Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История воплощения концепций и международных стандартов в области прав человека в правовую систему Республики Таджикистан Сафаров Бахтовар Амиралиевич

История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан
<
История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан История воплощения концепций и международных стандартов
в области прав человека в правовую систему
Республики Таджикистан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафаров Бахтовар Амиралиевич. История воплощения концепций и международных стандартов в области прав человека в правовую систему Республики Таджикистан : диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.01 / Сафаров Бахтовар Амиралиевич;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2015.- 359 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие международных стандартов в области прав человека и история их формирования .32

1.1. Понятие международных стандартов в области прав человека и его отражение в правовой системе Республики Таджикистан .32-48

1.2. Исторические предпосылки формирования идей о правах человека в истории права таджиков .48-76

1.3. История формирования международных стандартов в области прав человека в новое время 76-1

Глава 2. Концепции по правам человека и их влияние на формировании международных стандартов в области прав человека .104

2.1. Влияние естественно-правовой и позитивистской концепций по правам человека на формирование современной концепции прав человека 104-129

2.2. Либертарная концепция по правам человека и ее влияние на международные стандарты в области прав человека 129-140

2.3. Соотношение исламской концепции по правам человека с международными стандартами в области прав человека 140

Глава 3. Формы и методы воплощения концепций и международных стандартов в области прав человека в национальную правовую систему Республики Таджикистан .164

3.1. Формы и методы воплощения норм международного права в национальную правовую систему .164-191

3.2. Проблемы конституционного регулирования имплементации норм международно-правовых актов в области прав человека в Республике Таджикистан 191-205

3.3. Закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции Республики Таджикистан и их соотношение с международными стандартами .206-2

Глава 4. Теоретические проблемы реализации международных стандартов в области прав человека в Республике Таджикистан 221

4.1. Анализ основных международно-правовых актов в области гражданских (личных) и политических прав человека .221-237

4.2. Закрепление международных стандартов в области гражданских (личных) и политических прав в правовой системе Республики Таджикистан .237-265

4.3. Основные международно-правовые акты в области социально-экономических и культурных прав человека 265-283

4.4. Правовая регламентация социально-экономических и культурных прав человека в правовой системе Республики Таджикистан .283-316

Заключение 317-326

Список использованных источников и литературы 327-366

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловливается, прежде всего, самой постановкой вопроса и связывается с особенностями формирования идей о правах человека в правовой истории таджиков. Весьма актуально и теоретическое исследование проблем воплощения концепций и международных стандартов в области прав человека в правовую систему Республики Таджикистан, которая твердо встала на путь формирования демократического правового государства, одним из непременных атрибутов которого являются соблюдение и полное обеспечение прав человека.

Понятие «права человека» в современном научном понимании, как научная категория и правовое явление, сформировалось относительно недавно, но теория и практика прав человека имеют достаточно долгую историю становления и развития. Современная постановка вопроса о правах человека - при всей своей новизне и особенностях, обусловленных современным уровнем и характером достижений мировых цивилизаций, - опирается на богатый предшествующий опыт человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни. Представления о человеческой свободе, достоинстве, личной независимости, общественной справедливости, из которых впоследствии выросла концепция прав человека, существовали в течение всей истории человечества. Люди во все времена размышляли и размышляют о свободе и справедливости. Идеи, связанные со свободой и справедливостью, можно найти практически во всех религиозно-этических учениях древности. В более обогащенной и современной форме они нашли свое воплощение в конституциях государств и в других современных национально-правовых актах.

Таким образом, перечень прав и свобод человека и гражданина, сформированный и закрепленный в международно-правовых докумен-

тах и конституциях государств, является плодом длительного исторического развития политико-правовой и философской мысли, на базе которой формировались определенные теории, концепции и стандарты прав человека. Человечество на протяжении всей своей истории пытается найти пути и способы оптимальной реализации взаимоотношений индивида и власти.

По поводу необходимости обращения к истории правильно отмечает Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон во вступительной части своей фундаментальной работе «Таджики в зеркале истории»: «Мы обращаемся к истории не ради самолюбования своим прошлым, а ради возрождения созидательного духа наших предков, увековечения памяти отцов и прадедов, которые на протяжении всей истории проторили немало новых путей и добились великих свершений»1.

Формирование идей о правах человека в Таджикистане, представляющее долгий исторический процесс,отражено в различных историко-правовых памятниках. Так, «Декларация Великого Кира», как исторический памятник о правах и свободах человека, занимает особое место в истории цивилизаций. В первую очередь, это объясняется тем, что на территории исторического Таджикистана в различные эпохи существовали разные государства с их собственной системой обычаев, традиций, культуры, религии, а также свойственной им правовой системой. Каждое из них оставило заметный след в истории и культуре таджикского народа.

Таджики, как один из древних народов, внесли свой исторический вклад в развитие многих государственных образований, функционировавших на территории Ирана и Средней Азии. Культура таджиков, достигшая высокого уровня развития в сферах науки, философии, литературы, искусства, архитектуры, лингвистики, риторики, активно проникала в культурную среду многих народов. В сочинениях персидско-таджикских философов и мыслителей, посвященных самым различным жизненно важным проблемам, затрагивались и вопросы прав человека. Переведенные на различные языки народов мира, эти произведения вошли в сокровищницу мировой литературы. При всем том таджики почти тысячу лет были лишены собственной национальной государственности. Именно этот фактор повлиял на то, что таджикский народ долгие века не смог воплотить идеи прав человека в реальность.

С приобретением независимости Республика Таджикистан, таджикский народ избрали путь построения правового государства. В Декларации о суверенитете Республики Таджикистан, принятой парламентом страны 24 августа 1990 г., было закреплено следующее положение: «Республика Таджикистан является сторонником общепризнанных принципов и норм международного права, решения всех разногласий политическими средствами, уважает права и свободы, суверенитет всех народов и стран, стремится к дружбе, братству и дальнейшему прогрессу во всем мире.. .»2.

1 Рахмонов, Эмомали. Таджики в зеркале истории. Книгапервая. ОтАрийцевдоСаманидов. -
London: London&flintrivereditions, 2012.GreatBritain. - С. 125.

2 См.: Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. -1990. - №15. - Ст.236.

Таким образом, Республика Таджикистан с первых дней своего суверенитета признала прогрессивные идеи о правах и свободах человека. Однако общеизвестно, что современные концепции прав человека разрабатывались преимущественно на основе западных идей. Поэтому после распада Советского Союза бывшие советские республики, в том числе Республика Таджикистан, механически, без учета национальных особенностей восприняли западные либеральные ценности, соответственно и концепцию прав человека. Возникает обоснованное опасение о формальном характере применения международных стандартов в сфере прав человека.

Таджикистан, будучи членом таких международных организаций, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация Объединенных Наций и др., ясно осознавал, что проблема реализации прав человека в нем приобретает первостепенный характер. При этом необходимо было учитывать и другой аспект реализации прав человека, связанный с их формированием в рамках СНГ.

В связи с этим, весьма актуализируется историко-правовой анализ идей, концепций и международных стандартов о правах человека с целью выявления путей их воплощения в правовой системе Республики Таджикистан. Исследование прав человека, как многогранной проблемы, не может ограничиваться рамками отдельно взятой страны. Исторически права человека, формировавшиеся в различных странах, тесно переплетались в процессе культурного обмена, взаимовлияния различных типов культур и цивилизаций. Правовые памятники прошлого, фиксировавшие права человека, также становились объектами межцивилизационных контактов. Позднее эти революционные для своего времени документы послужили основой широкого распространения идей о правах человека по всему миру. Международные правовые документы по правам человека заложили прочную основу для их универсализации. В итоге права человека в современном мире составляют объект не только внутригосударственного, но и международно-правового регулирования. Поэтому возникает объективная и настоятельная необходимость проанализировать влияние международных стандартов в области прав человека на правовую систему Республики Таджикистан.

