Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Классификация наук и ее место в истории культуры мусульманского Востока (IX-XV вв.) Бахадиров, Роик Маджидович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бахадиров, Роик Маджидович. Классификация наук и ее место в истории культуры мусульманского Востока (IX-XV вв.) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 17.00.08.- Ташкент, 1998.- 54 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. С достижением подлинной не-івисимости и выходом Узбекистана на новые рубежи глубокое изуче-ие духовного наследия нашего народа, истории его общественной и іучной мысли приобретает сегодня особое значение. Правительство збекистана уделяет большое внимание проблемам всестороннего изу-їния богатейшего культурного, духовного наследия нашего народа и )здателей этого наследия - крупнейших ученых, мыслителей, деятелей ?льтуры, внесших своим творческим трудом достойный вклад в разви-іе мировой цивилизации. Президент Республики Узбекистан .А.Каримов неоднократно подчеркивал, что "с первых дней нашей ^зависимости важнейшей задачей, поднятой на уровень государствен-эй политики, явилось возрождение того огромного, бесценного духов-эго и культурного наследия, которое в течение многих веков соз-шалось нашими предками"1.

Эта мысль проходила красной нитью также в речи И.А.Каримова і встрече с группой ученых - представителей Академии наук Узбеки-ана, где он подчеркнул, что "нам никак не следует забывать, что мы шяемся наследниками великого духовного богатства... Почетная мис-ія донести до народа это великое наследие, поместить его накрепко в :рдцах и сознании людей, широко пропагандировать его, пробуждая и срепляя у них национальную гордость. Приумножение этого неисчер-іемого богатства и всестороннее развитие культуры, укрепление ин-ллектуального и научного потенциала нации - все это основная зада-i академии"2.

Воспитание молодого поколения в традициях и духе культуры веских предков нашего народа становится одним из основных напрале-ій. Ярким свидетельством тому являются Постановления Правителька Республики о широком проведении юбилеев Амира Темура, Мирзо пугбека, Бахауддина Накшбанда, аз-Замахшари, Наджмиддина Кубро, лама ал-Бухари и многих других выдающихся мыслителей Востока.

Актуальность изучения духовных ценностей наших народов обловила выбор темы нашего диссертационного исследования, ка-тельно проблемы систематизации и классификации наук, научным щсультантом которого является доктор философских наук, действи-льный член АН РУз, профессор, заслуженный деятель науки РУз .М.Хайруллаев.

1 Каримои И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии
огрссса. - Ташкент, 1997. - С. 131.

2 Каримов И.А. По пути созидания. - Т. 4. - Ташкент, 1996. - С. 90.

Благодаря исследованиям ученых-востоковедов, историков кулі туры и философии Узбекистана (Х.А.Аликулова, А.Ахмедов; Б.Ахмедова, П.Г.Булгакова, Ю.Д.Джумабаева, А.Ирисова, У.И.Каримс ва, Г.П.Матвиевской, И.М.Муминова, М.Н.Нуритдинова, А.Урунбаев; А.Ф.Файзуллаева, М.М.Хайруллаева, С.Шермухамедова, Э.Ю.Юсупова а также других стран СНГ (И.Ю.Крачковского, Е.Э.Бертельса, А.М.Бс гоутдинова, М.Н.Болтаева, А.К.Закуева, Ш.Ф.Мамедова, А.В. Сагадее ва, В.В.Соколова, А. Чорыева и др.) проделана большая работа в облас ти изучения культурного наследия народов Востока, в том числе Узбе кистана. Но в свете новых требований современности предстоит сделат еще больше. Имеется немало проблем и не изученных пока страни истории культуры народов нашего региона. К ним, например, относят ся проблемы генезиса наук и их классификации, определения их роли научной жизни общества, в истории культуры. Эта проблема приобре тает важное значение в свете актуальности аргументированной критик и разоблачения различных европоцентристских концепций, которы пытались и пытаются охарактеризовать духовность мусульманског Востока только религиозностью и мистицизмом.

