Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная бронзовая пластика Бурятии Лазарева Ирина Антоновна

Современная бронзовая пластика Бурятии
<
Современная бронзовая пластика Бурятии Современная бронзовая пластика Бурятии Современная бронзовая пластика Бурятии Современная бронзовая пластика Бурятии Современная бронзовая пластика Бурятии Современная бронзовая пластика Бурятии Современная бронзовая пластика Бурятии Современная бронзовая пластика Бурятии Современная бронзовая пластика Бурятии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лазарева Ирина Антоновна. Современная бронзовая пластика Бурятии : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 Улан-Удэ, 2005 170 с. РГБ ОД, 61:06-17/29

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения скульптуры малых форм

1.1. Основные методологические подходы к исследованию современного этнического искусства 12

1.2. Генезис бронзовой пластики в Байкальском регионе 32

1 3. Скульптура в традиционной художественной культуре 52

Глава 2. Современная бронзовая пластика Бурятии

2.1. Бронзовая буддийская ритуальная пластика 78

2 2 Фольклорные и героико-эпические мотивы в скульптуре малых форм 95

2 3. Анималистика как продолжение древних традиций 114

Заключение 128

Библиография 131

Приложение I. Иллюстрации 150

Приложение II. Краткие биографии художников 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования В современном искусстве наблюдается действие противоположных тенденций - интеграции и дифференциации. Интеграция выражена в унификации духовной жизни народов разных стран и стирании объективных этнокультурных различий, а дифференциация - в осознании своей принадлежности к определенному этносу у многих людей

В силу этого в российском искусствоведении в последнее десятилетие возродился интерес к этническому искусству в целом и к скульптуре малых форм в частности. Современная бронзовая пластика Бурятии - яркий пример вышеуказанных тенденций Основной особенностью данного феномена является отсутствие единой непрерывной традиции и использование нескольких стилей. Изучение такого объединения традиций и стилей, принадлежащих одному региону и разным историко-культурным периодам, актуально для понимания новейших тенденций в бурятском искусстве Кроме того, изучение бронзовой скульптуры малых форм создает предпосылку для историко-культурного сопоставления этого явления с аналогичными видами художественного творчества народов России

Скульптура малых форм часто рассматривается как непрофессиональное искусство малочисленных народов России, приближенное к народному творчеству и промыслам Ввод в научный искусствоведческий оборот до настоящего времени неисследованной бронзовой бурятской пластики, в силу своей новизны, может изменить представления об уровне профессионального искусства Бурятии

Настоящее диссертационное исследование вызвано тем, что большинство научных исследований сфокусировано на изучении устоявшихся художественных традиций и мало работ, в которых анализируются эстети-

ческие направления в современном искусстве Перечисленные выше причины обусловливают актуальность выбранной темы исследования

Степень разработанности проблемы Необходимо отметить, что в научной литературе фундаментальных трудов и монографий, исследующих современную бронзовую скульптуру малых форм Бурятии, мы не обнаружили. Поэтому в основе нашего исследования лежат работы общего характера отечественных историков и искусствоведов

Исследования, в которых нашли отражение вопросы истории искусства скульптуры и изучение археологических находок, представлены работами отечественных историков, этнографов и востоковедов Известные отечественные ученые Н Г Спафарий и И Г. Георги в своих трудах по истории и этнографии, написанных сразу после присоединения Сибири к России, собрали и описали обширный и уникальный материал, содержащий сведения об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сибирских народов, в том числе бурят - искусных мастеров по литью и ковке металла1. Н.Я. Бичурин из своей поездки по Забайкалью привез в Санкт-Петербург наряду с собранием тибетских и монгольских книг коллекцию бронзовых буддийских скульптур .

Важный этап в исследовании монументального и декоративного искусства древних жителей Сибири связан с деятельностью Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества Это нашло отражение в работах Г.Н Потанина, МН Хангалова, Г.Ц Цыбикова, в которых содержатся уникальные сведения о народном искусстве и промыслах бурят .

Спафарий Н Г Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая в 1675 г -СПб Зап ВСРГО, 1882 -Т 10 -Вып 1, Георги И Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, одежд, жилищ, вероисповеданий и других достопамятностей -СПб, 1799 -Ч IV.

2ИакинфМ [Бичурин НЯ] Записки о Монголии Т 1-2 С приложением карты Монголии и разных костюмов -ТІ- СПб, 1828

3 Цыбиков Г Ц Избранные труды в двух томах Буддист-паломник у святынь Тибета -Новосибирск Наука, 1991 -ТІ, Хангалов МН Собрание сочинений В 3-х т Т 1-3. -

С конца XIX века крупные планомерные исследования по древней истории Забайкалья выполнены Ю Д Талько-Грынцевичем. Он создал первую обобщающую классификацию древних погребений, а также выделил бронзовые изделия хунну и рунические надписи в виде каменных рельефов1.

