Введение к работе
Актуальность темы
Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории: является вакнеНшим элементом онто- и филогенеза; роль, функции игры в обществе и отношение к ней слуиат показателе!.:-культурного и общественного развития, социальных, политических и идеологических ориентации обпоства.
Эволюция игрового феномена в истории культуры отражает протекание слепших процессов в коллективном бессознательном, D структуре архетипов. Игра своеобразно моделирует н отрат.мт сознание и самосознание общества, являясь специфическим показателем его состояния, доминирующих ценностных ориентации.
Актуальность обращения к феномену игры связана с необходимостью выявления ее сущностно-ннвариантных характеристик. Именно они позволят1' определить целостность игры, специфику этого феномена и особенности его функционирования. Это дает возможность создать теоретическую и методологическую базу для изучения разных аспектов игры и их использования п педагогической практике и в сфере менеджмента; для выявления возможностей игрового феномена и игрового сознания в праздничио-обрядовоП культуре; функционирования игры в самых разных сферах культурной деятельности, включая -этикет, коммуникацию, дипломатию, политику II т.д.
Сущностный анализ игры раскрывает ее уникальные возмаїнос-тн в психотерапевтической сфере, ее способность компенсировать і: ликвидировать стрессопорожцшкие нагрузки на сознание личности, что приобретает особую актуальность в света нарастаэдэи урбанизации и интенсификации янзнн, объективных социальных і? психологических конКглктов, возннкшкпго: в ее обаїзственноп и полн-гнчзскон областям. Исследование игры содействует выявлению оптимальных форм рекреации, способов гармонизации бытия личности.
Анализ игрового феномена позволяет ропать проблему пзапмо-:вязн игры и искусства, что имеет как теоретическое, так и практическое значеннэ. Fb-парвых, в данном случае речь идет об !дно(1 из ключевых проблем 'эстетической науки. С другое стороны, >тот вопрос имеет непосредственное практическое значение в евл-1И о развитием массовых театрализованных действий, всовозмгшах
шоу и хеппенингов, .с расцветом молодежной рок-культуры, с на- растанием игрового момента в театральных, телевизионных, спортивных и других зрелищных постановках, а таїоке с появлением декоративно-прикладных отраслей художественной практики, таких как организация вернисажей, показов мод и т.п.
Бытие игры многообразно. Игра сама является видом деятельности. Одновременно она включается в различного вида теории,выступая либо как объект анализа, либо как структурное, оценочное, экзистенциальное, онтологическое понятие, а также как субъективный модус мышления и поведения. В этом качестве Феномен игры растворяется в широком философском, культурологическом и художественном контексте, сохраняя при этом свой инвариант, что позволяет при его реконструировании выделить Философское течение, обозначаемое автором как метафизика игры.
Данное направление мысли синтезирует различные .философские взгляды на феномен игры и многообразные способы функционирования игры в концепциях разного плана: феноменологических, экзистенциалистских, философии жизни, герменевтических, структуралистских и постструктуралистских.
Анализ метафизики игры позволяет выявлять особенности европейской философии культуры на разных этапах ее существования и особенно в настоящее время. Игра обнаруживает свого причастность к поискам оснований мироздания, смысла жизни, целостного и гармоничного бытия.
Таким образом, рассмотрение игры в многовариантности ее функционирования в культуре, а также в ее неизменной причастности к динамике культурно-исторического развития позволяет говорить о игре как об универсалии культуры. Специфика ее проявления выражает особенности различных этапов существования культуры.
Такой анализ тем более актуален, так как в современную эпоху игра выступает стиле.образугашм и стиле обозначающим фактором. Изучение ее функционирования позволяет выявлять фундаментальные мировоззренческие предпосылки современного типа культуры. Исследование игрового начала в философии показывает динамику ' форм современного филоосТфствования, а именно, переход к неклассическому ткну, доминантно определяющему философскую культуру второй половины XX века. Рассмотрение бытия игры в современной интеллектуальной практике дает возможность обозначить культур-
.ге rr философские основания слияния философское и хуцо;"Ос?зеп-)й деятельности, прежде ссего П ПОСТСТруїСТураЛНЗМЗ II постмо-
ЗрГіІіЗМв.
