Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческий труд в исполнительском искусстве и эволюция социально-экономических отношений (Театр в 1960-1990-е) Костина, Елена Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костина, Елена Петровна. Творческий труд в исполнительском искусстве и эволюция социально-экономических отношений (Театр в 1960-1990-е) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 17.00.08.- Москва, 1995.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Настоящая работа посвящена исследованию трудовых отношений в исполнительских искусствах. Специфика этой сферы такова, что рассмотрение казалось бы сугубо материальных отношений, возникающих по поводу организации и оплаты труда, с помощью только экономических методов в принципе не может быть результативным. Данное обстоятельство продиктовало необходимость комплексного подхода, свойственного современной теории культуры, которая впитала в себя идеи и методы многих наук. Именно поэтому проблема трудовых отношений рассматривается в диссертации в контексте развития социально-экономических исследований художественной культуры.

Во второй половине XX в., когда массовое распространение искусства увеличило возможности его влияния на все сферы социального бытия, для многих специалистов объектом изучения становится не только само искусство, но и художественная жизнь общества. Многообразие и сложность объекта исследования потребовали объединения усилий эстетиков, искусствоведов, психологов, культурологов, социологов и экономистов.

Комплексный подход к анализу художественной жизни общества одновременно" стал необходимым "и для решения ряда практических 'задач, связанных с

разработкой культурной политики государства. Поэтому все чаще начали появляться работы, в которых делались попытки определіпь цели и задачи исследований в данной области, очертить их фаницы и возможности '. Настоящим прорывом в науке стала концепция долгосрочного планирования развіггия отраслей культуры, предложенная на рубеже 1970 - 1980-х годов фуппой ученых Института искусствознания. Результаты этих исследований представлены во многих публикациях и, в частности, в известной монофафии "Художественная культура и развитие личности" (1987 г.).

Кроме чисто практических достижений профаммно-целевой подход способствовал объединению методов экономического анализа и социологии искусства. Такой симбиоз был продиктован и "модой" того времени - изучением "установок" индивидуальных потребителей, их экономического поведения, подчиненного действию социальных законов. Социологические исследования проблем свободного времени, взаимоотношений населения с искусством и его влияния на развитие личности получили свое отражение в работах А.Н.Алексеева, Л.А.Гордона, Б.АТру-шииа, ГХ-Дадамяка, В.НДмитриевского, М.И^Кабского, Т.А.Клявиной, Л.Н.Когана, ВЛ.Нейгольдберга, В.Н.Петрова, СН.Плотиикова, А.Н.Семашко, ВД.Стель-мах, К-Б.Соколова, Б.М.Фирсова, Ю.У.Фохта-Бабушхина, В.С.Цукермана и др.

Обогащенная социологическими идеями экономика искусства превратилась в один из важнейших раздело» теории культуры. Наиболее адекватное представление об этом научном направлении дают работы, посвященные анализу взаимовлияния

1 Проблемы перспективного планирования и управления в сфере художественной культуры. М., 1979; Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М.,1980; Духовная культура и проблемы социального управления. Новосибирск, 1981: Перспективное планирование и управление в сфере художественной культуры. М., 1981; Проблемы измерения и прогнозирования в области культуры. М., 1983.

социальных, культурных н экономических переменных, определяющих функционирование искусства в обществе. Здесь надо отметить труды Г.Г.Дадамяна, В.С.Жидкова,- Л.М.Зайцевой, Г.П.Иванова, Ю.М.Орлова, АЛ.Рубинштейна, Б.Ю.Сорочкина, И.А.Столярова, Л.Г.Сундстрема, СВ.Шишкина,-Л.ИЛкобсона и

др.

Принципиальное значение для становления дисциплины "экономика искусства" имела концепция двойственности полезности художественного продукта, разработанная коллективом отдела экономики искусства Института искусствознания". Суть этой концепции заключается в признании двух видов полезности художественного продукта, двух форм ее оценки - цены культурных услуг и государственной дотации искусству, представляющей собой денежное выражение его общественной полезности. Именно такой подход позволил включить в анализ эконо-мігческих отношений социальную составляющую функционирования исполнительских искусств.

Исследования в этой области велись и ведутся в нескольких направлениях. Важными для развития экономики искусства являются работы, посвященные общим проблемам социально-экономических отношений субъектов культурной деятельности и, в частности, реализации классических экономических законов применительно к сфере искусства. Особое место здесь занимают проблемы государственной поддержки творческих коллективов. Активно исследуются и более конкретные аспекты социально-зкономігческого механизма культурной деятельности: развитие и размещение сети театров, концертных организаций и цирков, региональные си-

" Социально-экономическая эффективность художественной культуры. М., 1985; Экономика культуры: проблемы интенсификации. М.. 1986. Социально-эконс^-мические проблемы художественной культуры. М.. 1987; Пути совершенствования хозяйственного механизма в сфере культуры. М., 1988; Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М., 1991.

стемы культурного обслуживания населення, обеспеченность организаций исполнительских искусств трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и т.д. Из многочисленных направлении научного анализа особо выделим "трудовую" проблематику.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ. Как уже отмечалось, теория культуры достаточно подробно изучала функционирование художественного продукта исполнительских искусств, его потребителей (зрительскую и слушательскую аудиторию) и производителей (организационный и социально-экономический механизм деятельности театров, концертных организаций и цирков). Самим же создателям, творцам художественных ценностей в этом смысле "не повезло". Исследований, посвященных мотивам их поведения, отношениям с государством и организациями исполнительских искусств, было значительно меньше.

