Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные праздники Грузии как феномен культуры Селиненкова, Елена Яковлевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Селиненкова, Елена Яковлевна. Народные праздники Грузии как феномен культуры : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 17.00.08.- Санкт-Петербург, 1995.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Духовный потенциал этнической культуры является одним из регуляторов массового сознания, который противостоит в кризисные периоды скороспелым решениям и непродуманным манипуляциям политического, социально-экономического, экологического характера. Современный этап исторических преобразований и катаклизмов повысил значимость культурных детерминант общественной жизни, среди которых ощутимое место занимает праздничная культура. Ее роль емко сформулировал М.М.Бахтин: "Празднество...- это очень важная первичная форма человеческой культуры"*, тем самым подчеркнув устойчивое сохранение феномена на протяжении существования человечества. В празднике отражаются обычаи, история, этические и эстетические ориентации, стереотипы поведения народа.

В связи с этим изучение закономерностей массового общения, средств и способов взаимного влияния людей друг на друга в ходе праздников раскрывает перед обществом широкие возможности воссоздания и возрождения утраченных или значительно ослабленных коммуникативных форм, необходимых для самоидентификации человека, изначально включенного в этническую и общечеловеческую культурную целостность.

Актуальность исследования связана также и с тем, что изучение конкретных праздников выявляет как специфические, так и общие закономерности массового творчества.

Исследование народных праздников имеет как общетеоретическое, так и практическое значение. И в том, и в другом случае оно прокладывает пути к оптимизации праздников, сохраняющих в себе и силу традиций, и в то же время открытых для новых влияний, возникающих в процессе развития общества.

Выбор грузинской праздничной культуры в качестве предмета исследования перспективен в связи с богатством и многообразием культурных традиций автохтонного этноса, никогда не прерывавшего контакта с изначальной средой обитания, что способствовало сохранению древнейший пластов культуры. В диахронном срезе она показывает

* Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965, СП

себя как живая саморазвивающаяся структура, где с помощью ауді визуальных игровых поведенческих планов создается зтно-ориенти[ ванный образ миропорядка, воспроизводимый многократно в проце се коллективной творческой деятельности народа.Тем самым появлж ся возможность исследования и постижения многомерности HauMOHaj ного сознания и мироощущения, без которых невозможен анализ сов] менных этнопсихологических и культурных процессов.

Прямым доказательством актуальности избранной темы являє' Факт возобновления в экстремальных ситуациях сегодняшней Гру: праздника "Тбилисоба",который прошел в октябре 1995 года.Зто со тие рассматривается самими носителями культуры как доказательс стабилизационных перспектив, как факт способствующий единению ции.демонстрирующий жизнестойкость и исторический оптимизм этно

Степень научной изученности проблемы. Данное исследование было чато в 80-ые годы, в то время, когда государственные совете праздники, утратив всякую жизненную силу, оставались формальн датами праздничного календаря. Рядом с ними уже возникали но праздники национальной культуры - такие как "Зребуни" в нрмен День Москвы, так называемые праздники фольклора. Дни националь культур и. конечно."Тбилисоба" в Грузии и т.д. Хотя они были ор низованы и контролируемы "сверху".очищены от "религиозных переї ков", но в них все-таки использовались некоторые народные трг ции.* Одновременно происходило массовое возрождение истинно HaL нальных празднеств (Пасха, Навруз, Сабантуй и др.). в которых с живы многовековые образцы культуры.

Зто было время, когда многие советские исследователи р; сматривали современные театрализованные праздники как якобы noj ценное историческое проявление национальной культуры, и в то время ранние архаические праздники, ритуалы, обряды оценивалі как примитивные формы "перениточного" сознания, с "внветрившимі содержанием и фиксировались в качестве фонда исторического храї ния. В результате значительная область массовой специфичесі творческой деятельности оставалась вне пристального исследоват ского интереса, несмотря на то, что "архаика" упорно продолж. сохраняться в недрах современной народной жизни.

* См.напр. Закович Н.М. Советская обрядность и духовная к тура. Киев, 1980, С.168. 199-208; Угринович Д.М. Обряды за и тив. М., 1975 и др.

В последние годы ограниченность научных подходов к народной культуре начинает преодолеваться под воздействием концепций, прежде подвергавшихся критике, запрету и замалчиванию. Труды крупнейших фольклористов, этнографов, культурологов: М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, В.3.Проппа, О.М.Фрейденберг, А.Ф.Лосева, П.Г.Богатырева; работы западных ученых Ван Геннепа, В.Тэрнера, К.Леви-Строса, И.Хейзинга, К.Г.Юнга и др. - открыли дорогу работам современных исследователей (например, А.К.Байбурина, А.Ф.Некрыло-вой, Л.М.Ивлевой. .Коновича, А.Г.Левинтона и др.).