В древности и средневековье все науки или многие из них вклк чались в структуру философии, которая рассматривалась как едини венная и всеобъемлющая наука. Развитие наук и появление многа специальных трудов, посвященных отдельным областям тогдашних зш ний, возникновение новых отраслей науки в свою очередь породил необходимость в определении места каждой области научных знанні соотношения наук, их классификации.

В свое время все известные научные знания считались науками включали в себя разные аспекты духовной жизни. Автор определенної труда старался как можно полнее охватить и изучить эти аспекты. Эт мы видим уже в классической философии - сочинениях ученых Дреї ней Греции. Еще тогда философию начали считать основой наук. Арі стотель, например, все науки перечислял в составе философии.

Выделение естествознания из еще нерасчлененной науки в саме стоятельные системы в первый период своего развития характеризов; лось аналитическим подходом к изучению природы. Происходила ди(| ференциация наук внутри естествознания, получили развитие матем; тика, астрономия, обособлялись физика и химия, зарождались медищ на, физиология, геология и т.д.

Весь этот процесс отражал развитие потребностей человечества открытии и познании тайн природы с целью их практического исполі зования. Сама человеческая практика вызывала дифференциацию ей нерасчлененной философской науки. Последующая дифференциащ наук, их отпочкование от прежде единой философии привели к пост; новке проблемы классификации наук.

Наиболее верным и адекватным принципом в разработке классификации наук и ее освобождении от искусственности следует считать ринцип объективности. Отмечая это, академик Б.М.Кедров писал: Науки должны располагаться в последовательный ряд и определенным бразом связываться между собой не потому, что так нам кажется удоб-ым, а потому, что так связаны между собой предметы, сами формы вижения материи, изучаемые и отражаемые соответствующими наука-и, то есть в той последовательности, в какой они сами объективно, сторически возникают и развиваются одна за другой - высшая из низ-[ей, сложная из простой"3. Отсюда также вытекает второй принцип, на отором основываются классификации, - идея развития.

Исследование процесса истории систематизации и классифика-ии наук является неотъемлемой частью объективного исследования стории философии и частных наук; оно дает богатый и ценный мате-иал об уровне, проблемах и направлениях развития научной мысли аждой эпохи, в каждой стране. В учениях о систематизации наук нахо-или свое рельефное выражение уровень и достижения не только науч-ой мысли, но и духовной культуры в целом, важные аспекты мировоз-зения определенного мыслителя, уровень интеллектуального потен-иала данного общества. Разработка структуры и системы научных зна-ий, создание классификации наук требуют высокого уровня и глу-ины философских обобщений и относятся к разряду важных методо-эгических проблем науки.

В зависимости от характера устанавливаемой связи между наука-и, от ее трактовки учения классификации с философской точки зре-ия могут быть существенно различными и даже противоположными. В стории науки в Европе известны классификации наук, выдвинутые ристотелем, в новое время - Ф.Бэконом, А.Сен-Симоном, О.Контом, ггелем и др.

Если история учений о систематизации и классификации науч-ых знаний в европейских странах в значительной степени разработа-а4, то проблема классификации наук в странах мусульманского Вос-жа исследована крайне слабо, можно сказать, почти не исследована іеньїми современности, и нет специальных научных трудов, затраги-іющих непосредственно данную тему5. Все это и определяет актуаль-эсть избранной нами темы.

3 Кедроа Б.М Классификация наук. - M., 1961. - Т. I. - С. 23.

4 Об этом см.: Кедров Б.М. Классификация наук. - Т. I; его же. Классификация наук. - М.,
65. - Т. II; его же. О современной классификации наук // Вопр. философии. - 1980. - № 10. - С. 85-
3; Шамурин Е.И. Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации. - М., 1955. -

I; его же. Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации. - М., 1959. -И; и др.

5 Здесь мы можем указать на такие статьи, как: Sprenger Ed. A. and Nassau Lees W. - Calcutta,
62; Browne E.G. A Literary History of Persia. - Vol. 1. - Cambridge, 1902. - P. 382-383; Carra de Vaux B.
icenne. - Paris, 1900. - P. 177-180; Kitab al-madhal li-sina' at al-mantiq / Ed. trans. M. Asin Palacios

Степень разработанности проблемы. История систематизации и классификации наук в странах средневекового мусульманского Востока, в том числе Центральной Азии, относится, как уже сказано, к наименее изученным страницам истории культуры.