Краеведение в начале 20-х годов XX века связано с сибирской школой археологии Б Э. Петри Его учеником был академик А П Окладников, в статьях которого дан глубокий анализ материальных памятников со времен палеолита до позднего средневековья и выявлены предпосылки возникновения искусства на территории Бурятии2.

Определенный вклад в изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства Бурятии был внесен искусствоведами А В Тумаха-ни и И И Соктоевой, создавшими цельное представление об истории развития национального искусства А В Тумахани придерживался идеи реминисценции звериного стиля в современном бурятском искусстве3 В работах же И.И Соктоевой выявлены специфические особенности обработки металла жителями Забайкалья, исследованы декоративное и изобразительное искусство бурят, а также влияние русской культуры и культуры, связанной с буддизмом4.

Свой вклад в исследование бронзовой пластики внесли археологи, которые открыли древние памятники эпохи палеолита, неолита, бронзы и железного века. А.В. Давыдова, Е А Хамзина, П Б Коновалов, С С Миня-

Улан-Удэ Бурят кн изд-во, 1958, Потанин Г Н Очерки Северо-Западной Монголии Результаты путешествия, исполненного в 1879-1880 гг по поручению Императ Рус Геогр о-ва -Вып 4 Дневник путешествия Материалы этнографические -СПб, 1883

1 Талько-Грынцевич Ю Д Древние памятники Западного Забайкалья Труды XII архео
логического съезда - СПб, 1902

2 Петри Б Э Орнамент кудинских бурят - СПб, 1918, Окладников А П История и куль
тура Бурятии Сб ст -Улан-Удэ Бурят кн изд, 1976

3 Тумахани А В Бурятское народное искусство -Улан-Удэ Бурят кн изд, 1970

4 Соктоева И И Изобразительное и декоративное искусство Бурятии - Новосибирск
Наука, 1988

ев, Б.Б. Дашибалов, Н В. Именохоев . Историк Н Н Диков в своей монографии исследовал проблему возникновения бронзового литья Забайкалья, что дало возможность впервые классифицировать бронзовые изделия региона2.

Ценные сведения содержатся в работах Л Р. Павлинской, Э А Нов-городовой, В А Кореняко . Так, историей возникновения искусства бронзового литья монгольских народов занималась Э А Новгородова На основе сравнительного анализа бронзовых изделий древности Забайкалья и Монголии она выделила два фактора, приводящих к воспроизведению анималистических изображений первый заключается в восприятии народным мастером степной природы и парнокопытных диких животных; второй - в подражании древней изобразительной традиции (оленные камни как стилеоб-разующее начало)4.

Среди зарубежных исследователей анималистический стиль в искусстве номадов изучали Е Бункер, В Чатвин, А Фаркас В сборнике их статей, посвященных истории распространения звериного стиля по всему пространству Евразии, выявлено то, что искусство бронзового литья и звериный стиль зародились в кочевых цивилизациях Центральной Азии и были восприняты земледельческими культурами древнего Китая5.

Иной пласт бронзовой пластики - буддийская ритуальная скульптура - был исследован востоковедами, занимающимися культурой и

ХамзинаЕА Археологические памятники Бурятии -Новосибирск Наука, 1982, Коновалов ПБ Хунну в Забайкалье (Погребальные памятники) - Улан-Удэ Бурят кн изд , 1976, Давыдова А В Иволгинский комплекс (городище и могильник) - Л Изд-во ЛГУ, 1985, Дашибалов Б Б Археологические памятники курыкан и хори - Улан-Удэ Изд-во БНЦ СО РАН, 1995

2 Диков НН Бронзовый век Забайкалья - Улан-Удэ, 1958

3 Павлинская ЛР Художественный металл бурят XIX - начала XX века в историко-
этнографическом аспекте Автореф дисс на соиск учен ст канд ист наук - Л 1987,
Кореняко В А Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль - М Восточная
литература, 2002

4 Новгородова Э А Древняя Монголия -М Наука, 1989

5 Bunker Е., Chatwin В., Farkas A. «Animal Style» Art from East to West. - NY., 1970.

искусством Центральной Азии. Это Дж Туччи, К М Герасимова, Э В Ганевская, А Ф Дубровин, Н Цултэм, А А Терентьев и другие1.

Результаты исследований современной бронзовой пластики Бурятии содержатся в статьях и каталогах к выставкам2 Так, искусствовед Н П Комарова выпустила несколько статей в академических изданиях и каталогах к выставкам, где исследуется творчество скульпторов Д Будажабэ и Д Намдакова. Определенная попытка дать анализ современной бронзовой бурятской пластики содержится в статье искусствоведа Т А Бороноевой, написанной для каталога к персональной выставке художника Б Дашицыре-нова

Одной из первых диссертационных работ на тему, связанную с бурятской скульптурой, стало исследование И С Балдано (1987 г)3 В своей работе она рассмотрела творчество скульпторов, работавших в основном по дереву, - С Балдано, Г Васильева, В Уризченко Исследованию бронзовых археологических памятников Байкальского региона, отражающих художественные направления в изобразительном искусстве, посвящена диссертация Н.П. Комаровой (2003 г )4.

