Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Клименко Алексей Иванович

Функционально-структурные характеристики правовой идеологии
<
Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии Функционально-структурные характеристики правовой идеологии
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клименко Алексей Иванович. Функционально-структурные характеристики правовой идеологии: диссертация ... доктора Юридических наук: 12.00.01 / Клименко Алексей Иванович;[Место защиты: «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»].- Москва, 2016.- 541 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Сущность правовой идеологии .

1.1. Место правовой идеологии в идеологической сфере современного общества .

1.2. Многообразие подходов к пониманию правовой идеологии

1.3. Правовая идеология и ее функциональные характеристики в контексте соотношения различных форм права

1.4. Правовая идеология как особая форма идеологии современного общества .

Глава вторая. Природа правовой идеологии

2.1. Социально-политическая природа правовой идеологии

2.2. Социально-экономическая природа правовой идеологии

2.3. Религиозно-магические и эстетические основания правовой идеологии

2.4. Моральная природа правовой идеологии

Глава третья. Функциональные связи правовой идеологии

3.1. Система сущностных и природных функций правовой идеологии в контексте объектов ее воздействия .

3.2. Дисфункции правовой идеологии и их причины

3.3. Основные функции современной правовой идеологии

Глава четвертая. Структурные уровни правовой идеологии .

4.1. Структурный дуализм правовой идеологии

4.2. Смысловой уровень структуры правовой идеологии .

4.3. Структура содержания правовой идеологии .

4.4. Структура механизма правовой идеологии 104

3 Глава пятая. Элементы содержания правовой идеологии

5.1. Правовые ценности, идеи и концепты как взаимосвязанные элементы содержания правовой идеологии .

5.2. Мифологизированные правовые концепции и теории (правовые мифы) как элементы содержания правовой идеологии

Глава шестая. Правовая идеология как основание структуры международного правопорядка в современном мире .

6.1. Перспективы формирования глобальной правовой идеологии

6.2. Правовая идеология Европейского Союза .

6.3. Перспективы формирования правовой идеологии в процессе евразийской интеграции

Заключение

Список используемой литературы

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. В настоящее время в современных государствах наблюдается трансформация политических структур, для которой характерна одна важная, явно выраженная тенденция, заключающаяся в возрастании роли права и правовой системы в политической организации и сплочении общества. В идеологической сфере современного общества все более значимое место занимает правовая идеология. Соответственно, актуальность исследования правовой идеологии в рамках юридической теории определяется тем, что оно может обеспечить гораздо более системное и глубокое понимание идеологических процессов, определить действия по оптимизации идеологической организации общества и повысить эффективность правового воздействия. Исследование правовой идеологии как ресурса развития общества в целом способно дать позитивные и стабильные результаты в государственном строительстве и совершенствовании правовой системы.

Наиболее актуальными для теории и практики государственно-правового строительства представляются проблемы функционально-структурной организации правовой идеологии. Обращение к этой проблематике позволяет лучше понять роль правовой идеологии в современных государствах, значимость идеологических аспектов права, выявить причины востребованности правовой идеологии в современных условиях, а также сформировать представление о ее оптимальной внутренней организации.

К наиболее актуальным проблемам, которые связаны с функционированием правовой идеологии, могут быть отнесены такие теоретические проблемы, как проблема дифференциации объектов ее воздействия, дифференциации и классификации функций правовой идеологии, а также имеющие явное значение для практики проблемы: правового воспитания, формирования ценностных установок правосознания, легитимации власти, формирования идеологического образа единства права и правовой системы общества, формирования гражданского общества и правового государства, обеспечения диалога правового государства и гражданского общества, эффективности правоприменения, оптимизации правотворчества и его идеологического значения, идеолого-правового обеспечения национальной безопасности, формирования профессионального правосознания сотрудников полиции.

Важнейшими элементами знаний, позволяющими оптимизировать функции правовой идеологии, становятся принципы ее внутренней организации, элементный состав и основные структуры. Наиболее актуальными представляются следующие контексты исследования структуры правовой идеологии: как специфики построения сегментов правовой идеологии и характера их взаимосвязи, как структуры идеолого-правового дискурса, как структуры организации содержания и как структуры механизма функционирования. Такое исследование правовой идеологии с учетом ее сложной, многоуровневой организации способно дать адекватное представление об этом столь существенном для современного общества явлении.

Определение функционально-структурных характеристик правовой идеологии способно прояснить актуальный как для общей теории права, так и для теории международного права вопрос идеологического основания глобального правопорядка и международных региональных правопорядков в контексте современных тенденций развития таких значимых международных региональных структур, как Евросоюз с его развитой правовой системой и, тем более, в контексте такого важного для России проекта евразийской интеграции, как Евразийский экономический союз.

Проблема определения функционально-структурных характеристик правовой идеологии имеет много граней и, соответственно, предполагает исследование довольно широкого спектра актуальных правовых вопросов. Исследование закономерностей функционирования и структуры правовой идеологии, рассматриваемой как система, на действие которой можно оказывать влияние как на функциональном, так и на структурном уровне, позволяет создать теоретическую основу для наиболее оптимального решения целого ряда проблем современного общества.

В настоящее время сложно представить себе какие-либо правовые явления, которые не были бы связаны с правовой идеологией. И сегодня в условиях интенсификации информационного обмена и повышения значимости информации ценностного плана многие правовые проблемы не могут быть удовлетворительно решены вне учета фактора правовой идеологии.

Степень разработанности темы диссертационного исследования. Рассматривая правовую идеологию как таковую или ее отдельные проявления (функции, структурные особенности), большинство авторов научных работ не предпринимали попыток определения всего спектра функциональных и струк-4

турных характеристик правовой идеологии и их взаимообусловленности. Тем не менее существует ряд научных трудов, связанных с проблематикой настоящего исследования или затрагивающих ее. Многие мыслители прошлого и современные исследователи рассматривали вопросы, связанные со структурой правовой идеологии и ее функциями, занимаясь самым широким кругом теоретико-правовых проблем.

О роли правовой идеологии в правовых системах современности можно судить по работам Р. Давида, Р. Леже, К. Цвайгерта и Х. Кетца1. Исследования Г.И. Муромцева позволяют выявить значение правовой идеологии в системе правовой культуры общества, а также проанализировать идеологический компонент правовых систем2. Работы американского правоведа Р. Дворкина позволяют понять значение принципов как идейных стандартов, влияющих непосредственно на формирование правового суждения и принятие правоприменительного решения3. Ценной в контексте настоящего исследования представляется «Теория справедливости» Дж. Ролза – фундаментальная научная работа, содержащая концептуализацию идеи справедливости – одну из наиболее важных идей правовой идеологии4.

Существенными для настоящего исследования в методологическом плане являются работы представителей психологической школы права Л.И. Петра-жицкого, М.А. Рейснера5. Наиболее существенными в мировоззренческом и методологическом плане для настоящего диссертационного исследования следует признать научные работы С.С. Алексеева, Г.Д. Гурвича, О.Э. Лейста, В.П. Ма-

1 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Меж-
дунар. отношения, 2009; Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-
правовой подход. М.: Волтерс Клувер, 2009; Цвайгерт К., Кетц Х. Сравнительное частное
право: В 2-х тт. Том I. Основы. Том II. Договор. Неосновательное обогащение. Деликт. М.:
Международные отношения, 2010.

2 См., например: Нерсесянц В.С., Муромцев Г.И., Мальцев Г.И. и др. Право и культура: Мо
нография. М.: Изд-во РУДН, 2002; Муромцев Г.И. Правовые системы и правовые культуры в
сравнительно-правовых исследованиях // Вестник Российского университета дружбы наро
дов. Серия: Юридические науки. 2013. № 4. С. 158-165.

3 См., например: Дворкин Р. О правах всерьез. М.: РОССПЭН, 2004.