Результаты разработок ученых в области классификации наук стали не только свидетельством интенсивности развития наук, и> дифференциации и усложнения, но и сыграли положительную роль е поднятии уровня всей духовной культуры, осмыслении достижение человеческого разума.

Первые систематические классификации наук на мусульманское Востоке были разработаны в IX - X вв.; они оказали большое влияние на развитие научной мысли в последующее время. В тот начальный период на Ближнем и Среднем Востоке и в Центральной Азии наиболее распространенной была классификация наук, выдвинутая Аристотелем, труды которого в переводе на арабский язык получили широкое распространение.

Работа в области классификации наук продолжалась на средневековом мусульманском Востоке и в последующие века. При этом бурное развитие наук в данном регионе было обусловлено всеми сферами жизни общества, а потому они имели глубокие и сильные корни. Еап Арабский халифат воплощал в себе предыдущий период развития научной мысли, т.е. в основном достижения Древней Греции, то эпоха Те-муридов ознаменовалась, вдобавок ко всему этому, уже развитием нау* на Востоке на отечественной базе, что и нашло свое отражение в классификациях наук того времени.

При изучении развития наук и их классификации в определенный период мы исходили из принципа их освещения на основе духовной жизни данного периода. Нельзя было создавать классификации наук без учета особенностей своего времени. Взаимоотношения науки і практики, науки и религии, естественно, находили свое непосредственное отражение и в классификациях. Основное внимание уделялось этической стороне вопроса, которая была связана с поведением личности семьи, общества и задачами использования их в интересах общества.

Был период, когда преобладали религиозные знания. Но разви тие светских наук не прекращалось, и в основном ученые мусульман

(Introduction a! arte de la Iogica por Abentomlus dc Alcira). - Madrid, 1916; Madkour J. L'Organo: d'Aristotle dans le monde arabc. - Paris. 1934. - P. 10-11; Sahawi-Rosenthal. A History of Muslim Historiog raphy. - P.264; Nallino C.A. Raccolta di scritti. - Rome, 1939-1948. - Vol. 5. - P. 2-4; Moreno M.M L'Islamismo e l'cducazione. - Milan, 1951. -P. 6-7; Tj. dc Boer. Encyclopaedia of Religion and Ethics. - Vo: 9. - P. 880-881; Gardet L., Anawati M.-M. Introduction a la theologie comparec. - Paris, 1948. - P. 109-1K Грюнебаум Г.Э., фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981. - С. 111-126; также исследования: Бахадиров P.M. Классификация наук Абу Абдаллаха ал-Хорезми и ее место истории научной мысли: Дис. и авторсф. дис... канд. филос. наук. - Ташкент, 1983; Хайрулласв М.М Бахадиров P.M. Абу Абдаллах ал-Хорезми. - М., 1988; Бах.одиров P.M. Абу Абдулло\ ал-Хоразмий в илмлар таснифи тарихидан. - Тошкент, 1995; его же. Илмлар фазилати. - Тошкснт, 1997.

ского Востока старались сблизить науки о религии со светскими и теснее увязать их.

Схожесть классификаций наук, наряду с объектом данной классификации, является свидетельством существования на всем мусульманском Востоке культурно-научных отношений на протяжении многих веков. В целом почти одинаковое распространение и уровень развития в этом регионе всех знаний явились еще одной из отличительных крт их специфики. Появление нового научного знания или определенной системы классификации наук в одном районе становилось известным и находило свое отражение в других регионах огромного тространства, именуемого мусульманским Востоком. Это также способствовало более широкому охвату разных стран данного региона и свидетельствовало о сравнительно высоком уровне развития наук во jcex странах, входящих в него. Всему этому, естественно, способствовала и разработка проблемы классификации наук. Развитие науки здесь ило в целом одинаково во всех странах: в Северной Африке и Центральной Азии, Испании и на Кавказе. На мусульманском Востоке ;сегда существовали тесные и непрерывные связи различных его аспек-'ов, т.е. ученые разных стран всегда были знакомы друг с другом и вели штенсивный обмен информацией. Например, система классификации j арабских странах (Ибн Надим, Ибн Халдун) становилась достоянием 'ченых Индии (ал-Макки), т.е. была общая классификация наук и ча-:тная классификация их отдельного направления. Это также подтвер-кдает схожесть и идентичность научных трудов по классификации на-'к, созданных учеными разных стран.

