Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая теория Г. Дж. Уэллса Яковлева Александра Федоровна

Политическая теория Г. Дж. Уэллса
<
Политическая теория Г. Дж. Уэллса Политическая теория Г. Дж. Уэллса Политическая теория Г. Дж. Уэллса Политическая теория Г. Дж. Уэллса Политическая теория Г. Дж. Уэллса Политическая теория Г. Дж. Уэллса Политическая теория Г. Дж. Уэллса Политическая теория Г. Дж. Уэллса Политическая теория Г. Дж. Уэллса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлева Александра Федоровна. Политическая теория Г. Дж. Уэллса : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.01 Москва, 2007 149 с., Библиогр.: с. 123-132 РГБ ОД, 61:07-23/390

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-исторические условия и идейно-теоретические предпосылки формирования политической теории Г.Дж, Уэллса

1 «Жизненный путь и эволюция взглядов Г. Дж. Уэллса 18

2. Идейно-теоретические предпосылки формирования политической теории Г.Дж. Уэллса 32

Глава II. Социалистическая концепция Г.Дж. Уэллса

1 , Экономические аспекты теории социализма: частная собственность и ее перспективы в социалистическом обществе 44

2. Классовая структура общества 52

3. Особенности социализма Г.Дж. Уэллса 60

4- Отношение к революции как к способу перехода к новому политическому строю 66

Глава III. Теоретическое обоснование роли войн в политической истории

1. Причины возникновения «войны нового типа» 70

2. Идеологии насилия» способствующие возобновлению войн..74

3. Империализм как препятствие на пути к всеобщему миру.. „82

4. Оценка Г.Дж. Уэллсом послевоенного мира 87

Глава IV. Политический идеал Г.Дж. Уэллса

1. Способ достижения политического идеала: концепция «открытого заговора» Г.Дж. Уэллса 91

2. Проблемы представительного правления-.. 96

3. Идеальное социально-политическое устройство Б понимании Г.Дж. Уэллса 101

Заключение 116

Список литературы 122

Приложение 132

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Диссертация посвящена исследованию политических идей Герберта Джорджа Уэллса (1866-1946) - наименее изученной части наследия английского мыслителя и общественного деятеля, разработавшего самобытную концепцию грядущего переустройства мира, во многом опередившую свое время. Литературная известность Г. Дж, Уэллса отчасти затмила его вклад в разработку политических и общественных проблем. Более ста футурологических, политических, социологических произведений, написанных Уэллсом в первой половине XX века, содержат немало оригинальных идей, приобретающих особую актуальность в XXI веке.

Герберт Уэллс одним из первых проанализировал степень влияния научно-технического прогресса на основные общественно-политические процессы и построил на этом свою концепцию. Английский мыслитель попытался разработать собственную оригинальную методику политико-социального прогнозирования, применяя методы политического анализа, а также используя исторический подход для выявления главных тенденций и закономерностей общественного развития, став, таким образом, одним из родоначальников футурологии. Большинство политических прогнозов Г. Уэллса относится к периоду конца XX - начала XXI века, и мы можем судить о степени их реализации и воспользоваться ими в будущем для предотвращения кризисов глобального характера.

Особую актуальность на фоне современных тенденций в развитии политической науки приобретает тот аспект, что Уэллс в рамках своей оригинальной методологии связал области международных отношений и внутреннего социально-политического развития (в том числе

технического) и показал их взаимозависимость. Это позволяет нам рассматривать мыслителя в качестве одного из зачинателей геополитики как науки.

Рассматривая фигуру Герберта Уэллса, необходимо учитывать, что он был не только теоретиком, но практическим политиком, доказывающим важность социальной пропаганды в политическом процессе. Активная политическая деятельность Уэллса серьезно повлияла на распространение социалистических идей в Англии и во многих странах мира (например, США, Франции), на становление и формирование лейбористской партии, которая уже на протяжении 100 лет оказывает большое влияние на политическую жизнь Великобритании.

В научном аспекте актуальность изучения политической теории Уэллса обусловлена тем, что в российской социально-политической науке до сих пор отсутствовало системное изложение именно политических воззрений мыслителя, хотя основные исследователи и признают их главным звеном его теоретических изысканий. Тот факт, что на русский язык переведено меньше четверти его произведений социально-политического характера, подтверждает, что в российской политической науке наследию мыслителя уделялось незаслуженно мало внимания.

Отличительной чертой политической теории Г.Уэллса является системный характер, благодаря которому практически все его произведения увязываются в единый комплекс, который трудно разделить на части без ущерба для целого- Именно поэтому актуальной представляется задача комплексного исследования трудов Уэллса (в том числе труднодоступных и не переведенных на русский язык).

Степень разработанности темы. Говоря о степени разработанности, изученности политического учения Герберта Уэллса, необходимо различать западную и российскую науку.

На Западе (в первую очередь, в Великобритании и США) Г. Уэллс пользовался большой популярностью, однако отношение к нему не было однозначным. Он публиковался во влиятельных английских журналах: «Fortnightly review», «Athenaeum», «Pall Mall», «Quarterly review» и др. и печатался в ведущих издательствах. Интерес к его творчеству возрастал с подтверждением очередного его прогноза, но часто произведения мыслителя рассматривались в первую очередь как выражение его общественно-политической позиции и считались слишком реформаторскими. Современная западная наука обходит стороной социально-политическое наследие Уэллса, особенно это относится к фундаментальным трудам. Например, в обзорных исследованиях по истории Англии данного периода, истории рабочего движения, Первой мировой войны Г. Уэллс нередко даже не упоминается. Сейчас произведения Уэллса в Англии издаются мало, изучаются в основном в связи с творчеством Б. Шоу, Г. Джеймса, А. Беннета. На фоне популярности таких же, как и Уэллс, социалистов У. Морриса, Б. Шоу, Б, Рассела, С. и Б. Вебб, которые считаются классиками английской литературы и философии и изучаются в школах и университетах, степень славы Уэллса кажется незаслуженно малой.

Выделим исследования, которые наиболее близки к нашей проблематике. Среди монографий, посвященных Уэллсу как социально-политическому мыслителю, особо выделим книгу У, Вагара, который систематизировал и проанализировал идеи Уэллса в историческом

См., например: Price R. Labour in British Society: an Interpretive History, L^N.Y., 1986; Bond B. War and Society in Europe, 1870-1970. N.Y. -Oxford, 1986.

срезе". Существует ряд очерков и эссе, опубликованных в периодике , в которых Уэллс предстает все же больше в качестве футуролога и политического мыслителя, нежели писателя. Также исследования уэллсовской концепции можно найти в сборниках научных статей, авторами которых были его современники и коллеги , и в книгах об Уэллсе, вышедших уже после его смерти .