Таким образом, несмотря на наличие вышеперечисленных работ, посвященных данной теме, необходимо специальное изучение современной бронзовой пластики Бурятии

1 Tucci G. Indo-Tibetica. - Rome, 1934, Герасимова КМ Памятники эстетической мысли
Востока Тибетский канон пропорций -Улан-Удэ Бур кн год, 1971, Цултэм Н Вы
дающийся монгольский скульптор Г Дзанабадзар - Улан-Батор Госиздательство, 1982,
Терентьев А А Определитель буддийских изображений - СПб Нартанг, 2004 и др

2 Комарова Н П Символы бронзовой пластики в творчестве Даши Намдакова // Отраже
ние символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и
Центральной Азии Мат межд круглого стола - Улан-Удэ, 2001 -С 109-114.

3 Балдано И С Пути развития современной бурятской скульптуры Автореф дисс на
соиск учен степ канд иск / НИИ теории и истории изобразит иск -М, 1987 См так
же Балдано И С Страницы истории бурятского изобразительного искусства // Искусст
во -1981.-№7 -С 35-39.

4 Комарова Н П Генезис древнего декоративно-прикладного искусства Байкальского ре
гиона Автореф дисс на соиск учен степ канд искусств - Улан-Удэ, 2003

Объектом диссертационного исследования является современная бронзовая скульптура

Предметом исследования выступает бронзовая скульптура малых форм, созданная бурятскими художниками в период с 1990 по 2004 гг

Целью данного исследования является искусствоведческий анализ бронзовой пластики Бурятии как явления отечественного искусства на рубеже XX-XXI вв

Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач.

определить понятийный аппарат, позволивший исследовать объект - скульптуру малых форм,

выявить истоки зарождения бронзовой пластики Байкальского региона в контексте стилеобразующего начала для современного искусства,

рассмотреть основные религиозно-мировоззренческие представления и концепции, нашедшие отражение в традиционной бурятской пластике,

- выявить современное состояние процесса развития буддийской
скульптуры в Бурятии,

- выделить современную бронзовую пластику, имеющую фольк
лорные и героико-эпические мотивы,

- исследовать современную анималистику как отдельный жанр
скульптуры малых форм Бурятии.

Эмпирическую базу исследования составили

бронзовая археологическая пластика, хранящаяся в Государственном Эрмитаже, Институте монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН, Археологическом музее БНЦ СО РАН, Музее истории Бурятии,

произведения современной бронзовой скульптуры малых форм, находящиеся в авторских коллекциях Д Будажабэ, Б Дашицыренова, 3 Дуга-

рова, Г. Зодбоева, Д. Намдакова, С Намдыкова, Б. Ошорова, Б Сундупова (80 экз.)

Методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, искусствоведов, в которых дано общее представление об искусстве, как важном компоненте культуры (М С. Каган, А В Конев, Ю В Перов, И В Попова и др ), работы, в которых исследовано этническое искусство народов России на основе историко-генетического метода (В М Василенко, Н В Кочешков, С И. Вайнштейн, М А Некрасова, С М Червонная и др ), труды, использующие метод типологии, с помощью которого была исследована и произведена научная атрибуция произведений буддийской искусства (Э В Ганев-ская, А Ф. Дубровин, А А Терентьев и др ), теоретические исследования, использующие семантический метод (В Н Топоров, В Тэрнер, М Элиаде, К А Вильяме и др.)

Тема исследования обусловила необходимость использования описательного метода для изучения современной скульптуры малых форм

Научная новизна исследования заключается в том, что

- сформулированы основные понятия, используемые при изучении
современной бурятской скульптуры малых форм, такие как «скульптура»,
«пластика», «станковизм», «сюжетность», «этническое искусство»,

- выявлено, что стилеобразующим началом для современных
скульпторов Бурятии является археологическая бронзовая пластика регио
на,

определено, что основные религиозно-мировоззренческие концепции и представления коренного населения Бурятии нашли отражение в современной скульптуре малых форм,

выделено, что буддийская ритуальная скульптура в Бурятии является возрождающимся видом скульптурной пластики на новом технологическом и эстетическом уровнях,

выявлено, что фольклорные и героико-эпические мотивы являются основными в творчестве современных бурятских скульпторов,

определено, что анималистика может быть выделена в один из ведущих жанров скульптуры малых форм Бурятии

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в подготовке лекционных и специальных курсов по истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства, при разработке учебных пособий, а также в организации выставок, написании каталогов по изобразительному и декоративно-прикладному искусству Кроме того, данные материалы могут использоваться в музейной практике для историко-культурной атрибуции произведений искусства

На защиту выносятся следующие положения

бронзовая пластика является традиционным видом творчества автохтонного населения Бурятии,

