Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности Шишкина, Елена Михайловна

Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности
<
Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шишкина, Елена Михайловна. Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.09 / Шишкина Елена Михайловна; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория].- Москва, 2011.- 713 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-17/1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально - культурные аспекты истории волжских немцев 31

1.1. Особенности исторических этапов заселения немцами регион Поволжья с конца XVIII в. до начала XXI в 32

1.2. Историографический обзор изучения процесса заселения немцами Поволжья 62

1.3. Менталитет и национальный характер волжских немцев: культурные трансформации 68

ГЛАВА 2. Вопросы периодизации музыкально-фольклорных источников по народно-песенному наследию волжских немцев 76

2.1. Первый период изучения народно-песенного наследия волжских немцев (с начала XIX в. - до 1917 года) 79

2.2. Второй период изучения народно-песенного наследия волжских немцев (1917-1941) 81

2.3. Третий период изучения народно-песенного наследия волжских немцев (1941-1989) 89

2.4. Четвертый период изучения народно-песенного наследия волжских немцев (с 1989 - начало XXI в.) 97

ГЛАВА 3. Роль традиционной музыкальной культуры в сохранении этнической идентичности немцев поволжья 104

3.1. Этнокультурные особенности в качестве доминант этнической идентичности субэтноса 105

3.2. Особенности традиционного музыкального наследия немцев Поволжья до депортации 1941 года 109

3.3. Классификационные системы жанров традиционного народно-певческого наследия волжских немцев в их исторической изменчивости 121

3.4. Волжско-немецкая баллада как одна из субэтнических доминант в контексте немецкой музыкальной культуры 129

3.5. Роль духовных песнопений в сохранении национальной идентичности волжских немцев 150

3.6. Культурные трансформации традиционного музыкального наследия волжских немцев последепортационного периода 178

ГЛАВА 4. Свадебная обрядность волжских немцев и её музыкальное наполнение 190

4.1. Историография музыки и этнографии свадебных немецкоязычных ритуалов Германии и Австрии 191

4.2. Историография музыки и этнографии свадебных волжско-немецких ритуалов 199

4.3. К постановке проблемы: рассмотрение волжско-немецкого свадебного ритуала как музыкально-этнографического комплекса 202

4.4. Сравнительно-исторический анализ структуры волжско-немецкого свадебного ритуала 206

4.5. Типологические особенности волжско-немецкого свадебного ритуала 240

ГЛАВА 5. Типология музыкальных форм волжско-немецкой певческой традиции 247

5.1. Стиховые типовые структуры волжско-немецких традиционных напевов 248

5.2. Музыкально-ритмическая типология волжско-немецких традиционных напевов 251

5.3. Мелодическая типология волжско-немецких традиционных напевов 269

5.4. Особенности многоголосия волжско-немецких традиционных напевов 293

5.5. Тембровая исполнительская манера волжско-немецких традиционных напевов 310

ГЛАВА 6. Взаимосвязь этнической идентичности и межкультурных взаимодействий при формировании традиционного музыкального наследия волжских немцев 319

6.1. Особенности этнической идентичности волжских немцев и её взаимосвязь с межкультурными взаимодействиями 321

6.2. Характерные черты традиционной музыкальной культуры волжских немцев в контексте межкультурных взаимовлияний 331

Заключение 342

Библиографический список литературы:

Опубликованные источники 352

Неопубликованные источники 458

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено целостному многоаспектному изучению традиционного музыкального наследия островной группы – немцев Поволжья, представляющих собой своеобразный субэтнос, отличающийся по своим особенностям от остальных групп немецкого населения России.

Актуальность работы обусловлена: во-первых, богатством, жанровым и структурным разнообразием традиционной музыкальной культуры волжских немцев; во-вторых, важностью исследования немецкой музыкальной традиции, относящейся к оригинальной островной культуре, не осмысленной до сегодняшнего дня как специальная научная проблема; в-третьих, сохранением и сегодня в искусстве восточных немцев многих характерных черт традиционной немецкой культуры, утраченных в метрополии и оставшихся неизвестными широкой музыкальной общественности; в-четвертых, взаимодействием немцев Поволжья в течение длительного исторического времени со своими многочисленными разноэтническими соседями, что создало новые культурные трансформации всех соприкасающихся этнических групп, внеся неоценимый вклад в музыкальный фонд народов России, без учета которого общая картина будет и неполной и непонятной; в-пятых, проведением депортации в Сибирь и Казахстан 1941-го и репатриаций в Германию 1980-2010-х годов, которые каждый на своем уровне разрушали уникальный культурно-исторический материал, требующий срочной фиксации, сохранения и научной интерпретации.

Трудности изучения традиционного музыкального наследия волжских немцев, с конца XIX века переживающих продолжение процесса миграции, когда постоянно усиливающиеся потоки мигрантов этой островной группы продолжают и сегодня её раздробление, рассеивание по огромной территории и усугубляют активно идущие после 1941 года ассимиляционные процессы, следующие: во-первых, сложность проведения современной полевой экспедиционной работы, так как в настоящее время уничтожены немецкие поселения на территории Волги, Украины, Кавказа, Крыма и Волыни и резко сокращено их число на территории Сибири, Оренбуржья и Казахстана; во-вторых, необходимость изучения труднодоступных архивных материалов - десятки и сотни интервью с носителями российско-немецкой культуры хранятся в государственных и личных архивах на территории Германии, России, США, Канады, Аргентины и Бразилии; в-третьих, наличие весьма существенных лакун в знании и изучении традиционной музыки немцев Поволжья и доминирование в современных исследованиях, прежде всего, исторического и историко-этнографического направлений.

И если по первоначальному расселению на территории Российской империи в XVIII - XIX вв. немцев можно было классифицировать на шесть субэтнических групп (немцы Поволжья, Украины, Закавказья, Прибалтики, Петербурга и Москвы, Волыни), каждая из которых могла иметь свои самобытные черты, - то последующие исторические события вносили свои коррективы в эту систематику, добавляя группы «немцы Сибири», «немцы Оренбуржья», «немцы Урала» и т.п. При сегодняшнем состоянии изученности традиционной музыкальной культуры российских немцев, когда для обобщения в рамках всего национального материала отсутствуют достаточные данные, исследование, анализ и теоретическое осмысление отдельных субэтнических групп немцев России приобретают, на наш взгляд, особое значение.

Насущная необходимость данной работы углубляется и усугубляется социально-культурологическими аспектами: важностью возрождения в России народной культуры поволжских немцев последепортационного периода на современном этапе и определения своеобразия данного субэтноса в сравнении с другими субэтническими группами. Авторское изучение народной музыкальной культуры немцев Поволжья в течение последних двадцати лет показало, что явления геноцида во время депортации и активные миграционные процессы последепортационного периода привели к явственному разрушению этнокультуры российских немцев, утрате ими части своей этнической идентичности, проявлениям дискретности российско-немецкого исторического сознания. Учитывая, что теоретические работы, в которых проявился бы музыкально - этнографический аспект изучения народной культуры немцев Поволжья с опорой на полевые исследования в волжско-немецких колониях так и не обнародованы в публикациях, то наша работа первая, что призвана осмыслить особенности современного функционирования традиционного музыкального наследия волжских немцев.