В связи со сказанным, несомненную актуальность приобретает істематнзация имеющегося знания об игре, обоснованно игрологин ад специфического раздела культурологии и ее сзязн с философ- . coil антропологией.
Таким образом, пересечение различны?: орзр л способов су-гэтвованил игры в культуре, направлении, по которым игра вклкь зстсл в научные и философские теории, образует проблематику сследопангя игры как феномена культуры.
Степень разработанности проблемы
Анализ игры представлен работами, d которых рассмотрены о.т-зльнке аспекты зо Функционирования. В этой сзязи диссертант вращается к псследопанмям Дк.Апплетона, Ф.Я.БзйтендеАка,Э.Еер-а, К.Бзлер, Ш.Еюлор, К.Гросса, М.Лаидруса, Г.Морфи,-Е.Митчелл, .Н.Нзймзнер, К.Реппуотера, А.Сагтоуа, Г.Спенсера; сочинения!', освященным философскому анализу игры, Х.Андрлекса, Г.Балл», .Гарвея, В.Калфа, Г.КуШпза, С.Миллера, Е. "Зинка, Х.Хавена.П.Хай-зманн, Х.Хайнц-Иора, Дх.Ханса; игры как формы досуга (Л.У* А"— ова, Р.пан дер Коей, Э.В.Соколова). Автор использует работы течеетвзнннх и зарубежных исследователей детской игры: П.П.Блок-кого, Дк.Брунера, А.С.-Вяютского, Д.А.Колошіа, К.Коффки, К.Ясина, Д.В.Мендкерпикой, Л.ди Оливейра Лима, Ж.Пиаже, Д.Б.Элько-ина.
Богатый иллюстративный материал для понимания игры как'фе-омена культуры, ее видов, форм и функций, исторической динами-
и дают исторнко-этног-рафическне иселвдрве л-.-;-а=я=-озторов,как
.Забылин, А.О.Котллревский, В.Н.Всеволодский-Гернгросс.З.А.По-ровекцй.
Особый интерес представляют исследования взаимосвязи игры праздника Х.-Г.Гадаыера, Д.М.Генішпа, К.Керенъи, Л.А.Коновяча, „И.Иазазва, П.М.Снегирева.*
При анализе развития игры в истории культуры автор обршаст-:я к работам А.Авдееза, М.М.Бахтина, Р.Гвардини, П.Гиро.Л.Н.Даль-:кого, II.Н.іїпрецнова, В.П.Проппа, Д.Фридлендера, Г.Хёфлнпга, '.Шурпа.
Анализ метафизики игры потребовал специфического "птюитшт—
- б -
к понимания философских текстов Р.Барта, Л. Витгенштейна, Х.-Г.Гадамера, Н.Гартмана, Э.Гуссерля, Ж.Дзррида, И.Канта, 'Ї.Нишие, Х.Ортеги-и~Гассета, М.Хайдеггера, Й.Хейзинги, Ф.Шиллера, А.Шлеі'еля, а также теоретических работ деятелей искусства: А.Арто, В.Кандинского, К.Малевича.
Большую ценность для понимания места и роли игры в культуре XX века представляют работы Н.С.Автономовсй, В.Ю.Борева, А.А.Грякалова, А. Добрынина, Г.К.Косикова, А.С.Мирунова, В.-В.Прозерского, Дііс.Серлл, М.П.Стафеикой, Л.Сэва, Л.И.Филиппова, Т.В.Царзградской, М.Л.ЭлштеЧна, Э.П.Юровской.
В качестве методологической и содержательной базы философ-ско-культуролпгкческого анализа игры привлекаются работы Ю.М.Давыдова, С.П.Иконниковой, ".С.Кагана, Д.М.Лихачева,Л.О.Лосева, Ю.М.Лотмана, К.Мяло, И.Л.Набока, В.В. Селиванова,Г.М.Тав-ризян, АЛ.Тахо-Годи.
Методологически исследование опирается на единство пс-торико-генетического, культурологического и структурно-функционального подходов. В целостности рассматриваются сучность, закономерности исторического развития, особенности функциональных проявлений игры. Автор опирается на достижения разных отраслей гуманитарного знания, на материалы и положения, развернутые в рамках различных направлений современной философии, культурологии, эстетики, педагогики, этнографии.