В огромном количестве уэллсовских произведений помогают ориентироваться библиографии, авторами которых часто являются биографы Уэллса, которые также исследовали его политическую (теоретическую и практическую) деятельность в разные периоды.

Свидетельством серьезного интереса к наследию Уэллса на Западе является существование Общества Герберта Уэллса (Wells's Society). Общество образовано в 1960 году в Англии, инициаторы его создания - ученые, политические деятели, литераторы. Сейчас созданы его отделения в других странах7. Основное внимание в Обществе уделяется исследованию центральных идей Уэллса, связанных с

1 Wagar W.W. H.G. Wells and the World State. New Haven, 1961. Также см. фундаментальные исследования: Htllegas M.R. The Future as nightmare: H.G. Wells and the Antiutopiam. N.Y., 1967; Hammond J.R. H.G. Wells and the Modem Novel. L., 1988.

3 Scguy R. H.G.Welis et la pensee contemporaine II "Mercurcde France". 1912, №95;
Mencken H.L. The Late Mr. Wells // "Prejudices", First Series, N.Y., І919; H.E.L.
Mellersh. Religion and Mr, H.G. Wells: His Unchanging Faith // "Socialist Review'1. №2.
1930,

4 Becker C. Mr. Wells and the New History / Everyman His Own Historian. N.Y.,
1935; Kauffman S. Wells and the New Generation: The Decline of a Leader of Youth /
College English, I, 1940; Orwell G. Wells, Hitler and the World State / Critical Essays. L.,
1946.

5 Sailer A. H.G. Wells, Apostle of World Society / Personality in Politics. L, 1947;
Earle E. M., H.G. Wells, British Patriot in Search of a World State / Nationalism and
Internationalism, ed. by Earle. N.Y., 1950; Hyde W.J. The Socialism of H.G. Wells in the
Early Twentieth Century / Journal of the History of Ideas, 17,1956.

6 Chappell F. A. Bibliography of H.G. Wells. Chicago, 1924. Wells G. H.G. Wells: A
Bibliography, Dictionary and Subject-Index, L., 1926. Connes G. Etude sur la pensee de
Wells, Strasbourg, 1926, pp. 492499. V. Brome. H.G- Wells. L., 1951, pp. 241-245. M.
Belgion. H,G. Wells. L., 1953, pp. 37-43. Millett V. B. Contemporary British Literature. 3d
ed.N.Y., 1935, pp. 501-508.

Информацию можно найти, например, и а сайте:

.

проблемами международных отношений, социального переустройству технического прогресса. Под эгидой Общества издается журнал «Wellsian», где публикуются исследования его членов, посвященные творчеству мыслителя; общественно-политическая сторона творчества Уэллса занимает основное положение на страницах журнала. Цель многих статей - заострить внимание на идеях Уэллса относительно развития цивилизации, причинах войн, условиях мира и связать их с проблемами современной действительности .

В России Уэллс стал известен примерно с 1898 года (после выхода в свет первых известных фантастических произведений), и его сочинения завоевали широкую популярность, так как его произведения переводили на русский язык практически сразу после их появления в Англии. Отечественные исследования творчества мыслителя можно разделить натри группы.

К первой группе исследований можно отнести критические статьи, рецензии на произведения Уэллса, носившие в целом обзорный характер и знакомившие читателя с фигурой мыслителя. Анализируя периодические издания, выходившие в России до и после революции 1917 года, можно прийти к выводу, что ведущие ученые и публицисты реагировали на произведения Уэллса с достаточным постоянством, однако глубокий анализ его идей встречался не часто. Так, появившиеся уже в 1898 году первые русские статьи об Уэллсе ИВ. Шкловского

Среди наиболее важных изданий, выпущенных Обществом Уэллса: H.G. Wells, A Comprehensive Bibliography. L.: Wells's Society, 1986. В этой библиографии перечислены и частично охарактеризованы все произведения мыслителя, охватывающие период 1893-1945 г., работы, посвященные творчеству Уэллса, а также его речи, лекции, выступления, вошедшие в состав различных сборников и опубликованные в периодике, и предисловия к изданиям книг его предшественников и современников, автором которых также был Уэллс. В этом издании даны ссылки на биографии, словари и все остальные исследования, так или иначе затрагивающие творчество Уэллса,

9 См,, например: Hammond G.P- Ideas of H.G. Wells У/«Wellsian». 1961. №4,

(писавшего под псевдонимом Дионео) и К.Н, Толстого (его псевдоним - К.Т.)11 поверхностно освещали творчество Уэллса и содержали категоричные однобокие оценки. Русские критики писали о некоем «антиинтеллектуализме» Уэллса, приписывали ему протест против технического прогресса, возводя этот протест к антимеханицизму и антиутилитаризму XIX века . В своем крайнем выражении данное направление в изучении его произведений приводило к полному отрицанию социально-политического начала в творчестве Уэллса. Показательными в этом смысле являются исследования 3. Венгеровой, пытавшейся доказать, что Уэллс показывал в своих произведениях пагубность материального прогресса, который может привести человечество к духовной гибели, хотя эта точка зрения абсолютно не соответствовала пониманию самим Уэллсом прогресса и развития13. Такой подход исчерпал себя уже к началу XX века.

После 1902 года русские читатели узнали нового Уэллса -утописта, футуролога, социалиста-реформатора, критика современного общества, «Предвидения» (1901), «Современная утопия» (1905), «Новые миры для старого» (1908) опрокинули привычное представление о нем, а в связи с ситуацией в России, назревшей к 1905 году, оформился новый взгляд на его творчество. Так, журнал «Русское богатство» в 1902 году опубликовал серию статей Шкловского, посвященных «Предвидениям» и «Открытию будущего», то есть трактату и публичной лекции. Он связал идеи Уэллса с явлениями современной английской общественной мысли, попытался проследить их происхождение и показать значение

Дионео. Из Англии //' «Русское богатство». 1898. № 5.

11 КХ Новый английский писатель // «Новый журнал иностранной литературы».
1898. №б.

12 «Русское слово». 1899. № 73.

Венгсрова 3- Фантастический роман в Англии // «Северный курьер». 1900, № 161.

для общественной жизни Англии . В своих статьях русские авторы начала XX века возводили творчество Уэллса к Платону, Т. Мору, Т. Камланелле, Э. Беллами и У, Моррису, часто не стремясь показать при этом принципиальных отличий Уэллса от его предшественников15. Очень поверхностно анализировали и уэллсовский социализм16. В дореволюционный период вышло несколько собраний сочинений Уэллса, вобравших в себя в основном фантастические произведения17 (в большинстве случаев благодаря новым изданиям произведений снова наблюдался очередной всплеск интереса к его творчеству, который выражался в некотором количестве рецензий, объемом 1-2 страницы, в журналах и газетах).

