Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировой образ как герменевтический феномен Красноглазов, Андрей Борисович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Красноглазов, Андрей Борисович. Мировой образ как герменевтический феномен : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 17.00.08 / Рос. акад. управления.- Москва, 1993.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/1893-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Мировой образ как философ-ко-исторический феномен вызывает неослабный научный интерес ак в нашей стране, так и за рубежом. На протяжении многих де-ятилетий, в последние годы особенно, исследователи разных траслей гуманитарной науки пытаются выявить художественное одержание и философский смысл героев великих книг, начиная с иблейских образов и кончая мировыми образами, рожденными в ультуре различных эпох и народов.

Одним из наиболее сложных мировых образов является образ эн Кихота, созданный в ХУЛ веке гениальным испанцем Мигелем зрвантесом. Этот образ по праву принадлежит к блестящей га-зрее художественных образов, которые, спустя много веков с эмента их появления в художественных произведениях, выросли з уровня мировых образов и далеко вышли за рамки художествен-яс творений. Каждая историко-культурная эпоха предъявляла к іким феноменам свои требования, искала в них ответы на свои івотрепешуше вопросы. Естественно также, что и изучались іровие образы в каждый конкретно-исторический период своего тествования только методами доступными и адекватными менталь-ш особенностям того времени.

Замечено, что поиски новых подходов к ранее исследовавшим-t предметам связаны с возникновением герменевтических ситуа-[й в истории стран и народов. Кризисы доверия и легитимности іблюдались в поздней античности, на исходе Средневековья, і время перелома в идеалистическом мышлении XIX века.

В нашей стране сейчас наблюдается один из таких периодов дорического развития. В силу этого не только правомерны, і и необходимы поиски новых методов исследования, новых кри-риев для переоценки не новых предметов исследования, в ча-'ности, мирового образа.

Появившиеся в последние годы неиздававшиеся и непереводив-еся работы как западных, так и отечественных философов и слителей заставляют во многом по-новому подходить к пробле-изучения мирового образа.

В частности, вышедшая в 1988 году книга одного из "отцов"

современной философской герменевтики Х.Г.Гадамера "Истина и метод" позволяет с новых позиций подойти к оценке роли исторической традиции, предания, а также месту и значению научного метода при изучении культурно-философских явлений.

Важной причиной, обусловившей настоящее диссертационное исследование является и то, что бытующие в нашей стране (надо заметить, весьма устаревшие) принципы исследования мирового образа, как правило, отличаются статическим характером. Другими словами, вычленяют образ из историко-философского континуума и рассматривают его в каком-либо конкретно-историческом времени, с какой-либо определенной стороны. Актуальность данного исследования состоит в том, что в нем сделана попытка проследить трансформацию мирового образа на протяжении всего периода его становления и развития - от первоначального выхода из художественного произведения до становления как мирового образа и выявить закономерности этой трансформации.

Степень разработанности проблемы и предмет исследования. Динамичность культурно-философских процессов в последний период, с одной стороны, поставила на архивную полку многие теоретические работы, созданные за последние семьдесят с лишним лет, с другой стороны, вызвала к жизни новые теоретико-методологические подходы и попытки нового осмысления культурно-философских феноменов. Многие работы как отечественных, так и зарубежных авторов небесспорны, но вместе с тем они способствовали более глубокому и объемному осмыслению культурно-философских явлений и мировых образов в частности. С культурологической точки зрения можно сказать, что значительный вклад в разработку феномена мирового образа, равно как в определение самого этого явления культуры внесли труды таких авторов как: М.М.Бахтин, Л.М.Баткин, М.Блок, Х.-Г.Гадамер, К.Горанов, А.Я.Гуревич, Ж.Дюби, Ю.Д.Левин, Ж.Ле Гофф, А.Ф.Лосев, Ю.М. Лотман, А.В.Михайлов, Л.Февр, Г.Г.Шпет и ряд других исследователей, работы которых так или иначе затрагивают данную проблему.

Вместе с тем появившиеся за последние годы новейшие исследования по герменевтике и историко-философским проблемам

позволяют уточнить само понятие мирового образа, а также осмыслить этот герменевтический феномен в новых категориях и с новых позиций, что и составило предмет данного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования состояли в том, чтобы раскрыть и обосновать сам факт явления мирового образа как герменевтического феномена, рождающегося из художественного образа и, после выхода за пределы текста,его определившего, - бытийствугаего как самостоятельный историко-философский смысл, постоянно эволюционирующий и изменяющийся совершенно по-особому в каждом отдельно взятом социокультурно-философском пространстве.

В ходе исследования реализация поставленной цели обеспечивалась решением следующих взаимосвязанных задач:

рассмотрение имеющихся теоретических и литературно-публицистических разработок в исследуемой сфере;

выявление объективных предпосылок и анализ реальных возможностей для более эффективного, соответствующего новейшим историко-философским подходам осмысления генезиса и развития мирового образа в социо-культурно-философском пространстве - на примере Испании и России;

анализ современных отечественных и зарубежных подходов к осмыслению и исследованию фактов и явлений мирового историко-философского процесса;

поиск новых путей к пониманию генезиса мирового образа и его осмысления в качестве герменевтического феномена

- при опоре на современные культурно-философские изыскания.

Решение этих и других сопутствующих задач позволяет бо-нее объемно, с разных идейных позиций подходить к сущности лирового образа, что может иметь и практическое, и теорети-іеское значение для дальнейшего анализа различных историко-философских феноменов.

Теоретической и методологической основой исследования гвляются.современные историко-философские подходы к позна-шю и постижению фактов и явлений историко-культурного про-іесса.

При исследовании учтены недавно опубликованные, переведенные и оригинальные издания как зарубежных, так и отечественных авторов, материалы периодических изданий, критические оценки текущего художественного процесса.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

в научный оборот вводится новое понятие "мирового образа", как отдельного, сложного историко-философского явления; исследуются его содержательные и структурные особенности;

определяются направления более глубокого осмысления этого герменевтического феномена с учетом результатов новейших зарубежных и отечественных исследований по культурологии и философии;

с учетом новых теоретических разработок и фактического материала, намечаются основные этапы генезиса феномена мирового образа и его развития в разнородной социально-культурной среде.

Практическая значимость и апробация работы. Сформулированные в результате диссертационного исследования теоретические положения и выводы нашли отражение в ряде публикаций - в сборниках научных трудов и в периодических изданиях,в частности, в журнале "Вопросы литературы".

Полученные результаты могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблемы мирового образа и его культурно-философского бытия, а также в практической деятельности в качестве материала для лекций и семинаров в высших учебных заведениях культурологического и философского профиля.

СТРУКТУРА РАБОТЫ