археологические памятники, образные представления, вытекающие из фольклора и религиозных комплексов (шаманизм, буддизм) и традиции ведения хозяйства (номадизм) как элементы местной культуры повлияли на формирование современной бронзовой пластики,

впервые описана современная бронзовая скульптура малых форм Бурятии, которая развивается в трех направлениях буддийская ритуальная пластика (каноническое искусство и интерпретации на буддийскую тему), фольклорные и героико-эпические мотивы, анималистический жанр в творчестве современных скульпторов

Апробация исследования Основные результаты данной работы представлены автором в научных докладах на юбилейных чтениях, посвященных 150-летию со дня рождения Агвана Доржиева (ноябрь 2004 г, Санкт-Петербург); на международном научном симпозиуме «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале

XXI века «Байкальские встречи - V» (сентябрь 2005 г , Улан-Удэ), на круглом столе «Актуальные проблемы современной психологии», посвященном 10-летию Бурятского государственного университета и 5-летию факультета психологии БГУ (октябрь 2005 г , Улан-Удэ)

Данная работа была обсуждена на заседании кафедры теории и истории искусства Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств Основные положения исследования изложены автором в трех публикациях общим объемом 1 п л

Основные методологические подходы к исследованию современного этнического искусства

Скульптура - одно из наиболее древних по происхождению искусств, которое у многих народов мира занимало главное место и почиталось одним из самых высоких проявлений художественного творчества Но между тем скульптурная пластика наиболее сложный вид искусства, где сдержанность и немногословность вызывает определенные трудности для восприятия. В самом слове «скульптура» заложена некоторая двойственность (где sculpo - означает высекаю, вырезаю) с одной стороны в термин заложен смысл избавление от всего лишнего, с другой - высвобождение образа от лишнего наслоения В основном термин скульптура относится к объемным изображениям, выполненным в камне, дереве и любом другом твердом материале.

Другой смысл имеет слово «пластика» относительно объемно-пространственной декоративной формы произведения Пластика - пластичность характеризует художественные достоинства скульптурных произведений в мягких материалах пластилин, глина, воск и производные от них скульптура в металле, в современных синтетических материалах. Недаром этим словом передают красоту и выразительность движений и ракурсов

В отличие от живописи и графики скульптура - объемно пространственное искусство Как всякое искусство скульптурная пластика имеет свой определенный язык, где особое значение придается созерцанию объемов, распределению скульптурных масс, движению Немногословность изобразительных средств ограничивается передачей глубины полутонов света Несмотря на ограниченность средств выражения, скульптура имеет и достоинства, которые создают тот неповторимый образ пластических форм Изготовление скульптурной пластики - сложный и многоступенчатый процесс Сначала создается эскиз в мягком материале - пластилин, глина, воск, далее он переводится в промежуточный материал - гипс или гипсовую скульптурную модель, и лишь потом в окончательном материале, «ибо только в материале начинает по-настоящему звучать творение скульптора1». Металлическую, будь то бронзовую или чугунную пластику льют, а из листового медесодержащего металла «выбивают» или «выколачивают» скульптуру. Отсюда произошел термин, имеющий отношение к скульптурной пластике, - медная выколотка

Скульптура делится на монументально-декоративную, станковую, скульптуру малых форм К скульптурной пластике также относятся рельефы (в число которых входят и горельефы, медали и другие виды) Деление это не условное, хотя некоторые произведения малой скульптуры являлись эскизами будущих монументальных творений, а некоторые произведения станковой пластики были увеличены и сегодня представлены, как монументы на площадях городов Существуют объективные признаки, по которым определяется монументальность и «станковизм» Достоинство одного вида, например, повествовательность, «сюжетность» образов, излишняя декоративность неприемлема при работе над монументом, в то время как лаконичность, глубокая обобщающая идея, воплощенная в образе, является неоспоримым достоинством

Монументально-декоративная пластика не рассматривается вне какого-то определенного ансамбля или архитектурной основы Синтез с архитектурои - одно из важнейших в понимании и восприятии монументальной скульптуры, где особенно широко используется художественный язык ал легорий, иносказаний и символических образов Эта образно-пластическая обобщенность создает определенные трудности в восприятии произведений монументально-декоративной пластики

Станковая скульптура имеет самостоятельное значение и отличается мобильностью. Являясь частью интерьера, она имеет широкие возможности моделирования пространства К жанрам станковой скульптуры относятся исторический, бытовой, батальный, пейзаж, портрет, анималистический и другие. Корни искусства скульптуры малых форм уходят в глубокую древность: к антропоморфным и тотемическим фигуркам Это художественное явление сложно отнести к определенному виду искусства С одной стороны это скульптура со стремлением к психологизму и обобщению, с другой -вид декоративно-прикладного искусства с возможностью промышленной обработки, тиражирования Этот синтез скульптуры и декоративно прикладного искусства доказывает древность происхождения малой бронзовой пластики в Прибайкалье, имеющей глубоко народные корни