В советское время появилось несколько собраний сочинений Уэллса , но ни в одно из них не вошли общественно-политические трактаты. Соответственно, и аналитические очерки были в основном посвящены его художественным произведениям. Продолжали также выходить рецензии на книги Уэллса в таких журналах, как: «Вестник книги», «Книгоноша», «Книжные новости», «Печать и революция», «Иностранная литература», «Литературный еженедельник». Именно в советское время сама собой определилась линия изучения уэллсовского творчества: им занимались в основном литературоведы, старавшиеся показать «дружественность» идей Уэллса советскому народу («в пользу» писателя несомненно сыграли 3 визита в Россию в 1914, 1920 и 1934 годах, его личные встречи с Лениным, Сталиным, а также вышедшая в

14 Дионео. Из Англии И «Русское богатство». 1902. № 2-4. " См., например: Раппопорт СИ. По поводу «Новой утопии» // «Вестник Европы». 1906. №3.

16 Дионео* Письма из Англии. Письмо пятое //«Русь». 1907, №349,

17 Уэллс Г. Дж. Собрание сочинений в 4 т. СПб., 190Ї; Уэллс Г. Дж. Собрание
сочинений в 13 т. СПб., 1909-1917 и др.

Уэллс Г. Дж. Собрание сочинений в И т. / под ред. КЗамятина. Л., 1924 -1926; Уэллс Г. Дж. Собрание сочинений в 15 т. М., 1964. (Отметим, что в разных изданиях даются различные варианты написания; Г. Уэллс, Г.Дж, Уэллс, Г. Уэльс.)

1920 году книга «Россия во мгле») и изучавшие его фантастические и социально-бытовые романы19. Отнесем к этой группе исследований также работы русских писателей М Горького, В. Набокова, К, Чуковского20, которые дружили с Уэллсом и старались не обходить вниманием его новые работы.

Ко второй, и самой важной, группе исследований относятся, во-первых, работы Евгения Замятина, встречавшегося с Уэллсом лично в 1920 году, «Герберт Уэллс» и «Генеалогическое дерево Уэллса»21. В совокупности они представляют собой небольшое по объему, но чрезвычайно емкое историко-литературное и теоретическое исследование, посвященное одновременно и интересным фактам из биографии мыслителя, и основным вехам его теоретических изысканий; роли научно-технического прогресса, войн, революций в развитии общества. Особо Замятина интересует природа уэллсовского социализма «не по Марксу», который «не есть борьба классов», прокладывающего путь идее наднационального федеративного государства.

Во-вторых, это работы Ю. Кагарлицкого - известного советского литературоведа, изучавшего творчество Уэллса очень долго и подробно, признанного даже англичанами - членами Общества Уэллса, в котором он занял пост вице-президента. Его монография «Вглядываясь в грядущее»23 насыщена информацией о том, как творчество Уэллса вплетено в исторический пласт, однако ее едва ли можно использовать в качестве второисточника по причине жанровых особенностей: стиль

Луначарский А.В- Статьи о литературе, М., 1957, Динамов С. Герберт Уэллс (Опыт характеристики) // «На литературном посту», 1927. №24, Старцев А. Ранний Уэллс// «Интернациональная литература». 1935. Ле5,

20 Например: Набоков В.Д- Из воюющей Англии. СПб., Ї916; Чуковский К.И,
Англия накануне победы. Пг., 1917.

21 Замятин ЕЖ Герберт Уэллс. Пг., 1922; Замятин Б.И. Сочинения, М., 1988,

22 ЬСагарлицкий Ю. Вглядываясь в грядущее. М., 1989.

серии «Жизнь замечательных людей» этой книге ближе, чем стиль собственно научного исследования.

Третью группу исследований составляют отечественные диссертации, защищенные после 1966 года и посвященные творчеству Уэллса23. Это, в основном, работы филологов, изучавших Уэллса как новеллиста, автора социально-психологических и фантастических романов. Единственной наиболее близкой по времени к нашей работе является кандидатская диссертация 2005 года И.Б. Кригера «Философия Герберта Уэллса». Однако в ней изучены лишь некоторые аспекты произведений Уэллса, связанные с тематикой истории зарубежной философии.

Особняком стоит книга исследователей И. М Левидовой и Б. М. Парчевской? которая представляет собой полное описание отечественных переводов Уэллса и критической литературы о нем на русском языке, существующей на 1965 год .

Таким образом, и на Западе, и в России очень хорошо изучена история жизни и деятельности Г.Уэллса, существует несколько фундаментальных исследований, используя которые, однако, нужно дополнительно учитывать субъективность автора. При анализе футурологичсских, социологических и исторических произведений Уэллса, учитывая количество социально-политических идей Уэллса, более детальное изучение и систематизация вопросов собственно политологической направленности - власти, политических институтов, элитизма, наилучшего государственного устройства и способов политического управления, продолжает оставаться актуальным.

23 Любимова А,Ф. Жанр социально-психологического романа в творчестве Г.Уэллса, 1900-1914. Пермь, 1985; Савельева И.С. Социальная философия Г.Дж. Уэллса. Л,, 1985: Чубукова Е.И, Методология социального познания Г.Уэллса. Л., 1984.

Левидова И.М, Парчевская Б.М, Г, Дж. Уэллс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1898- 1965. М., 1966.

Использованные источники. В качестве материала для диссертационного исследования были использованы следующие источники: 1) произведения, переведенные на русский язык -«Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль» (1901) т «Грядущее. О том, что будет после войны» (1916), «Война против войны (меч мира)» (1914, он представляет собой сборник статей) и «Международная катастрофа 1914 года и ее последствия» (1916) - написанные им в связи с Первой мировой войной, «Краткая история человечества» (1922), «Спасение цивилизации»28 (1921 г,), «Очерк истории» (1920) и, а также «Россия во мгле»29 (1920); некоторые статьи и «Опыт автобиографии: Открытия и заключения одного вполне заурядного ума (начиная с 1866 года)» (1934);

2) произведения, не переведенные на русский язык, -«Человечество в труде» (1903) , «Новые миры для старого» (1908) , «Социализм и семья» (1906), «Социализм и средний класс» (1906), «Беда с башмаками» (1905), «Пороки фабианцев»4 (1906), «Британский

" Уэльс Г. Предвидения о воздействии прогресса механики и науки па человеческую жизнь и мысль, M.j 1902.

26 Уэллс Г.Дж. Грядущее. О том, что будет после войны. Пг.т 1917; Уэллс Г.
Война против войны (меч мира). М., 1916; Уэллс Г. Международная катастрофа 1914
года и ее последствия, М.-Пг., 1923.