Развитию научных знаний способствовала и установившаяся на--чная традиция. Здесь уделяли одинаково пристальное внимание каж-[ой отрасли и всем научным знаниям в целом. Если взять развитие отдельных научных знаний, то можно для примера отметить труды уче-[ых в области арабского языка и литературы6, а также религии7.

Восток того периода славился прежде всего тем, что здесь были [родолжены, обогащены и развиты традиции Древней Греции. Он не 1ыл оплотом мистики и религиозного фанатизма, как утверждают неко-орые представители евроцентризма XIX в. Наоборот, ранний ислам :ак религия воплотил в себе достижения и богатства предыдущей ду-овности и считал, что изучение наук и просвещенность - необходимое

6 Ахмад Мухаммац ал-Хавфи. Фан ал-Хитаба. (Наука ораторского искусства). - Кхира, 1963;
адави Таббаи. Илм ал-баён (Наука о стилистике). - Копира, 1962; Али ал-Х,инди. Фан ат-ташбих
Іаука сравнений [риторика, литература, критика]) - Копира, 1952; Баха ад-дин А'мили. Фаваид ас-
імдийііа фи илм ал-арабиййа (Неизменные пользы в познании арабской науки). - Табриз, 1837; и др.

7 Ихсан Аббас. Фан ас-сийра (Наука о сийре). Байрут, 1956; Тантави Джавхари. Мизан ал-
авахир (Весы драгоценностей). - Истанбул, 1900; Х,усайн Макаий. Илм хол (Наука состояния).' -
аманган, 1911; Казим Мудир Шанчий. Илм ал-хадис (Наука о хадисе). - Машхад, 1966; Абу ал-Ка-
ш Ганжий Самаркдкдий. Илм тажвид (Наука чтения [Корана] нараспев) - Самарканд, 1906; и др.

требование времени. Усиление влияния ислама шло и потому, что о выполнял функции не только религии, но и распространения знаний природе, о человеке, о взаимоотношениях людей, разных сферах жизн общества.

Со временем на средневековом мусульманском Востоке зароди лось стремление к классификации и систематизации наук. Если на на чальном этапе ученые мусульманского Востока основывались на клас сификациях ученых Древней Греции, чаще всего Аристотеля, то впс следствии проблема классификации наук претерпела изменения и рас ширилась. Усилилось значение наук о религии, как элемента духовно культуры, а также которые постепенно вошли в классификацию наук, результате чего метафизика Аристотеля была заменена философией ис лама.

Особый подход ученых мусульманского Востока к наукам о ре лигии при классификации стал отличительной чертой от классифика ций наук ученых Запада. Познание природы основывается на экспери менте, математики - на аксиоме, а ислама - на познании Начал; Именно поэтому ученые мусульманского Востока излагали науки о ре лигии в определенной последовательности. Все это было требование времени и все науки, светские и о религии, а также их классификаци способствовали развитию духовной культуры в целом, интеллектуаль ного и этического потенциала общества.

Теоретические стороны ислама (калам, фикх, грамматика араб ского языка, изучение Корана, Сунны и др.) принимались за основ изучения научно-теоретических вопросов, в том числе по управлени государством, направленности его на духовное совершенствована Науку о начале мира, сверхъестественой силе - Творце мы встречаем ал-Кинди. Но к XII в. это в определенной форме - в форме теории ис лама - занимает видное место в классификации наук. Система спе циальных религиозных знаний складывается с XII в. и поныне развива ется в мусульманских странах.

