Введение к работе
Актуальность исследования темы определяется необходи-
эстью поиска новых подходов к пониманию и развитию самодея-
эльного художественного творчества в современной социокуль-
,грной ситуации как в теоретическом, так и в практическом
чане. В условиях демократизации культуры возникает потреб-
эсть в анализе существующей организации функционирования
імодеятельного художественного творчества с тем, чтобы
:вободиться от сложившихся здесь стереотипов и определить
тродолжение сноски 3 со стр. 4)
) как фактор коммунистического воспитания трудящихся. -
Якнск, 1986. - С.З. Надо отметить, что вторая тенденция наш-
та отражение в определении художественной самодеятельности в
:ловарях различного типа. См.: Энциклопедический словарь в
1-х томах, Государственное научное издательство "Советская
энциклопедия", І9&3. - Т.2. - С.620: Словарь современного
эусского языка в 17-ти томах, АН СССР, Ин-т русского языка.
- М.-Л.г АН СССР, 1962. - Т.ІЗ. - С.95.
,См.: Шевелев Э. Н.Гоголь, А,Григорьев, Г.Плеханов и...
Афганистан // Аврора. - 1989, - № 5. - С.6.
- to -
наиболее благоприятные условия для его дальнейшего развития.
Требует уточнения, что же такое самодеятельное художественное творчество (только лишь конкретно-историческая форма, особо выделившаяся в любительской деятельности, или же более многогранное явление), действительно ли возможно его слияние с профессиональным искусством или оно имеет свои законы развития и существования? И, наконец, необходимо выяснить, что является определяющим в развитии самодеятельного художественного творчества, каково соотношение внутренних законов развития последнего и социально-политических и экономических факторов, влияющих на него извне?
Реальный поворот к человеку, вызванный процессами демократизации, гуманизация общества, отказ от догм в идеологической сфере заставляют пересмотреть самодеятельное художественное творчество как средство воспитания масс.Практика его развития и функционирования во многом требует нового теоретического осмысления проблемы, о чем свидетельствует рас ширение многообразия форм любительской деятельности, изменение критериев ее эффективности, смещение иерархии функций и т.д. В связи с этим на первый план выступает необходимость создания условий для самореализации субъекта самодеятельного художественного творчества - прежде всего индивида - развития его инициативы, творчества, активности, самостоятельности, выработка механизма свободного функционирования всех существующих и вновь зарождающихся форм любительской деятельности, поддержка их многообразия.
Состояние научной разработанности проблемы. Вопросы теории самодеятельного художественного творчества, его развития и функционирования в обществе рассматриваются многими философами и культурологами . Имеется опыт социологического анализа
І.См.: Михайлова Н.Г. О некоторых особенностях современной художественной самодеятельности // Художественная самодеятельность: Традиции, мастерство, воспитание. - М., 1985; Разумный В.А. Воспитание нравственной культуры в процессе творческой любительской деятельности. - Й., Т986; Русецкий А.В.Самодеятельное художественное творчество как фактор коммунистического воспитания трудящихся. - Минск, І98Б; (продолжение сноски см. на 7 стр.)
:остояния некоторых форм самодеятельного художественного ворчества и потенциала его развития . В том числе встре-[аются работы, где делается попытка изучения его неоргани-юванных форм, в частности, индивидуального художественного ворчества .
Однако значительная часть этих работ носит, на наш ізгляд, случайный и узкий характер, что не позволяет очер-ить целостные границы самодеятельного художественного твор-іества как теоретической проблемы. Изучение данного являе-:ия в прошлом развивалось преимущественно в одном налравле-:ии - узкопедагогическом, то есть на пути поисков методик юэдействия на личность. Это не позволяло рассматривать са-юдеятельное художественное творчество во всей полноте со-[иальных,психологических, культурологических аспектов, а 'акже их взаимодействие и взаимозависимость. Исследование »того явления зачастую проводилось без учета конкретной со-іиокультурной, общественно-политической и экономической си-'уации, детерминирующей потребности и интересы его субъекта.
В последние годы появились публикации, посвященные не-ібходимости осущэствления новых теоретических и практичес-:их подходов к пониманию сущности самодеятельного художест-енного творчества, определения уровня его развитости, сте-
продолжение сноски I со стр. 6)
Марков А.П. Отношения человека как объект педагогического руководства в самодеятельности // Совершенствование самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе. - Л., 1987; - С.22-37; Соломник Ф.А. Проблемы воспитания личности в художественной самодеятельности // Там же, - С.38-50; Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. - М., 1988; Цукерман B.C. Народная художественная культура в условиях совершенствования социализма //Духовное производство и народная культура. - Свердловск, 1988. - С,90-103 и др.
См.: Чеснокова В.Ф. Некоторые проблемы руководства самодеятельными молодежными коллективами // Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. - М., 1985. - С.III-143; Фохт-Вабушкин Ю.У, Худо-
жественная культура: проблемы изучения и управления. - »., 1986; Капелвш Я.С. Культурная деятельность населения крупные городов РСФСР // Культурная деятельность населения: де-
мографический аспект. - М., 1988 и др. :.См., напр.: Глушенко С.И. Художественная любительская деятельность как сфера и средство проявления и воспитания (продолжение сноски см. на 8 стр.)
