, показано положительное значение курса консервативной стабилизации для обеспечения безопасности, противодействия терроризму, модернизации экономики . Справедливо Н.И. Биюшкина подвергла критике термин «контрреформы», поскольку мероприятия Александра III были лишь приспособлением реформ Александра II к изменившимся социально-политическим и экономическим условиям. Тем не менее, в работе Н.И. Биюшкиной затронуты исключительно историко-правовые стороны хотя и значительного в формировании охранительной идеологии, но все-
Томсинов В.А. И.А. Ильин. - М: Зерцало, 2012.; Репников А.В., Милевский О.А. Две жизни Льва Тихомирова. -М: Академия, 2011.; Андреев Н.Ю. Государственно-правовой идеал славянофилов. М: Юрлитинформ, 2014.
Карцов А.С. Консервативная правовая идеология России конца XIX - начала XX вв. - М, 1999.
Корнев А.В. Консервативная и либеральная теории государства и права в России (XIX - начало XX в.). - М: Академия Управления МВД России, 2003. 196 с; Корнев А.В. Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа. М.: ООО «Проспект», 2013.
Биюшкина Н.И. Политико-правовое развитие Российского государства в условиях охранительного внутриполитического курса (1870-1890 гг.). Диссертация на соискание ученой степени д.ю.н.. Нижний Новгород, 2012.
таки узкого периода в истории российского государства и консервативной концепции18.
В ряде работ раскрываются частные аспекты российской консервативной правовой мысли. Так, А.В. Андрейченко рассмотрел своеобразие консервативного правопонимания на рубеже XIX - XX вв. Н.Б. Комова раскрыла монархическую идею в консервативных учениях России XVIII - XX вв. И.А. Иванников показал эволюцию консервативных политико-правовых доктрин. А.В. Серегин подверг историко-правовому разбору концепцию монархии в российской правовой мысли. В работах СВ. Ко дана рассматривается имперский опыт и юридическая политика России в первой половине XIX в19. А.С Карцов в целом ряде интересных исследований затронул концепции системы права, субъективных прав, рецепции права, суда присяжных в рамках консервативной правовой традиции России. Ценный исторический, фактологический материал по истории Российской империи, социальных институтов, государственности и права содержится в
трудах историка Б.Н. Миронова .
В целом исследования относительно российской охранительной правовой идеологии носят фрагментарный, портретно-биографический и хронологически узкий характер, относятся к рубежу ХІХ-ХХ столетий и не обращены к современной правовой системе и государственности России.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных теоретиков и философов государства и права: С.С. Алексеева, B.C. Нерсесянца, Г.В. Графского, В.Н. Синюкова, В.В. Лазарева, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, А.П. Семитко, Н.М. Коркунова, И.Ю. Козлихина, Б.Н. Чичерина, В.В. Сорокина, Р.В. Насырова, Г. Пухты, М.Н. Марченко, Л.И. Петражицкого, Н.Н Алексеева, Н.Н. Тарасова, О.И. Цыбулевской, В.Д. Перевалова, А.С. Шабурова, И.Л. Солоневича и др.
Историко-правовая основа работы включает в себя произведения зарубежных и отечественных историков и правоведов: СВ. Юшкова, О.А. Чистякова, Б.А. Грекова, Б.А. Рыбакова, В.В. Кожинова, Л.Н. Гумилёва, В.О. Ключевского, СФ. Платонова, Н.И. Костомарова, Н.М. Карамзина, Б.Н. Миронова, М.Ф. Владимирского-Буданова, СВ. Кодана, А.С. Карцова, А.В. Корнева, В.А. Томсинова, И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, A.M. Величко, Н.И. Биюшкиной и других.
Особый круг работ составили произведения философов, социологов, культурологов, историков, политологов и правоведов по истории и теории консерватизма, российской традиционалистской мысли: А.А. Галкина, П.И. Рахшмира, А.Г. Дугина, A.M. Руткевича, В.А. Гусева, С.А. Шестакова, СВ.
Биюшкина Н.И. К вопросу о понятии контрреформ в XIX в. в России//Российский юридический журнал. 2011. № 5. С. 209-215.
Кодан СВ. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.: деятели, идеи, институты. -Екатеринбург: УрАГС, 2005.; Кодан СВ. Юридическая политика российского государства. 1800 - 1850-е гг.//Правоведение. 2003. № 2. С. 170 - 187.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2-х т. - СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 1999.
Лебедева, В.Э. Багдасаряна, О.Э. Попова, А.В. Репникова, Л.Г. Ионина, А.С. Савельева, А.Н. Боханова, И.А. Исаева, В.Я. Гросула и др.
Среди эмпирических источников исследования в целях реконструкции консервативной правовой идеологии России можно выделить несколько уровней.
/. Официальные документы, которые можно подразделить на две группы:
нормативные источники, включая нормативно-правовые акты России на разных периодах ее исторического развития: источники русского права Киевской Руси, Московской Руси, императорской России, советской России и постсоветской России, в которых находили отражение консервативные и традиционные правовые идеалы и ценности (например, акты императора Александра III о введении чрезвычайного положения);
документы идеологического характера, среди которых особую роль играли манифесты императоров, направленные на пропаганду в российском обществе консервативных идеалов (например, манифесты, подготовленные А.С. Шишковым в период войны с Наполеоном, выполнившие роль мощного патриотического и мобилизационного средства воздействия на общественное мнение);
- материалы конституционной и судебной практики, иллюстрирующие
применение консервативных правовых идей на практике.
П. Первоисточники отечественной консервативной правовой идеологии, которые представлены следующими группами:
- публицистические работы российских консерваторов (статьи в печати А.С.
Хомякова, И.В. Киреевского, И.С. Аксакова, М.Н. Каткова, В.П. Мещерского,
В.О. Меньшикова и др.);
литературные произведения отечественных традиционалистов (Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева и др.);
- научные произведения собственно юридического содержания (Н.А. Захарова,
П.Е. Казанского, И.А. Ильина, Л.А. Тихомирова и др.);
различного рода письма, записки, направленные отечественными консерваторами императорам и государственным деятелям, а также переписка (записка Н.М. Карамзина «О древней и новой России» Александру I, записка С.С. Уварова Николаю II, записка К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России» Александру II, многочисленные письма и записки К.П. Победоносцева царю Александру III, записки Л.А. Тихомирова Николаю II), которые были весьма распространенной формой обращения русской интеллигенции к царю;
- мемуарное и эпистолярное наследие различных государственных деятелей и
консервативных мыслителей (К.П. Победоносцева, В.М. Мещерского и др.).
-
Социологические данные (результаты социологических опросов), отражающие содержание и глубину традиционных правовых идей в правосознании российского общества.