27 Wells H.G. The Outline of History. N.-Y., 1929; Уэльс Г.Дж. Краткая история
мира. JbM., 1924.

2S Уэллс Г. Спасение цивилизации. Ш\, 1923; Wells H.G. The Salvaging of Civilization. The Probable Future of Mankind. N.Y., 1921.

29 Уэллс Г.Дж. Россия во мгле. М., 1958.

30 Уэллс Г. Собрание сочинений в 15 т. М., 1964 // Болезнь парламентов, т, 14;
Демократия в заплатах, т. 15; Наука и мировое общественное мнение, т. 15; Что
означает для человечества прочный мир, т. 15.

31 Уэллс Герберт Джордж. Опыт автобиографии: Открытия и заключения одного
вполне заурядного ума (начиная с 1866 года). М., 2007.

32 Wells H.G. Mankind in the making. L.. 1909.

33 Wells H.G. New Worlds for Old. N.Y., 1911.

34 Wells H.G. Socialism and the Family. L., 1906; Wells H.G. Socialism and the
Middle Class // Fabian News. Dec., 1906; Wells H.G. This Misery of Boots. Reprinted with

национализм и Лига Наций» (1918), «Идея Лиги Наций» (1919), «На пути к Лиге Наций» (1919)35, «Открытый заговор»36 (1928), «Что мы творим со своими жизнями?» (1931), «Работа, счастье и благосостояние человечества» (1931) «Идея мировой энциклопедии» (1936), «Мозг мира» (1938)^, «Новые права человека»40, а также речи и лекции41;

3) архивные материалы, взятые из фондов Международного института социальной истории (Амстердам, Нидерланды), и представляющие собой переписку с четой Рассел за период с 1924 по 1936 год42, архивы Фабианского общества43, коллекции Г. Дж. Ласки (известного деятеля, состоявшего в разное время членом и Фабианского общества, и Лейбористской партии) , Макса Бера (немецкого

alterations from "The Independent Review". L.3 1907. Wells H.G. Faults of Fabian I! Fabian News, Feb. 1906. Кроме издания в журнале «Fabian News», эти работы были также выпущены отдельными брошюрами в серии «Фабианские трактаты» (официальном органе Фабианского общества, где печатались видные его деятели). Fabian tracts. Fabian society. U 1888-1931.

35 Wells H.G. British Nationalism and the League of Nations. L.4 1938; The Idea of
League of Nations. Oxford University Press, L,, 1919; The Way to a League of Nations,
Oxford University Press, L., 1919.

36 Wells H.G. Imperialism and Open Conspiracy. L,, 1929.

37 Wells H.G. What are We Do With Our Lives? L., 1935,

3S Wells H.G. The Work, Wealth and Happiness of Mankind. L, 1932.

39 Wells H.G. World Brain. L, 1938.

40 Wells H.G. The New Rights of Man. Kansas, USA, 1942, Основой для трактата
послужил сборник дискуссий, имевших место в процессе работы этого комитета,
который вышел под заголовком «Права человека, или за что мы сражаемся?» (H.G.
Wells. The Rights of Man, or What are We Fighting For? Harmondsworth, Penguin Special
№50,1940).

41 Wells H.G. Will Socialism Destroy the Home? /Grand Magazine, December 1907;
Wells H.G. University of London Election (a speech). L., 1922. Wells H.G. The World, its
Debts and the Rich Men (a speech by H.G. Wells), L., 1922; Wells H.G. The Labour
Unrest L., 1912; Wells H.G. Socialism and the Scientific Motive. L.; 1923; Wells H.G.
Democracy under Revision, A Lecture Delivered al the Sorbonne on March 15th, 1927*

"' Международный институт социальной истории. Амстердам. Архив Dora W. Russel. 98/ Wells. Personal papers 1924-1936.

J Международный институт социальной истории. Амстердам. Fabian Society Archive, part 2, 5/3.

Международный институт социальной истории. Амстердам. Архив Harold J. Laski, 1920-1952. 27.5/ Wells. Personal papers 192Ы941.

журналиста, социалиста и автора «Энциклопедии социальных наук») и др.46. Введение в научный оборот этих архивных материалов представляется необходимым для наиболее полноценного анализа известных произведений Уэллса.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы-на основе комплексного анализа политических идей Герберта Уэллса охарактеризовать его политическую концепцию, определить ее специфические черты и уточнить ее место в политической мысли XX в.

Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:

исследовать теоретические основания и исторический контекст политических воззрений ПУэллса, проследить процесс формирования взглядов Уэллса и их эволюцию;

дать характеристику совокупности политических идей Уэллса, для чего: определить рамки проблемного поля его политических исследований, выявить приоритетные для него вопросы, методологические подходы, использовавшиеся мыслителем при их решении, установить степень последовательности, целостности и логичности его выводов;

проанализировать основные теоретические блоки политической концепции Уэллса, охарактеризовать особенности постановки и решения проблем сущности и перспектив социализма, исторической роли войн, определения принципов оптимального политического устройства и путей достижения политического идеала.

" Международный институт социальной истории. Амстердам. Архив М. Beer. Correspondences with Н.О, Wells 1939.

4 На основе архивных материалов была издана переписка С. и Б, Веббов в трех томах, которая также является полезным источником в исследовании творчества Уэллса. Во втором и третьем томах этой книги содержится очень много писем Веббов, адресованных Уэллсу, и его ответных посланий (The Letters of Sydney and Beatrice Webb/Ed. by N. Mackenzie. Vol 2,3. L., 1978).

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование выполнено на основе историко-политологического подхода, включающего элементы политологической компаративистики, историко-философской реконструкции, системного анализа. В работе применялись разнообразные методы исследования - функциональный, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, а также антропологический.

Научная новизна диссертации. Диссертация является первым исследованием в российской политической науке, посвященным изучению политической теории Г.Дж. Уэллса, Ряд положений и выводов диссертации содержит научную новизну:

введен в научный оборот ряд забытых и не издававшихся в России произведений Г.Дж. Уэллса, а также архивные материалы, на основе анализа которых реконструирована его полемика с современниками по основным политическим вопросам (С. и Б. Веббами, Б, Расселом и др,);

предложен авторский вариант периодизации жизни и творчества Г.Дж. Уэллса, выделены пять основных этапов складывания политической теории мыслителя;

- показано, что основным структурообразующим тезисом
политической теории Г.Дж. Уэллса является идея о решающем влиянии
научно-технического прогресса на жизнь общества, от которой логично
ответвляются вопросы социализма, войн, оптимального политического
порядка и путей его достижения;

- исследованы идейно-теоретические предпосылки формирования
социалистических взглядов Г.Дж. Уэллса, выявлены особенности его
социалистической концепции, в частности в сравнении с утопическим
социализмом, марксизмом и фабианским социализмом;

- показано, что в политической теории Г.Дж. Уэллса, с помощью
метода исторической реконструкции, напрямую связаны вопросы роли
«войны нового типа» в мировых преобразованиях, преодоления
национализма и патриотизма как пагубных идеологий, критика теории
суверенитета и возможность построения мирового федерального
государства - политического идеала Г.Дж. Уэллса;

- проанализирована концепция «открытого заговора» Г.Дж.
Уэллса как метод достижения идеального социально-политического
устройства и показана связь этой концепции, с одной стороны, и теории
элит конца XIX- начала XX вв., а также технократических теорий
середины XX в., с другой стороны.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут послужить основой для дальнейшего анализа политической теории Г.Дж. Уэллса, а также социально-политической истории Европы первой половины XX века. Материал работы и ее выводы могут быть использованы в составлении и преподавании общих и специальных курсов политологии и истории социально-политических учений.