4 См.: Ролз Дж. Теория справедливости. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010.

5 См., например: Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности: Эмоцио
нальная психология. М.: КРАСАНД, 2011; Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого. Мар
ксизм и социальная идеология. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза»,
1908 (данные приведены в соответствии с современными стандартами русского языка).

лахова, Г.В. Мальцева, В.С. Нерсесянца, А.И. Овчинникова, Т.Н. Радько1. Представляют ценность для настоящей работы исследования в сфере философии, политологии и социологии, которые посвящены изучению идеологической сферы общества и феномена идеологии в современном обществе. Прежде всего это исследования А.А. Зиновьева, С.Г. Кара-Мурзы, А.Н. Кольева, Т. Иглтона, К. Поппера, Г. Лебона, К. Мангейма, Дж. Шварцмантеля2. Также для данного исследования существенно обращение к работам в названных областях, которые позволяют судить об информационно-идеологических характеристиках современного общества и тенденциях его развития в этом отношении. Это работы Э. Арато, Х. Арендт, З. Баумана, П. Бурдье, Дж. Коэна, Э. Тоффлера, Ю. Хабермаса3.

Среди исследователей, изучавших проблематику, связанную с темой настоящей работы, необходимо также выделить отечественных правоведов прошлого, которые внесли существенный вклад в развитие российской правовой мысли – И.А. Ильина и Н.М. Коркунова4, а также отечественных современных правоведов: М.В. Бавсуна, А.А. Беседина, М.В. Воронина, С.В. Зыкову, И.А. Исаева, А.И. Ковлера, В.М. Курицына, Т.В. Кашанину, В.И. Лафитского, А.Г. Мамонтова, М.Н. Марченко, А.М. Михайлова, С.В. Недобежкина, Т.Г. Окриа-швили, А.В. Погодина, В.М. Реуфа, В.М. Розина, В.П. Сальникова, С.В. Степа-

1 См., например: Алексеев С.С. Линия права. М.: Статут, 2006; Гурвич Г.Д. Философия и со
циология права: Избранные сочинения. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Изда
тельство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2004; Лейст О.Э. Сущность права.
Проблемы теории и философии права. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002; Малахов В.П. Мифы со
временной общеправовой теории: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013;
Нерсесянц В.С., Муромцев Г.И., Мальцев Г.В. и др. Право и культура: Монография. М.: Изд-
во РУДН, 2002; Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Рос
тов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2002; Радько Т.Н. Теория функций права.
Монография. М.: Проспект, 2015.

2 См., например: Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. СПб.: Издательский Дом «Нева»,
2004; Eagleton T. Ideology: an introduction. London – New York, 2000; Кара-Мурза С.Г. Манипуля
ция сознанием. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002; Кольев А.Н. Политическая мифология: Реали
зация социального опыта. М.: Логос, 2003; Лебон Г. Психология масс. Минск: Харвест, М.: АСТ,
2000; Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994; Шварцмантель Д. Идеология и
политика. Харьков: Гуманитарный Центр, 2009.

3 См., например: Арендт Х. Ответственность и суждение. М.: Изд. Института Гайдара, 2013;
Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008; Бурдье П. Социология политики. М.: So-
cio-Logos, 1993; Коэн, Дж. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.:
Издательство «Весь Мир», 2003; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство
АСТ», 2004; Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М.: Праксис, 2007.

4 См., например: Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 4. М.: Русская книга, 1994; Коркунов
Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004.

шина, А.Г. Хабибулина, Н.И. Хабибулину, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева1. В настоящей работе использованы идеи зарубежных исследователей-правоведов разных лет: Ж.-Л. Бержеля, А. Гарапона, Г. Еллинека, Р. фон Иеринга, Б. Леони, Д. Ллойда, Г. Радбруха, Н. Рулана, Л.Л. Фуллера, Г.Л.А. Харта2.

Объектом исследования является правовая организация идеологической сферы современного демократического общества.

Предметом исследования являются особенности и закономерности связей функциональных и структурных свойств правовой идеологии.

Основной теоретической целью исследования является определение закономерных функциональных связей и особенностей структурно-элементного

1 См., например: Бавсун М.В. Уголовно-правовая идеология как средство предупреждения пре
ступности // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2012. № 2 (31). С. 202-206; Беседин
А.А. Значение правовой идеологии в решении задачи легитимации государственной власти // Кон
ституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 8-11; Воронин М.В. Принципы права и сис
темность права // Юридический мир. 2012. № 11. С. 63-66; Зыкова С.В. Формы и элементы рели
гиозности в российском праве. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006; Исаев И.А. Топос и
номос: пространства правопорядков. М.: Норма, 2007; Кашанина Т.В. Структура права. Моногра
фия. М.: Проспект, 2015; Ковлер А.И. Антропология права. М.: НОРМА (Издательская группа
НОРМА-ИНФРА М), 2002; Курицын В.М. История государства и права России. 1929-1940 гг. М.:
Международные отношения, 1998; Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от
древности до наших дней. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2003; Недобежкин С.В. Мифологизация
вопроса о происхождении права в теоретико-правовой науке // История государства и права. 2012.
№ 11. С. 7-10; Мамонтов А.Г. Независимость и законность современного суда: миф и реальность //
История государства и права. 2012. № 11. С. 39-42; Марченко М.Н. Правовое государство и граж
данское общество (теоретико-правовое исследование). М.: Проспект, 2015; Окриашвили Т.Г.
Взаимодействие юридической доктрины и правовой политики // Конституционное развитие Рос
сии: проблемы теории и практики: сборник материалов научно-практической конференции. Ря
зань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2012. С. 91-95; Погодин А.В.
Право, правореализация и нравственность // История государства и права. 2013. № 21. С. 42-46;
Реуф В.М. Государственная правовая идеология и ее воздействие на общественное правосознание
// Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. №2. С. 67-71; Розин В.М.
Генезис права: Методологический и культурологический анализ. М.: NOTA BENE Медиа Трейд
Компания, 2003; Сальников В.П., Степашин С.В., Хабибулин А.Г. Государственность как фено
мен и объект типологии: теоретико-методологический анализ. СПб.: Фонд «Университет», 2001;
Чиркин В.Е. Современное государство М.: Международные отношения, 2001; Эбзеев Б.С. Консти
туция Российской Федерации – 20 лет: государство, демократия, личность сквозь призму практи
ческого конституционализма // Современный конституционализм: вызовы и перспективы: мате
риалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции
Российской Федерации / отв. ред. В.Д. Зорькин. М.: Норма, 2014. С. 397-421.

2 См., например: Бержель Ж.Л. Общая теория права. М.: Nota Bene, 2000; Гарапон А. Хранитель
обещаний: суд и демократия. М.: «NOTA BENE» Медиа Трейд Компания, 2004; Еллинек Г. Об
щее учение о государстве. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004; Иеринг Р. фон. Юридиче
ская техника. М.: Статут, 2008; Леони Б. Свобода и закон. М.: ИРИСЭН, 2008; Ллойд Д. Идея
права. М.: «ЮГОНА», 2002; Радбрух Г. Философия права. М.: Международные отношения,
2004; Рулан Н. Юридическая антропология. М.: НОРМА, 2000; Фуллер Л.Л. Мораль права. М.:
ИРИСЭН, 2007; Харт Г.Л.А. Понятие права. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун.-та, 2007.

состава правовой идеологии, которые позволяют адекватно отразить ее роль и эффективность в современном обществе.

Основной практической целью выступает выявление возможностей и условий оптимального идеолого-правового обеспечения потребностей современного общества, центральными в которых являются социальная консолидация и легитимация установленного и обеспечиваемого государством правопорядка.

