Введение к работе
Актуальность томи исследования определяется потребностью .теоретического осмислення роли возрождения традиционного народного празднество н современном процессе культурного обновления через восстановление соціально значимих функций и качеств празднества кйк явления традиционной культури и их адаптации к еущоотпупвдИ социокультурной ситуации. В отой связи возникает необходимость осмысления таких категорий .как празцнинюн творчество и праздпичпоо обцонпо, соотнесение их с общими тенденциями развития современной обновляемой культури и углубления на этом фоне творческого характера возрождения и воспроизводства духоянс-иравстшшшх цонностей традиционной народной культури,
Степень научной разработанности нробломн. Автором предпринимается попытка мноі'оаспокткого рассмотрения предмета исследования: определение содержательных, структуршгх, динамических характеристик возрождения празднества в контексте современного процесса культурного обновления, а также обос— нопание роли празднества в этом процессе. Это обусловило об-рящлнио к научным трудам по философии, теорий и истории культур*, социологии, фолъклористакэ, искусствоведения, недиго—
ПІКО,
С'от:ол:ьно-нргірегпонш,'іі чдот прошлого и чроблпга 'Ч'о возро^Д'Ліия и олтч:.!;::<агаи в еоиргкочччх условиях оонрсиотда-ют науку о дропних рромон. Подробїчш пїюлічі попятга "і;і>з~ рт/лдіко". продслочіїні: автором о целый с'олоо полного р.чсісри-Tstin проблош и глубокого кпучного кроішкноронля в пошнпнче процесса воуро-и'сшія т:пк ооіпцільііо-кеторіоіпокого фопомоча культури, позволил определить содержательнее, структурам И дпнашческяе хароістарисїхкл'этого лллекпя, iio~>tonoity р:<г.;ш-нуть на процесс;; современного яч'.ргг^'.сч'М no;tovop4x культурних ценностей. Лримегттолыю' к предмету ітсолсдоівнгя ото означает, что чзозгеддачп л».';ен,ч; кудттурч необходимо пачи- иптъ с госстаноЕ.поіііія суцноетнчх {Тунісі::,!"; зтлх яглотгн, которое предполагает но дстл.ттлюс кх "этекоотегшо". я творческую переработку, ппмононпо v. іторгччс.'-.келсччс., р.ооултно і: продолжение культурних тра,шчи'.>!. В ослопу ир'дч.сл ьот,;о;^:.«;пш дож-на бить нолокоца ';т№рч-.->.;клч г-і:тк"иііоо"7- чолово.сч, бчопруиаоя-сл па свободной доя толь чес та. Б зпроад шге - ото яо Только восстановление її оохрппечим явлений культур!.;, а их "омоложение" и "обнопкечио" на осчочо прое^отгнчшоот;; сбіцячолеїзочо— скігх uGiua-oTLSi, л глккэ r.jw.uvr.w, it оу;.*оеїнуцсіі соидо.чрирод-ной реалы'оз'п;.-.
ІІро.чедоіїнц" [г.іноз'опєїіок'п.і.'іі пнядгти ираз№.стііа кчч яило-ния культури, облодоіслего їзоч".іі:лглїі уоистпногигелы'ь.л! й'акциям:* и кочестло;.ч для со"р"і.-от{сго процесса оохрччоння, адтетц'-чі к вочрекдешш культури,; ".оказал, что і> подобном рш'-.урее ото ялленно культури пасегатригаетс.н инорчпо.
Целостная кррг.інч прардчоетзо как сони.оіг/льтурнсго явленая іфе;;отллл:Чіл ч роботах ото истншіких учених я практиков ("ДД.Кахігч, л.і!.!.іпмеп, O.JuHotmpo, Іі.ї.ї.'іуманов, І'.Г.Іііаро-(ір), о тшеяе зарубсадіх последователей (К.аігульокнй, Д.-к.Фрс— пер, і;.'*о!,із[ніга).