Апробация работы- Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях и монографии автора 7, а также выступлениях

1. Яковлева А.Ф. Новые миры Герберта Уэллса: Монография. М: Управление технологиями, 2006.136 стр.

  1. Яковлева А.Ф. Концепция Открытого заговора в политической теории Г.Дж. Уэллса//Вестник МГУ Серил 12. Политические науки, №3,2007. С 100-101.

  2. Яковлева А.Ф. К истории изучения политических идей Г. Дж. Уэллса // SCHOLA 2002 / Под ред. А.В. Воробьева, Е.Н, Мощелкова, А.В. Пролубннкова / Сост. К.М. Андерсон, Д.В. Ермашов, АЛ. Ширинянц. М,: Издатель Воробьев А.В., 2002. С. 79-83.

4> Яковлева А.Ф. Особенности творческого наследия Г. Дж. Уэллса// SCHOLA 2003 / Под ред. RH. Мощелкова / Сост. А.В. Воробьев, А.В. Пролубпиков. М.: Издательство "Социально-политическая МЫСЛЬ", 2004. С. 269-273. 5. Яковлева А.Ф. История деятельности Г.Дж. Уэллса в Фабианском обществе // SCHOLA 2005, Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред.

на научных конференциях, в том числе «Философия космизма и русская культура» (Белград, философский факультет Белградского университета, 23-25 октября 2003 г.), «Актуальные проблемы истории политических учений» (Москва, философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, октябрь 2006 г.).

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Н.Н. Мощелкова / Сост. А.В. Воробьев, Т,Ю. Денисова А,В. Пролубников. М,: Издательство "Социально-политическая МЫСЛЬ", 2005, С. 327-334. 6. Яковлева А,Ф. Концепция объединенного мира в политической футурологии ПДж. Уэллса // Общественные науки и современность. №1 ? 2008.

«Жизненный путь и эволюция взглядов Г. Дж. Уэллса

Изучение биографии, хронологии жизни и творчества мыслителя является важной основой комплексного исследования его политической теории. На сегодняшний день биография Г.Уэллса довольно хорошо известна, так как, во-первых, информацию об Уэллсе мы можем почерпнуть из его «Опыта автобиографии»48, во-вторых, существуют монографии, очерки, в которых сконцентрирована информация не только о подробностях его частной жизни, но и о том, что оставалось между строк официальной переписки, докладов, речей и т.д.49.

В пашем исследовании сделаем акцент на тех событиях Б жизни Уэллса, которые особым образом повлияли па его политическую мысль. Используя хронологический принцип, выделим основные периоды его жизни и творчества.

Первый период: 1866-1901 годы, особо выделим этап с 1895 по 1901, когда во время которого Уэллс стал известен как писатель-фантаст,

Герберт Джордж Уэллс родился 21 сентября 1866 года в семье мелкого лавочника (и «по совместительству» игрока в крикет) и экономки в Бромли, предместье Лондона. Окончив школу в 1880 году, он некоторое время проработал «практикантом» (то есть младшим учителем) в деревенской школе, которую открыл дальний родственник. К 18 годам Уэллс успел поработать в мануфактурном магазине, в аптеке, торговой лавке, преподавал в школе естественные и точные науки, латынь, французский, литературу. Он чувствовал себя комфортно в роли учителя, так как это давало ему возможность постоянно заниматься самообразованием.

Основное образование (биологическое) Уэллс получил в Королевском колледже наук при Лондонском университете (второе название «Южный Кенсингтон»). В начале 1890 года Уэллс, сдав соответствующие экзамены, получил степень бакалавра наук, а потом звание действительного члена Колледжа наставников. Постепенно он обрел финансовую независимость и репутацию высококлассного педагога. Осенью 1891 года он женился. Однако жизнь с его первой женой Изабеллой не сложилась, и в 1895 году Уэллс женился во второй раз - на Эми Кэтрин Робине (Джейн), ставшей достойной спутницей его жизни50.

В этот период Уэллс добился первых успехов и известности на журналистском поприще. Когда в начале 1895 года в «New review» стали печатать роман «Машина времени», критики и публика восприняли его с огромным интересом, и в книжном варианте роман уже читала вся Англия и Америка. Именно в это время были написаны самые известные его фантастические произведения, такие как «Машина времени» (1895), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898). Эти романы помогли Уэллсу приобрести известность в Англии, Европе и Америке и занять свое место в истории художественной литературы. Среди многочисленных романов Уэллса раннего периода можно выделить следующие: «Остров доктора Моро» (1896), «Колеса фортуны» (1896), «Когда спящий проснется» (1899), «Первые люди на Луне» (1901)51. Эти произведения в основном знакомы русскому читателю, так как ИЗ НИХ составлены все собрания сочинений Уэллса.

Однако того успеха, который пришел к Уэллсу вместе с его фантастическими романами, писателю было мало. Ожидания Уэллса не оправдались - читатели не увидели за яркими образами уэллсовских миров глубокие философские размышления на темы человеческой природы, настоящего и будущего, и это побудило его обратиться к жанру трактата, в котором идеи не скрыты под покровом художественного образа, С этого момента начинается его карьера политического мыслителя.

Второй период: 1901-1908 годы. В этот период Уэллс начинает вести активную общественную жизнь» Формируются основные пункты его концепции. Политическую позицию Уэллса в этот период можно назвать прогрессистско-социалистической.

