Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Выборг в произведениях русских и финских художников XX – начала XXI вв.: образно-художественный анализ Мартынова Анастасия Геннадьевна

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Мартынова Анастасия Геннадьевна. Выборг в произведениях русских и финских художников XX – начала XXI вв.: образно-художественный анализ: диссертация ... кандидата : 17.00.09 / Мартынова Анастасия Геннадьевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена], 2017.- 626 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Выборг и его окрестности в изобразительном искусстве во время финляндского периода его истории (1917 – 1944 гг.) 25

1.1. Живописные изображения Выборга в работах художников периода 1917 – 1944 гг 25

1.2. Город и его окрестности в графике финляндского периода 1917 – 1944 гг 62

1.3. Место выборгской темы в художественной жизни Финляндии довоенного, военного и периодов временного перемирия 73

Глава 2. Выборгская тема в творчестве советских художников военного времени и послевоенного (советского) периода (1944 – 1990 гг.) 85

2.1. Живописные изображения Выборга в работах художников периода 1944 – 1990 гг. 85

2.2. Образ Выборга в графических работах периода 1944 – 1990 гг .115

Глава 3. Выборг и его окрестности в творчестве современных художников (с 1990 г. по н.вр.) 141

3.1.Живописные изображения Выборга в работах художников периода с 1990 г. по н.вр 141

3.2. Образ Выборга в графических работах периода с 1990 г. по н.вр 162

Заключение 171

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Высокая степень актуальности темы обуславливается несколькими обстоятельствами. Прежде всего, исследовательский статус работы таков, что он предполагает междисциплинарные изыскания, лежащие не только в области истории искусства, но и в области философии, культурологии, истории, что полностью вписывает данную диссертацию в современные исследовательские стратегии. В силу объективных и субъективных причин в отечественном искусствоведении исследований, посвящённых образу города Выборга в изобразительном искусстве художников XX века крайне мало.

Пробуждение определенного интереса к выборгским художникам наблюдается в последние два-три года. В частности, по линии межкультурных связей состоялись выставки графических и живописных работ финских и русских художников: «Босиком. 10 историй жизни на Карельском перешейке» (16 марта – 17 апреля 2016 г). Петропавловская крепость, выставочный зал Иоанновского равелина, выставка выборгского художника начала XX века Виктора Светихина, проходившая в г. Павловске (собрание музея Южной Карелии (г. Лаппеенранта); персональная выставка художника М.Н. Федорова (Государственный музей «Выборгский замок», июнь 2014 г.); персональная выставка выборгского художника Андрея Ставцева «Караваны истории» (7 октября – 7 ноября 2014 г., галерея «ЗнакЪ», г. Выборг). Автору данного исследования удалось сделать фотофиксацию всех 84 экспонировавшихся работ, среди которых большинство были либо неизвестны, либо выставлялись в нашей стране впервые. Эти выставки, несомненно, способствовали повышению интереса к творчеству выборгских художников XX – начала XXI века, тем самым дополнительно актуализируя интересующую нас тему.

Данное исследование систематизирует богатый, ранее малоизвестный художественный материал, и позволяет ввести в научный оборот новые художественные единицы, расширяет не только профессиональный кругозор специалистов, но и широкого круга почитателей Выборга, интересующихся историей края. Кроме того, тема данного исследования актуальна, учитывая положение города в поликультурном регионе, в котором соприкасались шведская, финская и русская художественные культуры.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время приходится констатировать, что данная тема в отечественном искусствоведении почти не разработана. Среди немногих работ, в которых присутствует тема Выборга можно отметить монографию М.И. Безруковой «Искусство Финляндии» (1986), в которой впервые в советском искусствознании рассматривается финское искусство. Работа охватывает период становления национальной художественной школы, начиная с эпохи средневековья и заканчивая современностью. Безрукова концентрирует внимание на узловых моментах ее истории: монументальной росписи и

декоративно-монументальной пластике в средние века, станковой живописи XIX века, скульптуре и гравюре XX века.

Интерес представляет каталог выставки «Финская живопись 1750 – 1900» (1979), которая проходила в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственном Эрмитаже в 1979 году. Выставка давала полное представление о возникновении и развитии финской живописи, а также о том, как изобразительное искусство в Финляндии постепенно находило своеобразный национальный колорит.

Каталог «Искусство Финляндии 1900 – 1960» (сост. Инкери Аарнио-Львова, Туула Аркио, Вальдемар Меланко) (1983) посвящен выставке «Искусство Финляндии 1900 – 1960», являющейся прямым продолжением проводившейся в 1979 году в Москве и Ленинграде выставки более раннего финского искусства. Составители стремились всесторонне раскрыть этапы развития изобразительного искусства Финляндии в первой половине XX столетия.

Весьма интересным историко-культурным источником по нашей теме является сборник научных статей «Страницы выборгской истории» (книга вторая, сост. Абдуллина С.А.). В создании данного труда приняли участие помимо сотрудников ГМ «Выборгский замок», более 30-ти приглашённых авторов. Музей за годы работы собрал научную библиотеку (11 тысяч томов), среди которых имеются старые издания на шведском и финском языках. Исходя из этого, были переведены некоторые материалы, и в сборник вошло несколько переводных статей, написанных шведскими и финскими исследователями.

