Введение к работе
ктуальность темы исследования. Вопрос об актуальности темы, связанной с анализом творческого наследия определенного ученого, - это, прежде-всего, вопрос о смысле исторического исследования в наши дни. Иными словами, речь вдет о том, насколько определенность исторического интереса - в данном случае видения проблем и перспектив психологической и культурной антропологии как области гуманитарного знания и гуманитарной практики -выявлена и отрефлектирована исследователем, и насколько эти перспективы станут реальным будущим методологии гуманитарных наук в целом.
Границы ответа на этот вопрос определяют суть обращения к наследию Л.С.Выготского и его программам. В той мере, в какой осуществляется поиск базовой идеи, без которой психология теряет свою значимость, усиливается внимание к творчнству Л.Х.Выготского как отечественных, так и зарубежных авторов.
В то же время наследие Л.С.Выготского значимо с точки зрения центральной современной проблематики личностного развития. Изучение работ Л.С.Выготского предполагает обращение к философским и методологическим аспектам этой темы как раздела философской антропологии, а при обсуждении механизмов развития личности - к культурной антропологии. Тем более, что сегодня необходимо восстановление прерванной в России традиции психологической антропологии, которая начала складываться в 10-20 годах.
Именно эти обстоятельства, нашедшие свое выражение в широте охвата и неординарности эмпирических описаний и обобщений, в богатстве идей многих разработок Л.С.Выготского, значимы для сегодняшнего дня. Они обусловливают необходимость реинтерпретации его наследия, которая позволила бы выявить смысл культурно-исторической концепции применительно к изучению развития личности.
Методологическая основа диссертации'- использование идеи рефлексивной инверсии /рефлексивного оборачивания/: способ организации сознания мыслителя и поиска отправных точек исследования затем становится базовой схемой, задающей содержание объекта.
Степень разработанности темы. Сегодня само наличие вклада Л.С.Выготского в отечественную и мировую науку представляется несомненным. Однако, представление о центральном содержании этого вклада в его ключевых идеях и проблемах, в отличие от периферийных моментов, и его логико-методологический аспект остаются затененными.
В обширной литературе, посвященной Л-СВыготскому, практически отсутствуют фундаментальные историко-психо-логические и историко-методологические исследования его творчества. Причины обращения к творчеству Л.С.Выготского, если их типологизировать, могут быть совершенно различны:
для оформления собственных представлений за счет противопоставления работам Выготского;
для создания особого социокультурного фона в работах, написанных с других теоретических и методологических позиций;
для заимствования программ, средств и методов, процедур, моделей и.т.д.;
для псевдо-исторического обоснования развиваемых сегодня положений и "приписывания" Выготскому сходных идей;
для привлечения опыта работы, особенно экспери- ментальной.
Работы учеников Выготского /П.И.Зинченко и др., 1932-38 гг./ строятся, прежде всего, на анализе и критике принципиальных положений "культурно-исторической концепции"; это как бы "реакция" на эволюцию взглядов Выготского в 1930-34 гг. Основным положениям концепции противопоставляются другие, разработка которых рассматривалась как задача будущего; на анализируется развитие взглядов
Выготского. Работы психологов, не входящих в. школу Выготского, содержат критику концепции с иных иеоретических и методологических оснований /С.Л.Рубинштейн и др., 1934 -47 гг./. В отличие от них, П.П.Блонский, двигаясь в рамках собственной темы, принципиально на занимает внешнюю позицию, что делает его анализ более адекватным характеру мышления и рефлексии Выготского, а критику более ограниченной, чем критика С.Л.Рубинштейна.
Значительно число работ, интерпретирующих и толкующих различные положения Выготского / Леонтьев А.Н.,1959; Лурия А.Р.,1969,1966;. Запорожец А.В., 1966; Гальперин П.Я. 1959,1966; Давыдов В.В.,1966,1972; Эльконин Д.Б.,1959, 1966,1976,1978; Зейгарник Б.В.,1972; Талызина Н.Ф.,1975; Ярошевский М.Г.,1977; Щедровицкий Г.П.,1971 и др./.
Задачи анализа частных идей, проблем, фрагментов культурно-исторической концепции сталкиваются с рядом трудностей, усугубленных широтой и надпредметным характером работ Выготского, их предельной ситуативностью; соответственно, возникает необходимость рассмотрения эволюции концепции, прослеживания каждой выделяемой линии рассуждений во- взаимодействии с другими, восстановления для каждого этапа творчества Выготского исторического контекста, границы которого размыты. Среди аналитических работ "выделяются исследования Н.И.Непомнящей, преодолевшей эти трудности за счет использования приема центрации.