Уэллс много пишет на тему будущего общества, его политической организации зависимости прогресса науки и техники и основных тенденций мирового развития. «Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль» (1901)52 -первый трактат Уэллса, написанный не в жанре художественного произведения, - становится переходом к новому этапу жизни и творчества. «Предвидения» стали отправным пунктом всей социально-политической концепции Уэллса. Покончить со средними школами викторианской эпохи, с половыми предрассудками, армиями, церквями, частной собственностью - возможно, по мнению Уэллса, только если реформаторы поймут, что корни нового мирового порядка должны находиться в старом мире. Ведь BCQ социальные ячейки так или иначе объединялись потому, что все их части каким-либо образом координировались, и вмешиваться кардинально в какую-либо из составляющих значило бы рисковать разрушить все: и полезное, и вредное. Поэтому он отвергает революционный путь развития человечества и утверждает, что нескоординированные действия на скорую руку могут повлечь необратимые изменения. Выражение «нескоординированные действия» означает и политику отдельных партий, и государств, и даже альянсов, так как объединяются «против», а не «за». Новый мир может стать жизнеспособным социальным организмом, только если такой порядок распространится на всю планету, а это возможно только с помощью революции в транспортной системе. Мир, в котором исчезли расстояния, и человеческая мысль, для которой не существует границ, - главный объект его исследования. С этого начинает Герберт Уэллс разрабатывать свой политический идеал всемирного государства Развитие подобных мыслей также находим в трактате «Человечество в труде» (I903)53, центральный тезис которого: людям предстоит еще долгий путь развития, в том числе и духовного. Когда они сблизятся на духовной основе, естественным станет и желание объединиться в новую форму государственной организации, а все возрастающая рациональность человеческой мысли найдет и наиболее эффективный путь реализации этого.

Указанный период жизни был для Уэллса удачным и в других отношениях. Он купил новый дом, где, наконец, мог почувствовать себя обеспеченным человеком, Джейн родила ему двух сыновей: Джорджа Филиппа (1901-1985) и Фрэнка Ричарда (1903-1984).

Первое десятилетие XX века - также и период оформления собственной социалистической теории Г, Уэллса. Социалистические произведения Уэллса больше, чем другие, связаны с его политической практикой. Так, главный трактат по данной проблематике - «Новые миры для старого» (1908) появился в основном благодаря работе Уэллса в Фабианском Обществе55, в котором он состоял с 1903 по 1908 год, В этот период Уэллс часто полемизировал с фабианцами по проблемам социализма в статьях, докладах и выступлениях, основные мысли которых и стали затем центральными в «Новых мирах..,». Среди небольших произведений, вышедших в этот период: «Социализм и семья» (1906), «Социализм и средний класс» (1906), «Беда с башмаками» (1905), «Пороки фабианцев»56 (1906). Трактат «Новые миры для старого» явился обобщением и сведением всех идей социалистического характера, к которым пришел Уэллс за эти годы. Особенность рассматриваемого периода - яркое участие Уэллса в политической жизни Англии, пропаганда идеи необходимости создания массовой социал-демократической партии вместо существующих небольших политических объединений.

Экономические аспекты теории социализма: частная собственность и ее перспективы в социалистическом обществе

В условиях очень быстрого развития науки и техники необходимо создать новый общественный строй, считал Герберт Уэллс, иначе человечество погибнет от своих собственных изобретений. Так он пришел к мысли о необходимости разработки своей социально-политической концепции, чтобы дать четкий ответ на вопрос о том, как обеспечить наилучший способ управления человеческим обществом и максимум добровольного сотрудничества людей в этом направлении. Ядром социалистической концепции Уэллса является отношение к собственности, и в этом он следует социально-политической и философской традиции.

Чтобы понять перспективы собственности в будущем социалистическом обществе, Г. Уэллс обращается к опыту человечества. Анализируя историю происхождения видов собственности, он выводит оптимальное соотношение частной и общественной формы владения. Идея собственности имеет корни в воинственных инстинктах биологических видов, следовательно, собственность - «это то, за что всегда будет сражаться дикое животное» . Все, что мог добыть примитивный человек, становилось его собственностью» Соответственно, делает вывод Уэллс, современный человек смотрит подобным образом на право владения: «естественным считалось то, что после заявления прав на участок земли человек может взимать плату с любого, кто захочет этим участком воспользоваться. Далеко не сразу, по мере того, как люди стали открывать для себя преимущества организованной жизни, пришло понимание того, что неограниченная собственность на что-либо является источником многих проблем» #

До XVIII века единственной собственностью, имевшей жизненное значение, была недвижимость, прежде всего - земля, все остальное «прилагалось». XIX век представляет собой новый этап в вопросах отношения к праву собственности. Люди начали понимать, что собственность является не простой однородной величиной, а огромным комплексом, состоящим из различных тапов собственности. Они отличаются по своей значимости и общественной важности, «многие вещи (например, человеческое тело, достижения артиста, одежда ... ) являются, в своей основе, неискоренимо личной собственностью, и что существует большое количество объектов - например железные дороги, заводское обслуживание, здания ... - из которых каждый требует очень тщательного рассмотрения для определения того, в каких пределах и с какими ограничениями он может быть передан в частную собственность, а также насколько эффективно его можно использовать в

общественном секторе, где им будет управлять государство, сдавая этот объект для пользования в общественных интересах» , пишет Уэллс.

В «Предвидениях» мыслитель особое внимание уделяет виду собственности, появившемуся в XVIII веке, - акции. С ее появлением прежний высший класс дворян, как функционирующее орудие в государственной системе, «растворился в массах». Образованные путем слияния производства и капитала акционерные компании выпускали бумаги, обеспечивающие долю в прибыли, - акции, которые приобрели статус новой формы частной собственности. Полное свое развитие эти процессы получили в первой половине XIX века. Так, в «Новых мирах,.,» Уэллс пишет, что «акция представляет собой такого рода собственность, которой можно владеть издалека .., и которая приносит доход владельцу без всякого труда и хлопот с его стороны. Это вещь, не возлагающая на владельца абсолютно никакой ответственности; подобной собственности не знавал старый мир»90.

Анализируя эволюцию форм собственности, Г. Уэллс приходит к выводу, что целью всех настоящих социалистов является «образование нового и лучшего устройства общества путем отмены частной собственности на землю, на природные богатства, а в их использовании -такие же глубокие изменения, как отмена рабства, которая могла бы произойти в античных Риме или Афинах» ,

В трактате «Новые миры для старого» Уэллс подробнее, чем, например, в «Предвидениях», рассматривает вопрос о частной собственности, так как именно отношение к ней в основном будет формировать будущее общество. Если в «Предвидениях», то есть на первом этапе своего становления как социально-политического мыслителя, он критикует частную собственность как главный недостаток традиционных обществ, то, разрабатывая теорию социализма, Уэллс рассматривает частную собственность и с этической, и с практической точки зрения.

Он не считает разумным отбирать собственность у одного и передавать другому, а разделяет ее на личную и общественную, подчеркивая, что «идея частного владения вещами и права собственников чрезвычайно и зловредно преувеличена в современном мире. Концепция частной собственности простирается на землю, сырье, ценности и ресурсы, накопленные предыдущими поколениями, на огромное разнообразие вещей, которые справедливо оставлены в наследство всему человеческому роду (курсив мой - А, Я,)- Как результат этого, существует серьезная угроза пустой траты человеческой энергии и возможности полной потери свободы для человечества; прогресс замедлится» .

