Введение к работе
Актуальность проблемы
/нализ истории человеческого общества показывает, что одним из важнейших условий существования и дальнейшего развития культуры является возможность обмена духовными ценностями ивы-ду людьми. В каждом новом поколении человек становится человеком только в результате усвоения им культурного богатства человечества. Личность формируется в процессе оощения с другими людьми и в процессе контактов с культурними ценностями. Оба этих процесса происходят на основе передачи и приема ш^орм*"'-ции, её интерпретации и усвоения, то есть на основе, коммуни-квции.
при ыошнеивих толчка, ускоряющих развитие, получила культура зв время её существования: первиіі - появление письменности, позволившее человеку вступать в коммуникаций с другими дидьми, не нсходящимися с ним в непосредственном контакте; второй - внедрение книгопечатания,, предоставившее возможность множеству лвдей получить доступ к знаниям и тем приобщиться к культуре; третий - распространение телевидения, которое внесте с сопутствующими изобретениями (спутниковое и кабельное телевидение, видеомагнитофоны и телефакси, видеотекст и видеотелефоны) предоставило возможность почти всему человечеству стать непосредственными свидетелями и участниками историко-культурного процесса, происходящего на нашец-планете.
Серьезные, далеко не изученные в долиной мере еоцио-куль-турные, философские и организационно-практические,проблемы связана с распространением новых средств массовой коммуникации. Эти средства вторглись почти во все сферы жизни в исторически столь короткие сроки, что общество не сумело еще осознать связанные с ними возможности к исходящие от них опасности. Происходящее с помощью техники и мощных информационных потоков приобщение к культуре широких масс, формирование в масштабах не только отдельных стран, но и мировой цивилизации единой аудио-визуальной среды культуры повлекли за собой радикальные изменения в обществе. Благодаря новой информационной технике на наших глазах меняется характер труда, быта, досуга, образования, повседневного общения, возникают новые виды искусств. Но что еще более вакно для нашей
_ 2 -
темы - обнаруживается фундаментальное значение массовых коммуникаций, которые существуют с момента возникновения общества и во многом определяют его целостность, структуру, устойчивость. Массовые коммуникации - ото относительно устойчивые информационные связи, взаимодействия і:еаду отдельными группами и институтами, управляющими инстанциями и поселением, творцени культуры л её потребителями. Эффект массовых коммуникации, их стабилизирующее и дестабилизирующее воздействие определяются не только содержанием передаваемых сообщений, но такке скоростью, кощкооїьв информационных потоков, разнообразием видов, жанров, источников информации. Из-зє возрастЕ1ШЯ ИНфорксиионных потоков уже небольшие изменения в пропорциях, "удельном весе"' тех или иных сообщении, деке случайные флуктуации в распределении информации могут иметь ДЕлеко идущие последствия.
Мы являемся свидетелями того, как печать, радио, телевидение ведут борьбу за обновление общества, освобокдЕют сознание от идеологических догм, иллюзий, стереотипов. Но открывающаяся свобода слове, возможность тиражировать тексты и распространять информацию не только способствуют консолидации демократических сил и общественного мнения, но приводят и к рвзмекеванию политических позиций, конфронтации, росту радикализма и экстремизма. Отмена цензури, МВССОВИ3 8ЦИЯ и демократизация культури открывают доступ к новым, ранее недоступным источникам информации, помогают понять способ Функционирования того общества, в котором кы живем. Но эти же причини открывают дорогу всякого рода сенсациям, публичному шарлатанству, распространении низкопробного чтива и эротики, которые вытесняют серьезную, "высокув" культуру. Еще в недавнем прошлом "железный звновес"1 почти наглухо отгораживал нас от мировой цивилизации. Информация строго дозировалась и цензуровалось таким образом, чтобы поддержать и укрепить в сознании принципы, на которых строилась идеология. Сегодня '"железный гановес"' больше не существует. Цензуре не может скрыть от нас трагических событии, происходящих в различных регионах страны: межнациональных конфликтов, забастовок и антиправительственных выступлений. Однако свобода поиска, выбора, получения и распространения информации и идей, закрепленные в Законе СССР о печати и в статье 19 "Всеобщей декларации прав человека", совершенно меняют культурный климат в обществе, требуют от всех, кто работает в области культуры не только высокой ответственности, но и
глубокого понимания механизмов функционирования массовых коі.-...iy-никацвй, тех политических, экономических и психологических эффектов, которые могут бить ими визнана. ІІельзя закривать глаза на то, что возрастание количества источников ішфорьацпи не только помогает формировать более объективную картину мира,но и способствует нарастанию информационного хаоса, ослабленню нравственных и эстетических ориентиров.
Едва ли будет преувеличенном сказать, что трансляция по телевидении заседаний Верховних Советов СССР и РСФСР явилась школой политической зрелости для всего нашего народа.Публичность работы государственных органов активизирует политическое сознание масс, позволяет людят.1 осознать свои праоа и обязанности, увидеть своих воздей п кумиров как Си под увеличительным стеклом.
При посредстве кассовой коммуникации в масштабах общества воспроизводятся такие массовые психологические процессы как подражание, заражение, паника,суггестия,зкскалацил разного рода чувствований. Развитие коммуникаций включает л себя и такие процессы, в ходе которых информация не только передается, но и искажается, мояет сш.юпроизволыю возрастать или угасать, кассовая комлуника-ция по самой своей природе требует инноваций и годно их ассимилирует, что придает ел и динамичность и непредсказуемость ее эффектов. В условиях свободи слова, гласности, права каждого па получение и распространение информации, общество должно учиться использовать возможности массовой коммуникации с максимальным эффектом. Исследования последнего времени показывают,что несмотря на возможность кратковременных дестабилизирующих эффектов, связанных с открытой критикой авторитетов и систем ценностей через средства массовой коммуникации, такая критика в конечном итоге усиливает резким политической демократии, укрепляет правовые основы общественного порядка, способствует выработке консенсуса. Несомненно, что такие технические новации как кабельное и спутниковое телевидение, не говоря уне о других, которые появятся в недалеком будущем, при умелом их использовании окажут благотворное воздействие на сфери труда, быта,досуга, политической жизни, на образование и искусство, способству-от наиболее рациональному решению экологических,экономических, и других проблем, стоящих перед человечеством.
Состояние научной разре^отпі проблемы
кассовая коммуникация предстовлнет собой сонипльно-обуслов-лишшіі процесе, выполняющий і;ио,:;естао ^ункипіі. сз поддержания
УСТОЙЧИВОГО CCIICIID 1<ІК!>ОрмаЦ11ЄІІ ИЄІІІДУ ШІДІШІіДаПІ-, социальными
группами, коллективами і: соціальними институтами невозможно себе представить существования общества как целого. В то ;;;е время очевидно, что всякого рода изменения і! содержании и направлен-пости i:tfуорі-гьиноиных потоков, п таксе случайные флуктуации В НИХ могут иметь далеко іідуг;пє последствия для общества. Б ЗТОІ! СВЯЗИ становится понятен тот пакт, что владении средствами массовой коммуникации входит б число условий овладения какой бы то ли было влестыо - экономической, политической или духовной.
Практики социальных преобразовании, осуществляемая как в нашей стране, тек и во псом пире, наказывает пастоятольнум необходимость создания системи спецнелпзкровешшх знаний о процессах, закономерностях и механизмах' массовой комкуннкеиии, хотя она настолько сплелось с культурой и вросле в неё, что в некоторых её аспектах (например, в случае "кассовой культуры") оно полностью отождествляется с самой культурой.
Историческое развитие массовок коммуникации кок сош-шльно-культурного явления достигло сегодня тон степени зрелости, при которой уз.:о и для обыденного и для теоретического сознания нет сомнения в ток, что массово-коммуникативные процессы оказывают значительное, иногда решввцее влияние на все стороны жизни. Вместе с тем эмпиризм, выступающий в повседневной деятельности средств массовой-коммуникации как домшінруізцая силе, является уже тормозом дальнейшего развития социально-культурного явления на научной основе.
Средства массовой коммуникации: кинематограф, печать, радиовещание и телевидение, - активно участвуют в пробуждении общественного мнения сегодня, ведут борьбу с бюрократией, на деле утверждают политическую демократию как систему социальной жизнедеятельности. Задача теоретического исследования массовой коммуникации как сложного и целостного социально-культурного явления ыокет быть именно в з'тот момент наиболее полезна обществу.
Проблема массовой коммуникации затрагивается рядом наук: политологией, политической экономией, социальной психологией, общей психологией, семиотикой, искусствоведением, эстетикой, ЛИНГВИСТИКОЙ, журналистикой, юриспруденцией. Здесь накоплен извест-
_ 5 _ liuii опит, касающийся рассмотрения оудольііі-а отирон, hlkovOiK ;
МЄХІіНИЗМОВ, ЧСС'І'ІШХ обСТОнТСЛЬСТи ОТО,, НрООЛіЛНі. ПОШІТіаі СО'.іДїі-НИЯ В НіЛПОІ! CTpullh KuKliX—ї 0 OOOOU;i:t)!i;lIX ГІІІЮТьУ , КОГОр-.'о ОСуЦиСтВ-ЛЯЛІЮЬ СГЮЦ1Jі-Л1ІСїJMU liu 0Ы5О 0ДІ1ОІІ (,ШПії.МШЩ.йіЛі\\(>їі НауКЛ НиЛЬ-
2я признать усиеїшілш, ибо її конечной счете оці; єео,чіу.і;оь і; принудительному ьтпскіпзашш r uoi'ooutiluiku^o її богатого разними от-тоннами процесса массовом коы-.ушли.ппи ти, криыу у„:е разкитон, )іо
ВОе-ЇЬ'КИ чаОЇВОІ! И Чу.-..Oii ТООрИН.