Ко второй группе литературы относятся иностранные источники – финские, английские, шведские. Среди них весьма интересное исследование, непосредственно касающееся нашей темы, магистерский диплом Пирьо Хокканен «Выборг в изобразительном искусстве», написанный в 1986 году на отделении истории искусства в Ювяскюля. Пирьо Хокканен использовала в своей работе неопубликованные источники: это архив музея Южной Карелии в Лаппеенранте, архив исторического музея города Лахти, материалы областного архива г. Миккели, историчеcкий фотоархив музейного ведомства и фотоархив военного музея в г. Хельсинки, а также работу Ахолы Яаакко «Финская историческая живопись в XIX в.» 1973 года, исследование Вессмана Керттули «Унто Пуса как живописец-монументалист» 1977 года, написанных на отделении истории искусств Хельсинского университета. Кроме того, Пирьо Хокканен собрала устные сведения у следующих художников: Лео Райама (Хельсинки), Пентти Вилкко (Коувола), Нопсанен Аарне (Сюсма), Топи Валконен (Куусанкоски). Автор опиралась и на устные сведения г-жи Майялиисы Пусы (Хельсинки). При написании дипломной работы Пирьо Хокканен использовала около 43-х опубликованных источников. Среди наиболее значимых исследований, которые выделяет Пирьо Хокканен стоят: фундаментальная работа Марты Хири «Описание Финляндии в рисунках (1950), «Исторические и литературно-исторические исследования», издание Шведского литературного общества в Финляндии (Хельсинки, 1950), а кроме

того, работа Й.В. Руута «История города Выборга» (Хельсинки, 1908). Интересно, что Пирьо Хокканен при работе над дипломным исследованием использовала материал выборгского искусствоведа Е.Е. Кеппа, опубликованный в газете «Выборгский коммунист» от 17.12.1983 года.

Можно констатировать, что материал по теме диссертации делится на отдельные тематические группы. В этом мы согласны с точкой зрения Пирьо Хокканен, которая в своем исследовании утверждала, что их два: реалистические изображения города и фантастические, или с элементами вымысла.

Финская сторона выпустила также несколько книг, посвященных отдельным персоналиям. При изучении творчества художника Виктора Светихина выяснилось, что с изображениями работ художника выпущены почтовые открытки, а в 2009 году в финском городе Лахти издан единственный иллюстрированный альбом его творчества (Pyhi Tuula, Rty Leena, Kainulainen Sari: Viktor Svaetichin. Karjalan kuvaaja).

Финскому художнику Хуго Симбергу посвящен также красочно иллюстрированный труд Andersin Hans «Niemenlautta», вышедший в 1997 году. О Симберге рассказывают и другие финские работы: Olavinen A. «Hugo Simberg» – Helsinki: Ateneum, 2000, Hoving Victor «Viipurilainen kertoo…» -Helsinki-Otava, 1946, Andersin H. «Niemenlautta» – Helsinki, 1997.

При изучении творчества данного художника стоит отметить также и статью выборгского краеведа М.Н. Костоломова (1953 – 2016). Сны в цветущем саду. Хуго Симберг: договор художника со Смертью // Выборг. – 2003. – 28 марта. Финскому художнику Вайно Раутио посвящена работа Jokipelto Eeva. Vin Raution Viipuri. Karjalan Kirjapaino Oy, вышедшая в Лаппеенранте в 1994 году. А о финском художнике Лео Райма рассказывается в каталоге «RAJAMA LEO 1899 – 1985» Etel-Karjalan Taidemuseo, 2005.

Среди книг о финскомм художнике Аукусти Тухка, следует выделить: Tyryhm mm Lauri Ahlgren «Taidekirja Elmkerta Aukusti Tuhka», 1995. А также издание, проиллюстрированное работами художника: Viipuri tnn/ [kuvat: Aukusti Tuhka]; [kuvateksti: Lauri Vlke] Julkaisija: Helsinki: Kivi, 1954.

Работа финского исследователя Марку Валконен «Золотой век. Финское искусство 1850 – 1907» (Markku Valkonen «The golden age. Finnish art 1850 – 1907»), переведенная Michael Wynne-Ellis на английский язык, рассказывает о так называемом «Золотом веке финского искусства». К этому веку относятся прежде всего художники: Альберт Эдельфельт (Albert Edelfelt (1854 – 1905), Ээро Ярнефельт (Eero Jrnefelt (1863 – 1937), Хуго Симберг (Hugo Simberg (1873 – 1917), Хелена Шерфбек (Helene Schjerfbeck (1862 – 1946), учитель Симберга – Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela (1835 – 1931) и др.

Работа финского архитектора и писателя Юхани Виисте (Викстедт) «Уютный старый Выборг» (Juhani O.V.Viiste «Viihtyis vanha Wiipuri») рассказывает о старом Выборге. Работа была издана в трех вариантах – 1943, 1945, 1948 гг. Юхани Виисте проектировал здания, главным образом, в Выборгской губернии.

Финская Tietosanakirja (энциклопедия) публиковалась в течение 11ти лет (1909 – 1922 гг.) и включает в себя в общей сложности 66 тыс. записей, в том числе и сведения о творчестве финского художника Альберта Эдельфельта.

Монография «Taidetta vanhasta Viipurista -Konst frn gamla Viborg - Art from Old Viipuri» («Искусство старого Выборга») (2004) была издана по инициативе и за собственные средства Фонда г. Выборга. Миссией Фонда является сбережение старых традиций Выборга. Значительная часть работ выборгских художников, коллекция Выборгского художественного музея была эвакуирована в Финляндию во время Зимней войны. Сегодня работы хранятся в музеях городов Хямеенлинна, Лахти, Лаппеенранта. «Taidetta vanhasta Viipurista» является первой полноценной презентацией этих работ.

Книга Rainer Knapas, Pertti Koistinen «Historiallisia kuvia. Suomi vanhassa grafiikassa» («Исторические фотографии. Финская старая графика») (1993) включает в себя печатную графику, почти все финские тематические фотографии и серии.

О финском искусстве Выборга начала XX века рассказывает и работа Kari Hukkila «Kuvia Kannakselta: taidetta ja taiteilijoita 1918 – 1944» («Изображения перешейка: искусство и художники 1918 – 1944»), а книга Paul Waineman «A Summer Tour in Finland» («Летнее путешествие в Финляндию») была проиллюстрирована художником Alex Federley (16 иллюстраций, 2 из которых посвящены Выборгу и окрестностям).

Большая часть сведений о выборгских художниках на русском языке носит краеведческий характер, поэтому третью группу литературы составляют публицистические статьи, заметки, обзорные статьи по отдельным персоналиям, каталоги выставок, брошюры, буклеты. Например, это отдельные статьи выборгских краеведов (М.Н. Костоломова). А также обзорные статьи по отдельным персоналиям, и описательные материалы некоторых выборгских выставок советского периода искусствоведов: Н.И. Золочевской и К.М. Дашковой, Е.Е. Кеппа. Особо стоит выделить машинописный экземпляр неизданной книги, посвященный Николаю Семеновичу Соколову «Голоса учеников», находящейся в научных фондах ГМ «Выборгский замок».

