Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Исследование сюрреализма с позиции художественного течения и сверхреальности 11
1.1. Сюрреалистическое течение - предпосылки возникновения и развития. Методология и инструментарий исследования сюрреализма 11
1.2. Взаимосвязь сюрреализма, науки и искусства 35
1.3. Место сюрреализма в развитии художественной картины мира 58
Глава II. Гениальность и гении как отражение сверхреального 77
2.1. Гениальность, рожденная в бесконечности сверхреальности как "perpetuum mobile" человечества 77
2.2 Сальвадор дали-творец небытия 106
комплексы dali 107
dali и нравственность 109
гала - "perpetuum mobile" dali из
dali и сюрреалисты 117
dali и сильные мира сего 120
dali и гениальность 122
dali разносторонний 124
dalimahhfl 128
dali и живопись 132
dali и наука 136
dali и религия 142
dali и сверхреальность 145
заключение 149
Заключение 154
Приложение i 157
Приложение ii 161
Литература 170
- Сюрреалистическое течение - предпосылки возникновения и развития. Методология и инструментарий исследования сюрреализма
- Место сюрреализма в развитии художественной картины мира
- Гениальность, рожденная в бесконечности сверхреальности как "perpetuum mobile" человечества
- dali и религия
Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Актуальность данной темы обусловлена несколькими причинами: Во-первых, с самого своего возникновения и до сегодняшнего дня сюрреализм, несмотря на его колоссальную значимость для культурного развития общества, рассматривался исключительно как одно из направлений в искусстве. При этом опускался его основополагающий аспект, который в данной диссертации рассматривается как единение науки, искусства и религии посредством сюрреализма, т.е. сюрреализм репрезентируется до сверхреального. Здесь необходимо дать определение одного из основополагающих понятий диссертации - сверхреальности. По определению автора, сверхреальное или сверхреальность - это "вселенская ткань", представляющая из себя нечто запредельное, находящееся в самых глубоких пластах коллективного бессознательного и выступающая как квинтэссенция, объединяющая основные сферы деятельности разумного человеческого существования (науку, искусство, философию и религию).
Во-вторых, как уже было отмечено выше, сюрреализм, как течение в искусстве с самого своего возникновения вызывал к себе повышенный интерес, что обусловлено, в первую очередь, тематикой, к которой обращались сюрреалисты. Сюрреалисты обратились к тем вопросам, которые были и всегда останутся актуальными для человечества и всех сфер его исследования, будь то философия, искусство или точные науки.
Их уникальность заключается, прежде всего, в субъективном подходе к исследованиям всех сфер человеческого бытия, что обеспечило сюрреалистам необходимый чувственный подход для отражения сверхреального.
В художественном плане сюрреалисты были столь плодотворны, что их деятельность, так или иначе отразилась на всех последующих художественных течениях и видах искусства.
В-третьих, пытаясь показать единение науки и искусства посредством сверхреального, автор обратился к гениальности, и, в частности, к гениям - как к движущей силе цивилизации и научного прогресса.
Несмотря на всю мощь и специфику нынешних научных исследований (огромных лабораторий с большим количеством ученых, совместно исследующих ту или иную проблему), по-настоящему важное для человечества открытие, которое в корне изменит ту или иную область исследований, принадлежит, зачастую, индивидуальному субъекту - гению. Здесь выдвигается гипотеза о том, что гении - это некая проекция сверхреального на объективную действительность, что делает гениальность одной из важнейших проблем для исследования человечества.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Исследование сюрреализма как художественного течения следует рассматривать с двух позиций.
Первая позиция заключается в деятельности непосредственно самих членов сюрреалистического общества.
Сюрреализм как одно из направлений в искусстве возник во Франции в двадцатые годы XX в. и существовал приблизительно до шестидесятых годов. Изначальный костяк группы представлял писателей и поэтов, которые оставили после себя огромное наследие. Это, в первую очередь, работы лидера группы Андре Бретона, написавшего совместно с другими членами группы два важнейших документа, олицетворяющих философию и эстетику сюрреализма -первый и второй манифесты сюрреализма. Также огромный вклад в развитие сюрреализма внесли своими работами Антонен Арто, Филипп Супо, Поль Элюар, Рене Кревель, Сальвадор Дали, Луи Арагон, Роже Витрак и др. Следует отметить, что помимо литературной деятельности наследие сюрреалистов представляет собой множество живописных и графических произведений.