Народное творчество или как теперь чаще называют «этническое искусство» - вид художественного творчества, который глубоко укоренен в культуре разных сообществ музыка, танцы, предания, ремесла, передающиеся из поколения в поколение отдельными семьями, сообществами, племенными, этническими и профессиональными группами

Само понятие «этнос» имеет греческое происхождение и определяется как народ, национальная общность В России нет устойчивого понятия об этом термине, так как до недавнего времени «паспортная система превратила национальность в расовую категорию»1. Поэтому «этнос», более приемлемо к определению общности людей по определенным характеристикам, которые определяются как этнообразующий фактор - общность территории, этнический признак - язык и культура и, наконец, высший уровень - этническое самосознание, объединяющее все эти факторы

Освещение вопросов, связанных с бурятским изобразительным творчеством с использованием как антропологического (этнологического), так и искусствоведческого подходов предполагает знание основ антропологии искусства как специфической дисциплины и основных проблем, возникающих при изучении этнического искусства.

Генезис бронзовой пластики в Байкальском регионе

Самые ранние металлические изделия жителей региона были выполнены из меди. Бронза - более сложный по составу сплав металлов, состоящий из меди, олова, цинка, никеля, свинца, фосфора и марганца Не одно поколение людей должно было заниматься этим ремеслом, чтобы освоить и передать потомкам технологию производства этого металла К середине II тыс. до н э. у племен, проживавших в регионе, возникли предпосылки для возникновения бронзолитейного производства Основанием появления бронзового литья послужили богатые месторождения меди и олова в Забайкалье (станция Оловянная, где археологами найдены древнейшие рудники, относящиеся к этому периоду)

После революции 1917г советские археологи открыли ряд памятников эпохи палеолита, неолита и бронзы, что дает нам уникальный материал для искусствоведческого и культурологического анализа, являясь прекрасным источником для вдохновения современных бурятских мастеров Здесь рано возникло скотоводство Уже в неолитических погребениях на стоянке «Березовой» были найдены кости домашних животных, в том числе лошадей Раннему приручению животных способствовали благоприятные лесостепные условия края

С III тысячелетия до н э обитатели региона вступили в тесное сотрудничество с соседними племенами Алтая и даже с такими странами, как Китай, Индия, Бирма и т.д Об этом свидетельствуют многочисленные находки изделий из зеленого нефрита в неолитическом могильнике у села Фофаново, открытом в 1927 году АП Окладниковым. В то же время материальная культура забайкальского населения уже к концу каменного века отличалась самобытностью Особенно красноречиво свидетельствуют о ее своеобразии местные типы круглодонной сферической посуды из керамики, орнаментированной штамповым и гребенчатым рисунком.

Археологические памятники подтверждают, что здесь издавна обитали воинственные племена охотников и скотоводов, у которых, судя по захоронениям, рано развились патриархальные отношения, что послужило исторической основой для зарождения более поздней культуры бронзового века

Многие явления культуры, такие, как язык и письменность, могут быть утеряны, искусство же доносит до нас облик некогда живших людей, их представления о красоте, рассказывает об их жизни и обычаях История искусства этноса - это история достижений, населявших этот регион народов, ценность которых не уменьшается с ходом тысячелетий, потому что «новые достижения в искусстве никогда не могли вытеснить художественное наследие прежних времен»1.

К древнейшим культам относится культ матери-прародительницы, тесно связанный с культом плодородия, являющийся древнейшим у многих народов мира Среди скульптурных изображений в эпоху палеолита преобладали женские статуэтки с подчеркнутыми женскими признаками В эпоху энеолита главенствующая роль женщины была особо подчеркнута, о чем свидетельствуют многочисленные металлические изделия, найденные при раскопках, большая часть из них были женскими украшениями, например проволочный браслет из могильника Онкули В творчестве древних людей значительное место занимали также космогонические образы «Мировой горы», «Мирового дерева», «Вечного Синего Неба». Эти культы были распространены у всех народов Центральной Азии еще в эпоху палеолита В современной бурятской бронзовой пластике матери Земли посвящена работа 3 Дугарова «Утугун» (ил 29)

Бронзовый век на территории Бурятии датируется XVI - VIII в в до н э Название этой культуры произошло от реки Кара-Сук, у села Батени в Хакассии, где впервые на территории России были найдены бронзовые предметы, относящиеся к XIII веку до н э Карасукская культура, как пишет исследователь Э А. Новгородова, «это культура предскифского времени, распространившаяся по всей Центральной Азии во II тыс до н э и отличавшаяся от предшествующих четко выраженными чертами и особенностями позволяющими выделить ее в самостоятельную культуру эпохи развитой бронзы

К этому периоду истории Л Л Викторова в статье «Монголы Нож и пояс» относит становление кочевого скотоводства как самостоятельного типа производящего хозяйства в центрально-азиатском регионе, хотя приручение лошадей началось еще в неолитическую эпоху Кочевой образ жизни сформировал новый тип одежды - появился традиционный запашной халат из шкур животных или войлока с ременным поясом Пояс украшался бронзовыми неорнаментированными бляшками, к которому привешивались металлические детали. В этот период отмечен окончательный переход от матриархального уклада родовых отношений к патриархальному, «а главенствующая роль мужчины внешне подчеркивалась ношением поясного набора с предметами вооружения»1.