При написании данной работы были использованы и интернет-источники. Например, финские сайты, такие как: artpaimensaari.com (Artpaimensaari. Посвящен художникам Vin Rautio. Matti J.Rautio. Eeva Jokipelto), сайт музея Лахти lahdenmuseot.fi, интернет-ресурсы финских музеев suomenmuseotonline.fi, finna.fi, сайт, где размещены генеалогические древа некоторых финских художников (например, Виктора Светихина) gw5.geneanet.org, шведские и финские аукционы произведений искусств: huuto.net, bukowskis.com, auktionsverket.com, hagelstam.fi.

Таким образом, на настоящий момент, в отечественном искусствоведении нет ни одной работы, посвященной художественному образу города Выборга, столь интересного пограничного города, со сложной, необыкновенной судьбой. Тем интереснее представить первую в отечественном искусствоведении работу, посвященную отражению образа Выборга в русском и финском искусстве XX – начала XXI века.

Объектом исследования выступают живописные и графические произведения финских и российских художников указанного периода, изображающие Выборг и его окрестности.

Предмет исследования – художественный образ Выборга и окрестностей в живописных и графических произведениях финских и российских художников XX – XXI веков.

Хронологические рамки исследования обусловлены периодом устойчивого высокого интереса к теме города Выборга в среде художников данного региона, то есть XX – XXI вв.

Исходя из этого, автором была поставлена цель диссертационного исследования – систематизировать фонд произведений русских и финских художников XX – начала XXI вв., и провести образно-художественный анализ собранного материала.

Цель работы определила ряд последовательно выполняемых задач:

собрать воедино и структурировать ранее разрозненный художественный материал;

дать историко-культурный и образно-художественный анализ, собранного художественного материала;

определить роль и место выборгской темы в творчестве финских и русских художников указанного периода (искусствоведческая оценка);

выявить специфические черты финского и русского подходов к изображению Выборга;

наметить этапы стилистической эволюции образа Выборга в произведениях финских и русских художников;

ввести в научный обиход отечественного и зарубежного искусствоведения ранее неизвестные или забытые художественные единицы.

Достоверность полученных результатов диссертации обеспечивается опорой на научно-исследовательские работы по тематике диссертации, применением научных методов, соответствующих объекту и предмету, цели и задачам исследования, аргументированным обобщением теоретических положений и внутренней согласованностью полученных результатов. Кроме того, диссертация базируется на обширном архивном, музейном, библиотечном материале, который был собран и исследован автором. В частности, были привлечены и изучены: документы Ленинградского государственного областного архива в г. Выборге (ЛОГАВ) – проработана 21 опись, 105 дел Фондов Р-118, 307, 308; материалы научного фонда «Дом – музей В.И. Ленина в Выборге», материалы библиотеки им. А. Аалто; материалы научного фонда и научной библиотеки ГМ «Выборгский замок»; материалы научного фонда и научной библиотеки ГИАПМЗ «Парк Монрепо»; материалы МУК «Межпоселенческая библиотека» г. Выборга на ул. Рубежной д.18; материалы из частных коллекций Н.А. Пантелеевой, Eeva Jokipelto, Matti Rautio (среди которых сделана фотофиксация 50 работ); материалы (в том числе изобразительные) о художниках (финских и русских) XX века, отобразивших в своих работах Выборг и окрестности, находящиеся в изобразительном музее Южной Карелии / Etel-Karjalan museo (г. Лаппеенранта, Финляндия). Сделана

фотофиксация 30-ти работ из собрания музея; материалы о финском художнике Vaino Rautio в Савитайпале, Финляндия / Savitaipale (сделана фотофиксация 30-ти живописных и графических работ).

Изобразительный материал, посвященный образу Выборга и его окрестностям в искусстве XX века, состоит более чем из 1000 отдельных работ, значительная часть которых была задействованы автором в работе. К ним относятся графические работы, линогравюры, литографии, ксилографии, живописные работы: акварель, масло, темпера.

В научной гипотезе, присутствующей в диссертации автор выдвигает предположение, что на стилистическую эволюцию образа Выборга значительное влияние оказывали не только собственно художественные закономерности, но и устойчивые этнокультурные стереотипы интерпретации художественных образов, связанные с ментальными особенностями финского и русского народов.

Методологическая база и основные методы исследования.

В диссертационном исследовании задействован междисциплинарный подход, соединивший искусствоведческое исследование с элементами историко-культурологического анализа.

Значимыми методами, соответствующими задачам данного исследования, выступают: аналитический метод, аксиологический, компаративный, метод типологизации и классификации. Работа базируется на классических положениях зарубежной и отечественной научной мысли о характере, механизмах и закономерностях развития изобразительного искусства с учётом его национальной и региональной специфики.

Научная новизна исследования Научная новизна исследования обусловлена фактом отсутствия работ по предлагаемой теме, что позволило диссертанту:

- Впервые ввести в исследовательское поле отечественного
искусствоведения и проанализировать неизвестный или малоизвестный в
России корпус живописного и графического материала по выборгской теме.

- Впервые произвести профессиональную фотофиксацию тридцати одного
произведения живописных и графических работ выборгских художников
(Зиновьева О.Ф., Котенко В.И., Кириленко Н.А., Соколова Н.С., Агушева А.Д.,
Червяткина В.Ф., Зулькорнеева Р.Н., Быкова В.И., Кузнецова Г.Ф., Летова А.В.,
Мишиной Л.А., Оскорбина Л.А., Гамзаева Ю.Д., Киселева П.Д., Буслаевой
Г.Г.), ранее нигде не экспонировавшихся.