Исследованию сюрреализма в качестве художественного течения посвящено сравнительно большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов.
Исследование философии и методологии сюрреализма отражено в работах таких известных зарубежных исследователей, как Г. Пикон, Ж. Шенье-Жандрон, Р. Лесли, Э. Швинглхурст, Я. Гибсон и др. Часть работ хорошо иллюстрирована и носит биографичный характер (Г. Пикон), в других работах сделан акцент на философскую концепцию сюрреализма (Ж. Шенье-Жандрон).
Исследованию сюрреализма в отечественной литературе посвящены работы Л. Г. Андреева, И. С. Куликовой, В. Мириамова, Д. Смолева и др.
Вторая позиция заключается в исследовании сюрреализма как сверхреальности.
В поисках взаимосвязи между наукой и искусством посредством сверхреального, автор обратился к работам различных ученых и философов, исследующих различные аспекты научного познания. Автор рассмотрел статьи в журналах "Наука и жизнь", "Вопросы философии", "Наука и религия" таких ученых как: М. С. Каган, Ю. И. Кулаков, С. А. Сошинский, А. А. Белый, Е. Л. Фейнберг, А. В. Волошинов, Г. Николаев, Г. Кочемасов, Э. Рипс и др.
Рассматривая гениальность в контексте сверхреального, были проанализированы работы А. И. Савенкова, Ч. Ломброзо, Н. В. Гончаренко, Т. Мейснера, С. Г. Шумана, И. Е. Сироткина, Э. Кречмера, Ф. Гернека, Б. Г. Кузнецова и др. Работы этих ученых можно условно разделить на две категории. Первая представляет собой исследование гениальности как некоего явления в обществе. Во второй категории исследовались непосредственно гении и одаренные личности.
Исследуя творчество Сальвадора Дали с позиции рассмотрения его как гениальной личности, являющейся олицетворением данной диссертации, были рассмотрены работы как самого художника, так и различные монографии, посвященные его творчеству: А. И. Рожина, К. Рохаса, Э. Свинглхарста, М. Этерингтон - Смит, Я. Гибсона, Ramona Gomesa de la Serna и др.
Таким образом, все сферы, которые автор попытался исследовать и объединить (сюрреализм, сверхреальное, гениальность), нуждаются в дальнейших комплексных исследованиях.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
В основе исследования лежит философский и искусствоведческий анализ литературных и художественных произведений сюрреалистов. В различных манифестах и произведениях деятелей сюрреализма прослеживается стремление проникнуть в глубины человеческой психики, используя сновидения и различные психические заболевания.
В связи с этим, методологическую базу исследования составили труды Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. В своей врачебной практике Зигмунд Фрейд использовал метод свободных ассоциаций. Беседуя с пациентом и анализируя его сновидения, Фрейд посредством ключевых символов выявлял причину невроза.
Исследования Карла Густава Юнга связаны с выявлением архетипов и символов в жизнедеятельности различных народов. При исследовании гениальности автор использовал труды Чезаре Ломброзо, связывающего гениальность с психическим заболеванием.
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования данной диссертации выступает сюрреализм как явление в культурной жизни общества. Предметом исследования выступает сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального, отраженный в гениальности.
Сюрреалистическое течение - предпосылки возникновения и развития. Методология и инструментарий исследования сюрреализма
"Сыромятная сущность нюхает завялую волну" - эта изящная фраза, полученная в результате сюрреалистических игр, проведенных автором с пятью студентами факультета филологии и журналистики красноярского государственного университета (см. прил.1), на самом деле не бессмысленная игра слов. Это первый шажок, после которого последует погружение в иррациональное, находящееся глубоко в нашем подсознании, между сном и явью, реальностью и сверхреальностыо.
Если поинтересоваться у среднестатистического обывателя что такое сюрреализм, то, как правило, услышишь: Сальвадор Дали, паранойя, искусство психически нездоровых людей. Более осведомленный человек скажет: французское общество литераторов и художников начала и середины XX века во главе с Андре Бретоном3. Все вышеперечисленное в какой-то степени верно и относится к сюрреализму, но это лишь крупица, крошечная часть сверхреального.