Состояние научной разработанности проблемы

Осмысление духовной культуры волжских немцев было начато в какой-то мере в XVIII в. трудами зарубежных и отечественных ученых - путешественников И.Р.Форстера, И.Лепехина, И.Г.Георги, П.С.Палласа и продолжено в XIX-XX вв. трудами этнографов, историков и писателей (В.Аппель, В.Ауман, Э.Барбашина, Г.Бератц, Н.Боголюбов, Г.Бонветч, А.Велицын, А.Гезингер, А.Герман, Х.Гофман, В.Дизендорф, Й.Дзирне, Я.Дитц, П.Зиннер, Т.Иларионова, К.Келлер, А.Клаус, Ф.Кох, К.Крамер, И.Красноперов, Г.Лёнс, А.Липерт, Й.Лонг, Л.Малиновский, Г.Писаревский, И.Плеве, С.Соловьев, К.Трафцер, А.Флегель, Е.Флейман, В.Функ, М.Хагин, Е.Хейнес, Х.Хазельбах, В.Чеботарева, К.Шааб, Й.Шлёйнинг, Й.Шлейхер, Д.Шмидт, Е.Шнайдер, Р.Шойерман, Й.Эрбес, K.Эссельборн и др.), а также работами музыковедов, на которых ниже останавливаемся специально. Проблемы немецкоязычной музыкальной этнографии глубоко рассмотрены в XX в. выдающимися этнологами, этнографами и музыковедами (Р.В.Бредних, М.Брёкер, В.Данкерт, В.Дойч, Е.Земан, Э.Клюзен, Л.Креценбахер, Й.Кюнциг, М.Люти, В.Мецгер, Г.Нолль, Л.Рёрих, Г.Розенфельд, Г.Хабенихт, Г.Хайд, О.Хольцапфель, В.Шеппинг и мн.др.). Однако все работы и проекты, в которых затрагивались вопросы духовной культуры и менталитета, а в последующем – идентичности, интеграции и аккультурации немцев России в современной Германии (в том числе – волжских немцев: З.Беккер, К.Боль, К.Браке, Х.-В.Реттерат), не делали объектом своего внимания современный этап развития традиционной музыкальной культуры немцев Поволжья, используя для осмысления информацию только исторического, культурологического и социально-бытового характера.

Основная идея работы состоит в разработке теоретических проблем сложения народной музыкальной и обрядовой традиции немцев Поволжья как позднепереселенческой культуры вторичного формирования. Проблема стилистического единства подобных традиций достаточно сложна для осмысления и решения, так как часто пестрота различных фольклорных явлений и этнографических реалий мешает выявить глубинное их родство и типологическое сходство. Кроме того, следующие особенности бытования субэтноса в XX-м веке усложнили и усугубили ситуацию: а) резкий перерыв в трансляции традиции после 1941 года в связи с депортацией народа; б) «перемешивание» всех субэтнических групп немцев с 1941 года и по настоящее время, когда их дисперсное проживание на территории региона Поволжья сменилось дисперсным проживанием на территории всего бывшего Советского Союза; в) последующее подпольное состояние, в которое вынуждена была погрузиться культура различных субэтнических групп немцев СССР в своих основных компонентах (и в этом состоянии пребывающая до сих пор).

Объектом исследования явилась традиционная музыкальная культура немецких колоний Поволжья в соотнесении с традиционной музыкой тех регионов Германии, откуда выехали переселенцы в Поволжье с конца XVIII- в начале XIX вв.

Предмет исследования – исторические и обрядовые предпосылки функционирования и структурирования основного жанрового корпуса музыкального фольклора немцев Поволжья. В центре внимания – наиболее показательные жанры традиции: Balladen / баллады, Geistliche Lieder / духовные песнопения, Lyrische-Abschiedslieder / лирические песни, Kolonisten Lieder / колонистские песни, Scherz-Spottlieder / шуточные песни.

Целью работы стала разработка типологических основ традиционной музыкальной культуры и раскрытие своеобразия менталитета субэтнической группы волжских немцев на современном этапе.

Данная цель для своей реализации потребовала постановки и решения ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных исследовательских задач:

1. Выявить специфику формирования национального характера и менталитета волжских немцев, осмыслив и проследив социокультурные особенности заселения немцами региона Поволжья с конца XVIII в. в соответствии с историческими этапами данного процесса.

2. Произвести историографический анализ теоретического наследия, накопленного мировой этномузыкологией за 200 лет (с начала XIX – до начала XXI в.), как научной системы, раскрыв основную проблематику исследований по осмыслению сущностных характеристик традиционной музыкальной культуры волжских немцев.

3. Осмыслить и дать определение понятиям «музыкальные субэтнические доминанты»/«музыкальные доминанты этнической идентичности» на уровне как жанровой системы, так и компонентов традиционной музыки волжских немцев.

4. Выявить особенности и эволюцию классификационных систем жанров традиционного народно-певческого наследия волжских немцев.

5. Изучить и выявить своеобразие свадебной обрядовой традиции немцев Поволжья в её сравнении со свадебными ритуалами Германии и Австрии.

6. Исследовать и создать типологию форм волжско-немецкой певческой традиции, выявив и определив проблемы их генезиса и эволюции.

7. Осмыслить проблемы становления и развития волжско-немецкой музыкальной традиции.

8. Исследовать и выявить взаимосвязь этнической идентичности волжских немцев и межкультурных взаимодействий, определив природу культурных трансформаций на современном этапе.

Методология исследования основывается на теоретической базе российской и германской этномузыкологии, при этом соотносятся и взаимодействуют подходы и методики анализа, источники музыкально-иллюстративного материала как германские, так и российские. Концепции изучения немецких народных песен и баллад в контексте культуры и искусства, представленные в трудах по истории музыки Германии и этномузыкологии, учитывались при создании отдельных положений работы. Исследование основано на взаимосвязи и переплетении сравнительно-исторических и структурно-типологических методов и подходов к решению обозначенных в диссертации проблем. Сложность рассматриваемой проблемы обусловила необходимость выхода в области междисциплинарных знаний, обращение к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания: искусствоведения, истории, философии, филологии и культурологии. Установление взаимных отношений и раскрытие при этом существующих связей между различными описываемыми фольклорными фактами вызвали необходимость комплексного исследования. В числе основных методов исследования - статистический, структурно-типологический, ареальный, сравнительно-исторический, диахронический методы, предполагающие полевое экспедиционное обследование, анкетирование, морфологический анализ эмпирических описаний, моделирование этноконфессиональных и этнодемографических процессов, картографирование, метод исторической реконструкции.

Важным аспектом анализа музыкальной традиции поволжских немцев явилось осмысление своеобразия культуры через представление её этнической специфики. Аксиологический подход предопределил необходимость выявления субэтнических доминант в соотношении общества и культуры. Таким образом, в центре нашего внимания находились вопросы освоения этнических ценностей, их хранения и трансляции в историческом времени. При этом данные процессы имеют как коллективное, так и индивидуально-личностное измерение. С нашей точки зрения именно данный подход существенен для анализа и решения этнокультурных проблем российских немцев. Зафиксированный нами, как и рядом других исследователей, кризис этнической культуры данного субэтноса заставляет прогнозировать его возможные как близкие, так и отдаленные последствия.

Данная работа имеет как бы два уровня: на одном уровне она рассматривает конкретные фольклорные явления в пределах определенного географического ареала, устанавливая тем самым особенности традиции субэтноса «немцы Поволжья», как они смогли быть проявлены и зафиксированы к 1941 году, ко времени культурной катастрофы субэтноса. На другом уровне, выявленные черты сравниваются как с теми материалами, который смог быть зафиксирован автором работы в настоящее время с 1990-х годов в России, так и с материалами исследователей Германии по «поздним переселенцам».