В этом ракурсе актуальны сравнительный анализ национального законодательного массива на предмет его соответствия международным стандартам в области прав человека, выявления особенностей применения международных стандартов в Таджикистане, их воплощения в национальное законодательство. С учетом такой постановки вопроса необходим подробный анализ положений Всеобщей декларации прав человека, Международного Пакта о гражданских и политических правах (МИТНІЇ), Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) с целью воплощения их норм в правовой системе республики.

Не менее актуально выявление внутренних проблем реализации прав человека с учетом социальной и экономической ситуации в Республике Таджикистан. В сфере реализации прав человека в стране в последние годы накопилось немало проблем. В первую очередь они связаны с оценкой международных стандартов применительно к условиям страны, качеством им-

плементации международных норм и принципов и соответствия национального законодательства международным правовым актам, а также реальным механизмам практического воплощения прав человека.

В силу сказанного, возникает настоятельная потребность в оценке и трактовке самих международных стандартов по правам человека, для чего следует исследовать исторические этапы их формирования, концептуального и нормативного воплощения. В данном контексте обостряется необходимость выявления соответствия концепций естественно-правовой, позитивистской, либертарной и находящейся с ними в противоречии исламской концепции по правам человека международным стандартам.

Анализ концепций и международных стандартов по правам человека в первую очередь направлен на выработку форм и методов их воплощения в национальной правовой системе, выявление уровня и качества закрепления основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции Республики Таджикистан, на определение их соотношения с международными стандартами. Кроме того, следует исследовать степень соответствия международно-правовых актов законодательству республики с учетом необходимости воплощения норм международного права в области прав человека в законодательство Республики Таджикистан. В рамках подобного анализа обоснование предложений о дополнениях и изменениях в конституционных положений в области прав человека будет весьма своевременным, поскольку они востребованы временем и обществом.

Степень научной разработанности темы исследования. В Республике Таджикистан история формирования идей о правах человека, концепции, посвященные этой сфере, возможности воплощения международных стандартов в законодательство страны и др., до сих пор не исследовались на должном уровне. Многие аспекты данной проблемы все еще остаются вне-поле зрения специалистов. В юридической литературе Таджикистана не так много специальных работ, посвященных исследованию формирования идей о правах человека в правовой истории таджиков, проблеме влияния концепций и международных стандартов по правам человека и их воплощению в правовую систему Республики Таджикистан. В целом наиболее значимыми в данной области являются исследования российских ученых - B.C. Нер-сесянца, Б.С. Эбзеева, Н.И. Матузова, А.Х. Абашидзе, М.Н. Марченко, А.А. Клишаса, А.Е. Епифанова, А.В. Малько, В.П. Сальникова, A.M. Шадже, Е.А. Лукашевой, Ф.М. Рудинского, СВ. Полениной, В.А. Карташ-кина, А.Н. Головистиковой, Л.Ю. Грудцыны, СМ. Оганесяна, К.А. Будаева, М.В. Баглая, С. Рогожина, Д.И. Луковской, Е.В. Медведева, Л.В. Улья-шина, О.И. Тиунова, СА. Голубок, В.В. Лазарева, О.Ю. Малиновой, Л.Р. Сюкияйнена, А.А. Ковалева, Ю.С Бадальянца А.Д. Ягофарова, В.Е. Чир-кина, И.И. Лукашука, Г.В. Игнатенко и др.

Среди таджикских ученых-юристов частично данную проблему исследовали Ф.Т. Тахиров, М.А. Махмудов, Р.Ш. Сативалдыев, А.Г. Халиков, Д.М. Зоиров, Э.С Насурдинов, И.Б. Буриев, Ш.М. Менглиев, Ш.М. Ис-маилов, М.З. Рахимов, Д.С Муртазакулов, СЮ. Алимов, СА. Раджабов, А.Х. Маликова, A.M. Диноршоев, З.М. Ализода, Т.Ш. Шарипов, И.Х. Ба-

баджанов, М.Н. Раджабов, Д.С. Сафаров, У.А. Азизов, И.Д. Сафаров, Г.С. Азизкулова, И.К. Миралиев, И.И. Саидов и др.

Основное внимание в работах указанных исследователей было уделено отдельным аспектам прав человека, их правовой природе и сущности, а также некоторым аспектам международно-правовых актов по правам человека. Комплексный же анализ воплощения концепций и международных стандартов в области прав человека в правовую систему Республики Таджикистан пока не проводился.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является теоретический и историко-правовой анализ формирования идей о правах человека в правовой истории таджиков, концепций по правам человека и международных стандартов в области прав человека, а также практики их воплощения в правовую систему Республики Таджикистан.

Соответственно указанной цели автором были поставлены следующие задачи:

определить само понятие «международные стандарты в области прав человека»;

проанализировать исторические предпосылки формирования идей о правах человека в правовой истории таджиков, начиная с Декларации Великого Кира как исторического источника о правах и свободах человека;

исследовать исторический процесс формирования международных стандартов в области прав человека в исторических источниках;

- выявить влияние концепций по правам человека (естественно-
правовая, позитивистская, либертарная и исламская) на становление меж
дународных стандартов в области прав человека;

изучить формы, методы и возможности воплощения норм международного права прав человека в национальную правовую систему таджикского народа;

раскрыть проблемы имплементации норм международно-правовых актов в области прав человека в законодательство Республики Таджикистан;

проанализировать практику закрепления основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции Республики Таджикистан и их соотношение с международными стандартами;

выявить влияние международных стандартов в области прав человека на правовую систему Республики Таджикистан;

исследовать основные международно-правовые акты в области гражданских (личных), политических, социальных, экономических и культурных прав человека и их воплощение в правовой системе Республики Таджикистан.

Объект исследования составляют общественные отношения, исторические процессы и социальная практика в сфере концептуального и нормативного преломления и воплощения прав человека.

Предмет исследования - история формирования идей о правах человека, международные стандарты в области прав человека, концепции по правам человека, международные правовые акты (декларации, пакты, конвенции) в

сфере прав человека, к которым присоединилась Республика Таджикистан, доклады, резолюции, рекомендации международных органов в области прав человека, законодательство республики.

Методологическую основу диссертации составили общенаучные и частно-научные методы научного познания. В диссертации использованы такие общенаучные методы, как диалектика, анализ, синтез, аналогия, функциональный, системный и структурный подходы, абстрагирование и конкретизация и др.

Диалектический метод, как общефилософский метод научного познания, позволил исследовать права человека в процессе их развития, преодоления сложившихся в разные исторические периоды социальных противоречий, отразившихся на идейном преломлении и практическом воплощении прав человека. Данный метод позволил раскрыть закономерности развития прав человека как исторического процесса совершенствования содержания и форм выражения прав человека, перехода от разрозненных идей к научно обоснованным теориям, от идейно-мировоззренческого к нормативно-правовому уровню. Диалектика развития прав человека проявляется также в расширении форм идейного и нормативного воплощения прав человека.

В диссертации применялись также формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой и другие методы познания. Формально-юридический метод активно применялся при исследовании нормативного содержания правовых памятников, нормативных правовых актов, международных правовых актов. Сравнительно-правовой метод использовался при проведении сравнительного анализа истории прав человека в различных регионах и странах. Диссертационное исследование с учетом его объекта и предмета осуществлено на основе сочетания общетеоретического и ис-торико-правового анализа. Такой методологический подход к исследуемой теме позволяет осуществить историко-правовое исследование идей, концепций и международных стандартов в области прав человека в рамках их теоретического анализа.