Достижение обозначенных целей требует решения следующих исследовательских задач:

определения значения правовой идеологии в идеологической сфере современных политически организованных обществ западного типа;

выявления и оценки значения идеологического компонента в современном праве;

определения основных объектов воздействия правовой идеологии;

установления специфических черт правовой идеологии и выявления ее сущности;

установления характера функциональных связей правовой идеологии с правом с учетом его многообразия;

выявления функций правовой идеологии, обусловленных ее сущностью;

выявления природы (корней, оснований) правовой идеологии во всем ее многообразии;

установления функций правовой идеологии, обусловленных ее природой;

определения системы функций правовой идеологии;

установления системообразующих функций правовой идеологии;

выявления причин дисфункций правовой идеологии;

- выработки представления о возможных мерах по минимизации дис
функций правовой идеологии;

дифференциации основных структур правовой идеологии;

оценки характера взаимосвязи правовой идеологии гражданского общества и юридической идеологии государства как сегментов правовой идеологии;

характеристики структуры смыслового уровня правовой идеологии;

- выявления элементов содержания современной правовой идеологии и
характера их взаимосвязей;

выяснения алгоритма функционирования механизма правовой идеологии;

установления структуры механизма функционирования правовой идеологии, выявления условий его оптимизации;

определения роли правовой идеологии в образовании структуры глобального правопорядка;

оценки значения правовой идеологии в формировании международных региональных правопорядков;

выявления основных характеристик правовой идеологии Европейского Союза;

определения значения правовой идеологии в евразийской интеграции на примере Евразийского экономического союза.

Методологической основой диссертационного исследования служит методология, включающая несколько уровней: уровень познавательных парадигм (первый уровень), концептуальные идеи исследования (второй уровень), принципы исследования (третий уровень) и методы исследования (четвертый уровень).

Важной парадигмой современного научного знания является представление о прогрессе социальных институтов. Данная парадигма предполагает, что общество и государство, правовая система и политические институты эволюционируют вместе с идеологической сферой современного общества.

Исследование строится на следующих концептуальных идеях: на идее правовой идеологии как особом механизме организации идеологической сферы современного общества, идее значимости идеологического фактора в современной правовой и политической системе, идее обусловленности функций сущностью и природой правовой идеологии, идее дифференциации сущности и природы правовой идеологии, а также сущностных и природных функций правовой идеологии, идее многообразия природы правовой идеологии, идее множественности структур правовой идеологии, идее первичности функционального анализа правовой идеологии и вторичности структурного анализа.

Элементами методологии исследования является также ряд принципов-требований к процессу исследовательской деятельности, среди которых особо значимы принципы научности, системности, историзма, методологического плюрализма, цельности.

При анализе смыслового уровня структуры правовой идеологии используются преимущественно философско-правовые методы: диалектический, феноменологический и герменевтический. В качестве вспомогательного используется аксиологический метод, который имеет значение прежде всего в анализе смыслового уровня правовой идеологии, а также в рассмотрении природы (в особенности моральной) и ценностного содержания правовой идеологии.

Большое значение при рассмотрении всех проблем исследования придается использованию возможностей формально-логического метода. Важными представляются системный метод и методы функционального и структурного анализа. Системный метод применяется в исследовании системы функций правовой идеологии и ее структурных уровней. Функциональный анализ используется в исследовании функциональных связей правовой идеологии и при определении характера функциональных зависимостей. Структурный анализ применяется в исследовании как статичных, так и динамичных структур правовой идеологии и основных элементов, составляющих эти структуры.

Важность социологического метода обусловлена социологическим подходом к пониманию права, который лежит в основе исследования и предполагает учет функциональных характеристик правовой идеологии в самом широком спектре их проявления, а также исследование правовой идеологии в контексте современных тенденций развития общества, рассмотрение социологического измерения правового дискурса и институционального уровня механизма функционирования правовой идеологии. Социологический метод применяется и в рассмотрении соотношения правовой идеологии гражданского общества и юридической идеологии государства. Также социологический метод (наряду с феноменологическим) применяется в исследовании сущности и природы правовой идеологии.

Социологический и системный методы вместе с методами функционального и структурного анализа составляют базовый научный инструментарий диссертации.

Частнонаучные методы также имеют значение. Так, сравнительно-правовой метод позволяет выявить роль правовой идеологии в современных правовых системах, ее потенциал в формировании международных правопо-рядков различного уровня. Историко-правовой метод позволяет выявить природные характеристики правовой идеологии, а также обосновать ее исключительную роль в современном обществе, дифференцировать правовую идеологию, с одной стороны, и религиозную и квазирелигиозную идеологию – с другой. Формально-юридический метод позволяет выявить идеологический компонент современного права, проанализировать содержание юридических документов на предмет содержания идеологических положений.

Все вышеназванные элементы методологии характеризуют авторский функционально-структурный подход к исследованию правовой идеологии.

Теоретическую базу диссертационного исследования составляют классические и современные работы отечественных и зарубежных теоретиков права и представителей отраслевых юридических наук (в особенности конституционного права и международного права), работы по философии права, истории государства и права, сравнительному правоведению, посвященные вопросам, значимым для формирования понимания феномена правовой идеологии, исследования в области философии, политологии, социологии, культурологии, позволяющие понять характер организации идеологической сферы политически организованного общества, дифференцировать сущность и природу правовой идеологии, а также способствующие пониманию некоторых элементов содержания и механизма функционирования правовой идеологии.

Нормативную базу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральные Конституционные Законы Российской Федерации, Федеральные Законы Российской Федерации, Подзаконные нормативные правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Учредительные договоры и иные официальные документы ЕС, зарубежное законодательство.

Научная новизна выражается прежде всего в постановке проблемы исследования функционально-структурных характеристик правовой идеологии, понимаемой как механизм организации идеологической сферы современного общества.

Кроме того, научная новизна настоящего исследования определяется подходом к исследованию функциональных и структурных характеристик правовой идеологии, согласно которому анализ начинается не с правовой идеологии в ее статичных структурных характеристиках, а с ее сущности и природы, динамично проявляющихся в функциях.

При исследовании функционально-структурных характеристик правовой идеологии не обходятся стороной и вопросы, уже поднимавшиеся в рамках теории государства и права, такие, как сущность и природа правовой идеологии, ее механизм. Изучение этих вопросов приобретает существенную специфику и приводит к результатам, позволяющим по-новому осмыслить правовую идеологию как явление, играющее крайне важную роль в идеологической сфере современного общества.

Новизна постановки проблемы и исследовательского подхода обусловили научную новизну полученных результатов исследования, которые состоят в следующем:

обоснована исключительная доминирующая роль правовой идеологии в современных демократических государствах, где она выступает основным механизмом организации идеологической сферы современного общества;

выявлена связь характеристик современного государства и характеристик правовой идеологии, которые объективно обусловливают ее имманентность современному обществу;

определены специфические черты правовой идеологии, отличающие ее от других типов идеологий;

обосновано, что неправовые функции правовой идеологии определяются ее природой, а правовые – ее сущностью;

установлено, что в системе функций правовой идеологии системообразующими выступают функции, определяемые ее сущностью, а функции, определяемые ее природой, носят подчиненный характер;

- определено, что базовой причиной дисфункциональности правовой
идеологии выступает нарушение указанного характера связи сущностных и
природных функций правовой идеологии;

- выработаны и предложены рекомендации по минимизации правовой
дисфункциональности правовой идеологии;

- выявлены наиболее востребованные в условиях современного общества
функции правовой идеологии;

- определены различные уровни структуры правовой идеологии: соци
ально-политический уровень, смысловой уровень, содержательный уровень и
уровень механизма функционирования правовой идеологии;

выявлено договорное качество правовой идеологии и доказано, что правовая идеология основана на конвенциональных ценностях;

обосновано, что система правовой идеологии включает сегменты юридической идеологии государства и правовой идеологии гражданского общества;

установлено, что эти сегменты связаны посредством публичного идеоло-го-правового дискурса, который вырабатывает новые ценности и смыслы конвенционального плана, что дает возможность правовой идеологии развиваться;

выявлены смысловые координаты идеолого-правового дискурса, определяемого идеями справедливости, порядка, свободы и ответственности;

- предложена дифференциация идеолого-правового дискурса, предполагающая выделение самостоятельных основных и периферийных правовых дискурсов, обладающих разной значимостью;

определен алгоритм функционирования правовой идеологии;

выделены три основных звена структуры механизма функционирования правовой идеологии;

продемонстрирована научная продуктивность дифференцированного подхода к анализу структуры механизма функционирования правовой идеологии;

установлен характер воспроизводства конвенциональных ценностей, правовых идей и смыслов на каждом из структурных уровней правовой идеологии;

определен потенциал правовой идеологии в формировании глобального правопорядка и идеологическое значение международного права;

доказана взаимообусловленность процесса формирования глобального гражданского общества и глобальной правовой идеологии;

обоснована исключительная роль правовой идеологии как идеологической основы международных региональных структур и международных региональных правопорядков (на примере ЕС и ЕАЭС).