Источниками диссертационной работы стали материалы авторских полевых музыкально-этнографических экспедиций 1992-2008 гг., собранные в 123 поселениях Нижнего, Среднего и Верхнего Поволжья (Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Ульяновская области, республика Татарстан), в Сибири (Омская и Новосибирская области, Красноярский и Алтайский края) и на Урале (Свердловская и Оренбургская области). К анализу при создании аналитических схем обрядов и напевов были привлечены выявленные автором материалы из следующих хранилищ и архивов России и Германии: проф.Георга Дингеса (ГАСО, г. Энгельс Саратовской обл.), академика В.М.Жирмунского (Санкт-Петербург), проф. Георга Шюнемана (Фонограммархив: Ethnologisches Museum, г.Берлин, Германия), Института музыкальной этнографии университета г. Кельна (Universitaet zu Koeln: Institut fuer musikalische Volkskunde, Германия), Института немецкой музыки на Востоке (Institut fuer deutsche Musik im Osten e. V., Бонн, Германия), Немецкого архива народной песни (Deutsches Volksliedarchiv, г.Фрайбург/Брайсгау, Германия), Иоганнес-Кюнциг-института восточнонемецкой этнографии (Johannes-Kuenzig-Institut fuer ostdeutsche Volkskunde, г. Фрайбург/Брайсгау, Германия).

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование проводилось на материале традиционного музыкального наследия волжских немцев, а также других субэтнических групп восточных немцев в сопоставительном анализе с материалами музыкальной германистики в хронологическом диапазоне от 1764-х до 2010-х годов. Время обусловлено прежде всего историческими условиями возникновения и развития волжско-немецкого субэтноса.

Научная новизна исследования определяется междисциплинарным, многоаспектным, комплексным исследованием феномена традиционного музыкального наследия волжских немцев как объекта искусствознания на основе историко-искусствоведческого анализа и может быть сформулирована следующим образом:

впервые дана характеристика национального характера и менталитета волжских немцев как особой социально-культурной реальности и рассмотрены важнейшие исторические факторы и условия, повлиявшие на специфику их формирования и современного развития. Впервые разработана социально-культурная характеристика немецких поселений, вновь возникших после 1956 года на территории Поволжья, с опорой на авторские материалы полевых музыкально-этнографических экспедиций;

впервые предложена и научно аргументирована периодизация основных этапов формирования и развития теоретического наследия, накопленного мировой этномузыкологией, раскрыта основная проблематика исследований по осмыслению сущностных характеристик традиционной музыкальной культуры волжских немцев на базе глубокого изучения эмпирических и архивных источников, а также теоретического осмысления и компаративного анализа существующих искусствоведческих концепций;

выработаны и обоснованы понятия «музыкальные субэтнические доминанты»/«музыкальные доминанты этнической идентичности» для определения историко-культурной уникальности и самобытности традиционного музыкального наследия волжско-немецкого субэтноса, определена система культурных признаков, составляющих этническое тождество субэтнической группы народа-мигранта. Впервые выявлены субэтнические доминанты при обращении к мельчайшим компонентам музыкальной ритмики, мелоса, лада, многоголосия, тембровой исполнительской манеры волжско-немецких народных песен и баллад;

впервые проведено жанровое дифференцирование всего массива народных волжско-немецких песен в полевых и архивных версиях (проанализировано более 45 тысяч единиц звукозаписей и нотаций), структурированы особенности ранее созданных жанровых классификаций, осмыслены особенности эволюции волжско-немецкой музыкальной жанровой системы с раскрытием процессов редукции;

выявлено своеобразие свадебной обрядовой традиции немцев Поволжья в её сравнении с немецкоязычными свадебными ритуалами Германии и Австрии. Впервые в германистике выделены типологические особенности ритуалов на уровне структуры обряда, соотнесены музыкальные фрагменты с сегментами ритуала, осуществлен анализ современных особенностей волжско-немецких свадебных ритуалов;

впервые предложена, разработана и научно аргументирована музыкально-структурная типология форм волжско-немецкой певческой традиции, исследованы и подробно проанализированы проблемы их генезиса и эволюции. Впервые в мировой этномузыкологии предложена ритмическая и мелодическая типология волжско-немецкого певческого наследия с опорой на новейшие аналитические методики мелодического и ладового анализа в их взаимосвязи с ритмическими формами, созданы типологические системные классификации ритмических и мелодических моделей волжско-немецких традиционных песен и баллад, проведен сравнительный анализ выделенных типологических структур музыкального фольклора немцев Германии;

впервые предложены, подвергнуты анализу и наиболее полно представлены этапы развития народной музыкальной и обрядовой культуры немцев Поволжья в хронологическом диапазоне с конца XVIII-го в. и до новейшего времени, в совокупности с определением наиболее типичных черт волжско-немецкой музыкальной певческой традиции;

впервые определена природа взаимодействия немецкой, славянской, тюркской и финноугорской традиционных культур на территории Поволжья на современном этапе, специфика культурных трансформаций, осмыслен и проанализирован современный этап функционирования волжско-немецкой культуры после перенесенного депортационного стресса и периода рассеивания и размывания субэтнической культуры (1941-1956).

Научная значимость диссертации заключается, во-первых, в разработке оснований, целей, задач и методологии анализа традиционной музыкальной культуры субэтносов, являющихся островными культурами. Во-вторых, - в разработке методологии и методов теоретического обобщения огромного эмпирического материала, типологической его систематики, структурирования и моделирования, что необходимо для построения адекватной научной картины, как в области общей теории островных культур, так и в связи с осмыслением взаимосвязей различных этнокультурных процессов. В-третьих, в создании структурной и исторической типологии традиционной музыкальной культуры немцев Поволжья, являющейся островной традицией вторичного формирования. В-четвертых, в выявлении культурных трансформаций волжско-немецкого субэтноса на разных уровнях, как способствующих сохранению этнической идентичности, так и отражающих явления конгломеративности, гибридности, мультикультурности.

Осмысление генезиса культурных трансформаций стало необходимым для формирования общей концепции традиционной культуры субэтносов на современном этапе. Различные субэтнические группы, представляющие собой более или менее крупные вкрапления, являются сегодня органичной составляющей любого человеческого сообщества – и понимание результатов системообразования их этно-социокультурной жизни, ясное, научно обоснованное представление о механизмах осуществления их национальных предпочтений с опорой на музыкальные доминанты этнической идентичности, - необходимы для разработки критериев различения явлений вариативной трансформации этнокультуры и её общей модернизации, прогнозирования и проектирования модернизационных процессов, формирования общей концепции этно-социокультурного развития островных субэтносов.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что исследование традиционного музыкального наследия волжских немцев во всей совокупности его особенностей раскрывает новые грани этого явления и впервые дает возможность осознания его роли и значения в отечественной культуре. Работа обогащает теорию искусствознания подробной систематизацией знаний об истории и теории народной музыкальной традиции немцев Поволжья, что впервые позволяет ввести ее в общий контекст истории и теории искусства. Теоретически обоснована и выдвинута концепция комплексного изучения народной музыкальной традиции вторичного формирования – традиции, сочетающей типологически разнородные признаки составляющих её народно-песенных традиций. Впервые в отечественной и мировой этномузыкологии собраны, систематизированы и подвергнуты осмыслению и теоретической интерпретации явления и факты традиционной волжско-немецкой музыкальной культуры в социально-культурологическом ракурсе поисков национальной идентичности российских немцев и попыток преодоления дискретности российско-немецкого исторического сознания.