В своей книге "Продолжение древних греческих наук в исламе Ф. Роузенталь писал: "Следует не только защищать теоретически ил практически, но также необходимо понять место религии, т.е. ислама науке... место этого большого двигателя не только в религиозной жизн человека, но и во всех его областях. Положение и место ислама - это есть та большая защита самой науки и открытие дверей познания чело вечеству"8.

Классификация наук охватывала все знания, и в средневековы медресе ученики обучались и светским и наукам о религии. В настоя

8 Rosental Fr. Das Fortkben der Antikc im Islam. - Stuttgart, 1965. - S. 18.

щее время в университетах мусульманских стран теория ислама как предмет преподается на специальных факультетах.

На мусульманском Востоке была распространена традиция одновременного знания многих наук. Один и тот же автор выступал и поэтом, и медиком, астроном писал высокохудожественные стихи и т.п. Эти проявления энциклопедизма, естественно, находили свое отражение в классификациях наук.

Потребность в развитии светских знаний, распространение научного наследия древнегреческих мыслителей, в частности Аристотеля, привели к усилению интереса к философским наукам, естественнонаучной мысли. Это, в свою очередь, привело к возникновению оригинальных учений о системе научных знаний, о классификации наук. Таковы классификации наук ал-Кинди, Абу Бакра ар-Рази, ал-Фараби, \бу Абдаллаха ал-Хорезми, Ибн Сины, ал-Газали и др.

Основой исследования истории естественнонаучной и философской мысли, в частности систематизации и классификации наук, служат источники, т.е. оригиналы и переписанные варианты рукописей грудов ученых мусульманского Востока. Среди работ, созданных в средневековье, для нас особый интерес представляли труды по исследуемой нами проблеме, т.е. классификации наук. В количественном отношении они составляют свыше четырехсот произведений: трактаты, груды, комментарии, сочинения, записки и др.9 В хронологическом отношении они охватывают более двенадцати веков, а по территории - не только страны традиционного распространения ислама, т.е. Восток и Неверную Африку, но и Южную Европу. Эти произведения написаны шторами, различными как по образованию, так и по эрудиции, сфере їх научных интересов.

Проблема классификации наук почти не встречается в трудах исследователей средневекового периода - западных ученых, в том числе >усских. Хотя классификации, составленные на мусульманском Востоке ! средневековье, в последующие века оказали значительное влияние на тодобные работы в странах Европы и нашли там свое распростране-гие.

Труды некоторых ученых средневекового мусульманского Востока, посвященные классификации наук, были затронуты, как в комплек-:е с другими проблемами, так и отдельно в исследованиях ряда ученых Узбекистана и СНГ10. Но цельного, монографического исследования

9 См.: Ач-Ансари ал-Акфани ас-Сахаки. Иршад ал-каснд ила иена ал-макасид. - Ркп. ИВ АН
Уз, пни. № 145S / II. - На араб. яз.

10 Сведения о взглядах на проблему классификации наук вышеназванных мыслителей изло-
:сны в следующих работах ученых: Хайруллаев M.M. Абу Наср ал-Фараби. - М., 1982; его же. Фара-
и: Эпоха и учение. - Ташкент, 1975; его же. Мировоззрение Фараби и его место в истории филосо-
'ии. - Ташкент, 1977; Гафуров Б.Г., Касымжаиоп А.Х. Ал-Фараби в истории культуры. - M., 1975;
аримов У. И. Классификация наук по Ибн Сине // Материалы первой Всесоюз. науч. конф. иосто-

данная проблема еще не получила. Исследование ее обусловлено и отсутствием на сегодняшний день специальных изысканий в данной области, и необходимостью обобщения богатого материала по тематике -рукописных источников на восточных языках: арабском, персидском, тюркских. Изучение изданных, а в основном - рукописных источники - трудов известных мыслителей и ученых мусульманского Востока, главным образом по классификации наук, представляет огромный научно-теоретический и познавательный интерес.

