Введение к работе
Обновление духовной жизни туркменского общества непосредственно связа-) с переосмыслением роли культуры и национальной политики. В условиях .'формирования общества возникает новая ситуация взаимоотношений культуры социальной сферы в целом. Если в прошлом культура рассматривалась как юдукт социальных отношений, то теперь она предстает как динамичная сила, 'щественно влияющая на жизнь всего общества, оказывающая порой решающее «действие на состояние общественных отношений. Общенациональный и обще->циальный прогресс во многом определяется развитием культуры. Такое виде-іе роли культуры в обществе побуждает нас к глубокому осмыслению ее ггорического опыта, объективной оценке нынешнего состояния и к прогнози-званию грядущих культурных процессов. В этой связи существует необходи-ость выработки новой концепции культурной политики, опирающейся на щиональные традиции и особенности жизнедеятельности каждого народа. Ис-эдя из сказанного, нами определена тема настоящего исследования: "Роль куль-уры в духовном обновлении жизни туркменского народа."
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, необходимостью переосмысления роли и значения культуры, и режде всего духовной, в жизни общества;
во-вторых, значительным усилением интеграционно-культурных процессов, оторые становятся стимулятором не только социально-экономического и пол-тического развития, но и приводят к трансформации культур народов,. росту тнического самосознания, что в свою очередь отражается в специфичности об-;ественных движений, возрождении культурных традиций, характере художест-енного творчества;
в-третьих, наличием глубинных социокультурных корней, богатого истори-еского прошлого туркменской культуры, бережно передаваемой от поколения поколению. Культура Туркменистана относится к числу древнейших, отражающих вековые традиции и обычаи народа, выражающие его образ жизни, наци-шальные ценности;
в-четвертых, воздействием на духовную культуру туркменского народа рус-кой культуры, особенно после присоединения Туркмении к России, культуры іругих народов России, а затем и СССР.
Состояние научной разработки темы. Проблемам культуры Туркменистан посвящено немало работ. Особого внимания среди них заслуживают труды вь дающегося востоковеда В.В.Бартольда — "История Туркестана", "История кулі турной жизни Туркестана", "Очерк истории туркменского народа" , которь содержат богатый фактический материал. Состоянию и развитию культуры Tyj кменистана посвящены разделы монографического исследования "История Tyj кменской ССР" (Том I, Книга первая — с древнейших времен до кош XVIII в.; Книга вторая — с начала XIX в. до Октября 1917 г.; Том II — Октября 1917 г. до второй половины 50-х годов. — Ашхабад, 1957), в которо! в частности, содержится много ценного историко-культурного материала.
Анализу духовной культуры Туркменистана посвящена выпущенная 1970 г. книга "Очерки истории философской и общественно-политической мыс/ в Туркменистане" (редакционная коллегия: Ш.Ф.Мамедов, Г.О.Чарыев, Г.Б.Акі ниязов, И.Л.Сосонкин, Г.Х.Хидыров).
Диссертант в той или иной мере опирался на публикации Ш.Б.Батыров А.Ильясова, М.Косаева, К.Муллиева, О.Мусаева, Ч.Овезбердыева, Т.Оразов Б.Пальвановой, Л.А.Рыбака, И.Л.Сосонкина, Т.Хидырова, Г.О.Чарыева и друге
исследователей, в которых нашли отражение важнейшие вопросы развития д;
2 ховнои культуры туркменского народа .
См.: Бартольд D.D. Сочинения. — Т. II — Ч. I — М., 1963. — С. 109 — 433, 547 — 626.
См.: Ильясов А. "Закаспийская туземная газета" как источник изучения истории духовной культуры туркменского народа // Известия АН ТССР. — Серия общественных наук. — 1964. — №4; Мусаев О. Взаимоотношения поколений в условиях социализма. — Ашхабад, 1985; Оразов Т. Классики туркменской литературы XVIII века о смысле жизни // Известия АН ТССР. — Серия общественных наук. — 1966. — №1; Пальванова Б. Женщина и ислам. — Ашхабад, 1965; Сосонкин И.Л., Рыбак Л.А. Художественная культура в условиях некапиталистического развития. — Ашхабад, 1983; Васильева Г.П., Оразов А. Новое и традиционное в быту туркменской сельской семьи. — Ашхабад, 1989; Байгельдыев А. Социальное переустройство села и духовное развитие крестьянства. — Ашхабад, 1991; Атаджанова Ш. Эстетическое воспитание личности. — Ашхабад, 1990.
Однако многие из этих работ написаны в духе господствовавших в офици-льной идеологии стереотипов, содержат мифологизированное представление о ;ультуроведческих процессах и яатениях "самого демократического общества в іире".
Лишь в 90-е годы началось постепенное освобождение научных трудов от ідеологем. В этой связи привлекают внимание работы О.Б.Мухамметбердыева Национальное самосознание (социально-психологический анализ) (М., 1992) і.Овлякулиева "Национальное самосознание: социально-философский анализ Ашхабад, 1992). Однако проблема роли культуры в обновлении духовной жизни уркменского народа еще не стала предметом специального рассмотрения. Этот іробел и призвана восполнить в определенной мере настоящая диссертация.
В диссертации использованы работы Р.Г.Абдулатипова, Э.А.Баллера, О.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, М.С.Джунусова, Л.М.Дробижевой, В.С.Ерасова, 5.Д.Зотова, М.С.Кагана, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, А.Ф.Лосева, Ю.А.Лукина, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, А.Г.Плиева, Э.В.Тадевосяна, А.К.Уледова, І.Н.Шевченко и других ученых, исследующих проблемы места и роли культуры і обществе.