пени эффективности . Многие наиболее характерные проблемы
современного состояния любительства отражены в выступлениях
культпросветработников, руководителей коллективов в периоди
ческой печати . Данные публикации свидетельствуют о неудовлет
воренностк существующей степенью разработанности теории, ис
следованием динамики современных процессов в самодеятельном
художественном творчестве и, вследствие этого, осуществлени
ем практики руководства развитием и функционированием послед
него. '
Все эти обстоятельства и позволяют определить основную цель и задачи исследования.
Цель и задачи исследования. В процессе изучения проблемы автор диссертации ставил своей целью определить сущностные характеристики самодеятельного художественного творчества, рассмотреть общее и особенное профессионального и самодеятельного творчества, условия развития субъекта последнего; на основе анализа влияния социально-политических факторов
(продолжение сноски со стр. 7) творческой активности масс // Культурно-просветительная работа и социально-творческая активность масс в условиях развитого социализма. - Челябинск, 1983. - С.122-134.
І.См.: Смирнова Е. Продиктовано временем// Культ.-просвет, работа. - 1985. -12. - С. 15-18; Переверзев Л. Ценность не^ формальности: встреча лицом к лицу /У Клуб и художественная самодеятельность. - 1988. - № I. - С.4-5; Смирнова Е. Властитель дум вместо администратора // Встреча: Культ.-просвет работа. - 1989. - 1УЗ. - С.34-37; Триодин В. О любительстве не по-любительски // Встреча: Культ.-просвет, работа, - 198'
№ 8. - С.24-27: К.уров Р.Я. О самодеятельном художественном творчестве // Философские науки. - 1990. - f 3. - С.130 135; Чижова А. Фасад без здания: почему пришло в упадок тра диционное народное искусство // Советская культура. - 1990.
21 июля. - С.о и др.
2.См.: Куликов А. Пятый постулат Евклида для клубной геометрии //Клуб. - 1989. - » I. - С.24-25; Лапшин Н., Розанов В Рыбаков В. Насильно любить не заставишь // Встреча: Культ.-просвет, работа. - 1989. - № 9. - С.24-25; Рослая Т. Сколько можно целенаправлять? // Встреча: Культ.-просвет.работа.
- 1989. - № 10. - С.17-18: Колаогузенко Б.. О бедном ансамб
ле аамолвите слово // Клуб. - 1990. - I II. - ". 16 и др.
:а развитие самодеятельного художественного творчества опре-
.елить основные тенденции и противоречия различных его форм, овые подходы в создании механизма их поддержки.
В связи с поставленной целью автор сосредоточил свое нимание в основном на следующих задачах:
определить на основе теоретического анализа сухости амодеятельного художественного творчества внутренние и внешне его детерминанты, выявить сложность и многогранность это-о явления; обосновать его объективную и субъективную значи-ость, выделяя при этом главный критерий оценки его субъек- ивности - развитие самого субъекта;
выявить условия, наиболее способствующие развитию чдивидуальных творческих способностей его субъекта, проана-изировать соотношение специфики данных условий с социально-олитическими факторами, обусловившими реальное развитие люби-эльства в советский период. Рассматривая самодеятельное ху-эжественное творчество в связи с социально-политическими и 5щекультурными процессами, выявить следствия серьезных упу-эний в общегосударственной политике, наиболее ярко выразив-эйся в функционировании его клубных форм;
исследовать некоторые общие процессы развития само-гятельного художественного творчества в новых социальных, і'льтурньк, экономических условиях. Определить характер тен-энций и противоречий институциализированных и самоконсти-(Мрующихся его форм. Актуализировать вопросы государственно обеспечения и поддержки любительства в современной со-юкультурной ситуации, а также проблемы поиска новых путей
форм развития самодеятельного художественного творчества. Методологическая база и источники исследования. Мето-їлогическуи основу диссертации составляют идеи классиков ірксизма-ленинизма о самодеятельности индивида как естествен-ій необходимости социальной деятельности человека, пред-'авляющей собой развитие индивидуальных способностей послед-іго; о факторах, детерминирующих творческое дарование лич-сти; о разделении видов деятельности человека.
В работе также использован ряд источников, раскрывающих состояние и проблемы самодеятельного художественного твор чества в современных условиях: некоторые статистические данные и социологические исследования, документы Министерства культуры СССР, профсоюзных и других органов, определяющие функционирование самодеятельного художественного творчества.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении самодеятельного художественного творчества как полифункционального явления, которое не может быть ограничено временными рамками или определенными конкретно-историческими формами, причем в качестве его субъекта выделяется индивид, а не массы трудящихся или организованные коллективы. На основе понятий полной и ограниченной самодеятельности индивида сделана попытка в качестве главного фактора развития самодеятельного художественного творчества вывести необходимость создания условий для постоянного снятия существующих ограничений его субъекта и максимально возможное приближение последнего к полной самодеятельности.
Впервые обосновывается объективность и закономерность развития противоречий в институциализированных формах самодеятельного художественного творчества в связи с социальными, политическими и общекультурными процессами, происходящими в обществе.
Практическая значимость диссертации заключается в развитии методологических подходов к анализу самодеятельного художественного творчества, в обосновании наиболее характерных изменений современной любительской деятельности, в определении возможных перспектив ее развития, в выявлении основных звеньев механизма свободного функционирования всех форм самодеятельного художественного творчества. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут служить ориентирами в анализе конкретных ситуаций и использоваться в практике работы партийных, государственных, профсоюзных органов, общественных формирований, а также могут представлять интерес для специалистов по теории культуры, исследующих проблемы
- II -
іазвития и функционирования самодеятельного художественного ворчества.