Анализ трудов ряда авторов, проведенный нами, показал, что і разные времена, в зависимости от потребностей эпохи, менялись позиция, подходы к классификации наук, и у каждого из них были свог особенности, как, например:

у ал-Фараби - в основе классификации лежали идеи ученых античности по данной проблеме, т.е. он придерживался их воззрений;

у Ибн Сины - в основу его классификации был положен принцип изучения наук, базой которых служат естествознание и окружающая среда;

у Газали - принципы классификации наук рассматривалисі сквозь призму способностей человека. Он брал за основу познанш наук через религию, т.е. отношение человека к наукам о религии. Фундаментом наук он считал наиболее полное и глубокое изучение знаниї о религии;

изучение трудов периода Амира Темура и Темуридов показало что к этому времени наука о религии была уже значительно развита и і работах, посвяшенных этой проблеме, уделялось одинаковое внимнш как религиозным, так и естественным наукам. При изучении наук < природе и религии в этот период прежде всего исходили из общей значимости их в деле дальнейшего развития общества и воспитания. Исходя из необходимости совмещения религии и научных знаний, Амщ Темур и Темуриды способствовали развитию как естественных наук, та> и духовных.

Разные системы классификации наук, в частности разработанньк на мусульманском Востоке, являются неоценимым источником по изу чению истории культуры, поскольку они:

ковсдов п Ташкенте, 4-11 июня, 1957. - Ташкент, 1958. - С. 986-990; Сагадеев АВ. Новые публикацш трактатов ал-Кинди // Народы Азии и Африки. -1964. - № 1. - С. 168-178; его же. Ибн Сип (Авиценна). - M., 1980; Джанматова Х.И. Ал-Кинди // Из философского наследия народов Востока. Ташкент, 1972. - С. 12-56; Усманов М.А. Закарийа ар-Рази // Там же. - С. 57-105; его же. Урта ас; Шаркгпшнг буюк олим ва мутафаккири Абу Бакр Мухдммад Закариё ар-Розий. - Тошкснт, 1968 Хайрулласв M.M., Бахадиров P.M. Абу Абдаллах ал-Хорсзми. - M., 19S8; Баходиров P.M. Абу Абдул лох. ал-Хоразмий ва илмлар таснифи тарихидан. - Тошкент, 1995; его же. Илмлар фазилати. - Тош кент, 1997; его же. Об энциклопедическом труде хорезмского ученого X в. "Мафатих ал-улум" ("Ключі наук ") // Письменные памятники Востока. - М., 1979. - С. 13-19; его же. "Илмлар калитлари" в унинг муаллифи // Адабий мерос. - Тошкент, 1980. - № 3 (15). - С. 47-50; его же. О сочинении Аб Абдаллаха ал-Хорезми "Ключи наук" // Общественные науки в Узбекистане. - 1982. - № 6. - С. 43 -47 и др.

отображают уровень развития духовности своего времени;

их анализ - это объективное изучение культуры и истории науки, что отвечает требованиям сегодняшнего дня в деле возрождения забытых или насильно преданных забвению наших богатейших ценностей прошлого;

уделяют большое внимание практическим наукам;

дают полное представление об истории наук и способствуют упорядочению наших знаний о культуре, философии, всех духовных богатствах общества;

- имеют большое значение во всестороннем понимании роли
злияния и места ислама в духовности народов Востока;

- раскрывают значимость той или иной науки, культуры вообще в
определенный период, полнее характеризуют этот этап в развитии об-
цества.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования явля-отся научно-критический анализ и философское обобщение зарождения, развития систематизации и классификации наук на средневековом мусульманском Востоке IX - XV вв.; изучение в тесной связи со спецификой историко-философского процесса указанного региона, в особен-гости Центральной Азии, воззрений на классификацию наук и разви-ие научной мысли ученых, их роли в трактовке данной проблемы; ее іесто и значение в развитии культуры региона в целом.