Нормативной базой исследования послужили нормы международно-правовых актов по правам человека, национального законодательства Республики Таджикистан - Конституции Республики Таджикистан, конституционных законов, кодексов, законов, подзаконных нормативно-правовых актов, а также законодательство зарубежных государств, таких, как Российская Федерация, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, ФРГ и др.

Научная новизна проведенного исследования заключается, прежде всего, в самой постановке вопроса. В отечественной правовой науке впервые на диссертационном уровне исследуются важнейшие процессы формирования идей о правах человека в правовой истории таджиков, воплощения концепций по правам человека и международных стандартов в области прав человека в правовую систему Республики Таджикистан. В отечественной юридической науке и историко-правовой литературе вопросу формирования международных стандартов в области прав человека и их влиянию на правовую систему республики уделялось мало внимания. Не было проведено в Таджикистане до этого и комплексного исследования вопроса реа-

лизации основных положений международных актов по правам человека в законодательстве РТ. Между тем изучение данных явлений - одна из важнейших сторон познания прав человека.

Республика Таджикистан является молодым государственным образованием, в котором построение правового государства только начинается, и основным приоритетом в этом процессе являются права человека и надлежащие их гарантии. Таджикистан за сравнительно короткий срок проделал реальные шаги по признанию и обеспечению прав человека. Однако для их реализации необходимо разработать дополнительные меры, ибо современные стандарты в этой области, которые в основном исходят из практики передовых государств, требуют очень серьезной политико-правовой, экономической, социальной и культурной обеспеченности. Этот процесс затронет, конечно, жизнь не одного поколения. При этом при разработке концептуальных положений прав человека следует обязательно выявить и учесть особенности реализации международных стандартов и концепций в сфере прав человека в исторических условиях Таджикистана. Автор особо отмечает, что специального внимания заслуживают те международные стандарты в области прав человека, реализация которых возможна в настоящее время, и те воплощение, которых может оказаться преждевременным, например, меры по религиозному плюрализму в условиях нарастания угрозы исламского фундаментализма. Следует также создать реальные гарантии для обеспечения социально-экономических прав человека.

В диссертации исследована история развития идей о правах человека в историческом Таджикистане и практика их воплощения на основе введенного в научный оборот обширного исторического материала. Прослежена история выработки и воплощения международных стандартов в области прав человека с целью раскрытия практики воплощения международного опыта в условиях Таджикистана. В диссертации даны авторские определения понятий, связанных с правами человека, выявлены закономерности их развития в исторических условиях Таджикистана, разработаны предложения по эффективной реализации прав человека в республике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Права человека - явление социально-историческое, чем и обусловлен их историко-правовой анализ. Последний позволяет проследить эволюцию прав человека в различные периоды истории, в рамках различных типов цивилизаций, с учетом культурного многообразия народов. Историко-правовой подход поможет также выявить историческую преемственность в развитии прав человека.

Права человека в современном научном понимании и как научная категория, и как правовое явление сформировались относительно недавно, между тем теория и практика их применения имеют свою долгую историю становления и развития. Современная постановка вопроса о правах человека, при всей своей новизне и особенностях, обусловленных современным уровнем и характером мировых цивилизаций, опирается на богатый предшествующий опыт человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни как на Востоке, так и

на Западе. Адекватное воссоздание данного процесса возможно только при комплексном изучении всех факторов развития общественной мысли.

Представления о человеческой свободе, достоинстве, личной независимости, общественной справедливости, из которых впоследствии выросла концепция прав человека, существовали в течение всей истории человечества. Люди во все времена размышляли о свободе и справедливости. Первые же идеи о правах и свободах человека возникли в древних цивилизациях Востока и воплотились в Декларации Великого Кира в Ахеманидском государстве, а затем получили свое дальнейшее развитие в цивилизациях Запада. Перечень прав и свобод человека и гражданина, сформированный в настоящее время и закрепленный в международно-правовых документах и конституциях государств, является итогом длительного исторического развития политико-правовой и философской мысли, на базе которой формировались определенные теории и стандарты прав человека. Человечество на протяжении всей своей истории пытается найти пути и способы создания наиболее оптимальных взаимоотношений индивида и власти.

2. Формирование идей о правах человека в Таджикистане заняло дос
таточно долгий исторический процесс. Обусловлено это было тем, что на
территории исторического Таджикистана в различные эпохи существовали
разные государства со своими обычаями, традициями, культурой, религией
и правовой системой. Каждое из этих государств оставило заметный след в
истории и культуре таджикского народа. Первоначально идеи о правах че
ловека формировались не как нормативные установления, а как неотъемле
мый компонент учения о справедливости, равенстве, мудрости, разуме и т.д.
При этом на правовую систему в общем и на формирование идей прав че
ловека в частности на территории исторического Таджикистана сильное
влияние оказали религиозные учения, в частности зороастризм и ислам.

Идеи о правах человека, сформировавшиеся в рамках культуры таджиков и воплощенные в разнообразных источниках, вошли в сокровищницу правовой мысли человечества. Авеста, Вандидад и другие источники зороа-стрийского права, Декларация Великого Кира, Сасанидский судебник, источники мусульманского права, государственная и правовая практика таджикских государств (Тахириды, Саманиды и др.), письменные шедевры персидско-таджикской философской и правовой мысли внесли свой вклад в теорию прав человека.

3. В истории таджиков идеи о правах человека не могли не отразиться
на практике функционирования различных государственных образований,
в которых создавались различные властные институты, специализировав
шиеся на осуществлении правосудия, рассмотрении жалоб подданных,
обеспечении справедливости во взаимоотношениях между подданными и
чиновниками. Одним из них был институт мазалим. В полномочие мазали-
ма входило осуществление правосудия в отношении чиновников, на кото
рых поступали жалобы. Мазалим в процессе своей деятельности так или
иначе соприкасался с правами подданных. Этот институт был предвестни
ком омбудсмена - уполномоченного по правам человека. Впоследствии был
учрежден суд мазалима, произошла специализация внутри судебных (казий-

ских) органов. Мазалим разбирал жалобы подданных вместе с судьями (казнями) и другими чиновниками. Место проведения суда мазалим называли «домом справедливости». В правление династии Гуридов был учрежден уже специальный диван (орган управления) мазалим, который рассматривал иски и споры, не подсудные казням, а также жалобы на судебные решения.

Помимо мазалима, непосредственное участие в приеме подданных и удовлетворении их жалоб на притеснения со стороны чиновников, взимание непомерных налогов, несправедливое изъятие земли и др., принимали сами падишахи в специальные дни недели.

В истории таджикской государственности постепенно сложилась традиция оперативного властного реагирования на жалобы подданных по поводу их притеснения чиновниками любого ранга и разрешения дел по поводу нарушения элементарных прав подданного. Причем своевременное и справедливое разрешение подобных дел считалось проявлением справедливости в государстве. Сначала в таком процессе непосредственное участие принимал сам падишах, а позднее были сформированы специальные властные институты.

  1. Были также приняты нормативные документы по правам человека. Показательной в этом плане является практика правотворчества основателя империи Ахеманидов Великого Кира, который при вступлении в Вавилонию в 539 г. до н.э. принял декларацию. Исследователи называют ее по-разному: «Декларация о свободе совести», «Закон о всеобщей свободе и возможности возвращения переселенных народов на свои земли», «Цилиндр Кира», «Хартия Кира о правах человека», «Декларация Кира Великого о правах человека», «Декларация Великого Кира» и др. Данная декларация, принятая более 2500 лет тому назад, представляет собой первый нормативный документ, в котором были закреплены основные права человека на жизнь, жилище, свободное передвижение, на свободу совести, собственность и ее неприкосновенность и др. Она распространялась не только среди персо-таджикского этноса, но и во всей Ахеманидской империи, народы которой принадлежали к разным культурам, исповедовали различные верования.

