Введение к работе
Актуальность темы исследования. Диссертационная работа посвящена организационно-управленческим проблемам, возникающим в сфере культуры вьетнамского общества при его переходе к новым экономическим условиям, когда изменяется роль культуры в социальной жизни, а также условия функционирования институтов культуры. Процесс перехода к рыночным отношениям в сфере экономики, для которой характерно многообразие форм собственности и способов хозяйствования, расширение самостоятельности отраслей, учреждений и предприятий, вносят существенные изменения в духовную жизнь общества. Уменьшение государственных материально-финансовых вложений в культуру имеет негативные последствия. Поэтому исследование теоретических и практических аспектов сферы культуры на современном этапе становится одной из самых важных проблем.
Определяя предмет своего исследования, диссертант подчеркивает, чтоіультура находится в особенно грудном положении. Исследования социально-культурных проблем нацелены прежде всего на решение ряда актуальных практических задач (экономических, правовых, организационных и т.п.) по реформированию деятельности отраслевых учреждений, развитию общественных форм организации культурной жизни, что должно способствовать выходу из состояния кризиса отрасли культуры в целом.
Анализируя проблемы функционирования культуры в условиях перехода к рыночной экономике, автор рассматривает их, соотнося с соответствующим зарубежным опытом, прежде всего, опытом Российской Федерации.
Актуальность темы диссертации определяется следующими основными причинами.
Во-первых, переход к рыночной экономике, формирование демократических структур управления, элементов гражданского общества и многое другое - создают предпосылки и побудительные стимулы для преобразований в системе управления в сфере культуры. Ее специфика,однако, не позволяет механически переносить в эту сферу организационные и экономические модели,работающие
в материальном производстве. Модель рыночного хозяйствования недостаточна для реализации общественных запросов и ожиданий по отношению к культурной деятельности. Здесь' нужен поиск организационно-управленческих форм, сочетающих элементы рыночного и внерыночного регулирования. Тем более, что уже существует опыт непродуманных решений при реформировании различных структур в сфере культуры. Новые условия хозяйствования учреждений культуры, введенные во Вьетнаме с 1986 г., вызвали множество проблем, не менее острых, чем те, ради решения которых эти преобразования затевались.
Во-вторых, необходимость серьезной проработки организационно-управленческих вопросов функционирования сферы культуры определяется ее внутренними проблемами. Глубокий кризис переживает деятельность массовых учреждений культуры. Долгое вре мя перед ними ставили прежде всего политико-воспитательные, идеолого-просвегительские задачи. В современных условиях важны переориентация их деятельности. А это стимулирует поиск новых моделей деятельности этих учреждений. Для нормального культурного воспроизводства, для сохранения и развития культуры нужны новые способы организации и поддержки культурной деятельности.
Существующий механизм финансирования и управления, постоянно воспроизводящий административно-командные способы руковод ства, в состоянии обеспечивать лишь прежнюю ориентацию работы учреждений культуры, а также некоторое развитие коммерческих направлений культурно-досуговой деятельности. Однако он не обеспечивает саморазвития культурной жизни,слабо побуждает к привлечению активных культурных деятелей, носителей новых инициатив к конструктивному взаимодействию ради достижения общих целей сохранения и развития культуры. Нужны иные, отличные от прежних, модели управления, отвечающие условиям формирования реальной множественности независимых субъектов культурной деятельности и субъектов культурной политики.
Все это обусловило выбор темы исследования, позволило сформулировать основную ее проблему как противоречие менаду пониманием возрастающей роли культуры в социально-экономическом обновлении Вьетнама и недостаточной разработанностью концепции
сохранения и развития духовного потенциала общества в условиях его перехода к рыночной экономике.
Степень научной разработки темы. Во многих странах сегодня ставится и так или иначе решается проблема формирования социально-экономической инфраструктуры культуры. Во Вьетнаме, как и в России,это происходит неизмеримо медленнее, однако роль данных структур в общественной жизни требует большего внимания к их развитию. Между тем, теория и методы анализа возникающих здесь социокультурных, экономических, правовых и организационных проблем мало разработаны.
