Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индивидуальная правовая жизнь и ее основные формы Шавлохова, Заира Карловна

Индивидуальная правовая жизнь и ее основные формы
<
Индивидуальная правовая жизнь и ее основные формы Индивидуальная правовая жизнь и ее основные формы Индивидуальная правовая жизнь и ее основные формы Индивидуальная правовая жизнь и ее основные формы Индивидуальная правовая жизнь и ее основные формы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шавлохова, Заира Карловна. Индивидуальная правовая жизнь и ее основные формы : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Шавлохова Заира Карловна; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].- Москва, 2010.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/1121

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сущностные черты индивидуальной правовой жизни

1. Понятие индивидуальной правовой жизни 15

2. Объективные формы существования человека в правовой сфере 29

3. Основные свойства индивидуальной правовой жизни 44

4. Индивидуальная правовая жизнь в системе форм социальной

жизни человека 58

Глава 2. Формы индивидуальной правовой жизни

1. Индивидуальная правовая жизнь в идеальной форме 72

2. Формы реальной индивидуальной правовой жизни 88

Глава 3. Условия и результаты реальной индивидуальной правовой жизни

1. Правовые качества личности 111

2. Индивидуальная правовая культура 122

3. Индивидуальное право 138

Заключение 152

Список используемой литературы 157

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современные общества являются высоко динамичными, изменения, происходящие в экономической, научно-технической, политической, правовой и даже в идейно-нравственной сфере, происходят очень быстро и носят качественный характер. В этих условиях объективно центр внимания с формирования современной нормативно-правовой базы, совершенствования регулятивной системы права, содержания требований и правил правомерного поведения переносится на саму правовую практику как в ее массовом, так и в индивидуализированном выражении. Проблемы правовой жизни с точки зрения ее содержания и перспектив обретают особую актуальность. Кроме того, активизация правовой составляющей в социальной организации российского общества сопряжена с формированием правового государства, с проведением судебно-правовой и административной реформы и рядом других важных процессов.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. особо выделены ориентиры правовой политики на повышение качества жизни человека. В нем обращено особое внимание государственных служащих и широкой общественности на неразрывную связанность уровня культуры населения в целом, его активности, и характера правовой деятельности индивидов в сфере реализации своих потребностей и интересов: «Очевидно, что реализация наших стратегических планов невозможна без полноценных перемен в обществе. Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопасность государства, социальная стабильность, современное образование и культура (культура в самом широком смысле этого слова) — без этого всего мы не добьемся успехов. Конечным итогом наших совместных действий станет качественное изменение не только уровня жизни граждан нашей страны. Измениться должны мы сами. Необходимо преодолеть широко распространенные представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то еще, но только не каждый из нас на своем месте. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры, именно частью общенациональной культуры»1.

Само понятие «правовая жизнь» до последнего времени оставалось практически не изученным. И хотя термин «правовая жизнь» («юридическая жизнь») подчас можно встретить и в литературе XIX века, тем не менее, он использовался и используется без необходимого научного объяснения его природы, особенностей, структуры.

Разработка концепции правовой жизни позволяет под новым углом зрения взглянуть на право, рассмотреть правовые явления в единстве различных аспектов общественной жизни - институциональном (статическом) и поведенческом (динамическом); понять право, прежде всего, как один из важнейших социальных регуляторов, которым необходимо'эффективно пользоваться во многих жизненных ситуациях.

Обращение к понятию правовой жизни привносит в процесс познания права разнообразие, сообщает ему комплексный характер, позволяет охватить весь спектр первоначальных и производных, статических и динамических правовых явлений, рассмотреть их в системе. Анализ правовой жизни позволяет лучше понять право в единстве формальной и содержательной сторон, показать процессы возникновения, развития, исчезновения правовых форм в параллели с самой правовой жизнью. Он дает возможность преодолеть представление об однонаправленности права на достижение закрепленного в норме результата (правовой цели) и обратиться к процессу реагирования правовой формы на постоянно меняющиеся условия социальной среды.

Признание факта самостоятельной правовой жизни индивида позволяет гораздо объемнее рассматривать правовую действительность; оно придает правовой реальности определенную целостность. Но в то же время данный факт требует выхода за пределы устоявшихся традиционных представлений 1 Российская газета от 12 ноября 2009 г.