Теоретическая ценность состоит в многоуровневом исследовании музыкальной традиционной культуры волжских немцев как конгломеративной мультикультурной системы, с обоснованием своеобразного единства составляющих её компонентов. Основу исследования составляет многоаспектный и полифункциональный подход к феномену традиционного музыкального наследия волжских немцев на базе стилистического компаративного анализа в контексте развития народной культуры субэтнических групп немцев России. Введены новые понятия гибридности и мультикультурализма народно-певческого наследия волжских немцев с презентацией неизвестных фактов периода депортации и последепортационного периода в Поволжье 1941-2010-х гг. с опорой на авторские экспедиционные материалы.

Достоверность результатов диссертационной работы обеспечена применением совокупности научных методов, адекватных проблемам диссертационного исследования, искусствоведческим анализом объекта и предмета исследования, научной доказательностью и объективностью фактологического материала, представленного в диссертации.

На защиту выносятся следующие основные положения и результаты:

обоснование особенностей национального характера и менталитета волжских немцев как социально-культурной реальности и рассмотрены важнейшие исторические факторы и условия, повлиявшие на специфику их формирования и современного развития;

обоснование историографических этапов изучения народной музыкальной традиции волжских немцев, соотносимых с историческими периодами развития Российской империи/СССР/РФ, новые подходы к их наполнению и интерпретации;

новые подходы и методики выявления генезиса и особенностей волжско-немецкого традиционного музыкального наследия в России как оригинального и самобытного этнокультурного феномена, сохранившего органическое родство с народной культурой регионов Южной и Восточной Германии;

выявление и теоретическое обоснование константных для волжско-немецкой этнокультурной традиции цезурированных ритмических музыкальных форм, ямбического типа ритмики в ряде типовых слоговых музыкально-ритмических форм, опирающихся на различные формы силлабического стиха; значительная роль ямбических форм в волжско-немецком песенном наследии как прямое влияние русской песенной волжской традиции; конгломеративности мелодико-многоголосного стиля, соединившего особенности типологически разнородных традиций немецкой и русской национальных культур;

схемные решения типовых вербальных, стиховых, слогоритмических мелодических, ладовых и многоголосных структур волжско-немецких песен и баллад;

концепция поиска «музыкальных доминант этнической идентичности» исследуемой традиции в виде комплексного подхода к анализу музыкальной жанровой системы, ритмических и мелодико-многоголосных структур;

теоретическое обоснование и практическое подтверждение архивными и авторскими материалами полевых музыкально-этнографических экспедиций этапов становления волжско-немецкой музыкальной традиции;

современное волжско-немецкое традиционное музыкальное наследие определяется автором как мультикультурная система, в которой наличествует своеобразие единства составляющих её компонентов.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что разработанные теоретические положения, выявленные архивные материалы и записанные в экспедициях новые музыкальные артефакты малоизвестной островной культуры позволили, во-первых, типологически представить основной корпус волжско-немецкого песенного наследия; во-вторых, в полной мере отразить жанровую картину музыкального фольклора островной культуры малоизученного субэтноса; в-третьих, глубоко проанализировать и объективно соотнести с выявленным музыкальным материалом его научную интерпретацию; в-четвертых, создать ряд музыкально-фольклорных коллекций и учебных пособий, уже используемых в музыкальных колледжах, высших музыкальных учебных заведениях (консерваториях, академиях, институтах), научных центрах и центрах немецкой культуры России, Украины, Казахстана; в-пятых, создать и внедрить методические рекомендации для функционирования фольклорных немецких ансамблей при возрождении подлинных семейно-бытовых и календарных обрядов и ритуалов российских немцев; в-шестых, создать основу для лекционных курсов по этнокультуре волжских – шире – российских немцев.

Научные результаты, полученные диссертантом в ходе работы, могут быть также использованы при дальнейшем исследовании данной проблематики, при разработке учебных курсов в вузов, готовящих специалистов по специальностям искусствоведческого и культурологического циклов. Обращение к результатам работы и рекомендациям автора может помочь вывести национальную российско-немецкую культуру из того глубокого затяжного кризиса, в котором она находится, дать новые творческие ориентиры молодежи, выполнить важнейшие социо-культурологические задачи, стоящие перед обществом, повысить интерес молодого поколения россиян к своим культурным традициям, национальным обычаям, родному языку, глубинным духовным ценностям, углубить как осознание своей национальной идентичности, ощущение своего менталитета, так и чувства общности народов между собой.

Практическое использование результатов, полученных автором:

в циклах лекционных занятий в Астраханской государственной консерватории по курсу «народное музыкальное творчество» (1991-2004);

во время ведения спецсеминаров по расшифровке и аранжировке народной музыки в Астраханском музыкальном колледже (с 2005 и по настоящее время);

при формировании проектов и планов полевой экспедиционной, научной, издательской и концертно-просветительской деятельности Государственного фольклорного центра «Астраханская песня» (с 2000 года и по настоящее время);

во время участия в качестве лектора на Международных научно-практических семинарах «Проблемы немецкой культуры» для руководителей центров немецкой культуры в России, на Украине и Казахстане, организованных Международным союзом немецкой культуры (г.Москва) при поддержке ряда государственных организаций Германии и России (1995: гг. Омск, Киев, Барнаул, Анапа Краснодарский край, Миасс Челябинской области; 1998: гг. Ижевск, Киев; 2004: г. Москва; 2008: г. Новосибирск);

во время проведения в качестве научного руководителя, режиссера и лектора Международных научно-практических семинаров «Немецкие народные обряды и праздники в России/Die deutsche Sitte und Braeuche in Russland» для руководителей центров немецкой культуры, а также руководителей немецких художественных коллективов, организованных Международным союзом немецкой культуры (г. Москва) при поддержке ряда государственных организаций Германии и России (1999: гг.Оренбург, Ижевск, Самара, пос.Шушенское Красноярского края, гг. Барнаул Алтайского края, Нижний Тагил Свердловской области; 2000: гг. Сыктывкар Коми АССР; Кисловодск Ставропольского края, Миасс Челябинской области, Соликамск Пермской области, Ярославль, Архангельск; 2001: г.Москва);

во время проведения в качестве режиссера Международных фестивалей немецкой культуры (Поволжье-Омск-1994; Нижний Тагил-1998; Москва-2000; Саратов-2004; Ульяновск-2010);

во время создания художественных программ фольклорно-этнографических ансамблей «Капелька/Troepflein» и «Астраханская песня» (с 1992 года по настоящее время).

