Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детское телевидение в контексте социокультурных и воспитательных проблем (Сравнительный анализ российского и афганского опыта) Каюми, Абдул Хамид

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каюми, Абдул Хамид. Детское телевидение в контексте социокультурных и воспитательных проблем (Сравнительный анализ российского и афганского опыта) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 17.00.08.- Санкт-Петербург, 1994.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Журналистика для детей— это не только средство информирования и развлечения детей, но и, в первую очередь, средство их воспитания.

На современном этапе значение средств массовой информации, ориентированных на детей, заметно возрастает во всем мире. Особая роль здесь принадлежит телевидению. Зто обусловливает огромную ответственность журналистов, работающих над созданием телевизионных передач для детей и юношества и тем самым участвующих в процессе воспитания подрастающего поколения. В связи с этим проблемы содержания, форм и методов работы в детской, юношеской и подростковой аудитории, преемственности их традиций требуют внимательного и заинтересованного изучения не только со стороны психологов и педагогов, но и историков журналистики, культуры.

Особенно актуально это для молодого, начинающего телевидения Афганистана, детское вещание которого уходит корнями в национальные традиции культуры, литературы, театра этой страны, впитывает бесценный опыт всей предшествующей его возникновению детской журналистики.

Обращение к социокультурным, воспитательным п журналистским традициям в данной области не менее злободневно, на наш взгляд, и для определения нравственных, воспитательных ориентиров дальнейшего развития российского телевидения для детей, которое в последние годы утратило многое ІІЗ наработанного прежде опыта.

Очевидно, что телевидение может и должно играть важную позитивную роль в воспитании подрастающего поколения: побуждать и закреплять у детей интерес и любовь к труду, учить работать творчески, проявлять инициативу и деловитость, помогать им еще до совершеннолетия определить своп наклонности и способности. Л главное—способствовать нравственному, духовному становлению личности ребенка.

Телевидение, являясь синтетическим- по своей природе средством массовой коммуникации, впитавшим в себя опыт и традиции различных видов искусства, печати и радио, с одной стороны, рельефно и образно отражает различные стороны со-

циалыю-экономической, политической и, главное, культурной жизни современного общества; с другой стороны, оно способно оказывать непосредственное и достаточно активное влияние на социокультурные и воспитательные процессы. В Афганистане, где процент беграмотности еще чрезвычайно высок, где сильны еще близкие к средневековым методы воспитания и образования детей, где сквозь детские судьбы проходят жестокие войны, оттесняющие на периферию общественных интересов культуру, образование, воспитание, с развитием детского телевидения связываются большие надежды и перспективы возрождения и развития гуманистических традиции. Именно в контексте данной закономерности анализ проблем телевизионного вещания для детей, его места и роли в развитии социокультурных и воспитательных процессов представляется особенно актуальным.

Степень изученнности темы. К сожалению, несмотря на уже достаточно длительный период функционирования телевидения в Афганистане (первая передача вышла в эфир в 1978 году) и развития в его структуре детских передач, этой проблеме до сих пор не посвящено ни одного специального исследования. Краткие упоминания о деятельности афганского телевидения мы находим лишь в немногих общих трудах по истории журналистики Афганистана.'

Основной поток исследований носит теоретико-методический характер. В них на основе широкого обобщения практического материала рассматриваются современное содержание, формы и методы работы журналистов с детской аудиторией, даются рекомендации, связанные с повышением эффективности этой деятельности.2 Другой поток' существующих публикаций—эмпирического характера. Литературу этого направления составляют газетные, журнальные рецензии, обзоры, статьи и интервью с журналистами и т. д.

В силу своего информационного, рекламного характера эти публикации, освещая новости детского телевидения, как

1 См. например: Джслал Нурани, Муджал-е Атфаль, Гузашта ва Эм-
руз.—Кабул, 1984; Вахид Самадзай, Бебииет ва Бешновет.—Кабул, 1985.