0 праве, его сущности, функциях, о структуре и функциях правосознания, за трагивает и иные, не менее важные вопросы правовой организации общест венных отношений. Комплекс проблем, связанных с индивидуальной право вой жизнью человека, не просто интересен сам по себе, но должен понимать ся и как непременное условие, при котором понятие о праве существенно расширяется и становится более адекватным современной реальности.

Вопросы повышения уровня и качества индивидуальной правовой жизни в российском обществе это, прежде всего, проблемы внутренней политики государства. Правовая политика призвана выступать определенным способом организации правовой действительности, средством ее упорядочения. Как отмечал Н.Н. Алексеев, «познание путей...одухотворения правовой жизни и есть задача правовой тактики или правовой политики, т.е. искусства реализации ценностей»1. Правовая политика фокусирует индивидуальные интересы и потребности, она способна воздействовать на судьбу и образ жизни, а также формировать возможную среду для реализации человеческих потенций.

Рассмотрение индивидуальной правовой жизни, выделение ее форм выводит понимание всего комплекса проблем, связанных с правами человека, на новый уровень. Уже стало признанным фактом, что только при условии, когда самостоятельность личности реально значима для общества, тогда возможно формирование и укрепление гражданского общества. Сама правовая реальность должна пониматься как выражение и реализация интересов людей.

И это придает дополнительную актуальность исследованиям проблем, непосредственно связанных с индивидуальным существованием людей, в рамках которого и происходит становление их прав.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на свою актуальность, проблема правовой жизни в современной юриспруденции относится к числу наименее изученных, а рассмотрение такой ее формы, как индивиду- 1 См.: Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998. С. 205. альная правовая жизнь, практически не является пока предметом научного интереса.

Вообще исследование проблем правовой жизни современной России является одним из новых и весьма перспективных направлений развития отечественной юридической науки. Но в настоящий момент можно говорить о правовой жизни лишь в плане постановки проблемы, ибо для ее решения необходимо проделать еще немалый исследовательский путь.

Самая общая характеристика правовой жизни стала предметом исследования, в первую очередь, для С.С. Алексеева, В.М. Баранова, П.П. Баранова, Ю.Ю. Ветютнева, А.И. Демидова, В.П. Казимирчука, В.П. Малахова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, И.Д. Невважая, А.П. Семитко, Ю.А. Тихомирова, В.В. Трофимова, В.И. Червонюка, В.Я. Шиянова и других ученых1. Их работы помогли автору глубже проникнуть в избранную тему.

Выделение в ходе исследования идеальной сферы индивидуальной правовой жизни предопределило обращение к работам по философии и общей психологии. Разработкой указанных вопросов на общетеоретическом уровне занимались, в частности, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Г. Риккерт и др. Наибольшую ценность для общетеоретического анализа в этой области представляют собой научные работы дорево- 1 См., например: Баранов В.М. Теневое право. Н. Новгород, 2000; Демидов А.И. Политико-правовая жизнь: ненормативный аспект // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 3; Кузьмина Е.А. Государство и личность как субъекты правовой жизни // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 3; Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения. М., 2008; Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000; он же. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. № 5; Матузов Н.И. Правовая жизнь и правовая система // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. Екатеринбург, 2003; Невважай И.Д. Новая интерпретация идеи «правовой жизни» // Философия права в России: теоретические принципы и нравственные основания. Материалы международной научной конференции, СПб., 2007; Политическая и правовая жизнь модернизирующегося общества. Пенза, 2002; Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект. Саратов, 2005; Реутов В.П. Правовая жизнь, правовая система, юридическая практика: проблемы соотношения // Юридическая наука, практика и перспективы их развития. Сборник научных трудов. Пермь, 2005; Трофимов В.В. О методологическом потенциале категорий «правовая жизнь» и «правовая система» // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 2; Шиянов В.А. Правовая жизнь как основа для развития и функционирования правовой системы общества // Право и образование. 2008. № 5 и др. люционных ученых - Н.Н. Алексеева, Г.В.Ф. Гегеля, Н.А. Гредескула, Р. Ие-ринга, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, К. Кульчара, И.В. Михайловского, П.А. Сорокина, Е.В. Спекторского, Е. Эрлиха и др.