Фрагментарний анализ отдолишх зі- .аььъ ниссоьо.і коммуникации,
ЯВЛЯЯСЬ ІІСТОрИЧЬСКИ НОЗіЗбОіїНПП СТаШЛІ рпЗїЛІТІЇЯ Л.ібон ТСОрпП, її 011-реДЄЛеШШй И0КЄ11Т ИЗМІПШьї 000)!, 1100 СЛЧІІОІЯіТСЯ ПрСПЯІ'СТЬИеіі liU
пуги постановки и ріішная коріг.'цшх, суцьостініх ироолпн отанчвшцьп--ся теории. Вмнете с тел ь іісело.!іо}іш;;и промели в отечественной науке пьмечаьїся н тс.і:дешш.і, носу і.;.-я їй. ос»: с печать частно-ипуч-ііого подхода. Токова, ншрнмер, опасность "технического" подхода, в котором проносе появлении її разштнл массовой коммуникации предстает кок детерминированный разві.тним тихкжп, о сома теория массовой коммуникации пицпииется кис частіші; сдучаіі общей теории техническом связи. За последнем а ксилілі ішуетея содержании о.поріш;; понятий, ведедотвии чего иного^уикшюналгное явление массовой коммуникации определяемся как 'Передача информации", "процесс распределения сведении" И т.н.
Среди исследователей как а нииіеіі стрию, тик и за руоеаоы, нет единства в оценке социально-культурной роли массовой коммуникации. Ьслн одни последователи с восторгом перечисляют богатство способов использования массовой коммуникации, рассматривают их как совершенно вовне, характерные лишь для XX столетия явления, то другие объявляют такой взгляд грубой натяакой, утверждая при о том, что коммуникация мех;ду людьми существовала во нос эпохи, а в наше время просто появились новью технические средства её реализации, и это не внесло ничего принципиально нового в человеческую культуру. Высказывается и тнкое мнение, что преувеличенное внимание к средствам массовой коммуникации приводит к недооценке роли "'собственно человеческого" фактора в культуре, к подмене Еопроса о сути и смысле коммуникации вопросом о ей форме и механизмах.
Веб сказанное в достаточной мере объясняет необходимость исследования массовой коммуникации, которая в диссертации рассматривается прежде всего с теоретико-культурной точки зрения.
- б -
Значение отоіі темы для теории культури можно обосновать следующими соображениями:
juo-пориых, теория культури изучает совокупность социальных установленні], продуктов материальной деятельности, идей и ценностей как целостную систему культуры, которая конституируется в значительно;; степени благодаря устойчивым коммуникативны к связям, поддерживающий целостность культуры во времени и пространство!
во-вторых, теории культури имеет.в качестве ектуэдьней-иеґі задачи исследование способов, путей и результатов воздействия культури, отдельных се' элементов пе общество, жизнь и раз-, витне социсльнкх група, і in сознание люде;Ь Глздеііствис культу- ры на cijepy "социума" осуществляется кик пнформацпоино-комыу-ішкатшшй процесс, оііяївшшй с направленной передачей информации, ей восприятием, осмысление» и усвоенном;
в-третьих, теория культури обязана своим возникновением, по в последний очередь, активизации культурного обмене, учащению и углублению контактов інжду культурніш, которыо долины привести, в конечном итоге, к нормировании единой шірозоіі культури человечества, построенной но гармоничном взаимодействии самобытных ретноиально-атничоских культур. Проблемо взаимного влияния культур как проблема коммуникации г.езду іншії оказывается, таким образом, в иентро пікиецвя теории культуры с самого момента её возникновения;;
в-четвертых, культурологический аспект феномена коммуникации четко выявляется при исследовании процесса развития художественной культуры, в котором огромную роль игревт коммуникации кзззду творцом и потребителями искусства, всякого рода интерпретации и толкования произведений, которые происходят в форме диалога, обмена идеями, столкновения оценок}
в-пятых, теория культуры кок и ряд других современных отраслей неуки формируется кок результат набирающего силу процесса интеграции наук, их ьзвшообогсщения через установление коммуникаций между творцами и потребителями культурологического ЗНЕНИЯ. При этом характер таких коммуникация существенным обрезом влияет на формирование самого предмета культурологии, на постановку её целей и проблем.
Основная и о л ь исследования - комплексный анализ массовой коммуникации как целостного социально-
культурного (].енонсі:^, ъияспеиао ее роли в процессе развития
КуЛЬТурЫ, ЕНуїреШШХ ЮХаИИЗМОВ HaCCGBOji КОІіиуИШСиЦИІ, БЫЯВЛО-
ііиє наиболее значительных э^ектов влияния массовой коммуникации на культурные процессы современности.
Поставленная ноль конкретизируется в следуицпх нспрсшлеїш-ях исследования:
уточнение понятия "массовая коммуникация"' путем сопоставления его с близкими по смыслу понятиями "коммуникация"/'общение", "средства массовой шйорнсцкп", "массовая культура" и других. Понятно "массовая коммуникация" анализируется как через посредство общенаучных, понятии (система, информация, обратная связь, канал связи, язики, коды), так п путей использования традиционных понятии гуманитарных наук (смысл, согласно, взаимопонимание, убеждение, диалог, мнения, ценностные установки и т.п.);
выявление социально-культурных предпосылок возникновения коммуникации, массовой коммуникации, их социально-культурной обусловленности;
выявление и обоснование основних отгпов формирования массовой коммуникации в историческом процессе;
создание на этой основе системи категории теории массовой коммуникации, и построение ее культурно-исторической типологии;
исследование феномена, называемого "массовой культурой"' и процессов "моссовпзации культури" с их многообразными последствиями;
исследование покоящихся на массово-копнуцикаипонной основе психологических и социокультурных явлений: "слухи", "паника", "мода", - и установление некоторых закономерностей их появления и распространения в культуре общества.
Методологическая основа диссертации
Методологической основой диссертации являются принципы историзма, применяемые при анализе социальных явлений, разработанные в классическом философском наследии; системный подход и структурно-функциональный анализ. Автор строил свой труд, опираясь на работы советских ученых, а также опираясь на специальные исследования различных средств массовой коммуникации за рубежом.
В диссертации, по замыслу автора, призвано было объединить исторический, структурно-функциональный и феноменологический
аспекты кассовой коммуникации. Исходя из истории национально-культурных Форм коммуникации, ряда характерных явлении культуры диссертант питался создать социологические обобщения о функциях массовой коммуникации в обцестве и её культурно-творческих возможностях. Для автора было важно выявить основные характеристики массовых коммуникации, позволяющие фиксировать этапы их исторического становления и сравнивать пожду собой коммуникативные системы культуры по степени их зрелости. В качестве таких специфических признаков массовой коммуникации расматриваится её диах-ронность, диатопность, мультиплицирование, симультанность и репликация.
Аитор опирался в своем' исследовании на искусствоведческие труды, работы'по теории кино, телевидения, массовой печати, социологии, общественного мнения, труды по кибернетике, семиотике, психологии, общей теории систем, о также по теории рекламы и пропоганды.
Исследования ленинградских, московских, эстонских социологов, организационно-методологическая и исследовательская деятель-кость ученых Пробломиоіі группы по семиотико при Московском Государственном университете им.М.В.Ломоносова, исследования большой группы ученых Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР, конференции, семинары и симпозиумы, проведенные Московским, Тартусским, Уральским, Тбилисским, Ереванским, Белорусским университетами и опубликованные там материалы - вся эта деятельность советской науки, вместе с изучением доступного зарубежного опыта дает основание для осуществления попытки создания целостного исследования о специфическо: характере и взаимозависимости массовой коммуникации и культуры.
Диссертация строится как фшшеофско-культорологическое исследование. Культура рассматривается в ней как категория философии, служащая связующим звеном между категориями истории, с одной стороны, и теории культуры, с другой.
Апробация работы
Результаты исследования докладывались автором в выступлениях на научных Международных, Всесоюзных и Республиканских конференциях, посвященных проблемам функционирования мессовых коммуникаций, общественного мнения, семиотики и культуры. На материалах
собственных псолод vjciiuji r..Bv op. о,; прочитаны cue si і;. лыл:е курсі. по теории ийоооьоіі копнуш.кеїпл; на ;. пло'югичміког.; і/акул-тоте Московского Государственного упкнирон'лд'а, пл чилзео.ской факультете Ленипградскогі. рооуд; решенного университета, и Софийской Государственно:! университета і.п.Клппента Олрпдсяого (Болгария), в Лошцігрі'.дскс;: институте театра, пузани і; киїиі.е-тогре^пк, б Хеішнградоі'.о;; институте культури, в Кошітите по культуре (Болгария).