В последние годы, в связи с переходом сферы культуры на хозяйственный расчет, а в дальнейшем - к условиям рыночных отношений, возникает необходимость социально-экономического подхода к изучению процессов функционирования, развития и регулирования в сфере культуры. Данное исследовательское направление развивается достаточно быстро, перерастая в специальную дисциплину - менеджмент культуры .
В диссертации нашли отражение идеи и положения работ по вопросам управления культурой, экономики культуры, принадлежащие ученым Л.И.Абалкину, А.И.Глаголеву, И.Е.Дискину, С.К.Ефремову, Н.Н.Заренко, В.Г.Зинину, Е.Л.Ивановой, Л.Н.Когану, Ю.А. Лукину, А.Я.Рубинштейну, И.А.Столярову, Ю.У.&лст -Бабушкину, В.Б.Чурбанову, С.В.Шишкину, Л.И.Якобсону и др., а также вьет-
I. См.: Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. - Свердловск, 1972; Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. - М., 1985; Лукин ы.А. Политика КПСС в области художественной культуры. - М., 1985; Чурбанов В.Б. Культура и социально-экономический прогресс. - М., 1985; Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры/1 Сб.трудов. - М., 1988; Альтернатива: выбор пути. Перестройка управления и горизонты рынка. - М., I99Q; Дискин Й.Е. Культура - стратегия социально-экономического развития. - М., 1990; Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы / Сб.трудов.-М., 1990; Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. - М., 1991; Новые методы хозяйствования в сфере культуры / Сб.трудов. - СПб.. 1992; Экономика и культура: Учебное пособие. - СПб., 1992 и др.
намским авторам: Нгуен Дык Бинь, Ка Ле Тхуан, Нгуен Тхуй Зунг, Дан Чи, Динь Куанг, Лы Фыонг, Шам Суан Нам, Тху Линь, Чан До, Хоанг Винь, By Куанг Вьет., Нго Тхань Нхан, Ле Суан By и др.
Следует иметь в виду, что динамика перемен как в Российской Федерации, так и во Вьетнаме столь высока, что научная мысль далеко не всегда поспевает за ними, а недостаточная научная разработка управленческих проблем сферы культуры не способствует эффективному решению постоянно возникающих проблем в этой области.
Изучение влияния товарных, рыночных отношений на сферу культуры, противоречивого влияния рынка как реального социально-экономического явления на развитие духовного процесса является новым и перспективным направлением в кульгуроведении Многие проблемы современной социокультурной ситуации пока находят отражение преимущественно в газетных и журнальных публикациях. Однако этим материалам, как правило, не хватает целостного подхода, системного анализа. Они чаще всего носят описательный характер, в них недостает глубокого осмысления фактов и явлений.
Анализ имеющихся источников показывает, что разработка научно обоснованных подходов к организации эффективного функционирования культуры в современных условиях не получила еще необходимого теоретического освещения. Это особенно заметно, если рассматривать данный вопрос с учетом поиска новых подходов, необходимости отказа от теоретико-идеологических стереотипов прошлых лег. В этой связи необходимы дополнительный анализ, глубокое и всестороннее теоретическое осмысление, серьезная проработка происходящих противоречивых процессов, тенденций развития культуры в новых современных условиях.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является теоретико-ориентированный анализ управленческих вопросов культурного развития и деятельности институтов культуры в современных условиях перехода к рынку, а также демократизации общественно-политической жизни.
В процессе изучения поставленной проблемы диссертант осу-
- 5 -ществляет попытку проанализировать сегодняшнюю социокультурную ситуацию, выявить реальные проблемы и противоречия, возможные пути оптимизации управления в сфера культуры.
Такое понимание цели исследования определяет необходимость решения следующих задач:
рассмотреть роль культуры в период обновления Вьетнама и ее место в процессе общественного воспроизводства и экономического развития страны,"
выявить особенности, характер функционирования и тенденции развития культурной инфраструктуры при переходе к рыночной экономике;
проанализировать разные подходы к оценке воздействия рыночного механизма на развитие культуры, раскрыть специфику духовного производства, роль государства в финансовой поддержке культурной деятельности;
на основе анализа опыта трансформации модели культурной политики в Российской Федерации критически осмыслить и обосновать социальные ориентиры развития отраслей культуры во Вьетнаме;
разработать научно-практические рекомендации по оптимизации механизма управления в сфере культуры в современных условиях.