-
Обычное право, отражавшее традиционные правовые ценности российского общества. В силу неписаной природы обычного права реконструировать их можно было благодаря их отражению в национальном эпосе,
устном народном творчестве (пословицы, поговорки юридического содержания) и обобщающие исследования правовых обычаев (Пахмана и Ефименко).
В методологическом плане следует обратить внимание на то, что традиционные, выросшие на классической, позитивистской почве, исследовательские подходы и методы имеют весьма ограниченные возможности в реконструкции и объяснении сущности отечественной охранительной правовой идеологии. Дело в том, что российский традиционализм нерасторжимо связан с духовно-нравственными принципами, которые не могут быть элиминированы и опущены, как того требует позитивистская, классическая методология (по принципу - познаваемо то, что может быть предметом наших чувств и опыта, то чего нет в опыте, то и не существует - Бог, Дух, Душа и т.п.). На своеобразие консерватизма как предмета исследования не раз обращали внимание отечественные ученые - А.В. Репников, А.Н. Боханов. Так, говоря о самодержавии А.Н. Боханов пишет о культурно-цивилизационном подходе: «При обращении к заявленной проблематике уместен, редко ныне встречаемый, культурно-цивилизационный или феноменологический подход, при котором культура выступает не как вторичная величина, не как некий фрагмент цивилизации, или социоустройства, а как самоценная, исторически обусловленная категория духовного порядка»21.
В этих условиях, необходимо обращение к другим методологическим концепциям постклассической науки, которые принимают во внимание
идеологические, духовные и личностные факторы в методологии . В таких условиях особое значение приобретают культурологические принципы, социально-психологические методы исследования, позволяющие рассмотреть охранительную правовую мысль в культурно-цивилизационном аспекте, когда идеология, право, власть оцениваются в контексте социокультурной среды, в рамках господствующих в обществе ценностей, традиций, смыслов, образов (православная нравственность, самодержавный архетип, антропологический пессимизм и т.п.) .
В качестве ведущего методологического подхода в исследовании используется традиционализм, позволяющий современные политике-правовые институты и элементы правосознания объяснить с точки зрения национальных правовых архетипов, базовых духовно-культурных оснований правовой системы (историзм, установка на поиск целостного знания как соединения разума, веры, воли, чувств, установка «разделения, но не смешения» и т.д.). Р.В. Насыров так характеризует традиционализм как метод правового исследования: «Главной чертой традиционализма является не идеализация прошлого и стремление вернуться к нему, а признание религиозно-онтологических начал, которые должны определять смысл общественного и индивидуального бытия. Это
Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. - М: «ТИД Русское слово - PC», 2002. С. 20 - 21. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. - Екатеринбург.: Издательство Гуманитарного университета, 2001. С. 20-30. Мальцев Г.В. Культурные традиции права: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 608 с.
мировоззрение направлено не только в прошлое; в его основе надежда на возврат к принципам Традиции в будущем, но это не означает повторение прошлого»24.
Методология исследования базируется на следующих подходах, принципах и методах научного поиска:
а) культурно-цивилизационный подход, позволяющий осмыслить консервативную правовую мысль России как рефлексивное восприятие самобытной правовой традиции России в контексте русской духовной культуры (Н.Я. Данилевский, КН. Леонтьев, М.Л. Супатаев, Г.В. Мальцев и др.)25;
б) диалектический метод, позволяющий вскрыть взаимодействие
консерватизма с либерализмом и социализмом;
в) формально-юридический метод, способствующий выявлению в
российском законодательстве прошлого и современности принципов, норм и
конструкций традиционалистского толка;
г) прогностический метод, позволяющий сформировать перспективы развития российского государства и права на базе достижений российского консерватизма;
д) метод анализа первоисточников - работ российских охранителей;
е) историко-правовой метод, служащий обнаружению причин
возникновения и эволюции консервативных правовых идей;
ж) социально-психологические методы, позволяющие на основе изучения
данных социологических опросов определить господствующие этико -правовые
ценности в российском менталитете.
Ведущим методом изучения консервативной правовой идеологии России является метод реконструкции - восстановления государственно-правовых взглядов российских консерваторов путем историко-правового прочтения наследия российского консерватизма. Причем задача реконструкции осложняется тем, что российская консервативная правовая идеология практически не представлена целостные, систематическими политико-правовыми трактатами. Поэтому для реконструкции государственно-правового учения отечественных консерваторов приходится прибегать к разнообразному эмпирическому материалу, включая публицистику, художественные произведения, мемуары, эпистолярное наследие, нормативные источники и результаты социологических исследований.
Научная новизна представленной диссертации заключается в следующем:
-
впервые проведено комплексное исследование с целью формирования целостного представления о русской консервативной правовой идеологии как особом течении политико-правовой мысли на протяжении всей ее истории, не исключая советского периода и постсоветской истории, в единстве государственных и правовых идеалов консерватизма;
-
обосновано практическое значение консервативной правовой идеологии в качестве источника российского права, подвергнут анализу теоретический и практический потенциал консервативной правовой идеологии России,
Насыров Р.В. Традиционализм как метод исследования и критерий оценки права//Консервативная правовая мысль России: межвузовский сборник статей./Под ред. А.А. Васильева. Барнаул.: Азбука, 2012. С. 77. См: Супатаев М.Л. Цивилизационный подход к праву. М.: Юрлитнинформ, 2012. С. 50.
российского консерватизма в деле строительства российского государства и правовой системы с опорой на концепцию «консервативной стабилизации»;
-
раскрыто учение о государстве в консервативной правовой идеологии России, что выпадало из поля зрения других правоведов, изучавших проблемы российского консерватизма;
-
обоснована своеобразная концепция права отечественных консерваторов, которая специфически определяла сущность права, систему источников права, субъективное право и систему права;
-
выявлены и обобщены на основе наследия российских консерваторов предложения для совершенствования российского государства и правовой системы (в отношении формы правления, формы государственного устройства, правотворчества, организации правоприменения, формировании правовой культуры, борьбы с преступностью, пенитенциарной системы, роли традиций и обычаев в правовом регулировании и т.д.).
Личный вклад автора заключается в том, что впервые в правовой науке создано целостное учение о генезисе, развитии, функционировании и роли консервативной правовой идеологии России, сделаны прогнозы и предложения по развитию российского государства и права с учетом достижений отечественного традиционализма.
На защиту выносятся следующие положения, в которых нашла отражение научная новизна диссертации:
1. В современных юридических исследованиях необходимо преодолеть
односторонний, отрицательный подход к определению консерватизма.