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на конференциях профессорско-преподавательского состава Астраханской государственной консерватории, Региональных, Всероссийских и Международных семинарах, конференциях и симпозиумах, в том числе: Международной Российско-Германской конференции «Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге» (МСНК, Анапа, 1994); Международном симпозиуме «Украинско-немецкие музыкальные взаимосвязи в прошлом и современности» (СК Украины, Киев, 1997); Всероссийском научно-практическом семинаре «Региональные исследования музыкального фольклора» (Министерство культуры РФ/РАМ имени Гнесиных, Москва, 1997); Международном научном симпозиуме «Прошлое, настоящее и будущее музыкальной культуры российских немцев в свете русско-немецких музыкальных взаимосвязей» (РФФИ/GTZ/МСНК, Москва, 1998); 16 Международной научной конференции «Музыка не знает границ. Музыкальная народная культура в исследовательском поле между своим и чужим/Musik kennt keine Grenzen. Musikalische Volkskultur im Spannungsfeld zwischen Eigenem und Fremdem» (Вена, Австрия, 1998); III Конгрессе этнографов и антропологов России «Глобализация этнологии на пороге нового тысячелетия» (Москва, 1999); IV конференции Сети этнических исследований (INCORE, Северная Ирландия) «Движение к плюрализму» (Москва, 1999 г.); Международной научной конференции «Сарепта и народы Поволжья в истории и культуре Европы» (г. Сарепта Волгоградской области, 1999); 17 Международной научной конференции «Музыкальные коллекции и собиратели, музыканты и мигранты Musiksammlungen und –sammler, Musikanten und Migranten» (г.Ольденбург, Германия, 2000); XIII Международном научном семинаре «Немцы в России: русско-немецкие научные и культурные связи» (Санкт-Петербург, 2002); Международной научной конференции «Славянская традиционная культура и современный мир» (ГРЦРФ, Москва, 2002); 18 международной конференции «Двадцатый век в зеркале своих песен / Das 20. Jahrhundert im Spiegel seiner Lieder» (Эрлбах/Фогтланд, Германия, 2002); Международной научно-практической конференции «Славянская традиционная культура и современный мир» (ГРЦРФ, Москва, 2003); Международной научной конференции «Е.В. Гиппиус и его роль в становлении российской этномузыкологии как фундаментальной науки. К 100-летию со дня рождения ученого» (РАМ и ГИИ, Москва, 2003); Международной инструментоведческой конференции к 100-летию Е.В.Гиппиуса (РИИИ, Санкт-Петербург, 2003); Второй Международной научной конференции «Современные вопросы традиционного пения. Речь и пение» (Вигры, Польша, 2004); Международной научной конференции ICTM «Музыка и меньшинства»/ICTM – 3rd Meeting of the Music and Minorities Study Group(Родж, Хорватия, 2004); ХI Международной научной конференции «Российские немцы в инонациональном окружении: проблемы адаптации, взаимовлияния, толерантности» (МСНК, Саратов, 2004); Международной научной конференции «Народная музыкальная культура и электронные средства массовой информации / Musikalische Volkskulturen und elektronische Medien» (Кельн, Германия, 2004); Первом Всероссийском конгрессе фольклористов (ГРЦРФ, Москва, 2006), XXXVI Международной научной конференции «От Чудесного рога к Интернету» / «Vom Wunderhorn zum Internet». Perspektiven des «Volkslied»-Begriffs und der wissenschaftlichen Edition populrer Lieder» (Фрайбург, Германия, 2006), Четвертой Международной научной конференции ICTM «Музыка и меньшинства»/ ICTM - 4th Study Group meeting of Music and Minorities (Варна, Болгария, 2006), XXII Европейском семинаре этномузыкологов «ESEM-2006» / The XXII European Seminar in Ethnomusicology (ESEM) (Ёкмок, Швеция, 2006), Международной конференции Немецкого общества народоведения «Региональность в музыкальной популярной культуре/Regionalitt in der musikalischen Populrkultur» (Хахенбург, Германия, 2006), 39 Международной научной конференции ICTM/39th World Conference of the International Council for Traditional Music, ICTM (Вена, Австрия, 2007), Международной научной конференции «Исторические и современные методы прикладной этномузыкологии»/ «HISTORICAL AND EMERGING APPROACHES», 1. Symposium of the ICTM Study Group «Applied Ethnomusicology» (Любляна, Словения, 2008), Международной научной конференции «Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования» (Москва, РАМ им. Гнесиных, 2008), Международной инструментоведческой конференции «Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: проблемы артикуляции и тембра» (Санкт-Петербург, РИИИ, 2008), Втором Всероссийском конгрессе фольклористов (ГРЦРФ, Москва, 2010), Шестой Международной научной конференции ICTM «Музыка и меньшинства»/ 6th symposium of the ICTM Study Group «Music and Minorities» (Ханой, Вьетнам, 2010), Международной конференции Немецкого общества этнографии «Фестивальная культура в области популярной музыки/Festivalkultur im Bereich populrer Musik» (Кельн, Германия, 2010).

Исследование выполнялось в рамках очной докторантуры Российского института культурологии (г. Москва, 1995-1998), и приоритетных направлений фундаментальных исследований РАН с получением трех грантов Российского фонда фундаментальных исследований 1996-1999: а) трехгодичный грант № 97-06-80380 в 1996-1999 гг. по разряду научных инициативных проектов – «Сравнительно-исторические и структурно-типологические комплексные исследования музыкального фольклора российских немцев»; б) грант № 98-06-85025 в 1998 г. на проведение международного научного симпозиума «Прошлое, настоящее и будущее музыкальной культуры российских немцев в свете русско-немецких музыкальных взаимосвязей» (г. Москва, 22-25 мая 1998); в) грант № 99-06-88032 по разряду фольклорно-экспедиционной работы в 1999 г. «Организация и проведение фольклорно-этнографических экспедиций в немецких селах Поволжья и Сибири».

Работа также дважды поддержана грантами Немецкой службы академического обмена (Deutscher Akademischer Austauschdienst, Бонн, Германия), в результате которых были реализованы индивидуальные исследовательские проекты: «Комплексные структурно-типологические и сравнительно-исторические исследования современной народной музыкальной культуры немцев Поволжья» (1997), «Этническое возрождение немцев Поволжья и их культурная адаптация в современных условиях на территории России и Германии» (2002).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 76 научных работ общим объемом 172,9 п.л., 9 статей в изданиях по рекомендуемому списку ВАК, 8 книг, в том числе 3 монографии, 12 публикаций за рубежом (в восьми странах).

Структура и объем работы: состоит из двух томов – основного и приложений. Основной том включает Введение, 6 глав, Заключение, список литературы из 1024 наименований на русском и иностранных языках, во втором томе в качестве приложений находятся: 9 карт, 34 таблицы, 98 нотных примеров, 105 иллюстраций.

Менталитет и национальный характер волжских немцев: культурные трансформации

Рассмотрение генезиса ментальности волжских немцев нужно начать с конца XVIII в., когда культурная идентификация изменялась, согласно произошедших изменений культурного ландшафта, взаимовлияний окружающих инонациональных сообществ, воспитания толерантности по отношению к чужим нравам и обычаям. Проявления своеобразия и отличий менталитета начались, когда волжские немцы смогли обнаружить свою пластичность и способность к адаптации в новом для себя ландшафте и климате. Именно поэтому к началу XX в. ученый отметил, что «немецкий колонист Поволжья не являет собой тип германской нации, потомков древних тевтонов. Это новый народ, даже новая раса, создавшаяся в особых жизненных условиях... Если колониста-немца снова отправить в Германию, то, как показал опыт, он окажется в чужой, непонятной ему среде, он будет за границей, а не в «фа-терлянде» и рано или поздно вернется-на свою Волгу» [68: Дитц, с.377]. Однако научное описание национального характера волжских немцев в исторических трудах с привлечением полевых записей народных песен и обрядов, описаний диалектов, произведений художественной литературы и поэзии, к сожалению, так и не было завершено, прерванное депортацией 1941 года [275: Шестаков, 2000].