Научная новизна исследования находит концентрированное выражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

  1. В современном политически организованном обществе основным механизмом организации идеологической сферы выступает правовая идеология, для которой характерны следующие черты: структурный дуализм, ориентированность на правовое содержание идеологического дискурса, договорный (конвенциональный) характер, минимальность ценностного наполнения, специфика алгоритма и механизма функционирования, предполагающая использование юридических средств и ресурса правовой системы.

  2. Следует различать, с одной стороны, сущностные функции правовой идеологии, которые имеют собственно правовой характер, являясь для правовой идеологии специфическими, а с другой – природные функции правовой идеологии, которые носят квазиправовой характер и свойственны идеологии вообще. Сущностные функции правовой идеологии наиболее востребованы в современном политически организованном обществе, а природные функции выступают в современном обществе как факультативные.

  3. Функции правовой идеологии дифференцируются в зависимости от объектов ее воздействия, к которым относятся: человек, гражданское общество,

государство (государственный аппарат), политически организованное общество, право и правовая система в целом.

4. Сущностные функции правовой идеологии образуют систему органи
ческого типа. В неэкстремальном состоянии современного общества функция
правовой легитимации политически организованного общества выступает как
интегративная и системообразующая функция правовой идеологии вообще.
Она конкретизируется в функциях: формирования правового существа, автоно-
мизации и структуризации гражданского общества, формирования правового
государства, в конструктивно-компенсаторной функции в отношении права и
правовой системы.

5. Многообразие природы правовой идеологии выражается через сле
дующие общие функции: обеспечение единства общества и его отграничения от
среды существования (социально-политическая функция); приспособление по
литико-правового пространства к реализации частных социально-
экономических интересов (социально-экономическая функция); сакрализация
права и политико-правового пространства современного общества (религиозно-
магическая функция); формирование связи политического пространства с мо
ральными ценностями, ценностное насыщение политического пространства
(моральная функция).

6. Обусловленные природой правовой идеологии, функции не образуют единой органической системы, а составляют относительно самостоятельные функциональные подсистемы. Если сущностные функции выступают как системообразующие, а природные как дополнительные (факультативные), тогда последние реализуются во взаимосвязи с сущностными и становятся частью общей системы функций правовой идеологии, встраиваются в нее. В противном случае правовая идеология перестает быть эффективной.

7. Дисфункции правовой идеологии могут быть вызваны следующими
причинами: трансформацией правовой идеологии в идеологию религиозного
или квазирелигиозного типа, наложением разнонаправленных векторов сущно
стных и природных функций правовой идеологии, несовершенством механизма
функционирования правовой идеологии. Дисфункции могут сопровождаться
нарушениями всей структуры правовой идеологии, а также нарушениями меха
низма функционирования правовой идеологии.

8. Актуализация правовой идеологии в современном обществе реализу
ется прежде всего за счет следующих функций: правовой легитимации полити-
14

ческого порядка как правового порядка, обеспечения национальной безопасности, либерализации политически организованного общества, формирования гражданского общества и формирования юридического мировоззрения.

9. Функция формирования гражданского общества через создание его
идеологической основы препятствует превращению современного общества в
массовое, то есть в деидеологизированное общество, лишенное возможностей
хотя бы относительной самостоятельности в отношениях с государством.

  1. Для правовой идеологии характерен структурный дуализм, выражающийся в существовании двух тесно взаимосвязанных сегментов правовой идеологии: с одной стороны, это юридическая идеология государства, транслируемая государственным аппаратом, с другой стороны, это правовая идеология гражданского общества. Структурный дуализм правовой идеологии предусматривает функционирование идеологического правового дискурса в диалоговом режиме и формирование на его основе конвенциональных смыслов и ценностей. Нарушение дискурсивной взаимосвязи между сегментами правовой идеологии приводит к ее разрушению.

  2. Проблемы правового характера решаются в рамках основных правовых дискурсов: порядка и справедливости, свободы и ответственности; а также периферийных правовых дискурсов: свободы и порядка, порядка и ответственности, свободы и ответственности, справедливости и свободы, справедливости и ответственности. В контексте этих дискурсов формируются смысловые конвенции правовой идеологии.

  3. Содержание правовой идеологии имеет два уровня: первый (базовый) включает правовые идеи и концепты как интерпретации этих идей, второй уровень (надстроечный) включает в себя мифологизированные теории, концепции.

13. Алгоритм функционирования правовой идеологии составляют три
компонента: онтологический (осознание сущего), телеологический (определе
ние целей) и деонтологический (выработка представлений о нормативном
должном в контексте осознания сущего и целей). Эти компоненты можно рас
сматривать как стадии развития идеологического сознания. Для правовой идео
логии характерным является формирование сильного деонтологического ком
понента, что характеризует наиболее развитое идеологическое сознание,
имеющее место в современном обществе.

14. Механизм правовой идеологии имеет три основных звена: первое зве
но составляют способы идеологического обоснования политического и право-
15

вого порядка, второе звено – приемы идеологического воздействия, третье звено – трансляторы и ретрансляторы правовой идеологии.

15. Механизм функционирования правовой идеологии в узком смысле
слова обеспечивается использованием приемов разного типа: юридическими
приемами (официально-правовая номинация, ассоциация с процедурой, пре
зумпции и фикции); политико-правовыми приемами (содержательная интерпре
тация, авторитетная номинация); универсальными приемами (мифологизация).

  1. Институты трансляции и ретрансляции правовой идеологии представлены как органами государственной власти и государственными учреждениями, так и институтами гражданского общества, что обусловлено диалоговым, дискурсивным и конвенциональным характером правовой идеологии, а также ее структурным дуализмом.

  2. Глобальная идеология в современных условиях может сформироваться лишь как правовая идеология в силу минимальности, конвенциональности и культурной индифферентности последней.

  3. Наиболее удачным примером международных региональных объединений с развитой правовой системой является Евросоюз, обладающий уже своей сформировавшейся правовой идеологией.

  4. По мере углубления евразийской интеграции в рамках Евразийского экономического союза начинает формироваться правовая идеология, которая впоследствии должна стать идеологической основой формирования полноценного Евразийского Союза с самостоятельной правовой системой.