Диссертация сбоу;..дед;.сь і; получило ргкоиопдециг, к зецнто
На СОВКВСїНОі.; 3ЄЄДСН!Л> ССКТОрОВ Л Ki.;;i.V.p ДОПИНГрСДСКОГО ІЛІСТИ-
тута театра, нузекп и каколлтогре^ки, на оовкоетиом заседании секторов Всесоюзного научіш-г.еоледовигиіьекого института искусствознания І.іілшстерстве культури СССР, на кнредре исторического материализма философского факультета j.uiuurrp адского университете, на кафедре истории і; теории культури Іопвнградского института культури.
ПрГЛСТИЧесКОС- ЄНЄЧЄШіЄ ptlUOTU
Представленная дкссертгцношіая ропота носит w ил ос op екни, теоретический характер. Із полоаеіїііл когут бить использованы при построении общей теории кассовой кои;унглсеиші, в о'ообщаяцпх работах по теории культури, по историк культури, при чтении дли студентов, при составлении учебных пособии. Основано положения диссертации дольлгл, но киспию евторе, представить интерес как для специалистов, зілшпеіапхся теоретическізігл проблемами культуры, истории культуры и социологии культури, так и для практиков, работающих и средствах іч&ссовоіі коммуникации. Особый і;цтерес работа дол:;;на представить для прєподівателйіі высших учебных за-ведениГі, читавших курси истории и теории культури, особенно в тех вузах, где готовят кадри для работа в средствах массовой ицаорысщш.
Научная новизна роиоты
Научная новизна раооти состоит в следувіцип; '
-
Впервые дано системное описание фактов появления, развития и современного состояния ьасоовоіі коммуникации как культурно-исторического процесса.
-
Обобщен опит науки ь проблеме описания структурно-Функцпо-
цельных элементов массовой коммуникации.
?. В псторпг.о-логическом анализе процесса развития- культури шнвдени и определены основные о теш формирования HECCO-Боіі коммуникации.
Ц. Бидолоіш, определены и описаны основные категории теории массовой коммуникации, дьищко возможности описания процесса пвсеовоі; коммуникации на новом научном уровне
-
Рсследов&ни покоящиеся на гаїиуішкацноннои осново ыассо-во-пскхологичесглш явления (слухи, певнка, иода) л установлены некоторые закономерности :к появления н распространения, в об— цестве и культуре.
-
изучена история ряда характерных форм массовой коммуникации в России (печать, почта, луоокидр.)-
-
Подробно просдекопа к на большом историко-филологической материале списана судьба терминов теории массовой коммуникации.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
-
- воздействие культуры па общество, на сознание людей осуществляется как кої.імунйкативио-инфорі.іаціюншй процесс, специфика которого обусловлена способаш производства передача п переработки шфорыации;
-
- коммуникативные процессы и их закономерности в значительной степени определяют характер и результат взаимодействия культур, их диалог и сотрудничество;
-
- в историческом процессе формирование кассовой коммуникации имеет свои, отличные от общего хода культурно-исторического развития этапы, которые выявлены и определены в диссертации;
-
- имевшие место в прошлом, развитые ныне и еще находящиеся в зарождении свойства и особенности массовой коммуникации могут быть детально и полностью описаны через систему категорий -дпахрошюоть, даатошюсть, аккумуляция «мультиплицирование, сиыуль-ташюсть,репликация.
- II -
Диссертация состоит из четырех глав, Введения и Заключения.
В главе первой "Генезис массовой коммуникации" рассматривается историческое развитие этого явления от элементарных его форл к современным и формулируются некоторые общио принципы его анализа.
Быстрое развитиа в XX веко кино, радио и других технических средств передачи сообщений и их шсспровэшюо втораонио во всо сфера 2ИЗИИ создает у современников иллюзию того, что история массовой коммуникации началась буквально у них на глазах. Мззду там массовая коммуникация существует в человеческой коллективе с .самого аго возникновения, уходя своими корнями в процессы г.изна-даятельностя нивопшх сообществ.
Совремошая наука различает насколько фушсцші коммуникации в яаівоіі природа. Они состоят в поиска шшошшп друг друга; обеспечения координации поведения и доддарлсании иерархии в груша; координации деятельности в сообществах, имеющих черги "сворхорга-нлзма", типа муравейника; обеспечении взашосвязи менду популяциями и сообществами в биоценоза. Рыбы, ворош, дольфннц, комары, пчелы обмениваются разными звуковими и электромагнитными сигналами, которых у дельфинов, например, насчитывается более 800. Коммуникации в животных сообществах обеспечивают их адаптацию к среде, упорядоченность и стабильность. Способы сигнализации передаются как генетическим путем, так и путем научения.
Человеческие сообщества, имоя на заро своего возникновения лишь небольшое число сигналов, в процессе услоынония деятельности, раздэлаши труда етработалн коммуникативные системы, насчитывающие сотни тисяч сигналов. Сигналы и знаки возникали первоначально в ситуации контакта лицом к лицу. Они включали в себя пози, яоеты, мимику, звуки. -Звуковой язык явился вааіюіішим достиге-ішем человечества. Благодаря языку были выработаны знаки и значения, с помощью которых мог закрепляться и передаваться от поколения к поколению опит производственной и общественной деятельности, а гакае опыт самопознания и воспитания, человека. Достаточная, упорядоченная и устойчивая коммуникация является непременным условием жизнеспособности коллектива и нормального развития в нам отдельных индивидов. Известно, что недостаток общения иди какие-
то иго нарушения в де гас ом возрасте, т.н. "депривация", нехватка эмоциональных и интеллектуальных стимулов для развития, но цозволяот достичь психической зрелости и овладеть важнейшими родовыми навыками китаодоятольностп.
По мора увеличения численности и усложнения человеческих обществ возникла потребность в передаче сипшлов и сообщений на расстояние. В диссертации прослеживаются различные технические средства, которые использовались для отой цели. Древние способы сигнализации вклшали в собя раатлгание костров, устройство сторожевых вышек с огнями, г'аяки на побережье, человочоскна эстафеты, гдо сообщения передавались с пешщьи голосовых сигналов или барабанов. Па Руси сигнали об опасности, яакарах, нашествиях дэ-родавались с помощью колоколов. Совершенствование средств коммуникации в ходо истории связано с увеличенном скорости передачи сигналов, возрастанием объемов передаваемой информации, выработкой умений экранировать передаваемые сообщения от воздействия различных "щупов" и помех, добиваясь того, чтобы информация не утрачивалась, не искажалась при ее породаче.
Усложнение труда п форм социальной организации требовало гса более интенсивного информационного обмена. Звуковая речь на могла удовлетворить развивающуюся практику. Развитие культуры могло осуществляться при том условии, что наряду со звуковой речью в обиход вводятся средства, дающие возможность виведення информации за пределы естественной памяти и закрепления ее в некотором материальном носителе на болоа или менее продолжительное время. Свойство коммуникации, дающее возыояноеть сообщениям сохраняться во времени, ш называем днахронностью (дна - сквозь, хронос -время). Диахронная коммуникация позволяет развести во времени моменти отправления и получения сообщения, т.е. осуществить обмен информацией баз непосредственного контакта. В число нервах кошу-нпкативных средств, обладавших качеством дкахрошости, моано назвать надрубки, насечки на каше, дереве, кости, рисунки и шрамы на человеческой коже. Рисунки на стенах пещеры, скульптур, изобретение письменности, установка памятных столбов, надгробий, мемориальных комплексов- все это моано рассматривать в русле развития диахронной коммуникации, благодаря которой стали возможны процесс суммирования знаний, их систематизация, выработка слоеных знаковых систем. Те племена и народности, которые не создали развитых систем коммуникации, обречены были остаться в арьергар-
- Пі -
де цивилизации и были поглощены другими племенами.
Процесс образования государств, империй, колониальных систем приводил к расширению осваиваемой территории и усложнению социальных структур. В коммуникативном аспекте этому процессу соответствует разработка и внедрение средств, дающих возможность сообщениям преодолевать пространство. Это свойство коммуникации может быть названо "диатопностью" (два - сквозь, топос - пространство). Для успешного функционирования войска, налоговой системы, нунш были специализированные средства передачи информации от периферии к центру и обратно. Всо значительные политические объединения прошло 14) имели в своем раслоряяешш такие сродства передачи сообщений, экологического, военного, политического и экономического характера. От империи инков до наших дней сохранились прекрасно вымощенные дороги гонцов. Регулярное почтовое сообщение поддерживалось в Дравши Китае. Особенного совершенства и разнообразия достигли в разработка диатонных средств коммуникации древние греки. При Дионисии Старшом в Сицилии били изобретены клепсидры - сообщающиеся по длинному трубопроводу сосуда с одинаково расположенными на них: надписями-сигналами. Меняя уровень воды в сосуде, можно было передавать оигаалн на расстояние. Греки использовали также почтовых голубей, световую сигнализацию, кодирование сообщенші. Рост древних империй лимитировался в прошлом отсутствием достаточно эффективных средств коммуникации. По мнению Н.Винера, возможно, несколько парадоксальному, Римская империя могла бы существовать и пошив, если бы в ее рас-поряяониц был телеграф.