2 См. напр.: Галочкииа Г. А., Телевизионное вещание для подростков
и юношества (особенности тематики и жанров): Автореф. канд. дисс.—М.,
1973; Медведева О. А. Телепрограммы для детей н юношества: тематика,
визуальная структура, особенности восприятия. (Опыт Белорусского теле
видения): Автореф. канд. дисс.—Минск, 1990; Боярская А. М. Режиссура
телевизионных программ для юношества.—М., 1972; Егоров В. В. Пробле
мы учебного телевидеїшя.—М., 1982; Левшина И. Подросток и экран.—М.,
1989; Телевидение и дети.—М., 1976; Телеэкран приглашает детей. /Сб.
ост. Г. Галочкина.—М., 1976.

правило, не претендуют на глубокий анализ проблем. Однако в ряде публикаций содержатся ценные наблюдения за деятельностью журналистов детских программ, замечания относительно приемов и методов их работы и т. д.1

Что же касается исторических исследовании, то здесь следует констатировать их отсутствие, хотя данный исследовательский пробел отчасти компенсируется трудами по истории российской (и советской) детской периодической печати.2

В 60—70-е годы некоторые аспекты истории детского радиовещания изучались ЛІ. С. Глсйзером, А. А. Меньшиковой, В. Б. Дубровиным, П. С. Гуревичем, В. Н. Ружниковым.3 Более поздний период был отмечен появлением специальных исследований по истории детского радиовещания;4 а также выходом в свет монографии и докторской диссертации В. Н. Руж-никова по начальному периоду советского радиовещания.5 И, наконец, нельзя обойти вниманием результат труда большой группы ученых-историков радиовещания и архивариусов—1-й том хрестоматии по истории советского радиовещания, в котором представлены уникальные документы и тексты радиопередач, в т. ч. и детских.6

Объект исследования. Детское телевизионное вещание России и Афганистана—различные в своих национально-исторических особенностях системы, но п имеющие, однако, немало общих закономерностей своего развития.

Основное внимание автор уделяет последовательному ана-

1 Рапохіша IO. В. В добрый час, «Детский час» /ТВ и радиовещание.
1990. Л" 2; Аудитория от 2 до 16-ти /Телевидение и радиовещание. 1980,
№ 9/.

2 См. напр.: Алексеева М. II. Советские детские журналы 20-х годов.
М. 1982; Вишневская Ю. Н. Пионерская печать в документах.—Л., 1972;
Русские журналы для детей /1785—1917 гг/ Библ. указ.—Л., 1982; Рус
ская детская журналистика /1785—1917/ Сб; сост. Холмов М. II.; Станов
ление советской журналистики для детей.—Л., 1983.

3 Глейзер М. С., Радио и телевидение в СССР. 1917—1963 гг. Даты и
факты. М., 1955; Меньшикова А. А. Радио—детям. Из опыта вещания для
детей и юношества Всесоюзного радио.—М., 1966; Дубровин В. Б., К. исто
рии советского радиовещания. Страницы истории.—М., 1976.

4 Лебедева Т. .В. Детское радиовещание: специфика общения с ауди
торией: Автореф. канд. дисс.—М., 1989; Руденко II. А. Радиовещание для
детей и юношества: становление, развитие, проблемы современного функ
ционирования: Автореф. канд. днсс.—М., 1986.

5 Ружников В. И. Так начиналось... Исторпко-теоретический очерк
советского радиовещания, 1917—1928 гг.—М., 1989; Он же. Отечественное
радиовещание: пути и проблемы становления /ретроспектива и современ
ность/: Автореф. докт. дисс.—М., 1992.

0 История советской радиожурналистики. Документы. Тексты. Воспоминания. 1917—1945 гг.—М., 1991.

лизу этапов их становления, развития и современного функционирования на фоне и в тесной связи с эволюцией социокультурных и связанных с ними воспитательных традиций.

Диалектика развития детского телевизионного вещания состоит в том, что творчески и технически совершенствуясь, оно усваивает и обогащает традиции, заложенные ранее детской прессой и радиовещанием. Поэтому при анализе генезиса традиционных для детского телевидения тем, форм и методов работы с различной по возрасту аудиторией автор обращается к российским и афганским периодическим печатным изданиям и радиопередачам для детей.

Исследуемый объект обогащается и за счет включения в научный оборот фактического материала, отражающего деятельность Узбекского и Таджикского телевидения, чрезвычайно близкого Афганистану по своим культурным и религиозным традициям.