- Впервые сделать фотофиксацию традцати работ первой персональной
выставки выборгского художника Николая Малыхина в галерее «Арт-Холл» г.
Выборг, февраль 2016 г.;

- На основе образно-художественного анализа творчества финских
художников указанного периода автор вводит новый термин для определения
особого поджанра лирического пейзажа – «ностальгический пейзаж»,
обосновывая и выделяя его специфические особенности.

Положения, выносимые на защиту:

  1. На формирование корпуса художественного материала о Выборге XX – XXI вв. (живопись, графика) значительное влияние оказывают устойчивые архетипы, связанные с этническими и историко-культурными особенностями народов, проживавших на этой территории;

  2. На эволюцию трактовки образа Выборга и его окрестностей влияли не только художественные процессы, но в значительной степени исторические и политические изменения в судьбе выборгской земли;

  3. В художественной жизни Выборга можно выделить четыре историко-культурных периода, специфика которых нашла свое отражение в сюжетах, настроении, стилистике, колорите, технике художественных произведений, в которых отражался образ Выборга;

  4. Закономерно обращение к различным разновидностям пейзажа, которое обусловлено уникальностью архитектуры и ландшафтной среды Выборга;

  5. Можно выделить ряд специфических черт, присущих особому виду лирического пейзажа, которому автор даёт название «ностальгический пейзаж».

Теоретическая значимость исследования. Теоретическую значимость работы придает тот факт, что при систематизации материала, где в качестве исходной была взята историческая плоскость, были определены этапы, в рамках которых работы финских и русских художников рассматриваются с разных ракурсов: по жанру, по технике, личным склонностям авторов и стилевым предпочтениям. Разработаны также теоретические и методические подходы для подобного рода искусствоведческих исследований, результаты которого могут быть применены для исследования творчества художников различных регионов и исторических периодов.

Диссертант предлагает ввести в научный оборот новый искусствоведческий термин «ностальгический пейзаж».

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации и архивной подготовительной работы к ней могут быть использованы при подготовке учебных пособий по истории искусства, педагогической практике, в организации художественных выставок, издании каталогов. Автором были изданы наборы художественных открыток: «Выборг июня 1944 года в линогравюрах Михаила Маторина» (Набор из 12-ти художественных открыток с краткими искусствоведческими аннотациями). 2015 г.; «Выборг в финской живописи и графике первой половины XX века» (Набор из 22-х художественных открыток с краткими искусствоведческими аннотациями). 2016 г.; «Образ Выборга в Советско-финской (1939 – 1940) и Второй мировой войне (1939 – 1945). Живопись. Графика» (Набор из 12-ти художественных открыток с краткими искусствоведческими аннотациями). 2016 г.; «Выборг в живописи русских художников второй половины XX века» (Набор из 22-х художественных открыток с краткими искусствоведческими аннотациями). 2016 г.; «Выборг в графике второй половины XX века» (Набор из 17-ти художественных открыток с краткими искусствоведческими аннотациями). 2016 г.; «Выборг в творчестве современных художников. Живопись. Графика» (Набор из 31-й художественной открытки с краткими искусствоведческими аннотациями). 2016 г.

Автором также сделана высококачественная фотофиксация двенадцати линогравюрных эстампов Выборга 1944 года авторства Михаила Маторина, а также других материалов, касающихся данного художника. Изданием художественных открыток автор преследовал две цели, во-первых, внести свой вклад в приобщение зрителя к искусству, а во-вторых, издание подобных памятников имеет большое краеведческое значение.

Апробация результатов исследования.

Материалы и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и искусства, апробировались в докладах и тезисах на международных, региональных, межвузовских научных конференциях, в частности: «Художник-самородок из Выборга Владимир Иванович Быков (1909 – 1995)», «Выборгская изостудия Николая Семеновича Соколова – «колыбель» выборгских художников» - «XVIII Царскосельские чтения», СПб., 2014 г.; «Возрождение русских классических этнокультурных живописных традиций в творчестве художника-реалиста Олега Игоревича Померанцева (1949 – 2012). Природа п. Кирилловское в акварелях мастера» - X Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем и настоящее в будущем», СПб, 2014.; «Микрокосм и макрокосм пейзажа А.Д. Агушева «Чаша Карелии». Влияние творчества Р. Брэдбери на художника» - «XIX Царскосельские чтения», СПб., 2015г.; «К 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Выборг июня 1944 года в линогравюрах Михаила Маторина» - XI Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем и настоящее в будущем», СПб., 2015 г.; «Старый дом художника Алексея Летова» - XIV Международная научно-практическая конференция «Проблемы филологии, культурологии, искусствоведения…», г. Махачкала, 2015 г.; «Militrkonstnren och grafikern Michail Matorin (1901 – 1976). Bilder frn Viborg» (Военный художник-гравер Михаил Маторин. Изображения Выборга»). Презентация альманаха «Wiborgs Nyheter», Выборг, 2015 г.; «Det finns en skola i Viborg…». Dr Viborgs mlare fds: Konstskolan fr barn» («В Выборге школа есть…». Там, где рождаются художники: Школа искусств для детей»). Презентация альманаха «Wiborgs Nyheter», Выборг, 2016 г.; «Выборг июня 1944 года в линогравюрах Михаила Маторина» - презентация набора из 12ти художественных открыток, Выборг, 2015 г.; «Искусствоведческий обзор публицистических статей Е.Е.Кеппа о художниках» - Краеведческая конференция «Вспоминая Кеппа», Выборг, 2015 г.; Мультимедийная работа «Не счесть героев тех суровых лет» (посвящена героям Выборга и военному художнику-граверу М.В.Маторину) - VI Ежегодный конкурс «Книги и новые технологии: синтез знаний и творчества», Выборг, 2015 г.; Мультимедийная презентация «Во славу Выборга» (посвящена образу Выборга в живописи и графике) - Конкурс Русского музея «Во славу Отечества» (конкурс мультимедийных ресурсов-2015), СПб., 2015 г.; авторская лекция «Военный художник-гравер Михаил Владимирович Маторин (1901 – 1976). Выборг июня 1944 года в линогравюрах М.В. Маторина» - Презентация линогравюр, Выборг, 2015 г.; «Выборгский художник Николай Семенович Соколов (1909 – 1983 гг.)» - «XVII Царскосельские чтения», СПб., 2013 г.; «Художник Хуго Герхард Симберг как