Частная собственность, полагает Уэллс, связана с невероятными затратами и мало эффективна, при этом распространена на вещи, которые не должны быть личными: «Социалист считает, что общество неотъемлемо должно быть собственником и администратором земли, всего сырья, ценностей и ресурсов, накопленных предками, и что вся частная собственность должна быть ... возвращена обществу и быть объектом всеобщего благополучия» . Но вместе с тем он считает, что социализм должен поощрять любую собственность, помогающую расцвету индивидуума. Уничтожению должно подвергнуться лишь то, что потворствует «ростовщической хватке» соотечественников, потворствует личной выгоде отдельных граждан. Уэллс говорит о том, что ряд отраслей должен перейти в руки государства, то есть стать общественной собственностью, так как это повысит эффективность управлення. Он «отдает» в ведение государственных учреждений землю, источники жизни, пути сообщения, управление и контроль над производством, распределение труда, чеканку монеты и здравоохранение. Личная собственность подразумевает возможность пользоваться теми вещами, которые не имеют ценности для общества в целом, Уэллс пишет: «Во всех этих отношениях современный социализм стремится к созданию и утверждению собственности и прав: собственности пользователя, прав созидателя. Эта совсем другая собственность ведет к уничтожению _. . притязаний кредитора, залогодержателя, землевладельца, ростовщика ... . В самом настоящем социализме будет разрушена не вся собственность, а только мнимая собственность ... »94, Весь этот процесс преобразований Уэллс называет не разрушением собственности, а ее стандартизацией и организацией- Даже сознательный, образованный и ответственный средний класс, по мнению Уэллса, не сможет изменить существующие социальные отношения без должного понимания проблемы частной собственности. Он предлагает несколько условий, без которых не сможет измениться человек, а следовательно, и все общество.

Причины возникновения «войны нового типа»

Картина мира до второй половины XIX века, по описанию Уэллса, была следующей: международные отношения представляли собой взаимодействие определенного количества автономных экономических систем, и независимые государства в основном вписывались в систему; это были регионы со слабыми и неустоявшимися границами, которые постепенно объединялись под монархиями; научно-технический прогресс, сокращение расстояний постепенно стали разрушать этот сложившийся веками уклад.

Еще в «Предвидениях» Уэллс говорит о военном классе, который, так же, как и другие социальные слои, неизбежно изменится в новых условиях. «Важные перемены в военном деле отвечают перемене, совершающейся в общественном механизме» ,- писал он. Революция в технике создала новые могущественные виды оружия для сухопутной и морской войны и быстроходные транспортные средства. При этом организовано военное дело было по-старому («по старому шаблону»127), а появление новой техники требовало иного подхода к обучению и подготовке армии, ведению войны.

Применяя футурологический метод, Уэллс выводит, что она будет еше более чудовищной борьбой, чем до нее, потому что, с одной стороны, станет делом точных наук, а с другой, повлечет неизмеримо большее количество жертв. Подчеркивая несоответствие низкой степени подготовленности военных и техническим совершенством, Уэллс понимает неизбежность войны в начале XX века. Невежество военных деятелей сыграет по большому счету только на руку политикам, которые с помощью подобных насильственных действий смогут завладеть новыми видами ресурсов (материальными, территориальными, природными, людскими). Причина такого положения вещей в том, что в силу своего ограниченного духовного развития, человек не может представить себе, что использование новых изобретений можно направить в созидательное русло. Научно-технический прогресс повернется к миру обратной стороной: если раньше новые изобретения только облегчали существование, то теперь наука работает на войну и тем самым позволяет ее продолжать. К тому же новая война не исчерпывается уничтожением одних только молодых людей, падает жизнеспособность всего общества.

Уэллс считает необходимым, чтобы и солдат был образован не меньше, чем врач, тогда можно будет сократить численность армии и уменьшить кровопролитность войн. «Закон, определяющий будущее, ясен вполне. Народ должен развивать в своей среде и поддерживать образованные, способные к делу классы, иначе он будет разбит в войне и вынужден отступить на всех пунктах, где его интересы сталкиваются с интересами народа более способного» .

Если говорить об отношении мировой общественности к войне, неизбежность которой понимали уже в 70-е годы XIX века, «ничего не было сделано для учреждения федерального контроля, который препятствовал бы возникновению вооруженных столкновений между народами»129, - пишет Уэллс. И это при существовании на протяжении целого века произведения социально-политической мысли, в котором были описаны пути преодоления войн: «К вечному миру» И, Канта130 (1793). Это трактат, в котором теоретическая основательность органично сочеталась с политической злободневностью.

Кант открывает перед человечеством два возможных решения -либо прекращение войн путем международного договора, либо вечный мир "на гигантском кладбище человечества" после истребительной войны. Первую идею до него выдвигали многие, упоминание о второй мы находим лишь у Канта (как утверждает А. Гулыга). Уэллс развивает в своем учении именно эту вторую мысль. Уже в древности люди задумывались над идеей искоренения кровопролития из жизни общества. В XVII веке родилась идея достигнуть вечного мира путем договора между государствами (например, Руссо). Кант подчеркивает, что не случайная воля монарха, а историческая необходимость должна привести человечество к преодолению войны как формы международных отношений,

Уэллс как футуролог, предрекая и неизбежность войны, и ее страшную разрушительность, расставил акценты по-другому, нежели немецкий философ. Уэллс пропагандирует концепцию «войны ради мира» или «войны против войны». Перед такой опасностью неизбежно сплочение людей, при этом из их числа должны выдвинуться наиболее одаренные граждане (тот самый центральный класс), которые возьмут власть в свои руки, чтобы заниматься правильным восстановлением общества после кошмара, в который оно само себя ввергло. Это подтверждают его слова: «В продолжение истекших шести лет должно было произойти разрушение предрассудков, предвзятых идей и умственной ограниченности, не имеющее себе равного в истории. Никогда ранее не могло быть такого сильного и всеобщего пробуждения сознания, поглощенного условностями и рутиной. Никогда ранее люди не были так резко поставлены лицом к лицу с общностью своих интересов и судеб...» . Однако Вторая мировая война показала, что Уэллс рассчитывал на очень быстрое изменение отношения людей к жизни, в частности, к роли насилия в ней.

Способ достижения политического идеала: концепция «открытого заговора» Г.Дж. Уэллса

Г.Дж. Уэллс вводит понятие «открытый заговор» в 1926 году157, подробно же разрабатывает концепцию в трактатах «Империализм и открытый заговор» (1928), «Что мы делаем с нашими жизнями?» (1931)158, Рассуждения Уэллса восходят к мысли о том, что изменения в экономике, науке и технике требуют соответствующих изменений в политике.