Представляется, что консервативное мировоззрение с учетом истории и значения
в общественной жизни имеет и положительное содержание в смысле
противостояния разрушению, необдуманным реформам, революциям и выполняет
функцию стабилизации общественного развития. Более беспристрастный,
внеидеологический анализ показывает, что консерватизм выполняет в любой
культуре функцию сохранения традиции, обеспечения органичного развития
общества без потерь для национальной культуры. Диссертантом консерватизм
воспринимается в ценностно-смысловом аспекте как разновидность
общественной идеологии, опирающейся на традицию и наследие предков.
Восприятие консерватизма сквозь призму интеллектуальной формы следования
общественной традиции позволяет размежевать консерватизм и другие
идеологические течения (либерализм и социализм). В рамках консервативной
традиции особое место занимают государственно-правовые мотивы,
которые хотя и тесно связаны с мировоззренческими и религиозно-
нравственными интенциями, но все-таки имеют свое собственное значение.
2. Консервативная правовая идеология представляет собой
интеллектуальную рефлексию относительно правовой традиции общества,
наполнененную такими ценностями как: историзм; солидаризм;
теоцентризм; интуитивизм; культур-национализм; концепция целостного
сознания; органицизм и др. Диссертантом обосновывается возможность
использования терминов «консерватизм», «охранительство», традиционализм» в
качестве синонимичных, хотя термин «охранительство», по мысли автора, имеет
более четкое смысловое наполнение как идеология охранения, сбережения российской цивилизации. «Охранительство» можно определить как крайнее течение в консервативной идеологии, которое отрицает необходимость реформ и изменений государства и права. Традиционализм можно определить как неосознанное, неотрефлексированное следование политике-правовой традиции в форме архетипов национального правосознания. Российская консервативная правовая идеология - совокупность идей и архетипов национального правосознания, отражающих российскую правовую традицию и обеспечивающих сбережение российского народа, государства и национально-культурной идентичности.
3. Возникновение и эволюция отечественной консервативной политике-
правовой мысли характеризуется следующими закономерностями:
консервативная правовая идея России изначально присуща отечественному национальному правосознанию и пронизывает всю историю русской государственности и права, выступая в качестве важного фактора юридического самосохранения русской культуры и традиций;
- возникновение охранительной правовой идеологии обусловлено угрозами
для русской веры, культуры и национальной независимости (внешняя агрессия,
экспансия чужой культуры или веры, атеистических и секуляризованных
концепций государства и права, волюнтаристская модернизация общества,
глобализация и т.п.). Нарастание угроз для традиционных ценностей российского
общества актуализирует охранительные юридические взгляды и ведет к их
рационализации и концептуализации, формированию целостных, системных
концепций. Напротив, в периоды стабильного государственно-правового развития
консервативная правовая концепция пребывает в форме естественных,
бессознательных образов и ценностей, хранящихся в общественном сознании;
в отечественной истории консервативная правовая мысль выполняла функцию сбережения, сохранения и выживания русского народа, его духовной культуры и государственности как оплота внешней независимости;
независимое и самобытное развитие России напрямую зависит от признания, ценности и авторитетности консервативного юридического мировоззрения. Ослабление, потеря консервативных правовых традиций влечет за собой падение авторитета власти и закона, смуту, революции и социальные катаклизмы и ставит под сомнение государственную независимость и сохранение русской национальной культуры.
4. В диссертации обосновывается тезис гносеологического значения о
том, что консервативная правовая идеология России противопоставила
односторонней рассудочности и индивидуалистической гносеологии
философии Просвещения синтез разума, веры и художественного чувства в
сочетании с объективными знаниями. В такой эвристической парадигме,
естественно, возникали убеждения в превосходстве эмпирической правовой
действительности над рациональными теориями, а также необходимость
религиозного обоснования права и государства. Христианская гносеология
диктует идею правовой интуиции как средства разрешения конфликта на основе
акта внутренней совести. Механицизму естественно-правовой теории, где
общество есть лишь совокупность атомов, консерватизм противопоставил органицизм, предполагающий естественное и органическое единство общества (соборность), которое развивается по внутренним имманентным законам. Органицизм порождал признание коллективных субъектов права и идею органического развития права за счет внутренних факторов, не допуская революционные и реформационные изменения и тем более бездумную рецепцию чужого правового опыта и внешнего копирования форм государственно-правового опыта. С непреложностью из органического восприятия общества как воплощения соборности вытекает обоснование консерватизмом нерасторжимого единства прав и обязанностей (правообязанности), а также учение об общественном праве как системы правовых норм, обеспечивающих взаимоотношения между коллективными субъектами права на основе солидарности и консолидации.
5. В праве консервативная правовая идеология усматривает
эффективное средство охраны надюридических ценностей - порядка,
справедливости, добра, борьбы с нарушениями высших ценностей с помощью
принуждения и справедливых законов. Право в консерватизме - есть синоним
порядка и организованности, средство сохранения традиционного уклада
жизни, что само по себе выступает главным постулатом консервативной
правовой концепции. Главная ценность права в идеологии консерватизма -
охрана религиозно-нравственных начал, обеспечение защиты общества от
ниспровержения в анархию и аномию. В рамках такой мировоззренческой
установки, право воспринимается как нечто должное и аксиологически
оправданное. Консервативное учение усматривает в праве мощный фактор
стабилизации общественной жизни, предохраняющий от угроз модернизации и
революции. Одновременно консервативная правовая мысль предостерегает от
другой крайности - придания праву несвойственных задач и функций. Право для
консерваторов не может быть универсальным и единственным социальным
регулятором, который может разрешить все социальные беды и недостатки.
6. С точки зрения аксиологии русского консерватизма юридическая материя
должна быть не только средством охраны высших ценностей, но и по своему
содержанию соответствовать и выражать надправовые ценности. Именно в этом
ракурсе в консерватизме возникает традиционная дихотомия «правда - закон»,
«совесть - закон», когда закон с материальной стороны и в процессе своего
применения должен строиться в строгом соответствии с необходимостью защиты
нравственных ценностей. И только тот закон, который в себе не несет «правды»
нуждается в совершенствовании - изменении или отмене. По мысли
консерваторов в ходе реализации закона должна существовать возможность
правоприменителя исправить недостатки закона с помощью усмотрения и
соединения в решении буквы и духа закона, формальной справедливости и
совести. Аксиология русского консерватизма создает целый ряд требований по
отношению к правовой системе:
- необходимость учета в юридических нормах религиозно-нравственных ценностей и правовых воззрений народа, что напрямую влияет на мотивацию
правопослушного поведения и минимизирует отступление народа от закона по мотивам соблюдения ценностей более высокого порядка;
- допущение свободы усмотрения правоприменителя для разрешения юридических споров на основе правовой интуиции, акта правовой совести, когда формальное применение закона ведет к неправде;
воспитание чувства правовой совести в гражданах и правоприменителях.