представитель финского искусства в период вхождения Финляндии в состав Российской империи: проблема сохранения национального финского искусства» - IX Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем», СПб., 2013 г.; Конкурсная работа: «Выборгский художник Хуго Герхард Симберг» -Ежегодный V Конкурс библиотеки А.Аалто: «Книга и новые технологии – синтез знаний и творчества», Выборг, 2014 г.; «Художник Хуго Герхард Симберг» -Международная научная конференция «Выборгские исторические чтения «Выборг в первой половине XX века», Выборг, 2014 г.; , «Акварелист Олег Игоревич Померанцев как продолжатель традиций реалистического искусства…» -Аспирантская конференция РИИИ РАН «Искусство и реальность: аспекты взаимодействия», СПб., 2014 г.; «Место выборгской темы в художественной жизни Финляндии» - «Международная научно – практическая конференция XX юбилейные Царскосельские чтения», СПб., 2016 г.; «Монструозные образы в творчестве финского художника Хуго Герхарда Симберга» - VII Всероссийская научно – практическая конференция «Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу» в рамках научно – исследовательского проекта «Метафизика белых ночей», СПб., 2016 г.; авторская лекция «Выборг в финской живописи и графике первой половины XX века. Художественный образ Выборга в Советско-финской и Второй мировой войне» - презентация художественных открыток «Выборг в финской живописи и графике первой половины XX века», «Образ Выборга в Советско-финской (1939 – 40) и Второй мировой войне (1939 – 1945)», Выборг, 2016 г.; авторская лекция «Выборг в живописи и графике русских (советских) художников второй половины XX века. Город в творчестве современных художников» -презентация художественных открыток «Выборг в живописи русских художников второй половины XX века», «Выборг в графике второй половины XX века», «Выборг в творчестве современных русских художников. Живопись. Графика», Выборг, 2016 г.

Соответствие паспорту специальности. Диссертация соответствует паспорту специальности 17.00.09 в следующих пунктах: 2. Сущность художественного образа как результата чувственно - рационального познания мира; 7. Закономерности формирования образных систем и языка искусств для духовной жизни этносов, народов и обществ; 9. Классификация ис кусства; 34. Искусство социалистического реализма в СССР; 35. Возрождение российского искусства в конце XX века.

Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 396 наименований источников на русском, английском, финском, шведском. Диссертация имеет второй том с иллюстративным материалом (произведения живописи, графики), биографическими сведениями. Объем диссертации составляет – 1 том 212 страниц текста, 2 том 414 страниц.

Город и его окрестности в графике финляндского периода 1917 – 1944 гг

В 1916 г. во главе с Тюкко Саллиненом (1879 – 1955) была создана художественная группа - «Ноябрь». Также наиболее значительная группа художников «Призма» (основал Йёста Диль39), объединяющая художников, работающих в самых различных манерах. Сюда входят Зигрид Шауман (р. 1877), Рагнар Эклунд (1892 – 1960) - представители старшего поколения живописцев, а также Сам Ванни40 и Унто Пуса. Выборгский художник Вайно Раутио основал в Хельсинки в 1922 году группу из четырех профессиональных единомышленников «Pro Natura», которая родилась в знак протеста против беспредметности импрессионистического цвета.

Одним из выдающихся мастеров, в творчестве которого образ Выборга занимал значительное место был финский художник карельского происхождения Виктор Светихин (1877 – 1942)41. Кроме того, он был талантливым фотографом, иллюстратором, учителем рисования и почти вся жизнь мастера была связана с финским Выборгом. Город в живописных работах Светихина42 лишен парадности, он наполнен тихой, обыденной жизнью. Картины художника объединяет высокое техническое мастерство: точное построение перспективы, прорисовка деталей, особое лирическое настроение. Особенно хороши акварели43 мастера. Акварели Светихина в мягких, пастельных тонах запечатлели исторический Выборг и его живописные окрестности. Акварели составляют единое стилевое целое, созданы в единой технике. Одна из ранних работ Светихина выборгской тематики – пейзаж «Песчаный пляж»44 (Ил.1), написанная в 1902 году (находится в Историческом музее финского города Лахти). На картине изображен зимний вид Выборгского залива со стороны посёлка Хиекка (фин. Hiekka), типичный для северных широт морозный зимний день. Художник изображает рыбацкие лодки, занесенные снегом. Вода залива частично замерзла, припорошена снегом. Светихин достигает ощущения морозного зимнего дня, путем чередования темных и светлых пятен, и преобладания белого цвета. Небо на полотне художник пишет в серо-синих тонах с добавлением белил. Темные акценты расставлены на конкретных предметах: рыбацкие лодки, домики. Общий колорит картины мягкий, спокойный, успокаивающий. Все три плана картины объединяются на переднем плане небольшой парусной лодкой. Именно это изображение парусника углубляет композицию, придаёт ей воздушную атмосферу. Формат картины горизонтальный (вытянутый), что задаёт повествовательный вектор композиции. На полотне 1905 года «Vesiportinkatu (улица Водяных Ворот /ныне Водной Заставы)»45 (Ил.2) изображен летний пейзаж. Как и картина «Песчаный пляж» работа находится в Историческом музее г. Лахти. Пейзаж написан на бумаге в любимой художником акварельной технике. Светихин изображает старинную средневековую улицу, поднимающуюся в гору, по обеим сторонам которой стоят деревянные постройки. На втором плане возвышается Часовая башня, находящаяся в конце улицы, окруженная листвой деревьев. Композиция ясно читается, благодаря четкому распределению цветовых масс. Светло-зеленая листва деревьев, ярко-коричневые тона деревянных домов, серые тона брусчатки и белоснежная Часовая башня. Всё это создаёт настроение знойного летнего вечера, наполненного покоем и тишиной. Ритм картины передан не только геометрией форм, но и цветом, светом и контрастом, создавая общее настроение картины и настраивая зрителя на приподнятый лад. Этому способствует и пространственная ориентация композиции – она вертикальная. Художник неслучайно выбрал именно такой вектор композиции. Главный замысел этого полотна – запечатлеть один из погожих летних дней Выборга, редких для этих широт. К этому уголку города Светихин не раз возвращался. Акварель «Улица Водных ворот,2», (Ил.3) написанная в 1918 году также изображает уже полюбившийся мотив.