Именно к карасукской эпохе можно отнести и зарождение звериного стиля в художественной бронзе ножи и кинжалы нередко украшались скульптурными изображениями баранов и горных козлов Форма оружия, выполненного в этом стиле, была разнообразной, но имела единую звериную тематику в оформлении наверший рукояток, которые украшались изображениями копытных зверей с гипертрофированными рогами, очень четко выделенными носовыми и глазными отверстиями на голове животного Забайкальские изделия находят значительное сходство с бронзой Монголии и северными районами Китая На этом основании можно утверждать, что культурные связи забайкальцев еще более окрепли и расширились, воздействие на их самобытную культуру стало еще более активным, чем в конце каменного века

В Бурятии сохранились материальные памятники той эпохи - бронзовое холодное оружие, выполненное в карасукском стиле (Археологический музей БНЦ СО РАН г Улан-Удэ)1 Особо хочется отметить хорошей сохранности цельнолитой бронзовый меч удивительно красивой формы. Меч найден в конце XX века при раскопках у с Петропавловка Джидинско-го района. Клинок его усилен ребром жесткости, а рукоятка украшена геометрическим орнаментом Объемное навершие выполнено в виде стилизованной головы горного козла с округлыми глазами, острыми ушами и вытянутой мордой Рога животного утеряны, но, по всей видимости, они имели спиралевидную форму и загибались вокруг головы к нижней челюсти Можно предположить, что данный меч не являлся оружием, а был символом власти и богатства, играя роль своеобразного показателя общественного ранга его хозяина Аналогичные бронзовые изделия были обнаружены в Южной Сибири и датированы II тыс до н э

Бронзовая буддийская ритуальная пластика

Возрождение религий в этнополитическом пространстве бывшего советского государства после краха атеистической идеологии ставит перед современным искусствознанием практически новую задачу исследования новейшего религиозного и церковного искусства народов, отлученных от своих религий

Среди произведений, представляющих современную бронзовую пластику Бурятии, значительное место занимают культовые предметы буддизма Например, скульптурные изображения, имеющие древнейшую традицию в Южной и Центральной Азии

Изобразительное искусство в виде скульптурных произведений получило широкое распространение в тибетском буддизме Еще в Индии первыми изображениями Будды были именно творения ваятелей, поскольку именно они еще до росписей и фресок Аджанты начали украшать ступы от Санчи и до Боробудура лепными рельефами, отражающими сцены из жизни Будды.

Традиция создавать статуи идет от самого Будды Он рекомендовал изготавливать их в целях почитания живого Будды в образе человека, а также для ритуала жертвоприношения Будде, ушедшему в Нирвану. Согласно древним сутрам первые статуи были деревянными, но позже скульпторы стали применять и другие материалы, в том числе камень

Тибетские мастера усвоили и восприняли традиции, опыт и пропорции своих индийских предшественников Если в Индии и Средней Азии буддийские статуи делались преимущественно из алебастра, то тибетцы работали преимущественно с камнем. Сохранилось много вырезанных из камня композиций различного размера - от 20 см до нескольких метров

Работы, выполненные из металлов, получили наибольшее распространение в тибетском эзотерическом искусстве позже Этому способство вали достижения тибетцев в горном деле и их высокое мастерство в металлургии. Работа с медью, золотом, серебром и железом уходит корнями в глубь тибетской истории, а культурные связи с окружающими странами позволяли усвоить и новый опыт Первоначально делались попытки широко использовать железо и медь, а, начиная с VII в , наибольшее распространение получило бронзовое литье Изготовление бронзовых статуй, а также атрибутов культа (ваджры, колокольчики, ритуальные кинжалы, чаши, музыкальные инструменты и пр ) получили в Тибете большое распространение При этом наряду с бронзой применялись различные сплавы, такие, как «сплав пяти драгоценных металлов», куда входили железо, медь, серебро, золото и свинец В других сплавах присутствовали горный хрусталь, графит (алмазы) и ртуть

Наибольшее распространение получила техника литья по выплавляемым моделям, когда из специальной восковой массы делали изображение, далее покрывали эту восковую модель несколькими слоями глины Завершающий слой был более плотный и являлся так называемым кожухом для тонкой модели из воска и глины «После просушки форму нагревали, вытапливая воск, а в образовавшуюся полость заливали расплавленный металл1». Эта уникальная техника была не очень производительна, так как таким образом выполнялась лишь одна уникальная скульптура Таким образом получали цельнолитую фигуру, в то время как полая пластика была более экономичная Для полых фигур сначала делали глиняную сердцевину Полость в буддийской скульптуре нужна для помещения вовнутрь специальных вложений