Обращение к проблемам индивидуальной правовой культуры и получение определенных научных результатов в этом плане стало возможным при условии опоры на труды таких ученых, как Е.В. Аграновская, Р.С. Бай-ниязов, П.П. Баранов, Н.Н. Дунаева, Г.В. Мальцев, Г.И. Муромцев, В.П. Сальников, М.Б. Смоленский и др.

Объектом диссертационного исследования является правовая жизнь общества как отражение действия права, его функциональных проявлений.

Предметом исследования выступают особенности индивидуальной правовой жизни в ее содержательной и структурной определенности, многообразии форм проявления и объективации.

Основной целью в теоретическом плане выступает установление форм и элементов индивидуальной правовой жизни, раскрывающих ее сущностную и содержательную характеристику, а в практическом плане - определение основных путей развития правовой активности личности, ее правовых качеств, культуры и совокупности прав.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: определить наиболее эффективную методологию исследования правовой жизни; выделить признаки и сущностные черты индивидуальной правовой жизни; определить место индивидуальной правовой жизни в системе иных форм социальной жизнедеятельности человека; выделить основные формы индивидуальной правовой жизни и их органичную связь; определить содержание каждой из форм индивидуальной правовой жизни и место в ее структуре; раскрыть сложность и противоречивость индивидуальной правовой жизни в современном российском обществе; определить основные общественные и личностные условия индивидуальной правовой жизни; определить пути развития культуры индивидуальной правовой жизни в современном российском обществе; выявить средства повышения правовой активности личности в реализации совокупности ее прав и свобод в современном обществе.

Решение поставленных задач определило выбор методологии исследования. Объективная необходимость формирования нового понимания смысла и значения права в жизни современного российского общества требует переоценки методологических ресурсов, привлечения разных методологических подходов, обновления исследовательского арсенала. В этой связи в процессе реализации задачи изучения правовой жизни активно использовались не только ставшие традиционными и общими методы познания - формально-логический, диалектический, социологический, системный, моделирования, сравнительного правоведения, - но и методы, сравнительно новые именно для юридической теории, методы, позволяющие учесть многоаспектный характер правовой жизни. Имеется в виду прежде всего аксиологическая методология, позволяющая раскрыть ценностно-мотивационную составляющую индивидуальной правовой жизни. Утрата связи с ценностями означала бы невозможность результативного индивидуально-личностного познания, так как индивидуальное может стать существенным и обрести определенный смысл лишь под углом зрения какой-нибудь ценности.

Кроме того, важную познавательную задачу позволяет решить культурологическая методология, описывающая правовую действительность как результат сложной и длительной селекции общественного и индивидуального правового опыта. Индивидуальное правосознание и правовая культура также связаны с проявлениями правовой активности личности.

Наконец, проблема индивидуальной правовой жизни требует реализа- цию возможностей, заложенных в антропологической методологии, предполагающей отражение всего множества вопросов в аспекте индивидуальных социальных характеристик (качеств, деятельностных ориентации) человека.

В ходе исследования также использовались отдельные элементы синер-гетической (там, где необходимо обратиться к характеристике индивидуальной правовой жизни как сложной, но недостаточно системной), феноменологической методологии (когда теоретическому анализу подвергаются природа и содержание индивидуального правосознания).

Теоретическую базу диссертационного исследования составили работы ученых в области юриспруденции, философии права, психологии, общей социологии и социологии права. При этом, наряду с работами современных отечественных и зарубежных авторов, использовались труды отечественных и зарубежных ученых дореволюционного периода в области общей теории права.