На UII международном конгрессе антропологических и этнографических наук (1969 г.) А.Д.Авдеев, автор работы "Происхождение театра", отмечал неразработанность теоретического осмысления зрелищно-игровых и обрядовых форм народной культуры.В последующие годы анализу драматического творчества народов СССР были посвящены работы В.Е.Гусева, Н.И.Белецкой, Н.И.Сэвушкиной. С.Д.Лисициан, А.И.Белецкого. Д.С.Джанелидзе, Г.И.Спатару и др. Этот вопрос обсуждался на конференциях, он рассматривался в отдельных статьях и научных сборниках.Однако исследований, разрабатывающих монографически проблематику истории и теории праздников грузинского этноса не было проведено.

Цель диссертации. Выбор цели во многом предопределен стремлением расширить область применения культурологических подходов к эмпирическому материалу. В отечественной науке, посвященной изучению этнической культуры преобладала тенденция описания отдельных явлений, вычлененных из праздничного контекста,имеющих самостоятельное этнолокальное значение. Поэтому праздник как объект исследования не привлекал особенно пристального внимания. Понятие "праздник" употреблялось без дефиниций. Он ставился в общем ряду (ритуал, обычай, обряд, праздник) типологически сходных явлений. Поэтому не прослеживалась иерархия и соподчиненность указанных форм деятельности. Полевые наблюдения подводили автора к выводу, что в праздниках через зрелищно-игровые составляющие моделируется жизнь в сложнейших переплетениях представлений, идей, нравственно-философских категорий,стереотипов поведения, т.е.всего того, что составляет менталитет этноса. В результате коллективного творчества создается зримая этническая картина мира,несущая в себе своеобразие национального характера и мироощущения. Наша цель: рассмотреть праздничную культуру как пространство формирования ценностных ориентации, выявляя генезис, содеркание, структуру и функции феномена.

Диссертантом была выдвинута гипотеза: в празднике зтническ. картина мира воспроизводится в целостном мифопоэтическом зрителі ном образе, в котором аккумулированы архетипы национального самі сознания. В связи с чем определилась необходимость исследован; грузинских праздников как художественно-эмоциональной целостное в которой структурированы ритуалы,обычаи,игры,состязания,фолькл

В связи с этим поставлены задачи:

  1. Систематизировать разрозненные свидетельства и описания гр зинских праздников конца XIX - XX веков.

  2. Ввести в научный обиход новые данные по грузинским народи: праздникам, собранные автором.

  3. Выявить внутренние структуры традиционных праздников, пут анализа стереотипов поведения, пространственно-временных характ ристик, материально-вещественного оформления праздников.

  4. Опираясь на современные исследования междисциплинарно характера, очертить круг основных функций, художественное информационное богатство праздничной культуры.

  5. Показать возможности комплексного анализа явлений культу, на основе современных культурологических подходов; проследит заложенную в празднике специфическую информацию, непосредствен связанную с проблемой интеллектуальных сил человека и характер зующую мотивацию и поведение Человека играющего - "Ношо ludens" Человека празднующего "Homo festivus".

  6. Определить место праздничной жизнедеятельности в систе традиционной культуры.

Научная новизна исследования определяется:

выбором предмета исследования, т.к.анализируются генезис,фун ции, сюжет и структура грузинских сельских и городских празднее и их локальных вариантов;

использованием экспедиционных полевых материалов диссертант собранных им в различных регионах Западной Грузии, Сванетии, Me хетии.Кахетии.Карталинии, а также архивных и музейных артефакто хранящихся в музеях г.Тбилиси и Российском этнографическим музе

обработкой эмпирического материала в свете культурологическ подходов,в результате которой диссертант выявляет специфику орг низации культурной информации по законам зрелищного искусств, определяя поведение людей по трем типам: перевоплощение ролево постикение инобытия в ритуалах, вживание в конкретные игровые с туации.При этом подчеркивается художественность выражения в виз

5 льно-акциональном плане, где кодируются важнейшие идеи этническо-з самосознания.

В результате проведенного исследования диссертант доказывает, выносит на защиту следующие выводы и положения:

В празднике ритуалы, обычаи, фольклор, игра, застолье, профес-иональное и самодеятельное творчество объединены динамикой сквоз-ого действия, воспроизводящего архетипы национального сознания и нтерпретирующёго важнейшие ценностные ориентации этноса.

Предпринятая автором реконструкция праздников дает представлене о духовно-практическо'й жизнедеятельности, глубоко внедренной в ациональнуга практику. При этом праздничная культура обнаруживает еоя как синкретическая полифункциональная система,в которой поведене человека определяется задачами превосходящими мотивации повсед-евной жизни, а материально-вещественная сторона - маски, костюм, еквизит. окружающая среда органично входят в ткань представления, бразуя неотъемлемую часть специфического праздничного синтеза.

В контексте традиционных грузинских праздников очерчивается :словное мифопоэтическое поведение: оно опредмечено в вещах и закодировано в стереотипах и импровизациях лицедейства.

Системное исследование дает возможность констатировать, что в іаазднике осуществляется коммуникация, векторы которой направлены ;ак в мир трансцендентных сил, так и в сторону регуляции человечес-;ого мира, где она служит важным адаптирующим культурным механизмом.

