Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современное человечество называет образование одной из глобальных проблем, стоящих перед всеми народами и странами и требующих своего практического разрешения.
Философское знание в XX веке отмечает возрастающее значение интеллектуального потенциала каждого человека, его нравственных качеств, гуманистической ориентации. Особое значение приобретают эти характеристики личности в условиях радикального изменения общества, в период смены ценностных ориентации при переходе к новым ориентирам бытия.
Современное образование призвано обеспечить оптимальное вхождение человека в гармоничные отношения с природой, обществом, с другими людьми, с самим собой. Оно имеет своей целью не обеспечение "человеческим фактором" материального производства, а трансляцию материальной и духовной культуры новым поколениям. Современное образование призвано удовлетворять потребности субъектов образования и обеспечивать их эффективную адаптацию во всех сферах жизни.
Смена целей образования, ценностных ориентации и мотиваций в учебной деятельности, которая происходит во всем мире, непосредственно касается и современного российского общества. Это явилось одной из причин, обусловивших выбор темы исследования.
Вторая группа причин, актуализирующих философский анализ обучения и в особенности учебной деятельности, связана со спецификой происходящих в стране социокультурных изменений, которые идут противоречиво, неэффективно и самым непредсказуемым образом. В силу этого провозглашаемые властными структурами принципы вхождения в мировое сообщество, интеграции в глобальную экономику и др., не только не реализуются на практике, но и порождают новые, виртуальные мифологемы, столь же далекие от реальностей общественной практики России, как и провозглашаемые в прежние времена научно-техническая революция, ускорение научно-технического прогресса, формирование
всесторонне и гармонически развитой личности.
На современном этапе развития России с особой остротой
встают проблемы радикальных преобразований в области
образования как главное условие и предпосылка других
преобразований в обществе. И если реальная практика в области
образования не может быть охарактеризована как
удовлетворительная, то тем более необходимым становится содержательный философский анализ учебной деятельности, выявление эвристических возможностей разных философских подходов к нему и обнаружение направлений наиболее существенных его преобразований, имеющих своей целью создание новой модели образования, которая в состоянии обеспечить потребности человека и всего общества и соответствует культурным традициям России.
Степень разработанности проблемы. Учебная деятельность как объект философского анализа является традиционной философской темой. Проблемами образования в теоретическом и практическом плане занимались все наиболее известные философы мира, начиная с Конфуция.
В нашей литературе с диалектико-материалистических позиций достаточно обстоятельно разработана общая теория воспитания, образования и обучения /Воронович Б.А., Григорьян Б.Т., Демин М.В., Кон И.С, Смирнов Г.Л., Фролов И.Т./.
Многие авторы исследуют сущность, закономерности развития духовной сферы общества и ее влияния на формирование духовного мира личности и на учебную деятельность /Барулин B.C., Журавлев В.В., Тощенко Ж.Т., Уледов А.К., Яновский Р.Г./.
Опираясь на деятельностную концепцию обучения ряд авторов рассматривает различные аспекты духовного развития человека, его творческой активности в широком культурологическом аспекте /Каган М.С., Леонтьев А.А., Петровский А.В., Маркарян Э.В., Злобин Н.С., Выготский Л.С, Давыдов В.В./.
В середине XX века философский анализ обучения и
воспитания чаще всего рассматривался на базе методов
деятельностной концепции человека, с использованием
эмпирических и лабораторных наработок педагогики и психологии, а затем с помощью методов и средств теории информации, которые успешно использовались при решении задачи компьютеризации
обучения / Леонтьев А.Н., Матюшкин A.M., Моносзон Э.И.,
Савельев А.Я./.
В работах отечественных— философов " /Лекторского В.А.,
Буевой Л.П., Батищева Г.С/ рассмотрены общефилософские
основания концепции деятельностии, выявлены специфические черты субъекта деятельности и общения, показана связь познания и обучения.