Между тем именно творческий труд играет особою роль в создании любого произведения исполнительского искусства и потому, всегда должен находиться в центре социально-экономических исследований. Исполнители определяют успех художественного продукта, формируют зрительский спрос и обуславливают, в конечном счете, экономическое положение театров, концертных организаций и цирков. Поэтому изучение трудовых отношений в сфере искусства является одной из самых актуальных задач современной теории культуры. Актуально» данной проблематики обусловленна кроме того и явно недотаточной ее разработанностью.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. 'Трудовая проблематика-теории культуры находится все еще на стадии эмпирического анализа. До сих пор специалисты, работающие в данной области, рассматривали частные проблемы трудовых отношений, имеющие, как правило, прикладной характер: формирование творческих коллективов (Г.Г.Дадамян, Е.АЛевшина, Б.Ю.Сорочкин), системы организации и оплаты труда (Н.К.Ваганова, М.М.Галицкий, В.М.Ковригина) и др.

Кроме того, по существу, нет ни одной фундаментальной работы, которая бы исследовала эволюцию трудовых отношений в исполнительских искусствах. В

сравнительно короткий отрезок времени радикально изменились политические и

социально-экономические условия функционирования культуры. Настушіло время, когда уже нельзя в исследованиях игнорировать нерешенные теоретико-методологические проблемы трудовых отношений, невозможно забывать и весь предыдущий опыт. Необходим более широкий взгляд на деятельность творческих работников, их место в обществе и условия жизни в контексте исторической динамики социально-экономических отношений в исполнительских искусствах.

Теоретическое осмысление сущности и специфики трудовых отношений в сфере исполнительских искусств, анализ и обобщение изменений в организации и стимулировании творческого труда являются актуальными задачами современной науки о культуре, решение которых имеет большое теоретическое и практическое

значение. Все это и определило выбор темы диссертационной работы.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом исследования является один из самых представительных видов исполнительского искусства - театр. В качестве предмета исследования выступают трудовые отношения, возникающие между творческими работниками, организациями исполнительских искусств и государством. Причем автор ограничивается анализом наемного творческого труда -наиболее распространенной формы трудових отношений в России. За пределами диссертационного исследования осталась другая его форма, которая начинает развиваться только сейчас и регулируется законами об интеллектуальной собственности и авторском праве.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью диссертационной работы является изучение трудовых аспектов социально-экономических отношений в сфере исполнительских искусств и анализ эволюции этих отношений в 1960-1990-е годы. Цель работы предопределила необходимость решения следующих задач:

изучение особенностей труда в исполнительских искусствах;

анализ содержания различных видов полезности творческого труда и рабочих мест;

выявление природы заработной платы и ((следование взаимосвязей между ее различными формами;

сравнительный анализ трудовых отношений в периоды централизованной экономики , кризиса планового хозяйства и начала рыночных реформ.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАБОТЫ. Теоретическую основу диссертации составляет междисциплинарный подход, сформировавшийся в современной теории культуры. В работе использована методология экономики искусства, понятийный и концептуальный аппарат исследований трудовых отношений в нематериальной сфере общественного производства. Выявляя специфику творческого труда в исполнительских искусствах, автор опирается на работы эстетиков и искусствоведов, а также суждения творческих деятелей, высказанные в советской и российской печати разных лет. Для анализа трудовых отношений как отражения культурной политики государства использованы современные культурологические исследования.

Другая группа источников, используемых для освещения темы, включает нормативные документы, регулирующие деятельность организаций исполнительских искусств, подготовку и проведение творческо-организационньгх и социально-экономических реформ в этой сфере, а также опубликованные и архивные статистические данные, характеризующие численность работников и оплату труда в организациях исполнительских искусств в 1960-1990 гг.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Научная новизна исследования обусловлена разработкой теоретической концепции трудовых отношений между творческими работниками, организациями исполнительских искусств и государством. Ее методологической базой является теория полезности культурных услуг.

Оригинальность диссертационного исследования определяется использованием данной теории применительно к творческому труду.

Введение в научный оборот категорий частной іГ общественной _ полезности творческого труда, индивидуальной и социальной полезности рабочего места позволило по-новому взглянуть на природу заработной платы и в целом эволюцию трудовых отношений. Новизна работы состоит также в том, что впервые при анализе исследуемой проблемы органично сочетаются теоретический и эмпирический подходы, опирающиеся на доскональное описание систем организации и оплаты труда, принципов политики заработной платы в этой сфере на протяжении трех исторических периодов.

НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Научная и практическая значимость диссертации связана с тем, что теоретико-методологические разработки и исторический материал, представленные в ней, могут найти широкое применение как в теории культуры, так и в педагогической практике, в частности в ряде учебных дисциплин при подготовке менеджеров театрального, концертного и циркового дела.

Некоторые результаты исследования были использованы директивными органами при разработке:

программы и условий 'Театрального эксперимента" (1986-1987 гг.);

"Новых условий хозяйствования театров и концертных организаций" (1989 г.);

"Положения о театре в Российской Федерации" (1991 г.).

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные идеи и результаты диссертационного исследования были апробированы на заседаниях Отдела экономики искусства и секции Теории и социального функционирования искусства Ученого совета Государственного института искусствознания, а тахже на различных научных семинарах и конференциях. Тематика работы отражена в ряде публикаций автора в научной печати.

По материалам диссертационного исследования подготовлена монография "Эволюция трудовых отношений в исполнительских искусствах", рукопись которой была обсуждена и рекомендована к печати Учеиьш советом Государственного института искусствознания.

Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите Отделом экономики искусства Государственного института искусствознания.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ. Поставленные цели и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографии. Диссертация изложена на 145 страницах машинописного текста. Библиография содержит 103 работы на русском и иностранном языках.