Для реализации данной цели диссертант поставил перед собой и >ешил следующие задачи:

- дать характеристику социально-политической и культурной
кизни средневекового общества на мусульманском Востоке в период IX

XV вв.;

раскрыть процесс зарождения, развития научных знаний, истоки истематизации и классификации наук и ее разработки на Ближнем и среднем Востоке;

проследить эволюцию классификации и систематизации наук в X - XV вв. и дать их периодизацию;

выявить и систематизировать рукописные источники и труды, [освященные классификации наук, включить в научный оборот досто-ерные сведения о малоизученных или неизученных авторах и их тру-ах по данной проблеме, рассмотреть основные моменты их научных дей;

проанализировать содержание, структуру и общие принципы лассификаций наук, изложенных в этих источниках;

показать роль, место и влияние классификации наук на куль-урно-духовную, научно-философскую эволюцию, а также отражение в ей общего уровня интеллектуального развития общества;

- дать сравнительный анализ и оценку исследуемых трудов по классификации наук, раскрыв их значимость в истории культуры и развитии философской и естественнонаучной мысли.

Объект исследования. Учитывая наличие большого количества трактатов по данной проблеме, которые до сих пор не введены в научный оборот, не опубликованных рукописных источников и то, что история разработки ее охватывает почти тысячелетний период, мы попытались рассмотреть основные этапы ее изучения, а также труды наиболее крупных ученых, внесших свой вклад в разработку классификации наук. Поэтому нами в основном рассмотрен период IX - XV вв. в истории культуры мусульманского Востока, ибо именно в этот период были выдвинуты наиболее ценные и оригинальные идеи о систематизации и классификации наук. В дальнейшие периоды мы наблюдаем угасание интереса к данной проблеме и некоторое повторение предыдущих взглядов. Этот процесс отражает диалектическое развитие и соответствует общему состоянию культуры исследуемого региона в ту эпоху.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическими основами диссертационного исследования являются диалектические принципы объективности, историзма, преемственности, идеи развития, единства общечеловеческого и национального.

Теоретическими источниками послужили труды классиков общественно-философской мысли, историко-культурное наследие мыслителей Центральной Азии, а также монографические исследования в области истории науки и философии, культурологии, этики и эстетики, опубликованные в разные годы и относящиеся к данной проблеме.

К исследованию в контексте проблемы привлечены официальные документы: Конституция Республики Узбекистан, а также труды, доклады и речи Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова.

При подготовке к защите данной диссертации автор опирался как на сами труды по классификации наук, так и на исследования со-врменных ученых, затрагивающие изучаемую проблему, базирующиеся на общепринятых методах научных исследований, таких, как комплексный анализ, структурно-системный подход, исторический, сравнительный, логический, текстологический анализ и др.

Источниковедческой базой при решении поставленных задач длу автора послужили рукописные, литографические и опубликованные труды мыслителей мусульманского Востока на арабском, персидском английском, тюркском языках. Использованы также материалы из работ, посвященных классификации наук, узбекской и иностранной историко-философской, исторической и востоковедческой литературы.

Переводы всех цитат и трудов по классификации наук ученых мусульманского Востока с арабского и персидского языков, изложенные і

приложении, а также комментарии к ним выполнены самим автором іанного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

оно является первой в данном направлении попыткой дать комплексный, всесторонний научно-теоретический анализ затрагиваемой темы на основе последовательного освещения воззрений ряда ученых;

раскрывает значение и место их учений о систематизации намного знания и классификации наук в истории естественнонаучной и философской мысли, культуры на средневековом мусульманском Востоке;

показывает роль систематизации и классификации наук в изу-пении и оценке общего уровня духовного развития различных регионов л стран, изучаемого периода;

содержит новые данные, аспекты и подходы к изучению исто-жи наук, философии, особенно ислама и роли их теоретических вопросов в истории культуры мусульманского Востока;

достаточно полно изучены воззрения ряда ученых: ал-Газали11, Ибн Халдуна, ал-Хамадани и др. на классификацию наук путем анализа их трудов, в которых они осветили аспекты исследуемой нами проблемы.