В отечественной юридической науке диссертация представляет собой одну из первых монографических работ, посвященных изучению феномена правовой жизни в, ее индивидуальной форме. Научную новизну представляют следующие элементы исследования, выводы и положения: понимание действительной правовой жизни человека как единства ее идеальных и реальных форм; положение, согласно которому сущность индивидуальной правовой жизни отражена именно в ее идеальном компоненте, во внутренней духовной работе по освоению, интерпретации и формированию правовых убеждений, ценностных ориентиров и притязаний; установление свойств индивидуального правового пространства и времени как, с одной стороны, определенных взаимодействием людей, вступлением индивида в общественные отношения, а, с другой стороны - способностями, качествами самого субъекта правовой жизни; понимание притязаний индивида как глубинной основы для воспроизводства им правовых устоев общества и своих прав; обоснование тезиса, что содержательность и значимость индивидуальной правовой жизни обусловлена гораздо меньшей ее системностью, со-образованностью с обстоятельствами и ситуациями, в противоположность общественной правовой жизни, для которой внутренняя согласованность гораздо более важна; положение о том, что в реальной индивидуальной правовой жизни объективные условия и факторы являются вторичными по сравнению с субъективными факторами, выраженными в идеальной правовой жизни человека; положение о первенстве содержательных критериев правозначимого поведения в его характеристике как формы и процесса индивидуальной правовой жизни; вывод, что правоотношения в контексте рассмотрения индивидуальной правовой жизни выступают не только как правореализующие, но и как правообразующие; рассмотрение правовых качеств, правовой культуры и индивидуального права как условий и результатов индивидуальной правовой жизни; вывод, что характер индивидуальной правовой культуры находится в прямой зависимости от степени успешности индивидуальной правовой жизни; вывод, что основным путем повышения уровня общественной правовой культуры является всемерное способствование со стороны общества, государства качественной, активной индивидуальной правовой жизни; понимание индивидуального права как единства прав человека, форм правозначимого поведения и способности к самоограничению на основе существующих норм и правил.

На защиту выносятся следующие положения:

Индивидуальная правовая жизнь представляет собой непрерывный процесс обмена притязаниями, порождающий взаимные права и обязательства людей;

Индивидуальное правовое пространство лишь с одной стороны оп- ределено взаимодействием людей. С другой стороны, оно определено способностями, качествами самого субъекта правовой жизни; его активность и сформированный объем притязаний служат самой глубинной основой для воспроизводства правовых устоев общества и прав самого человека;

Если общественная правовая жизнь в основном подчинена закономерностям и зависит от сложившихся условий и факторов, то индивидуальная правовая жизнь гораздо более ситуативна и требует значительной активности человека, что, с одной стороны, делает правовую жизнь общества более разнообразной, динамичной, а, с другой стороны, вносит в нее элемент неопределенности и создает социально-правовое напряжение, что придает дополнительный импульс развитию средств нормативно-правовой регуляции;

В своей правовой жизни, в отличие от жизни в других общественных формах, индивид предстает как деятельный, единичный, функционирующий в реальности субъект; он предстает как самоопределяющийся в правовой реальности, идентифицирующий себя в правовом отношении с обществом, с другими людьми на основе ограничения своих интересов1 интересами других и определения своего интереса как самостоятельно значимого;

Существо протекания индивидуальной правовой жизни в идеальных формах состоит не только и не столько в отражении действительных правоотношений и процессов и простом следовании правовым требованиям, сколько в своеобразной духовной оппозиции правовой реальности, которая, с одной стороны, позволяет критически относиться к влияниям со стороны общества, а, с другой стороны, стимулирует развитие личности, совершенствует ее правовые качества;

Стимулы и ограничения являются такими элементами сферы права, в которых синтезирована индивидуальная правовая жизнь в идеальных и в реальных формах. Они концентрируют в себе готовность личности к реализации своих ценностных ориентации и установок в правозначимой деятельности;

В системе форм реальной индивидуальной правовой жизни поведение предстает как динамическая составляющая, правоотношение — как единство проявлений внутренней активности и существующих нормативных воплощений, а процедура - как внешняя форма объективации поведения. В своем единстве они отражают сущность индивидуальной правовой жизни в ее реальности;

В процессе социализации закладываются способности человека к правовой жизни, однако сами правовые качества непосредственно формируются и развиваются только в активной индивидуальной правовой жизни. От степени значимости для общества индивидуальной правовой жизни зависит и степень правовой развитости человека;

В качестве условия правовая культура личности характеризует индивидуальную правовую жизнь с точки зрения стабильности, надежности, самостоятельности, а как следствие индивидуальной правовой жизни - с точки зрения опыта реализации правовых качеств в сочетании с притязаниями;

10. Индивидуальное право в своей содержательности качественно оп ределено объемом приобретаемых прав. Их действительность находится в прямой зависимости от активности человека, силы его правовых качеств.