То, что он в более ранних книгах называл переходом к Новой Республике или Порядку Самураев, с конца 20-х гг. XX века получило название «открытый заговор» как идея мирового контроля жизненных интересов человечества. Мировое объединенное государство - цель открытого заговора. Уэллс демонстрирует, что это движение не должно быть просто изменением классового развития, а объединением большого числа различных слоев людей под общей идеей. Разработка, изложение и пропаганда этой общей идеи, четкая кампания по революционизированию образования и внедрение новой идеологии в человеческое сознание - главные задачи человечества на этом этапе развития.

Мыслитель говорит об открытом заговоре как о мировой революции - том ее типе, который не подразумевает насильственных действий, разрушения старой системы и резкого перехода к новой. В этом вопросе Уэллс показывает себя истинным британским мыслителем -единственный путь к новому строю он видит в постепенных изменениях, которые должны одновременно происходить в различных областях общественной жизни. Главный тезис пропаганды такого поступательного перехода - осознание необходимости космополитизма и свободного мирового обмена в политике, экономике, финансах, научной мысли.

Ключ к пониманию теории мировой революции Уэллса, смысла выражения Открытый заговор надо искать в его трактовке старой проблемы управляющих и управляемых - то есть элитизма. Потенциальная элита - «заговорщики», по Уэллсу, состоит исключительно из людей, которые должны выполнять творческую и руководящую работу при новом мировом порядке.

Теория открытого заговора специфична тем, что, с одной стороны, Уэллс считает, что не может быть ни мировой революции, ни выхода из мирового кризиса XX века без массовой переориентации человеческого сознания. С другой, мир Утопии также не может настать без мировой революции. Ключ к пониманию теории мировой революции Уэллса, смысла выражения «открытый заговор» надо искать в его трактовке старой проблемы управляющих и управляемых - то есть элитизма159. Таким образом, и его теория мировой революции зиждется на идее необходимости формирования революционной элиты.

Начиная с появления в «Предвидениях» в 1901 г. до последних книг военного времени 40-х годов, элита Уэллса состоит исключительно из «функциональных» людей, которые выполняют творческую и руководящую работу при новом мировом порядке. В более поздних книгах он расширяет круг профессий «функциональных» людей. Кроме ученых и инженеров, это управляющие в коммерции, промышленности и финансах, гражданские служащие, дизайнеры, учителя и врачи - люди, участвующие в формировании сознания народа. Отметим, что корни этой идеи надо искать в «Республике» Платона, а ближе всего по времени и мысли к воззрениям Уэллса, например, теория элит Г. Моски160. Уэллс также разбирает проблему существования управляющих и управляемых, опираясь на опыт прошлого, но, в отличие от теоретиков элитизма, и картину современного мира, и основу для преобразований в ближайшем будущем видит в переходном этапе на пути к новому политическому строю,

Уэллс утверждает, что те люди, которые увлечены идеей объединенного человечества, должны либо устраниться от политической жизни, но этим обречь себя на тщетность всех усилий, либо войти в законодательные структуры и принести клятву верности, осознанно стремясь к подчинению себе системы, которой они пообещали служить, и настойчиво работая на реализацию общего плана. Эти люди и будут исполнять мировой план по реализации открытого заговора, стремящегося к новой форме государства, «открытого» потому, что войти в него приглашается каждый, кто может отдать максимум политических усилий, - Федерального мирового государства.

Открытый заговор не обязательно будет противостоять какому-то из существующих правлений. Это созидательное, организованное движение, не являющееся анархистским. «Оно желает не разрушить существующие формы контроля и управления и формы человеческого общения, а изменить их в соответствии с общим мировым управлением» .

Теория открытого заговора прекрасно увязывается с его представлением о демократии и лидерстве. Эта теория имела столько же шансов повлиять на умы XX века, как проекты Сен-Симона, Оуэна в XIX в. Новый мир должен родиться не на массовых митингах, не в закрытых кружках, а скорее в бизнес-кругах старого мира. Революция должна была растянуться от фабрики к фабрике, от лаборатории к лаборатории, от школы к школе. Он сравнивает этот процесс изменений с рекой. Революция должна происходить каждый день на всех уровнях жизни. Масс-медиа и коммуникации, особенно пресса, считает Уэллс, должны отвечать в новом обществе за перевоспитание.

По сути Уэллс с этой теорией стоит на грани традиционного представления о проблеме управляющих и управляемых и новых технократических парадигм второй половины XX века. Наиболее близкой к концепции «открытого заговора» Уэллса является теория «революции менеджеров» (1941) Дж. Бернхема. В ней американский социолог утверждает, что технократия в лице управляющих стала политической и социальной реальностью в ряде крупнейших государств мира. Таким образом, он намечает тенденцию к замене капитализма и социализма «обществом управляющих», в котором государственные функции станут функциями специально изобретенного менеджерами политического механизма. Также схожие идеи прослеживаются у Д. Белла в книге «Наступление постиндустриального общества» (1973), где он утверждает, что в скором времени настанет век общества «с высокой научной организацией»; и Дж. Гэлбрейта162 в «Новом индустриальном обществе» (1965), который объявляет, что научно-академический комплекс (правительственные, университетские и частные исследовательские учреждения) находится на службе общества, а не частных потребителей. Таким образом, те идеи, которые Уэллс высказывал еще в 20-30 годы, продолжали оставаться актуальными и до конца XX века.

Уэллс прописывал и то, какие условия необходимо выполнять, чтобы «открытый заговор» был возможен. Он считал необходимым понимать, что все существующие правительства носят временный характер и, следовательно, любая их деятельность также временна. Для нормального взаимодействия стран на пути к всеобщему миру заговорщики должны стремиться принимать участие в минимизации конфликтов, пресекать использование индивидов в военных целях и вмешательства в мировую экономическую систему. Они должны всеми доступными методами способствовать тому, чтобы местные и национальные владения (земля и т.п.), управление транспортом, использование природных ресурсов и сырья были переданы в ведение мирового правительства, которое будет действовать в интересах всех граждан Федерации. Среди основных правил Уэллс особо выделял необходимость контролировать рождаемость, в частности постепенно решить проблему нищеты и се распространения.

Также Уэллс говорил о необходимости соблюдения в объединенном государстве всех индивидуальных свобод и прав граждан, в первую очередь с помощью социальной поддержки.

Подчинение частной жизни верховного руководства, способного выполнять вышеперечисленные задачи, общему прогрессу человеческого знания, разума и способностей является его высшей обязанностью, пока не установится мир.