С момента постройки первого монастыря в Самье литье небольших и огромных статуй, изображавших Будду и йидамов, стало повсеместным Для изготовления такой статуи выбирался особый, рассчитываемый астрологами день. Мастер проводил определенное время в медитации и молитвах, прежде чем взяться за работу Бронзовые изваяния внутри были полыми, их отливали по частям и уже на месте, в храме, составляли в единую конструкцию. Каждую статую освящали особым ритуалом, помещая при этом в ее полости священные тексты, посвященные изображаемому объекту Прибежища После этого статуя, как правило, снизу, запечатывалась особой печатью (священным слогом, как правило «ваджрой») и считалась «живой»

Этой процедуре подвергались даже самые маленькие скульптуры, из любого материала, бронзы, дерева или глины

Первоначально, с X века, когда буддизм окончательно закрепился в Тибете, бронзовые изваяния Будды и йидамов стояли на каменных или кирпичных пьедесталах, держа в руках такие же бронзовые атрибуты Статуи выполнялись по всем канонам, однако были неодетыми, не покрывались инкрустацией и не имели ничего, кроме бронзовых деталей

Известный, как основатель желтошапочного движения, учитель Цзонхава изменил это положение При нем статуи стали изготавливать из драгоценных металлов, таких, как золото и серебро, а медные и бронзовые стали украшаться сложной инкрустацией из драгоценных и полудрагоценных камней. Головы йидамов стали украшаться золотыми коронами, со вставленными в них яхонтами, изумрудами, рубинами и особенно бирюзой различных оттенков Серьги, ручные и ножные браслеты также изготавливались из серебра и золота и надевались на бронзовые тела Соответствующие места статуй, лица, волосы раскрашивались минеральными красками

Затем тела бронзовых скульптур стали покрывать тончайшим слоем кованого золота, а позже применять технику золотого напыления Для золочения скульптурных работ применяли натуральное золото Однако иногда золото наносили на поверхность таким толстым слоем, что оно слабо держалось и падало мелкими крупинками Эти крупинки очень дорого цени лись и шли исключительно на золочение икон в живописи. При этом фигуры божеств покрывали в парчовые и шелковые одежды

Со временем в Тибете уже ни один храм не обходился без бронзовых изваяний, распространив этот вид искусства на весь ареал тибетского буддизма, в том числе и за пределами страны. Центральная фигура Будды и главные персонажи пантеона в любом тибетском храме всегда представлены в виде статуй или скульптуры, будь это бронзовое литье, окрашенная и глазурная глина или папье-маше

Помимо храмовых интерьеров скульптура получила распространение в виде фигур львов, тигров, гаруд, драконов на порталах и вратах практически всех больших монастырей, а также в виде барельефов на ступах и стенах

Техника изготовления буддийских скульптур была разнообразной литье в земляной форме и по моделям из глины и воска, чеканка, резьба и гравировка по металлу. В большинстве случаев у скульптуры золотили лицо и фигуру, волосы окрашивали в черный или синий цвет, одежда также могла раскрашиваться в различные цвета, а иногда для самых почитаемых божеств шили одежду из дорогих тканей Также обязательно внутри статуй вкладывали специальные вложения, состоящие из написанных на бумаге или полосках ткани молитв «мантр» - заклинаний или рисованных изображений. Также туда помещали различные злаки, части растений, минералы и драгоценные и полудрагоценные камни

Фольклорные и героико-эпические мотивы в скульптуре малых форм

Национальное искусство народов России до начала девяностых годов XX столетия было нацелено на идеализацию национальной истории и современности в рамках дозволенного Сегодня понятие «этническое искусство» имеет сентиментальную и романтическую окраску Обращение бурятских художников к национальному фольклору создает особенно благоприятную почву и раскрывает наиболее широкие возможности для непосредственного выражения в искусстве символов, ценностей, неповторимых граней этнического самосознания и особенностей национального характера

Различные формы и системы народного искусства (живопись, пластика, резьба, гравировка по камню, кости, дереву, чеканка, вышивка ювелирных украшений и др ) с их характерной декоративной раскраской, обработкой различных материалов, традиционной композицией и иконографией, ритмикой, орнаментикой, соответствующими народному вкусу и исторически сложившимся особенностям данной этнической культуры, актуализируются в профессиональном искусстве, которое по-своему сближается с миром народного творчества

При всей определенности границ и различий между такими разными по своей эстетической природе типами художественной культуры, как профессиональное искусство, самодеятельное массовое искусство и опирающееся на вековые традиции анонимное народное творчество, многие интересные явления фольклорного жанра и направления возникают в пограничной зоне между ними