Теоретическое значение диссертации. Сделанные автором выводы и обобщения могут способствовать развитию разделов правовой теории, непосредственно связанных с проблемами повышения действенности правовых средств организации общественной жизни, развития механизмов осуществления прав человека, с развитием теории правового государства и гражданского общества. Исследование позволило раскрыть сущность и значимость индивидуальной правовой жизни, определить специфические формы ее проявления в общественной практике. Исследование на базе сравнительно новых методологических подходов, помимо конкретных результатов, обнаруживает целый ряд перспективных направлений научного исследования такого существенного элемента правовой жизни общества, как правовая жизнь индивидов.

Использование полученных результатов при разработке соответствующей проблематики в рамках отраслевых наук, как представляется, позволит выйти на новый уровень решения вопросов, связанных с совершенствованием действующего права и с обогащением содержания общественной правовой жизни, совершенствования практики обеспечения и защиты прав граждан.

Одним из показателей качественного развития индивидуальной правовой жизни является правовая активность личности. Именно в этом аспекте поставленная проблема наиболее актуальна с практической точки зрения. Практическая значимость работы определяется тем, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы для совершенствования законотворческого процесса, механизмов и средств правового стимулирования поведения граждан.

Предложенные решения имеют значение для самого широкого спектра проблем социально-политического и идейно-нравственного.характера.

Особую практическую значимость имеет разработка проблем выработки правовых качеств личности, развития ее правовой культуры и, самое главное, создание возможностей для интеграции правовых требований, норм и правил во внутренние импульсы индивидуальной правовой жизни, преобразования их в элементы индивидуального права. Все эти вопросы непосредственно связаны с реализацией конституционных установок на построение правового государства и обеспечение достойного существования членов общества.

Материалы диссертации могут использоваться при изучении курсов «Теория государства и права», «Актуальные проблемы теории государства и права», «Конституционное право», «Теория прав человека» и др., а также при разработке учебных и учебно-методических пособий по перечисленным курсам.

Результаты диссертационного исследования в течение ряда лет апробировались в высших учебных заведениях МВД России и в системе повы- шения профессиональной квалификации сотрудников правоохранительных органов. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в опубликованных автором статьях, они обсуждались на научно-практических конференциях и методологических семинарах.

Структура диссертации обусловлена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Понятие индивидуальной правовой жизни

Вырабатывая понятие индивидуальной правовой жизни, необходимо выяснить, какое понимание и жизни, и права наиболее адекватно отражает данную форму социальной жизнедеятельности человека.

Жизнь в точном смысле слова - прежде всего форма существования организмов, являющихся открытыми самоорганизующимися системами, для которых характерны обменные процессы веществ, активная регуляции своего состава и функций, приспособляемость к среде и другие, более конкретные свойства. Но когда мы говорим о человеке, важно учесть то, что его жизнь характеризуется наличием не только биологического, но и социального, и духовного компонентов. В применении к человеку понятие жизни имеет несколько значений: это и совокупность явлений, происходящих в организме, и физиологическое существование человека (как и всего живого), и время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-нибудь его период, и деятельность человека в тех или иных сферах или аспектах общества (общественная, духовная, семейная жизнь), и действительность (например, можно провести закон в жизнь, осуществить его), и социальное «оживление», проявление усилий, и творчество и т.п.

В общесоциальном контексте выделяют различные формы жизнедеятельности: финансовую и экономическую, духовную и научную, семейную и бытовую, религиозную и нравственную, государственную и политическую и т.п. Так, В.О. Ключевский отмечал, что «природа страны направляет хозяйственную жизнь; физическая природа человека завязывает и направляет жизнь частную, домашнюю; личность есть сила творческая в умственной и нравственной жизни, а обществом создается жизнь политическая и социальная». При этом неразрывность субъекта и объекта, стремление выразить внутреннюю активность, спонтанность, способность субъекта к самоорганизации и саморазвитию, присутствие в мире человека многого, не укладывающегося в пределы рациональности, но угадываемого интуицией, психикой, фиксируемого культурой, - все эти представления сформировались в русле так называемой «философия жизни». Ещё в 1920 г, виднейший представитель неокантианства Г. Риккерт писал: «Я думаю, что наиболее распространенные, заслуживающие серьезного отношения к себе философские устремления нашего времени лучше всего могут быть, подведены под понятие философии жизни... Этим я хотел бы в то же время указать на философию жизни, как на необходимую задачу, разрешение которой, однако, должно дать более, нежели философию одной лишь жизни» .