Развитие культуры, выделение в общество центров руководства и управления, образование городов, где достигалась максимальная интенсивность общения и информационного обмана и быстро шал процесс приращения информации,дала толчок выработка средств ее на-кошшшя, сосредоточения в одних руках, в одном центра. "Писаницы Сибири", рисунки бушменов, глиняные клинописные таблички Б 1с-сиро-Вавилонском царстве, создание библиотек, музеев, храмов -все это этапы и формы решения проблемы аккумуляции информации.
Создание алфавита, письменности, книги, книгопечатания -важнейшие вехи на пути развития коммуникаций а культуры как целого. Изобретение книги, в принципе, дает возможность кавдому приобщиться ко всему накопленному обществом информационному богатству, разумеется при условии грамотности. Недаром Гутенберг в ка-
честве пробной книги печатает грамматику. Первопечатники йран-ціюк Скорина и Иван Федоров так же начинают свою деятельность с издания букварей.
Разумев гея, появление, нового технического средства коммуникации не предопределяло однозначно путей дальнейшего социо-куль-турного развития. Изобретение книги не повлекло за собой немедленно всеобщей грамотности и всеобщего образования. Способность того или иного общества "впитывать" в себя средство коммуникаций и передаваемую им информацию, распределять ее швду представителями различных социальных слоев, определяется на только уровнем культури и духовными потребностями отдельных людей, но и характером экономической и политической системы. Поскольку владение знанием и информацией дает возможность эффективного управления и участия в системе власти, грамотность и доступ к писшеннои культуре были в течение долгого времени привилегией господствующих классов и интеллигенции. С другой стороны, тяжелый физический труд преобладающей наecu людей препятствует духовному развитию и распространению грамотности.
На примера изобретения Гутенберга отчетливо прослеживается связь социальной потребности в коммуникации со средствами ее удовлетворения. По мере того, как в усложняющихся социальных структурах усиливается потребность в информационном обмене, появляются все более совершенные средства закрепления, хранения, передачи и переработки информации. К числу таких гениально найденных средств относится книгопечатание, при котором тексты размножаются с помощью типографского набора. После изобретения книгопечатания были введены в практику основанные на этом фундаментальном изобретении линотип, ротатор, фотоаппарат, фотоцинкография, офсетная почать, грашзапись, диктофон, запись движущихся изображений на кинопленке и другие средства, дающие возможность многократного копирования информации практически любого вида. Свойство коммуникации, при котором сообщение многократно повторяется в неизменном виде, есть тиражирование или "мультиплицирование" (мульти - много, лат.). Последний термин удобен своей предельной общностью, ибо он докрывает любые случаи размножения сообщения, независимо от его вида и форлы.
Потребность в мультиплицировании информации связана с массо-вжзацаей общественных процессов, ускорением и возрастанием мае-
штабов мобильности населения, как вертикальной, гак н горизонтальной, включением широких масс в политическую и культурную деятельное ть.
Маосовпзация была бы невозможна боа развитых технических средств коммуникации, баз тиражирования научной, культурной, социальной информации. Техническое развитие коммуникации рззко ускоряет этот процесс, нащввдяя его в специфическое русло "кассовой культуры". При этш возрастание объема аудио-зязуалзшх сообщений, создаваемых благодаря соответствуй!^: технике, ватоенэ-ниб ими письмешшх сообщений, кіішпихі коммуникации создает драматическую ситуацию в области культури, дудпо-ьизуальная информация воспринимается при ниншуьо интеллектуальных усили;':, она мойві предназначаться и для неграмотных лгдо::, 'апходзцвхсл на низком уровне развития. Распространяясь на болісне территории, она охватываот огромные шеси населлшя. і'йоеовнзацпа общества, в свою очерэдь, ашіяої; на комвдшікащш, привод'і к іюішеншо уровня сло;шостп передаваемих сообщении» При этом создаются коммерциализированные средства массовой ког.іг/іишага:и, котери;; специально рассчитаны на низкий уровень культури потребителя и которое используются в целях политического манилулировашиг сознанием масс. Аудио-визуальная пняор;>.ацдя обладает сволстшлч бистро устаревать, требует постоянного обновления. II) основе аудко-вазуаиышк сродств коммуникации возникает асе нонио фор.\;н ісулмури высокой сложности, обладавдио всоші признаками произведении искусства. Аудио-визуалъныэ средства активизирует психику, продаєш фантазии и воображения, способствуя том самим интенсификации культу р-ного творчоства.
В диссертации разграничиваются два способа мультшілкцирова-ния информации, соответствующие различным уровням социального и культурного развития и по-разному влияющие на качество и восприятие передаваемой информации. Порвиїі способ основан на "принципе цепи", одиничного колироваїшя. Он реализуется, например, когда книга перапиенваотся вручнуы или когда художник копирует художественное полотно. Наредвижениэ иосегитоля музея от ісартинн к картине такае соответствует этому последовательному способу мультиплицирования. Уникальнае произведения искусства мультиплицируются только таким способом, хотя зрителями их могут стать в течение достаточного периода миллионы людей.
Другой способ мультиплицирования можно сравнить с пучком лу-
чай, исходящих из одного центра. В этом случае множество одинаковых сообщений появляются одномоментно в 1>азных местах и практически в одно и їо же время достигают кшвдого зрителя или слушателя.
Первый способ мультиплицирования был достаточен, пота процессы обцаетвзнно-историчоского развития шли сравнительно медленно. Однако но мера интенсификации производства, возрастания ценности Ерсыенч, появления многомиллионных аудиторий, разбросанных в широком пространство, скорость пора дачи в восприятия сообщений становится вса болов существенным фактором с точки зрения управления социальными процессами, а также в экономической и политической конкурентной борьбе. Та или иная скорость информационных взаимосвязей оісазиваої влияние на бистроту и направленность социальных изменений. Чем быстрое получается информация, тем выше ее цена, тем сильнее производимый ею эффект. Это обстоятельство ясно обнаруживавтоя в периода революций. Во время Великой Французской буржуазной резолюции, пожалуй, впервые выявилась колоссальная регулирующая роль оперативной социальной информации, поступающей в массовое сознание в переломный момент развития обществ;}, когда узхе небольшие сдвига в поведении масс могут склонить в ту или иную сторону чашу на политических весах.
Процесс вовлечения огромного количества людей, живших прежде относительно изолированно, в политическую а экономическую жизнь нации, сформировал потребность в регулярном информировании л обмене новостями. Ответом на эту потребность явилась массовая печать, сотни газет, начавшие выходить в Парижа а провинции. Первоначально она передавала, главным образом, экономическую информацию и лишь позшэ превратились в органы общественно-культурного информирования, более или менее пропорционально отражающие ход событий и занятна выработкой самосознания нации. Эпоха Великой Французской революции - это именно тот рубеж, по которому пролегает историческая граница мевд прессой, как средством информирования опредолекных групп о некоторых событиях и массовой коммуникацией, которая, в перспектива, нацелена на то, чтобы информировать всех обо всем. Революция заставила осознать всю важность одномоментного информирования политически возбужденных и готовых к действии ыасо.
Свойство коммуникации, обозначающее одноыоыентность восприятия сообщения, назовем "симультанностыо" (от лат. имул - вмес-
- IV -
м, совместно, а также франц. симультано - одновременный). Массовая печать впервые обоспочила сикультагаюеть коммуникации. Впоследствии изобретение линотипа, рога гора, пересилка кщографеких матриц на самолета, передача газетных полос фототелеграфом способствовали наравіивашзю гіощносїи п эффективности коммуникации.
В современных условиях симмультанность коммуникации оказывается особенно важным качеством. Она обеспечивает демократизацию всех сторон социальной жизни, способствует биоцюйиащ формированию общественного мнения. Одномоментяооть восприятия ванной информации противодействует распространению слухов, паники, которые могут нарушать нормальный, ритм социальной кизии, создавать экономический дефицит, проби на транспорто п т.д.