7. Консервативная правовая идеология России выполняет следующие
функции: воспитательную; охранительную; функцию нравственной
легитимации государства и права; органически-эволюционную;
просветительскую; регулятивную. Традиционалистская правовая мысль России
на всем протяжении истории российского права выступала формальным
источником права, оказывала непосредственное воздействие на общественный
порядок через правовые обычаи, законодательство, судебную практику и
собственно в виде доктринальных идей, принципов, конструкций. До революции
1917 г. консервативная правовая концепция являлась господствующим
источником российского права. В советское время и постсоветскую эпоху
консервативная правовая идеология, не всегда находя поддержку в
законодательстве, тем не менее, выражается в правовых идеалах и ценностях
российского правосознания. Наряду с формально-юридической, официальной
ролью консервативная правовая идеология выступает в качестве неформального,
идеологического источника права, действуя в форме социально-психологического
механизма через архетипы национального правосознания.
8. В консервативной правовой мысли России сущность государства
сводится к осуществлению охранительной функции по борьбе со злом
принудительными средствами и охране отечественной духовной культуры от
внешних и внутренних угроз. В связи с чем, государство как орудие насилия
имеет двойственную природу - инструмента преодоления зла и в то же время
результата человеческой слабости, греха, неспособности жить на основе
автономного принятия нравственных ценностей и самоуправления под властью
Бога. Следовательно, политические устремления консерваторов направлены на
перерождение государства в соборный организм, где царят духовная свобода,
автономия и нравственность, а не сила государства и закон. В аполитизме как
избегании тяжести властной ноши, с одной стороны, в мощном
государственном инстинкте, стремлении к построению державы как оплота
независимости и свободы, с другой стороны, заключается парадоксальность
российского политико-правового менталитета.
9. Идеальной формой правления в политико-правовом наследии российских
консерваторов является самодержавие как духовно-нравственная жертва царя,
способного на экстраординарные меры в непредвиденных обстоятельствах,
прямое действие совести для охраны нравственных принципов. Самодержавие в
России - институт консолидации, обеспечения единства, самосохранения и
выживания российского общества и культуры в особых географических,
этнических и духовных условиях существования российской цивилизации.
Самодержавие - наименее формализованный институт российского права,
обусловленный монархическим правосознанием российского общества. Преобладание авторитарных тенденций в современной России - следствие монархических архетипов россиян. Монархические архетипы российского общества обусловливают тяготение российской государственности к президентской республике. Российский консерватизм усматривает в самодержавии мощный охранительный потенциал. Монархическая форма правления гарантирует политическую стабильность в силу ряда причин: устойчивость политического курса в связи с пожизненным сроком полномочий; отсутствие борьбы за власть в силу четко определенного порядка престолонаследия; роль социального арбитра, власть которого не зависит от социальных и политических сил в обществе, а значит последовательность и независимость политики от чьих-либо частных интересов.
-
Самодержавие в консервативной правовой концепции сочетается с народоправством на уровне местного самоуправления и в форме Земских Соборов - органов народного представительства по профессиональному и производственному принципам (корпоративное представительство). Местное самоуправление и Земские Соборы призваны были компенсировать отчуждение верховной власти от народа и преодолеть барьер в виде бюрократии, стоящей между главой государства и обществом. При этом Земские Соборы - органы законосовещательные, органы народного мнения, но не средства ограничения царской власти. Местное самоуправление должно же разгрузить государство от излишних функций и полномочий, ограничив верховную власть наиболее общественно значимыми вопросами. При этом местное самоуправление должно обладать широкой автономией и самостоятельностью, в том числе финансовой, а верховной власти должно принадлежать право контроля и последнего решения по конфликтным вопросам. Сужение полномочий Земских Соборов и местного самоуправления возможно в кризисных условиях, когда возрастает централизация и возникает угроза потери управляемости обществом. Другой опорой самодержавия выступает правящий класс, политическая элита, призванная воплощать аристократическое начало власти. В консерватизме идея правящего отбора, т.е. комплектования политической элиты как класса национально мыслящей и служилой аристократии духа, была опорой в обеспечении стабильного курса развития России. Правильный отбор элиты на основе патриотизма, служения, высокого правосознания гарантирует на взгляд отечественного консерватизма ответственное и добросовестное исполнение государством своих функций.
-
В качестве наиболее адекватной формы государственного устройства для России консерваторы считали империю-державу, отличающуюся от империи-транслятора власти следующими особенностями:
мессианизмом (идея духовной империи - «Москва-Третий Рим» в смысле защиты православной веры во всем мире);
унитаризацией;
строением на основе территориального принципа без учета национального фактора в административно-территориальном устройстве;
- обеспечение государственного единства и национально-культурного
разнообразия;
обеспечение за счет центральной власти и титульной нации процветания и духовного развития окраин и малых народностей;
наличие особых правовых режимов в отношении отдельных национально-религиозных групп (правовых анклавов и автономии) в сфере обычного права, личного статута.
По мысли консерваторов Россия неизбежно должна быть унитарным государством, иначе она распадется под действием центробежных тенденций. Развитие России в XXI в. подтверждает закономерность об унитаризации России - от сепаратистских тенденций Россия постепенно модифицируется в сверхцентрализованную федерацию. Причем национальный вопрос вполне эффективно может разрешаться за счет господствующей толерантности в российском сознании, широкой культурной автономии и синтетического (всечеловеческого) характера русской культуры.
-
Консервативная правовая мысль России обосновала собственную правовую концепцию, в которой право не отождествляется с формальным законом, а органически соединяет религию, нравственные традиции и юриспруденцию в единый образ Права-Правды. Формальное право в такой органической триаде играет не первостепенную, но социально и нравственно необходимую роль обеспечения минимального добра, защиты нравственных устоев принудительными средствами. В соотношении религии, нравственности и закона, традиционалисты первенство отдавали религиозно-нравственным и другим неформальным социальным регуляторам. Консерваторы видели опасность построения общества исключительно на юридическом начале, поскольку социальный организм не может существовать лишь на базе искусственных, формализованных и принудительных принципах. Более того, в таком обществе ведущим мотивом соблюдения закона становится страх перед наказанием, а государство стремится к тотальному контролю над поведением и сознанием человека, лишая его тем самым свободы. Такое полицейское государство предполагает рост бюрократии и силовых методов обеспечения правопорядка, поскольку при ослаблении государственного контроля за поведением людей ничего не останавливает человека от совершения зла и преступления. На взгляд консерваторов необходимо не только совершенствование юридической материи и средств принуждения, а развитие духовности и нравственности в обществе.