Теоретическое значение исследования состоит в следующем:

- в установлении принципиального отличия правовой сущности совре
менной идеологии от ее многообразной неправовой природы, которое положе
но в основу дифференциации функций правовой идеологии;

в обосновании принципа приоритета сущностных функций над природными и в установлении его значения для эффективности правовой идеологии;

в классификации функций правовой идеологии на основании дифференциации объектов ее воздействия;

в выводе о значении комплексных функций правовой идеологии для понимания в наиболее общем виде ее роли в современном обществе;

в выявлении уровней структуры (социально-политический, смысловой, содержательный, уровень механизма функционирования) правовой идеологии и в установлении закономерных структурных связей между ними;

- в выделении двух сегментов правовой идеологии: юридической идеоло
гии государства и правовой идеологии гражданского общества, в объяснении
диалогового (дискурсивного) характера их связи;

- в определении смысловых координат идеолого-правового дискурса и его структуры;

в установлении закономерностей организации структурно-элементного состава содержания правовой идеологии и механизма ее функционирования;

в разработке теоретического инструментария анализа международного правопорядка и интеграционных правовых систем с точки зрения их идеологической составляющей.

Практическое значение диссертационного исследования обусловлено возможностью использования его результатов в самой широкой области общественной правовой жизни и состоит в следующем:

в определении идеологической основы правового государства и гражданского общества и в обосновании важности диалоговых форм их идеолого-правового взаимодействия;

в установлении значения правовой идеологии в контексте правового образования и правового воспитания, а также в ориентировании населения на устойчивые модели социально активного правомерного поведения;

в определении значения правовой идеологии для организации правового воспитания сотрудников правоохранительных органов в условиях современного общества, которые в своей деятельности должны ориентироваться не только и не столько на абсолютные моральные ценности, сколько на конвенциональные ценности правовой идеологии;

в обосновании роли идеолого-правового фактора правоприменительной деятельности, в особенности в осуществлении дискреционных полномочий;

- в повышении эффективности с учетом идеолого-правовых факторов
разработки законопроектов, требования к качеству которых в современном об
ществе возрастают, и которые сегодня идеологически оцениваются с точки зре
ния их легитимности;

- в возможности использования результатов исследования функциональ
ных характеристик и структурно-элементного состава правовой идеологии на
международном глобальном и международном региональном уровнях для раз
работки стратегии государственно-правовой политики в этой сфере, оценки
перспектив формирования общего идеологического пространства России и Ев-
17

росоюза, а также возможностей правовой идеологии как идеологической основы евразийской интеграции.

Результаты диссертационного исследования прошли необходимую апробацию как в научной и образовательной сфере, так и на практике.

Основные положения диссертационного исследования изложены в подготовленных автором монографиях и научных статьях.

Идеи, нашедшие отражение в диссертации, обсуждались на научных и научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Современное законотворчество: теория и практика (к 100-летию Государственной Думы России» (22-23 декабря 2005 года, г. Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова); Международная научно-практическая конференция «Общественная палата и ее роль в формировании гражданского общества» (16 ноября 2006 года, г. Москва, Московский университет МВД России); II Межвузовская научно-практическая конференция «Современный мир: безопасность и права человека» (31 мая 2006 года, г. Смоленск, Смоленский филиал Международного юридического института при Министерстве юстиции Российской Федерации); Межвузовская научно-практическая конференция «Эволюция Российского государства и права» (23 ноября 2007 года, г. Смоленск, Смоленский гуманитарный университет); V Конвент Российской Ассоциации Международных исследований «Мировая политика: взгляд из будущего», секция 14 «Россия и ЕС: новые перспективы» (26-27 сентября 2008 года, г. Москва, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России); Международная научно-практическая конференция «Эволюция Российского государства и права» (4 декабря 2009 года, г. Смоленск, Смоленский гуманитарный университет); Международные образовательные Рождественские чтения «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования» XVIII, секция «Профессиональная честь и совесть современного сотрудника органов внутренних дел» (24-29 января 2010 года, г. Москва, Московский университет МВД России); Общественно-научные чтения, посвященные 90-летию И.Е. Клименко «Вся жизнь Смоленщине» (15 марта 2011 года, г. Смоленск, Смоленский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации); Всероссийская научная конференция (Жидковские чтения) «Методология сравнительно-правовых исследований» (30 марта 2012 года, г. Москва, Российский университет дружбы народов); Всероссийская научно-18

практическая конференция «Актуальные проблемы развития гражданского общества в Российской Федерации» (28 сентября 2012 года, г. Москва, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России); VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы формирования и совершенствования норм общественных отношений» (14 марта 2012 года, г. Смоленск, Филиал НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области); Всероссийская научно-теоретическая конференция «Правовая система России: традиции и инновации» (25-27 апреля 2013 года, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский университет МВД России); VIII Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы формирования и совершенствования норм общественных отношений» (4 июня 2013 года, г. Смоленск, Филиал НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области); Межрегиональная научно-практическая конференция «Конституционные основы Российской государственности: история и опыт государственного строительства» (21-22 ноября 2013 года, г. Смоленск, Администрация Смоленской области); Всероссийская научно-практическая конференция «20-летие Конституции Российской Федерации: становление, проблемы и тенденции развития» (24 октября 2013 года, г. Москва, Московский университет МВД России); Межвузовский круглый стол «Россия и ЕС в противодействии терроризму и экстремистской идеологии» (14 марта 2014 г. г. Москва, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России); IX Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы формирования и совершенствования норм общественных отношений» (25 апреля 2014 года, г. Смоленск, Филиал НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области); Межвузовский круглый стол «Роль правовой идеологии в формировании профессионализма сотрудника полиции» (23 октября 2014 года, г. Смоленск, Филиал НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области); Международный семинар «Проблемы сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины» (25 июня 2014 года, г. Москва, Московский университет МВД России); Международная научно-практическая конференция «Эволюция полицейского права как характерного типа российского права» (18 декабря 2014 года, г. Москва, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя); Международная научно-практическая конференция «Правопорядок в России: проблемы совершенствования» (23 апреля 2015

года г. Москва, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя); Межвузовская научно-практическая конференция «Идеолого-информационные и уголовно-процессуальные средства противодействия терроризму и экстремизму» (29 мая 2015 года, г. Москва Московский университет МВД России имени В.Я. Кико-тя совместно с Академией Следственного комитета Российской Федерации); Международная научно-практическая конференция «Мировые миграционные процессы и предупреждение преступлений, связанных с незаконной миграцией граждан» (25 июня 2015 года г. Москва Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя совместно с Народным Университетом общественной безопасности КНР).

Результаты исследования нашли отражение в подготовленных автором разделах учебных пособий по курсам: «Актуальные проблемы правовой теории государства», «Философия права», «История и методология юридической науки», авторском учебном пособии «Актуальные проблемы осуществления идеологической функции государства и развития правовой идеологии», внедрены в научно-исследовательскую работу и учебный процесс и используются в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова, в Академии Следственного Комитета Российской Федерации, в Южно-Уральском государственном университете на факультете подготовки сотрудников правоохранительных органов, в Европейском учебном институте при МГИМО(У) МИД России. Материалы, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, также внедрены в практическую деятельность и используются в работе Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Управления взаимодействия со СМИ и общественных связей Следственного Комитета Российской Федерации, Правового Управления Главного командования Внутренних Войск МВД России, НЦБ Интерпола МВД Российской Федерации, Управления Уголовного Розыска Главного Управления МВД России по г. Москве, Управления МВД России по Орловской области, Центра по противодействию экстремизму Управления МВД России по Новгородской области, Администрации городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области. Материалы диссертации легли в основу исследования, заказанного Управлением МВД России по Тамбовской области Московскому университету МВД России имени В.Я. Кикотя

«Правовая идеология в формировании профессионального правосознания сотрудников полиции» (материалы исследования находятся на этапе внедрения), а также использовались при определении направлений исследования по теме «Теоретико-правовые и культурно-исторические проблемы взаимосвязи органов внутренних дел и гражданского общества», заказанного Московскому университету МВД России имени В.Я. Кикотя Управлением МВД России по Смоленской области.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа включает введение, шесть глав, которые содержат в общей сложности двадцать параграфов, заключение и список использованной литературы.

