Введение к работе
Актуальность исследования. В диссертации исследуется творчество известного. филосоЛа и-культуролога" XX века 0,5рокііа. В центре его интересов находится проблема человека, в особенности человека, живущего в эпоху кризиса культури. В своих работах Фромм стремится соединить антропологию с опіко й, обосновать, исходя из данных науки и исторически елгчшвшхоя религий и эгичес-ких систем, общечеловеческие ценности. Фромм бил "ровесником века" (он родился в 1900-ом и умер в 1930-ом г.) и отразил в своем, творчестве основные события и противоречия катастрофического XX столетия. Ученнй постоянно обрілиеї внимание на морздыю-психо-догичеокое самочувствие человека нашего времени, анализируем его страхи- и заботы, ищет причини наших неудач и ошибок, пытаясь одновременно указать пути выхода из кризиса. Неудивительна популярность Фромма на Западе, где он наступил в качестве одного из идеологов движения "новых левых", молодежи, и интеллигенции конца 60-х годов, как идеолог социалистической партии, популярный философ-публицист. Уже названия его работ: "Душа человеке", "Искусство любви", "Из плена иллюзии", "Бегство от свободы", "Здоровое общество", "Анатомия человеческой деструктивности", "Революция надежды" говорят не только о научно-Философском содержании, но и ой этино-политической направленности его мысли.
Творчество Фромма многопроблемно, многотемно. Ему удалось в ряде случаев эффектно соединить в своей философии элементы марксизма, экзистенциализма, антропологии и нсихозн&пиза. Хотя больная часть его работ посвящена критике фашистского тоталитаризма и западного потребительского общества 'Ю -70г.г., многие его идеи универсальны и помогают лучше понять тенденции, намегишис-ся уке в "іюстко!.імупистяческук"опоху. В частности, проблемы добра и зла. насилия, глубинной мотивации, свободы и морального набора, подлинного бытия человека, "самоопределения личности",разрабатываемые Фроммом, никогде. не устаревавг. Они вновь' ставятся сегодня э обстановке идеологического плюрализма, глобаль.ігй перестройки мировой цивилизации, при новом соотнопепии сил в душч человека к ;ia мировой арене.
Вопроси лично» идентичности, гуманистического воспитание и хормрроввння творческой личішсіи ъегаат а связи с реорганизацией системы образования и воспитания мслодеяя. Выдвигаемые черед ко требования возврпта к р.ожиму- "сильной руки", авторитарної!
власти могут получить объяснение, исходя из анализа авторитарно-го типа личности, даваемого Фроммом» Не устарели критика Фромма в адрес западного потребительского общества, его анализ "рыночной психологии" в период перехода к рынку.
Представляется актуальной задача определения места и роли Фромма в развитии общественной мысли и гуманизма современного типа. Важно очистить творчество Фромма от предвзятых оценок и Характеристик, показать его роль как современного просветителя, призывающего к отказу от успокоительных иллюзий, ложных авторитетов, идеологических штампов, которые мешают увидеть опасности современной ситуации. Только па основе свободной мысли,' гуманистической совести, глубокого понимания мотивов поведения людей, можно, согласю Фромму, продвинуться к подлинному "ядру" человеческой природа и установить общественное согласие.
В фокусе (їилософеко-отических рассуждений Фромма - проблема кулїтури и личности. У него ми находим ответы на вопроси о том, как влияют фактора социо-культуриоп среди па формирование человека, почему в ситуации культурного кризиса проявляются тенденции к "бегству от свободы" и "бегству от ответственности", как происходит подмена реальной соцпо-культурпой проблематики идеологическими символами. Чтение работ Фромма будит мысль и тревожит совесть. Реформы и перестройка общества могут иметь успех лишь при условии изменения идеологии и коллективной психологии, а тзкке повышения общего уровня культура. Современному человеку остро необходимы чувство ответственности и заботы о будущем. Фромм призывает раскрыть в себе истинные Веру, Нэдеасду и Любовь, наполнить эти традиционное христианские ценности современным содержанием и реализовать их на практике, (об отих ценностях идет речь, в частности, в работах: ".из плена иллизип", "Искусство любви" к "Революция надсади"). В равной степени необходимо выявить механизмы и причини регресса личности, деструктивных и агрессивных стремлений» исходящих из коллективного бессознательного. Теории Фромма ориентированы на актуальные вопроси семьи, морали, оптимизации психологического климата в человеческих отношениях, соотношения гохнико-опгшшзационных и гуманистических аспектов современного развития и ряд других.