Особую роль т> с"онот>лешіи иселодегапий празднества как "иорнкчпоіі культури" О'.І'ихг.чі) сиграли рпбитч русских учених г. прссротитолоіі, евнзпгп'ло о иеториеїі отечественной прччдпкч-но-с'Ірпдо-оГі культури (ЛЛ.Ллочсооп-Ячоплор,, Л.Л.Нотобил, Л.ІІ.Л'Я-ііі.-'СізОч, Б.Іі.'Іїіччроч, Л.ІІ.Боооло"сш;'і, JUTJIponii, П.".Ciior.rpois !и:і.Сч'оч:люіі).
Іірчгідпсетго и ого соотііГіЛг'кчї'-, н^сдгоіг^'г.'-, '.пуч^иої, v
позиций педагогической науки, е той или иной море затрагивались вопроса праздничной народной культури (Д.'.'.Гепкик, . . ' Л.Д.ЇІарков, Л.Л.Конович, Г.'І.ЧсріпЛ).
В некоторж роботах представлен достаточно развернутый аіюлкз функции празднества (Л.II.Белоусов, А.Я.Бонифанд, Я.С.Лаптсва).
Учг.тцзая актуальность и недостаточную разработанность теми, диссертант избрал еб'ьокто:' исследования процесс возрождения культура как сотшльїю-псторпчсекпі: сіоискен, а продме то,-,: - возрождение празднества как фактора преодоления кризиса культури, со обновления.
Цель у зглачн доотодозпчпя. Целью данного исследования является определение су"'лост;шх, содоржатодьпцх и функциональных характеристик празднество и ого роли в процессе возрождения культури общества,
3 соответствии с поставленной целые исследования решались следу юкио задачи*.
изучить особенности процесса возрождения культури как социально-исторического феномена, определить t.wcro и рель празднества - традиционной части культури в процессе возрождения;
определить суздость празднества: кок социокультурного явления в условиях процесса возрождения icy ль тури;
виявить оначимне ^упкцисналыше качества празднества для процесса возрождения культуры;
обосновать значение современного процесса восстановления и адаптации празднеств для возрождения культуры и преодоления .духовного кризиса.
В ходе диссертационного исследования проверялась гипотез; о'том, что обновленное восстановление празднества как важней-него слагаемого культури и актияизшгия его рели в современно? социокультурной ситуации возмогло при условии:
-
восстановления сущностных социально значимих функций празднества как целостной "первичной" части icy ль тура;
-
комплексного изучения бытования народних празднеств в контексте современной социокультурной ситуации;
-
разработка обипіх к локальних программ праздничного творчества - творчества, синтезирующего различные вида
искусства и развивающего само- и коллективную деятельность людей, тйм саг.щм формируя субъект культурного возрождения.
Такая постановка вопроса позволила проверить обцее предположение о тон, что традиционное празднество, основанное на общечеловеческих ценностях, нормах нравственного сосуществования различиях культур, раскрепощенного творческого общо mm людей, возрс:гдапсь в современности, несет с собой механизм», регулируете, интегрнрущне культуру. Моханизгш, способствующие выходу из кризиса к "сбііог-лонному роздоїшю" -возрегдэня» культур».
f.foто.т.ологичоскую бї.зу нашего ксслздоканин процесса возрождения культура как спглр'Детесюго феномена составили труди Л.М.Баткина, !.;.!<',Бахтина, И.Л.Пордя'Зва, В.О.Вкблерэ, Ф.Бэкона, Дк.Вико, Г.Гоголя, А.Х.Горіїуішоля, Л.Н.Гугалоаа, А.Я.І^рсвпча, И.Канта, К.М.Канторэ, II.f".Конрада, В.Н.Лазаро-ва, Д.С.Лихачева, Н.О.Лссского, М.",Ма:лар,цашзиди, Н.К.Рериха, Вл.Соловьева, Н.О.Федорова, Гї.Л.&іороіісу.ог», СЛ.Фра'нко, Л.И.Шестовз, А.Швоііцера.
При осмислений проблемі кризиса в культуро и обосновании кризиса как фактора культурного возрождения спорными для жследователя били труд: В.В.ВеНдле, А.Г.^рапомкслова, И.И.Сербекко, Л.О.Соколова, її.А.Сороікшз, О.П'лонглора.