Правовая идеология и ее функциональные характеристики в контексте соотношения различных форм права

Она может быть названа «минималь- ной», именно ввиду этого обстоятельства она способна минимально ориентиро- вать человека на некий ценностный каркас, оставляя при этом пространство для «техники» манипуляции сознанием. Говоря точнее, существование этого каркаса само по себе является необходимым условием применения технологии манипуля- ции сознанием, по крайней мере, в нашем современном видении. Таким образом, когда мы говорим о современной «минимальной» правовой идеологии, мы имеем в виду правовую идеологию, «доведенную до своего логического завершения», а именно тот ее тип, для которого характерны и правовое содержание и, преимуще- ственно, правовые механизмы реализации (последние сближают в итоге правовую идеологию с техникой манипулирования сознанием). При этом мы не отрицаем социально-политической, религиозной, экономической, моральной и так далее природы правовой идеологии, как и идеологии вообще.

Любая идеология предполагает создание определенного достаточно просто- го типа мышления, позволяющего четко представить социально-политическую реальность. И первой идеологизацией в нашем сознании является представление о дискретности и, соответственно, исчисляемости как пространства, так и времени. Материя и сознание, рассматриваемые через категории содержания и формы, предполагают дискретность, так как форма означает присутствие феномена гра- ницы, то есть прерывность. Исходя из этого видения можно детально описать ста- тичную, «имеющую место», то есть пространственную картину. Тем не менее, ис- ходя из представлений о дискретности невозможно объяснить феномен качест- венного изменения и движения (возьмем, к примеру, знаменитые апории Зенона), не вводя некие внешние, не вмещаемые в сознание категории, такую, например, категорию как Бог, а исходя из непрерывности – отсутствия стадий, моментов, этапов и так далее, мы также не можем описать движение. Как справедливо отме- чает М.К. Мамардашвили «… нужна сумма моментов, необходимых, чтобы про- цесс движения вообще мог начаться»20. При этом философ уточняет, что речь идет не собственно о начале движения, а о возможности его представления, опи- сания, то есть о нашем сознании и о понимании им движения21. Вместе с тем время также не является, а лишь представляется в человеческом сознании дис- кретным. Нашему сознанию удалось его «приручить» своеобразной пространст- венной аналогией границ, «идеологией» часов, времен года, то есть применением логики измеримости, которая используется в пространственном описании, и логи- ки границ – во временной сфере. Таким образом, мы на века вытеснили из нашего сознания как раз то, что сегодня актуализируется: временную текучесть, непре- рывность, которая с точки зрения пространственной парадигмы мышления ведет к уничтожению всякого порядка, к хаосу, и нам сложно с этим смириться, так как это настолько чуждо нашей культуре мышления и нашей идеологии, что способно ее разрушить (разрушить нашу «удобную» картину мира). Однако это разрушение вовсе не подразумевает функциональную дезадаптацию человека в обществе. Люди вполне удовлетворительно адаптируются к новой ситуации «текучей со- временности», где нет ничего постоянного, а главное преимущество – это ско- рость22.

Возрастание роли социального времени и уменьшение значения социально- го пространства обусловливают то, что в политической сфере на смену идеологии как сложной, относительно статичной конструкции приходит технология ситуа- тивного манипулирования общественным сознанием и потребностями человека, которая, как кажется, не нуждается в идеологии (это действительно верно, если предположить, что современный человек не нуждается в понимании того, что происходит в некой сформированной «картине мира»). При этом «умирание» идеологии и замещение ее техникой манипулирования не происходит в одноча- сье23. Мы наблюдали как постепенно в нашем сознании с возрастанием важности для него временных – динамических характеристик реальности, метафизические (системные) статичные идеологические образы реальности, устанавливающие по 21 Там же. С. 188. литический и правовой идеал (именно на них основано представление о священ- ных местах), часто прибегая к религиозной сверхрациональной аргументации, сменяются диалектической идеологией, учитывающей динамику и предполагаю- щей идеал на некоем временном отдалении, некое «светлое будущее». Здесь мы подчеркнем, что наше понимание идеологии в этом плане значительно шире, чем понимание идеологии «в строгом смысле», которое демонстрирует Ю. Хабермас и, отчасти, И. Валлерстайн24. Так, Ю. Хабермас, противопоставляя идеологию традиционному мифу, говорит о том, что идеология всегда выступает с научных позиций, и нельзя говорить о добуржуазных идеологиях25. По сути, то, что Ю. Хабермас называет идеологией, это, по нашему мнению, диалектические идеоло- гические системы, которые противостоят метафизическим идеологическим сис- темам (традиционному мифу по Ю. Хабермасу). Здесь возникает и идея прогрес- са, которая является качественно новой по отношению к традиционалистской идее «возвращения потерянного рая» и представляет собой призрак торжества времени над пространством. Образ «священного места» уступает место образу «священного тока времени», понимание жизни как результата сменяется подхо- дом к жизни как к процессу (здесь мы можем сослаться на выражение данной ус- тановки в «философии жизни»).

Но сегодня мы видим новый качественный виток, где скорость передачи социальной информации – значительно более важная характеристика, чем сама эта информация. Мысль становится «короткой», поверхностной, «неустойчивой», но «всепроникающей» и быстрой. Знания человека теперь рассматриваются не как система, а как яркие лоскуты мозаики, и носитель такого знания не чувствует дискомфорта, переходя от лоскута к лоскуту с удивительной скоростью, не успе- вая даже осмыслить свое многоликое существование.

Социально-экономическая природа правовой идеологии

Правовая идеология объективно сопутствует любой форме общего права в том случае, разумеется, если это общее право не представляет само по себе идео- логическую форму права. Будучи содержательной и призванной компенсировать формализм реальных форм общего права (межгосударственное право и юридиче- ское право государства), она не может не отличаться от него. При этом сама идео- логия, образующаяся вокруг форм общего права, не только его легитимирует, но и задает ему определенные ценностные стандарты. Также нельзя не указать на взаимное влияние идеологических и не идеологических, то есть реальных форм общего права. На идеологическом уровне такое влияние вызывает противоречие внутри правовой идеологии как общесоциального механизма, при этом сообщая этому механизму определенную динамику, формируя правовой идеологический дискурс, ориентированный на определенный результат, который представляется как своего рода «общественный договор». Противоречия выражаются в противо- поставлении юридического права государства и сопутствующей ему правовой идеологии (юридической идеологии), с одной стороны, и права гражданского об- щества – с другой; межгосударственного права, с одной стороны, и международ- ного права как идеологической формы права – с другой. Это очень важный мо- мент, который указывает на существенную и, в определенном смысле, уникаль- ную характеристику правовой идеологии. Однако такие противоречия всегда ори- ентированы на компромисс и договор. По сути, возникающее в силу их наличия пространство дискурса, позиционируется как своего рода «социальное мышле- ние», когда мыслит не человек, а общество, что само по себе невозможно ввиду того, что способностью к мышлению обладает именно человек. Однако такое «мышление» вполне способно добыть определенные знания (не путем собственно мышления, а путем договора о том, о чем можно договориться)106, и такое «мыш- ление» вполне способно заменить непредсказуемое и часто разрушительное ин- дивидуальное мышление. Таким образом, правовая идеология здесь предстает как отделение правовых знаний, получаемых путем договора, от подлинного мышле- ния. Действительно, например, юридическое закрепление прав избавляет от необ- ходимости мыслить о своем праве (как о праве человека), и тем самым наносится удар по индивидуальной форме права, которая, кроме прочего, базируется на пра- вовом чувстве и его концептуализации на основе рефлексии. Знания здесь высту- пают как полезный и несомненный результат, как своего рода «замороженные мысли» в сократовском смысле, о чем метко, хотя и в несколько другом контек- сте, пишет Х. Арендт107, а процесс их получения – правовой дискурс, является фальсификацией (имитацией или «протезированием» мышления)108.