  2. Концепции прав человека и многообразны и многочисленны, что обусловлено теми критериями, которые используются их создателями. Основными из них являются естественно-правовая, позитивистская, либертар-ная концепции. Одновременно с ними исторически выстраивалась также исламская концепция прав человека, которая имеет влияние на население более чем 55 стран мира, в более 30 из них ислам считается официальной (государственной) религией. Несмотря на то, что Таджикистан является светским государством, большинство его жителей исповедует ислам суннитского толка, что не может не сказываться на менталитете и культуре страны и не влиять на ее законотворчество.

Естественно-правовая концепция, базирующаяся на естественно-правовом восприятии закона и государства, на идее связанности государства и должностных лиц с правами и свободами человека, была положена в основу Всеобщей декларации прав человека. Конституция Республики Тад-

жикистан, закрепив антропоцентристскую модель понимания прав человека, на основе естественно-правовой концепции, исходит из идеологии естественных и неотчуждаемых прав человека. При этом теряет свою актуальность позитивистская идея прошлых лет, когда государство само определяло объем и содержание прав и свобод индивида соответственно патерналистскому представлению отношений личности и государства. Однако не учитывать сильные стороны правового позитивизма, когда речь идет о правовой определенности и точности юридических предписаний нельзя. Особенно это касается государств, относящихся к системе континентального права с кодифицированным законодательством, которые исходят из того, что нормативно-правовой акт, принятый в соответствии с установленной процедурой, имеет силу на территории юрисдикции этого государства.

Ислам, который уже более 1400 лет активно влияет на жизнь сотен миллионов людей, содержит немало правовых ценностей, которые в совокупности воздействуют на процессы становления стандартов по правам человека. На фоне международной стандартизации прав человека необходимо использовать также собственные исторические традиции, в частности ценности первоначальных институтов ислама, которые могут послужить современному человечеству. При этом противоречивые нормы шариата, которые идут вразрез с политическим курсом современного Таджикистана, должны быть отодвинуты на второй план.

В естественно-правовой, позитивистской и исламской концепциях существуют различия в вопросе трактовки прав человека. С точки зрения исламских правоведов, западная позитивистская концепция связывает право с государством и его объективный критерий трактует в качестве универсальных, единых для всех прав и свобод человека, тем самым игнорируя основополагающий критерий, которым является Божественная воля. По исламской концепции, Божественная воля имеет своим источником Коран и Сунну пророка. Если западная теория естественного права ищет истоки права в природе людей и считает субъективные естественные права человека источником закона, то ислам, наоборот, источником прав и свобод человека признает шариат, «Божественный закон». Западная концепция определяет права человека с точки зрения их охраны от посягательств со стороны государства, соответственно же исламской концепции, власть тесно связана с шариатом. По мнению мусульманских юристов, в западной концепции права человека защищают от посягательств со стороны государства, в то время как в исламе власть является институтом, органически связанным с шариатом и играющим определяющую роль в реализации его предписаний, в том числе в области прав и свобод человека.

6. Историю создания международных стандартов можно проследить по тем важнейшим документам, которые легли в основу права прав человека. Уже в первых документах присутствовал термин «стандартные правила», со временем он стал общеупотребительным. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН установила критерии, которыми следует руководствоваться при разработке международно-правовых стандартов прав человека. Эти критерии должны соответствовать действующим нормам международного права,

быть достаточно четкими, иметь базовый характер и вытекать из понятия достоинства и ценности человека. На их основе разрабатывается механизм имплементации тех прав и обязанностей, которые подлежат реализации в национальных системах законодательства. На настоящий момент в республике принят широкий комплекс правовых актов, содержащих систему принципов и норм в отношении прав человека, определяемых термином «стандарты».

В то же время процесс утверждения стандартов в сфере прав человека был достаточно сложным. Это объясняется, главным образом, неодинаковой трактовкой природы прав человека представителями различных культур и цивилизаций. Так, стремление европейских стран, как сторонников естественно-правовой теории, включить в преамбулу Всеобщей декларации прав человека указание на божественное их происхождение было неприемлемо для социалистических государств. Социально-экономические права были включены в декларацию по настаиванию Советского Союза, хотя западные страны, как приверженцы индивидуализма, упорно противились этому, полагая, что такие права государство обеспечивать не обязано. Было много и других принципиальных разногласий.

Тем не менее во Всеобщей декларации прав человека были очерчены контуры совместных действий государств в области прав человека, и потому документ был принят как рекомендация, а не как юридически обязывающий нормативный акт. В тот период необходимо было с учетом различий в экономических, культурных, религиозных факторах различных стран принять такой договор именно в форме декларации. Она является философской основой имеющих обязательную силу международных документов в области прав человека. Декларация положила начало стандартизации в области прав человека, создала предпосылки для единообразного понимания прав человека в государствах с различными политическими системами. В дальнейшем положения декларации были конкретизированы и расширены в многочисленных соглашениях. Несмотря на юридически необязательный характер, декларация отражает общую договоренность стран и народов в отношении прав человека.

7. В практике правоприменения и выполнения государствами международных обязательств по правам человека широко используется словосочетание «международные стандарты в области прав человека», между тем в юридической науке нет единого мнения по поводу правовой дефиниции данного понятия. Международные стандарты в области прав человека следует трактовать как совокупность нормативных и декларативных положений, признаваемых и принятых международным сообществом в силу их универсальности, с целью защиты прав и свобод человека и в качестве эталонов и общих оснований имплементации в национальные законодательства и реализации в определенном государстве. Целью создания международных стандартов должно быть не создание унифицированного законодательства в области прав человека, а выработка моделей, на основании которых государства будут строить свою национальную законодательную базу по правам человека.

8. Современные стандарты в области прав и свобод человека, закре
пленные в международно-правовых документах и во внутригосударст
венном законодательстве, составляют систему гражданских (личных),
политических, социальных, экономических, культурных прав. Примени
тельно к западному обществу система прав и свобод имела свою логику
развития и формировалась последовательно. Этапы этого процесса при
нято называть поколениями прав человека. Первым поколением являют
ся гражданские и политические права (неприкосновенность личности,
свобода слова, право избирать и быть избранными и др.), завоеванные в
ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в резуль
тате борьбы США за свою независимость. К концу XIX в. развитие ка
питализма внесло существенные коррективы в откровенно антисоциаль
ное понимание свободы, и начался этап формирования второго поколе
ния прав человека. Главными вдохновителями этого поколения прав яв
лялись социалисты и новые либералы. Существенную роль в признании
прав второго поколения сыграла Конституция СССР 1936 г., в которой
закреплялись основные социальные права. Социальная защищенность в
СССР, несмотря на ее минимальный объем, все же в стране существова
ла, и это оказывало воздействие на мировое сообщество. Права второго
поколения носят относительный характер, и международное сообщество
не предъявляет каких-либо жестких требований к их осуществлению. Их
реализация оговаривается экономическими и техническими возможно
стями того или иного государства, что подразумевает внесение измене
ний в основную концепцию.

Перечень прав и свобод расширился за счет включения в него прав национальных меньшинств, права на информацию, на благоприятную окружающую среду и др. По существу, третье поколение прав включает в себя уже не права конкретного человека, а касается сообществ - наций, народов, государств. Природа прав третьего поколения вызывает дискуссии. К примеру, специальные права (женщин, детей и др.), которые выделяются некоторыми авторами в отдельную категорию, можно внести в перечень прав двух первых поколений. Вопрос здесь не в хронологической характеристике поколений прав человека, а в их качественности.

По мере развития социально-экономического и научного потенциала мирового сообщества, будут развиваться и последующие поколения прав.