Работа Виктора Светихина «Выборг. Бастион Пантсарлахти и начало Императорской улицы»,1905г. (бастион Панцерлакс и ул. Выборгская) (Ил.4), написана также в любимой акварельной технике художника. Полотно находится в музее Южной Карелии г. Лаппеенранта. Работа необычна своим колоритом. Первым отличительным моментом, который приковывает к себе взгляды – это насыщенный салатово-зеленый цвет травы, что сообщает произведению ощущения праздника жизни. Поразительно, как художник пишет оборонительное сооружение XVI века средневекового Выборга, умело сочетая его с рельефом местности, расположением среди окружающей богатой растительности. Когда-то бастион Панцерлакс являлся важнейшим элементом в системе укреплений Рогатой крепости на побережье Выборгского залива и за толстыми стенами укрывался целый гарнизон. Однако, на картине мы видим, как бастион густо зарос травой, что лишь еще раз подчеркивает торжество природы. Художник очень тонко передает прелесть этого уголка средневекового города, изображая облицованный валунами бастион Панцерлакс, который художник пишет желтыми, коричневыми и голубоватыми красками с добавлением белил, небольшую тропинку, поднимающуюся от Выборгской улицы на стену бастиона, кирпичные стены, буйно разросшуюся зеленую траву, деревянные домики вдали, шпиль башни Ратуши… Большие белые облака плывут по небу. Темная коричневато-серая тень в левой части картины лишь подчеркивает летний зной, а ощущение открытого пространства, воздушности, смягчает все очертания. Полнота естественного восприятия природы в единстве ее жизни и жизни человека, сочетаются в этом полотне с тишиной, созерцательным любованием красотой пейзажного вида.

Место выборгской темы в художественной жизни Финляндии довоенного, военного и периодов временного перемирия

Свою лепту в живописный портрет Выборга внесли и русские живописцы того времени. Карельский этап жизни великого русского художника, Николая Константиновича Рериха, относительно известен. Однако, период проживания семьи Рерихов в Выборге исследователями практически не изучен. Известно, что Н.Рерих дружил с финским художником А.Галлен-Калела, и именно он содействовал тому, чтобы художник остался в финском Выборге в период революционных событий в России. Существует мнение, что живопись молодого Николая Рериха и Аксели Галлен-Каллела имеет сходство, которое отмечали многие критики и современники этих художников. Рериху, по словам Александра Бенуа, Балтика подсказала те же сказки, те же сюжеты, что и финскому художнику.

Русский художник Николай Рерих впервые посетил Выборг во время своих поездок с «художественно – археологической» целью в 1903 – 1904 гг. Он интересовался старыми городами, в которых художник «открывал для себя Россию». Рерихи жили в Выборге с осени 1918 до весны 1919 г. в доходном доме (в обиходе «доме с совами»)99 по ул.Тургенева100 д.8 (бывш. Juteininkatu, в составе Финляндии до 1939 г., или Ладоуская ул., в составе России до 1917 г.). Это известно из его писем, тексты которых опубликованы в свободном доступе. Интересно, что сам Н.К.Рерих допускает ошибку, при написании улицы, на которой жил, называя ее то Ladaunkatu, то Ladanukatu101. Однако, написание улицы в письмах он ставит все же под вопросом. Отметим, что на старых картах название данной улицы пишется как Ladaunkatu, на картах начала ХХ в. - Ladonkatu102. Особенным в проживании Николая Константиновича Рериха в Выборге делают его картины, написанные за это время. В одном из каталогов произведений художника, изданных в 1920-х годах в США, под названием каждой картины даны сведения о том, где и когда она была создана. Так под некоторыми произведениями художника имеется пометка: «Painted in Viborg»103. Картина Рериха, с изображением Выборга, созданная в свойственной ему фантастичной манере – «Выборг. Осень» (Ил.95), 1919 г. выполнена в смешанной технике на тонированной бумаге на картоне. Размеры ее небольшие: 23,5 х 63,5 см. Находится эта работа в Международном Центре-Музее им. Н.К. Рериха, в Москве. У работы встречаются и другие варианты названий: «Осень. Выборг», «Карельский пейзаж».104 В каталоге передвижной американской выставки картина датировалась 1918 г., в каталоге Нью йоркского музея - 1919 г.105 Рериховский пейзаж – это берег моря, обязательно северного, - низкий, плоский, на который набегают серые волны, или крутой, где скалы напоминают окаменелые чудовища. Это зеленые просторы, покрытые валунами, как бы проросшими из земли, и дальние округлости холмов, среди которых неслышно текут синие реки106. Многообразен мир природы Рериха. Скромные натурные этюды сочетаются с историческими реминисценциями, фантастическими образами. Но над каким бы пейзажем он ни работал, каждое его творение звучит гимном вечной красоте природы107.