Идея зрительного образа праздников трактует парадигму бытия, (иропорядок, по народным представлениям, есть нечто культурно-упорядоченное и организованное в определенной иерархии.где имеет-:я системообразующий центр, в котором присутствует некий Мировой loroc. Поведение людей через психологический механизм апперцепции :трактовка понятия по В.Вундту) становится гарантом подлинности :вязи с божественным. Оно санкционирует единство мира природы, веден, общности человеческих субъектов и транссубъективных духовных ценностей.

Методологические принципы работы. Синкретизм праздника и его полифункциональность требуют междисциплинарного изучения и объединения в рамках одной дисциплины (в данном случае культурологии) различных научных подходов.

. Основополагающее значение имеет системно-структурный подход, дающий возможность комплексной разработки проблемы. Этот подход, с опорой на принципы синхронного анализа, уже был

плодотворно использован П.Г.Богатыревым - крупнейшим специалистом по исследованию русского, чешского и словацкого народного творчества.*

Изучение праздников , в работе базируется на синхронном и диахронном анализе. Диахронии аспект способствует выявлению вертикальной линии формирования архаических элементов культуры. Синхронный же анализ современных явлений (в диссертации такими объектами являются сохранившиеся традиционные праздники и современный праздник Тбилисоба) дает возможность проследить за ходом праздника путем включенного наблюдения.

Как любое явление зрелищной культуры, праздник обладает неповторимостью сиюминутного явления и уходит в прошлое навсегда. Фиксация праздника чрезвычайно затруднена. Поэтому синхронное наблюдение продуктивно сопровождалось специально разработанными для этого случая программами, дающими возможность научной, реконструкции и выявления типовых особенностей праздника. Традиционные приемы гуманитарного исследования: наблюдение, списание, анализ применены в диссертации и дополнены современными социологическими методиками экспресс-опроса информаторов и лонгитюдкого (длящегося) включенного наблюдения, позволяющего дискретно, с разрывом в несколько лет, фиксировать тот же праздник и тем самым определять изменения и стабильные элементы, то есть прослеживать динамику и статику культурных процессов.

В работе также используются методы семантического анализа образов, которые оправдали себя в фольклористике и этнолингвистике. Через семантику образов вскрываются смыслообразующие линии. которые формируют идею и "сверхзадачу" целостного "спектакля" - праздника, повторяемого испокон веков.

Научная источниковедческая база. В работе использованы музейные и архивные Фонды, специальная литература по культурологии, этнографии, театроведению, фольклористике, этнопсихологии и психологии творчества, периодические издания XIX-XX веков, содержащие описания грузинских праздников, археологические материалы, имеющие отношение к зрелищной культуре древних грузин,а также собственные полевые работы, которые осуществлялись автором в Грузии с 1979 по 198? год.

* Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. К., 1971, С.11-166.

7 Изучены архивные материалы с этнографическим описанием праздников, хранящиеся в Музее истории Грузии им.Джанашия(г.Тбилиси) и Российском этнографическом музее (г.Санкт-Петербург ), а также фотоиллюстративные фонды этих музеев. Большую помощь в работе оказали консультации, полученные у этнографов-кавказоведов Е.Н.Студенецкой, Г.В.Джалабадзе, Дж.н.Рухадзе, у театроведов Г.В.Бухникашвили и Д.С.Джанелидзе.

Научно-практическая значимость работы определяется задачами воссоздания и обновления праздничной культуры с позиции научного знания. Изучение грузинской праздничной культуры обосновано прежде всего древностью происхождения и богатством присущих ей форм. Она выступает важным доказательством жизнеспособности архаических структур. органично входящих в контакт : современностью. В научных дисскуссиях по теории праздников ее можно рассматривать в качестве реально сицеет-зуюцей модели, в которой взаимодействуют сложнейшие психологические и культурные процессы. Однако вплоть до настоящего времени этот материал используется крайне редко. Материалы и выводы диссертации могут быть привлечены для дальнейшего научно-практического изучения народных праздников, использованы в экспериментах по их возрождению, включены в спец-кирсы гуманитарных ВУЗов и ВУЗов искусства и культуры.

Аппробация исследования. Результаты работы нашли отражения в докладах автора на научных конференциях: на ежегодных Средне-азиатске-Кавказских чтениях ( 1933-1995гг. ) в Санкт-Петербургском институте этнографии и антропологии РАН. Богатыревскнх чтениях в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург. 1933г. і. на конференции "Невские берега" в Ленинградском отделении ЕТО >. 1989г.). в сообщениях и докладах в Обществе охраны памятников Грузии (,1987г.). в разработке блоков тематико-зкспозиционного плана, создании экспозиции "Современные праздники и обряды" и выставок "Магия маски". "Тбилисоба"- праздник национальной культуры" (РЭМ). Основные вопросы освещены в ряде опубликованных статей, список которых прилагается.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.