К собственно историческим относятся работы А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурии /1956,1960/, А.В.Петровского /1967/, А.Б.Брусилинского /1968/, Л.И.Божович /1977/, Е.А.Будило-вич /1977/, ЛЛ.Радзиховского /Ї978.79/ и др.
Работы Л.А.Радзиховского являются наиболее серьезными историческими работами о творчестве Л.С.Выготского. Их отличают системный подход - стремление охватить учение Выготского в его целостности, историчность реконструкции "происхождения" концепции, опирающаяся на анализ особенностей и принципов мышления Л.С.Выготского. Однако, в
своей реконструкции эволюции методологических представлений Л.С.Выготского Л.А.Радзиховский рассматривает его как предтечу деятельностного подхода, что кажется нам определенной модернизацией.
Ключевое произведение первого периода творчества Л..С.Выготского "Трагедия о Гамлете, принце Датском, У.Шекспира" остается вне круга анализа /за исключением исследования Вяч.Вс.Иванова/. Не выявлена его принципиальная роль в формировании центральных для Выготского представлений о личности и самоопределении em как мыслителя. Не проанализирована связь первых и последних работ Л.С.Выготского, хотя ключ проблемы Гамлета - в столкновении двух стихий, аффекта и интеллекта. Вне такого анализа нельзя рассмотреть разрешение противоречия и оформление проблемности существования человека в культурно-исторической концепции.
Гипотеза исследования. Л.С.Выготский был философом и работал в области, которая в то время переживала период становления и затем получила название философской антропологии. Он строил философское понятие - концепцию -личности и искал язык для ее выражения, в силу изменения социокультурных условий изменяя направленность теоретизирования и соответствующие предметные области. Ситуация дрейфа предметности /причем, зачастую из-за "случайных" и не "интеллигибельных" причин/ при сохранении глубинной проблематизации не является уникальной для мыслителя. Внешне она создает впечатлениа смены идей. Это во многом объясняет затруднения учеников Выготского, пытавшихся строить научную психологию, обращаясь лишь к одному из предметов его внимания, и загем отказавшихся от основной идеи знакового опосредования психического развития и знаковой самоорганизации.
Цель исследования - используя представление о структуре концепции как логико-методологической конструкции, показать, как происходило наполнение ее блоков содержа-
ниєм - философским, педагогическим, психологическим и т.д.
Основные задачи исследования:
проанализировать процесс формирования взглядов Выготского и становление идеи построения личности через посредство внешнего знака /на материале анализа первого периода деятельности и работы о Гамлете/;
рассмотреть динамику творчества Выготского в "переходный" период и раскрыть его "парадокс" на сопоставлении исходной программы и ее реализации и преобразования в работах по психологии искусства;
выделить ту идею развития личности, которая составляла ядро всей работы Л.С.Выготского и была опредме-чена в его психологических исследованиях;
рассмотреть на этой основе синтез различных линий. анализа в культурно-исторической концепции и, таким образом, представить "содержательный портрет" Л.С.Выготского как философа и исследователя, заложившего основы психологической, антропологии в отечественной науке.
Объект исследования - особый идеальный объект -"жизненный путь мыслителя", рассматриваемый в контекста идеи самоопределения автора по отношению к центральной для него проблеме, что позволяет увязывать социокультурную среду существования и философские и теоретические идеи автора.
Предмет исследования - выражение "жизненного пути" в овнешненной конструкции - концепции и "онтологической" картине личности.
Методы исследования. В диссертации используется два основных приема:
- ситуационный анализ, основанный на рассмотрении
конкретных обстоятельств жизненной, культурной и комму
никативной среды и выступающий как герменевтический при
ем, который позволяет реконструировать ход рефлективной
инверсии;
- применение принципиальной схемы структуры концепции для реконструкции состава, анализа элементов, из которых складывалась культурно-историческая концепция.
База исследования. Исследование проводилось в НИИ культуры Ж РСФСР и АН СССР.
Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней эксплицируются механизмы связи этапов "жизненного пути" и "творчества" в целостности, которая задается деятель-ностной идеей самоопределения.
Выготский представлен как воплощение феномена "неожиданного человека" для психологии, чьи идеи, несмотря на значительное число комментариев, не получили своего продолжения. В диссертации выявляется тот философско-методологический аспект его творчества и тот смысл, связанный с реальностью проблем человеческого самоопределения, которые сегодня определяют культурную роль Выготского. Намечаются такие возможные линии развития его идей в наши дни.
Практическая значимость работы. Проведенное исследование позволяет восстановить преемственность в отечественной психологической антропологии и, тем самым, культурно-исторически подготавливает переход от дифференциальной психологии к разработкам, комплекса психотехник на основе концепции "человек в среде".