В 60-70-х годах философы в тесном контакте с психологами и педагогами /Давыдов В.В, Щедровицкий Г.П., Гальперин П.Я., Михайлов Ф.Т./ разрабатывали общефилософские основы новой дидактики, повторяя вслед за Э.В.Ильенковым: "Школа должна учить мыслить!" (1964 г.), а также провели ряд плодотворных дискуссий, посвященных анализу логики науки и логики обучения, соотношению науки и учебного предмета, выявлению наиболее эффективных методов обучения, пониманию процесса обучения как главного способа овладения культурой.
В тот период складывается направление педагогической социологии и успешно проводятся многочисленные исследования педагогической деятельности, в особенности в высшей школе /Леонавичус Ю.И., Якуба Е.А.,. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н./, которые способствовали разработке социально-философских проблем воспитания, образования и обучения на основе выявления новых тенденций, возникающих в практике учебной деятельности.
В работах А.Н.Шиминой, В.В.Репкина раскрываются
содержательные параметры самой учебной деятельности,
показываются принципиальные особенности субъектно-субъектных отношений в обучении, разрабатываются практические рекомендации обучения на основе новой дидактики. Успешно разрабатываемые в 70-80 гг. исследования в области функционирования культуры / Орлова Э.А., Арнольдов А.И., Баллер Э.А., Эфиров С.А. /, ее исторических особенностей и тенденций, имеющихся в России, как правило, велись в русле общей культурологической теории и не осмысливали учебный процесс как процесс вхождения подрастающих поколений в культуру.
В современной философской литературе существует широкий спектр точек зрения на учебную и обучающую деятельность и предложено немало интересных теорий обучения, основывающихся на достижениях педагогической, психологической, социологической
науки, а так же информативном и компаративистском подходе к обучению.
Материалы всех этих исследований имеют несомненную теоретическую ценность, хотя в ряде случаев следует учитывать время и условия их создания. Однако наличие достаточно обширной литературы по этим проблемам еще не означает, что все вопросы уже получили окончательное решение. Особенности современного развития в нашей стране требуют уточнения ряда теоретических положений, отказа от стереотипов, затрудняющих изучение сложных проблем учебной деятельности в условиях экономических реформ и перехода к рыночным отношениям. Так, требуется проведение более глубоких и всесторонних исследований роли социальных и личностных детерминант в обучении на основе понимания обучения как процесса овладения культурой, выявление философских предпосылок новых концепций обучения, более строгое философское обоснование социокультурных детерминант, компьютеризации обучения, обнаружение эвристических возможностей в учебном процессе таких общенаучных методов познания как моделирование, структурно-функциональный анализ, системный подход и др.
Методологической базой диссертации является общая концепция социальной философии и гносеологии, как они сложились к началу 1990-х годов; эвристические возможности объективного и непредвзятого компоративного анализа различных философских концепций рассмотрения человеческого мышления и процесса обучения; деятельностная концепция культуры; терпимость и уважение к различным точкам зрения на исследуемые проблемы. Методологическая основа ' исследования в значительной степени обусловлена сопоставительным характером анализа, спецификой избранной темы, обращением к современным философским, социологическим, социально-психологическим и педагогическим концепциям.
Цели и задачи исследования. Основная цель работы обосновать необходимость целостного подхода к исследованию современной учебной деятельности средствами философского анализа. Диссертант стремился проанализировать новые философские подходы и методы, показать их значение, эвристическую, герменевтическую и аксиологическую значимость и праксеологическую ценность. Вместе с тем, автор стремился
показать в первую очередь философское обоснование различных
современных концепций обучения, их значение в формировании
современного""субъекта~ культуры, а не анализ их содержательных
характеристик, считая, что это составляет задачу педагогики, а не философского исследования.