-
В качестве наиболее живого, органического и отвечающего российской ментальности источника права отечественные консервативные мыслители признавали правовой обычай. Обычай в отличие от закона непосредственно отражает воззрения народа на право, начисто лишен волюнтаризма и всегда укоренен в общественной практике, национальной почве. Консерваторы видели задачу правотворца обнаружить правовые воззрения народа, обычное право и придать им силу закона при необходимости. По мысли охранителей обычное право должно доминировать по отношению к нормативно-правовым актам и служить формой обеспечения социальной автономии. Сила обычая в его
общем признании, убежденности в его правоте. Обычай - это не застой и реакция, а живая форма действия народной совести при молчании закона или его несправедливости. С опаской традиционалистская правовая мысль России относилась к судебной практике и правовой доктрине как источникам права. Доктрина критиковалась за отвлеченность от национальных традиций и практики, формализм, теоретизирование. Судебная практика получила двойственную трактовку в российском консерватизме. С одной стороны, судебная практика угрожает судейским произволом, но с другой стороны в ней при высокой нравственной культуре судей возможно достижение правды, справедливости, т.е. совестное решение спора.
14. Отечественная консервативная правовая идеология обосновала концепцию «консервативной стабилизации», которая показывает ошибочность и идеологизированность взгляда о несовместимости консерватизма с эволюционным развитием. Сущность концепции «консервативной стабилизации» состоит в следующем:
- необходимость консервативной стабилизации возникает в условиях
нарастания дерегуляции, дезорганизации управления и общественной жизни, в
самые острые пики кризиса политического развития, когда волна либеральных
реформ, модернизации или угроза социалистической революции, а то и
анархического бунта ставят вопрос о самом существовании российской
цивилизации;
можно видеть «волновое» действие консервативной стабилизации после периода либерализации жизни. Консерватизм сменяет либерализм, после волны реформ и дестабилизации накатывает волна консервации, стабилизации жизни, устранения или смягчения причин кризиса в системе управления обществом;
идея «консервативной стабилизации» направлена не на возврат к прошлым политико-правовым формам и институтам, а на нейтрализацию факторов деструктивного порядка для цивилизации, экономики, государственности и права;
концепция «консервативной стабилизации» основывается на идеи постепенного, эволюционного, не скачкообразного и революционного развития, но при этом и не отвергает реформы, но только те, которые вытекают из практических потребностей, а не доктринерских теорий;
консервативная стабилизация зиждется на непреложном постулате «развития за счет собственных национальных государственно-правовых и культурных традиций» без оглядки на европейский политике-правовой опыт;
- в юридической плоскости «консервативная стабилизация» проявляется во
введении в соответствующем объеме экстраординарных средств правового
регулирования, которые меняют общий, нормальный порядок правового
регулирования, свойственный мирному, нормальному развитию ситуации.
По существу центральным пунктом «консервативной стабилизации» выступает идея «сильного» государства и незыблемости самодержавия. На сильную и централизованную власть возлагается ведущая роль в противостоянии деструктивным силам, организации правопорядка и экономическом развитии страны. Именно государство в России традиционно выступало как модернизирующей, так и консервирующей силой.
15. Очевидно, что опыт и теоретический потенциал, накопленный при реализации политики «консервативной стабилизации» может быть использован в современной России, когда нестабильная модернизация России и кризисные процессы во всех сферах жизни вновь требуют взвешенной и национально ориентированной политики в интересах сохранения российской цивилизации. Безусловно, нельзя не видеть и другую крайность, которую обнаруживает охранительство - стремление к консервации существующих порядков и отказ от назревших политических решений. Такой подход, в основном связанный с узкими интересами бюрократии в сохранении власти и порядков в своих интересах, ведет к гибельным последствиям для государства - утрате доверия, дерегуляции, аномии и потере власти. Отчасти современный курс политического развития сочетает и модернизационные эффекты и проблему чрезмерной консервации отрицательных сторон экономической и политико-правовой жизни общества. Необходима в этом смысле «золотая середина» - умеренный, национально ориентированный и прагматичный консерватизм, а не радикализм или сугубо «охранительство» власти как таковой. Причем первую роль в проведении консервативной стабилизации и преемственном развитии должны играть государство и право.
Теоретическая значимость исследования заключается в создании целостной и комплексной теории, описывающей российскую консервативную правовую идеологию, развитии учения о возникновении, эволюции и функционировании правовой идеологии России, реконструкции концепции «консервативной стабилизации» в развитии современной российской правовой системы.
Практическая значимость диссертации состоит в том, выводы и предложения исследования могут быть использованы в сфере совершенствования российского государства, в процессе разработки нормативно-правовых актов, совершенствовании судебной практики. Достигнутые в работе выводы могут быть основой для разработки концепции национальной безопасности России, консервативного развития России. Результаты работы могут послужить основой для формирования общенациональных и региональных программ повышения правовой культуры в Российской Федерации. Выводы диссертанта могут быть использованы при разработке нормативно-правовых актов по охране нравственности, культурного достояния и языка в Российской Федерации, обеспечению национальной безопасности, проведении курса стабилизации в государственной политике.
Апробация результатов исследования.
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в более 140 научных работ, в том числе 24 монографиях, 3 учебниках, 2 учебных пособиях и 40 статьях в журналах из перечня ВАК Минобрнауки, рекомендованных к публикации результатов исследования на соискание ученой степени доктора юридических наук. Полученные результаты исследования докладывались на более 20 международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях в гг. Москва, Санкт-Петербург, Курск, Самара, Волгоград, Екатеринбург, Томск, Барнаул и др.
Выводы диссертационной работы были учтены при разработке и экспертизе законов Алтайского края. Предложения автора относительно организации местного самоуправления были приняты во внимание при разработке решений Барнаульской городской думы. Внедрение результатов исследования в деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания и Барнаульской городской думы подтверждается актами о внедрении.
Признание результатов проведенного исследования научным сообществом нашло отражение в присуждении автору ряда наград и научных грантов: Диплома за 1 место во Всероссийском конкурсе на лучшую книгу по юриспруденции 2009 г., Медаль и диплом лауреата конкурса Российской Академии Наук на лучшую научную работу среди молодых ученых 2012 г., Диплом и медаль Международного литературного конкурса «Литературный Олимп», грант РГНФ «Консервативная правовая доктрина России» (2011-2012 гг.), грант Президента РФ для молодых кандидатов наук «Консервативная правовая идеология в России и Западной Европе: сравнительный анализ» (2014 - 2015 гг.).
Результаты научного исследования используются в учебном процессе в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» при преподавании таких учебных дисциплин как «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Правовые доктрины современности», «Философия права», «Антропология права», «История политических и правовых учений», «История правовых учений России». Кроме того, автором разработан учебный курс «Консервативная политико-правовая мысль России» и опубликованы соответствующие учебник и учебные пособия.