«Выборгская крепость» (Ил.96) (из коллекции А.Н. Рамма) - работа Рериха с изображением Выборгского замка, и она более реалистична. Датировка картины неизвестна (ок. 1918 – 19 гг.). Техника: холст, масло, картон. Размеры: 51,7 х 43,5 см. Находится полотно в фондах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. На картине изображен высокий коричневый холм (гранитная скала Замкового острова), на скале стоит Выборгский замок с белыми башнями и стенами на фоне светлого неба. К восточному корпусу замка примыкает четырехгранная башня Сапожника (Башмачника), построенная в XV веке. Основная часть этой башни на 6 метров закрыта насыпью более позднего бастиона XVII – XVIII вв. Ранее башня Сапожника не была соединена с корпусом замка и играла роль передней линии обороны с восточной стороны; кроме того, тут работала обувная мастерская. Благодаря тому, что отдельно стоящая башня находилась достаточно далеко от покоев, неприятный запах обрабатываемой кожи не мешал обитателям замка. После 1580 года башню соединили с жилым корпусом, достроили и оборудовали проездной аркой. На картине, внизу у башни сидит человек, над которым склонился старик с посохом (образ мудрости, праведной жизни). На переднем плане у подножия скалы около дороги - группа деревьев с зелеными кронами, аналогичные деревья изображены и у стен замка. Живопись нарочито примитивна, но замок хорошо узнается, как и авторство Николая Рериха, судя по стилю работы. Если говорить о работе Николая Константиновича Рериха «Белая дама», то некоторые авторы находят в мотивах картины связь с Выборгом. Однако, по данным сайта Государственного музея искусства народов востока. Наследие Рерихов (Москва), на работе изображен ABO Slott (Замок Або в Турку, Финляндия). И на эскизе к картине также самим Рерихом написано Abo Slott. На сайте Санкт-Петербургского Государственного Музея-института семьи Рерихов отмечено, что прибалтийская тема появляется в картинах Рериха после 1910 года, он часто бывает в Риге и Таллине (бывший Ревель), летом живет в Хаапсалу (Гапсаль). Таким образом, Рерих изображает на картине Замок Або (Турку, Финляндия), добавляя фигуру «Белой дамы» из легенды про Хаапсалуский замок (Эстония). Рерих изображает на картине Замок Або (Турку, Финляндия), добавляя фигуру «Белой дамы» из легенды про Хаапсалуский замок (Эстония).

Образ Выборга в графических работах периода 1944 – 1990 гг

Как уже отмечалось учеников у Соколова было много, и большинство из них стали профессиональными художниками. Среди них: Валерий Шарыгин, Сергей Прушинский, Николай Малыхин, Владимир Юферов, Михаил Федоров, Геннадий Матюхин, Владимир Шпигов, Альберт Бакун, Василий Червяков, Геннадий Кузнецов, Валерий Солодских, Вячеслав Солодских, Владимир Барбиняга, Владимир Никитин, Борис Куничкин, Геннадий Шилов, Борис Шилов, Ольга Савченко, Владимир Быков, Татьяна Дмитриева (Архангельская), Виктор Дмитриев, Николай Сажин, Юрий Свиридов, Юрий Смородин, Николай Березовский. В настоящий момент ученикам Н.С. Соколова уже много лет (в среднем 60 и более), все они - носители знаний, эстетического видения мира. Эти талантливые люди, как и сам Николай Семенович Соколов195, достойны внимания и места в памяти потомков.

Выборгский художник - Александр Дмитриевич Агушев (1899 – 1988)196 – когда-то был одним из самых популярных и любимых в Выборге, но сегодня его имя незаслуженно забыто. Даже в военном госпитале Выборга, где он проработал много лет, в 2013 году о нем вспомнил только один человек. Однако, А.Д. Агушев был не только прекрасным художником, но и блестящим хирургом. В газете «Выборгский коммунист» №27 (9080) от 7 февраля 1979 года в статье «Радость встречи с прекрасным» мы можем прочесть отзыв искусствоведов К. Дашковой и Н. Золочевской о работах Агушева: «…Эмоциональные и жизнерадостные пейзажи Агушева. Это не может оставить равнодушными зрителей, многие из которых адресуют автору теплые слова благодарности».197

А.Д. Агушев, в основном, был приверженцем местной природы, Карельского перешейка. Как справедливо отметила Г. Осенчакова, член литературного объединения «Выборг», художнику лучше всего удавалось передать время осени и ранней весны. В осенних пейзажах он более правдив в цветовых сочетаниях, налицо гармония цвета. Это картины «Серый ветреный день» и «Последний лист». Они навевают грусть: жаль ушедшего лета, такого короткого в наших местах. Мы видим отражение серого неба в серой воде, блеклые краски земли и два-три тонких, голых деревца, на слабых ветках которых кое-где еще трепещет последний желто-красный лист…Художнику особенно удался пейзаж «Серый ветреный день». Это тоже осень, но пока еще не унылая, живы еще краски лета. Хотя солнца и нет, а хмурое небо и ветер уже остудили вашу душу, но все же есть одно отрадное явление: в серых водах залива еще по-летнему зеленеют маленькие далекие островки, скупо виднеющиеся сквозь туман…И уже кажется, что лето еще не ушло и не раз еще порадует природа яркими красками и своими дарами. В пейзажах «Начало весны» и «Весенняя лазурь», думается, краски достоверны и правдиво доносят ощущение талого снега и талой воды лесного ручейка, в котором сквозь ветки голых деревьев отражается ясное бирюзовое небо. Гранитные валуны, очистившись от зимнего снега, напоминают о приближающихся днях, когда от яркого весеннего солнца растает последний снег и на поверхность ожившей земли начнут пробиваться первые зеленые ростки. Некоторые пейзажи написаны очень яркими, сочными красками, что, по мнению Г. Осенчаковой не совсем естественно для северной природы, поскольку пейзажи изображают именно Карельский перешеек.1 Картина Александра Агушева «Чаша Карелии»199 (Ил.149) написана в 1972 г. Она выполнена масляными красками на холсте. Сегодня эта картина находится в фондах Выборгского замка. При первом взгляде на работу, можно сделать несколько выводов. Художник намеренно делает очень высокий горизонт. Композиция данной работы линеарна. Живопись не лессировочная, а необходимые цвета и оттенки достигались художником путем смешения красок на палитре. Кроме того, композиция мощно подкреплена цветовыми пятнами: темно-терракотовое с желто-оранжевым массивом, цветовое мощное пятно, разворачивающееся на фоне зеленого пятна. При рассмотрении картины, эти пятна смешиваются друг с другом в глазу зрителя. Также мы видим и два холодных голубо-серых пятна. Колорит композиции строится от холодного через горячее к холодному и именно это дает ощущение осенней поры, теплого холода. На полотне изображена осенняя погожая погода. Очевидно, что художник владел пастозной манерой, знаком с художественными наработками импрессионистов, модернистов, и в своей работе активно использовал эти знания. Судя по тому, как художник набирает фактуру, пишет цветовыми пятнами, мы можем судить о том, что он выводит композицию на уровень смысловой. На картине изображен маленький бочажок, углубление с водой в граните. Агушев200 намеренно делает его большим, увеличивая не только его, но и растительность вокруг. Стоит отметить, что во время написания работы художником, которое пришлось на 70е годы XX века, многие увлекались творчеством писателей: Рэя Брэдбери, Джерома Сэлинджера, затрагивающих в своих произведениях вопросы значительности малого. В этой картине мы видим и влияние восточной тематики. Взглянув на это полотно, вспоминаются стихи Уильяма Блэйка: «В одном мгновенье видеть вечность,