Комплексный характер исследования, обращение к достижениям современной научной и философской мысли потребовал анализг обширной литературы на английском п немешеом языках.
Ппедмот, изль и задачи исследовании
Предметом исследования является игра в спеш'ги - '" .; многообразии ее существования в культуре, а тагакє игролопйн как комплекс тао-;;ій ;: взглядов на игру; ее место в системе ф;:ло-софско-культурологпческого знания.
1,'аль рцботм - комплексный анализ феномена игры и его фун: цианирования в культуре; исследование игр.,! как культурно/ универсалии, специфики с-? проявления в XX веке. Рбоснопание фи-лософско-культуролэгического статуса игры.
В связи с отим в диссертации поставлены слецую'чкн .чада"и
- выявить модальности игры, отражающие спепктические аспекты ее функционирования как феномена и как понятия;
проанализировать теоретико-методологические основания [сзмантичности и полифушшнональности категории игры;
предложить универсальную характеристику игры, позволлю-определить ее сущность и способы функционирования в культу-
рассмотреть игру как вид деятельности; выявить ее мес—' г роль в истории человечества, статус, идеологическое,, обменное и личностное значение; проанализировать динамику иг-:ак сопио-культурного процесса, ее феноменологию на разных " [ах культурно-исторического развития;
проанализировать соотношение игры и праздника;
исследовать роль игры в онтогенезе, возрастную-динамику
'і
определить возможность и способы классификации игры как. , деятельности;
рассмотреть основные направления "метафизики игры" в пективе развития западной философии XX века;
исследовать связь игры, художественной практики и зсте-ских концепции ХІХ-ХХ веков;
проанализировать место игры в культурологических теориях зка;
- определить специфику и научный статус игрологии.
Научная новизна исследования
Первые в отечественной культурологии осуществлено целост- . исследование игры. Проведена тнпологизаиия игры на основа пения ее различных модальностей и способов функционирования ль тура.
Осуществлен анализ исторического и видового диапазона игры вида деятельности, особенностей ее существования, способов рактора функционирования на различных этапах развития куль-
и в разные периоды жизнедеятельности личности. Это позволи— тределить природу, специфику игровой деятельности к описать знке функции игры: гедошістическуга, коммуникативную, страте-:иую,-адаптационную, креативную, компенсаторную, оздорови-тую.
Исследована природа полисзмантичности категории игры, что'4, элило рассмотреть игру как философское и структурно-методо-4ЄСК0Є понятие, показать ого функционирование в философских^
- 8 -культурологических, эстетических концепциях, а также в художественной практике XIX-XX веков.
Выявлены сущностные характеристики игры, что создает теоретико-методологическую базу для общей теории игры. На их основе проведено'исследование функционирования игры в разных сферах культуры: проанализировано ее место в молодежной субкультуре и контркультуре в, целом; показана взаимосвязь игры и творчества; игра рассмотрена в контексте философского дискурса; в художественной деятельности и в мировоззрении.
)1гра, в совокупности ее модальностей, проанализирована как стилеобразующий фактор современной культуры.
Игра рассмотрена в контексте первобытное, античной, средневековой, ренессансной культур, особое внимание уделено ее общественно-идеологическим функциям, - показана трансформация форм игры в последующие периоды истории, что связано с изменением практических и идейных координат культуры. Игра изучена как форма праздника, а таїте как его составная часть.
Проведен историко-культурологический и философский анализ взглядов ведущих представителей метафизики игры к.ХУШ-ХХ вв.: И.Канта, А. и Ф.Шлегель, Жан-Поля (Рихтера) на искусство-игру; Й.Хейзинги на игровой, аспект культуры; "М.М.Бахтина на игровую ментальность и ее бытийный смысл; идей Е.франка об экзистенци-альности игры; Х.Ортеги-и-Гассета о "спортивности"; М.ХаЙдег-гера об онтологическом смысле игры; Л.Гитгенштейна об языке- и поведении-игре; Р.Барта, Ж.Деррица о текстуальной игре. Такое исследование позволило.выявить ряд течений в метафизике игры: онтологическое, герменевтическое, экзистенииэлисгскор , вита-листское, структуралистское и этику игры.