Исследователи первой половины XX века описывали доминирование в национальном характере волжских немцев таких качеств, как трудолюбие, чистоплотность, аккуратность, лояльность, дружелюбие и честность, крайнюю щепетильность, беззаветную храбрость, покорность начальству, религиозность до фанатизма, деспотичность и требовательность в семейной жизни, чувствительность и сентиментальность [68: Дитц, 1997; 800: Schue nemann, 1923; 91: Жирмунский, 1933]. Проявление национальной культуры в немецких колониях в это время происходило совершенно свободно: «народная песня...без книг и записей передается из поколения в поколение1» [800: Schuenemann, с.4]. Исследователи подчеркивали, что в, конце XIX в. национальная культура была полностью сохранена эмигрантами: «немцы до сих пор в нашем крае составляют совершенно обособленный тип; они не смешиваются браками ни с одной народностью...что же касается до женщин, то едва ли найдутся две или три в каждом селении, умеющих сказать несколько русских слов» [164: Народные обычаи 1890, с.П]. И в начале XX века волжские немцы поражали массой «своеобразных, вынесенных ещё из Германии, обычаев» [68: Дитц 1997, с.392]. У Г.Шюнемана находим мы воспоминания волжских колонистов (военнопленных Германии 1915-1918 гг.) о ночных гуляниях, когда молодые парни по ночам пели народные песни: «идут по улице или к дому девушки и поют прекраснейшие песни, которые знают, духовные и светские, любовные песни и баллады. Другие группы певцов подходят и подхватывают., молодежь вообще не знает усталости и забывает о времени». [800: Schuenemann 1923, с.4]. В 30-е годы XX века цветущее состояние национальной культуры на Волге продолжилось: «народные песни до сих пор играют существенную роль в жизни немецких колонистов» [91: Жирмунский 1933, с.101]. В мощном пласте волжско-немецкого традиционного певческого наследия до 1941 года сохранялись баллады, духовные песнопения, календарно-обрядовые, исторические, шуточные, сатирические, любовно-лирические, песни странствий и песни подмастерьев, пастушьи и охотничьи, песни-шутки, песни-споры, свадебные, веселые, застольные, танцевальные, неприличные, военные, победные, «дьявольские»... Как описывали Г.Шюнеман, В.Жирмунский, Э.Штёкль и другие исследователи, до депортации 1941 года основными носителями жанров немецкого музыкального фольклора - и певческого и-инструментального - были мужчины. Духовные песнопения звучали «и дома, и в женских и девичьих прядильнях», отмечал исследователь начала XX в. [800: Schuenemann 1923, с.З]. А пастор Йоханнес Эрбес описывал, как девушки поют «боязливо и украдкой ту или,иную из спетых парнями» песен [462: Erbes, Sinner 1914, с.З], что означает, что сам певческий материал был женщинам широко и хорошо известен.

Однако описание возникшего в результате тяжких трудов национального характера волжских, немцев в исторических и музыкально-этнографических исследованиях было не завершено, прерванное депортацией 1941 года. В результате произошедшей культурной катастрофы и массового стирания традиционных пластов культуры в результате выселения и рассеяния немцев по различным лагерям Сибири и Казахстана, отсутствия юридической и со-цио-культурной реабилитации в течение последующих 50-ти лет, — у членов субэтноса «российские немцы» развились и укрепились чувства социальной незащищенности и культурной обособленности, гипертрофированные до ощущения полной изоляции себя как этнически идентифицированных личностей в современном российском сообществе2. И в начале 1990-х годов, из-за социальной и психологической неустойчивости сознания этой этносоциальной группы, возникают предпосылки для будущей трансформации и самоосознания членами группы себя частью уже другого этноса и другого гражданского сообщества.

Можно с большой долей вероятности констатировать, анализируя весь путь исторического генезиса субэтноса «российские немцы», что внутренней и глобальной целью реэмиграции в Германию 1990-х гг., помимо чисто внешних факторов и обстоятельств, были, прежде всего, подспудные попыт ки воссоздания своей идентичности и надежды на возвращение своей «не-мецкости» через приближение к полноценному и полнокровному «немецкому миру», а отнюдь не только бегство в «богатый и счастливый западный мир». Подобная оценка ситуации вполне возможна для какой-то части реэмигрантов при анализе исторических корней, социально-культурного развития этой островнойгруппы в целом.

Четвертый период изучения народно-песенного наследия волжских немцев (с 1989 - начало XXI в.)

Благодаря реальному восстановлению субэтноса в юридических правах, т.е. реабилитации, происходящей с 1989 года, появилась реальная возможность возвращения к планомерным и широкомасштабным историко - соци-о-этнографическим, диалектологическим исследованиям культуры российских немцев; включающим в себя проведение полевых экспедиций, регулярных научных конференций, публикации различных материалов [17: Бугай, 1993; 183: Оренбургские немцы, 1998]. Спецификой периода опять же является проведение таких исследований, прежде всего в Сибири, но также и на Волге, в,Оренбуржье, на Алтае [52: Горобцова, 1996; 181: Немцы-России..., 2000]. Отметим историко-этнографические публикации о современной традиционной культуре немцев на Волге М-.А.Рыбловой, Н.В.Смольниковой, Е.А. Горобцовой-Арндт, Е.М. Ериной [218: Рыблова, 1997], в Сибири - Т.Б. Смирновой, С.А.Рублевской [234: Смирнова 1996]. С 1994 года Международным Союзом немецкой культуры (г.Москва) ежегодно проводится Международная историко-этнографическая конференция «Немцы в России» с публикацией научных материалов [211: Российские немцы..., 1995], подобный же Международный семинар раз в два года проводится Академией наук в Санкт-Петербурге [173-176: Немцы в России..., 1998-2003]. Однако семинар в Санкт-Петербурге не ставит перед собой задач исследования истории и культуры именно российских немцев, отражая в основном персональные судьбы немцев в России (и не обязательно выходцев из ранее обозначенных субэтнических групп). В России также начинает выходить библиографическая информация о научных исследованиях в сфере культуры российских немцев [268: Чернова, 2001].

Важнейшей культурно-просветительской акцией этого периода является выход в свет энциклопедии «Немцы России», аккумулировавшей и некоторые историко-этнографические материалы [179: Немцы России..., 1999]. К сожалению, их объем показывает явную недостаточность именно этих разделов, особенно в области российско-немецкой этномузыкологии, обрядности, также весьма незначительны для энциклопедии приведенные в ней сведения об ученых-диалектологах, и полностью отсутствует в энциклопедии пласт знаний об ученых-фольклористах, этномузыкологах, исследователях традиционной музыкальной культуры, о народных певцах — российских немцах. Если учесть, что подобная информация в тот период уже существовала и могла бы быть представлена, то остается только сожалеть о неиспользованных возможностях подобного дорогостоящего и уникального издания. Выход в свет энциклопедии «Немцы России» - значение которой невозможно переоценить - получил дополнительный оттенок политического демарша в связи с совершенно непропорциональным расширением относительно других тем исторических статей о современных политических обществах российских немцев и т.п. Недостаток и нехватка музыкально-этнографических сведений в названной энциклопедии не случайны, ведь ихами музыкально-этнографические исследования этого периода продолжают быть замороженными, опираясь на единичные узко-локальные усилия отдельных исследователей.