Научная актуальності избранной темы обусловлена еще и тем, что Фромм вводит в научный обиход много новых представлений или же существенно изменяет смысл привычных терминов. Таковы, например, употребляемые Фроммом в специфическом смысле понятия "здо-
іоеого" и "больного" общества, "доброкачественной Егрессии","био-[здии" и "некрофилии", "социального характера", "'коллективного 5ессрзнвївлького,,,-,'овда-мазо"киз'иа"ТГдругие. Оценка этих ново-дзедекий Фромма важна в связи с гем, что его работы обращены ке только к сообществу ученых» но №. в широкой публике.
Степень разработанности проблеми. Актуальность темы тесно вязана со степенью ее разработанности. Труда и идеи Фромма дол-'оа время совещались у нас односторонне. Переводов не существо-' шяо, а подлинники, били, почти кедоступшь. Лишь-в пооледиие годы іирокая общественность смогла ознакомиться с основными работает ченого в русской переводе, оценить tto досїоинйгву стройяоеть tl іодкупакщ'В искренность его. мысли, воспринять гот мощный заряд ручного и морального оптимизма, который она в oede несет. Хом о оредним меркам советского периода число работ о Фромме было остаточно велико, его место в науке и философии» смысловое "яж-о" его концепции, степень обоснованности его суждений,основа-, едьиость предлагаемых км многочисленных типологий и иових гвр-swos не были по настоящему и беспристрастно оцекеті.'.Д,Фромма иовл'и Л.Я.Верч'еноз, П.А.Руревич/ В,Й,Добренькой, 3. л.Субботат, .Л.Черненко, Ю.Н.Давыдов, Л.М.Попова, А.М.Руггсевич, С.М.Черка-ов, В.М.Лейбин и другие. Но, за исключением некоторых исследо-аиий советские критические работы о Фромме отличались налой ин~ эрмагивностью, тенденциозностью и нежеланием вникать в суть оокмовских вдей. Фромма, как и других "буржуазних" ученых обеими в идеализме, абстрактном гуманизме, бидлогизие, лсихологиз-з, релятивизме, эклектизме и т.п. Особенно резкую критику ЙНЗЦ-уіи попытки Фромма соединить Фрейда с Марксом и'.подвести кочну-" ism н фашизм под одну и..$у-«е рубрику - тоталитарного общества, ззумеется, не все идеи соединима, но в принципе, синтез идей jBBOMupsH в научном, исследовании, й урона прав в ток» что при '.. jex различиях то-галитарных идеологий*.- У нкх'йше общие черти» условленные политическим и окояомичеокймн реалиями, времени, ж- всем том, в философской критике советского периода был» и їравсдліігзче, обоснованные упреки в адрес Фромма, Его пошткн, .. ведения универсально"* 8їш из природа человека - кекорректіш. : этом писал. В.И.Добреиьков. Он указывал на неопределенность сятия "человзческоі-і природи", коюрыи рперирует.ФромМд. на его оптщ, который проявляется в убеждении,, что' психовиалитийш но- \ ї стать главкой силой в процессе оздоровления об^гст-ва.-Не . '. enovjjstwut-', били обвинения Фромма в соцкологкзцции психического
и психологизации социального Мі.А.Гуревич, С.М.Черкасов) в еклектизме и шаткости проектов "гуманистической религия" (Л,М.Панова). П.А.Гуревич указывает на присущую Фромму склонность к чрезмерной рационализации социально-психологических проблем и