9. Критика универсальности прав человека ведется с различных пози
ций, иногда в широком контексте критики всей идеологии антропоцен
тризма как не отвечающей вызовам постмодернистского общества с его
требованиями радикального релятивизма. Универсальность прав человека
не может означать одинаковость их конституционных и национальных об
разцов. Универсальность предполагает множественность их восприятия,
интерпретации и способов, посредством которых естественные права чело
века могут встраиваться в различные культуры с различными ценностями и
традициями, оставаясь при этом в пространстве права. Все связанные с этим
проблемы пока еще не получили надлежащего разрешения, поскольку тео
рия прав человека находится еще в стадии становления.

Существует много проблем, затрудняющих утверждение универсальной концепции прав человека. Порой права человека трактуются как обязанности его перед обществом и государством, отсутствует развернутая и непротиворечивая концепция социальных прав, имеют место разные оценки новых поколений прав. Представители западного мира зачастую трактуют права человека на основе европейских ценностей и высокого, по сравнению с другими странами, уровня благосостояния. Разумеется, выстраивать систему универсальных прав человека в государстве, где основное население не имеет такого уровня благосостояния, трудно.

В то же время принцип невмешательства во внутренние дела любого государства, даже при грубых нарушениях прав человека, является неприемлемым, поскольку без средств надлежащего международного контроля и обязательной силы международно-правовых норм, права человека в том или ином государстве могут превратиться в фикцию.

10. Наиболее распространенным способом включения международно-правовых норм в национальную правовую систему Республики Таджикистан является имплементация. Наряду с имплементацией под реализацией международно-правовых обязательств понимаются также трансформация, инкорпорация, рецепция, адаптация. В настоящее время используются многообразные формы взаимодействия национального законодательства и международного права в сфере прав и свобод человека. Среди них имплементация, как общий термин внедрения международных норм в национальное законодательство, является основной формой.

В современную эпоху государства активизируют свою деятельность по имплементации международных норм в национальное законодательство. Такой вид имплементации, как трансформация, является средством принятия внутригосударственных актов, в которых используются отдельные положения международных актов посредством определенной переработки, соответственно национальным особенностям, с учетом национальных правовых традиций и стандартов юридической техники.

Для придания международным нормам юридической силы в национальной правовой системе они должны быть трансформированы в ее нормы и приобрести тем самым статус норм национального права. Все это должно быть опосредовано изданием соответствующего внутреннего нормативного акта. Указанный термин не отражает существа процесса осуществления международно-правовых норм внутри государства, и, кроме того, не дает полного и ясного представления его содержания. Поэтому процесс внедрения международного права в национальное законодательство следует рассматривать как единство правотворческой и организационно-правовой деятельности, что принято называть одним термином: «имплементация». Согласно теории имплементации, речь должна идти не о трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство, а о применении таковых с санкции национальных норм.

В странах континентальной Европы трансформация обычных норм происходит в основном на конституционном уровне. Для ратификации международно-правового договора необходима воля парламента, кото-

рая должна быть выражена в виде закона, содержащего нормы, необходимые для признания договора во внутреннем законодательстве. Как правило, это происходит в форме принятия и опубликования ратификационного закона или в ходе принятия «параллельного закона». В законодательстве же Республики Таджикистан не предусматривается принятия ратификационного закона, поэтому в Конституцию и Закон РТ «О международных договорах Республики Таджикистан» следует внести соответствующие дополнения.

11. Международно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имплементации норм международного права различаются. Первый представляет собой систему международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление международных норм и обеспечение их реализации; совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реализацию норм международного права. Так, Президент Таджикистана, принимая указ о порядке реализации конкретного международного договора, обеспечивает его реализацию во внутригосударственных отношениях.

Правовое регулирование имплементации норм международного права в области прав человека основывается на Конституции Республики Таджикистан, Законе Республики Таджикистан «О международных договорах Республики Таджикистан» от 11 декабря 1999 г. и других нормативно-правовых актах. Согласно ч. 3 ст. 10 Конституции Республики Таджикистан, составной частью ее правовой системы являются международно-правовые акты. С точки зрения общего юридического смысла, под термином «международно-правовые акты» понимаются все источники международного права, признанные Таджикистаном. Здесь законодатель выразил одним термином все те внешние формы, в которых выражается международное право. Тем не менее представляется сомнительным корректность этого термина.

Основными источниками международного права являются международный договор, международный обычай, общие принципы права. Вспомогательные источники - это судебное решение, правовая доктрина и даже односторонние акты государств. Однако термин «международно-правовой акт» в международном праве в качестве наименования источника права не имеет хождения.

Кроме этого, согласно ст. 14 Конституционного закона РТ «О Конституционном суде Республики Таджикистан», Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Республики Таджикистан, помимо иных правовых актов, также не вступивших в законную силу, международных договоров Таджикистана. В данной конституционной норме не применяется термин «международно-правовой акт». Не применяется он и в Законе РТ «О международных договорах Республики Таджикистан». В то же время в ст. 4 этого закона указывается, что международные договоры, признанные Таджикистаном, являются составной частью ее правовой системы и в случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международного договора. Как видно, в Кон-

ституции и законах республики используются различные термины, обозначающие источники международного права.

Термины «международно-правовой акт» и «международный договор» не являются синонимами. Содержание первого гораздо шире второго и охватывает практически все источники международного права. Под данный термин подпадают практически все источники международного права, хотя не все они могут быть признаны Республикой Таджикистан. Поэтому использовать термин «международно-правовой акт» в Конституции республики нецелесообразно. Правильным было бы изложить ч. 3 ст. 10 Конституции Республики Таджикистан в следующей редакции: «Общепризнанные принципы международного права, международные договоры, международные обычаи и иные источники международного права, признанные Республикой Таджикистан, являются составной частью правовой системы республики».

В Конституции Республики Таджикистан отсутствует норма, предусматривающая механизм согласия государства на обязательность для него международного договора в случае необходимости конституционных изменений. Между тем в российском законе такое согласие отражается и конкретизируется внесением поправок в Конституцию и принятием федерального закона. Представляется необходимым дополнить ст. 4 Закона РТ «О международных договорах Республики Таджикистан» положением, согласно которому, если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции Республики Таджикистан, решение о согласии на его обязательность возможно в форме закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Таджикистана или пересмотра ее положений в установленном порядке.

12. При приведении законодательства Республики Таджикистан в соответствие с международными правовыми актами по правам человека необходимо исходить из точного понимания провозглашенных в международных документах прав человека. В противном случае возникнут проблемы в трактовке и соответственно реализации прав человека. Так, согласно ст.1 декларации, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Здесь провозглашается неотчуждаемость основных прав и свобод человека. В Конституции Таджикистана подобная формулировка отсутствует. Однако, например, согласно Конституции России, основные права и свободы человека являются неотчуждаемыми, принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Аналогичные формулировки имеются и в других конституциях стран СНГ. Несмотря на внешнюю декларативность этой формулы, ее отсутствие в Основном Законе страны при изменившихся политических или социальных обстоятельствах может привести к непредвиденным ситуациям. Согласно ст.6 МПГПП, право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Поэтому представляется необходимым изложить ч. 2 ст. 5 Конституции РТ в следующей редакции: «Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны и неотчуждаемы».

13. Реализация прав человека во многом зависит от качества нормативных правовых актов, полного и точного изложения в них международных стандартов в области прав человека, разумеется, с учетом национальных интересов. Проведенный в диссертации анализ реализации международных правовых актов по правам человека в правовой системе Республики Таджикистан показал, что в данной сфере существуют проблемы. Так, законодательство Таджикистана содержит нормы, касающиеся запрета пыток, однако они недостаточны для того, чтобы соблюсти обязательства государства по всем требованиям ст. 7 МПГПП. В частности, Уголовный кодекс РТ дает определение пыток, но не дает толкования «жестокого, бесчеловечного и унизительного обращения». Защита от пыток и обращения, предусматриваемая ст. 7 пакта, на национальном уровне сужена - не охватывает пациентов медицинских учреждений. Законы, регулирующие профессиональное поведение медицинского и образовательного персонала, не содержат прямого запрета пыток или другого обращения, противоречащего ст. 7 МПГПП.