Обращение к категории правовой жизни выражает стремление к использованию мыслительных конструкций, способных отразить, прежде всего, неинституциональные и скрытые от непосредственного восприятия формы регуляции социальных отношений и социальной деятельности3. Ряд представителей современной отечественной юриспруденции понимают правовую жизнь общества как форму социальной жизни, выражающуюся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующую специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов. В свое время классик отечественной юриспруденции И.В. Михайловский подчеркивал: «Правовая жизнь есть только часть более широкого понятия - социальная жизнь»

Социальная (общественная) жизнь - это социум в движении (функционировании, изменении), она - постоянный процесс производства и воспроизводства социальных отношений между людьми на нормативно-ценностной и деятельной основе1. Из этого логически следует вывод о том, что в таком случае правовая жизнь, как форма социальной жизни, - процесс образования и воспроизводства правоотношений. Специфическую ткань правовой стороны жизни общества образуют правовые акты (факты) и правоотношения, которые являются одними из важнейших разновидностей социальных актов и связей.

Возможность существования правовой жизни в качестве особой разновидности социальной жизни вытекает из сущности права как социального института, адаптированного к особенностям жизни конкретного народа. «Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем данного общества, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой, религией и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации... Право, существующее в реальной жизни, необходимо рассматривать с учетом конкретизации его государственно-волевого, нормативного и властно-регулятивного признаков применительно к определенной ступени исторического развития и к особенностям той или иной страны»

Объективные формы существования человека в правовой сфере

Обменные процессы, как выражение природы индивидуальной правовой жизни, осуществляются в зависимости от многих факторов как субъективного, так и объективного характера. К факторам объективного порядка в первую очередь относятся универсальные формы существования человека, в рамках которых протекает индивидуальная правовая жизнь. А именно - речь идет о пространстве и времени данной формы жизни отдельного человека.

Правовое пространство можно рассматривать как систему ценностных координат, что позволяет говорить о его влиянии на правовую социализацию личности. По мнению П.А. Сорокина, «определить положение человека или какого либо социального явления в социальном пространстве означает опре- делить его отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета»». В обществе человек всегда стоит лицом к лицу с другим человеком. Другой человек одновременно и ограничивает проявления свободы каждой конкретной личности, и создает у нее стабильную потребность в самореализации и социальном самоутверждении. Взаимодействие с другими выявляет и выводит на поверхность внутренние качества личности и конституирует специфическое пространство совместного существования. Принцип пространственной зависимости индивида от окружения является важнейшим компонентом механизма правовой социализации. Это пространство совместного существования и представляет собой жизненное пространство личности, одной из самых важных форм которого является именно индивидуальное правовое пространство.

Вообще социальное пространство (разновидностью которого является правовое пространство), в его отличие от физического, обладает одним существенным признаком - оно складывается в результате взаимодействия не физических тел, а тел социальных, иначе говоря - из актов коммуникации, или актов передачи информации посредством специальных материальных носителей или сигналов. Перенос информации — типичный процесс в сфере социальных явлений. Например, весь процесс создания социальных норм, их усвоения, соблюдения и исполнения людьми протекает в форме взаимодействия. Сведения о нормах поведения, о системе ценностей, о практике общественных отношений формируют мировоззрение, психологию, весь внутренний облик человека.

Человек является самым важным и непосредственным участником лю-бого правоотношения, как способа взаимодействия в социальном пространстве. Поэтому так важно обратиться к изучению правового пространства, которое, как оболочка, связано с человеком. Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал: «Мы знаем личность не изолированную и обособленную, а живущую в обществе, в нем совершающую свой жизненный путь, и потому неизбежным является двоякое проявление личности: индивидуальное и общественное... Личность и общество не представляют собой каких-то самодовлеющих и противостоящих друг другу субстанций; они растут из одного корня и стремятся к одному свету». Без признания самостоятельности и значимости индивидуальных правовых пространств невозможно по-настоящему обосновать реальную значимость для общества права человека и наличные условия его существования.