Традиционно считается, что рождение сюрреализма произошло благодаря французской группе Андре Бретона. Провокационно заявив о себе, они активно вели политическую и творческую деятельность до середины прошлого века. Со смертью Андре Бретона в 1966г. умер и сюрреализм. Эта общепринятая точка зрения показывает, что сюрреализм олицетворял конкретное общество во главе с лидером, и что со смертью Бретона общество сюрреалистов развалилось, и сверхреализм перестал существовать как таковой. Остались лишь слабые его проявления в творчестве различных художественных течений и отдельных творческих личностей и дебаты на тему умер ли сюрреализм, или нет.
В первом манифесте сюрреализма Андре Бретон дал ему такое определение: "Сюрреализм - чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений ".
Но, наряду с этим, существует другая точка зрения, отличная от общепринятой. Автор считает, что сюрреализм - это не просто понятие или художественное течение, ограниченное во времени, и уж тем более не конкретная личность.
Сюрреализм, или сверхреалыюсть - это нечто запредельное, находящееся где-то в самых глубоких пластах бессознательного каждого индивида. Эта "вселенская ткань", пронизывающая все сущее и существующая во все времена, она была до нас и будет существовать и после нашего исчезновения.
Сюрреалисты сделали величайшее открытие со времен существования человечества, они прочувствовали эту "вселенскую ткань", увидели ее через "замочную скважину" своего подсознания. Но, к сожалению, не смогли до конца осознать всю красоту их открытия и, совершив ряд ошибок и практически протоптавшись на месте, совсем чуть-чуть приблизились к "чудесному".
Поль Элюар5 в одном из своих произведений писал : "Столько же чудес в стакане воды, сколько в глубинах моря" . Андре Бретон и его товарищи "нырнули" в этот стакан с чудесами, они увидели свое открытие сквозь стенки этого стакана, даже не попытавшись проникнуть сквозь них. Но, узрев "чудесное" в этом стакане подсознательного, они уже сделали небывалый шаг вперед, в связи с чем автор подробнее остановиться на французском сюрреалистическом движении Андре Бретона, предпосылках его возникновения и развития.
Той почвой, на которой взросло сюрреалистическое общество - стал дадаизм.
Четырнадцатого июля 1916 г. в Швейцарии, в городке Цюрихе был оглашен "Манифест господина Антипирина" - первый манифест дадаизма. Составил его румын Тристан Тцара , впоследствии возглавивший общество дадаистов во Франции.
Антипирин - средство от головной боли, жаропонижающее лекарство. Это слово символизировало вызов дадаистов нормам и правилам цивилизованного общества, их стремление к бессмыслице.
"Я пишу манифест и я ничего не хочу, я говорю между тем кое-что и я в принципе против манифестов, как я и против принципов" , говорил Тцара. "Дада ничего не означает", "порядок = беспорядку", "я = не мне", "утверждение = отрицанию" - эти громкие лозунги как нельзя лучше отражают стремления дадаистов. Даже в названии своей группы дадаисты использовали бессмысленное слово "Дада" имевшее несколько разных и несвязных между собой значений: детский лепет, детская деревянная лошадка, хвост священной коровы.
Устранив так называемые "ящики мозга"9: философию, психоанализ, логику и науку дадаисты быстро привлекли к себе внимание скандальными выходками и манифестами, они глумились над творчеством и издевались над произведениями искусства.