впервые переведены на русский язык многие трактаты (с арабского и персидского языков) и введены в научный оборот содержащиеся в них классификации научного знания ал-Караши, ас-Саккаки, ал-Камадани, ал-Ансари, ал-Харави, Ташкепрю-заде, Хаджжи Халифы, Зачикли-заде, ал-Макки, ат-Таханави, ад-Дагистани и ал-Джаркаси;

Теоретическое значение диссертации. Изучение истории разработки классификации наук крупными мыслителями мусульманского Востока, в том числе Центральной Азии, показывает, что их труды в этой области явились достойным вкладом в философскую мысль, а гакже одной из важных областей взаимодействия различных концепций і философской мысли средневекового мусульманского Востока. Как подчеркнуто в диссертации, прогрессивная философская мысль средневекового Востока, в том числе Центральной Азии, эффективно исполь-ювала проблему классификации наук для борьбы за развитие научной мысли и культуры в регионе. Поэтому наше исследование имеет определенное значение для изучения и раскрытия истории научной мысли эаннесредневековой философии, а также в разоблачении тенденций европоцентризма по извращению философского и научного наследия пародов мусульманского Востока. Диссертация содержит ценный и зесьма необходимый материал, имеющий посылку, важные направления на дальнейшие, более углубленные исследования теоретических

11 Здесь имеются п виду труды ал-Газали "Мацасид ал-фаласифа", "Тахавут ал-фаласифа", 'И^йа улум ад-дин", "Джапах,ир ал-Куран", "ар-Рисала ал-ладуниййа" и "Мункзлз мин ад-далал".

аспектов по вопросам культурологии, истории культуры, философии и религии.

Практическая значимость диссертации определяется прежде всего тем, что результаты данного исследования, особенно переводы трактатов по классификации наук и их анализ, осуществленный диссертантом, могут быть использованы в учебной и научной работе, при создании учебников и обобщающих трудов по истории философского наследия народов Востока в целом и Центральной Азии, в частности.

Материалы, содержащиеся в диссертации, используются автором при чтении специальных курсов в Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан и Ташкентском государственном институте востоковедения, а также в просветительской работе.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации обсуждались на заседании Отделов исламоведения, исследования и публикации письменных памятников по истории науки и культуры народов Востока и источниковедения и каталогизации ИВ АН РУз (прото-кол № 2, от 10.09.97), научно-теоретических семинарах: Отделов проблемы философии, философия и религия современного Востока ИФиП АН РУз (протокол № 7, от 06.10.97) и Кафедрах социально-политиче-ских наук в ТГИВ (протокол № 3, от 04.10.97), философии ТГТУ (про-токол № 8, от 08.10.97), национальная духовность и философия Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан (протокол № 1, от 09.10.97).

Положительная экспертная оценка работы получена на Научном семинаре при Специализированном Совете ДК 067.02.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (канди-дата) философских наук ТашГУ им. Мирзо Улугбека (протокол № 24, от 13.10.97.).

Результаты исследований были доложены на международных научных конференциях: "Имам ал-Бухари: жизнь и эпоха" (Самарканд, 1993), "Аль-Фараби в истории науки и культуры народов Востока" (Ал-маты, 1994), научной конференции "Вклад ученых Центральной Азии в развитие филологических наук" (Ташкент, 1996).

Основное содержание диссертации изложено в публикациях автора, указанных в конце автореферата и списке использованных источников и литературы.

По теме диссертации опубликованы две монографии (Москва, 1988; Ташкент, 1995), одна брошюра (Ташкент, 1997), а также ряд научных статей, указанных в списке использованных источников и литературы, общим объемом свыше 25 п.л.

На монографию - "Абу Абдаллах ал-Хорезми". М., 1988, объемом 8 п.л. (в соавторстве) опубликована положительная рецензия в журнале "Общественные науки в Узбекистане" (1989г., - № 9. - С.59-

60.), а на книгу - "Абу Абдуллох. ал-Хоразмий ва илмлар таснифи тари-хидан". Тошкент, 1995, объемом 8 п.л.,- "Общественные науки в Узбекистане" (1997г., - № 1-2. - С.54-55), в газете "Узбекистон адабиёти ва санъати" (1996г., - 27 сентября, - № 39.- С.2.) и журнале "Мулокрт" (1997г.,-№ 5. - С.54-56.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, списка использованных источников и литературы, а также приложения, содержащего переводы разделов по классификации наук из трудов ученых средневекового мусульманского Востока (с арабского и персидского языков), в которых изложены их взгляды на проблему классификации наук.