Структура работы в соответствии с целью и задачами исследования включает введение, четыре главы, заключение и библиографический список.
Генезис и этапы развития консервативной правовой идеологии России
Поэтому, в первую очередь данная триада была предназначена для исправления системы просвещения и образования, противодействия опасным идеологическим течениям Западной Европы. Именно в данном контексте становится понятным исключение преподавания естественного права из курса юриспруденции, сокращение доли гуманитарных дисциплин в университетском образовании. Но, при этом царская власть покровительствовала техническому, медицинскому образованию и ориентации образования на собственные национальные традиции.
В целом справедливо большинство исследователей главной опорой государственной идеологии в триаде «Православие. Самодержавие. Народность» усматривает самодержавие. Православие оценивалось как вера, которая делает верующих смиренными перед царской власти, обосновывает священные, мистические основания монархии. Тем самым православие превращает самодержавие в незыблемое установление жизни, которое должно восприниматься как должное и неизбежное. Очень точно Р.Г. Эймонтова отмечала роль церкви в рамках «официальной народности»: «Церковь учила смирению, покорности воле Божьей и установленным свыше властям, самоотверженности, отказу от себялюбия и эгоистических порывов. Важно было сохранить и укрепить авторитет церкви в народе. Очевидна антипросветительская направленность уваровской доктрины. Религиозный индифферентизм и скептицизм, проникавший в образованную часть русского общества по мере распространения в ней идей просветительной философии, грозил подточить самодержавие, разрушив в глазах населения ореол его святости и божественного происхождения, низводя помазанника Божия к уровню обычного человека. Возвеличивание просветителями человеческого разума предполагало право людей самим устраивать свою судьбу и заменять «неразумные» государственные порядки «разумными», что открывало дорогу политическому вольномыслию и безудержному прожектерству. В этих условиях усиление влияния православия в массе населения и особенно в молодом поколении приобретало важнейшее значение с точки зрения укрепления существующего строя»112.
Аналогично, народность, которая вообще была самым туманным и слабым местом теории «официальной народности» рассматривалась не только как понимание особого пути исторического развития России. В народность включалось в качестве особой русской исторической традиции самодержавие. Самодержавие для официальных идеологов вырастала из русской истории, было традиционной формой правления для русского самосознания. Поэтому не случайно, что самодержавие понималась в «официальной народности» в духе Н.М. Карамзина как исторически неизбежный «палладиум» России, который собирал русские земли, обеспечивал защиту от внешнего врага и внутренней смуты, был основанием развития образования, науки и культуры. СП. Шевырев писал: «У нас только царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преград. Эта связь утверждена на взаимном чувстве любви, веры и на бесконечной преданности народа Царю своему»113.
Другой частью идеи народности стало естественное стремление к более глубокому изучению русской истории и более активному приобщению общества и в особенности молодого поколения к познанию своеобразия русской истории. Причем при негативном отношении к философии на ее место должна была встать история. В целом в период царствования Николая I заметным стала возрождение русских традиций: строительство Храма Христа Спасителя в Москве, появление нового гимна Российской империи, появление монументальных памятников и т.п. В сфере права постулат «народности» выражался в критике европейской правовой культуры и попытках укоренения права в русской национальной почве, поиске российских правовых традиций. СП. Шевырев давал своего рода установку для всех мыслителей, в том числе юристов: «Сознание нашей народности и уверенность в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить
Гросул В.Я., Итенберг Г.С, Твардовская В.А., Шацилло К.Ф., Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX в. Идеология и практика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 124. 113 Шевырев СП. Избранные труды. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 221. прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народной мыслью и словом».
С подозрением идеологи «официальной народности» относились к идее общеславянского единства. Во многом причина крылась в разоблачении на Украине Кирилло-Мефодиевского общества, которое мечтало об общей славянской республике. Царская власть, и сам С.С. Уваров стали исходить из того, что народность должна пониматься как русская исключительность, а не как некая общая со славянскими народами культурная традиция. Вместе с тем, неофициальные сторонники традиционных начал М.П. Погодин и СП. Шевырев симпатизировали панславизму и ожидали от правительства решительных шагов по защите братьев-славян.
Нет никаких сомнений, что теория «официальной народности» сыграла позитивную роль в деле стабилизации общественно-политической ситуации после декабристского восстания, развитии национальных традиций, укреплении веры и церкви и конечно сохранению самодержавной системы управления страной. Р.Г. Эймонтова так отмечает роль церкви в обеспечении консервативного курса правительства: «Церковь играла большую роль в жизни страны. В ее задачи входило прежде всего нравственное воздействие на современников. В то же время правительство стремилось - и небезуспешно - использовать ее и как политический инструмент, консервативный по своей сути и призванный содействовать стабилизации положения в стране. В годы революционных бурь в соседних странах Западной Европы это было особенно важно. И церковь не осталась безучастной. Уча со смирением и кротостью встречать любые невзгоды, повиноваться законным властям, она тем самым предотвращала или смягчала возможные социальные взрывы, содействуя успокоению душ»114.
Самодержавие как идеальная форма правления в трактовке консервативной правовой идеологии России
Наконец, в-пятых, внимания ученых не удостоено развитие консервативной правовой мысли России в конце советского и постсоветского периода. Можно сказать, что начало возрождению консерватизма в России было положено А.И. Солженицыным и И.Р. Шафаревичем. Позднее к ним присоединились богословы, философы, экономисты: митрополит Иоанн Ладожский (Снычев), В.В. Кожинов, О.А. Платонов, М.Б. Смолин, А.С. Савельев, А.В. Репников. Среди правоведов к сторонникам охранительной правовой концепции можно отнести A.M. Величко, В.В. Сорокина, И.А. Исаева, А.С. Карпова, И.А. Иванникова, С.Н. Бабурина, А.В. Серегина и др. Возрождение интереса к консерватизму не только реакция на отрицательные последствия либеральной юридической концепции, но и естественное пробуждение традиционных доминант отечественного правосознания. В.В. Сорокин отмечает: «Успешная трансформация переходных обществ возможна лишь при реализации программы реформ, учитывающей специфику национального менталитета и существующие традиции. К чертам же российской самобытности индивидуализм и пренебрежение к идеалам развития никогда не относились. Наверное, потому, что по-другому в суровых климатических условиях и состоянии постоянной «осажденной крепости» выжить было невозможно»193.