Народные мастера, владеющие различными навыками в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, вовлекаются в сферу современного профессионального искусства, становятся участниками выставок, членами творческих союзов, преподавателями художественных училищ, лауреатами премий, носителями почетных званий, их опыт учитывается в реализации масштабных проектов, основанных отнюдь не только на народной или самодеятельной инициативе

В различных национальных культурах формируется характерный тип современного художника, которого в равной мере можно считать и народным мастером, и высоко образованным, имеющим яркую творческую индивидуальность профессионалом иногда это человек, который вышел из среды народных мастеров и стал профессионалом, сохранив верность традициям народного искусства Это относится и к Дмитрию Будажабэ, являющемуся в настоящее время уже известным скульптором

Иногда, напротив, человек, изначально получивший профессиональное художественное образование, обращается к тому или иному виду народного искусства, досконально изучает его приемы, растворяясь в его стихии, извлекая из этой стихии и используя в своем творчестве ценнейший материал в строгом соответствии с чисто профессиональным художественным замыслом

Такое сближение разных миров профессионального и народного творчества происходит и в других сферах национальной культуры Известны случаи, когда народные сказители - улигершины, или музыканты, иг рающие на народных инструментах, по всем формальным признакам и по их действительной роли в современной культуре становились профессиона лами. Особенно интересны - в контексте темы нашего исследования - те случаи, когда творческая личность народного художника, превращающегося в художника-профессионала, сохраняет универсальность и включает широчайший диапазон навыков, знаний, образов, почерпнутых в народной фантазии и сохранившихся в народной памяти

Отношение такого художника к национальному фольклору - это уже не стороннее наблюдение читателя, слушателя, который сначала знакомится с определенным источником и затем создает к нему свои иллюстрации, композиции по мотивам, вдохновившим его Это уже изначальное, одновременное, равноправное авторское участие в создании как литературных, музыкально-песенных, так и изобразительных произведений, опирающихся на фольклорную традицию

Ремесленники сами были сказочниками, сказителями Они не просто помнили народные легенды и сказки, но и сами их варьировали по-своему, сочиняли, дополняли каким-либо сюжетным ходом или неожиданным концом, что находилось в органичном соответствии с системой постоянно развивающегося литературного фольклора, который они же и представляли, частью которого было их творчество В их изумительных рукотворных изделиях, миниатюрных скульптурах из дерева, камня и металла, бурятский фольклор естественно сохранял свое мировоззренческое и стилистическое единство

Чрезвычайно интересным оказался по-своему уникальный эксперимент соединения в одном авторском коллективе профессиональных художников и народных мастеров, работавших над созданием художественного ансамбля, в котором на фольклорной основе были разнообразно выявлены различные грани, ценности, образные структуры бурятского этнического самосознания и воплощены национальные эстетические идеалы Таким цельным ансамблем стал живописный и пластический декор построенного в г.Улан-Удэ в 1982 году здания Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева, созданный под общим художественным руководством Даши-Нимы Дугарова

К фольклорным источникам в последние годы со все более заметным нарастающим интересом обращаются не только те мастера монументально-декоративной живописи, театрального искусства или книжной иллюстрации, которые и в прежние десятилетия постоянно, хотя бы время от времени соприкасались с фольклорной тематикой в силу поступавших заказов и сложившихся традиций. В росписях, декоративной чеканке, настен ных панно часто варьировались сказочные легендарные сюжеты, мотивы национального эпоса

Из репертуара Бурятского академического театра драмы имени Хода Намсараева никогда не исчезали спектакли-сказки (например, спектакли про Будамшу, своего рода бурятского Иванушку), в фольклорной стихии которых театральные художники чувствовали себя особенно вдохновенно и раскованно, находя броские формы выявления на сцене яркого национального своеобразия созданных народной фантазией произведений

Но вся эта богатая фольклористика еще до недавнего времени не выходила за границы своих видов и жанров искусства, в которых фольклорные мотивы были поводом для иллюстраций или декоративных стилизаций, никак не претендовавших на реалистическое изображение жизни в формах самой жизни В то же время в серьезной сюжетно-тематической живописи, монументальной и станковой скульптуре, тематическом эстампе главным героем был реальный человек, а главной материей - «настоящая» история и современность, но никак не сказка, не миф и не религиозная символика На рубеже XX - XXI веков наблюдается смещение акцентов Творче ские интересы живописцев, скульпторов, графиков, не занимавшихся преж де никакими иллюстрациями фольклора, сдвигаются в сторону чудесных фантазий и волшебных преданий, которые рассматриваются как главное со держание народной жизни, как самая важная, духовно наполненная часть истории народа В торжественно - монументальных по своему образному строю скульптурных работах возникают вполне земные, фольклорные мотивы не-много наивной бурятской народной деревянной пластики, построенной на очень тонкой и сложной поэтической интерпретации различных мотивов бурятской и монгольской народной поэзии, старинных преданий, тибетской мифологии.