Апробация работы. Результаты исследования послужили темой выступлений и докладов на Всесоюзном симпозиуме "Логика научного поиска" /г.Свердловск, 1977/, круглых столах в философском клубе "Свободное слово" /Москва,. I989-I99I/, семинарах в НИИ культуры РСФСР /Москва, I990-I99I/, семинарах и круглых столах в Школе Культурной Политики /Москва, I990-I99I/. Основные положения и выводы диссертации изложены в ряде научных публикаций /тезисы докладов, статьи/.
Защищаемые положения:
I. Условием реинтерпретации истоков и направленности
культурно-исторической концепции является историческая и герменевтическая реконструкция ситуации, в которой формировались приемы исследовательской и критической работы и способы перехода от реальности социокультурного самоопределения в теоретическую действительность, основные принципы и подходы, характеризующие мышление Л.С.Выготского.
-
На первом этапе деятельности особенности личностного самоопределения /активная позиция в эпоху ломки традиционных способов жизни, движение на стыке подкультур/ и необходимость перевода понятого и ситуативно отрефлекти-рованного в действительность теоретического построения за счет тематизации составляют контекст обращения Л.С.Выготского к трагедии У.Шекспира. Работу о Гамлете нужно понимать, прежде всего, как текст самоопределения.
-
Гамлет - это символ, знак, посредством которого Выготский, строит собственную личность. Это идеологема, "миф", воплощение схемы личности инталлектуализированного типа, существующей в коммуникации /и стоящей за ней схе- . мы рефлексивной инверсии/. Гамлет Л.С.Выготского - идеальный- тип, философски проблемный образ.
-
Второй /"переходный"/ период характеризуется сменой реальности самоопределения, которая событийно выражается в повороте к педагогике. Это способ встраивания личного действия в социокультурный контекст, складывающийся после революции. Поиск новой области реализации базовой идеи /самоорганизации через внешний, знак/ и новых форм объективации своего движения в условиях разрушения традиционной трансляции культуры определяет обращение к текати-ке искусства, педагогики и психологии искусства. Сопоставление работы о Гамлете и работы о психологии искусства позволяет выявить основную проблему - совмещения понимающего анализа и интерпретации произведения как культурного знака во "внутренней" позиции и объективного анализа знаковых систем в объемлющем пространстве социальной жизнедеятельности во "внешней".
-
Проблема личного самоопределения по отношению к научной и общественной, жизни психологического сообщества превращается у Выготского в проблему профессиональную: овладение жанром психологической работы становится путем перестройки самой психологии. Так общий принцип анализа сознания и речи как системы обратимых рефлексов, опирающийся на экспериментальную отработку гипотезы о регулирующей роли сознания, выступает как принцип организации психологического исследования с использованием знаковой и инструментальной функции речи. Выведение понятия "внутренней речи", встроенного в центральную психологическую проблематику связи мысли и речи, позволяет обсуждать совершенно новый аспект - регуляции поведения за счет внешних функций "слова".
-
Другая линия его работы - дефектология и педагогика аномального ребенка, анализ практики преодоления дефектов - приводит Л.С.Выготского к постановке задач в рамке социальной педагогики, а затем к анализу линии развития ребенка. Это стало основой кристаллизации общих принципов и выделения норм индивидуального развития.
-
Практическая ориентация и особенности движения Л.С.Выготского определили его противопоставленность субъективизму и вульгарному бихевиоризму, что проявилось в вопросе о выделяемых механизмах трансформации личности и соответствующей категоризации развития.
-
Актуальное и конкретное развитие личности осуществляется на пересечении различных обусловливающих его механизмов. Признавая их множественность, Л.С.Выготский центральным, считает исторически развивающуюся культуру, не выявляя, однако, принципов отношения-различных механизмов личностного развития. В его интерпретации борются две точки зрения:, культурно-историческая и индивидуально-психологическая.
-
В культурно-исторической экспликации механизмов личностного развития находит свое выражение Гамлет
Выготского /принцип овладения собой через знак/. Но Гамлет Шекспира воплощает не только механизм развития личности /как модель освоения культуры/, но и его "конечную причину". Гамлет - это онтологический мир, человек, в котором сталкиваются индивидуально-психологическая и культурно-историческая сущности. Вместе с ориентацией на практику педагогики, понимаемой как приобщение личности к культуре /путь научения личности "восхождению" и овладению собой, обеспечивающий историчность и культурную адекватность индивидуального развития/, идея Гамлета находит воплощение в культурно-исторической концепции.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Каждая глава включает вводную часть и выводы, методологический комментарий, что позволяет по промежуточным результатам, составить представление о формировании культурно-исторической концепции и основных ее проблемах.