Общее право сталкивается еще с одной проблемой: вынужденное постоянно конкурировать с более жизненными, органичными и содержательными формами права (групповым и индивидуальным правом), оно испытывает потребность ут- верждения себя как единственно возможной формы. Соответственно, вопрос «общего» и «единого» правопонимания, единого «образа» права, представляется в контексте правовой идеологии, компенсирующей формы общего права, сущест- венным.

Итак, конституирующая роль права во множестве его форм по отношению к правовой идеологии как к особому социальному (социально-политическому) ме- ханизму достаточно ясна. Здесь представляется возможным также поставить во- прос о правовой природе самой правовой идеологии. Тем не менее, мы от этого умышленно отказываемся ввиду того, что рассматриваем правовую идеологию как социально-политический механизм, правовой в своей сущности. Гораздо бо- лее важным в контексте исследования функциональных характеристик правовой идеологии представляется обращение к выяснению той роли, которую правовая идеология играет по отношению к праву.

В этом контексте можно выделить следующие ее основные функции, кото- рые становятся явными именно тогда, когда мы начинаем рассматривать право во множестве его форм: - компенсация формализма общего права (посредством установления связи с ценностями через идеи); - «маскировка» множественности форм права (выработка цельного об- щего и единого представления о праве через идейную структуру, где конкретная форма общего права представляется как единственно возможная), то есть выра- ботка единого правопонимания; - развитие и совершенствование общего права в соответствии с право- выми идеалами.

Эти функции осуществляются одновременно и в теснейшей взаимосвязи. Так, для обоснования общего права может быть взята более «близкая» к человеку форма права, например, индивидуальное право. Отсюда, с одной стороны, идет представление о праве как о приказе суверена (Дж. Остин)109 и представление о правах человека, из которых, собственно, это общее право «вырастает» (В.С. Нер- сесянц, В.А. Четвернин и др.)110. Также правовая идеология, маскируя множест- венность форм права, объединяя юридическое право государства и право граж- данского общества, способствует тому, что создается компромиссный (договор- ный) идеологический образ единого права. В таком праве получают отражение и властные требования государства и аксиоматика общественного гражданского правосознания (включающая наиболее существенные личные интересы позицио- нируемые как неотъемлемые права)111.

Анализируя идеологический компонент юридических теорий и правовых доктрин, следует отметить, что выделенные функции правовой идеологии по от- ношению к праву присутствуют всегда, и по ним она всегда узнаваема. Однако идейное содержание правовой идеологии, при помощи которого и реализуются эти функции, может быть структурировано по-разному. Соответственно, право- вые идеологии, например, в разных государствах, выполняющие одни и те же функции, могут быть совершенно несовместимыми по их содержательному на- полнению.

Необходимо отметить, что для содержания даже различных правовых идео- логий существуют общие моменты. Действительно, помимо указанных функций специфику правовой идеологии придает ее идейное содержание. Именно система идей, выражающих ценности, есть содержание правовой идеологии, которое об- разует уникальную смысловую структуру, универсальной формой для которой является «идея права». Достоинство этой структуры заключается в том, что, «на- кладываясь» на правовую реальность, она способна ее объяснить, обосновать и, соответственно, оправдать. При этом ценно то, что содержание правовой идеоло- гии образует именно определенную структуру, так как сами по себе идеи могут оформлять различные и зачастую противоположные смыслы (здесь сама идея вы- ступает как форма, «имя» смысла). Идея права оформляет содержание правовой идеологии в целом. Ей может быть оформлено различное содержание в зависимо- сти от типа правовой идеологии, от характера ее структурированного содержания.

Дисфункции правовой идеологии и их причины

Далее следует обратить внимание на такую особую организацию политиче- ской власти в обществе как государство. М.А. Рейснер понимал государство как идеологический феномен175. Идеология существует не только в государственно ор- ганизованном обществе, однако, без сомнения, в государстве она наиболее очевид- на ввиду ее формализации. Идеология приобретает в государстве иное качество, особо ее отличающее. При этом государственность представляет собой механизм дифференциации власти в политически организованном обществе посредством права. Право и правовые представления формируют правила и условия существо- вания политической власти и всего политического образования в целом. Соответ- ственно, государственно организованное общество предполагает как развитую «идеосферу», так и развитую правовую систему, которая не нужна в догосударст- венном образовании, так как в последнем вопрос стабильности власти и политиче- ской структуры в целом не так существенен. Таким образом, государственная орга- низация политического общества предполагает властвование по праву (правилам). При этом не исключен произвол, однако без правил государство обойтись не мо- жет. Именно правила рождают предсказуемость в социальных отношениях и, как следствие, обеспечивают их стабильность и «воспроизводимость»

Здесь мы встречаемся с интересным феноменом трансформации, когда го- сударственная политическая идеология приобретает качество правовой. Очевид- но, что государству необходима идеология, а наиболее нейтральной формой ее обеспечения является именно правовая идеология. Таким образом, идеология го- сударства представляет собой феномен социально-политический по своей приро- де (основаниям и происхождению) и, наряду с этим, она в своем завершенном ви- де, в сущности, становится правовой, так как обосновывает не просто политиче- ское единство, но и имеет своим предметом порядок – право властвования, рас- пределение статусов, структуру общества и так далее. Не случайно рядом авторов подчеркивается связь именно правовой идеологии с государством177. Следует от- метить, что здесь речь идет не просто о соотношении правового и политического в идеологии государства как о соотношении содержания и формы. Речь идет об изменении функциональной нагрузки идеологии и отчасти самого способа ее функционирования. Так, по содержанию любая политическая идеология может рассматриваться как религиозная, эстетическая и так далее. Не является исключе- нием и идеология государства. Однако, при этом идеология остается по своей природе социально-политической (это и отличает религиозную по своему содер- жанию идеологию от собственно религии как системы религиозных идей). Идео- логия государства, являясь социально-политической по своей природе, также мо- жет включать различное содержание, но в своей сущности она в наиболее разви- тых и «завершенных» политических формах государства становится правовой. В общем можно сказать, что самая «передовая», то есть развитая и эффективная со- циально-политическая идеология современного государства – это правовая идео- логия.

Следует обратить внимание на ценностный строй правовой идеологии с точки зрения ее политической природы. Здесь можно заметить, что в политиче- ской идеологии всегда существует ценность власти, политического единства и, для современной либеральной правовой идеологии – ценность свободы, прогресса и равенства (следует отметить, что ценность порядка здесь не существенна). Власть как ценность рассматривается как сочетание свободы и общественно- значимых ограничений. Эти ценности представлены и в правовой идеологии, в ее идейном строе. Так, идейный строй правовой идеологии содержит ряд идей, вы- ражающих политические ценности. Эти идеи в содержании правовой идеологии, однако, несколько «преломлены» и дополнены правовым контекстом.

Так, политическая идея власти представлена в правовой идеологии идеей публичной политической власти как права. Это означает, что власть признается имеющей смысл только в том случае, если она предстает как право, иначе она не только пагубна, но и неэффективна и, в принципе, теряет свое качество политиче- ской власти, превращаясь в совокупность эффектов насилия. Именно через пред- ставление о власти как о праве происходит ее легитимация в рамках правовой идеологии. Следует отметить, что для восприятия власти как права имеет значе- ние как происхождение власти, так и ее использование, но в рамках правовой идеологии, в отличие от религиозной, речь идет об оценке не с позиции религиоз- ных ценностей, а, скорее, с позиции политико-правовых критериев эффективно- сти (что предполагает также учет аксиоматики правового сознания гражданского общества), ответственности и соблюдения процедур. На основании всего этого синтезируется характеристика справедливости, которая и является подтверждени- ем правового характера власти.