Выпуск самых последних песенных сборников российских немцев вновь подчеркивает отсутствие в настоящее время широко поставленных научных задач в музыкально-этнографической области, так как эти издания представляют собой любительские песенники, выпускаемых для использования в создающихся с 1991-1994 гг. Обществах и Центрах немецкой культуры в России. Репертуар этих песенников, составленный в основном из шлягеров, шуточных, лирических и танцевальных песен, чаще всего не отражает всех особенностей уникального песенного наследия российских немцев и не может служить полноценному культурному возрождению субэтноса на современном этапе [172: Немецкие песни..., 1995; 37: В кругу друзей..., 1996].

С 1992 года и по настоящее время автором при поддержке самых различных организаций и лиц создаются проекты исследования современной народно-музыкальной культуры российских немцев, организуются полевые музыкально-фольклорные экспедиции, опубликовано 8 книг [186; 284, 299-300, 302: Шишкина-Фишер, 1995-2002]. В результате 38-ти полевых экспедиций автором были проведены аудио- и видеозаписи из 125-х поселениях России (более 4000 единиц звукозаписи), презентирующие культуру немецких колоний Поволжья, Оренбуржья, Урала, Сибири, Казахстана.

В книгах и статьях автора пока лишь в незначительной степени опубликованы собственные полевые и архивные музыкально-фольклорные материа лы, сделана попытка рассмотреть своеобразие современной народно-песенной традиции волжских немцев, и более глубоко осмыслены жанры духовных песнопений и баллад [284-304: Шишкина, 1995-2006; 778: Schischkina, 1998; 819-820: Schischkina-Fischer, 2001-2004]. В процессе полевых экспедиций и исследовании материалов автором были сделаны различные наблюдения и выводы о бытовании немецкого музыкального фольклора в России сегодня, об особенностях свадебного ритуала волжских немцев, функциональном переосмыслении песен в современном социальном контексте. Особенно важным представляется выявление процессов редукции песенных жанров, особенностей работы тендерных механизмов с варьированием женской и мужской компетенции, в том числе редукции мужского высокохудожественного усложненного одноголосия. Существенным знаком последепортаци-онного периода по концепции автора является появление многоголосных женских ансамблей, имитирующих по своей структуре русские коллективы, а частичное сохранение виртуозных мужских распевов, в женской исполнительской манере объясняется автором реликтовой исполнительской манерой этнического тождества.

Волжско-немецкая баллада как одна из субэтнических доминант в контексте немецкой музыкальной культуры

Исследование жанра народной баллады всегда было актуальным в Герма 1 нии и доминировало над многими другими. Конечно, не может быть случай i ным, что Джон Майер, создав Немецкий архив народной песни во Фрайбурге і в 1914 году и основав серии публикаций музыкально-фольклорных материа лов, самой постоянной сделал серию публикаций баллад [402—409: Deutsche Volkslieder..., 1954-1996]. И когда в течение всего ХХ-го столетия продолжа лась публикация этой серии, к работе над ней были привлечены лучшие уче ные - германисты, музыковеды, этнологи страны, в разные годы это были J Эрих Зееман и Вальтер Виора [403: Deutsche Volkslieder..., 1957], Вильгельм Хайске [404: Deutsche Volkslieder..., 1965-1967], Рольф Вильгельм Бредних [405: Deutsche Volkslieder..., 1974-1976], Юрген Дитмар, Отто Хольцапфель, Виганд Штиф [406-408: Deutsche Volkslieder..., 1982-1996]. В десяти.томах этой серии, ставшей своего рода культурологическим памятником ХХ-го века традиционного музыкального наследия Германии, рядом с которым мо жет стоять только публикация XIX столетия трехтомника «Deutscher Liederhort I Песенное сокровище» Фридриха Ерка и Франца Магнуса Бёме ] [464: Erk-Boehme, 1893-1894], не только опубликованы тысячи версий 168 балладных сюжетов (как вербальных, так и музыкальных), но в многочислен I ных примечаниях передан и многолетний, опыт анализа и наблюдений этого I жанра (всего в германском фольклоре насчитывается более 250 балладных I ) сюжетов). В немеком исследовании «Handbuch des Volksliedes I Руководство к народной песне», посвященном описанию особенностей различных жанров немецкого музыкального фольклора [532: Handbuch..., 1973], жанр баллады также доминирует. В «Руководстве к народной-песне» можно прочитать це-лый.ряд статей о различных жанровых разновидностях баллады: МаксаЛюти о семейной балладе [687: Luethi, 1973], Лутца Рериха.- об эпической [742: Roehrich, 1973], Гельмута Розенфельда - о героической [747: Rosenfeld, 1973]. Отметим существенный вклад выдающегося ученого Эриха Зеемана работами 70-х годов «Европейская народная баллада» и «Баллада и эпос» [806-807: Seemann, 1973-1975], а на рубеже 20/21 столетий - статьи и монографии одного из знатоков немецкой и датской баллады Отто Хольцапфеля [572-580: Holzapfel, 1990-1999].

Опубликованная в 1996 году проф. Отто Хольцапфелем «Lexikon folkor-istischer Begriffe und Theorien (Volksliedforschung)/3mxiiKsionGjij!Ui фольклористических терминов и теорий (исследование народною песни)», явившаяся попыткой суммировать многие теоретические достижения этнологии и фольклористики на международном уровне, значительно отразила собственные научные искания автора, в основном посвятившего себя именно жанру баллады [576: Holzapfel, 1996]. В крупнейшей историко-этно-филологической энциклопедии Германии «Enzyklopaedie des Maerchens I Энциклопедия сказки», созданной коллективом авторов, жанру баллады также отведено немало страниц [458-460: Enzyklopaedie..., 1981-1996], этому же жанру посвящен целый ряд сборников теоретических статей, в основном по результатам крупных европейских и международных конференций [870: The ballad..., 1986]. Не будет преувеличением сказать, что в XX веке балладная тема стала сквозной для ученых Европы, Америки, Канады, обращающихся как к научному осмыслению собственно немецких баллад, так и прибегающих к их аналитическому сравнению с датскими, шотландскими, англо-американскими и другими балладами; [457: Engle, 1985; 374: Buchan, 1989; 395: Del Giudice, 1989; 433 34: Dittmar, 1989-1993; 485: Fowke, 1989]ї

Ш хотя; в« России так и не было создано школы; исследований! немецкого фольклора; тем не менее, в 80-х гг. ХХчв; и унас было опубликовано»несколько антологий текстові именно этого жанра; [170: Немецкая І народная; баллада..., 1983; 271: Чудесный рог..., 1985]. Из волжсконемецких-колоний первое представительное собрание музыкальных текстов 35 баллад из-17 поселений было опубликовано в Германии в 1923 году берлинским ученым Георгом Шюнеманом [800: Schaenemann, 1923, №№67-70; 73-75; 77-83;: 85; 88-96; 98-99; 101-103; 107-108; 111; 114-116] и дополнено изданием также в Германии российского ученого-диалектолога Георга Дингеса в 1932 году пятнадцати баллад из десяти волжских колоний [430: Dinges, 1932, №№1-15].