Одним аз недостатков существующей сегодня формы массовой коммуникации является ее однонаправлошшіі характер. Информация передается от коммуникатора к рпцешюнту, а обратная связь либо отставлена во времени а требует споцлалышх исследовании, кото-рио установили ба реакции общества на ту или инуп передачу, ли- -бо осущост'Шегея в очень незначнто.'ШЮІі степени, когда например, отдельное телезрители звонят по телефону на студпп, чтобы выразить свое мнение о позиции участника телепрограммы. В годы перестройки значительно усилилось йолашіе руководителей печати, радно, телевидения дать возможность рядовым потребителям информации висказывать свод взгляды перед широкой аудиторией. Создание систем так называемого "кабельного телевидения", цозполнадо-го потребителям заказывать программы по своему выбору, существенно расшибет возможность массового обратного воздействия рецепи-ента на коммуі-шсатора. Наличие кабеля, связывающего получатэля сообщений а информационным банкой, предоставляет каждому не только широкий выбор информации, но л возможность оперативного ответа на вопросы, поставленные как коммуникатором, так и реципиентом. Происходит превращение системы массовых коммуникаций, сегодня в основном, монологической, в диалогическую. Кабельное телевидение уже развивается успешно в США, Англии, Японии, Германии и других странах как ответ на потребность в быстром реагировании на меняющуюся ситуацию. Свойство коммуникации, которая обеспечивает ответ рецопиента коммуникатору,и установление между ними оперативного обмена информацией может быть названо "репликацией" (реплоо - обратное действие, лат., реплик - ответ, франц.). Ред-лякагдвнзя коммуникация существовала и существует, например, в
- ш ~
и идо личной переписи! и разговохюв но толофоцу. Создание технических л оргакизациошшх условпіі для массовой рошпшатишюй коммуникации сигроот огромную роль в демократизации общественных процессов, ускорении вирзботки оптимальних решений, решении ызш— птаства часлшх социолышх проблем, таких как выбор супруга, экономического цартнора, нзклшешю вигодноіі сделки. В принципе, можно говорить о телошізпоіліоі бі-нже, їзлигаїзцошюм парламенте, которые дадут возможность бистро и аЭДектпвпо решать елсшшо политические и экономичоигдю вопроси.
Дмакрошюсть, дыдюпиоолч., аккупуллцнл, мультиплицирование, сииульюішость іі х'01'.'ііиа.нпія когут быть рассматриваемы к;л: основний категории теории /.«соозоП коммуникации. Они характеризуют свойства, стулонп х*'3влтпя, степень зрелости кассовой коммуникации. Их использовании дает во?гю;,с:юсть качественного описания и сравнения различных тан?лоб и еродегв иаосовоД коммуникации. Каждое из рассмотренных, свойств массовой коммуникации возникает в практико ее развития п нхмобротаат особенную значимость в конкретных ситуациях; или г> определениио шпонтп истории в качества ответа на сложившуюся социальную потребность и, в свою очередь, воздает новые информационные потребности.
Каядое из суцоствукшпх; согодня средств массовой коммуникации - книгопечатание, толовпденпо, хаддиовещанпо, кинематограф и т.д. - иуэот свои специфику. Выступал в точоние некоторого периода как способ, оптимально отвечающий но социальную потребность, даиноо ехидство со времопеы уходит из прзктики, заменяется другим. Каждое из средств ищот и находит свою оптимальную "нишу", свой круг рэцелпзнтов и кешунпкаторов. Отдельные сродства спа-цаализврушея л сочетаются в определенных комбинациях, стремясь дополнить друг друга. Изменение технико-организационных аспектов массовой коммуникации подготавливается всем ходом социального развития, а это последнее, в свою очередь, стимулируется и ориентируется в определенном направлении.
Специальный раздел первой глава диссертации посвящен развитию общесїввнно-кошуішкативщх средств в России. Письмо на Руси существовало еще в дохристианские времена. Первые ссылки на пись-ыенныа договоры русских князей с Византией относятся к УШ-П векам. С древнейших времен практиковалось переписывание священных книг, которое считалось богоугодным делом. В ХІ-ХШ веках на Руси имело хождение около 85 тысяч книг церковного содержания. Всякая
- ІУ -
книга почиталась как свящзшіил предмет. Иорвыо кшіга на русском языке покатал бодорусскпіі просветитель Фратщпск Гооргиіі Скорина. В 1564 году Иван Федоров і! ого товормч Петр Кстиславец заісончи-ля почать книги "Деяния апостольскио". Одновременно с початанн-бп богословских книг в русских типографиях печатались буквари.
Почта в России била одной из дрэзнейшх в Звропе. Специальные почтовые тракты волг, пз Москвы в Вильно, Архангэльск, Сибирь. Почта явилась матерью российской почати, ибо регулярная передача сведений военного, политического и экономического содоржэшм именно с ною п осупоствлялась. Возникновение более или менее регулярних; сиетом передачи, шфоршцші относится к периоду окончания Смутного врешті, когда стали развиваться отношения с Западной Европой, Русеете агенты за границей разузнавали о всяких событиях, почэршвалн новости из газет я отправляли письменные и печатное отчеты царю и ого приближенным. Поздно о эти отчоты стали называться "курантами" (по названию одной из итальянских газет). Большинство сообщений поступало из немощах, .олландекпх, польских, итальянских и шведских газот. Первым иностранным корреспондентом российской периодики был Юстус Фплшонотус. Будучи аккредитован в Риге, он составлял систематические обзорл политических собнтій и приложил много усилий, чтобы сделать передачу известий регулярной л быстрой. Еце в допетровские времена служба по сбору политической тцї.орпацщ 3Q.7ia активний а целенаправленный поиск важных для государства сведений.
Большинство сообщений относилось к воошіш действиям, решениям государственных советов, иарлегюнтов, речь шло также о народных волнениях и диковинках природы. По Указу Петра Первого в 1702 году стала издаваться первая русская газета "Водомости"..Редакторы следили за вен, чтобы все важенно события были в ной отражены и вместе с тем требовали воздерживаться от всяких "умствований" и предосудительных экспрессии. Обсудценмэ правительственных распоряжений на допускалось.
Нельзя не ошетигь, что как со стороны свогсках и духовных властей, так и со стороны неразвитой и фанатической части народа нередко возникали препятствия для распространения той или иной информации - об этом говорят йакт ссшганля типографии Ивана Федорова, царская цензура, указы патриархата, осуждающие печатание и распространение листов с изображением святых. В принципе, ситуацій эта естественна. Общество и ого институты,пользу-
- 20 -'
ясь массовыми кошуникацияш, стремятся их контролировать тем или иным способом. Интеллекту а льшй уровень и эстетический вкус цензоров лишь до известной, степени соответствует интересам общественности л государства, однако влияние конкретных цензоров на развитие коммуникаций макет бить весьма значительным.
Вторая глава диссертации содорасиї кратки! очерк исследований массовой коммуникации в русской и европейской общественной МЫСЛИ в социологии.
Уже говорилось о той огромной ролл, которую сыграла Великая Французсісая революции в создании массовой газетной и івдшльнс-й. прессы. Неудивительно, что этой эпохе к вызванным ею кошуншса-їивішм процессам посвящено ношло исследований. Диссертант анализирует работы Л.Салшош, Г.Кунова, Л.Елаша, Э.Фукса, Г.Брандо-са, рассматривающие периодическую почать европейских стран в конце ХУШ - начале XIX веков. В зту эпоху происходит резкое повышение грамотности, печать делается сродством просвещения, пропаганда, оформления общественного мшяшз. Исследователи массовой печати обычно внступаїзт как ее участники и критики с позиций "висо-кой культури". Отмечается, что в печать но только проникарт "низкие" мисли и настроения, о котопцх не и пінія то было говорить в сванских салонах, но и сама печать приспосабливается ко вкусам толгш, стараясь в то ;ка время ши управлять. Критики сояалевт о том, что чтение газет стало заменой саиостоятельному шидашю, что газети являются фактически посїоянш функционирующим "мозгом буржуазии", но отнюдь но мозгом всего общества. К.Каутский пишет, что курналистпка водит людей, за нос, бесстыдно лшї, удар-живает в невежества и деморализует. Лэво-дешкратичоекая и социалистическая критика прессы как "о^канки" богачей и власть имущих развивается в работах К.Маркс*. ., аго последователен. Она и сегодня является заштнніл мотивом в европейских, исследованиях массовой коммуникации.
Кнгересно и глубоко ставились вопроси массовой коммуникации в русской критике и публицистика XIX в. Ука А.С.Пушкин ясно понимал, что "сословиз журналистов есть рассадник людей, государственных". В.Г.Белинский поставил задачу формирования публики, т.о. такого агломерата читателей, который "подучил уха известное направление, известный вкус, обличается большим или меньшим единством".
Статья Белинского об Н.А.Лоловоїм содержит любопитную клас-
оификацто чигатолой. Н.ГЛаршшзвскиК подчеркивает, что публицист должок прожде всого сообразовываться о живіш» потробностя-мя общества. Власть публицистов по отношению к мнению общества зависит, по мысли Чернышевского, но от их авторитета и эрудиции, ' а от того, насколько они способны улавливать дух происходящих; событий и направление прогресса. Интересна обширная работа малоизвестного ныно Ш.О.Меньшикова "Призвание журналистики". В ней фиксируются изменение механизма воздействия газеты на общество, вы-, теснешш длинных рассулдешій хроникой, оперативной информацией. 1.1.0.Меньшиков видит главную задачу газета? в том, чтобы "поддерживать в обществе разговор". Несмотря на быстрые темпы развития печати в начале века, наша страна по количеству выходивших газет в 1905 году все еще занимала примерно десятое место в шзрэ.