Идея свободы лежит в основе современной политической идеологии (со- временная политическая идеология основана на либеральных ценностях), она са- ма по себе правовой идеей не является. В.П. Малахов отмечает: «Ассоциация пра- ва со свободой является традиционной для западной философско-правовой и юридической мысли. Заметим, однако, что право исторически связано не со сво- бодой, а с индивидуализацией нормированного образа жизни. Проблема свободы возникает в обществах политических, а убежденность в ее внутренней связанно- сти с правом становится парадигмой общественного сознания лишь в Новое вре- мя, когда господствующим становится юридическое мировоззрение»178.

Структура содержания правовой идеологии

Обратимся к моральной природе правовой идеологии. Мораль принципи- ально не идеологична (на ее основе невозможна идеология как определенная сис- тема приоритетов), и это связано с ее ценностной структурой. Тем не менее, именно моральная форма выступает, в основном, базовой формой духовного бы- тия большинства людей. Мораль не может быть идеологически не значимой. Мо- ральные представления всегда являются объектом идеологического воздействия, и сама она, несомненно, влияет на правовую идеологию, тем более, что именно мораль и право формируют нравственную сферу жизни современного общества.

Особенность ценностной структуры морали, которая делает невозможным построение на ее основе системы идеологии, состоит в том, что ценности в кон- тексте морального сознания носят абсолютный характер и не образуют иерархи- ческой системы ценностей, что необходимо для любой идеологии. Сама мораль, в отличии от религии, никогда не являлась основой для идеологии. Однако, в той мере, в какой любая идеология обращается к дискурсу добра и зла, она связана с моралью. Идеи добра и зла так же качественно определяют моральный дискурс, как идеи справедливости и порядка, и как идеи свободы и ответственности опре- деляют дискурс правовой.

Как мы уже подчеркивали, на основе морали по самой ее ценностной струк- туре невозможно выстроить идеологическую систему, поэтому мораль никогда сама по себе не являлась основой идеологии. В основе механизма идеологии так- же нет ничего морального. Соответственно, можно говорить о связи морали и правовой идеологии лишь в ценностно-идейном, то есть содержательном аспекте. Тем не менее, по своей структуре система моральных ценностей и система право- вых ценностей отличаются, различается и характер этих ценностей (моральные ценности абсолютны, а правовые относительны), однако на ценностном уровне мы видим частичное совпадение моральных и правовых ценностей (различия только в структуре, характере и в идейном выражении этих ценностей). На идей ном уровне, даже несмотря на различия, можно констатировать наличие тесной взаимосвязи. Право и правовая идеология нуждаются в морали как в «усилителе» своих ценностей. Моральная сфера выполняет роль своего рода «инкубатора» ценностей в их «естественном виде» (абсолютных ценностей), где они рождаются и остаются в наиболее сильном своем проявлении. Можно сказать, что моральные ценности «похищаются» правовой идеологией также, как смысл языка «похища- ется» мифом (по Р. Барту). Чем дальше они отрываются от «инкубатора» в своей идейной интерпретации, тем слабее и непривлекательнее становятся. Обращение к морали – это обращение к ценностной основе правовой идеологии, в которой она нуждается, как для обновления, так и для сохранения.

Наверное, нет сфер более чуждых друг другу, как это убедительно показал Н. Макиавелли, чем мораль и политика. Если в рамках политического сознания цель выступает основной ценностью, которая «заряжает» своим ценностным по- тенциалом промежуточные цели/средства, то в морали ценности носят подлинный абсолютный характер и не могут быть помещены в какую-либо иерархическую систему. «Примирить» эти сферы способно только право. Правовые ценности вы- ступают как относительные. Они, в отличие от политических, являются «сами по себе ценностями», которые существенны не только в контексте системы ценно- стей, и это роднит их с моральными абсолютными ценностями. Однако, правовые ценности имеют иерархическую структуру, где возможно сравнение ценностей и ценностное предпочтение (то есть ценности носят относительный характер), что роднит ценностную структуру правовой идеологии с любой политической идео- логией и отличает от морали (в этом смысле можно говорить также о правовой идеологии как о форме политической идеологии). Именно это позволяет правовой системе ценностей составлять основу идеологии, так как идеология может высту- пать основой ценностных предпочтений и политических решений, тогда как мо- раль в этой сфере бессильна, и так как она не допускает ценностных предпочте- ний, то часто, в принципе, не может являться основой политического решения. В этом, отчасти, кроется объяснение эффективности правовой идеологии, ведь сама по себе идеология призвана «примирить» политику, всегда оцениваемую критич но с моральных позиций, и мораль. И, как мы видим, наиболее удобной сферой этого примирения выступает право. В рамках политически организованного об- щества, характеризующегося сложными формализованными социальными струк- турами, с появлением массового общества право, безусловно, начинает домини- ровать над моралью в нравственной сфере232. Действительно, исторически связь морали и права может трансформироваться. При этом рост духовности и индиви- дуального начала способствует доминированию морали233. Однако, на наш взгляд, общество, основанное на морали, нежизнеспособно в современных условиях, так как оно предполагает «мышление без протезов» и полную деидеологизацию. Именно поэтому в идеологической сфере современного политически организо- ванного общества присутствует правовая идеология, связанная ценностно с мора- лью, как и любая другая идеология, но как любая идеология эту мораль иска- жающая (фальсифицирующая).

Сама по себе мораль также неоднородна, как это убедительно показано в работах Л.Л. Фуллера и А. Бергсона234. Так, в соответствии с данной схемой, можно говорить о морали в двух смыслах: как морали давления (нормативная мо- раль) и морали стремления (по А. Бергсону), или о позитивной и негативной мо- рали (по Л. Фуллеру). И здесь следует отметить то, что мораль стремления и мо- раль давления, в определенном смысле, по-разному соотносятся с различными сегментами правовой идеологии. Так, мораль стремления часто лежит в основе выработки новых смыслов идеологии гражданского общества, тем не менее она не консервативна. Мораль давления играет роль консервирующего фактора в от- ношении аксиоматики гражданского правосознания (идеологии гражданского общества). Если же говорить о юридической идеологии государства, то здесь зна- чение влияния морали не так велико и даже почти незаметно, юридическая идео- логия ориентирована на мораль как на объект воздействия, с одной стороны, а с другой – как на возможный критерий ее оценки с точки зрения ценностного при нятия или не принятия (чаще в этом плане юридическая идеология оценивается не в контексте морали, а опосредованно, в контексте правовой идеологии граждан- ского общества). В юридической идеологии превалирует влияние политики, а не морали. Таким образом, говоря о моральной природе правовой идеологии, необ- ходимо иметь в виду, что речь идет, прежде всего, о значении морали в правовой аксиоматике гражданского общества.

Итак, мораль стремления основана на ориентации на ценность, а мораль давления – на положениях негласного «общественного договора». Любая идеоло- гия на политическом уровне, и правовая идеология здесь не исключение, нацелена на формирование определенных моделей общезначимого поведения. М. Вебер в отношении формирования предсказуемого «общностно-ориентированного дейст- вия» (поведения) справедливо указывал на то, что в его основе лежит ожидание определенного поведения (реакции) других индивидов. Он, в частности, отмечает:

«Это ожидание может быть субъективно, основанным прежде всего на том, что действующий индивид «приходит к соглашению» с другими лицами, «достигает договоренности» с ними, «соблюдения» которой (в соответствии с его собствен- ным осмыслением такой договоренности) он, как ему представляется, имеет дос- таточное основание ждать от них»235. Как указывает исследователь, эти действия образуют сферу ожидания, на которое индивид ориентирует свои целерациональ- ные действия. Однако не всегда речь идет о действиях, ориентированных на «ожидание» конвенционных ответных реакций; можно говорить и о действиях иного рода, которые «… могут быть ориентированы на субъективно предполагае- мую «ценность» содержания собственных действий как таковых (на долг или что- бы то ни было); в этом случае действия будут ориентированы не на ожидание, а на ценность»236