Место сюрреализма в развитии художественной картины мира
Этот параграф посвящен исследованию сюрреализма, с позиции авангардного художественного течения начала XX века. Уже в этом аспекте сюрреализм выделяются из многочисленных течений своим интернациональным характером и огромным творческим потенциалом. Сюрреализм как сверхреальность не имеет каких-либо временных и пространственных рамок, он вечен в контексте нашего существования, поэтому сложно говорить о его месте и влиянии на человечество в какой-то определенный промежуток времени. Одшюн Редон "Глаз, подобно странному шару, поднимается в бесконечность " Уголь, бумага, 1882г. Возникновение сюрреализма как художественного течения было явлением "парижским", выражавшим идеи французских писателей и поэтов, во главе с Андре Бретоном. Сюрреализм возник не на пустом месте, он выкристаллизовался из дадаизма, сформировавшегося как течения в Швейцарии, и лишь затем, с переездом его основателя румына Тристана Тцара в Париж, продолжил свое недолгое существование. Уже в этом проявился интернациональный характер сюрреалистического течения. Немаловажен и тот факт, что сюрреалисты и, Андре Бретон в частности понимали, что идеи и устремления сюрреализма открыты не ими. В 1928 году Бретон задается вопросом: "Должен ли я верить, что все началось со мной? Было так много других, кто любовался скрещенными под черным небом золотыми копьями - но где теперь "битвы " Учелло " . Оглядываясь в прошлое, Андре Бретон с единомышленниками искали подобных себе "сюрреалистов помимо своей воли". Это были не только поэты, писатели или художники, их интересовали личности неординарные, разносторонние, бросающие вызов сложившемся устоям своими прогрессивными идеями. Сюрреалисты почитали Леонардо да Винчи, Раймона Ллулия95, Джамбаттиста Порта96 и многих других. Бретон восхищался творчеством и неуемной фантазией Джузеппе Арчимбольдо, планируя представить несколько его работ на выставках сюрреалистов. Сюрреализм не долго оставался прерогативой французской группы. Уже в 20-х годах в Бельгии и Югославии появляются группы схожей с сюрреалистами направленности. На тридцатые годы приходится взрыв сюрреалистической активности во Франции и за ее пределами. В группу вступает множество художников АльбертоДжакометти из разных стран. К ним относятся: испанец Сальвадор "Невидимый предмет " Бронза, 1934г. Дали, бельгийцы Рене Магритт и Ив Танги, немец Макс Эрнст, скульптор из Швейцарии Альберто Джакометти. Бретон причисляет к сюрреалистам испанца Пабло Пикассо творящего в технике кубизма и швейцарца Поля Клее, хотя последний является членом движения немецких экспрессионистов. 94 Лесли Р. "Сюрреализм: Мечта о революции" - Минск : Белфакс, 1998. - С. 12. 95 Раймон Ллулий (ок.1235 - ок.1315), знаменитый алхимик XIII века. В своем произведении "Великое искусство" предвосхитил математическую логику и теорию математических машин. 96 Порта Джамбаттиста делла (1535-1615), итальянский физик, натуралист и писатель. Автор работ по лекарственным свойствам растений. Возникшая в Белграде группа сюрреалистов воздержалась от определения сюрреализма, они считали, что "Сюрреализм — это таинственная духовная область, которая не поддается статической фиксации" 7.
В 1931 году появилась теоретическая работа К. Поповича и М. Ристича "Эскиз феноменологии иррационального", которая представляла собой манифест сербского сюрреализма, пытавшийся объединить психоанализ с диалектическим материализмом, легализовать сознание, наметить выход из подсознания к морали и практическому действию. К сожалению, сербское сюрреалистическое движение просуществовало недолго.
В Барселоне, в 1920-е годы, существовала студенческая литературная группа "de los surrealistas", вдохновленная Сальвадором Дали. Один из мадридских журналов писал: "вся испанская литература сюрреалистична, ибо суть выражения характера народа абсурдного, вздорного, иррационального, анархического... "98.
В начале 30-х годов появилась чехословацкая группа сюрреалистов которая быстро распалась, разочаровавшись в революционных возможностях сюрреализма.
Примерно в это же время появляются сюрреалистические группы в Латинской Америке, Мексике и Аргентине. В 1938 году такая группа сложилась в Чили вокруг журнала "Мандрагора".
Англичане в 1935 году выпустили "Первый английский манифест сюрреализма", который возвещал о создании организованного сюрреалистами английского движения. Английская группа писала: "рассчитывая для освобождения человечества только на пролетарскую революцию, мы возвещаем о нашем безоговорочном присоединении к историческому материализму Маркса, Энгельса и Ленина " .
В 40-е годы практически не было страны, в которой не появлялась какая-либо группировка, причислявшая себя к сюрреализму. Активно пропагандируя сюрреализм, Бретон с единомышленниками разъезжает по разным странам. В 1934 году он читает лекцию в Брюсселе, в 1936 году Поль Элюар выступает в Лондоне. В 1935 году они едут в Прагу и Тенерифе . Благодаря этому, в совокупности с выпускаемыми журналами и произведениями число поклонников сюрреализма в разных странах неуклонно росло. Большим успехом пользуются международные сюрреалистические выставки, проходящие в США, Цюрихе, Брюсселе, Лондоне. В Нью-Йорке в 1936-37 году проходит большая выставка "Fantastic art, Dada Surrealism". В 1937 году, несмотря на режим военной диктатуры, сюрреалисты выставляются в Токио. Важную роль сюрреализма в культуре начала XX века показывает парижская выставка 1938 года, на которой представлены семьдесят художников и скульпторов из четырнадцати стран: Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Румынии, Франции, Чехословакии, Японии, Швейцарии и Швеции.