В исследованиях, посвященных проблемам почата, выделяются ' работы КЛаркса. Это, прежде всего, "Оправдание мозельского корреспондента" и "Дебаты о свободе печати". Что бы ни говорили сегодня критики Маркса, но эти работы без всякого преувеличения можно считать самыми интересными для своего времени. В наших учебниках по журналистике л теоретических статьях иногда долались на них ссылка, но выбирались самые нейтральные места. По своей открытости, смелости, точности выражений эти статьи и сегодня, воспринимаются как острая критика пороков массовой прессы нашего недавнего прошлого. Авторейераї, как'жанр,і на любит цитирования, но хотелось бц, чтобы чятатоль почувствовал стиль молодого К.Маркса :
"Правительство слышит только свой собственный голос, оно знает, что слышит только свой собственный голос и, тем не менее, оно поддерживает в себе самообман, будто слышит голос народа, и требует также и от народа, чтобы он поддерживал этот самообман. Народ же, со своей стороны, .ибо впадает опасти в политическое суеверие, отчасти в политическое неверие, либо, совориенно отвер-" нувшись от государственной яизня, превращается в толпу людей живущих только частной жизнью. Если господь Бог только на шестой день сказал о своем собственном творении: "И увидел, что все хорошо", то подцензурная печать - каждый день восхваляет твореная Правительственной воли; но гак как один день непременно противоречат другому, го печать постоянно лжет и при этом долина скрывать, что она сознает свою ложь, должна потерять всякий стыд" *.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.І. С.69.
- гг -
Маркс утверждал, что подобно тому, как каждый должен учиться читать и писать, он должш иметь право писать и чигать. В середина XI века это право било закреплено в статье 19-їой. Всооб-щой декларации прав человека.
Второй раздел главы посвящен критическому анализу современник западных теорий массовой коммуникации. Рассматриваются работы Г.Тарда, Г.Лассуэла, У.Лшшэна, Л.Фараго.
Ддш доіпшния направленности, проблема їй їси. и результатов исследований массовой коммуникации важно цршшть во внимание характер sax практических концушікасившх задач, которые решались в ту или иную эпоху или конкретний ноишії врамеїш, а такзла у слои ця, в которых они решались. В конце XIX - начала XX веков в пола зрения исследователей попали процессы иассоьнзаіиш общества. Этому периоду соответствовали работы Тарда, Да-Бона, Фрайда о психологии толпы. В это ив время и ноз;,аі изучались различные тшш публики и аудиїории. Во врош первой шфоьоГі войны и поело нее проявлялся большой ияторос к военной нх>оиаі'Иіда и роюшмо. За том акцент сместился на исследования коммерческой массовой культух^. политического массового сознания. В года итороіі мировой ьопіш и посла нее изучались пропаганда е контрпропаганда, а в доошие-їил "холодной войлш" - эффективность колкуяпстическо.Ч. и антикоммунистической пропаганди па различные стршш и слои населення.
О влиянии условий пропагандистской работы на выводы исследователей говори! слвдуїосиїГ: пример. В первую мировую воііну широкомасштабные пропагандистские кампании соманикоз существенно способствовали рааясиоипю немецких войск. Это создало у теоретиков ложное представление о том, .что мокїіо добиться любого иротган-дистского эффекта, если составлять сообщения топко и ушо. Начиная с IS37 года в СІІІА издавался к_.'-лал с шщшз'юцны названной "Анализ пропаганды или еаашсячнов письмо с целый помочь интеллигентному гражданину обнаруживать и анализировать пропаганду". Само название журнала свидетельствовало о иоворхностно-рационалис-тическом понимании сущности пропаганды, да и кошуникации вообще. Вскоре явилось достаточно (Тактов, опровергавших такое понимание. Вияснилось первостепенное значение' вну транш го состояния рецецц-ента для аффекта воздействия. Психика, как показали психоаналитические исследования, в зависимости от имеющейся установки ыо— ает успешно сопротивляться самой правдивой и убедительной пропаганде, но может верить и самому грубому обману.
Во время второй мировой войны немецкие части даже в очень тяжэлых условиях; но поддавались пропаганде союзников и сражались до последнего. Причиной столь различных эффектов одних и тоге ко , пропагандистских воздействий были не только общие изменения политического климата, рост национализма, но и изменения социальной структурі объекта пропаганды. В первую мировую войну в немецких частях были сильны сооловно-классовые барьеры, отделявшие соддат от офицеров, подогревавшие революционные настроения и об--легчавшие работу пропагандистов. Во второй мировой войне в частях специально культивировались настроения фронтового братства солдат и офицеров, бережно поддерживались традиция полков и дивизий, вырабатывалась соответствующая символика. Англо-американские исследователи извлекли богатые уроки, изучая методы геббель-совской пропаганды и психологической обработки общественного мнения. Известная работа Л.Дууба на эту тему л сегодня не потеряла своей актуальности.
В послевоенное время о массовой коммуникации написаны тысячи работ. В них констатировалось, что человечество переживает момент информационного взрыва, что общество, которое существует сегодня, это "информационное общество", что культура, на которую оказывает дробящее воздействие массовая коммуникация, стала "мозаичной культурой".
В диссертации анализируется одна из наиболее популярных, новаторская, но весьма спорная концепция "масс"модиа", принадлежащая канадскому социологу М.Маклйэну,
Отраяая довольно поверхностные, с .точки зрения общего состояния культуры настроения люмпенизированной научно-технической интеллигенции, Маклюэн в сенсационном футурологичоском стиле трактует средства массовой коммуникации как основной двигатель истории. Главная его мысль состоит в том, что общества и люди формируются в большей степеня в зависимости от характера средств коммуникации* чем от ее содержания. Иначе говоря, ваяно не то, что именно сообщается, а то, каким средством мы при этом пользуемся. Анализ концепции Маклюэнэ плодотворен, однако в том отношении, что открывает новые проблемы, обнаруживает новые функции массовой коммуникации в системе культуры.
Значительный интерес представляют работы американского ученого М.де Флера, в особенности его труд "Теории массовой коммуникации". Флер выделяет четыре основных теории массовой коммуняка-
ы ~
ции: индивиду а лышх различий, социальных категории, социальных ОІНОШОШ1Й и культурных НОрМ.
Парная из них: связана с развитием психологических и соци-ально-дсінсологичаских исследований мотивации. Психологи получили убедительные доказательства того, что мотнвационшэ побуяда-щш могут быть приобретены чероз обучение. Но на вси индивиды могу г бить "мотиізироваїш" одними и тени же побуждениями". Было введено к развито цоиоо цоютие "эгтнтыод" (установка), как средство для объясниіш разллчаих человеческих прадночтений и действий. Был также сформулирован принцип избпратолыюг'о восприятия информации в условиях коммуникации. Было показано, что из множества получаемых сообщений, человек обраної внимание правдо всего на їв, которые связаны с его интересами,. укроиляют ого убеждения и поддерживаю его ценности.
Теория социальных ісаїогорий основывается на достшюшшх современной социологии. Ео предпосылки следующие: несмотря на разнородность современного общества люди, ишвщие много одинакових характеристик (возраст, пол, образование, уровень дохода, моего жительства и т.п) и образующие особые группировка - социальные категории - будут ииеть некоторые одинаковые типы ориентации и поведения в условиях массовой коммуникации.
Теория социальных отношошій фпкеврует внимание на том, что члени аудитории ш.юют семьи, друзей, широкий круг знакомых, и эти неформальные шжличностшдз отношения - "первичные групповые связи" - оказываются очень ваиншлі в ситуациях вибори, таи, где от человека'требуется доверие к средствам массовой коммуникации.
Важным достиканиш било открытие "двухступенчатого потока коалуникаций". Хотя человек п принимает непосредственно сообщение из "масс-медиа", его доверие ютшу сообщению зависит от тех рекомендаций, коворца он получает от "лидера мнений", находящегося с ним в непосредственном контакте.
Теория культурных норн показывает, как средства массовой коммуникаций, воздействуя на лохмы культуры, принятые в данном общества, может влиять на стандарты поведения.
. Завершается обзор западной литерутуры анализом солидного труда Дениса Макгвейда "Массово-коммуникативная теория" (Лондон, 1985 г.). В этой работе подробно рассматриваются цели и функции массовой коммуникации, оа института и организации, характеристики передаваемых сообщений, особенности ауднтоЛіц, эффекты воз цей-
ствия, а такие некоторые иолитичоскио оспоглії влияния массовой коммуникации. В качестве специфических условии восприятия сообщений автор выделяет: добровольность, непрерывность, всеобщность, открытость, низкую стоимость, невисокую квалификацию рецопиоита, возможность для пего отказа от продолжения кошуіпікацип.
Завершая этот раздел, следует привести слова до Флора, которыми он характеризуй результати исследований массовой ксшушіка-ции: "Накоплены сущэотвешшо эмпирические дашшо, которые освещают особенности коммуникативных процессов, выдвинуто много предположений о способа существования массовой коммуникации, ость гипотезы о способах влияния массовых средств на индивидов и грушш, имеются предположения о ролі; отдельных фаз массово.! коммуникации, - но нет пока соглашения о том, что sq все-таки долзен представлять собою предмет, обозначающий поле исследований массовой коммуникации".
В Третьей главе, на основании материала, изложенного ранее, а также с помощью привлечения новых данных делается попытка обозначить общие контуры теории массовой коммуникации.