Место индивидуальных правовых пространств в системе общественного правового пространства различно в зависимости от того, какое значение придается в том или ином государстве, в рамках той или иной правовой культуры правам человека. Например, для европейского общества проблема прав человека традиционно актуальна и важна, тогда как для российского общества эта проблема еще только начинает переходить из области теории и политических программ в практическую плоскость. «Если до середины. XX века утверждали, что все связанное с правами человека - исключительно внутренняя компетенция каждого государства, то теперь повсеместно признается, что степень соблюдения и уважения прав человека определя-ет на международной арене и степень доверия к государству» . За человеком признается способность и на него налагается социальная обязанность не только исполнять, но и создавать нормы, не только подчиняться им, но и принимать самостоятельные решения3. Государство должно воздерживаться от избыточного вмешательства в известные области, к которым относится, в определенных пределах, конечно, и индивидуальная жизнь людей, предоставляя известный простор для индивидуальной деятельности человека. Для современной России эти аспекты развития права чрезвычайно важны; их реализация непосредственно выводит на практику формирования правового государства.

Индивидуальная правовая жизнь в идеальной форме

Понятие правовой жизни входит в совокупность (систему) понятий, призванных описать и охарактеризовать действительность с точки зрения составляющих ее процессов. Естественно, требуется предельно ясно представить себе, что понимается под действительностью в контексте рассматриваемого понятия.

Вообще под действительностью понимается то, что, во-первых, существует объективно и способно существовать независимо от того, осознается это существование или нет. Во-вторых, это то, что существует не в возможности, а в актуализованности (в реальности, в настоящем времени). Наконец, в-третьих, действительность есть то, что поддается восприятию, и это восприятие возникает как в сфере материальных отношений и деятельности, так и в сфере социального и духовного общения. Таким образом, только с одной стороны мы различаем действительность и долженствование (как то, что является еще только возможностью, абстрактной или реальной, и как то, что ей противостоит как ее предвосхищение, предположение). В применении же к правовой жизни, в том числе и индивидуальной, следует различать действительность, существующую в реальных и в идеальных формах.

Жизнь человека в идеальных формах, т.е. процессы духовные, мыслительные, есть то, что отличает его от всякого другого живого существа, в том числе и живущего коллективной жизнью. Именно поэтому мы начинаем исследовать формы индивидуальной правовой жизни с идеальной формы. При этом под формой понимается, конечно, внутренняя форма, т.е. способ организации индивидуальной правовой жизни.

Идеальное - это, прежде всего, человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении, оно - отражение правового мира в формах сознания и воли человека, заданных ему предшествующим развитием общества. Идеальное всегда выступает как продукт целенаправленного преобразования общественных отношений.

Правовая жизнь индивида в идеальной форме протекает прежде всего в его правосознании. И.А. Ильин справедливо подчеркивал, что «нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Правосознание как духовный орган, необходимый человеку, участвует так или иначе во всей его жизни даже и тогда, когда человек совершает преступления, притесняет соседей, предает свою родину и т.д., ибо слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя» его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание или мотивы -ложными или дурными»1.

Индивидуальное правосознание чаще всего несет в себе родовые черты общественного правосознания, но может и существенным образом отличаться от него. Индивидуальное сознание само по себе не может охватить всю совокупность связей, существующих в обществе, выделить главное и существенное. На него неизбежно воздействует общественное сознание, которое отличается от него глубиной отражения действительности, масштабом понимания событий, широким охватом общественных явлений, предвидением социальных процессов.

Источником развития правосознания индивида является вся сфера общественных отношений, в которые включен человек. Находясь в рамках этих отношений, личность получает знания о праве двояким путем: 1) в результате наблюдения за практикой создания, применения и реализации норм права; 2) в процессе усвоения знаний о праве, целенаправленно передаваемых человеку различными источниками правовой информации.

Правосознание представляет собой непосредственное восприятие правовой действительности в чувственных образах или опосредованное ее восприятие в мыслительных конструкциях.

