Введение к работе
Актуальность темы. На современном этапе общественного развития сугаествеїшо возросли роль и значение совершенствования управления экономической и социальной жизнью страны.
Оптимизация процессов социокультурного развития на совреиеп-нсм этапе требует всестороннего изучения закономерностей, виявлення перспектив развития культуры. Перец культурой, иак и перед другими отраслями народного хозяйства, ныне стоит задача поиска новых подходов, обеспечивающих интенсификацию ее развития. Это требует развертывания социально-экономических исследований культуры, обусловливает значимость критического осмысления результатов практики прошедших лет и обеспечения планирования культурного строительства целевыми ориентирами, которые составляют фундамент его научности и методологической целостности. При этом научное управление художественной культурой по-нимется как "разработка мер тю созданию благоприятных условий для художественной деятельности" и как "совершенствование процессов приобщения населения к искусству", что, в своп очередь, "требует прежде всего улучшения планирования развития сети учреждений культури".
Актуальность проблемы настоящего исследования обусловлена прежде всего тем, что многообразные и сложные процессы общественного развития сегодняшней Монголии и практика культурного строительства в стране все настойчивее требуют как осмысления теоретических проблем развития художественной культуры, так и более пристального изучения проб немы научного управления этим процессом и поиска новых подходов, обеспечивающих интенсификации их дальнейшего развития.
Степень научной разработанности проблемы. В ьастоягаее время создана широкая научная база для обоснования научных подходов к формированию культурной политики.
Теоретическое: социологическому и историческому анализу художественной культуры лосвяшены ряд трудов В.Ц.Бернштейна, В.И.Волкова, U.С.Нагана, Л.Н.Погана, В.А.Конева, Ю.А.Лукина, Ю.В.Перова, С.Н.Плотникова. В.К.Скатершикова, А.Н.Сохора, Ю.У.Фохт-Еабуткина и др. Йди сосданы тсореяические и методологические предпосылки для исследований проблем развития и функционирования художественной культуры.
Рагработка данной проблемы особенно продвинулась вперед в конце 70-х - начале 80-х годов. Практика нуждалась в новой концепции, в принципиальной идее, способной обеспечить переход ж научно-обоснованным методам планирования и управления культурным строительством. И такая концепция была сформирована. В ее создании приняли участие философы и экономисты, эстетики и социологи, разработавшие програмшо-целевой подход к обеспечению населения культурными благами и услугами - основу перспективного планирования развития отрасли культуры.
В последующие годы разным аспектам проблемы управления развитием художественной культуры был посвящен ряд монографий и сборников статей, в которых с результатами своих исследований выступили ученые отраслевых и академических научных учреждений: С.Н.Вознесенский, Г.Г.Дадамян, В.Н.Дмитриевский, В.С.ЇЇид-ков, Е.А.Левшина, В.Я. Нейгольдберг, В.В.Пашорковский, В.М. Петров, А.Я.Рубинштейн, К.Б.Соколов, Л.Г.Сундстрем, С.В.Шишкин, В.У.Фохт-Бабушкин и др.
Культурной революции в Моиоглии посвящено немало работ. Однако они во многом повторяли друг друга, а были идентичны в одном: развитие культуры в них трактовалось как движение "по восходящей линии". 'Гпоретические проблемы развития и функционирования художественной культуры, особенно ее современные аспекты, в Монголии мало изучены. Исключение составляют некоторые труды советских и монгольских ученых, посвященные в основном историческому анализу развития этого явления.
Ныне, когда идет интенсивный процесс обновления всех сторон общественной жизни в МНР, назрело время научно осмыслить, обстоятгльно проанализировать состояние данной сферы и разработать методологию научного управления развитием художественной культуры. Это определяет актуальность,теоретическую и практическую значимость избранной темы.
Цель настоящей работы заключается в изучении исторического опыта и современной практики развития культурного строительства в МНР, а также в разработке принципов применения программно-целевого подхода к развитию культуры. Эта цель обусловливает следующие основные задачи:
- исследовать исторический опыт планирования культурного строительства в Монголии, развития художественной культуры,
в частности; проанализировать современное состояние удовлетворения культурных потребностей населения;
показать, что использование програг.тно-нелевого подхода в планировании развития художественной культуры должно являться важнейшим методологический принципе-» руководства процессом! ' развития этого явления;
раскрыть пути и показать резерві.' иозі/омюстей учреждений культуры в деле удовлетворения культурных потребностей населения.
Теоретической основой диссертации являются положения современной науки о художественной культуре. Среди исторических источников, положенных в основу диссертации, определенное место занимают документы и t/.атериалы съездоп и конференций МКЕСІ, решения пленумов, постановления партии и правительства MJIP.
Важной теоретической основой для предпринятого в диссертации анализа служат труды советских ученых в области эстетики и художественной культуры; в числе этих трудов - теоретическая разработка ученых Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР и других институтов по теме "Долгосрочный план совершенствования культурного обслуживания населения"; использовались также результаты социологического исследования, проведенного в различных регионах МНР совместно с советскими и монгольскими специалистами.
Одновременно автор широко использовал статьи и выступления деятелей науки и культуры, журналистов и писателей, опубликованные в периодике и специальных изданиях и содержащие мнения о путях развития национальной культуры: использованы материалы периодики СССР и МНР. Важным источником диссертации стали статистические справочники, информационные бюллетени планово-экономических органов, текушее делопроизводство Министерства культуры МНР.
Научная новизна и практическая ценность работы заключается в том, что в ней:
обобщается и анализируется исторический опыт планирования культурного строительства в МНР и современное его состояние;
обоснована необходимость внедрения программно-целевого метода в планировании развития художественной культуры МНР;
разработаны принципы применения программно-целевого подхода в планировании культурного строительства, включая расіпи-
_ 4 -
рение сети учреждений культуры и их размещение на территории страны;
- разработана методика расчета ожидаемых результатов реализации долгосрочных программ культурного строительства.
Новизна диссертации также заключается в том, что рассмотренная в ней тема рассматривается автором на стыке нескольких общественных неук, таких как культурология, эстетика, социология и экономика.
Научные выводы, методы и материалы исследования могут служить более полному и конкретному изучению такой важной сферы жизнедеятельности общества, какой является развитие и функционирование художественной культуры. Сделанные в диссертации выводы и обобщения, разработанные предложения, касаюгаиеся совершенствования планирования и управления развитием художественной культуры, на наш взгляд, представляют определенный научный и практический интерес. По мнению автора, они могут быть использованы в процессе планирования культурного строительства страны, совершенствования управления сферой культуры в МНР.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании Сектора научного управления и прогнозирования развития художественной культуры ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР.
Полученные в результате данного исследования выводы и рекомендации использованы при разработке раздела "Культура и искусство" Генеральной схемы развития и размещения производительных сил ПНР на период до 2000 г. Основные положения, представленные к защите работы опубликованы в монографиях ВНИИ искусствознания, научно-реферативном журнале АН МНР "Студия Монголия".
Структура и объем работы. Диссертация состоит вз введения, трех глав, заключения. Объем - 5,2 п.л., а также приложения в объеме 3,3 п.л.