Внимание диссертанта привлекли работы Ж.Кондорсэ, В.Виндельбанда, І.Я.Данилевского, О.Шпенглера, Н.А.Бердяева, Э.Фромма, Й.Хейзинги , в ко-
См.: Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М., 1987; Бромлей Ю.В. Мировая культура: Традиции и современность. — М., 1991; Гумилев Л.Н. Всечеловечность или национальность культуры. М., 1990; Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. — Ашхабад, 1988; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. — М., 1987; Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. (Очерки общей теории) — М., 1990; Зотов В.Д. Исторический материализм: о проблемах единства и многообразия общественного развития Запада и Востока. — М., 1985; Келле В.Ж. Современная западная социология науки. — М., 1988; Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. — Л., 1991; Плиев А.Г. Перестройка и художественная культура. — М., 1990.
Кондорсэ Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936; Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Спб., 1913;
торых культура рассматривается как исторически развивающийся феномен, от ражающий этап формирования человеческой цивилизации, своеобразие нацио нальной культуры и которые получают все более актуальное, звучание і современных научных кругах.
Цель и основные задачи исследования. Целью настоящего исследованш является анализ роли национальной культуры в обновлении духовной жизни туркменского народа, имеющего многовековую историю, глубинные традиции и ду ховные ценности. Диссертантом сделана попытка раскрыть истоки и исторические корни духовной культуры Туркменистана, показать основные этапы ее развития проанализировать социокультурную ситуацию, многоуровневую структуру современной духовной культуры, ее полифункциональность в жизни общества I человека, степень воздействия на обновление жизни народа.
Диссертант в своей работе касается главным образом художественной культуры, рассматривая иные ее компоненты лишь косвенно.
Исходя из этого диссертант поставил перед собой следующие задачи:
показать актуальность философско-культурологического анализа такогс важного и многогранного феномена как национальная духовная культура;
уточнить ряд понятий и категорий, имеющих важное теоретическое л методологическое значение;
обратившись к истории, проследить генезис и современное состояние культуры Туркменистана, ее взаимосвязь с историческими общественно-политическими явлениями;
раскрыть диалектику процесса развития национальной духовной культуры в последние десятилетия;
выявить основные тенденции развития национальной культуры в условиях обретения Туркменистаном независимости и суверенности, проследить связь национальных традиций с культурным уровнем общества, неоднозначность воздействия научно-технической революции на самобытную восточную культуру Туркменистана.
Потеря национальной духовности, деформация общечеловеческих норм нравственности, падение самоценности человеческой личности, гипертрофированный рост технократизма является не только свидетельством небрежения к гуманитарной традиции, но и умалением национальных особенностей туркменского народа.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретико-методологической основой диссертации являются работы отечественных и зарубеж-
1ых культурологов, философов, при этом особое внимание уделяется работам, юсвященным целостному исследованию культуры, а также публикациям по про-Злемам национальных отношений культурного взаимодействия народов.
Автор стремится достичь научной объективности посредством опоры на раз-шчные культуроведческие воззрения, а также на собственный опыт и те обще-:твенные процессы, которые имеют место в духовной жизни туркменского «рода. Исследователь использовал в своей работе различные историко-архивные материалы, современную периодическую печать.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
духовная культура Туркмении рассматривается в качестве специального )бъекта философско-культурологического исследования;
диссертантом проанализирован конкретный эмпирический материал, который позволил выявить определенные тенденции в развитиии национальной сультуры и ее роли в обновлении духовной жизни общества;
осуществлен системный анализ основных этапов становления и развития ациональной культуры в конкретных исторических условиях; выявлены проти-юречия в сфере духовной жизни народа, связанные с морально-психологическим юстоянием, укладом жизни, вероисповеданием народов Туркмении;
предпринята попытка более углубленно осмыслить исторический опыт уркменской культуры, ее нынешнее состояние и насущные проблемы обновле-іия;
раскрыта негативная роль административно-командной системы в прове-(ении национальной политики, игнорировавшей исторические корни народа, его радиции, обычаи, национальную психологию, своеобразие национальных отно-пений;
проанализированы экономико-политические преобразования, которые в іначительной мере определяют национальное возрождение туркменского народа; >бозначены ориентиры развития национальной культуры в условиях суверени-іации республики;
определены задачи, цели и методы управленческой деятельности в сфере :ультуркой жизни.
Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, [то исследованные в ней вопросы расширяют и углубляют существующие в науке іредставления о национальной культуре, содействуют объективному осмыслению істории культуры как в дооктябрьский, так и послеоктябрьский периоды разви-ия государства Туркменистан.
В исследовании уточнены характеристики национальной культуры, намечень некоторые направления ее развития в современных условиях обновления обще ства. Материалы диссертации, содержащиеся в ней положения могут быть ис пользованы в качестве теоретической и методологической основы при разработк< ряда проблем духовной культуры туркменского народа.
Диссертационный материал может быть использован в преподавательской де ятельности, при подготовке спецкурсов по проблемам теории и истории культу ры, а также в практической работе государственных и общественны)
организаций, творческих союзов, общественных движений, фондов.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждень на заседании проблемной группы кафедры культурологии Гуманитарного центр. Российской академии управления. Отдельные положения диссертации излагалисі в выступлениях на республиканских конференциях и совещаниях, использовались при подготовке докладов и аналитических материалов, а также в качестве материалов для лекций в Туркменском институте культуры. Важнейшие положения нашли отражение в публикациях.