Рассматривая специфіку процесса обновлежя культура и роли празднества в ее возрождении, ш опирались на труда современных философов и'культурологов, связаннмз о вопросами наследия и преемственности ъ культуро. Это работы А.К.Ар-нолздова, С.Н.Артзновского, Э.А.Баллора, Ю.З.Бромлея, С.Н .Иконниковой, Й.К.Хуятаево'Л, Э.С .Шрквряка.
Особое преломление проблема возрождения празднества кок фактора обновления культуры получила э данной работе порез подход, опирающийся на обвдю социально-философскую категорию деятельности, разработанный в трудах Г.С.Бзтищова, Л.П.Еуо-лой, М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, В.М.Межуева, Н.З.Чпвчавадзо»
Важное значение для данного исследования имеют работы, посвященныо общим проблемам народного искусства и творчества. Среда них труды П. Г. Бога тырена, SJ'JV-wn, .'.,'* ,.7Л5Г'-"* к, Н.Г.Михойловой, В.А.Разумкого.
При анализе исследуемой проблем; бнли использованы
материалы периодики, научно-практических конференцій и со-мшаров, a tqkeo факти, полученные в ходо непосредственного включения автора в процесс орго'іпізащш и проведения празднеств.
Научная коризна и теоретическая значимость ду.ссортаїтії, положения, і'цно-сигле на залиту, заключаются в комплексном, многоаспектном изучении проблемі, которая ранее не била предметом самостоятельного научного исследования: особенности современного процесса возрождения традиционного народного празднества как-фактора обновлеїшя культуры. Такко необходимо отметить, что впервые предпринята попнтка рассмотреть эволюцию культурологического понимания возрождения как необходимого элемента в развитии культура.
В результате:
раскрути сувдюсть я особенности возрождения празднества как одного из условий возрождения культури на ochoeg синтеза взглядов различных учених на врзровдонио как процесс сохранения, Еосстановлешш, адаптация, обновления к созидания;
определено, что празднество как часть традиционной культуры обладает дєйотеєнніші внутренними возмоиюстяш для сохранения культура в кризиснее перкоди и ее возрождению в новом качества;
рассмотрено праздничное творчество кок осдоеэ возрождения празднества;
; - предложены варианты возможного использования празднества для оптимизации современных процессов культурного обновления.
Прсседе.чний анализ соїріальнс-подаготачоских и культурологических исследований, предметом которых било изучение различных аспектов функционирования традиционного празднества, ретроспективный" анализ слоцнвлышх исследований, а также ашіфкческвй штзриал позволили - в русле отчетливо обозначившихся тенденцій современного культурного обновления в целом - констатировать, что возрождение традиционного празднества мокот активно способствовать процессам сохранения, восстановления'и адоптиции культурных ценностей, а значит ридолнять иажьш» социальное функции в возрождении
культури, формировать субъект культурного возродцоїг.іл.
В продолчх исследования анализируются п уточняются понятия "возрождение", "кризис культури", "празднество".
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовзшш материалов данной работа для разработки комплексних региональных и локальній программ по возроаденяю традиционных народних празднеств в совроменшк условиях, подготовка соответствующих учобпых пособий по курсу художественной культур;.- для ккол, дпцоев, вузов.
Апробация результатов исйлэдтозну.и осуществлялась в ходо виступлений па научно-практических і: научпо-тоороткческах ко)і!Їароінршх к семинарах: "Роль искусств в воспитании твор-ческой личности" (Кирояоград, ноябрь I'JOO г.); "Пройдеш национального и интернационального в развит» культури сойотского Востока" (Дуаанйа, декабрь 1990 г..); "Культура. Творчество. Чологок" (Самара, апрель .1991 г.); "Традиционная-культура в система досуга" (в рамках Международного конгрсе-са славянских культур, Ьїоаква, май I9S2 г.); "Сохранение к возрождение лрзздничне-обрядошх традиций и проблема их адаптации в совромошга услошях" (Белгород, октябрь 1992 г.); "Культура в условиях ршючішх отношений" (Пятигорск, декабрь 1992 г.).
Структура диссертации определена а соотвотстгпн с долг» и задачз.та исследования к включает вводттэ, два гл^вк, заключение, список использованной литературу.