Гениальность, рожденная в бесконечности сверхреальности как "perpetuum mobile" человечества
Проблема создания вечного двигателя будоражит умы гениальных и одаренных личностей с давних времен. До сих пор никому это не удалось, что неудивительно и легко объяснимо.
Понятие "вечный двигатель" подразумевает бесконечность, а в нашей реальности все конечно и имеет свой срок существования. Создание вечного двигателя как некой конструкции, собранной из различных материалов, невозможно ввиду ее последующего разрушения. Если же рассмотреть это понятие в контексте вселенских законов мироздания, и, в частности, сверхреальности, то можно предположить о вечных двигателях, существующих вне объективной реальности.
Поэтому, говоря о бесконечном, следует задумываться не о конкретных вещах, а об абстрактных понятиях, постоянно осмысливаемых и видоизменяемых тем или иным субъектом.
Любой человек, гениален он или нет, телесно смертен и его вклад в развитие нашего общества конечен. Но, помимо телесной, существует и духовная часть, связанная с телесной в единую сущность нашего мироздания. Как только человеческий организм прекращает свое существование, его вторая сущность становится частью сверхреального и бесконечного.
Именно сверхреальность является порождением гениальности -понятия вечного, как само мироздание, а гении связующим звеном между объективной реальностью и сверхреальным.
Проблема гениальности широко исследуется различными учеными по всему миру. Практически все эти исследования сводятся к обобщению гениальности, составлению собирательного образа гения.
Одной из основных характеристик "белых ворон" служат присущие им различные психические отклонения и заболевания. По этому поводу существует две точки зрения.
Первая заключается в иррациональной природе гения, что сближает его с душевнобольными людьми121. Такой точки зрения придерживался итальянский психолог-криминалист Чезаре Ломброзо, который считал гениальность и помешательство одним и тем же.
Гении склонны к различным маниям и психическим расстройствам и этому есть вполне логичное объяснение. Обладая тонкой душевной материей гениальная личность познает запредельное, привнося в этот мир нечто новое, еще до него не открытое. По моему мнению, сверхреальное существует по законам прямо противоположным нашей обыденной реальности. Поэтому гению, постигающему сверхреальное, становится крайне сложно адаптироваться к окружающей действительности.
В идеале, человеческое существо можно рассматривать как цельную психологически сбалансированную личность. У него есть предел мышления, и, интуитивно его сознавая, человек подстраивается под повседневность. Гениальные личности не ощущают такого предела, поэтому, обладая необыкновенным даром, они жертвуют своей психикой, которая не может справиться с огромным количеством информации и душевных переживаний. Эта концепция хорошо прослеживается на людях, страдающих аутизмом. Они абсолютно не приспособлены к повседневному существованию, зато могут определить точное время без часов или выучить наизусть большой по объему телефонный справочник.
Возможно, психологические расстройства гениев есть некая "нить Ариадны", дающая им способность находится в недоступных для обыкновенного человека закоулках лабиринта мироздания.
Вторая точка зрения, более близкая автору, заключается в том, что гениальность связана не с патологией и безумием, а с более глубоким и нетрадиционным видением122.
В своем стремлении к познанию необыкновенного гении зачастую одиночки, бросающие вызов устоявшимся законам нашего общества. Благодаря способности видеть "сквозь пальцы" гениальные личности могут узреть новое там, где все уже открыто и обсуждению не подлежит.
Подверженные аффектам и страстям гении творят скачкообразно: периоды меланхолии и полного творческого застоя сменяют периоды душевного подъема и максимальной работоспособности. У гениального ученого, художника или писателя процесс творчества происходит по-своему, в силу личности как таковой и способов самовыражения, которыми они пользуются. Вдохновение неизменно сопровождается стремительным подъемом сил и ощущением невообразимой радости от процесса творчества.