СЛОВО "КОШуШПСаЦЕЯ". ПРОИСХОДИТ ОХ ЛатіШСКОГО " corraunica -
Чо ", которое имеет два значения: I - сообщение, передача; 2 -риторическая фигура обращения к слушателям с приглашением принять участие в обсуждении вопроса. Это слово стало употребляться в русском официальном языке в петровскую эпоху. В связи с основанием Санкт-Петербурга Петр указывал на необходимость войны со шведами, которые отодвинув Россию от Балтийского моря, тем самым "разумным очам добрый задернули занавес и со всем светом коммуникацию пресекли". В диссертации на шогах примерах показывается судьба этого слова и превращение его в широкое общенаучное понятие. Коммуникация определяется как процесс формирования и поддер-гкзнпя единства общности. Поддержание единства в интересах развития общности - генеральная функция коммуникации. Любое социально-политическое и культурное единство простирает свои границы не до тех мест, где стоят пограничные столбы, а до тех, куда проникает я где адекватно воспринимается коммуникация, имеющая определенные социальные, политические, национальные, соцпально-асихоло-таческие и культурные особенности, присущие только этой общности.
Для обозначения интересующего нас явления термин "массовая коммуникация" .("на со-медиа", "средства массовой коам^пикацш") предпочтительнее, чем термин "средства массовой инфорлации". Ыас-
еовая коммуникация, как уда ошочадось, существовала да;;:о в їв времена, когда на било кино, радио, газог, гзлевддония л другая средств, пснользуоипх для деродачн информации. Шссовая коммуникация порвслачалыю тогдастБошіз каапздояталыюстн сооба;оства. Лишь постепенно в социальной пространство наделяются а локализуются специальные средства, канали, у зли, специально зшштыо пн-форшцішшюіі деятельностью.
Передача информации лііаь родко выступает в качество специальной цоллі кол.іушпсаціпі, когорая чаще осуществляется раді! поддержания целостности грушш, согласия, координации практических действия. Единство обідаєш, в принципа, ї.;сг.ої поддерживаться її баз ебцока шіфорпащіай илл г.о при самої: минимальной его интенсивности. Цсэд лдцілн общность iiasa? устанавливаться и поддерживаться либо путей нршіукдоппл, либо пугам язбви, і.о. полного взаимного согласия п взаимопонимания. Однако, в саду разных причин, оба эти способа либо грудно осущесївнш, либо но пршондкн для широкой ц разнородной общности. Поэтому коі.иунщсацш с помощью шфориацдонного обмена является наиболее удобной, надакноіі, эффективной как в чолоеєчосішк, 5ак п гдбоїішх сообществах.
В диссертации развивается вдоя о том, что массовая коммуникация - ого процесс, віисочащпй в себя, с одной сторони, - извлечение, переработку и передачу с помощыэ относительно бистродвіі-ствущих устройств социально!! и социально-значимой информации, осуществляемый специалпзпрованішпа институтами; с другой стороны, - праом этой информации численно больший, социально разно-роднши, рассрадоточзшшыа, но взапподоиствуициип ыодцу собой аудиториями. Генеральная функция массовой коммуникации определяется в диссертации ик корреляция отношений внутри общности, ш*-ду еа элементами (классами, слояыи,,- группами}, корреляция отношений шаду саишла общюстяма (государствами, их обьодинаяшшд , экономическими и аолптпчеекдш: сообществами, социалышш, ролиги-озшіші и другими организацняиц) с целью поддореляия динамического единства її целостности данной социальной структуры. Основная функция шесовой кошдунпкацин, другими словами, ото процесс идеологической, социальной, соцдзльно-психологичаской и культурной интеграции индивидов в нзкогорую общность (государство, нация, класс, профоссаоналыюа объединение'и т.д.).
Свои генеральную функцию массовая коммуникация шполняет с доиси'ыз следующих средств: I. создание и поддержание "картины ші-
pa" (сообщение о фактах, событиях, идеологической ориентации, политическом значешп тох или nunc язлоішіі во виоїшюіі для данной общности среда); 2. создэняо "іяртаїш общности" (сообщают о 'фактах л событиях, соціальних ориентациях, касающихся пзмэш-ний, происходящих внутри социума. Создашэ "картины социума" есть но сути дала процесс социально!! регуляции; 3. трансляция ценностей культуры, осуществляемая как дпахрояшіі и как синхронный нроцесси; 4. рекреация аудитории массовой коммуникации.
В своз врош еще Наполеон I говорил, что о прогрзесо общзст-вешшго благосостояния !,:о:шо судить по результатам счетов почто-' шх диліионсов, ибо в них косвенным образом отражалась экономическая активность тем яла ішоГі страна. Тодерь яе коммуникативная деятельность п сама стала обладать собственной цашіостью, стала виступать как товар норздко сампл дорогостоящий, лбо в экономически развитых странах информационная деятельность составляет больщуп половину всого объема экономической даятэльгостн. II вма-сте с тем время,потраченное на труд, в развптих странах составляет только 2/3 от времопи, потраченного только ш просмотр то-ловизиогашх программ.
Характеризуя структуру массовой ксгміуникацші, мо;кно вспомнить о та.!, что ецэ Л.Н.Толстой вздэлял в человеческом общении три фактора: кто и какой" человек говорит; как - хоросо или дурно он говорит; говорят лл он, что думает и совершенно ли то, что думает и чувстзует. Современная .теория массовой коммуникации пользуется похожей структурно:! схемой, надвинуто!! Гарольдом Лас-су злом еще в 1932 году, которая формулируется в вида лятд вопросов: Кто сообщает? Что сообщает? По какому каналу? Кому? ,С каким эффектом? Через двадцать лот Дассузл вернулся к этой формулировка и ввзл в нее дополнения: "Кто, с каким намерением,, в такой ситуации, с каїшмя ресурсами, используя какую стратегию, оказывая влияние па какую аудиторию, с каким результатом". Однако, несмотря на обширную критику л ннешзсгвеншо дополнения, которые пред-лагались различными авторами, лассуэловская пяхиэлементная формула удержалась в теории массовой коммуникация потому, что она верно схватывает существо коммуникативного процесса.
Теорию массовой коммуникации существенно обогатила теория информации, в которой (по К.Шеннону) содержатся три главных элемента: источник - сообщение - получатель. В теории массовой коммуникация источник сообщения получил название "коммуникатор", а
- kili -
получатель сообщения стал называться "роцздиецто:.;". В дальнейшей проблема структури бшіа развита в работах У.Ираїжа. Один из первых исслодоьатолзїі шссовоіі когадншсацш в нашей оірана Ю.Во-ронцов в структура коммуникации выделяет у.\;о 15 элементов.
Сло,люсть коммуникативного процесса связана с тем, что одна и га лз информация моаат быть но разному понята и' осмыслена разными людьми. Бола о їого, одна и та ^е информация на ыо;заг быть совершенно одинаково воспринята даже одним человеком в разные периоды его жизни иди когда он находится в разішх эмоциональных состояниях. Процессы нарадами информации выступают одновременно и в качества процессов за переработки. Личности, социальные институты, группы постоянно получают, перерабатывают и передай? информацию, которая в этом своом дшнашш цо;:;ат угасать, рассеиваться, но ыокот и увеличиваться в объаме, приобретать вса большую значимость. Для кизни и развития культуры характер информационных процессов Еыазт первостепенное значение. В диссертации подробно рассмотрены взгляды американского исследователя Ф.Цах-лупа, который различает шесть тшіов участников коммуникативного процесса. Один передаот информацию без шлаііишх изменений. Второй изменяет форму, но меняя содержания. Третий изменяет и їо и другоа с помощью рутинных приемов. Четвертнії воссоздав! нолучанное сообщение с помощью вообранеяня. Пятый присоединяет к сообщении собственные мысли и углубляет его. Шестод использует получаемую информацию как стимул для оригинального творчества. Таким образом, информационные потоки в обществе питают творческую деятельность, обогащают кулыуру. Но могло, вероятно, выделить информационные потоки угасающие, окортвлящие информацию, приводящие к разрушению и обеднении культуры. Так, напршар, в современных тоталитарных идеологиях проиоодиг одновременно и разрушение традиций и блокирование творчества.
' Завершая этот раздал, хочется вспошшть слова Р.Ояангойш-ра, который заметил, что самые удаайыиа среди нас разбираются хорошо только в очень немногих вещах... Чем больше и точное ш понимаем собственное дело, там лучше ш ыожаы изморить всю глубину собственного невежества.
Четвертая глава ласвящана рассмотрению шесово-комыуншатив-ных явлений в культуре. Она начинается с раздала "Лубок и ого роль в истории русской культуры". -Печатание лубков - нравоучительных, воселых и познавательных картинок о деревянных досок
является началом массовой коммуникации. Первые попытки такого рода были осуществлеш около тысячи лзт назад в Азии. В России такие картинки називались потешными нешцкпмп или фряжскими листами. По свидетельству И.Заболнна они использовались для обучения малолетних царей, царзвичей и дарован. О их распростргліашіос-ти свидетельствует хот факт, что при описи домової! казны патриарха Никона было описано 270 листов фряжских.