В-шестых, поиск генетических основ охранительной правовой мысли в эпохе петровских преобразований или влиянии европейских революций обречен на неудачу. Прежде всего, европеизация русской жизни началась задолго до Петра I. Еще при Иване IV в Москве появилась немецкая слобода и активно велась торговля с Англией, а при отце Петра Алексее Михайловиче началась модернизация русской промышленности и военного дела и часть боярской аристократии и духовенства испытала влияние европейских ценностей образования, науки и комфорта (Ордын-Нащокин, А. Матвеев, С. Полоцкий). В это же время были заложены зачатки превращения церкви в государственный институт (Монастырский приказ, подчинение духовенства государственному суду), завершившийся созданием Синода. Петровские реформы лишь завершили начавшийся переворот в традиционной культуре России, углубили конфликт между проевропейской частью дворянства и традициями русского народа, прежде всего крестьянства.
Таким образом, периодизация истории охранительной правовой доктрины России нуждается в пересмотре, расширении хронологических рамок, определении движущих факторов ее эволюции и идейных течений.
Признавая условность любой периодизации, на взгляд автора, уместно выделить периоды в развитии консервативной правовой мысли на основе вычленения соответствующих угроз для традиционного уклада России.
Прежде всего, можно разделить историю консервативной правовой идеологии на 2 периода с точки зрения формы отражения:
Период восприятия охранительной правовой доктриной России православных традиций в X - XIII вв. и необходимости дальнейшего упрочения православия на Руси, укрепления княжеской власти в условиях взаимодействия с язычеством и внешними духовными (иудаизм Хазарского каганата, католицизм европейских государств и рыцарских орденов) и военными угрозами (хазары, половцы, монголы). Среди представителей консерватизма данного периода можно назвать митрополита Илариона, Владимира Мономаха, Феодосия Печерского, Даниила Заточника, авторов «Слова о полку Игореве», монаха Нестора - автора «Повести временных лет».
Этап формирования целостной концепции русского православного царства, симфонии церковной и светской властей, правды как религиозно 194 Ключевский В.О. Русская история. -М.: Эксмо, 2008. С. 18. нравственного идеала правопорядка в XIV - XVI вв. Идеологами охранительных правовых концепций стали нестяжатели св. Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Зиновий Оттенский, стяжатели св. Иосиф Волоколмаский, мономах Филофей, Иван IV, кн. Андей Курбский, Иван Пересветов, Федор Карпов. Причем значительную роль в формировании идеологии охранительства сыграло татаро-монгольское иго, консолидировавшее русское общество и показавшее необходимость единства русского государства как единственного оплота независимости русского народа, его традиций и веры.
История консервативной правовой идеологии как рационального учения также может быть подразделена на следующие периоды:
Период активизации традиционной правовой идеологии в эпоху Смутного Времени, а позднее европеизации и секуляризации русской жизни при Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче и возникновения первых прозападнических течений русской мысли в XVII - XVIII вв. Носителями охранительной мировоззрения в этот период были Иван Тимофеев, Аврамий Палицын, Юрий Крижанич, прот. Авакуум и в целом староверчество как форма народного консерватизма в рамках попытки изменения традиционного православия, И.С. Посошков, М.В. Ломоносов, А.Н. Болотов, М.М. Щербатов. По сути дела катализатором динамического развития охранительных идей и движений, причем во многом в стихийной, народной форме (раскольничество, восстание Степана Разина, бунт Емельяна Пугачева и др.) стало подчинение церкви государству после Собора 1666- 1667 гг. и исправления традиционного богослужения, а при Петре I насильственное изменение русских традиций на европейский - шведо-голландский лад. Можно сказать, что это эпоха народного охранительства, выразившегося в восстаниях и бунтах. Причем речь шла не о свержении как таковой власти, а ее возвращение в лоно традиции - Московского государства с народным самодержцем, независимостью православия, народным самоуправлением
Субъективное право как нравственное самоограничение в консервативной правовой идеологии России
С этой точки зрения выглядит опасным для выполнения государственным служащим обязанностей в отношении всего общества возможность в современной России государственным служащим, включая федеральных министров, Председателя Правительства, других чиновников быть членами политической партии. Очевидно, что такие государственные служащие лишаются доверия и поддержки всего общества, особенно представителей иных политических партий, сил и оппозиции.
Наконец, подвиг царя, бремя власти придают ему священные черты. В мировоззрении народа царь уподобляется духовному подвижнику. Ведь, общество не берет на себя тяготы власти, в том числе применения силы, вплоть до наказания людей. Царь же жертвует своей духовной свободой и душой для народного блага. Осознание мистического происхождения царской власти придает высокий уровень легитимности самодержавному строю, что позволяет обходиться минимальным применением государственного принуждения. Доверие к царю обусловливает добровольность в осуществлении обществом государственных решений.
Как выше говорилось, далеко не все представители охранительной правовой мысли обожествляют самодержавную власть. Так, славянофилы расходятся с богословской точкой зрения на божественное происхождение власти самодержавного правителя. Но, тем не менее, и в творчестве славянофилов отчетливо прослеживается мысль о том, что подвижничество царя делает его миссию святой, поскольку он отрекается от собственных душеспасительных дел ради народа, жертвует собой для духовного спасения других. В этом смысле, его жертва близка с жертвой Иисуса. Таким образом, русский царь приобретает мистический ореол избранности.
В работе Д.А. Хомякова верно отражена эта мысль консервативной идеологии: «Отсюда истекает тот чисто нравственный (а потому «священный») характер, который имеет в глазах русского народа Самодержавие. Оно не представляется ему «de droit divin» в западном смысле: священно оно по своему внутреннему значению. Царь, царствуя, почитается совершающим великий подвиг, подвиг самопожертвования для целого народа. Начало принуждения, неизбежное в государственном домостроительстве (хотя, конечно, не в нем одном заключается суть государственного союза), служащее в нем орудием осуществления высшего идеала, т.е. свергосударственного, - начало не благое и поэтому претящее непосредственно каждому отдельному человеку, составляющему народ и особенно Русский. Тот, кто берет на себя, на пользу общую, подвиг орудования мечом и тем избавляет миллионы от необходимости к нему прикасаться, конечно, по идее (не всегда на деле) - подвижник, положивший душу свою за други свои: «больше же сея любви никто же имать». Поэтому царь представляется народу выразителем начала любви к нему, любви по возможности абсолютной; а это, конечно, функция священная, и сам Царь священен, как проявитель этого священного начала. Власть, понятая как бремя, а не как привилегия, - краеугольная плита самодержавия христианского... Но самодержавие священно, так сказать, из себя, и эта его священность, как идея, возможна лишь там, где и все и каждый видят во всяческой власти лишь бремя, а не вкусили прелести ее»331.