Нетрадиционное видение гениев - это их дар и проклятье. Дар заключается в том неописуемом ощущении, способности приоткрыть завесу неведомого, показать окружающим всю прелесть сверхреального, вселенской гармонии.
Но ничто не вечно, и короткий миг радостного возбуждения сменяется резким упадком сил, сопровождающимся меланхолией или различными психическими расстройствами, которые могут не выпустить из своего заточения разум гениальной личности.
Способность сопоставлять несопоставимое делает гениев очень разносторонними. Для них все имеет смысл и значение. Такая разносторонность в совокупности с работоспособностью является одной из наиболее характерных черт гения.
Сказать, что гениальные личности - трудоголики не совсем корректно, вследствие того, что они не работают, а живут своим делом.
dali и религия
В 1941 году, заканчивая в США свою биографию "Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим", художник писал: " в этот момент у меня все еще нет веры и я боюсь, что умру без неба "25. Действительно, трудно представить искренне верующего Дали, одержимого сексуальными извращениями и жаждой денег.
143 Художник понял, что он обретет духовность лишь у себя на родине, унаследовав католицизм своей матери: "Яубежден, что католическая религия — едва ли не самая лучшая из всех, что душа бессмертна и всё такое. Теоретически я всё это знаю, но испытываю недостаток веры или, что, возможно, еще принципиальнее, — недостаток сомнения. Я почти уверен, что потом, после меня, не будет ничего, — и это берет начало в атеистическом воспитании, данном мне родителями, в моей анархистской культуре и так далее. ...Но несмотря на это, когда подойдет положенное время, я сделаю то, что должно быть сделано, и сделаю так, как будто это на самом деле истина" . Дали не ошибся и время подошло, ознаменовав его последний творческий период, который стал религиозно-философским. "Тайная вечеря", 1955
В великолепных работах того периода ("Тайная вечеря", "Мадонна Порт-Льигата", "Корпус гиперкубус" и т.д.) Сальвадор Дали пытался показать, что религия и наука это части одного целого, а Бог - это, возможно, та субстанция, за которой охотится атомная физика.
Бог, по мнению Дали, не является понятием космическим, вследствие того, что это сразу же наложило на него определенные ограничения: "Нельзя говорить об уме Бога, поскольку Высший творец не может обладать интеллектом, который не более чем изъян или болезнь, свойственные человеку Постоянно обожествляя и возвеличивая себя, художник спровоцировал в одном из интервью задать ему вопрос: "Скажите Дали, вы-Бог?". Этюд к картине "Христос святого Хуана де ля Крус ", 1950 Пораженный Дали ответил: "Нет, нет, ни в коем случае. Как бы там ни было, Дали умен, а Бог -нет: ведь он всегда будет Высшим творцом и, следовательно, полной противоположностью интеллекту. Дали выпал жребий родиться с избытком таланта и стать плохим художником, трудным для понимания, хотя, возможно, это и кажется парадоксом. Создав Вселенную, Бог сотворил также и человека, одарив его единственной способностью, которой не обладает сам, - способностью к умозрительным настроениям. Как это ни странно, именно биологии человеческий разум понемногу начинает осознавать реальность Бога Дали писал в "Тайной жизни": "С 1929 года я без передышки изучал все достижения и „253 Дали с крестом в руках. "Открытие Америки Христофором Колумбом " фрагмент; 1958-1959 благодаря открытиям ядерной физики и Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали: Пер. с исп. Н. Матяш. - M.: Республика, 1999. С. 37 253 Там же. - С. 145 открытия Науки за последние сто лет. И если мне не удалось проникнуть во все секреты из-за устрашающей специализации, то я интуитивно постигал их ориентацию и их онтологическое значение. Среди множества вещей, которые остаются еще для нас загадочными и необъяснимыми, со все большей силой и величием подтверждается одна истина: ни одно из философских, нравственных, эстетических и биологических открытий не позволяет отрицать Бога. Во времена, когда отдельные науки выстроили стены, тем более нет иной крыши, неоісели святые Небеса " .
Умирая, Сальвадор Дали часто задумывался о небесах и об истинной Вере: "А что же такое это Небо? Небеса — ни высоко, ни низко, ни справа, ни слева. Небеса — прямехонько в груди человека, у которого есть Вера " .