Лубочные картинки украшали не только царские палаты. Они входили в качества декоративного элашнта в интерьер крестьянской избы, мещанского дома и дока купеческой гостиной. Долгое время лубок был почти единственной духовної! пищей русского народа, энциклопедией самых разнообразных спадений. Для большинства жителей России он был первым учебником грамоты, духовной пищей и энциклопедией. Сенатор Д.А.Ровинский - известный собиратель а исследователь русской народной картинки - выделяет четыре основных теш, отражаемых в содержании лубка: изображения свя-лх, иллзост-рировашше нравственные заповеди и настроения, сатиру и конические изображения, виды городов с их описанием. По обилию тем, полету фантазии, затейливости техники, национальному своеобразию лубок значительно превосходил гравюры для господ и картины, выходившие из-под лера питомцев импараторской Академии художеств, которые нередко только копировали иностранных мастеров. Лубок давал читающему, но малограмотному человаку начатки знаний по истории. В период турецкой войны 1770-х годов возникла продоякающая-ся серия лубочных картинок о взятии турецких кропостей. Это было первое многосерийное иллюстрированное вздание в лvтория русской культуры. В лубках печатались географические карты, календари, буквари, арифметики, прописи. Шссовоз издание сатирических лубков во время войны с Наполеоном, имевших огромную популярность, можно, по-видимому, считать первым прообразом современных средств массовой коммуникации.
Ровинский справедливо утверждал, что народная доревянная гравюра служила общественным потребностям, заменяла бедным те дорогие манускрипты и миниатюры, которые были доступны богатым. Русский лубок выступал как лсходная ступень эстетического образования. Подобно теперешним телевизионным новостям, он информировал о событиях, случавшихся в разных частях света, давал красочные описания праздников, иллюстрировал сообщения о прибытии ино-
- зо -
странных гостей, сообщал об уголовной хроника и происшествия к.
Значение лубка для развития русской национальной культуры трудно переоценить. В течение нескольких столетий он служил средством массовой коммуникации для народа. Удивитольно в лубке не только го, что он был вызван к заизни потребностями народа, но то, что он создавался самим народом. Б продолжение сотен лет он выступал как "народное телевидение".
В разделе под названием "Массовая коммуникация и художественная культура" показано, что каждое из средств массовой коммуникации имеет две сферы: техническую и социальную. Наличие прекрасных сценариев, талантливых реїшссеров, велпколешшх актеров, высокопрофессиональных операторов но создает оце кассовой коммуникации, а образует лишь ео предпосылки. Они могут быть реализованы при наличии технических средств - кинопленки, толекинокашр, радио и телестанций, кинопроекторов,, видеомагнитофонов, телевизоров и радиоприемников. Техническая сфера массовой коммуникации не входит непосредственно в сферу художественного творчества.
Вторая сфера массовой коммуникации - социальная. В ней участвуют творческие коллективы, которцо свопы коллективным трудом создают массовую художественную продукцию. Само содержание средств массовой коммуникации неоднородно. Произведения их существуют в четырех основных видах: курналястика (фото-кнно-радио-журналистика), наука и популяризация ее (учебное телевидение, программы, посвященные здоровью), художественное творчество (виды искусства . фотоискусство, киноискусство, телеискусство), репродукция '(трансляция драматического спектакля, футбольного состязания, эстрадного концерта).
Новые виды искусства в средствах массовой коммуникации возникают следующим путем: развитие *,1щ9ствещшх отношений создает потребность в новом виде коммуникации. Наличие этой потребности обусловливает поиски средств ее осуществления. Найденный канал общения сначала развивается как коммуникативное средство, в его пределах появляется и совершенствуется особый язык, обнаруживаются возможности и ограничения данного вида коммуникации и лишь затем, после открытия присущих данному средству свойств, формируется характерный для нею вид искусства.
Развитие художественных форм в средствах массовой коммуникации тесно связано с особенностями-этих средств. Одна из таких особенностей - способ восприятия художественных произведений. В
- .31 --
диссертации прослеживается, как и лрп каких условиях художественная коммуникация приобретает одну из следующих форм; "ассимиляция среды", "перенесение", "отолдествлениз о автором".
В процесса худоявствошюго восприятия рецепионт может пройти всо три уровня - от относительно простого - "ассимиляция среди" - к самому сложному - "отоядоствлешш" с личностью автора. Возникновение такого типа художественной коммуникации возможно только в результате длительного научения. Известная ыысль о том, что тот, кто хочет наслаждаться искусствен, доляен быть худояш-стванно образован - подтверждается и здось.
Другая особенность массовой художественной коммуникации -цикличность обращения к одного л тому па кругу людей. Из этого свойства вытекает ряд особенностей вошунлкацип, которцо до создания радиовещания и телевидения не могли бить осознаны. Одна из нпх - возможность бистро внедрить в сознание, в повседневную жизнь новые социокультурные иорш, что рапьае, в до-телевизионную эпоху осуществлялось лишь за несколько поколении
Следующий раздал главы посвящен анализу взаимосвязи массовой культуры и массовой коммуникации. 3 современной литературе выделяются три значения торыина "массовая культура". Первое - совокупность шаблонных, бессодзрзателъкых художественных доделок, рассчитанных на самый неразвитый вкус; второе - совокупность всех сообщений, которые продуцируется средствами ьассовой коммуникации; третье - дзііствупцая культура масс, включающая в себя значение двух предыдущих пункїов, а танке любые форми потребления массовок культурной продукции и массового позор "/д.
В диссертации делается попытка доказать, что раохоаео мпе-ниа, согласно которого унифицированное поводеішо кнадостяз индивидов возникает вследствие развития кассовой культуры является заблуждением. Человеческое общэство начинается с предельной ыэс-совизации. Первобытное стадо - это таге массовое общество, которое открывает возможности индивядуалззации личности только в процессе долгого социально-культурного развития.
Современная массовая культура всего лишь делает более зримой, выпуклой эту массовую есставлявдую сознания и поведения, которая существовала всегда.
Жизнь художественного произведения складывается, из четырех этапов: создание, трансформация, распространение и потребление. Массы включаются в культурную деятельность, начиная с этапа по-
- U2 -
траблеияя. Последний этап духовного производства есть вмоста о тем цврпий этап массовизации. Рост потребления культурной продукции влечет за собоїі развитие соответствующей индустрии. В любой развитой страна мы видим миллионы лвдой, занятых в индустрии культуры. Затем ызссовизация начинается на болео высоком этапе. Переход к ному нанечаагся укэ сегодня. Когда-нибудь в будущем созидание культуры сташт делом масс, І-іассовизация духовного производства - исторически неизбежный процесс, который со временем обеспечит расцвот культури.
Последний раздел диссертации посвящен анализу моди как соци-ально-комыунакатиЕного явления. В современной общество модо подвержены но только внешний облик, костюм, манеры, но такке литературные и -архитектурные стили, направления в шшоииси и музыке, форш бытового поведения. Движение ыодц накладывает печать и-на экономические процессы.
Механизм моды является чрезвычайно слоапым для анализа, потому что слагается из большого числа разнопорядковых элементов. Мода относится к разряду явлений, которое социальная психология называет массовым, информационным, групповым взаимодействием. Если' эти явления расположить в ряд по продоллитольностд действия, то на вершине будет традиция, далее более короткий по времени действия обычай, затем мода и последнее явлоние,'обозначаемое в англо-язычной научной лексике термином " «cid "vi буквально "сумасшествие". На русский язык его можно было би'перевести как "всплеск", "вспышка", "каприз".
С точки зрения качественного своеобразия массовой информации, можно построить другой ряд, в котором находятся слух, паника, мода. Особенностью моды являемся то, что она,подобно сдуху, распространяется, по преимуществу, «раз межличностные каналы и, подобно панике, распространяется некритично и лавинообразно.
В диссертации раскрываются признаки моды. Первым является ее социальная обусловленность. Вторым - ее знаковость. Это означает, что в моде распространяются не предают, на вещи, а образцы, т.е. знаковая информация о значении юх или иных элементов в сегодняшней практике. Вгіа, например, внесший облик человека, ш можем выделить в нем следующие знаковые системы: I - знаки,- информирующие о принадлэкности к определенному полу - "половая диф-форентация" (цвет одаздц, оа покрой-, отделка, аксессуары, форма прически, украшения лица и т.д.). Эта дифференциация является
важивВшой в повседневной общественной практике и поэтому знаки, относящио индивида к определенному полу, повторяются многократно, избыточно, 2 - знаки, при "прочтении" которых встречный может идентифицировать индивида о определенным социальным слоем, группой. В ыассо своей индивида стремятся овладеть чаще всаго чужой, знаковой системой "воркней" по отношению к их дойствительно-му социальному положению. Эта знаковая система названа "социальной дифференциацией". 3 - "характерологическая даффвренциация": внешний облик индивида дает исчерпывающие сведения для составления аго психологической характеристики. 4 - "возрастная дифференциация": деталями внешнего облика либо сознательно, либо непроизвольно устанавливается прлнадлюшость индивида к определенной возрастной категории (иногда смещенной по отношений к действительной).
Механизм моди важен в кулыуро еще и потому, что через ого посредство человечество избавляется от тирании традицій. Мода выступает как легальный механизм смены привычных форм культур. И уже поэтому мода должна изучаться в теории культуры как механизм культурного развития.