Образ Выборга в графических работах периода с 1990 г. по н.вр

В пейзажах Померанцева можно отметить последовательное освоение живописных достижений великих мастеров русской пейзажной живописи, что проявилось в первую очередь в стремлении к достоверности и высокой одухотворенности в изображении природы Карельского перешейка. Художник был добрым, простым человеком, о чем свидетельствуют и названия его работ, придуманные с большой любовью к северной природе: «Лесная дорога» (2005), «Смолячков ручей. Весенний танец» (2003), «Мостик в Кирилловском. Ноябрь. Первый снег» (2002), «Идем купаться» (2005), «Слепой дождь. Октябрь» (2005), «За грибами. Октябрь» (2009), «Лодочный сарай, Этюд» (2004).

По словам художника В. Н. Колбасова, Померанцев работал на ненатянутой всегда был сталинский гознак, некоторые работы на «немецком торшоне»), по тщательно прорисованному тонким карандашом рисунку. Лист отмачивался в ванне, работа начиналась по-мокрому, послойно, с постепенным набором цвета и периодической промежуточной сушкой листа. Работа велась на чистом листе оргстекла или с использованием тряпичной подкладки. Процесс шел поэтапно, при наборе цвета проводилось моделирование формы. Концовка работы, деталировка велись по-сухому. Использовались приемы выборки цвета кистью, так как белил мастер не использовал категорически. Художник никогда не использовал в акварельных работах и распространенные сегодня дизайнерские изыски: резерв, соль, аммиак, протирание бумагой, монотипия. В его работах нет и акварельного карандаша, темперы. Главный секрет мастерства художника – его талантливые руки, необычайная душа. Именно они придают работам неповторимую воздушность, нежность, мягкость и поэтичность.304

Однажды, вначале 90-х, Олег Померанцев показал Владимиру Колбасову один из своих пейзажей и загадочно улыбаясь, повернул лист тыльной стороной. На обороте листа был фрагмент чужой акварельной монохромной работы по - мокрому, alla prima. Скорее всего, это была серия работ по заказу Худ. фонда. В то время, лист гознака было очень сложно достать, а огромные работы на гознаке свободно продавались на Невском проспекте, в Лавке Художника, и стоили не дорого. Померанцев, зайдя в лавку, увидел эти запасы, его осенила идея. Он скупил акварели, нарезал на свои форматы и стал писать на них свои работы. Показывая друзьям новую картину, выполненную на этой бумаге, он радостно демонстрировал оборот листа и благодарил неизвестного художника за такой подарок.305

Остановимся подробно на работах художника с видами Кирилловского. Поселок расположен на участке Санкт-Петербург – Выборг (88км) и до 1948 года имел финское название Перкьярви (Perkjrvi).306 Проникновенный пейзаж «Июль. Кирилловское» (Ил.213) был написан в 1994 году акварельными красками на бумаге. Размер картины небольшой: 31 х 29 см. Квадратный формат позволяет остановить динамику действия композиции картины, придать композиции мягкость, спокойствие. Картина состоит из трех планов. На переднем плане расположился небольшой гранитный валун, обросший мхом. Средний план составляет песчаный холм с высокими соснами, который разрезан посередине небольшим продольным углублением, образовавшимся вследствие размыва почвы. На заднем плане – темный сосновый лес в дымке. Ритм задан техникой нанесения красочного слоя «по-сырому», цветом, светом, пространством. Художник использует контраст холодного и теплого. К примеру, темную листву он пишет холодным болотным темно-зеленым цветом, а при написании песчаных почв использует желтовато- красные теплые цвета. Пушистые облака художник пишет молочным цветом, добавляя фрагментарно темный для изображения туч. Линия горизонта проходит несколько выше геометрической середины картины. Согласно этому, художник предлагает пристальнее взглянуть на сцену среднего плана, возвышающиеся на его фоне объекты. Рассмотрев работу, мы видим, как тонко художник прописывает каждую былинку, небольшие камни, мох, поваленные ветром деревья, пеньки. Поверхность красочного слоя матовая, фактура неровная, шероховатая, за счет использования особой бумаги. Судя по фактуре красочного слоя, мы видим, что использовались несколько методов письма, например, «вытягивания» краски. К влажному живописному слою аккуратно прикладывалась отжатая кисть, волос которой впитывал в себя часть пигмента с бумаги, делая тон мазка светлее. Другой способ, использовавшийся в работе – это вымывание краски влажной или отжатой кистью по непросохшему слою. Об этом свидетельствуют некоторые фрагменты картины. В силу того, что художник был большим мастером своего дела, он комбинировал несколько акварельных техник: «по-мокрому» («английская» акварель) и «по-сухому» («итальянская» акварель). Способ писать «по-мокрому» позволил художнику получить в работе легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Художник достиг больших высот в этой технике, что обусловлено постоянным самоконтролем, свободным владением кистью, значительной практикой, позволяющей художнику спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее растеканием. Померанцев имел ясное представление о решении поставленных живописных задач. Во всех работах: «Июль. Кирилловское» (1994) (Ил.213), «Кирилловское. Полигон. Июль» (2005) (Ил.215), «Мостик в Кирилловском. Ноябрь. Первый снег» (2002) (Ил.214), «В Кирилловском» (2001), «Верхний бор.