Хронологические рамки исследования включают достаточно длительный период времени, начиная с 1918 года, когда впервые в истории Афганистана увидела свет газета для детей «Сирадже атфаль» («Детский фонарь»), включая период ьозникновения и развития детского телевидения с 1978 года до разгара кровопролитных военных действий в стране, затормозивших дальнейший прогресс не только телевидения, но и всей афганской культуры. Однако автор счел необходимым расширить временные рамки исследования российского телевидения до текущего 1994 года в связи с тем, что российский период с конца 80-х. годов по настоящее время чрезвычайно актуален для истории, а телевидение этих лет представляет богатый опыт, который со всей необходимостью будет востребован и окажется бесценным для дальнейшего развития телевидения самых различных стран, в том числе и для афганского.

Цели и задачи исследования. Основной целью данной работы является исследование проблем зарождения, становления, развития и современного функционирования детского телевидения Афганистана как сложного социального феномена, являющегося частью социокультурной и воспитательной системы общества; выявление его роли и места в общей системе детской журналистики со всем комплексом ее гуманистических функций.

Для реализации этой цели автором были решены следующие задачи:

—выявлены с возможной полнотой и изучены различные виды источников;

—составлена библиография, в которую вошли как специальная литература по теме диссертации, так и публикации смежной проблематики, касающиеся детской психологии и педагогики; подготовлен аналитических обзор этой литературы на начальном этапе исследования;

—разработана общая концепция исследования;

—определены и изучены этапы развития детского телевидения России и Афганистана, а также его предшественников —газетно-журнальноіі периодики и радиовещания для детей и юношества;

—обобщены результаты исследования; сделаны выводы и даны рекомендации, направленные на повышение эффективности работы детских телевизионных редакций.

Исходя из цели диссертации, автор ставит ряд конкретных задач—выявить основные закономерности (как общеисторического, так и специфического, национального характера) в развитии детского телевидения; проследить преемственности традиций общения с детской аудиторией, выработанных детской прессой, получивших развитие в детском радиовещании, воспринятых и адаптированных телевизионной журналистикой для детей; выявить зависимость исторического пути афганской детской журналистики от соответствующих социально-политических изменений в стране, социокультурных и воспитательных традиций.

Методологическую и теоретическую базу диссертации п связи с этим составляют, прежде всего, труды, анализирующие проблемы развития телевизионной журналистики. Диссертант опирается в своем исследовании на работы таких специалистов, как Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, С. А. Муратов, А. Я- Юровский, В. Б. Егоров и многих других. Анализ специфики детского вещания обусловил необходимость обращения к работам исследователей Э. М. Ефимова, Г. А. Галоч-кшюй, О. А. Медведевой, А. А. Степанова, А. Алексина и др.

В связи с историческим характером исследования значительное внимание было уделено также трудам историков и теоретиков газетной и радиовещательной журналистики для детей: М. И. Холмова, Ю. Н. Вишневской, И. А. Руденко, Т. В. Лебедевой, Джалал Нурани, Абдул Расул Рахина, Ка-зема Ахаига.

Диссертантом были также использованы книги по истории Афганистана, в которых в большей или меньшей степени со-

держались материалы, отражающие развитие печати в стране. Это—исследования М. Г. Мохаммада Губара, Абдула'й Хаспби, Сайда Касема Рнштия, Дави А., Вакплп А., Бепова Абдул Рауфа, А. А. Кохзад, С. С. Хашими и др.

Проблемы детского телевидения исследуются в широком контексте социокультурных и образовательных проблем Рос-сип и Афганистана. Поэтому важнейшим звеном методологической и теоретической базы исследования послужили для автора работы по теории и истории культуры М. М. Бахтина, М. С. Кагана, Ю. Б .Борева, А. Я- Знся, А. А. Кохзада, Асаду-ла Хабиб, Хабибн А., Бонова А. и др.

С ходе анализа были выявлены связи между телевизионным вещанием для детей и сферами педагогики и психологии. Взаимозависимость и взаимовлияние этих сфер во многом обусловливают особенности тематики, жанров и форм детских телепрограмм. Поэтому в своем исследовании диссертант опирается на труды по возрастной психологии Л. С. Выготского, А. В. Петровского, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, И. С. Кона, Э. Фромма и др.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет собой практически первую попытку теоретического исследования творческого опыта афганского детского телевидения. В работе впервые осуществлена научная систематизация исторического материала за 12 лет существования телевидения в Афганистане, проанализированы содержание, формы, жанры, особенности подготовки передач для детей и подростков.