Теоретическая и методологическая основы исследования. Методологической основой исследования являются положения выдающихся мыслителей прошлого и современных исследователей о роли и значении культуры в жизнедеятельности человека, особенностях духовного и материального производства, о возможностях целенаправленного управления общественными процессами. Автор опирается на совокупность методов, форм и способов исследования, включающую в себя комплексный анализ явлений и процессов, учет разнообразных факторов социальной жизни,методы социологических исследований и сравнительного анализа.
При написании диссертации были использованы содержащиеся в программе КПВ, документах УІ, УП съездов КПВ положения и выводы о возрастающей роли культурц о порочности "остаточного принципа" в решении проблем ее развития, о повышении роли
- б -
субъективного фактора в процессе воспроизводства общества, о необходимости демократизации руководства и управления культурой.
Диссертант опирается на материалы научно-теоретических кон фаренций, методологических семинаров, проведенных Министерство] культуры Вьетнама, Социологическим институтом при научно-общественном отделе Вьетнама, кафедрой культурологии Гуманитарного центра РАУ, кафедрой социологии духовно-идеологической сферы АОН, дискуссий по данной проблеме в периодической печати, на материалы конференций творческих союзов Вьетнама. В диссертации используются работы авторов из СНГ, Чехии, Китая, США, Венгрии и других стран по затративаемьм проблемам.
Научная новизна исследования. Рассматриваемая в диссертации тема носит проблемный и актуальный характер. Она является отражением и частью активного поиска, который ведется в общественных науках России и Вьетнама в новый период общественной жизни обоих государств.
Научная новизна исследования состоит в проведении комплексного анализа ряда актуальных и недостаточно изученных проблем организационно-управленческих преобразований в сфере культуры в условиях перехода к рынку во Вьетнаме и в России. Тем самым в определенной мере продвинута вперед научная разработка вопросов, связанных с современной практикой и перспективами дальнейшего развертывания социокультурного механизма сферы культуры во Вьетнаме. Разработка данной темы основана на новейшем нормативном материале, часть которого не нашла пока освещения в научной литературе.
Автор сформулировал и представил на защиту ряд самостоятельных выводов, положений и рекомендаций, являющихся новыми или обладающими определенными элементами новизны, представляющими не только теоретический, но и практический интерес.
В частности:
- впервые в культурологической литературе СРВ поставлен и в определенной мере исследован вопрос об экономическом механизме функционирования культуры, правовых основаниях и нормах деятельности учреждений, общественных организаций и дви-
жений культуры в условиях перехода к рыночной экономике;
предпринята попытка рассмотреть культурную ситуации в контексте современных изменений экономической, социально-политической жизни общества, что углубило видение специфических особенностей развития культуры во Вьетнаме в их взаимосвязи с общецивилизационными процессами;
исследованы причины кризисных явлений в сфере культуры при переходе к рынку и реальные возможности их преодоления во Вьетнаме;
- на основе сопоставления различных точек зрения, касающихся проблем духовной жизни Вьетнама и России на этапе глубоких перемен, показаны варианты оптимального использования рыночного механизма в этой сфере;
- на основе обобщения опыта развития культуры в странах
с развитой рыночной экономикой, показана роль государства в
регулировании культурных процессов в переходный к рынку пе
риод, разработаны научно-практические рекомендации для пар
тийных, государственных, общественных органов и организаций,
творческих союзов Вьетнама.
Теоретическая и практическая значимость работы заключает-;я в развитии и обогащении методологии изучения культуры как общественного процесса,оптимизации механизмов ее функционирования в условиях перехода к рыночной экономике с учетом специфических особенностей каждой страны. Выводы и предложения, сформулированные в диссертации^являются основой для дальнейших научных исследований проблем развития культуры в условиях многоукладной товарной экономики Вьетнама. Они могут быть использованы в практике работы партийных, государственных органов, творческих союзов, общественных формирований. Диссертационная работа может представлять интерес для специалистов, разрабатывающих вопросы теории и практики управления духовной жизнью общества. Общетеоретический характер исследования позволяет использовать материалы диссертации в учебном процессе на кафедрах теории и истории культуры высших партийных и государственных школ, в системе повышения квалификации и переподготовки работников сферы управления развитием культуры.