Особое внимание уделено эстетико-культурологическим концепциям искусства и игры - как функционального (Г.Спенсер,М.Ггойо, Т.Рибо, Г.Рид, М.Дюфрен и др.), так и структуралистского характера (Б.Эйхенбаум, Х.Л.Борхес, К.Штокхаузен и др.), - что позволило соединить исторический анализ синкретизма искусства и игры с историко-культурологическим и суганостно-философским.
Обоснован научный^Ртатус игрологии как отрасли культурологического знания. Проведена классификация и систематизация теорий, кошегиий, программ и технологий, в своей совокупности составляющих игро ЛОГИК).
Введены в научный обиход малоизвестные и не переводившиеся анее материалы, дающие более полное представление о взглядах ак вышеназванных философов, так и других представителей сов-зменной гуманитарной науки - о западно-европейской культуро К века.
Основные положения, выносимые на защиту и определяющие «іософско-культурологический анализ игры, предпринятый авто-зм, состоят в следующем:
I. Игра является универсалией культуры. Эгст термин обозна-іет общее понятие (категорию), а также форму всеобщности, при-гщую как мышлению, так и реальности. В таком качестве игра яв-[ется моментом других видов деятельности, в своем осушествле-ІИ и опредмечивании составляющих культуру. Игра относится к шениям фундаментально-экзистенциального характера.
Игра как вид деятельности входит в культуру на протяжении его ее существования и является важным элементом онто- и фшго-неза.
Z. Понятие игры полисемантично, так как игра поливалентна существует в четырех модальностях: метафора, вид деятельности, спликация, позиция, которые и определяют характер функпиони-. вания игры в культуре.
3. Выявление игрового контекста (среды и условий осущест-
эния игры) и игровых- констант - характеристик, сохраняющихся
и любых модальностях, видах и формах игры (правилосообразность, презентативность, символичность, амбивалентность, эвристич-сть, опережающее отражение и пр.) дает возможность предло-гь универсальное определение игры.
4. Игра является видом деятельности, интегрирующим все фор-
человеческой активности: физическую, интеллектуальную, твор-
;кую, репродуктивную, В мотивах и целях игры отражаются субь-ривные устремления личности, а также общественное представле-5 о назначении и возможностях игры.
Комплексный характер игры делает невозможной ее система-іашло по единому основанию, не позволяет классифицировать по тгным признакам.
5. На эволюцию игры в онтогенезе влияют возрастные измене-
t личности, характера деятельности, отношения к игре. Преобла-иотм в игре как виде деятельности становятся компенсаторная я
- 10 -креативная функции, вместе с тем увеличивается доля других игр< вых модальностей.
6. Игра занимает особое место в художественной практике;
взаимосвязь искусства и игры осуществляется по ряду направле
ний:
в литературных произведениях Паллада, Плавта, К.Гоши,Э.Г.А. Гофмана. М.Ю.Лермонтова, З.Гиппиус, В.Ходасевича, Г.Гессе, Х.Л.Борхеса, У.Эко, И.Кальвине- й других находит выражение метафизика игры;
игра определяет структуру и характер художественной деятельности; в ряде гидов искусства обозначает исполнительство, и интерпретаторство;
игра является способе:.! организации произведений в ряда художественных направлений: живописных (абстракционизм, концептуализм), музыкальных (алеаторика),.литературных (постмодернизм);
игра оформляет зрелищные театрализованные мероприятия и является их составной частью;
игре посвящены эстетические концепции, анализирующие искусство (И.Кант, романтики, Н.Гартман, Х.-Г.Гадамер и др.) и его генезис (В.Еунд, К.Лапге, ІІ.Н.ІІвреинов, А.Авдеев и др.).