ГІОСТр0Є!ШЮ КеСТКИХ ЛОГИЧеСКИХ аКТИИОИИЙ, КОТОрые ВрЯДЛИ С530-
гыза»5? существо сложнейших и многоаспектных человеческих отношений. Вместе с тем, интерес Фромма к человеку, его стремление понять с позиций создаваемой им синтетической философии кульгур-но-полигические феномены XX века, острое беспокойство за судьбы человечества не могут tie импонировать»
На Западе в критических и комментаторских работах Л.Сгорра,-Г.Мерфи, Дк.Флигеля, Д.Брзуиа указывалось» что Фромм существенно отоаел.от ортодоксального фрейдизма в трактовке человеческой природи, основных потребностей человека, соотношения в человеке социальных и биологических, коллективистских и индивидуалистических влечений. Он перенес акцент исследовательского внимания с "больного индивида" на. "больное обшесгво", стремился преодолеть фрейдовскую трактовку индивида как самодостаточного существа и возражал против рассмотрения индивидуальной психики как замкиу-той 'энергетической системы, против вне этической "психической механики" Фрейда- Внимание Фромма больше привлекало коллективное, а не индивидуальное бессознательное. Корень проблей "больного общества" он искал не в репрессии индивида культурными нормами, а в природе человека, в идеологии, в самой культуро.
Критик» Фромма ого западными коллегами также была не всегда корректна. Так Г.Уилле, промаркоистски настроенный ученый, по сути дела отрицая за учением Фрейда и его последователей какую-либо научную и мировоззренческую ценность. Он видел з "неофрейдизме", представленном Фроммом, Хорни, Салливеиом разложение я кризис фрейдизма, обнаружение его полной несостоятельности. Он ке писал о невозможности соединения Фрейдовского атеизма с какой бы то; ни было религией, пусть даже "гуманистической".Л,Сторр обратил внимание на то, что Фромм настроен подозрительно воинственно против всяких авторитетов, увидев в, этом проявление неизжитого "эдипова комплекса". Волюнтаризм Фромма помимо его воли .. приводит к плюрализму ценностей, Осукдая "бегство от свободи", Фромм, vj мнению Сторра сам бекиг "в никуда", в свободу без всяких реальных ценностей. .
До сих пор в нашей литературе явно или молчаливо предполагалось, что если даже Фромм прав в своей критике западного общо-
ства, то у ас во всяком случае его критика и методология неприменимы к нашему, т.е. советскому, социалистическому, российскому, обществу. Между тем, многие идеи Фромма о социальном характере, коллективном бессознательном, человеческой ситуации в историческом процессе, механизмах формирования патологических типов личности могут быть применены при анализе любого общества, в осо-' бенности, находящегося в ситуации кризиса.
Цель исследования - анализ и оценка теории культури и личности в 1-у мание гическом психоанализе Фромма и. в контексте современной культури выявление сильных, действенных сторон, его кон- цепции.