В нормативных правовых актах, регулирующих деятельность иностранных СМИ в Таджикистане, не в полном объеме выработаны нормы, определяющие процедуру учреждения представительств иностранных СМИ. Министерство иностранных дел республики может отменить аккредитацию или учреждение иностранных средств массовой информации, если их деятельность противоречит национальным интересам Таджикистана. Но юридического определения того, что представляют собой «национальные интересы», не предусмотрено, и отмена регистрации информационного средства на этом основании может значительно ограничить количество СМИ в республике. Сказанное превышает допустимые ограничения, указанные в ст. 19 МПГПП.

Ст. 8 Трудового кодекса Республики Таджикистан указывает на запрещение принудительного труда, однако не определяет формы принудительного труда и не дает никакого определения этого понятия. Используемые в трудовом законодательстве понятия и термины (запрет дискриминацию и др.) не всегда согласуются с международными правовыми актами. Оно не в полной мере защищает работников с семейными обязательствами и не может обеспечить им равные возможности участия в экономической деятельности. Было бы целесообразно дать в Трудовом кодексе республики более широкую формулировку понятия работников с семейными обязательствами с целью охвата всех работников, так как любой из них в какой-то период своей жизни может попасть в данную категорию.

В республике до сих пор нет нормативной базы по подсчету индекса розничных цен, который должен служить основой для определения стоимости жизни. Процедура утверждения и регулярного пересмотра минимального прожиточного уровня должна быть указана в законах Республики Таджикистан. Национальное законодательство не устанавливает процедуру по пересмотру пособий и размеров страховых взносов.

Теоретическое и практическое значение исследования. Научные положения и выводы диссертации могут послужить основой для дальнейшего

изучения истории прав человека, их преломления в разнообразных источниках, практического воплощения в различные периоды истории. Они могут быть полезными для выявления общего и особенного в развитии прав человека, для раскрытия прав человека через призму культурного обмена и диалога, а также для их реализации в условиях усиления межцивилизацион-ных противоречий. Результаты исследования могут быть использованы также при анализе различных концепций по правам человека и форм их преломления в исторических условиях различных стран, и востребованы при оценке международных стандартов по правам человека и их практического воплощения в условиях многополярного мира.

Практическое значение диссертации заключается в том, что его выводы и положения могут быть учтены при дальнейшем совершенствовании законодательства Республики Таджикистан в области прав человека, а также международно-правовых актов по правам человека. Полученные результаты могут стать теоретической основой для проведения экспертиз нормативных правовых актов, использоваться в учебном процессе при чтении таких дисциплин, как «Теория государства и права», «История государства и права Таджикистана», «Сравнительное правоведение». «Права человека», «История прав человека», спецкурса «Развитие правовой системы Таджикистана» и др.

Апробация работы. Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета (ТНУ).

Основные положения и выводы исследования отражены в опубликованных монографиях, научных статьях и учебных пособиях автора, подготовленных для студентов юридического факультета ТНУ.

Проблемы, анализируемые в диссертации, неоднократно обсуждались на семинарах, проводимых в ТНУ, а также на круглых столах и национальных и международных конференциях. Материалы исследования используются при преподавании общих и специальных курсов - «История прав человека», «Права человека», «Механизмы защиты прав человека», «Современные проблемы защиты прав человека» и других дисциплин, преподаваемых на юридических факультетах вузов страны, а также на курсах повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, судей и государственных служащих.

Структура диссертации. Структура диссертации и ее объем определены рамками проведенного диссертационного исследования, которое состоит из введения, четырех глав, включающих тринадцать параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Исторические предпосылки формирования идей о правах человека в истории права таджиков

Существенным обстоятельством в понимании международных стандартов в области прав человека является то, что международные стандарты не только закрепляют перечень общепризнанных большинством государств прав и свобод, но также устанавливают их объем и тот минимальный уровень, на котором эти права подлежат реализации. Содержание стандартов в области прав и свобод человека закреплено, в первую очередь, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года (далее Декларация), Международного пакта об экономических, социальных, и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (далее МПЭСКП), Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (далее МПГПП), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г .

А.Е. Епифанов и А.Е. Лакеев, отмечают, что в российской юридической науке международно-правовые стандарты исследованы в основном только с позиции международного права. Накопленный к сегодняшнему дню теоретический массив информации позволяет исследовать международно-правовые стандарты как нетрадиционный источник права в правовой системе современной России в контексте взаимодействия международно-правовой и внутригосударственной (национальной) правовой систем. И есть основания считать, что в условиях формирования правовой государственности и развития международного сотрудничества международно-правовые стандарты становятся предметом теоретико-правовых исследований. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в международно-правовых стандартах воплощаются общепризнанные принципы и нормы, занимающие особое место в правовой системе Российской Федерации . Сказанное вполне применимо и к правовой системе Республики Таджикистан. Со своей стороны добавим, что процесс формирования международно-правовых стандартов может выступать и как объект истории права.

В юридической науке нет единого мнения по поводу правовой дефиниции термина «международные стандарты в области прав человека». Ее отсутствие не позволяет обобщенно охарактеризовать уровень гарантированности прав и свобод человека применительно к тому или иному государству.

В науке прав человека имеют место две противоположные концепции: концепция универсальности прав человека и концепция культурного релятивизма. Сторонники первой считают, что международные стандарты прав человека представляют собой те ценностные ориентиры, которые на основании международных норм предусмотрены в Конституции и действующем законодательстве и на которые ориентируются в своей деятельности правоприменительные органы. Обосновывая данную позицию, ряд авторов, в частности В.Д. Зорькин и К.А. Будаев, отмечают, что практически во всех Конституциях существуют положения, в соответствии с которыми допускается применение норм международного права в национальном законодательстве и существование международно-правовой защиты прав человека. В свою очередь, М.В. Баглай выдвинул тезис о том, что «международные стандарты в отсутствие конституционной или иной регламентации, при коллизиях или в ситуациях совместного применения могут иметь значение самостоятельного нормативного регулятора, а не только выступать в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации». Другая группа ученых придерживаются противоположной точки зрения. В частности, А.А. Каширкина указывает, что эталоны прав человека, универсально воспринимающиеся всеми культурами и цивилизациями, представляют собой настолько же труднодостижимое явление, как и интернационализация культур и цивилизаций. С критической позиции выступает и С. Рогожин, который отмечает, что права человека выступают в качестве плода западной культуры, а потому не органичны для других культур и цивилизаций. Таким образом, говоря о международных стандартах прав человека, следует констатировать, что они представляют собой сложное и многогранное явление, которое не может толковаться однозначно. С одной стороны, если защита прав человека будет опираться только на национальные культурные особенности, то нарушения прав человека могут быть узаконены в системе национального права. С другой стороны, при осуществлении и реализации универсальных прав человека, не учитывать ментальность, культуру и традиции того или иного народа также является недопустимо. Поэтому мы согласны с мнением Д.И. Луковской, согласно которому универсализм прав человека, а значит и международные стандарты в области прав человека, должны предусматривать плюрализм восприятия, интерпретации способов «встраивания» в разные культуры, которые несхожи по своим традициям и ценностям. В связи с тем, что юридические, социальные, экономические и географические условия в странах различны, не все стандарты можно применять повсеместно и одновременно. Однако они должны вызывать к жизни постоянное стремление государств к преодолению практических трудностей, стоящих на пути их осуществления. Иными словами, целью создания международных стандартов должно быть не создание унифицированного законодательства в области прав человека, а выработка моделей, на основании которых государства будут строить свою национальную законодательную базу по правам человека. Как показывает анализ международных документов по правам человека, международные стандарты, как правило, закреплены во вводных частях каждого международного договора. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах в своем введении и статьях 1-5 предусматривает основные цели и задачи, которые стоят перед данным Пактом и на решение которых он направлен. Отсюда можно сделать вывод, что международные стандарты - это нормы и правила поведения государства в области прав человека, которые на основе общепризнанных достижений современной мысли считаются правильными с теоретической и практической точек зрения и создают для государства юридически обязательные последствия.