Проблематика, рассматриваемая в диссертации, впервые выступает как предмет комплексного исследования; ранее она лишь частично рассматривалась в работах по теории и истории детского телевидения советского периода. Новизна присуща и методологическому решению темы, к которому стремится автор. Попытка сравнительного нсторико-культурологи-ческого анализа российского и афганского телевидения позволила выявить общие, интернациональные закономерности развития детского вещания, их генетическую связь с детской прессой и радиовещанием, и вместе с тем подчеркнуть специфику, национальные особенности культурных и педагогических традиций, лежащих в основе функционирования детского телевидения различных стран.

Источники и методы исследования. В ходе работы над диссертацией автором были изучены многочисленные и разнообразные источники. Были просмотрены микрофонные папки

6 .

Главных редакций передач для детей и юношества Афганского, Петербургского, Узбекского и Таджикского телевидения за 1985—1991 гг. Систематически фиксировались наблюдения, замечания, которые возникали в процессе просмотра передач по Петербургскому, Российскому каналам и каналу «Останкино» (1987—1994 гг.) и Афганскому телевидению (1984, 1986, 1989 гг). Ценный фактический материал, относящийся к объекту исследования, автор получил при работе в архивах редакций писем па телевидении Афганистана, С.-Петербурга, Узбекистана и Таджикистана в период с 1989 по 1993 годы.

Отсутствие многих документов, связанных с зарожденном и развитием детского телевидения Афганистана, а также текстов телевизионных передач поставило автора перед необходимостью многочисленных встреч с корреспондентами, режиссерами, редакторами детских передач, музыкантами, литераторами, художниками, педагогами, деятелями театрального искусства—всеми, кто принимал участие в его дальнейшем развитии. В личный архив автора вошли записи интервью с Аманом Ашкрезом—редактором детских передач на радио; Зарифой—редактором детских передач на телевидении, Ну-рулла Ахмади — ведущим детских передач на радио, Шахно-ваз Танай — главным редактором общественно-политических передач па радио, Амид Джаля—актером театра, Бех-духт—режиссером кукольного театра и др.

Автор использовал и собственный опыт журналистской работы в Главной редакции передач для детей и юношества на афганском телевидении в 1989 году—передачи «Кудак» («Малыш») и «Ну джаванан» («Подросток»), а также опыт общения с журналистами и авторами этих программ и детского телевидения С-Петербурга, Узбекистана и Таджикистана.

Характер работы, ее содержание и цели потребовали от автора применения как междисциплинарных, так и специальных методов исследования, в числе которых—ретроспективный, исторпко-сравнительный, исторнко-тппологический и ис-торико-культуроведческий анализ, а также анализ архивных документов, прямое длительное наблюдение (просмотр телевизионных детских передач), включенное наблюдение (участие в создании детских программ), сбор относящегося к предмету и объекту исследования материала в ходе бесед с журналистами-практиками детского телевизионного вещания, с афганскими деятелями культуры, принимавшими участие в становлении национального телевидения для детей и подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в повседневной практике современной телевизионной журналистики для детей, при дальнейшем изучении роли детского телевидения в воспитании подрастающего поколения, проблем взаимодействия детского телевидения и социокультурных процессов в обществе; в школьной и внешкольной педагогике, использующей в своей деятельности опыт детского телевизионного вещания. Но главное, в чем автор усматривает практический выход своей работы, состоит в возможном использовании результатов проведенного исследования для дальнейшего эффективного развития детского телевидения Афганистана.

Апробация работы. Главные положення, выводы и рекомендации диссертации обсуждались на заседании кафедры радио и телевидения факультета журналистики С-Петербург-ского государственного университета. Основное содержание исследования изложено автором в ряде научных публикаций, в сообщениях на научно-практических конференциях факультета журналистики СП.6ГУ, международных научных конференциях в Ташкенте и Москве в 1988, 1989, 1990, 1992, 1993 гг.

Структура работы. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и библиографии.