Ставя перед собой эту цель, мы столкнулись с необходимостью решения следующих задач:
выяснить специфическое смысловое ядро философской антропологии и гуманистического психоанализа 3,«ромма. Чтобы решить оту задачу, потребовалось рассмотреть идейные и теоретические истоки, творчества ученого, показать связь его теории с традицией философской, научной мысли, культурно-политической ситуацией, обстоятельствами жизни и становления мыслителя;
проанализировать решение Фроммом антропологических проблем: "человеческой ситуации", "человеческой природы", "подлинного" и "неподлипного" способа бытия человека,, "зкзпетепкионоль-ного выбора", противоречивых тенденций становления человек-л и историческом процессе;
проанализировать развиваемое Фроммом концепции "социального характера", "коллективного- бессознательного", "колли.шшт-го сознания", идеологии; '
выяснить понимание феномена личности Фроммом., последовать и оценить предлагаемые им типологии культури, типологии личности, ".продуктивной" и "непродуктивной" ориентации, "бііофидші" и "некрофилии" и др.;
оценить сильные и слабые сторона предлагаемых Фроммом пу~ : те и выхода п.'.1 состояния кризиса, путей формирования "здоровой личности'" и "здорового общества", его моральные пзкоп'гпдац.т,;;
рассмотреть социельио-г.едр.гогнческие и г-тсчеопич волзре-ir.\.i Фро:;ча s свяііі с его ф'КЛ'.г'ссфо^о-сптрсполегичес^о:: "онцепци-
сй и "оценить Еозмсасносгк применения идей '?роина для'лучасго по- "
кипения социо-стдьгурііоя ситуации в мире » d России; . "
- спгциадъно обратить внпиаііиа ні проблему "еймоопределе.шл"'
личности, свободного выбора и обретения "поллннного бытия" и вы-
явить теоретическое и практическое значение этой проблемы з современных условиях.
Гипотеза исследования. Хотя теория культуры и личности Э.Фромма выросла не, основе анализа и критики фашистского тоталитаризма и западного общества массового потребления, в ней икс ются непреходящие, универсальные идеи, применимые к любому ОбЩЕ отву. Это идеи "человеческой ситуации"» "экзистенциальных дихотомий", "бегства от свободы", "социального характера", "коллективного бессознательного", "подлинного" и "нсподликиого" бытия. Они могут быть проверены и оценены в свете современного соцно-. культурного опыта, использованы для объяснения путей и механизмов развития личности в нашу опоху,
Объект исследования - философское творчество Э.Фромма, его 'гуманистический психоанализ" и культурная антропология.
Предмет исследования: смысловое ядро философии Фромма - ег теория культуры и личности.
Методология исследования. Основным методом исследования явился текстуальный, анализ произведений Фромма, критических работ о нем. В своих рассуждениях диссертант опирался на' принципы историзма, диалектики, системного подхода, взаимообусловленности бытия и сознания научного детерминизма, свободы морального выбора и ни признанно объективных закономерностей в протекании. массовых коммуникативных процессов.
Базой исследования явились работы Э.Фромма, его предшественников и современников, имевших отношение к психоаналитическому движению: 3.Фрейда, К.Хорнн, западных и советских критиков и комментаторов Фромма. Кроме того, привлекались работы российских и советских ученик пи понхологин, этике, социальной ПСИХОЛІ гни, политологии и культурологии. L Новизна исследования:
I. Выделено основное "смысловое ядро" философии Э.Фромма . в виде теории культур» и личности» в рамках которой рассматриваются антропологические, социальные, психологические и этические проблемы. Теория культуры н личности заменяет в научном мировоззрении 3.Фромма фрейдовское представление об изолированном самодостаточном индивиде. Этим объясняется распространенное обозначение философии Фромма как "неофрейдизма" или "культурного фрейдизма".
2. Проанализировано философское и методологическое значе-
м&.понятий "человеческая природа", "подлинный" и "неподлшпши" іпособи бигия, "бегство от свободы", "продуктивность", "агрес-
:ия", "деструктивиость" и другие. Показано значение.этих поня
ній- для-формирования'прёдсгавлений Фромма о культуре.
3. Выявлено универсальное содержание категорий "соцнзлыш-'0 характера", "коллективного бессознательного", их роль в формировании культуры.
Ц. Показан синтетический характер антропологии Э.Фромма, в оторой соединены идеи психоанализа, марксизма, экзисгенциализ-а, ненецкой философской антропологии, классической диалектик», росвегигельской этики и рационализма.
5. Проанализирован!! терминологические инновации Фромма,свя-
анкый с введением в социологию и культурологии таких понятий
ак "садо-мазохизм", "доброкачественная" и "недоброкачественная" грессия, "спонтанность", "авторитарная" и "гуманистическая" (гльтура и ряд других.