В контексте проблемы правовой жизни индивидуальное правосознание должно нас интересовать не с точки зрения его содержания или «продуктов», а с точки зрения механизмов его действия по отражению реальности правоотношений. Для индивидуального правосознания характерно то, что оно не сводимо к отражению лишь действующего права. Конституируя в сознании свое правовое пространство, человек тем самым непрерывно структурирует самого себя не только как активного и сознательного субъекта правоотношений, но и как носителя (и выразителя) специфического правопонимания.

В своем правосознании индивид отражает общественные отношения с точки зрения необходимости их правового регулирования. Примером тому могут служить хотя бы те предложения, которые поступают от граждан в государственные органы, в которых обосновывается необходимость принятия новых и изменения действующих нормативных правовых актов.

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву. Правосознание не подлежит механическому делению на составные элементы; оно представляет собой единую, целостную систему идей, взглядов, установок, оценок, чувств, которые не только взаимодействуют, но и дополняют друг друга. Кроме того, правосознание - это не застывшая, а динамическая система элементов, отражающая все многообразие форм правовой жизни.

Правосознание в структуре личности не только обеспечивает познание правовой действительности, но и приобретает роль источника деятельности, активности человека - важного индикатора человеческой индивидуальности, в котором реализуются возможности и качества человека.

Правовые качества личности

Вопрос о правовых качествах личности является одним из основных в контексте рассмотрения индивидуальной правовой жизни с точки зрения ее результатов и условий. Между тем, интерес к проблеме правовых качеств личности в юридической теории пока незначителен, хотя для развития теорий прав человека исследование данной проблемы имеет весьма существенное значение.

Чаще всего человек фигурирует в теории в контексте проблемы соответствия его поведения правовым требованиям и нормам. И добиться этого можно, по мнению как большинства теоретиков-юристов, так и юристов-практиков, исключительно с помощью совершенствования механизмов правового регулирования, организации системы принуждения или приведения в действие совокупности идейно-воспитательных средств1.

Объективной причиной слабого интереса отечественных правоведов к проблеме правовых качеств личности и узости ее понимания является, на наш взгляд, отсутствие должной степени развитости тех общественных условий и обстоятельств, при которых роль качеств личности в правовой жизни становится реально значимой. Следует согласиться с В.П. Малаховым, который утверждает, что российская правовая культура- содержательно насыщеннее, глубже, органичнее связана с нравственно-религиозной жизнью общества, чем, например, культура западноевропейская, поэтому личностный фактор на самом деле в России объективно значимее, чем на Западе2. Однако история России сложилась таким образом, что роль личности и, соответственно; значимость прав человека традиционно были принижены, полностью подчинены интересам общества и государства.

Весьма существенной, если не основной, причиной того, что личностному аспекту пока не уделяется должного внимания в правовой теории, по нашему мнению, является отсутствие в современной России развитого гражданского общества. До сих пор в России воспроизводится исторически сложившаяся ситуация, когда государство фактически заменяет собой все институты гражданского общества. Здесь не место подробно обсуждать свойства гражданского общества и условия, при которых оно может существовать в своем подлинном выражении. Отметим только, что в условиях неразвитости и несамостоятельности институтов гражданского общества (прежде всего, института собственности) роль личности закономерно оказывается незначительной; ее самостоятельность, инициативность весьма ограничены, диапазон социально значимых и индивидуально важных решений невелик. Поэтому вполне закономерно, что правовым свойствам и качествам человека уделяется столь мало внимания: эти свойства существенным образом не могут влиять на общее состояние массовых правовых отношений, их потенциал не востребован нормативной системой права. Только при условии, когда государство существует и развивается в рамках гражданского общества1, когда, значит, частный интерес, частная жизнь обладают относительной самостоятельностью и реальной значимостью2, - только тогда становится существенным вопрос о личности как носителе определенного комплекса общественно значимых качеств правового характера.

На Западе, в силу более органичного сочетания, индивидуалистических установок и традиционного для буржуазного общества формализма права, востребованность личностных характеристик человека незначительна, поэтому неразвитость теории правовых качеств личности вполне объяснима и в определенном смысле оправданна. В России же, в силу глубинного культурного конфликта формализма юридического права и общественного запроса к содержательности правовой жизни, выключенность человека (в его индивидуальных проявлениях) из правотворчества, из реализации своих прав, фактическая незначимость этих прав — все это в определенной мере негативно сказывается на эффективности реализации права.