Священность власти царя в силу его жертвы вошла в плоть и кровь русского национального сознания. В противном случае было бы трудно объяснить иррациональную преданность русского народа после свержения монархии руководителям советской власти - В.И. Ленину, И.В. Сталину и др., а также в постсоветскую эпоху - президенту страны. Высокий политический рейтинг доверия по различным социологическим опросам, несмотря на ошибки и провалы власти, показывает устойчивую нравственную веру в высшую власть, олицетворяемую главой государства. Говоря словами И.А. Ильина русский народ по-прежнему верен своему монархическому правосознанию, любви к верховному правителю332.
Государственный строй России до петровских преобразований многими охранителями оценивался в качестве идеального - самодержавие православного царя, симфония церковной и государственной властей, широкий простор местному самоуправлению, тесное, доверительное взаимодействие царя и народа (в форме созыва Земских Соборов).
Та форма правления, которая сложилась при Петре I и его преемниках, далеко не всеми консерваторами рассматривалась в качестве самодержавия. Секуляризация церковных земель, общественной жизни, создание разветвленной системы органов управления, полиции и цензуры, внедрение громоздких и формальных процедур делопроизводства наводила на мысль об абсолютизме в России. Д.А. Хомяков заметил: «Вся суть реформ Петра сводится к одному - к замене русского Самодержавия - абсолютизмом. Самодержавие, означавшее первоначально просто единодержавие, становится с него римско-германским императорством»333.
В охранительной правовой мысли России проводилось разграничение между самодержавием и абсолютизмом, деспотической властей и особо критиковались республиканские и демократические начала европейской цивилизации. С обличительной критикой европейской республики выступил К.П. Победоносцев в своей знаменитой статье «Великая ложь нашего времени».
Консерваторы отмечали, что разница между самодержавием и абсолютизмом может при первом приближении показаться незначительной. Но, на самом деле между ними велика пропасть. Самодержавие царем и народом, ищущим высшего духовного мира, воспринимается как служебное орудие обеспечения народного блага. Абсолютизм же идеологически строится на мысли о самоценности власти, ее непогрешимости и величии. Политика становится доминирующей областью жизни, а государство стремится к главенству в делах земли.
Традиционные правовые архетипы российского правосознания в интерпретации отечественных консерваторов
Благодаря поддержке классической системы образования со стороны М.Н. Каткова, К.П. Победоносцева, она была внедрена в высшее образование министром народного просвещения И.Д. Деляновым. Охранители соответственно в римском праве видели вполне закономерную часть действительности. По мнению охранителей, изучение римского права должно было привить будущим юристам веру в некие высшие и вечные основы государственно-правовой жизни, сформировать убежденность в незыблемости существующего строя. В Программа государственного экзамена для студентов-юристов отмечалось, что «римское право, действовавшее как всемирный закон, остается как всеобщая теория права и служит школой высшего образования для посвящающих себя не только судебному поприщу, но и вообще служению государству в правительственном деле» .
Охранительная функция консервативной юридической доктрины, заключающаяся в защите традиционалистским правовым мышлением исторически устоявшихся и нравственно обоснованных государственно-правовых институтов и ценностей в эпоху модернизаций, заимствований, социальных катаклизмов и правовых реформ547.
Так, в эпоху Смутного времени, разрушившего государственный строй Московского государства под влиянием внешней польско-литовской агрессии и предательства части русской аристократии, исключительно охранительное мировоззрение общества обеспечило восстановление порядка и государственности. Русское земство, движимое идеей православного царства, заложенного в предшествующей правовой мысли Иларионом, Владимиром Мономахом, Филофеем, нестяжателями и иосифлянами, Иваном Грозным, восстановило самодержавие в Московском государстве и избрало новую династию монархов. Идеалы государства правды, самодержавного православного царя, русской духовной самобытности сплотили разрозненное русское общество, находившееся на грани социальной катастрофы и потери национальной независимости. Охранительные государственно-правовые ценности при утрате властью своей силы по-прежнему функционировали и позволили преодолеть Смуту и возродить утраченные государственные устои.
В Смутном Времени весьма показательна позитивная, нравственная сила охранительного мировоззрения не верхушки общества, а русского земства и провинции, стоявших за сохранение русской веры и независимости русского государства. Известный историк XIX в. Н.И. Костомаров писал о роли народа в эпоху Смутного Времени: «Народная громада завершила дело спасения Руси; когда сильные земли Русской склонились пред внешней силой, искали у нее милости или упадали духом и смирялись, народная громада, почуявши и уверившись, что ей будет худо под иноземцами, одушевленная именем угрожаемой веры, не покорилась судьбе и показала истории, что в ней-то и хранится живущая сила Руси, что в этой Руси есть душа, народное сердце, народный смысл» 548.
Примечательно, что в приговоре Земского Собора об избрании царем Михаила Федоровича, русское общество обосновывало не народный суверенитет, а божий промысел в избрании царя и преемственность власти. Михаил Федорович Романов был в родственных отношениях с династией Рюриковичей и соответственно воспринимался как представитель царского рода.
В.А. Томсинов, рассматривая русскую политико-правовую мысль в XVII в. отмечает: «Вполне гармонировало с характером русского общественного сознания XVII в. и выраженное в трактате о причинах гибели государств опасение быстрых и резких нововведений. В сознании общества, пережившего такую катастрофу, которая выпала на долю России в начале указанного столетия, неизбежно должно было возобладать консервативное, охранительное настроение. Проявлением этого настроения в официальной политической идеологии XVII в. стало настойчивое подчеркивание преемственности новой царской власти относительно власти Московских государей предшествующих веков. В
«Утвержденной грамоте об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова» неоднократно говорилось, что он великий государь «от благороднаго корени благоцветущая отрасль, благочестивого и праведного великого государя царя и великого князя Федора Ивановича, всея Русии самодержца, племянник»549.
В конце XIX в. охранительную миссию выполнил обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, не допустивший принятие проекта Лорис-Меликова о введении конституционной монархии в России и дальнейшего скатывания в нигилизм и социалистическую революцию550. Без преувеличения можно утверждать на основе новейших, беспристрастных исследований Е.В. Тимошиной, И.А. Иванникова, что взгляды и идейное влияние К.П. Победоносцева на последних русских императоров предотвратили русскую революцию в начале 80-х XIX в. и отсрочили ее на почти 40 лет551.
Можно согласиться с мнением А.В. Серегина, который пишет: «К.П. Победоносцев был достойным сыном своей Родины, служил ей верой и правдой. Ему удалось сделать главное: разгромить проект конституционных преобразований М.Т. Лорис-Меликова, ибо введение парламентаризма в такой многонациональной стране, как Россия, привело бы - по его мысли - к страшной трагедии, ведь при парламентаризме инстинкты национализма приводят к разрушению государства... Он спас Россию от гибельного разрушения. Последние десятилетия XX в. подтвердили эти опасения, примером тому служит распад СССР, центробежные тенденции в Российской Федерации, война в Чечне»5