-
Выявлена значимость проблемы самоопределения личности, жззаио воздействие "гуманистической" и "авторитарной" ориента-ій в поведении на решение этой жизненно ванной проблемы.
-
Дана"оценка социально-педагогического и философско-про-істктєльного значения творчества 'З.Фромма.
Тезисы, выносимые на защиту.
I. Философия Э.Фромма, сочетающая в себе модернизированный кхоанализ и философскую ннтрояэлзгкю содержи::- в качестве сиыс-вого ядра теорий культури и л'лчаоах'л, и которое рассмотрены зличние аспекты их взаикоогаокекий (исторический. Фелогенегн-
СКИЙ, ОНТОГеНеТИЧеСК'ДЙ» ПСЙХОЛСГИЧеСККЙ, СОЦКЙЛЫЩГ:, ОЇИЧЄС-
Й>. '
2. Приншпиаяькей сте-р"^?! изоьчеесьз 'рокнз, его «-т/лъту--логии и гуманисткческего пекхоппаДнза является. сїр2ило;і«е со-йниїь о тику і; ивдк$,- ишеати этг.чесит корна п ориентации из вния. о человеческий природ» й человеческой .ситуация, огкрива-зга єео6оя.зци равной, повда-гь иормем tSKXK коноїкїукрущай гакгеп 7 система об^естегггкх спг-гогжтГг.
Еесгж-'рд иг- тоj, чг» з фнлоеофги: укг д astro к д/ллзточь'о стро-бнде ио-с&зеяз і«иязмокноо-ть "эгтгчгского- ецїїєДїния "должного" "cyserc", оеикк its науки, ;к> сч^та.ги* стсгг-гдекш.' fpair-.a научно
50~.>S?.Tb OSKXy 20 ІШОГОИ КДйДіЗГВЗрїШК 3 ЄОЕрЄИЄ!.'ІШХ уСЛОЗіПіХ,
?58д аначигелькея часть полвтитазешх штабами, вознпкаявдх со'ци-sffijx противоречий" свяэзкц с «ек»впегеы5йосгыо угтравлнидах
структур, недостаточным осознанием реального положения дел в об
.щестзе, неправильным представлением об основных мотивах поведения, непросвещенностью "среднего человека" во многих вопросах
психологии.
-
Оценка постановки этпко-социологических, этико-антропо-логических и других пройдем Фроммом, равно как оценка всего его творчества в контексте науки и современной культуры должна осуществляться с.учетом того, что он пытался с помощью логики, сги листики, терминологических нововведений способствовать гуманита ризілдии и популгризации общественных наук, стремился с помощью ясных категорических оценок и противопоставлений пробудить в сознании "среднего человека" желание осмыслить актуальнейшие проблемы современности, пробудить чувства ответственности, совести и'заставить каждого сделать/свой моральный выбор.
-
Смисловим ядром философии Фромма является его теория культуры и личности в рамках которой решаются многие принципиальные вопросы отиви, психологии и социологии. Суть ее в том, что культура,, кчк продукт объективации человеческих желаний и открытых человеком способов решения экзистенциальных проблем предстает для большинства людей как совокупность норм и символов "коллективного бессознательного" и "коллективного сознания" Ориентации культуры противоречива. Коллективное сознание оказывается часто иллюзорным» отмеченным и рационализированным выражением, интересов и поли власть предержащих, а также людей слабых, но выдерживающих но питания свободой. Личность развивается благодаря гуманистическим элементам в культуре, вырабатывая устойчивые ориентации в отношении системы цзнносгей к одновременно проявляя "спонтанность", расширяя свободу разума, чувства н волн.