7. Особенности бытия игры определяют специфику игрологии
как учения об игре, которая является комплексно-интегративной
областью культурологииского знания и синтезирует четыре груп
пы теорий и кониепии'1: а) теории,' поспяиеннче анализу собствен
но игры; б) концепции Философского и культурологического ха
рактера, осмысляющие игру в качестве онтологи"сскоі; гносеоло
гической, экзистенциальной, феноменолопг'еско" категории;
в) теории, использующие и понимающие игру как структурное понятие, как способ построения, существования и восприятия произведения (философского, эстетического,- художественного), а также как отношение к реальности,, к идейному и художественному материалу; г) труды, содержащие разработки технологии игры и поев) щенные: стратегии различных игр; .коммуникативны.!, терапевтическим, обучающим, креативным программам; механизма:.! математических, стратегических ь"деловых игр; сценариям функционирования игры в праздничных мероприятиях и т.д.
.8. В силу специфики предмета и содержания игрологии, определяющим является философско-культурологическиЛ »:стод, основан-
;'.'$ ':'? FyKSYtfWj^'?* г^тадигмк - ^?,?--;-о?-г5сі"2 jirpu в системе дру-
Практическая значимость исследования
Материалы и выводы диссертации спос-''струил расширению лредставленип о культуро и ее феноменах, w олявт углубить аналіз о механизмах и структур"* творчества, способах его интенсификации, о возрастной стратификации и типологических особенностях культуры.
Положения диссертации могут быть применены при чтении курсов по теории и истории культуры, по эстетике, философии, искусствоведению, социальной философии, педагогике, а тело,<е спецкурсов по современной западной философии, романтизму, теории творчества, детской и возрастной психологин.
Научное понимание игры и ее возможностей имеет непосредственно значение в практике воспитания, для работы с детьми и молодеяыо, для организации досуга, спортивных и праздничных мероприятий, в разработке психотерапевтических, крэатизных, коммуникативных и экономико-управленческих программ.
Апробация паботн. . Материалы, теоретические выводы и положения диссертации были изложены в ряде докладов и выступлений: на расширенном заседании Проблемного Совета MB и ССО РСС-СР "Актуальные проблемы эстетики, теории и практики эстетического воспитания советской молодежи" (Архангельск, 1903), медвузовской научно-практической конференции "Досуг, игра л гармони' :сков развитие личности" (Ленинград, 1985), научно-практической конференции "Эвристические и ролевые игры п интенсификации учебного и научного творчества студентов" (Казань, 1983), тзеспубликан-ской научно-практической конференции "Психолого-педагоги"еские проблемы идеологической работы с учащейся молодежью в условиях . самодеятельных объединений" (Казань, 1989), научно-практической, конференции "Творческое мышление и деятельность ину.ензра" (Тюмень, 1989), на конференции "Диалектика реального и художественного.. времени" (Саратов, 1989), Саранских бахтиновслих чтениях -Г989 г.. на конФеоенции "Особенности современной социальной
- 12 -картины мира" (Обнинск, 1990), всесоюзной научной конференции "Іїаследие' М.И.Бахтина в контексте культуры" (Ленинград, 19Э1), международной кокферешип "Ребенок з современном мире. Философия детства" (Санкт-Петербург, 1993).
Кроме того, положения диссертации излагались на заседаниях Проблемного совета по эстетике MB и ССО РСФСР и секиии эстетики Северо-Западного отделения Философского общества СССР; доклади по тзме диссертации были сделаны на кафедре Философии JfiSEiTu. ухен'л акад.Е.Н.Образцова, кафедре гуманитарных и общественных наук Санкт-Петербургской государственной консерватории і:і.:ен:і П.А.Ркмского-Корсакоза, кафедре теория и истории культури Санкт-Пбтербургскоіі государственной акадомкн культуры. Материалы диссертации легли в основу спецкурсов по культуре древнего мира, >.:;:фолсги>;, Ренессансу, культура Нового времени, учебных курсов по теории культури, читаемых автором в Санкт-Петербург-скоі'; государственной консерватории имени Н.Л.Римского-Корсакоьг :: в Сенкт-ПетсрбургскоЯ государственно" академии культуры.
Основные идеи диссертации изложены в статьях, брошюре и монографии "Мир игры" - 10 п.л. (СПб., 1992).
Структура и объем диссертации. Текст, занимающий .oLf> стра-ши, состоит ;пз введения, четырех глав, заключениям; списка литературы,, включающего 405 источников на русском к '169 на ино-стран: 1ы>: яз ыкох.