История формирования международных стандартов в области прав человека в новое время

Автором либертарной концепции является известный российский ученый В.С. Нерсесянц. Изначально он выделяет три основных типа правопонимания и понимания государства: естественно-правовой (юснатуралистический), легистский (позитивистский) и либертарно-юридический . Последнему и соответствует либертарная концепция, которая получил свое название потому, что право, согласно данной трактовке, включает в себя «(гносеологически, онтологически и аксиологически) свободу (свободу индивидов)» .

О свободе как о праве "лучших" на произвол и на привилегии, на право господства сильных над слабыми, писали еще софисты. Аналогичные идеи развивали Ф.Ницше и Н.А. Бердяев. В противовес идее свободы "сверху" марксистские идеи об отрицании правового равенства идут "снизу" и предлагают переход к "царству свободы" без учета права и государства". По мнению В.В. Лапаевой, либертарно-юридическая концепция В.С. Нерсесянца является последовательной логической рационализацией традиции классического греко-римского понимания права в виде справедливого равенства в отношениях между людьми . С.В. Нерсесянц понимал сущность права, как равенство, единство трех компонентов: справедливости, свободы и единой, общей для всех равной меры регуляции общественных отношений. Вкратце либертарную концепцию можно сформулировать, как «право – это равная мера свободы» . Автор теории объяснял, что зачастую равенство противопоставляется свободе. В соответствии с формулировкой В.А. Четвернина, либертарная теория В.С. Нерсесянца гласит, что право и государство являются необходимыми формами свободы. При этом право – это нормативная форма свободы, а государство – институциональная форма свободы .

Одним из ключевых терминов в либертарно-юридической теории является понятие "формального равенства", означающего равенство в свободе. По мнению В.А. Четвернина, оно не совпадает с понятием "равенства перед законом". Учитывая, что законы могут быть правовыми и неправовыми, равенство перед законом, устанавливающим разные требования для разных лиц (неправовым), не является формальным равенством .

Сам В.С. Нерсесянц особое внимание обращает на триединство выделенных им компонентов: право как формальное равенство должно включать в себя не только всеобщую в равной мере свободу, но и справедливость. То есть право по определению должно быть справедливо, и, соответственно, справедливость есть внутреннее качество и свойство права, его категория и характеристика. Наконец, согласно В.С. Нерсесянцу, только право и справедливо, так как воплощает в себе общезначимую правильность и всеобщую правомерность. Если убрать компоненту справедливости, то на выходе получается несправедливое право (право вообще, а не конкретный закон), а справедливость в таком ракурсе существует в изначально неправовом требовании .

Исходя из принципа правового равенства индивидов и рассматривая право как регулятор и необходимую форму общественных отношений свободных граждан, справедливость в области права становится критерием правомерности любых претензий на свое место справедливости в рассматриваемом пространстве. В таком формате справедливость является всеобщим, единственно возможным и равным для всех способом отвержения привилегий и утверждения свободы. В.С. Нерсесянц подчеркивает, что в свете вышесказанного можно утверждать, что следующие определения сущности права в рамках либертарной концепции будут равноценными - право является: всеобщей свободой; всеобщей равной мерой; формальным равенством; представляет собой всеобщую справедливость и др. В ходе "позитивации", т.е. определения властной установленности права и его формализации в виде закона в рамках либертарной концепции добавляется определение государственно-властной общеобязательности. То есть, учитывая связь между правовой сущностью и правовым явлением, формируется их единство в виде правового закона - общеобязательного позитивного права, демонстрирующего требования принципа формального равенства. Подобное единство правового явления и правовой сущности, с точки зрения юснатурализма и легизма, недостижимо. При этом в ходе выражения правовой сущности как правового явления легализация права происходит параллельно юридизации и юридической легитимации правоустанавливающей власти в качестве государственной. В.А. Четвернин уточняет, что государство и право, в соответствии с либертарной теорией, не могут существовать друг без друга: с возникновением права возникает и государство .

В.С. Нерсесянц разводит понятия «права» и «закона», но одновременно показывает и их взаимообусловленность. Для него право – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях. Закон же придает праву всеобщность формы. Итак, в рамках либертарной концепции «государство - это правовая (т.е. основанная на принципе формального равенства) организация публичной власти свободных индивидов» . Как объясняет создатель концепции, право и государство являются всеобщими необходимыми формами соответственно институционно-властного и нормативного выражения свободы, равенства и справедливости в социальной жизни людей. Такая свобода индивидов выражается в том, что они являются формально равными лицами - как субъекты государства и субъекты права.

Не все эксперты относятся к либертарной концепции права, как к возможно применимой в действительности. И.Л. Честнов считает, что принцип меры свободы как вседозволенности, которая ограничивает свободу другого человека, является нереализуемой на практике формулой. То есть мера формального равенства и свободы устанавливается с учетом расстановки «символических капиталов», «социальных сил» и реального положения в обществе (так называемого, «первичного произвола»). А уже этим первичным произволом определяется правило, которое содержит меру формального равенства, справедливости и свободы .

По мнению В.А. Сидорова, либертарная концепция наиболее последовательно выражает современные тенденции к применению универсальных и правовых доктрин, способных сохранить и защитить государство и общество, при этом не посягая на свободы и права его членов . В качестве примера он сравнивает легистскую и юснатуралистскую концепции и приходит к выводу о том, что они были совершенно адекватны задачам, стоявшим в свое время перед "классическими и извращенными разновидностями модернизма". Но на данный момент следует изживать их составляющие, направленные на морализацию законодательства.

В.В. Лапаева при оценке либертарной концепции объясняет, что принципиально либертарно-юридический подход отличается от естественно-правового типа правопонимания тем, что считает обязательным наличие у права узкоправового, сущностного признака. И этим признаком является принцип формального равенства. В этом случае право выражает свободу граждан, говоря и действуя языком и мерами равенства .

Соотношение исламской концепции по правам человека с международными стандартами в области прав человека

Представляется, что здесь следует обеспечить ясность при принятии решений соответственно иерархии. Поскольку Президент является главой и государства и исполнительной власти (ст. 64 Конституции РТ), то предлагается ч. 1 ст. 6 Закона «О международных договорах Республики Таджикистан» отразить в следующей редакции: «Решения о проведении переговоров о заключении и подписании международных договоров от имени Республики Таджикистан и Правительства Республики Таджикистан, а также решения о предоставлении полномочий на проведение переговоров и их подписание принимаются Президентом Республики Таджикистан или Правительством Республики Таджикистан по поручению Президента».

Существенное государственно-правовое значение имеет процедура ратификации международных договоров. Ратификация представляет собой процесс придания международному договору юридической силы путем утверждения законодательным органом республики. Несмотря на то, что до ратификации международный договор не имеет юридической силы и таким образом не является обязательным, согласно Венской конвенции о праве международных договоров, государство, подписавшее договор до его ратификации или отказавшееся от нее, должно воздерживаться от действий, лишающих документ «объекта и цели», т.е. здесь явное противоречие с теми задачами, которые этот договор призван решить (ст. 18 Венской конвенции) .