Затем систематическое исследование баллад российских немцев было продолжено западногерманским ученым Й.Кюнцигом, его записями этого жанра, начиная с 1943 года, от волжской немки Марии Вон, а в 60-70-е годы XX в. Кюнциг-институт в рамках звуковой серии грампластинок на основе своих архивных фондов опубликовал немецкие баллады, спетые жителямииз различных местностей Европы, в том числе и баллады российских немцев [655: Kuenzig, 1969]. В том числе в 1969 году были опубликованы восемь баллад из волжской колонии Ротхаммель и одна баллада из волжской колонии Блюменфельд [655: №№1, 3-5, 8, 15, 19, 24-25]. В продолжение в 1972 году в серии трех грампластинок было обнародовано подлинное звучание ещё трех волжских баллад: «Es waren zwei Geschwister I Было две сестры», «Es starben drei Geschwisterlein I Умерли три сестренки», «Wie die Mutter Gottes das Kind des Raeubers geheilt hat / Как Богоматерь спасла дитя от разбойников» [656: Kuenzig-Werner, 1972]. Закономерным итогом большой исследовательской работы сотрудников Кюнциг-института с жанром баллады стала публикация 1975 года реестра звуковых записей, находящихся в их архиве, и в этом реестре были даны переченьи структуры сюжетов 85 баллад в 458 версиях из разных немецкоязычных земель. По этой документации 75 звуковых версий было спето реэмигрантами из Советского Союза, 59 из них - с Волги [657: Kuenzig, 1975]. И наконец, оригинальной" публикацией Кюнциг-института стало монографическое издание 18-ти образцов «старинной немецкой баллады XVI века «Graf und Nonne І Граф и монахиня», в котором опубликованы не только- нотации двух, волжских версий, но и фотографии замечательных волжских певцов Марии Вон из колонии Ротхаммель» и, Райнхольда Зальц-манна из колонии Блюменфельд [507: Graf imdNonne..., 1987], а сотрудник Кюнциг-института, выдающийся исследователь культуры российских немцев фольклорист-музыковед Готфрид Хабенихт посвятил балладе «Graf und Nonne/Граф и монахиня» одну из своих статей [516: Habenicht, 1980].

В России публикации волжсконемецких баллад были начаты в 1914 г. вербальными текстами собрания Йоханнеса Эрбеса и Петера Зиннера [462: Erbes-Sinner, 1914] и затем надолго прерваны. Автором были проведены аудио- и видеозаписи и записаны 67 музыкальных версий немецких баллад в полевых экспедициях 1992-2008 годов как от хоровых групп, так и солистов9 .

К постановке проблемы: рассмотрение волжско-немецкого свадебного ритуала как музыкально-этнографического комплекса

Автором впервые в мировой науке сделана попытка рассмотреть волж-ско-немецкий свадебный ритуал как музыкально-этнографический комплекс, выявить специфические особенности его структуры и музыкального осмысления основных этапов обряда. Для этого были созданы жанрово-функцио нальные структурные модели версий волжско-немецких свадебных ритуалов, выявлены-и описаны их особенности сравнительно со структурами ритуалов Германии и Австрии (таблицы.4.1.-4,2.), Задачами главы являются изучение поволжского немецкого свадебного обряда, выделение главных компонентов структуры обряда, осмысление их функционального предназначения, рассмотрение музыкального наполнения основных его этапов, сравнение терминологических особенностей, выявление многосторонности влияний. В Немецком архиве народной песни (г.Фрайбург) принята определенная систематизация свадебных этнографических действий и элементов, соединяющая воедино 29 обрядовых компонентов, считающихся наиболее существенными для ритуала. Среди этих компонентов: этапы ритуала, обрядовые действия, свадебные чины, по наименованиям которых и собираются архивные материалы в данном научном институте, чьи научные разработки считаются в определенном смысле эталонными в Германии (см.таблица 4.2). Однако единственное известное автору последовательное изучение поземлям Германии с использованием географических карт Л.Мартина было выполнено только как этнолингвистическое исследование свадебной терминологии, с частичной опорой на этапы ритуала, и привлечением свадебных чинов (далеко не всех). Обе названные систематизации не были соотнесены друг с другом и не рассматривают музыкального наполнения.

При исследовании основных этапов свадебного обряда немцев Поволжья было проведено сравнение свадебного ритуала немцев Германии и Австрии соотносительно с этапами свадьбы волжских немцев. При этомраскрывается их терминологическое сходство и различия, а благодаря архивным и экспедиционным материалам вводятся в сегодняшний научный оборот неизвестные ранее диалектные выражения и термины. Впервые разработанные версии жанрово-функциональных моделей свадебных ритуалов волжских немцев, которые были введены автором в научный оборот в 1980-х годов исследованиями русского свадебного обряда, уточняют и углубляют сравнительно-и сторические анализы и-описания [277-278: Шишкина, 1988; 281: Шишкина, 1989].

В работе была сделана попытка определить типологические особенности свадебного ритуала российских немцев на следующих уровнях: а) структура. обряда, б) набор элементов І обряда, в) распределение элементов между сегментами обряда.

Сложность поставленной задачи заключается ещё и в том, что при всей многочисленности этнографических исследований по проблемам свадебной обрядности единого подхода к изучению типологии обряда как такового в настоящее время нет, хотя необходимость исследований структурной и функциональной типологии обрядности ощущалась как первостепенная российскими учеными-этнографами ещё в последней трети ХХ-го в. [98: Зеленчук, 1982; 269-270: Чистов, 1974-1979]. Задача эта была поставлена ещё в-1909 году Арнольдом Ван Геннепом в его работе «Обряды nepexofla»/«Les rites de passage»: «...требуется изучить основные пути, покоторым развивался, ритуал, и элементы, которые действительно использовались, отделить от редких и не существенных для действительной систематизации» [498: Gennep; 1909, с. 12]. Современные исследования, связанные с попытками картографировать свадебный обряд, ещё более остро поставили проблемы систематизации ритуалов, выделения обрядовых действий - «санкционирующих брак» [641: Komorovsky, 1976, 98: Зеленчук, 1982], ведь в процессе развития или угасания ритуала многие элементы меняли свое функциональное значение: «поздняя история свадебного ритуала была процессом редукции обрядовых элементов» [269: Чистов, 1974, с.82]!, а «сохранившиеся описания свадеб-от-ражают обычно не объективное изображение наблюдателя, а передачу собирателем сведений, полученных от информаторов» [там же, с.83]. Российские этнографы и фольклористы предприняли в конце XX в. ряд ареальных исследований, в основном систематизируя вербальные и этнографические элементы [5: Байбурин, 1977; 240: Сурхаско, 1977]. Осмысление проблем взаимо связи музыкального фольклора и структуры свадебных обрядов находились в 70-х годах XX.в. в;стадии:становления; и.определяющими вехами на этом пути; явились работы Б:Б.ЕфименковоШ [82-86: Ефименкова; 1982 -1995]; и; В-АШапина;[130-13Г: Лапин;. 1977-1983]?нагсевернорусскомьматериале:„Раз-витиеьэтой? темы; в? конце XX в; происходило; при исследовании? различных свадебных традиций; например, автором - русской поволжскошсвадьбы [276-282: Шишкина; 1981-1989]; С.ЖигановоШ— южнорусской; свадебного і обряда [88: Жиганова; 1995], F-Кирдиене - литовских свадебных ритуалов: [620: Kirdiene, 1999]. Справедливо ставится вопрос о необходимости изучения функциональной взаимосвязи музыкально-этнографического комплекса и системного пересечения: различных компонентов на уровне общей- типологии обрядности, ведь «если в сфере типологии обрядов наработаны, разнообразные подходы. . .то типология музыкально-обрядовых форм едва: намечена» [241: Сыченко, 2006; с.207].

Похожие диссертации на Традиционное музыкальное наследие волжских немцев в прошлом и современности