В соответствии с целью работы выдвигаются следующие конкретные задачи исследования:
исследование проблемы получения нового знания в историко-философской традиции;
выявление единства и различия познания и обучения. Анализ проблемной ситуации в учебной деятельности;
раскрытие концептуального методологического
социокультурного подхода к психике человека в теории социальных представлений С.Московичи и его последователей для понимания особенностей современного обучения;
- анализ философского обоснования новых концепций обучения информационной эпистемологии, системного анализа.
Обоснование логики построения диссертации. Цель
исследования и его конкретные задачи, методологические и аксиологические подходы, равно как преимущественно историко-философское содержание исследуемой проблемы, стремление . всесторонне и целостно определить единство и различие познания и обучения, роль и значение культуры в становлении психики, определили логику построения и общую структуру диссертации.
Для более глубокого понимания учебной деятельности оказалось необходимым осуществить экскурс в историко-философские традиции анализа познания и обучения, равно как и обратиться к современным, наиболее значимым концепциям обучения и новым педагогическим технологиям. Такой широкий диапазон анализируемых материалов, на взгляд автора, позволил ему в максимальной степени избежать тенденциозности в аргументации и, по возможности, отойти от наиболее расхожих мифологем обыденного понимания обучения, не отвечающих принципам строгого философского анализа.
Особенностью анализа учебной деятельности в диссертации является то, что она исследуется в единстве с гносеологией, и одновременно в социально-философском, а не эпистемологическом контексте, преимущественно как проблема деятельности и общения
субъектов обучения, причем сама учебная деятельность рассматривается как вхождение в культуру, овладение ее знаниями, нормами и ценностями.
Научная новизна. Результаты осуществленного исследования содержат следующие элементы научной новизны:
- раскрыты особенности взаимодействия и социокультурная
обусловленность ряда наиболее значимых историко-философских
традиций в разработке теорий познания и теорий обучения.
Единство и различие познания и обучения описывается как
неотъемлемая характеристика современной учебной деятельности,
процесс обучения рассматривается как особый культурный феномен;
предлагается рассматривать проблемную ситуацию как основу получения нового знания; подчеркивается, что обучение является актом творчества, самореализации личности и максимально приближается к познанию при использовании технологий проблемного обучения;
- исследуется социокультурный генезис психических функций
человека на основе философского анализа теории социальных
представлений; в философскую литературу вводится ряд
неопубликованных на русском языке работ С.Московичи и его
последователей, показавших приоритетную роль и значение
социального контекста в формировании индивидуального сознания;
выявлено теоретическое содержание понятия обучения в совокупности обучающей и учебной сторон, как единство общения и деятельности, раскрыта специфика субъектно-субъектных отношений в процессе обучения;
анализируется новая педагогическая технология на базе компютеризации, рассмотрено ее философское обоснование, показаны эвристические и герменевтические возможности, границы практического применения в обучении;
- детально проанализирован системный подход в обучении,
раскрыто его значение для формирования современного целостного
и интегративного мышления обучающихся, основанного на понимании
мозаичности и взаимодополнительности существующих философских
представлений о системном познании мира.
Научно-практическая аначимоеть и апробация результатов. Основные положения диссертации, выносимые на защиту, неоднократно докладывались и получили поддержку на
методологических семинарах на кафедре философии и
культурологии Московского государственного Университета
ПриродооОустройства,--а -также — на--ряде"""конференций в течение 1988-1994 гг. Теоретические выводы автора, сделанные в ходе работы над диссертацией, использованы им при выступлениях на конференциях и в учебной деятельности со студентами.
Кроме того, выводы диссертации могут быть использованы как при подготовке основного курса лекций по философии, так и при разработке спецкурсов по философии образования, культурологии, социологии.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и культурологии МГУП, где диссертант работает с 1987 года. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора.
Структура и объем работы. Структура самой диссертации
строится в соответствии с целью и задачами диссертационного исследования, что позволяет дать наиболее полное представление о предмете исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (списка основной использованной литературы). Объем диссертации - сто двадцать семь машинописных страниц текста, библиография включает более 150 наименований на русском и иностранных языках.