5. Теория "споитаИноотії" Фромма вносит определенный вклад :
установление взаимосвязи, между этикой и антропологией, но ока
слабо обоснована логически и психологически. Освобождение к са
моопределение личности зависят не только от способности вести
себя "спонтанно", но, прежде всего,, от выработки долговременной
и тесно связанной с социо-культурными. реалиями стратегии жизни,
в которой спонтанность, рациональность и привычное поведение пе
реходят друг в друга. Тем не менее, тезис о том, что ценности
вырастают не из разума, чувства или воли, а служат синтетически'
ми продуктами всего мира человеческой субъективности заслужива
ет внимания. "Спонтанность", по Фромму, способна "пзресоздзгь"
человека социально и духовно.
Элементами теории культуры и личности 3 .Фромма служат по
нятия "компульсивних" (принудительных) механизмов, приводимых
ъ действие обществом trпротивостоящая им установка па "спонтанность" или свободную самореализацию. Если общество - в тенденции - ориентирует-человека на конформное поведение и заглушает, потребность в индивидуальном творческом самоопределении, то "спонтаніїостьї.ио ірошіу, выражает истинные требования челове- " ческой природы в данном иеднвице.
б. Культурологический аспект филоерфской антропологии Фром
ма выракеегея в его разделений, культури на "авторитарну»" и-"іу-
ц&ійісїіічесяул". Этим-двум-twits** гульїури'сорйзеюашуиф'''ТНЄГЙ->
.тивкые" и "позитивные" установки, социального характера» Несмот
ря на то, что это разграничение культур и установок личности, на
"черные" и; "белые", "позитивные" и "негативные;" шгдядде иеоко-
лжо пряиолииейним, тем не менее в качестве ..инструмента анализа
этико-политйческих ситуация и проблем предлагаемая дихотонад '
полезна. -. - ' '
7, Причини сагодыаднйго "взрыва" преступности,-жестокости., арресстютит? "Л р&зрупн'гелышх действий моп-.но глубке понять, учитывая характер "экзистенциальных дихотомий", р а ал и чип. х типов социального характера, рас притих 3.Фроммом. Агрессивные и разрушительные действия являются,прекде всего, следствием того,что человек яе может удовлетворить свои экзистенциальный потребности в любви, свободном познании и творчестве. Создание х;е таких условий требует не только социальных реформ, но и новой идеологии и связанной с ней перестройкой личности.
.. 8. Судававешшм аспектом: реформирпЗїШті сиотеїш образова
ния и просвещения в России является их "гуманитаризация",.'что,
по Фромму, означает не только изменение программ образования и
црмііеїиїглііі5.« рабады.» а построение новой модели' взаймортйо.ше-
ний Учителя и. ученика» Просветителя и просвещаемого. Оосхроение
"позой модели" предполагает отказ от..авторитарних, формальных
методов воспитания, обучения и проезеденил; обработку отношений
открнтоотн, партнерства, диалога» терпимости іс инакомыслии. Но
вая .модель может бить построена энгаь" при условии глубокого по
нимания открытых поихптишюом механизмов мотивации, зг-дїитн it
фрр^щродацид.бесевздахйлышх установок дярпт.тера. ' '-'.':'
'Врйкаичёсхяя значимость рзботи. Материалы диссертации цй-гут dm вслользозтнн при чтелни курсов по истории кудь-щзояо--
гни, этике, "социальной психологии, а также а социальной работе в облаоти воспитания, обучения, профессиональной ориентации, консультаций по вопросам взаимоотношений людей в коллективе.
Апробация работа. Основний идеи диссертации были изложены автором в выступлениям на научно-практической конференции молодых ученых "Школа молодых ученых-гуманитариев вузов Российской Федерация" РоЬгов-иа-Дону, 1993 г.; Санкт-Петербург, 1994 г.; на Российско-Американском семинаре для школьной администрации "Лидер XXI века" Санкт-Петербург, 1994 г.; на международном семинаре "Культура на пороге Ш тысячелетия" Санкт-Петербург,I99Jir,
Структура диссертации. Состоит из введения, трех глав (девять параграфов), заключения и списка использованной литература.