Сама ратификация, согласно ст. 11 Венской конвенции, является способом согласия государства на обязательность для него договора.

Республика может выразить согласие на обязательность международного договора путем его подписания, ратификации, принятия, утверждения, присоединения к нему, обмена документами, составляющими договор, или иным способом, о котором договорились стороны.

Применительно к международным договорам, затрагивающим сферу основных прав и свобод человека, согласно п. 10 ст. 8 Закона РТ «О международных договорах Республики Таджикистан», таковые договоры подлежат ратификации Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. На ратификацию международные договоры в сфере прав человека вносит Президент республики по предложению Министерства иностранных дел республики. Министерство иностранных дел может вносить предложение как самостоятельно, так и согласованно с другими органами государственной власти, если договор касается компетенции этих органов. Предложение о ратификации, помимо копии официального текста и заключения Министерства юстиции Республики Таджикистан о соответствии договора законам Республики Таджикистан, должно содержать обоснование целесообразности его ратификации.

Таким образом, необходимые атрибуты позволяют свести к минимуму возможность придания юридической силы непродуманным решениям. Вопросы прав человека всегда должны быть согласованны с внутренним законодательством страны во избежание существенных коллизий.

Ратификация международного договора оформляется постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан о ратификации ею международного договора. На основании этого постановления Президент республики подписывает грамоту о ратификации, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел Республики Таджикистан.

Утверждение международного договора в сфере прав человека производится Президентом Республики. В обычном порядке государство первоначально подписывает конвенцию, после чего парламент ее ратифицирует. Наибольшая часть конвенций особенно в сфере прав человека вступает в силу после присоединения минимального количества государств-участников.

Определенное государство, присоединившись к договору в сфере прав человека, тем самым принимает на себя обязательства обеспечивать соответствие своих внутренних законов положениям международного договора. Присоединение к такому договору предполагает подотчетность государства перед международным сообществом, перед государствами, подписавшими и ратифицировавшими этот договор, равно как и перед своими гражданами и другими лицами, проживающими на ее территории.

При присоединении государство может делать оговорки – односторонние заявления о том, в какой степени оно может интерпретировать отдельные положения договора в случае, если считает их двусмысленными или недостаточно ясными.

Некоторые конвенции предусматривают возможность для государств-участников выносить декларацию о готовности выполнять положения конвенции. Так, согласно ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах, «участвующее в настоящем Пакте государство может в любое время заявить, что признает компетенцию Комитета по правам человека, получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство-участник утверждает, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по настоящему Пакту».

В отношении Республики Таджикистан принятие и присоединение международных договоров в области прав человека осуществляется в порядке, предусмотренном для ратификации международных договоров (ст. 13 Закона «О международных договорах Республики Таджикистан») по предложению Министерства иностранных дел Республики Таджикистан с приложением проекта договора, обоснования целесообразности его заключения; заключения МИД РТ; оценки политических, финансово-экономических и иных последствий заключения договора (ст. 5 Закона «О международных договорах РТ).

Ст. 16 названного закона предусматривает для республики право делать оговорки при подписании, ратификации, утверждении, принятии международного договора или присоединении к нему, в соответствии с положениями самого договора и нормами международного права. При этом оговорки должны быть совместимыми с объектом и целью международного договора. Оговорки могут быть в любое время сняты в том же порядке, что и были сделаны, если международный договор не предусматривает иное. Если другая сторона делает оговорки или приводит возражения против них, то таковые осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность для Республики Таджикистан международного договора.

Закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции Республики Таджикистан и их соотношение с международными стандартами

Согласно Пакту, «брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак»; «особая охрана… [матерей] в течение разумного периода до и после родов»; «особые меры охраны и помощи… в отношении всех детей и подростков без дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку; дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации”, от применения «их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию», …и от эксплуатации детского труда (ст. 10); - на достаточный уровень жизни как для самого индивида, так и для членов его семьи, в том числе достаточное питание, одежду, жилище, право на непрерывное улучшение условий его жизни, на свободу от голода, на улучшение условий производства, хранения и распределения продуктов питания; на обеспечение справедливого распределения «мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями» (ст. 11); - право на наиболее высокий уровень физического и психического здоровья; обеспечение “сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка; улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьба с ними; создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни” (ст. 12); - на образование, а также на полное и всестороннее развитие личности, на осознание ею своего достоинства, уважение к правам человека и основным свободам, на предоставление возможности быть всем полноценными участниками свободного общества, на способствование взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами; содействие работе ООН по поддержанию мира; на обязательное бесплатное начальное образование, на одинаковую доступность среднего и высшего образования посредством постепенного в зависимости от уровня экономического развития бесплатного образования; широкое развитие сети школ всех ступеней удовлетворительная система стипендий, приемлемое материальное положение педагогического и преподавательского состава; свобода родителей, в предусмотренных законом случаях, опекунов на выбор учебных заведений независимо от государственной и иной принадлежности ( ст. 13); - право на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного прогресса, защиту интересов как морального, так и материального характера, которые возникают по поводу авторства произведений; право на охрану, развитие и распространение достижений науки и культуры; необходимую для осуществления научных исследований свободу; поощрение и развитие международных контактов и сотрудничество в научной и культурной областях” (ст. 15).

Для реализации положений Пакта Экономический и Социальный Совет ООН учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который издал некоторые замечания общего порядка по толкованию положений Пакта. Так, согласно решениям Комитета, государства-участники имеют «минимальное основное обязательство по обеспечению соблюдения каждого из прав на каждом из, по меньшей мере, минимальных основных уровней». В случае, если участвующее в Пакте государство не в состоянии выполнить обязательство, то оно должно убедительно продемонстрировать, что при принятии им всех усилий и ресурсов обязательство оказалось невыполнимым.

Кроме того, Генеральная Ассамблея ООН приняла так называемую Декларацию права на развитие, определяющую развитие как неотъемлемое право человека. По этому документу, каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами. В ст. 2 указанной Декларации заявляется, что человек есть основной субъект этого процесса, и он должен быть активным участником и бенефициарием права на развитие .

Общая картина изложенного схематично выглядит так: имеет место диалектическая триада: «индивид, государство, общество». Между элементами этой триады имеются диалектические взаимосвязи и противоречия. Оба рассматриваемые нами Пакта ориентированы на усиление взаимосвязи и сглаживание противоречий между названными элементами. При этом комплекс гражданских и политических прав предполагает защиту индивида государством от самого общества, поскольку последнее никогда не бывает идеальным. Любые права корреспондируются с обязанностями и ответственностью каждого перед всеми и перед государством. Поэтому в Пактах обозначены обязанности и ограничения личности и общества по отношению к государству с целью создания последним надлежащих условий по обеспечению их прав. Все элементы находятся во взаимосвязи, при которой сбой одного из них может привести к сбою во всей системе. Это требует постоянного контроля со стороны каждого элемента за прочностью и качественностью установленного баланса.

С нашей точки зрения, рассматриваемую категорию прав применительно к тому или иному государству следует определять как общественный договор между государством и обществом, составленный на основе принципов добросовестности и обеспечивающий разумный баланс между государственными и общественными интересами. По мере развития государства и общества достигнутый баланс подлежит периодическому совместному с государством и обществом пересмотру в пользу более полного и качественного наполнения экономических, социальных и культурных прав. Дальнейшее исследование показывает, что степень реализации прав человека второго поколения зависит не только от правовых факторов, но и от совокупности мер политического, экономического, научного, медицинского, социального характера, от того, насколько законодательство того или иного государства соотносится с мировыми стандартами. Последнее напрямую относится и к Республике Таджикистан.